Что не относится к организационным функциям педагогической деятельности
Основные функции педагогической деятельности
Сущность педагогической деятельности позволяет выделить ряд определенных профессиональных предписаний (функций), выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.
В педагогической литературе рассматриваются следующие функции педагогической деятельности.
Функция развивающая является ведущей в деятельности педагога. Она сама объединяет ряд функций:
Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т.д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т.п.
Диагностическая функция направлена на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы. Она включает умения определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с использованием различных методов учебно-воспитательной работы и т.д.
Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на ребенка осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения: устанавливать деловые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей к активному участию в работе ДОУ и т.д.
Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым.
Материнская функция проявляется в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития.
Преобразовательная функция требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
Обязательным условием оптимального построения учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическая деятельность учителя реализуется в определённых ситуациях через выполнение самых разнообразных действий, подчиненных определенным целям и направленных на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем. Определенная совокупность таких разнородных действий приводит к реализации той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности. Для приобретения и совершенствования профессионализма и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять себе структуру и связанную с ней систему функций педагогической деятельности.
Функция в философском аспекте понимается как отношение двух групп объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого. Функция может рассматриваться с точки зрения последствий (благоприятных, неблагоприятных), вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность) или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование) (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 1). В другом значении функция трактуется как обязанность, круг деятельности, назначение, роль (Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М., 1989. С. 557). В этом смысле мы и будем употреблять понятие «функции педагогической деятельности». Исследования ряда ученых (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе проявляются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) учителя (см. схему 12).
Рассмотрим содержание каждой из них.
Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать человека, надо прежде всего знать его во всех отношениях, отмечал К.Д. Ушинский в предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания». Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.
Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятельности выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов рго — вперед + gnosis — знание) её результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить. Например, в классе недостает сплочения учащихся, нет необходимых коллективистских отношений или же снижается интерес к учению. На основе этого диагноза он ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к учению, конкретизирует её цели и задачи и стремится добиться укрепления товарищества в классе, взаимопомощи, более высокой активности в совместной деятельности как важнейших черт коллективистских отношений. Если речь идёт о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увлекательности и эмоциональности. Подобная ориентационно-педагогическая деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.
Конструктивно-проектировочная функция деятельности учителя органически связана с ориентационно-прогностической. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся в сфере материального производства, подготовку литературно-художественного концерта, организацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательность совместной деятельности учащихся. Естественно, что для этого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, развивать у себя творческое воображение, конструктивно-проектировочные способности, уметь планировать учебную и воспитательную работу.
Таким образом, конструктивно-проектировочная функция обеспечивает:
— отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
— проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
— проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновить учащихся на работу, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением. Организаторская функция реализуется через отбор и структурирование информации в процессе сообщения ее учащимся; организацию различных видов деятельности учащихся; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
Информационно-объяснительная функция педагогической деятельности. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожалению, есть немало учителей, не обладающих такой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.
Коммуникативно-стимулирующая функция педагогической деятельности связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности.
Эта деятельность включает в себя:
— проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова;
— установление правильных взаимоотношений со всеми остальными участниками педагогического процесса — учителями, администраторами и другими работниками школы, родителями учащихся.
Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обычно держатся, как говорят, на расстоянии, он внушает им внутренний страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой.
Всё это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: «учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием».
Сущность аналитико-оценочной функции деятельности учителя отражается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег.
Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю:
— поддерживать так называемую обратную связь в своей работе (непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто);
— на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс;
— вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности;
— шире использовать передовой педагогический опыт.
К сожалению, этот вид деятельности многие учителя осуществляют слабо, не стремятся видеть те недостатки в своей работе, которые имеют место, и своевременно их преодолевать. Например, ученик получил «двойку» за незнание пройденного материала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но с такой помощью учитель медлит или совсем не думает о ней, и на следующих уроках ученик снова получает плохую оценку. А если бы он проанализировал причины обнаруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успеваемости.
Наконец, исследовательско-творческая функция педагогической деятельности. Элементы ее есть в работе каждого сколько-нибудь вдумчивого учителя. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущих главах, педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем — подчеркнуть положительные поступки, в четвертом сделать личное замечание или внушение и т.д. Как говорится, твори, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.
Вторая сторона этой деятельности связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее. Например, для выработки умений и навыков применения теоретических знаний на практике дидактика рекомендует целую систему упражнений. Но вот учитель В.Ф. Шаталов из Донецка внес определенную модификацию в организацию этих упражнений по математике. Он усилил устные упражнения в решении задач и примеров, ввел так называемые «плашки» с разграфленными клеточками, в которые учащиеся записывают номера тех задач, которые они решают самостоятельно дома по собственному выбору. Все это явилось определенным творческим вкладом в развитие дидактических и методических основ организации учебной работы.
Гностическая (исследовательская) функция педагогической деятельности предусматривает изучение:
— содержания и способов воздействия на других людей;
— в возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
— особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
Исследовательская функция основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека и на реальности собственной оценки (самооценки). Объекты исследовательской функции — это сам учитель, что может проявляться, например, при психологическом анализе собственного урока, собственной педагогической деятельности, отношения с коллективом, учениками. Рефлексивность человека, уровень развития его рефлективного мышления в значительной мере определяет успешность реализации исследовательской функции по отношению к самому себе. Объектами исследования могут быть практически все другие компоненты, факторы педагогического процесса, среди которых ученик занимает основное место.
Исследовательская функция успешно осуществляется, если учитель обладает потребностью к самообразованию и совершенствованию своего педагогического мастерства и определенных исследовательских навыков. Естественно, гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления, их связи и отношения. Все гностические действия человека (например перцептивные, мнемические, мыслительные, оценивание и другие) включаются в реализацию исследовательской функции учителя. Более того, осуществление этой функции в динамичных условиях урока требует хорошо осознанного владения всеми методами педагогической психологии, наблюдением, беседой, экспериментом, анкетированием, социо- и референтометрией и др.
Виды и функции педагогической деятельности — Научная и практическая педагогическая деятельность
Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.
Преподавание — это такой вид специальной деятельности учителя, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и в опосредованной форме. Но в какой бы форме это взаимодействие не выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.
Таковым же он выступает при условии, когда деятельность учащихся обеспечивается, организуется и контролируется учителем, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. В ходе подготовки и реализации процесса обучения учитель выполняет следующие виды деятельности: с одной стороны, осуществляет отбор, систематизацию структурирования учебной информации, предъявление ее учащимся, с другой — организует рациональную, эффективную, адекватную задачам обучения системы знаний и методов оперирования ими в учебной и практической работе.
Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Преподавание и воспитательная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Аналогично, процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания рассматривается изолированно от воспитания.
Научная и практическая педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность — это деятельность, обеспечивающая взаимоотношения между людьми в процессе передачи интеллектуального и практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.
Взрослое поколение граждан всегда стремится передать накопленный интеллектуальный и практический опыт человечества — культуру — молодому поколению, чтобы общество сохранялось и развивалось. Поэтому одной из главных целей общества является овладение человеком культурой. Для достижения этой цели общество организует специальную деятельность — образовательную.
Но невозможно обеспечить всю культуру через педагогическую деятельность. Для этой деятельности отбирается необходимая и обязательная часть культуры, которая представляет собой определенную совокупность умственного и практического опыта в виде знаний и умений ими пользоваться, в виде высших нравственных качеств. Личность, способная использовать эту часть культуры, является целью педагогической деятельности. Результатом педагогической деятельности должен стать человек, овладевший этой частью культуры.
Педагогическая деятельность может осуществляться социально образованным человеком, имеющим педагогическую (профессиональную) подготовку. Предметом педагогической деятельности является то целое, которое было отобрано и должно быть передано молодому поколению, особое отношение к которому позволит достичь поставленной цели.
Педагогическая деятельность основывается в основном на следующих природных свойствах и качествах, присущих человеку: Органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность понимать, воспринимать, применять знания и навыки); орудия труда: инструменты различных видов, включая книги, письменные принадлежности и т.д.
Педагогическая деятельность осуществляется через ряд действий, которые приводят к результату, соответствующему поставленной цели. Этот набор представляет два вида педагогической деятельности: научную и практическую.
Научная педагогическая деятельность — это вид педагогической деятельности, направленный на получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.
Научная деятельность изучает совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и разрабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.
Практическая педагогическая деятельность — это вид педагогической деятельности, направленный на передачу значительной части культуры и опыта старшего поколения младшему.
В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) молодому поколению.
Основные виды педагогической деятельности
1.Инструкторский (учителя-предметники, тренеры, EAP и т.д.)
2.Педагогический (учителя, классные руководители, воспитатели и т.д.),
3.Административные (руководители школ, центров ECE и т.д.),
4.Организационные (организаторы детского движения, все учителя),
5.Методические (методисты школ, центров ECE и т.д.),
6. Исследования (учителя-экспериментаторы),
7.Внеклассные (кружки, центры ECE, комнаты детской милиции).
Независимо от того, какой вид деятельности выполняет учитель, ведущими направлениями в его работе будут:
1) Диагностическая и планирующая деятельность, т.е. изучение состояния и эффективности организуемого процесса и на этой основе планирование дальнейшего развития учащихся и группы детей, определение стратегии своей педагогической деятельности и ожидаемых результатов.
2) Ценностно-ориентированная деятельность, т.е. создание условий для формирования ценностного восприятия мира, ценностных ориентаций учащихся, владение соответствующими методами и формами воспитательной работы.
3) Коммуникативная деятельность — т.е. организация взаимодействия учащихся в различных видах совместной деятельности, выбор оптимального стиля общения, управление взаимодействием.
4) Организаторская деятельность — т.е. умение организовать интересную и разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, владение различными формами работы и т.д.
5) Рефлексивно-аналитическая деятельность — т.е. способность анализировать не только деятельность учащихся, но и собственную педагогическую деятельность, делать выводы и т.д.
Уровни педагогической деятельности
При рассмотрении педагогической деятельности есть два аспекта: внешний и внутренний.
Уровни педагогической деятельности :
1 уровень — репродуктивный — подразумевает способность учителя действовать по образцу, шаблону, стандарту. Для такого учителя трудно делать что-то новое.
2 этап — адаптивный — подразумевает способность учителя приспосабливаться к новым требованиям жизни, школы, изменять известные методы.
3 этап — творческий — подразумевает нестандартные, необычные действия учителя, которых нет в известном опыте.
Особенностью ДО является: — его целенаправленный, личностно-ориентированный характер (на ребенка, его образование, развитие…), — его кооперативный характер: в нем обязательно участвуют и учитель, и ученик, — его целевой характер: ПД рассматривается как решение профессиональных проблем, которые возникают у учителя одна за другой, — его гуманистический характер: чаще всего «гуманизм» понимается как «любовь к человечеству», уважение прав и достоинств человека и т.д.
Признаки профессиональной ПД :
Гуманистический характер педагогической профессии и деятельности. Это проявляется в особенностях педагогической деятельности и образа мышления. Если вспомнить, что основным содержанием педагогической профессии являются отношения между людьми (с одной стороны) и специальные знания по предмету (с другой), то мы приходим к выводу, что педагогическая профессия требует двойной подготовки: Знание людей и специальная подготовка.
Функции педагогической деятельности
В педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) педагога: диагностическая, прогностическая, конструктивно-формативная, организаторская, информативная, коммуникативная, творческая, рефлексивная.
Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и определением уровня их обучения, развития и воспитания. Для этого учитель должен знать соответствующие методы диагностики.
Прогностическая функция педагогической деятельности выражается в способности педагога определять направление педагогической деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе педагогической работы, прогнозировать ее результаты, характеристики изменений в развитии личности. При этом результаты педагогической деятельности часто отдалены во времени от непосредственного воздействия на личность ребенка. Поэтому учитель должен уметь прогнозировать свою деятельность на несколько шагов вперед, видеть варианты решения одной и той же задачи с учетом конкретной ситуации, видеть возможные последствия своих профессиональных действий.
Конструктивно-созидательная функция деятельности учителя органически связана с прогностической функцией. Эта функция предусматривает отбор и организацию содержания учебного материала, подлежащего усвоению учащимися; проектирование деятельности учащихся, в которой эта информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения в процессе общения с детьми. Функция проектирования также включает в себя постановку долгосрочных, перспективных целей обучения и воспитания и планирование стратегий и путей их достижения.
Организующая функция деятельности педагога связана с вовлечением учащихся в образовательный процесс и стимулированием их активности. Эта функция реализуется путем отбора и структурирования информации в процессе ее донесения до студентов; организации собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия со студентами.
Информационная функция педагогической деятельности связана с передачей научной, философской, нравственной и эстетической информации. Большое значение имеет глубокое знание своего предмета, профессиональная и общая эрудиция преподавателя, владение предметом, умение доступно объяснить и изложить ту или иную информацию.
Коммуникативная функция подразумевает установление доброжелательных отношений со всеми участниками педагогического процесса — учениками, учителями, родителями, администрацией и другими работниками школы. Эта функция характеризует специфику взаимодействия учителя с учениками.
Творческая функция определяет отношение учителя к педагогической деятельности как к творческому процессу. Творческий характер педагогической деятельности не позволяет дать конкретный «рецепт», как вести себя в той или иной ситуации.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института