Что не относится к конкурентным преимуществам образовательной организации
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
На рынке высшего образования все более усиленной становится конкуренция, это возникает в связи с экономическими, политическими, социальными причинами, это стало причиной внедрения способов функционирования в рыночных условиях.
Для многих вузов это оказалось очень болезненным, устоявшиеся нормы трудно поддаются реформирования, но на это есть и свои причины.
Одной из задач высшего учебного заведения является воспитание личности учащегося, приобщение к культуре, а это не может поддаваться реформированию.
Так же возникают недовольство со стороны профессорско-педагогического состава. Какие бы ни были необходимые изменения, их всегда воспринимают с недоверием, перестроение с одной системы на другую, является очень сложным. Для преподавателей не является аргументом поменять свою деятельность, даже в связи с преподаванием теоретических основ без практики для выпускника в процессе будущей работы.
Система образования находится под контролем государства, которое является контролером всего процесса, но и побудителем в реформировании. Государство, устанавливает минимальные нормы для того, чтобы участники могли занять хотя бы самую низкую позицию в сфере образования, однако вытесняет их, вводя новые регламенты, обязательные для исполнения.
В рыночных условиях борьбы, становится актуальным разработка стратегических преимуществ, но важна не только разработка, но и практическая реализация данных методов. Отличительными характеристиками источников конкурентного спроса на рынке образовательных услуг, определяются характеристиками самой услуги. Сильное влияние на качество образования оказывают: неосязаемость, неотделимость качества, неспособность услуг к хранению, отсутствие владения, взаимозаменяемость услуг товарами.
Вопросами изучения конкурентных преимуществ образовательных организаций занимаются Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А., Киперман Г.Я., Перцовский.
Так как образование оказывает влияние на развитие всех отраслей предприятий, поэтому появляется необходимость для постоянного отслеживания и реформирования рынка образовательных услуг.
Понятие конкурентоспособности является многосторонним. В связи с этим хотелось бы рассмотреть сущность термина.
Например, группа авторов Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А. вкладывают в определение, то что учебное заведение может конкурировать на рынке образовательных услуг при наличии высокого качества и бесплатного образования. Заметим, что бюджетные места с каждым годом сокращаются, процент участвующих в конкурсе на место увеличивается. Возможно это и не плохо, но образование сейчас нужно иметь всем, а в нашей стране не каждый может позволить платить такие суммы за обучение.
А вот, Перцовский Н.И., Фатхутдинов Р.А., вкладывают в конкурентоспособность образовательного учреждения, то что учреждение должно противостоять другим учреждениям на основании умения использовать лучшие качества и потенциал учреждения.
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. вкладывают в понятие конкурентоспособность образовательного учреждения способность быстро оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем предоставления конкурентоспособных образовательных услуг, но наличие научно- образовательной деятельности не является главным элементом.
Теперь рассмотрим, на чем основывается, по мнению политиков, конкурентное преимущество образовательных учреждений.
Екшикеев, имеет мнение о том, что главным в конкурентном преимуществе пользоваться опытам и умениями работы, профессионализм коллектива, но именно то, что нельзя приобрести за маленький промежуток времени и нужно точно знать, что конкуренты этим не обладают.
Для создания конкурентного преимущества любая образовательная организация должна иметь ценные ресурсы, естественно со своей точки зрения. Не имея нужных ресурсов, при конкуренции, это будет являться уязвимым местом в борьбе.
Критерии, которые выделил автор, для устойчивости конкурентного преимущества:
Высокая концентрация выдающихся преподавателей и исследователей
Наличие массы лучших студентов
Эффективная структура управления вузом
Изобилие ресурсов для создания благоприятных условий обучения и проведения научных исследователей.
Автор считает, что вышеперечисленные факторы взаимно дополняют и оказывают непосредственное влияние друг на друга.
Можно сделать вывод, о том, что изучение связей и причин в формировании преимуществ конкурентной способности учебного заведения позволяет утверждать о наличии выдающихся преподавателей и лучших студентов, уникальных знаниях вуза в лице преподавателей, компетенции вуза. Поэтому, можно говорить, что вуз является конкурентноспособным на рынке образовательных услуг, является уникальным конкурентноспособным продуктом.
Что не относится к конкурентным преимуществам образовательной организации
Образование имеет высокую экономическую и социальную значимость в экономической системе любой страны. Оно оказывает влияние на развитие и состояние всех предприятий, к какой бы отрасли они ни относились. Для обеспечения устойчивости образовательного учреждения в постоянно изменяющихся экономических условиях появляется необходимость в непрерывном отслеживании состояния рынка образовательных услуг.
Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает не только различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество оказываемой им образовательной услуги.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации сферы услуг (образовательного учреждения).
Группа авторов Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А. дают следующее определение:
Киперман Г.Я. определяет конкурентоспособность образовательного учреждения как способность противостоять на рынке другим образовательным учреждениям как по степени удовлетворения своими образовательными услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности научно-образовательной деятельности [5].
Перцовский Н.И. дает следующее определение:
Фатхутдинов Р.А рассматривает конкурентоспособность образовательного учреждения как способность образовательного учреждения предоставлять конкурентоспособные образовательные услуги, его преимущество по отношению к другим учебным заведениям внутри страны и за ее пределами [6].
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. определяют конкурентоспособность образовательного учреждения как способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем предоставления конкурентоспособных образовательных услуг [7].
Определение конкурентоспособности организации, данное Киперманом Г.Я. является неполным, так как не учитывает то, что образовательные учреждения конкурируют на конкретных рынках в определенный период времени. Достоинство этого определения, так же как и определения, данного Перцовским Н.И., состоит в том, что подчеркивается эффективность научно-образовательной деятельности как решающего элемента конкурентоспособности организации.
Определение конкурентоспособности, данное Фатхутдиновым Р.А., является неполным, так как сводит конкурентоспособность организации к предоставлению конкурентоспособных образовательных услуг, фактически тем самым, приравнивая эти два понятия. Те же недостатки имеет определение, данное Хруцким В.Е., Корнеевой И.В., но в отличие от определения Фатхутдинова Р.А. конкретизируют то, что конкурентоспособность достигается на конкретных рынках в данный период времени. Наиболее полным является определение, данное в словаре по маркетингу группой авторов Азоевым Г.Л., Завьяловым П.С., Лозовским Л.Ш., Поршневым А.Г., Райзберг Б.А.
Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество образовательных услуг.
Конкурентоспособность образовательного учреждения определяется его конкурентными преимуществами: внешними и внутренними. Повлиять на внешние факторы учебное заведение не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми руководством организации, т. е. менеджмент организации имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ организации осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
К внешним факторам конкурентоспособности относят: социально-демографические; научно-технические; экономические; факторы внешней среды; средства маркетинговой информации; уровень развития инфраструктуры рынка; культурная среда; отраслевая структура, стратегии конкурентов; состояние конъюнктуры рынков; спрос на рынке труда; политико-правовые факторы; общественные организации и другие.
К внутренним факторам конкурентоспособности относят: личность ректора и состав ректората; состав специальностей, специализаций и форм обучения; масштаб филиальной сети; система управления финансами; профессорско-преподавательский состав; ценовая политика; наличие и полнота использования информационных ресурсов; материально-техническая база; коммуникационная политика; организационная структура управления; корпоративная культура образовательного учреждения [2].
Можно выделить три основные стратегии, следуя которым, образовательные учреждения добиваются конкурентных преимуществ:
1) предоставление образовательных услуг высокого качества и низкой стоимости, т. е. предоставление доступных (бесплатных на конкурсной основе) образовательных услуг;
2) широкий спектр образовательных программ, направлений подготовки;
3) ориентация на потребителей для более полного удовлетворения их потребностей, интересов, запросов в образовательных услугах [1].
К факторам, обеспечивающим успех образовательного учреждения в конкурентной борьбе, можно отнести следующее:
— фундаментальность подготовки специалистов образовательным учреждением;
— широкий профиль (ассортимент, спектр программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации);
— применение информационных технологий обучения;
— высокий уровень научно-методического, материально-технического, кадрового, финансового обеспечения процесса оказания образовательных услуг;
— проведение научно-исследовательских работ, их востребованность;
— развитость социально-культурной базы образовательного учреждение;
— высокое качество образовательных услуг;
— создание условий и гарантий качественного образования (например, путем сертификации систем менеджмента качества и преподавателей, аккредитации образовательных программ);
— непрерывность, творческий и новаторский характер образования;
— практическую направленность обучения;
— допустимый уровень цены и выгодные условия оплаты;
— оптимальную длительность оказания образовательных услуг;
— оказание сопутствующих услуг, в том числе трудоустройство по окончанию образовательного учреждения;
— адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки ;
Конкурентоспособность общеобразовательного учреждения в современных условиях
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Одной из экономических предпосылок демократического общества является децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция — синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок — неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России дефицит количества учебных учреждений уже в значительной мере преодолен. На первое место для родителей сегодня выходит уже не само наличие школьного учреждения, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество образования, условия в которых проходит процесс обучения, оснащённость школ. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных школ, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию.
Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одно серьезное учебное заведение не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая школа пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Объектом исследования данной работы является исследование путей повышения конкурентоспособности МОУ «Романовская СОШ».
Цель данной работы – разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности МОУ «Романовская СОШ».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общетеоретические вопросы конкуренции, законодательные и нормативные акты по вопросам регулирования конкуренции;
провести анализ конкурентоспособности МОУ «Романовская СОШ»;
разработать организационно-технические мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия.
Информационной базой проекта послужили:
работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам конкурентоспособности организаций;
статьи специалистов в области менеджмента;
кодекс законов о труде, федеральные законы РФ;
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Повышение конкурентоспособности организации — один из самых актуальных вопросов для современной России. Решить комплексные социально-экономические проблемы в условиях жесткой конкуренции поможет знание и применение инструментов новой экономики — сущности и механизма действия экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов, методов и моделей управления.
Конкуренция – экономические условия реализации товаров, при которых возникает соперничество за рынки сбыта в целях получения прибыли и других выгод.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации и которые не могут управляться организацией. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
Рассмотрим факторы (критерии), которые определяют отдельно конкурентоспособность организации. При разработке стратегии организации (компании) на основе анализа отрасли и конкуренции следует выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как:
качество и характеристики продукции;
дилерская сеть и возможности распространения;
издержки по сравнению с конкурентами;
ХАРАКТЕРИСТИКА МОУ «Романовская СОШ»
МОУ «Романовская средняя общеобразовательная школа» была открыта в 1983 году.
Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Романовка, д.24 Телефон/факс: 61-193, 61-192, 61-112.
1 золотой медалист
17 серебряных медалистов
Главное направление работы школы:
Школа реализует концепцию вариативного обучения, позволяющую осуществлять индивидуализацию обучения и воспитания, способствующую повышению успеваемости и качества обучения.
Основная цель школы заключается в развитие личности учащихся через обучение и воспитание.
Забота о жизни и здоровье детей, их социальной адаптации (психолого-педагогическая поддержка: индивидуальная работа психолога и логопеда с обучающимися; ОБЖ 8,10,11кл.).
Развитие творческой активности как основы развития личности (работа факультативов, кружков, олимпиады по предметам, индивидуальная работа с обучающимися, предметные недели).
Создание условий для самореализации педагогов.
Осуществление профильного обучения через элективные курсы в 10 кл. в рамках универсального профиля.
Вывод: МОУ «Романовская СОШ» готова принять всех детей посёлка Романовка и близлежащих окрестностей. Но проблема в том, что учебное учреждение теряет потенциальных учеников. Многие родители отдают своих детей в другие школы района. В связи с этим, повышение рейтинга Школы должно быть закономерным результатом работы по реализации общей стратегии развития. Школа должна стать конкурентоспособной.
МОУ «Романовская СОШ»
Подробный анализ и изучение конкурентных сил в данной отрасли позволяет ответить на ряд очень важных вопросов:
Выявить свои слабые и сильные стороны.
Вовремя выполнить преобразования.
Определить время реализации предложений (оперативное планирование).
В итоге, МОУ «Романовская СОШ» сможет выбрать оптимальную конкурентную стратегию и занять выгодное положение в отрасли (на рынке) с целью привлечения учащихся в свою школу, а также занять правильную позицию для защиты от конкурентов.
(благоприятные факторы среды)
Возможность обучения всех желающих детей
Четко проявляемая компетентность
Расширение диапазона возможных программ обучения
Адекватные финансовые источники
Хорошее понимание родителей
Снижение барьеров в выходе на внешние рынки
Четко сформулированная стратегия
Благоприятные демографические изменения
Ослабление ограничивающего законодательства
(противодействие внешней среды)
Снижение количества учеников в школе
Потеря некоторых аспектов компетентности
Подушевое финансирование (деньги следуют за учеником)
Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии
Рыночное искусство ниже среднего
Увеличение требований к образовательному процессу
Отсутствие анализа информации о профильном образовании
Учебное учреждение будет только основным
Слабая политика продвижения
Уменьшение количества рабочих мест (сокращение персонала)
Не эффективная в отрасли реклама
Не надежная сеть распределения учащихся на выходе из школы
Низкое искусство конкурентной борьбы
Следовательно, для увеличения эффективности деятельности МОУ «Романовская СОШ», то есть роста количества учащихся, необходимо разработать мероприятия по решению следующих проблем:
Повышение качества образования.
Кадровая политика школы.
Сотрудничество с детским садом.
Разработка программ дополнительного образования.
Работа над внешним видом школы и прилегающих территорий.
Программа рекламной кампании.
Для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности школы было проведено анкетирование родителей. Цель анкетирования: выявить уровень удовлетворённости процессом обучения по 5-бальной шкале. В анкете обсуждался вопрос:
Качество образовательным процессом.
Отношения с учителями.
Повышение статуса школы.
По результатам анкетирования, проведён анализ рассмотренных вопросов.
Вывод: Анкету заполняли в основном мамы (82%), в возрасте от 30 до 40 лет (74%), образование среднее (67%). На выбор общеобразовательного учреждения повлияло главным образом: территориальная близость (84%), личность первого учителя (80%). Престиж школы составил только (37%). Если бы сейчас пришлось выбирать школу 92% родителей выбрали бы эту же школу и только 5% родителей отдали бы своих детей в другие школы. Довольно высокий процент (71%) родителей рекомендовали бы МОУ «Романовская СОШ» знакомым. Высокий показатель и удовлетворённостью школой (от 70% до 86%). Высокая степень комфортности детей в школе (81%). Но все, же 97% родителей считают, что школа должна обновляться.
Удовлетворённость родителей школой
Что бы увеличить удовлетворённость школой, её статусом, условиями учёбы и пребывания в ней родители считают необходимо:
Проводить дни открытых дверей.
Сократить отмены уроков, заменять их другими.
Увеличить штат квалифицированных специалистов.
Улучшить питание детей, кружковую работу, уроки труда, рукоделие, экскурсионную работу.
Увеличить профессионализм учителей, улучшить дисциплину, больше работать с родителями.
Увеличить ответственность педагогического состава (в целом) за детей.
Иметь школьный автобус для развозки детей из отдалённых посёлков.
Улучшить качество образования.
Быть более требовательным к внешнему виду детей, ввести предмет «Этика и психология семейной жизни».
Пятидневная учебная неделя (начальная школа).
Облагородить пришкольную территорию.
Сделать так, чтобы дети ходили в школу с удовольствием.
Проведение политики государства с целью привлечения молодых специалистов в ОУ, создание материально-технических условий в ОУ, введение пятидневной учебной недели (не за счёт увеличения учебной нагрузки).
Обеспечить охрану не только в здании школы, но и на пришкольной территории.
Повысить внимание к ученикам (особенно с 5 класса).
Организация спортивных секций.
Привлекать к работе с детьми преподавателей от Бога, которые знают свой предмет на высшем уровне и умеют привлечь, завлечь детей.
Из выше сказанного очевидно, школе необходимы преобразования.
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОУ «Романовская СОШ»
На мой взгляд, девиз школы должен быть – «Пусть каждый здесь найдёт себя». Каждый ученик раскроет свои потенциальные способности, а каждый учитель реализует свой творческий потенциал.
Применяю оперативное планирование – несколько месяцев. Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений. Особенностью этого вида планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения. Задачей оперативно-производственного планирования является организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия для достижения наилучших конечных результатов производства.
Конкурентоспособность – совокупность возможностей школы. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя школы под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества образования и воспитания и в целом конкурентоспособностью образовательного учреждения.
В связи получением бесплатного общедоступного образования на принципе подушевого финансирования (деньги следуют за учеником и не зависят от числа работников образовательного учреждения). В связи с этим школа обязана быть конкурентоспособной. Для этого учебное учреждение должно составить план мероприятий, направленных на достижения поставленных целей.
«План мероприятий, направленных на достижение поставленных целей»
Маркетинговая деятельность директора
подготовка детей, пользующиеся на рынке
Инновационная деятельность учреждения
разработка новых индивидуальных маршрутов;
Кадровая политика школы
работают только профессиональные кадры;
аттестация педагогических кадров;
педагог нового типа;
обобщение итоговой деятельности
способствовать индивидуализации школьника
пресса, радио, телевидение, Интернет
Сотрудничество с детским садом
создание единого образоват. и воспитательного пространства
наличие в школе педиатра, психолога- невропатолога, зубного врача
Внешний вид школы и прилегающей территории
Рассмотрим мероприятия более подробно.
Маркетинговая деятельность директора (школа готовит детей, пользующихся спросом на рынке).
Шаг 1. Анализ внешней
Анализ внутренних сильных и слабых сторон
Анализ внешних возможностей и угроз
Стратегии на основе SWOT
Шаг 3. Оценка и оптимизация маркетинга в школе
Маркетинговые решения в условиях современного рынка
Расходы на маркетинг, контроль и оценка их эффективности
Шаг 4. Постановка маркетинговых целей и поиск возможностей для роста
Освоение новых технологий
Шаг 5. Разработка стратегии маркетинга
Оценка привлекательности организации
Шаг 6. Разработка маркетингового комплекса
разработки новых перспективных идей на базе существующих
разработки инновационных программ
связи с высшими учебными заведениями
политика продвижения: интегрированный подход
Содействие для поступающих в ВУЗы
Шаг 7. Разработка бюджета маркетинга
определения маркетингового бюджета
Шаг 8. Составление и презентация итогового документа
В результате директор учебного заведения обязан иметь:
навыки стратегического мышления и стратегического планирования
знания, необходимые для изучения рынка востребованных профессий, и прогнозирования спроса
знания и навыки, необходимые для разработки плана маркетинга – структура, содержание, последовательность разработки
Инновационная деятельность учреждения
Базовые параметры инновационного и неинновационного менеджмента
Традиционное управление учебно-воспитательным процессом (УВП)
Инновационный педагогический менеджмент
Целепостановка согласно достигнутым результатам
Целепостановка согласно прогнозируемой перспективе
Фиксированные позиции субъектов УВП
Опора на самостоятельность и инициативность всех субъектов УВП
Управление УВП как реакция на конкретно возникающие события (как правило, с запаздыванием)
Управление УВП как активный поиск возможностей с учетом предвидения будущего
Минимизация отклонений от принятых схем организации УВП; стремление к максимальной унификации основных составляющих УВП
Плюрализм, множественность логик развития УВП; стремление к педагогическим инновациям, поиску новых подходов к организации УВП
Поиск решения управленческих проблем ведется последовательно до первого положительного решения
Поиск решения управленческих проблем ведется с применением специальных технологий процесса принятия решения, критерием которых является оптимизация педагогической системы в целом
Оптимизация результативности УВП
Оптимизация потенциала результативности УВП
В заключение необходимо подчеркнуть, что выделенные проектные позиции инновационного педагогического менеджмента в практике школьного дополнительного образования становятся стратегическими позициями скоординированной деятельности педагогов и психологов.
Кадровая политика школы.
Высок образовательный ценз педагогического состава. Уровень педагогических кадров позволяет обеспечивать право каждому ребенку получить качественное образование с учетом возможностей состояния здоровья.
Введение профильного обучения является одним из крупных направлений модернизации образования. Задачи профильного обучения – более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, т.е. способствовать индивидуализации школьника. Основная цель профильного обучения – предоставить школьнику возможность углубленного обучения тем предметам, которые его больше увлекают и будут необходимы для осуществления его дальнейших жизненных планов. Проведенная родительская конференция показала, что в старшей школе комплексным ориентиром для родителей является подготовка учащихся к дальнейшему обучению в вузе, причем большинство учеников и их родителей отдают предпочтению техническому профилю. Поэтому в школе должен быть сформирован профильный физико-математический класс с углубленным изучением математики, физики, информатики.
Для школы специалисты по рекламе разрабатывают и изготавливают рекламные плакаты. Их концепция отражает основные направления деятельности школы, такие как отдых, спорт, изучение английского и других иностранных языков за рубежом. Следующим этапом станет трансляция по радио рекламных роликов, созданных в студии аудио-видео записи. Публикации основных событий школы в прессе «Всеволожские вести», «Романовский вестник». Постоянное обновление сайта школы в Интернете.
Программы дополнительного образования.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.
Сотрудничество с детским садом.
Создание единого образовательного и воспитательного пространства в течение 15 лет (с 2 лет ясельной группы детского сада до 17 лет выпускного класса). Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с учителями школы. Проведение мастер классов. Создать на базе школы подготовительные группы для будущих первоклассников.
Медицинское оснащение (педиатр, психолог- невропатолог, зубной врач)
В школе обязательно должен каждый учебный день работать медицинский кабинет. Необходимы постоянные по плану осмотры детей врачами (педиатром, психологом-невропатологом). Должен работать зубной кабинет.
повышение качества профилактической помощи учащимся на основе применения современных медицинских технологий;
повышение уровня раннего выявления отклонений в состоянии здоровья школьников;
снижение общей заболеваемости учащихся;
улучшение здоровья и медико-социальной реабилитации учащихся,
подготовка девушек-подростков к предстоящему материнству, юношей к военной службе, отцовству;
рост профессионального уровня деятельности врачей, отвечающих за здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях;
усиление учебно-методического обеспечения деятельности врачей, работающих в отделениях организованного детства;
повышение профессионального интереса врачей к деятельности, направленной на обеспечение здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.
Внешний вид школы и прилегающей территории.
Территория, прилегающая к зданию, не захламлена, что дает возможность полюбоваться зданием школы со всех сторон. Аккуратные пешеходные дорожки окольцовывают территорию школы, а аккуратные ровно подстриженные газоны радуют глаз. Нет никаких деревьев, которым можно ободрать ветки, листву, или просто сломать.
Таким образом, чтобы общеобразовательное учреждение стало конкурентоспособным директору необходимо приложить немало сил. Только в том случае, если директор станет лидером, способным организовать процесс совершенствования школьного учреждения, привлечь работников школы к нему, вести их за собой для совместной реализации управленческих решений для достижения поставленных целей. Тогда школе обеспечен успех.
В последние годы в систему образования вошли слова менеджмент и маркетинг, и мы стоим у порога понимания школы как социальной системы, подверженной законам функционирования рыночной экономики.
Школа есть образовательно-воспитательный институт, который в случае оторванности от общества, от его потребностей и заказов подвергается более интенсивному вырождению. Школа готовит людей будущего поколения и потому обязана их подготовить к построению новой социальной организации жизни, которая помогала бы каждому человеку найти самого себя в сложной системе общественных отношений.
Слова «Пусть каждый здесь найдет себя!» выражают общее стремление к тому, чтобы в школе раскрылся талант каждого ученика и реализовался творческий потенциал каждого учителя.
Таким образом, конкурентоспособность – совокупность возможностей школы. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя школы под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества образования и воспитания и в целом конкурентоспособностью образовательного учреждения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, от 26 июля 2006 года.
Закон «О средствах массовой информации» № 2124-1, от 27 декабря 1991 года.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ, от 8 августа 2001 года.
Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ, от 13 марта 2006 года.
Автор материала: Шамилова Светлана Алексеевна