Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие

Признаки деловой игры

1.4 Признаки деловой игры

Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем:

-Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

-Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.

-Распределение ролей между участниками игры.

-Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

-Наличие управляемого эмоционального напряжения.

-Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

-Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

-Коллективная выработка решений участниками игры.

-Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры[5].

1.5 Структура деловой игры

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры[3].

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

2.1 Особенности организации деловой игры

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

-хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

-одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

-мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

-позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

-многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

-преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

-нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

-в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата[2].

Таким образом, деловая игра должна включать в себя все эти качества. Только тогда она может по праву называться эффективным методом обучения.

В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач.

Деловая игра должна иметь основные атрибуты:

1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.

2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3. Игровые действия регламентируются системой правил.

4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.

5. Игра носит условный характер.

6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией[15].

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

1. Составление плана игры.

2. Написание сценария, включая (руководство для ведущего, правила и рекомендации для игры), инструкции для игроков.

3. Подбор информации; средств обучения.

4. Разработка способов оценки результатов игры[3].

2.2 Деловая игра «Журналист»

Участники побывали в качестве журналистов-исследователей в следующих местах: детская библиотека, кинотеатр, институт, детские игровые площадки, музей, кинотеатр и т. д. По итогам этих посещений каждая группа подготовила собственную страницу газеты.

Также по ходу игры ребята пробуют себя в жанре авторов устного выпуска журнала/газеты и работают журналистами на пресс-конференции.

В результате участники игры в ходе продуктивного взаимодействия со сверстниками получают опыт работы «плечом к плечу» с профессионалами. Ребята с интересом проникают в проблемы и достижения родного города; проявляют творчество в журналистской работе; пробуют себя в роли корреспондента, корректора, редактора, аналитика.

Источник

Характерные признаки деловой игры.

Характерные признаки деловой игры были выделены Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. можно представить следующим перечнем.

1. Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

2. Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.

3. Распределение ролей между участниками игры.

4. Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

5. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

6. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

7. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

8. Коллективная выработка решений участниками игры.

9. Многоальтернативность решений.

10. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

7.2. Этапы конструирования деловых игр.

В подготовке деловой игры можно выделить следующие этапы:

1) Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой игры может быть практически любой раздел учебной дисциплины. Желательным является то, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

2) Формирование целей и задач с учетом не только темы, но и из исходной ситуации. Нужно построить игру в одной ситуации.

3) Определение структуры с учетом целей, задач, темы, состава участников.

4) Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе. Цель отбора: исключить из участия в игре лиц, либо неспособных по своим личностным особенностям включиться в игру, либо разрушающих ее своим поведением. В качестве инструментария для выявления лиц, неспособных к групповой деятельности используют личностные опросники, выявляющие характер самооценки личности.

5) Диагностика объективных обстоятельств. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.

6) Распределение ролей между участниками деловой игры.

Для этого требуется выявление лидера, так как не выявленный лидер, поставленный на исполнительскую роль, в лучшем случае, берет на себя руководящие функции, в худшем, парализует деятельность группы. Можно провести социометрию или анкету из 4-5 вопросов.

Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Так же следует соблюсти методические требования:

1) игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;

2) максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям;

3) создание атмосферы поиска и непринужденности;

4) тщательная подготовка учебно-методической документации;

5) четко сформулированные задачи, условия и правила игры;

6) выявление возможных вариантов решения указанной проблемы;

7) наличие необходимого оборудования.

Определение и базовые элементы сюжетно-ролевой игры.

В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт. Хотя действия игроков не регламентируются и формально свободны от правил, сюжет игры может содержать общее указание о форме реализации или представления решения, а сама игра всегда содержит «скрытые» правила. Такими правилами служит указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, этические и служебные правила поведения. Все это накладывает на участников требования, от выполнения которых во многом зависит конечный результат их участия в игре. Одновременно, в отсутствие формальных правил, эти характеристики частично выполняют направляющую функцию, определяя возможные варианты действий игрока.

Основное, существенное значение в ролевой игре имеют действия участников. Итоговый рефлексивный разбор их действий может нести главное дидактическое или психологическое воздействие, выступая в этом случае, как составная часть игровой структуры. Такая форма реализации ролевых игр широко используется при проведении психологического и социально-психологического тренинга и может являться также психотерапевтическим средством.

Характерные признаки ролевых игр:

1. Наличие модели социально-экономической ситуации.

2. Наличие индивидуальных ролей.

3. Несовпадение ролевых целей участников игры, исполняющих различные роли.

4. Взаимодействие ролей.

5. Наличие общей (или одинаковой) цели у всего игрового коллектива.

6. Многоальтернативность решений.

7. Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры (обычно носит качественный характер).

8. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Способы разыгрывания ролей.

Морри Ван Менте выделяет следующие способы разыгрывания ролей:

1. Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и наблюдают за действием. В зависимости от параметров помещения условия пространственной организации могут быть и другими. Но независимо от этого под словом «аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.

2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 участника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.

3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограничения при использовании в больших группах.

4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам предлагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т.п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу ведущего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять проблему и конструктивно разрешать межличностные проблемы.

5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой игрок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.

6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а не в гротескной) имитации поведения одного участника другим или другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора в качестве безмолвного зрителя. В терапевтических условиях психодрамы это может оказаться отличным способом показать человеку, каким его видят окружающие. Однако данный прием требует особого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего.

7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев. При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пересаживается с одного стула на другой и с этих позиций говорит с остальными. В некоторых случаях можно посадить на стул-собеседник человека, который молчит, но своим присутствием ободряет и поддерживает протагониста».

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 3011 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Игра деловая

Добавлено в закладки: 0

Что такое деловая игра? Описание и определение понятия.

Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Смотреть фото Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Смотреть картинку Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Картинка про Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Фото Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличиеДеловая игра – это моделирование поведения руководителя и процессов принятия управленческих решений. Участники в ходе игры проходят поэтапное обучение тонкостям управления, обсуждают вместе варианты принятия решений, вступают друг с другом в сотруднические, сопернические, формальные и прочие деловые отношения. Игроки также тренируются в ведении переговоров и оформлении договоров. Зависимо от целей, которые участники деловой игры преследуют, она может быть нескольких типов: обучающая, аттестационная, исследовательская, управленческая.

Деловая игра является методом имитации принятия решений руководящих сотрудников или специалистов в разных производственных ситуациях, который осуществляется по заданным правилам человеком или группой людей с ПК в диалоговом режиме, при наличии информационной неопределённостии конфликтных ситуаций.

История возникновения

Первая деловая игра была создана и проведена в 1932 году в СССР М. М. Бирштейн в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте (известном ныне, как ИНЖЭКОН). Деловые игры в 1938 году в СССР постигла участь научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение состоялось лишь в 60-х гг., после того как возникли первые деловые игры в США.

Деловая игра зародилась в качестве инструмента поиска управленческих решений в условиях многофакторности и неопределённости. В настоящее время они применяются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология, или один из способов активного обучения, при проведении психологических социальных тренингов и на производстве для разрешения социальных, производственных и психологических задач. Во всех случаях есть «двуплановость деловой игры» и решаются не только профессиональные или игровые задачи, но одновременно происходит воспитание и обучение участников. Развитие компьютерных технологий вызвало создание целого ряда компьютерных аналогов стандартных деловых игр и новой категории сложных экономических компьютерных игр, но и к созданию многопользовательских больших бизнес-симуляций, онлайн-платформ являющих из себя среду для проведения и генерации нового поколения онлайн деловых игр и дистанционных тренингов.

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры

Цели использования

Признаки деловой игры

Характерные признаки деловой игры возможно представить таким перечнем:

Структура деловой игры

Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Смотреть фото Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Смотреть картинку Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Картинка про Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Фото Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличиеСоответственно с представлением об общей структуре способов активного обучения, центральным, ключевым элементом является имитационная модель объекта, так как лишь она дает возможность реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать профессиональная деятельность, организация, совокупность физических явлений или законов и тому подобное. В сочетании со средой (внешнее окружение имитационной модели), имитационная модель образует проблемное содержание игры.

Мы коротко рассмотрели деловую игру: история, цели использования, признаки, структура. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник

Признаки качественной деловой игры

Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Смотреть фото Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Смотреть картинку Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Картинка про Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие. Фото Что не относится к обязательным признакам деловой игры наличие

Мы знаем, что деловая игра – это метод имитации принятия управленческих решений путем использования разных искусственно созданных производственных ситуаций. Помним также, что деловая игра – это игровое моделирование возможных ситуаций в зависимости от принятых решений.

Разберем подробнее структуру деловой игры. Игра – это имитация управленческой деятельности, ее язык ярко и понятно воспроизводит ту или иную рабочую ситуацию, а творческая деятельность участников сводится к поиску проблемы и способов ее решения. Готовить способы решения проблем заранее нецелесообразно, поскольку это лишило бы игру творческой составляющей. Это было бы решением логической задачи, но никак не игрой. Оценивая деловые игры для корпоративного обучения, многим хотелось бы разобраться, как определить, что важно, а что второстепенно во время проведения игры, и как определить качество игры. С этим и разберемся.

Что важно в деловой игре

Непредсказуемость игры – ее главная отличительная черта, которая ставит игру в разряд формы познавательной деятельности. Для игры очень важно, чтобы играющий действовал всерьез, хоть и в условной ситуации. Это было бы невозможным, если бы существовал готовый ответ. Бессмысленно имитировать саму игру.

Участники должны проживать игру, а не ждать, чем все закончится. Во время игры должно формироваться творческое профессиональное мышление, в ходе которого человек начинает анализировать различные ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Участники должны чувствовать и понимать, что более важной является не игровая, а познавательная, или даже самовоспитательная, цель.

Важным при прохождении игры является выполнение всех игровых правил, выдерживание профессиональных норм. С учетом этого в ходе игры принимаются все совместные решения участников в пределах своих ролей.

Кроме того, игра всегда предполагает общение и взаимодействие участников друг с другом.

Иллюстрации

Приведем в пример несколько деловых игр.

Деловая игра «Станционный диспетчер»

Одна из самых первых игр посвящена диспетчерской железнодорожной станции на участке «Москва-Тула».

Диспетчерский пульт, электронное табло, несколько телефонов, диспетчер за пультом. Ночь. Тишина. На табло мигают стандартные зеленые лампочки, все идет по плану, поезда подходят и отправляются стандартно.

Вдруг вспыхивает красная лампа: поломка путевой стрелки. Одновременно с этим звонок. В трубке взволнованный голос: «Авария! Товарный поезд №786 сошел с рельсов! Пожар! 14 сошедших с рельсов вагонов перекрыли соседний путь!»

Диспетчеру известно, что следом идет скорый поезд Сочи-Москва. Он моментально связывается с локомотивами обоих поездов, вызывает пожарных и скорую, сообщает дежурному по Тульскому отделению, вызывает железнодорожников, обращается за помощью в ближайшую воинскую часть.

Проходит несколько минут и появляются сообщения о масштабах, работах, потребностях в ходе ликвидации. На место прибывает главный инженер железной дороги, выясняет причины аварии, вызывает персонально некоторых лиц. Расследование показало, что сломано колесо в одном вагоне. Диспетчер в это же время связывается с диспетчерами других узлов, согласовывает изменения.

Такая игра проходила в диспетчерской лаборатории, помогая студентам получить навыки вести диспетчерскую работу. Цель была – помочь им усвоить, что за чем делать, и, главное, как делать. Решения должны приниматься в оперативном режиме, потому что каждая секунда имеет значение. Если бы диспетчер задержался с информацией о поезде Сочи-Москва, могла бы случиться еще одна авария. Как видим, ситуация искусственная, а решения принимаются серьезно, навыки используются потом в реальной работе.

Деловая игра «Футбольный магнат»

Способность вести переговоры, навыки влияния, продуманная стратегия и умение предугадывать шаги соперников в совокупности могу привести к успеху. Сначала каждый вид акций стоит одинаково, но в процессе меняется в зависимости от действий и стратегий участников.

В ходе игры участники развивают организаторские способности, учатся работать в неопределенных ситуациях, вести переговоры, управлять временем, планировать и быстро обучаться. В конце игры определяются победители и анализируются достижения. Игра прокачивает те же навыки, которых так не хватает многим в бизнес-деятельности. Как и в игре, в жизни побеждает тот, кто более подготовлен.

Узнать подробнее и заказать бизнес-игру «Футбольный магнат» можно в ManGO! Games.

Деловая игра «Испанское золото»

Командам выдаются одинаковые суммы денег, карты, несколько подсказок. Используя современные технологии, логику и полученную информацию команды ищут точное место судна и планируют операцию по извлечению драгоценностей со дна океана. Особенность игры в том, что в ней недостаточно быть просто первым. Полной информации нет ни у кого, она рассредоточена между командами, поэтому для успеха необходимо договариваться, взаимодействовать, искать способ добыть и справедливо разделить заслуженную награду.

Участники учатся межличностному взаимодействию, управлению конфликтами, развивают и укрепляют организаторские способности, учатся работать в неопределенных ситуациях, получают опыт решения проблем и достижения результата.

Понравилась идея игры? Узнать подробнее и заказать бизнес-игру «Испанское золото» можно в ManGO! Games.

Признаки качества деловой игры

Качественная деловая игра должна содержать все необходимые признаки деловой игры и совершенствовать навыки участников, указанные в ее цели.

Обязательные признаки деловой игры:

Оценка игры происходит по результату, а ее критерии объявляются перед началом. Подведение итогов – обязательный этап деловой игры. Формат результирующего этапа игры зависит от ее сценария, типа и задумки.

К примеру, если деловая игра представляет собой конкурс, то алгоритм его проведения и оценивания озвучивается заблаговременно, подготовка ведется около месяца, подбирается жюри, соответствующие критериям:

Иногда проводится оценка каждого этапа конкурса, это зависит от его масштаба, количества участников, сложности, содержания этапов. В игре активно используются поощрения победителям: призы и награды создают сильную мотивацию и азарт, который является обязательным атрибутом игры.

Ход подготовки к эффективной деловой игре

Качество конкретной деловой игры оценивается по уровню развиваемых компетенций. За несколько дней участники могут «прожить» неделю, месяц, год, часто совершенствуя за это время свои навыки и уровень настолько, насколько это было бы возможно в течение условного периода игры. Любая деловая игра дает возможность отработать профессиональные навыки и оценить:

Поскольку процедура каждой игры разрабатывается под конкретную компанию, с учетом пожеланий руководства заказчика достичь определенных целей, по результатам эти цели сверяются с ожидаемыми.

Цели могут быть разными:

Качественной игре обязательно предшествует серьезная предварительная работа. Исполнители тщательно собирают информацию, узнают об особенностях работы компании и ее подразделений. Это позволяет организовать игру так, чтобы она была максимально приближена к реальным условиям конкретной компании. Ощущение участниками знакомой ситуации собственной компании – один из показателей качественно подготовленной игры.

После того как собраны данные, способные приблизить игровые условия к реальным, проектируется сюжет, разрабатываются процедуры, продумываются роли, создаются системы оценки действий участников игры и подсчета баллов, составляется тайминг. Процедура согласуется с руководством компании-заказчика.

Инновационные возможности корпоративной деловой игры

Возможность участия в игре сотрудников самых разных уровней иерархии компании, что не всегда можно осуществить в условиях тренинга, позволяет руководителям увидеть своих сотрудников наглядно «в деле», в новых ролях.

Это освежает их взгляд на коллег и позволяет мысленно моделировать различные изменения в компании. В условиях конкуренции предприятия постоянно оказываются в режиме реконструкции и реорганизации. Инновационные процессы – уже норма современного предприятия. Периодического переосмысления требует все: техника, технологии, организационная структура, внутренняя политика. Необходимость управлять этим процессом связана с формированием нового порядка мышления, новых технологий воздействия на организацию, требующие соответствующих средств. Моделирование, в том числе игровое, является одним из таких средств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *