Что не относится к обязательным компонентам создания авторской образовательной программы ответ

Методические рекомендации по разработке авторской программы

Методические рекомендации по разработке авторской программы.

Можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если Вы любите детей и свою работу. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, даже если у Вас есть талант. Что для этого нужно? Прежде всего, необходимо знать предмет, который Вы преподаете. Но чтобы успешно преподавать, необходимо владеть определенными приемами: методами объяснения, спрашивания, организации самостоятельной работы учащихся, методами педагогического воздействия, знать психологию.

Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. В каждой программе аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения.

Закон РК «Об образовании» определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ определяет облик колледжа и является основой различных образовательных маршрутов для студентов в условиях конкретного образовательного учреждения. На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:

базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;

образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;

образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т. д.). Таким образом, в образовательном учреждении возможно обучение по нескольким вариантам учебной программы.

Существует несколько определений учебной программы. Приведу некоторые из них:

Учебная программа есть краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.

Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РК, содержащие обобщенный перечень

знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические

рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые

формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы,

преподаватели могут разработать авторские и модифицированные программы.

примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной

дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование

организационных форм обучения и другие.

основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному

Включение авторской программы в образовательный процесс предполагает

проведение следующих процедур:

Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит интегрированный характер.

Апробация. Включению авторской программы в образовательный процесс должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования. Апробацию авторской программы желательно проводить с сентября по март, поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда планируемый в ней результат не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции уровня обученности учащихся.

Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руководителем образовательного учреждения. Если рецензии содержат замечания или при апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.

Функции учебной программы и требования к ней, способы построения учебной программы

Любая учебная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Функции учебной программы определяют следующие требования к ней:

Учет основных положений образовательной программы колледжа (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана колледжа).

Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.

Наличие признаков нормативного документа.

Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания.

Конкретность представления элементов содержания образования. Существуют два основных способа построения учебных программ: линейный и концентрический.

Линейный способ построения учебной программы основан на последовательном и непрерывном расположении отдельных частей ее содержания. Они логически связаны между собой и представлены в программе только один раз. Таким образом, при линейном способе построения программы новые знания основываются на уже известном материале. При таком изучении материала достигается существенная экономия учебного времени. В то же время линейный способ построения программы не всегда позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, что может затруднить восприятие сложного материала, особенно на младшей ступени обучения. При концентрическом способе построения программы один и тот же учебный материал может быть представлен в ней несколько раз, но при этом повторное изучение предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Недостатком такого способа построения учебных программ является необходимость выделения большого объема времени на тот или иной материал. Однако следует признать, что концентризм в педагогической практике неизбежен при изучении целого ряда учебных программ, в частности в процессе освоения иностранного языка.

Структура учебной программы Программа учебного курса включает следующие структурные элементы:

Источник

Рекомендации по составлению авторской образовательной программы

Что не относится к обязательным компонентам создания авторской образовательной программы ответ

Рекомендации по составлению

авторской образовательной программы

1. Определение авторской программы , обоснование написания, условия создания

· предназначенной для решения определённой проблемы в дополнительном образовании.

1.2. Авторская программа результат интеллектуального труда педагога (или коллективом педагогов),и является результатом его(их) исследовательской работы, п олностью созданная и принадлежащая ему (им) на правах интеллектуальной собственности.

· по анализу уже имеющихся программ данной тематики,

· передового педагогического опыта.

но помнить, что ниже этого минимума выстраивать содержание своей

1.4. Если примерная (типовая) программа видоизменена на треть и более она становится модифицированной (коррективы которой не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, структуры занятий, присущих исходной программе). Если предлагаемые изменения программы и действующих методик проводятся в ходе проведения эксперимента, то она становится экспериментальной. Если программа или ее части применяются с целью опробации и в ходе работы претерпевают изменения, то эта программа адапрированная.

1.5. Цель создания авторской программы : решение определённой проблемы в дополнительном образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.

1.6. Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создаётся педагогом

· по его собственному замыслу с учётом стажа его работы с детьми

· уровня педагогического мастерства,

· его видения проблемы и пути её решения.

1.7. Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения. Первое обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям

· Закона РФ «Об образовании»

· Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей

· Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.г. № ).

1.8. Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осознавая это, автор программы должен быть готов ответить на вопросы:

· в чём смысл программы

· каким представляется результат реализации программы

· в чём новизна и степень авторства

· соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям

· какие преимущества от программы получат дети

· есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении

· есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности

1.9. Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.

2. Построение программы согласно принципам дидактики

педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:

· принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);

· принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);

· учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);

· принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);

· принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);

· принцип индивидуализации программы (предлагается максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);

· принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);

· принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);

· принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).

2.2. Требования к составлению авторской образовательной программы

К авторской программе как к официальному документу предъявляются

определённые требования общецелевые и концептуально-содержательные.

Общецелевые требования , отражают стратегию развития современного

образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик

· актуальность свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;

· прогностичность способность программы в своих целях и действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;

· рациональность свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;

· реалистичность – свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств её достижения;

· целостность свойство программы обеспечивать полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;

· контролируемость свойство программы определять ожидаемые результаты, предлагать способы проверки конечных и промежуточных результатов;

· корректируемость свойство программы своевременно обнаруживать отклонения и сбои, быстро реагировать на них, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.

2.3. Требования концептуально-содержательного плана. Эти требования

подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив

развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы. Общий

замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос

«как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться

максимального результата?». При формулировке замысла необходимо учесть:

· последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа;

· опыт других педагогов;

· последние достижения психолого-педагогических наук;

· современные требования к дополнительному образованию.

3..Технология создания авторской программы

Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд

последовательных действий, которые условно можно разбить на три блока

· научно-аналитический (замысел автора),

· научно-методический (составление программы ),

3.1. В первый блок входят:

Концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка

ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение

Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение

психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).

Создание образа программы – формулирование темы, конструирование

учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-

Оформление программы – передача её на обсуждение в методический

(педагогический) совет учреждения дополнительного образования, решение

методического (педагогического) совета, утверждение приказом директора.

программы к окончательному утверждению методическим (педагогическим)

советом и директором образовательного учреждения.

4. Алгоритм написания авторской образовательной программы

4.1. Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.

· Определение вида проектируемой программы ( образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).

· Установление цели, ради которой вводится новая программа.

· Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.

· Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.

· Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

· Определение средств, методов и форм обучения.

· Составление списка необходимой литературы.

5. Структура авторской образовательной программы

Программа должна обязательно содержать следующие структурные элементы:

· содержание изучаемого курса;

· справочный (список литературы).

5.1. Первый блок – концептуальный:

5.1.1. Пояснительная записка

В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной

образовательной программы. Вот здесь необходимо выполнить второе

обязательное условие написания авторской программы – отличие её

от уже существующих образовательных программ .

5.1.2. При формулировке обоснования необходимо отразить:

· необходимости создания авторской программы

· влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом

· на развитие его способностей

· изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования.

· её отличие от типовой (базисной) программы

· ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа

определения целей и задач таким образом, чтобы в них прослеживались

общая оригинальность авторского подхода, необходимый оттенок новизны.

Принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно,

что отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены

в систему образовательной деятельности.

5.1.4. Следовательно, при описании ожидаемых результатов необходимо указать:

какую роль сыграли те новшества, что были использованы составителем

авторской программы при реализации задач, поставленных в программе.

В этом блоке необходимо раскрыть собственные ведущие теоретические идеи,

на которых базируется данная программа.

5.2.1. В учебно-тематическом плане педагог должен отразить:

· те новшества, которые он предусматривает в ходе деятельности образовательного процесса,

· собственную технологию изучения программы.

5.3.1. В разделе «Содержание программы» педагог должен:

· раскрыть содержание тем и разделов с использованием

· собственного представления современных инновационных технологий

· своего педагогического опыта

· указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих

· остановиться на собственной методике учебной работы с детьми,

· изложить своё видение теории предмета, технологии обучения.

предоставляет педагогу возможность передать «дух» его педагогического

творчества, воплотить собственные «изюминки» в конкретную картинку

5.4.1. Методическое обеспечение включает описание:

· форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу авторской образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);

· приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий.

5.4.2. Контрольно-методический блок содержит:

· прогнозируемый результат реализации программы

· формы и методы диагностики

5.4.3. Методика выявления и диагностика необходима при составлении

программ для того, чтобы определить

· определить степень её значимости

5.4.4. Чтобы определить результат, нужно знать:

· с чем пришли дети (стартовый контроль)

· что получили на выходе (итоговый контроль)

5.4.5. Желательно также наряду с общепринятыми системами оценки

обученности детей (собеседование, реферат, участие в конкурсах,

выставках, открытое занятие и т. д.) представить свою систему оценки.

5.5. Пятый блок – справочный, содержит сведения о литературе, использованной

автором при составлении своей программы. Причём необходимо представить

триа списка литературы:

· используемый педагогом для работы

· рекомендованный для чтения детям

· рекомендованный для чтения родителям.

Кроме этого, в разделе «литература» автор должен перечислить свои работы

(монографии, пособия, статьи и т. д.).

Конспекты занятий, дипломы, грамоты, фотографии и др. материалы входят

в раздел «Приложение».

Любая (в т. ч. авторская) образовательная программа – это официальный

документ, который должен быть оформлен определённым образом.

6. Требования к оформлению программ:

Программа должна быть выполнена на листе формата А-4. При оформлении следует

придерживаться следующих правил: текст печатается через 1 интервал,

верхнее поле – 2 см, нижнее поле – 2 см, левое поле – 3 см, правое поле – 1 см,

шрифт (Times New Roman, размер 14).

Титульный лист оформляется по единому образцу

Рецензия должна содержать:

· наименование темы методической разработки;

· упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений;

· краткий перечень основных вопросов, изложенных в метод разработке;

· обязательную характеристику метод разработки с точки зрения ее актуальности;

· перечень положительных сторон метод разработки и ее основных недостатков,

· оценка реальной значимости метод разработки;

· вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном

· процессе для преподавателей или студентов;

· должность и место работы рецензента, его подпись.

Рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами ВУЗов,

организаций и образователных учреждений соответствующего профиля.

8. Оформление титульного листа программы:

УТВЕРЖДАЮ:
(директор) ________________
(подпись)_________________
(дата)___________________г.

_________________________________________
_________________________________________
(название)

________________________программа (год написания)

(с указанием возраста обучающихся и сроком раелизации)

Согласовано
Методист
_______________
(ФИО)

Рассмотрено на заседании _____________________________________ _____________________________________
Председатель ________________________

Разработал реподаватель_______________
_____________________________________
Ф. И.О.

Источник

Тема 2. Вопрос 4. Что определяет эффективность авторской образовательной программы?

Тема 2. Вопрос 2. Можно ли осуществлять эффективную педагогическую деятельность в отсутствии учебной программы или при формальном отношении к ней?

Учебная программа является нормативным документом, следовательно преподаватель не имеет права осуществлять педагогическую деятельность в отсутствии учебной программы.

Тема 2. Вопрос 3. Чем определяется структура и содержания образовательной программы? Каковы критерии оценки качества образовательных программ?

Структура учебной программы содержит три элемента: 1) объяснительную записку, в которой определены основные задачи учебной дисциплины; 2) содержание дисциплины, т. е. тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий; 3) некоторые методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.

Содержание учебных программ находит свое отражение в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия.

Расписание учебных занятий – это документ, обеспечивающий организацию учебно-воспитательного процесса, определенный ре жим работы вуза. Его составляют на семестр. Задача разработки расписания состоит в том, чтобы обеспечить методически правильный порядок изучения дисциплин в семестре, их взаимную увязку, педагогически обоснованную последовательность и чередование всех видов занятий с учетом психологических возможностей обучающихся. Составление расписания – сложный процесс, требующий большой подготовительной работы, глубокого знания и понимания учебных планов и графиков, педагогических кадров и всей учебно-лабораторной базы вуза.

К методическим требованиямотносятся соблюдение последовательности проведения занятий в соответствии с программой; равномерность учебной нагрузки студентов по неделям в семестре; планирование лекций только на первые два-четыре часа занятий (так как после четырех часов работоспособность студента падает на 30–35 % и лекционная форма обучения становится малоэффективной); чередование проведения двухчасовых лекций в одном и том же потоке для некоторой психофизиологической разрядки в работе студентов; планирование занятий, требующих большого нервного либо физического напряжения, вызывающих сильные эмоции (физкультура, работа в некоторых типах лабораторий), на последние часы; проведение практических занятий по каждой теме не раньше, чем на следующий день после теоретических (лекций); планирование занятий по одному и тому же предмету не более чем на два часа в день (за исключением лабораторных работ).

Организационные требованияпредусматривают четкое распределение часов занятий для каждого преподавателя, помещений для занятий, учет занятости преподавателей на смежных курсах или факультетах, разнесение по времени лекций по одному и тому же предмету для обеспечения взаимозаменяемости лекторов на случай болезни одного из них, отсутствие свободных часов в проведении занятий в течение дня.

Требования по обеспечению самостоятельнойи научно-исследовательской работыстудентов имеют в виду разнесение лекций по одному и тому же предмету не менее чем на один-два дня, обеспечение между семинарами по одному и тому же предмету интервалов не менее чем в одну неделю (для равномерности нагрузки студентов), планирование на один день не более двух практических занятий с трудоемкой подготовкой.

Тема 2. Вопрос 4. Что определяет эффективность авторской образовательной программы?

Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Эта программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Авторскиеучебные программы также учитывают требования государственного стандарта, но могут иметь иную логическую структуру построения учебной дисциплины, авторскую точку зрения на изучаемые явления и процессы, собственные подходы к изучению тех или иных теорий. Подобного рода программы должны иметь внешние рецензии (от специалистов в данной области, педагогов, психологов, методистов). Такие программы в основном используются в преподавании курсов по выбору.

Эффективность авторской программы определяет ее практическая значимость в изучении того или иного явления предмета процесса.

Тема 2 Вопрос 9. Выделите основные этапы педагогической деятельности и конкретизируйте содержание каждого из них применительно к процессу преподавания психологии в вузе или школе.

Педагогическая деятельность в преподавании психологии как в преподавании любой другой дисциплины осуществляется через педагогический процесс. Педагогический процесс имеет циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи:

2. диагностика условий;

3. прогнозирование достижений;

4. проектирование и планирование развития процесса.

В преподавании психологии данный этап имеет ключевое значение необходимо учесть при планировании педагогического процесса мотивацию обучающихся, их понимание психологии, спланировать постоянные активные методы обучения и «безопасную» (для личностных особенностей обучающихся) отработку этих методов.

Основной этап – осуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

1. постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

2. взаимодействие педагогов и учеников;

3. использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

4. создание благоприятных условий;

5. осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

6. обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Преподаватель обучающему психологи необходимо учитывать что на заключительном этапе важнейшим является получение обратной связи от обучающихся и программа обучения должны быть скорректирована с учетом уровня их понимания и восприятия материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *