Что не относится к инструментам макроэкономической политики
Инструменты макроэкономической политики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Виды инструментов макроэкономической политики
Влияние факторов внешней окружающей среды (природные и социальные катастрофы, монополизация и др.) ограничивает возможность достичь эффективного распределения ресурсов в короткие сроки.
Различают четыре вида макроэкономических инструмента:
Основные макроэкономические инструменты фискальной политики
Под фискальной или бюджетно-налоговой политикой понимают государственные меры для стабилизации экономики путем изменения величины доходов и/или расходов бюджета государства.
Прежде всего, в рамках фискальной политики регулируется совокупный спрос. Это осуществляется путем воздействия на величину совокупных расходов. Но некоторые инструменты этой политики могут применяться и для влияния на совокупное предложение, воздействуя на изменение уровня занятости.
Готовые работы на аналогичную тему
Налогообложение воздействует на общую экономическую ситуацию двумя путями:
Инструменты фискальной политики оказывают влияние на общую экономическую конъюнктуры и способствуют стабилизации экономической ситуации в стране. Государственные расходы и налоги дают мультипликационный эффект. При этом мультипликатор государственных расходов оказывается сильнее мультипликатора налогообложения.
Мультипликатор — это числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается национальный доход при росте инвестиций.
В разные периоды развития экономики применяется разные инструменты фискальной политики. Во время спада имеет место стимулирующая бюджетно-налоговая политика. В этом случае основными инструментами выступают увеличение расходов государства, уменьшение налогов и рост трансферов. В период роста применяется инструментарий сдерживающейся фискальной политики. Это уменьшение государственных расходов, рост налогов и снижение трансферов государства.
Инструментарий монетарной политики
Довольно тонким инструментом является кредитно-денежная или монетарная политика. Она осуществляется государством посредством денежной, кредитной и банковских систем страны.
Монетарная политика – это экономические действия, которые проводятся Центральным банком (ЦБ) страны для упорядочивания денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения денежной массы.
Сделки на открытом рынке заключаются в купле/продаже Центробанком у коммерческих банков государственных ценных бумаг и других кредитных обязательств по рыночному курсу. При покупке ЦБ переводит суммы коммерческим банкам и увеличивает остатки на их резервных счетах. При сделках продажи происходит списание сумм с этих счетов.
Что касается установления норм обязательных резервов, то это способствует улучшению банковской ликвидности и ограничению инвестирования. Изменение норм обязательных резервов является методом прямого воздействия на величину банковских резервов.
Инструменты внешнеэкономической и социальной политики
Внешнеэкономическая политика – это политика, которая проводится государством в сфере внешнеэкономических отношений между странами. Она включает в себя внешнюю торговлю и управление валютным рынком.
Выделяют два основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.
Основными инструментами внешнеэкономической политики являются: тарифные ограничения; нетарифные барьеры; выравнивание мировых и внутренних цен
Социальная политика или политика цен и доходов – это государственные действия по прямому контролю над заработными платами и ценами.
В настоящее время такая политика считается неэффективной, так как не способствует снижению инфляции и применяется в экстренных ситуациях. Инструментами социальной политики является замораживание уровня оплаты труда и цен на рынке.
Контрактная политика
Что такое Контрактная политика?
Ключевые моменты
Детальный взгляд на сдерживающую политику
Политика сдерживания, в частности, имела место в начале 1980-х годов, когда тогдашний председатель Федеральной резервной системы Пол Волкер наконец положил конец стремительной инфляции 1970-х годов.На пике своего развития в 1981 году целевые процентные ставки по федеральным фондам приближались к 20%.1 Измеренный уровень инфляции снизился с почти 14% в 1980 году до 3,2% в 1983 году.2
Сдерживающая политика как фискальная политика
Правительства проводят ограничительную фискальную политику, повышая налоги или сокращая государственные расходы. В самой грубой форме эта политика выкачивает деньги из частной экономики в надежде замедлить неустойчивое производство или снизить цены на активы. В наше время повышение уровня налогов редко рассматривается как действенная ограничительная мера. Вместо этого в большинстве случаев ограничительная фискальная политика сводит на нет предыдущую фискальную экспансию за счет сокращения государственных расходов – и даже в этом случае только в целевых секторах.
Если сдерживающая политика снижает уровень вытеснения на частных рынках, она может создать стимулирующий эффект за счет роста частной или негосударственной части экономики. Так было во время забытой депрессии 1920–1921 годов и в период сразу после окончания Второй мировой войны, когда скачки экономического роста последовали за массовым сокращением государственных расходов и повышением процентных ставок.
Краткая справка
Сдерживающая политика часто связана с денежно-кредитной политикой, когда центральные банки, такие как Федеральная резервная система США, могут проводить политику, повышая процентные ставки.
Сдерживающая политика как денежно-кредитная политика
Сдерживающая денежно-кредитная политика обусловлена повышением различных базовых процентных ставок, контролируемых современными центральными банками, или другими средствами, обеспечивающими рост денежной массы. Цель – снизить инфляцию за счет ограничения количества активных денег, обращающихся в экономике. Он также направлен на подавление неустойчивых спекуляций и капиталовложений, которые могли быть инициированы предыдущей политикой расширения.
ФРС может также поднять резервные требования для банков-членов в попытке сократить денежную массу или проводить операции на открытом рынке, продавая активы, такие как казначейские обязательства США, крупным инвесторам. Такое большое количество продаж снижает рыночную цену таких активов и увеличивает их доходность, делая их более экономичными для вкладчиков и держателей облигаций.
Пример сдерживающей политики
Цели, инструменты, предмет макроэкономики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теория понятия «макроэкономика»
Макроэкономика является разделом экономической теории. Макроэкономика является наукой, которая изучает движение экономических процессов и экономики, в целом, рассматривая экономику как единую иерархически организованную систему, взаимосвязь экономических процессов, явлений, критериев и показателей. В сфере изучения макроэкономикой находятся факторы, которые определяют совокупные параметры занятости и производства. Эта наука исследует такие процессы, как влияние потребления и инвестирования на расширение производственных мощностей, что влияет на объемы импорта и экспорта государства.
В границах макроэкономики изучаются факторы, влияющие на экономические колебания, в том числе подъемы и спады, в краткосрочном периоде, также причины, определяющие темпы экономического роста в долгосрочном периоде, общий уровень цен и показатели (темпы) инфляции.
В своих исследованиях макроэкономика определяет перед собой задачи ответить на вопросы, как государство и его денежно-кредитная система, налоговая и бюджетные политики могут повлиять на вышеперечисленные процессы. Соответственно, макроэкономика является разделом экономической науки, который изучает крупномасштабные экономические явления, относящиеся к хозяйству страны в целом, его показателям, таким как, национальное богатство, ВВП и ВНП, национальный доход, общий объем денежной массы в обращении и т.п.
Необходимо обратить внимание, что отдельные проблемы макроэкономики лежат в плоскости не только экономики отдельного государства, но и возможны последствия для целого строя государств, например, мировые нефтяные или экономические кризисы.
Макроэкономика – наука, продолжающая развиваться, и дебаты и споры по некоторым ее вопросам имеют место быть и по текущее время. В аспекте макроэкономических исследований изучаются агрегированные (агрегированные – обобщенные в группу экономические показатели, объединяющие в одном общем показатели многие частные) переменные:
Готовые работы на аналогичную тему
И агрегированные рынки:
Невзирая на то, что имеет место быть дробление вопросов на микро- и макроэкономические, эти элементы экономики близко взаимосвязаны между собой и в наше время разрыв между этими науками все более сокращается.
Инструменты макроэкономики
Инструментами макроэкономики обеспечивается возможность воздействовать на экономический механизм, с целью поддержания стабильности уровня цен, роста национального объема производства, высокого уровня занятости народонаселения страны и баланса (равновесия) внешнеэкономической деятельности. В инструментах макроэкономики выделяют четыре основных понятия:
Фискальная политика с помощью налогов и правительственных расходов воздействует на общие расходы государства, тем самым придавая ускорение или торможение производству.
Монетарная политика с помощью Центрального Банка страны имеет возможность воздействовать на изменение количества денег в государстве, последствиями этого становится колебание ставки процента, и соответственно, объему капиталовложений, который напрямую влияет на объем национального производства.
Политика «зарплата – цена» – это метод ограничения доходов народонаселения через замораживание уровня заработной платы и цены. Данный инструмент может использоваться в качестве противодействия инфляции (в краткосрочный период). Данный инструмент современной экономической теорией рассматривается как неэффективный, поскольку влечет искажение цен и противодействует свободе конкуренции на рынке.
Внешнеэкономическая политика регулируется через лицензирование внешней торговли и тарифы, квоты и управление обменным курсом, объемы экспорта и импорта, тем самым воздействуя на размер производства внутри государства.
Можно заключить, что в текущих экономических условиях правильно выбранная и эффективно реализуемая экономическая политика становится основополагающим фактором для решения основной задачи – максимально возможного повышения жизненного уровня и динамического развития общества. Для реализации целей государственной политики можно определить три комплекса инструментов макроэкономического регулирования (схема 1):
Рисунок 1. Набор инструментов макроэкономического регулирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Цели макроэкономики
Основными макроэкономическими целями являются: стабилизация роста национального объема производства, стабилизация уровня цен, достижение высокого уровня занятости, регулирование внешнеторгового баланса. Реализация макроэкономических целей воплощается под воздействием нескольких факторов:
Каждый из перечисленных факторов по своему влияет на макроэкономические процессы, к примеру, политический фактор характеризует уровень управления правительством, возглавляющим конкретное государство, побудительные факторы оперируют целями, к которым общество стремится, внешние факторы – это воздействие социальных и природных изменений. В целом, несмотря на какие-либо воздействия, главной целью государственного макроэкономического развития должен быть максимально высокий уровень благосостояния жизни населения, и всего государства в целом. В разные промежутки времени цели могут формироваться в зависимости от уровня экономического состояния страны. В общем виде можно сформулировать основные цели следующим образом:
Инструменты макроэкономической политики
Лекция 1. Предмет и методы макроэкономики.
План:
Предмет и метод макроэкономики. Основные проблемы и цели макроэкономики
Инструменты макроэкономической политики
Методы макроэкономики
Макроэкономические модели и их показатели
Предмет макроэкономики. Основные проблемы и цели
Макроэкономики
Макроэкономика(от древнегреч. макрос — большой, ойкос — дом и номос — закон) – это составная часть экономической теории, общественная наука о функционировании экономики в целом, наука об агрегированном поведении в экономике.
Макроэкономика исследует совокупность экономических процессов и явлений, их показателей и взаимодействие экономических субъектов и экономических рынков друг с другом.
В основе кейнсианского анализа лежит проблема занятости, достижение которой нужно искать на стороне эффективного спроса и его компонентов (потребительского и инвестиционного спросов), а также факторов, определяющих их динамику. Дж. М. Кейнс доказал, что при существовании в рыночной экономике устойчивой безработицы и недоиспользованных производственных мощностей разумная бюджетно-налоговая политика государства может влиять на производство, сокращая тем самым безработицу и сокращая продолжительность экономических кризисов. Таким образом, ДЖ. М. Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого.
В экономической литературе кейнсианский подход появляется в противовес традиционному и единственному на тот момент классическому подходу к изучению экономических процессов. До середины 60-х гг. XX в. анализ макроэкономической политики государства основывался на кейнсианских догмах. Идеи Кейнса продолжали развивать его последователи: Дж. Хикс, А. Хансен, П. Самуэльсон. И только новые появившиеся теории поставили под сомнение идеи Кейнса. Наиболее весомой критике подверглось кейнсианство со стороны монетаристского направления, возглавляемого М. Фридменом. Большой вклад в развитие и обогащение макроэкономики внесли ученые шведской, чикагской школ, представители новой классической макроэкономики.
Различают позитивную и нормативную макроэкономику.
Позитивнаямакроэкономика изучает реальные макроэкономические явления и их взаимосвязи.
Нормативнаямакроэкономика предполагает наличие представлений о том, как должна функционировать экономика.
Позитивные и нормативные суждения в макроэкономике достаточно тесно взаимосвязаны. С одной стороны, позитивная теория служит основой для выбора основополагающих нормативных утверждений, с другой — в макроэкономике, в силу специфики ее предмета, позитивный анализ зачастую строится на субъективных оценках исходных постулатов экономического развития и поведения экономических субъектов.
Основные макроэкономические проблемы:
— масштабы национального производства;
— анализ экономических циклов;
— дефицит государственного бюджета;
— стабильность курса национальной валюты;
— дефицит внешней торговли;
— дефицит платежного баланса;
— эффективность макроэкономической политики государства.
Макроэкономические цели:
— высокий и растущий уровень национального производства, т.е. уровень реального ВВП. Конечная задача экономической деятельности сводится к обеспечению населения товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает валовой внутренний продукт (ВВП), который выражает рыночную стоимость конечных товаров и услуг.
— высокая занятость при небольшой вынужденной безработице. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. При экономическом спаде спрос на рабочую силу сокращается, а уровень безработицы увеличивается. При подъеме – наоборот. Однако удовлетворить потребность всех в достойной работе – задача труднодостижимая.
— стабильный уровень цен в сочетании с формированием цен и заработной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках. Общепризнанным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора товаров и услуг, так называемой «потребительской корзины».
Инструменты макроэкономической политики
Существуют следующие инструменты макроэкономической политики:
1.Бюджетно-налоговая политика – воздействие на экономику с помощью налогов и государственных расходов.
Налогообложение оказывает влияние на общую экономическую ситуацию двумя способами:
1. сокращение налогового бремени приводит к росту располагаемого дохода, совокупного спроса и объема ВВП, а рост налогов сокращает располагаемый доход, сокращает совокупный спрос и приводит к падению объемов ВВП.
2. налогообложение оказывает влияние на цены благ и факторов производства. Так, повышение налогов на прибыль вызывает снижение стимулов у фирм к инвестированию в новые капитальные блага, а снижение налогов – наоборот.
Мультипликационный эффект от повышения государственных расходов больше, чем от снижения налогов, поэтому эти меры применяются вместе для стимулирования экономики. И, наоборот, для сдерживания экономики и ограничения инфляции снижают государственные расходы и увеличивают налоги.
2.Кредитно-денежная политика – воздействие на экономику с помощью кредитной, банковской и денежной систем страны и заключающуюся в регулировании денежной массы. Политика дорогих денег повышает процентные ставки, снижает экономический рост и повышает уровень безработицы. И наоборот, политика дешевых денег стимулирует экономический рост и снижает уровень безработицы.
3. Политика цен и доходов – это воздействие государства на экономику директивными мерами: либо прямым контролем над заработной платой и ценами, либо добровольным планированием повышения заработной платы, пенсий и цен. Цель – сдержать инфляцию.
В настоящее время большинство экономистов считает ее не только неэффективной, но и вредной, так как она не затрагивает сущность инфляции и поэтому реально не снижает ее. Большинство развитых стран используют эту политику в чрезвычайных ситуациях.
4. Внешнеэкономическая политикавключает в себя внешнюю торговлю и управление валютным рынком.
Важным показателем внешней торговли является чистый экспорт, представляющий собой разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта. В случае превышения экспорта над импортом наблюдается избыток торгового баланса, если же импорт превышает экспорт – дефицит торгового баланса.
Внешнеэкономическая торговая политика включает в себя квоты, тарифы и другие инструменты регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт. При разумном регулировании международная торговля повышает эффективность национальной экономики и экономический рост, повышает уровень жизни населения.
На внешнюю торговлю влияет и валютный курс страны, поэтому так важны меры, проводимые государством в лице ЦБ по поддержанию оптимального валютного курса.
Методы макроэкономики
Метод – это совокупность приемов, способов, форм изучения предмета данной науки, инструмент научного исследования.
Макроэкономика использует общенаучные и специфические методы исследования.
Общенаучные методы:
1. метод научной абстракции, т.е. отвлечение от несущественных для анализа данного процесса или явления факторов и выделение только наиболее значимых;
2. метод единства исторического и логического;
3. системно-функциональный анализ, в том числе широкое использование графиков для иллюстрации экономических закономерностей, связей между переменными и т. д.;
4. экономико-математическое моделирование;
5. сочетание нормативного и позитивного подходов (дает возможность макроэкономическим исследованиям служить теоретической основой для разработки экономической политики государства);
6. метод анализа и синтеза.
К агрегированным (совокупным)величинам относятся: валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, средний уровень цен, рыночная ставка процента, уровень безработицы, уровень инфляции в стране, государственный долг и другие. Они характеризуют рыночную конъюнктуру и ее изменение.
Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты (домашние хозяйства, фирмы, государство и заграницу) и на рынки (товаров и услуг, ценных бумаг, денег, труда, реального капитала, валютный).
Раздел 3. Роль государства в экономике
Цель: выяснить возможности государства по регулированию экономики.
Оглавление
2.1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)
Рыночная экономика не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы: экономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обостряющаяся конкуренция на мировых рынках. Все это требовало целенаправленной государственной экономической политики, государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.
Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические.
Экономический инструментарий ГРЭ:
Целесообразно проанализировать следующую схему методов ГРЭ (см. рис. 1).
Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики
2.2. Фискальная политика
Фискальная политика – это воздействие государства на экономику посредством государственных расходов и налогов. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом.
2.2.1. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие
Проанализируем графически (рис. 2) воздействие государственных расходов на совокупный спрос. Совокупные расходы или совокупный спрос (AD) состоят из расходов населения на потребление (С), расходов предприятий на инвестиции (Inv) и расходов государства (G) – их откладываем на оси ординат. По оси абсцисс – объем ВНП (Y). Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, графически отражается в виде прямой OF, идущей к оси абсцисс под углом 45 градусов.
Рис. 2. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие
В точке А расходы населения AD1 равны его доходам. Приобретение фирмами дополнительных факторов производства увеличивает совокупный спрос на величину инвестиций до AD2, что стимулирует рост ВНП до Yb. В результате осуществления закупок государства G совокупный спрос возрастает до AD3 и соответственно ВНП до Ye. В точке Е – равновесный уровень ВНП.
Таким образом, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем общественного производства и занятость. Следовательно, государство в период спада может увеличивать свои расходы, и хотя при этом создается дефицит бюджета, но стимулируется рост ВНП. Соответственно, в период подъема государство сокращает расходы, уменьшается совокупный спрос и рост ВНП притормаживается.
Однако следует иметь в виду, что более высокий уровень общественного производства увеличивает спрос на деньги, что приводит к росту ставки процента, а, следовательно, уменьшает планируемые инвестиции. На графике – линия (C + Inv1) смещается вниз в положение (C + Inv2). Соответственно общая величина совокупного спроса составит AD’3, линия (C + Inv1 + G) также смещается вниз в положение (C + Inv2+ G). Точка равновесия – E’, равновесный объем ВНП составит Ye’.
Таким образом, государственные расходы воздействуют сначала на товарные рынки, затем – на денежный и снова – на товарные. В точке E’ и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии.
Мультипликатор государственных расходов Кmg показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов:
или .
2.2.2. Влияние налогов на ВНП
Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса. Однако располагаемый доход складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления, и сбережений (т. е. мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению).
Предположим, государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20 тыс. руб., который остается неизменным при любом уровне ВНП. При предельной склонности к потреблению МРС = 1/2 и потребление, и сбережения сократятся на 10 тыс. руб.
Рассмотрим это на графике (рис. 3). В приведенном примере введение государством единовременно выплачиваемого налога в 20 тыс. руб. сдвигает линию AD1 вниз в положение AD2 – на 10 тыс. руб., поскольку предполагается, что 1/2 уменьшения дохода приходится на потребление и 1/2 – на сбережения.
Рис. 3. Влияние налогов на ВНП
Подобно инвестициям и государственным расходам налоги также приводят к мультипликационному эффекту (рост налогов уменьшил ВНП на большую величину), но оказывают меньшее воздействие, поскольку налоги в части совокупных расходов влияют только на потребление.
Рост единовременно выплачиваемого налога (20 тыс. руб.) уменьшает потребление (на 10 тыс. руб.) и сокращает ВНП (на 20 тыс. руб.). Для того чтобы компенсировать это сокращение ВНП, необходимо увеличить сумму государственных расходов на 10 тыс. руб. Это вернет ВНП в первоначальное равновесное состояние в точку Е1.
Итак, государство увеличило налоги на 20 тыс. руб., а компенсационные расходы – на 10 тыс. руб.
Таким образом, мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению (МРС), т. е.
Если (как в приведенном примере) МРС=1\2, то
.
Если же государственные расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает (до Y3). В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета (следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).
Итак, мультипликационный эффект налогов слабее мультипликационного эффекта государственных расходов. Это используется при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на преодоление циклического спада, то обычно увеличивают государственные расходы, что дает сильный стимулирующий эффект. Для сдерживания инфляционного подъема увеличивают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
Таким образом, механизм воздействия налогов на объем общественного производства, как и государственных расходов, может быть использован для того, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню. Однако следует иметь в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет или даже полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики, т. е. механизм фискальной политики довольно непрост.
Кроме того, существуют проблемы времени. Они связаны, во-первых, с административной задержкой (за время прохождения законопроектов об изменении фискальной политики через правительство экономическая ситуация может измениться) и, во-вторых, с функциональным запаздыванием (между принятием фискальных мер законодательными органами и временем, когда эти меры начнут действовать, существует определенная дистанция).
2.2.3. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы
Под встроенными стабилизаторами понимают такие механизмы, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике. Действия этих механизмов уменьшают реакцию ВНП на изменение совокупного спроса, тем самым помогая стабилизации экономики. Причем эти действия осуществляются автоматически, что устраняет проблему времени.
К числу встроенных стабилизаторов относятся изменения в налоговых отчислениях, система индексации доходов, пособия по безработице и др.
Рассмотрим действие этих механизмов. В периоды спадов уменьшается ВНП, сокращаются доходы населения, что сокращает и совокупный спрос, следовательно, в тенденции ведет к углублению спада. Но уменьшение доходов населения ведет и к абсолютному уменьшению выплачиваемых им налогов, что «притормаживает» падение совокупного спроса и соответственно ВНП. Этот процесс происходит автоматически, независимо от того, будут ли приниматься правительством какие-либо решения или нет.
В противоположном направлении действует вводимая правительством прогрессивная налоговая шкала и система трансфертных выплат (пособия по безработице, помощь малоимущим и т. д.). При спаде в экономике увеличивается безработица, но трансфертные выплаты «притормаживают» падение спроса безработных и малоимущих. Однако при этом образуется так называемый циклический дефицит.
Циклический дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.
В фазе циклического подъема растут доходы населения, их спрос увеличивается, что способствует еще большему росту ВНП. Экономика «разгоняется». Но с ростом доходов населения увеличиваются налоговые выплаты и сокращается необходимость трансфертных платежей. В государственном бюджете образуется циклический излишек. При этом инфляционный бум сдерживается.
Циклический излишек – излишек в государственном бюджете, вызванный автоматическим ростом налоговых поступлений и сокращением государственных трансфертов на фоне циклического подъема.
Однако следует иметь в виду, что встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Встроенные стабилизаторы обычно сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики государства, нацеленными на обеспечение полной занятости.
2.3. Кредитно-денежная политика
Конечные цели кредитно-денежной политики : экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.
Непосредственные целевые ориентиры:
Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (ЦБ). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банка (для мелких – обычно ниже). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций ЦБ, а также для межбанковских расчетов.
Банки могут хранить и избыточные резервы – сверх обязательных (к примеру, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах). Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Это уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Противоположная ситуация при снижении ЦБ нормы обязательных резервов.
Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.
Ссуды ЦБ, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Однако объем кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ, обычно составляет незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки ЦБ рассматривают скорее как индикатор политики ЦБ. Например, повышение ее сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковских кредитов, а затем – ставки коммерческих банков по ссудам небанковскому сектору. Все изменения происходят по цепочке довольно быстро.
Операции на открытом рынке – ЦБ осуществляет куплю-продажу государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации (ГКО).
ЦБ может покупать ценные бумаги у коммерческого банка. В таком случае увеличивается сумма на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в ЦБ для подобных операций). Соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштабы денежной экспансии.
Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Часто подобные операции ЦБ осуществляет в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае ЦБ продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Такие соглашения широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.
В зависимости от угла наклона кривой M s изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на ставке процента (рис. 4а), либо на денежной массе (рис. 4б).
Рис. 4. Монетарная политика:
а) жесткая; б) гибкая
Очевидно, что ЦБ не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента.
Однако следует иметь в виду, что определенные трудности связаны с вопросом согласованности фискальной и денежной политики.
Эффективная стабильная денежная политика (под которой обычно подразумевается низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. В условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностях долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на ЦБ с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.
2.4. Политика перераспределения доходов
Дифференциация в оплате труда, неравномерное распределение собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество порождают большие различия в получении доходов, уровне благосостояния.
Чтобы определить глубину неравенства, используют кривую Лоренца ( «лук Лоренца» ). По горизонтальной оси откладывают процент населения (или семей), по вертикальной – процент дохода. Обычно население делят на 5 частей – квинтелей, в каждый из которых входят 20% населения. Группы населения располагаются по оси от самых богатых до самых бедных. Если все группы населения обладают равными доходами, то на 20% населения приходится 20% дохода, на 40% населения – 40% дохода и т. д.
Абсолютное равенство графически представлено биссектрисой OF. Абсолютное неравенство – линией OFK. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение доходов.
Рис. 5. Кривая Лоренца
Рыночная экономика признает только один вариант распределения доходов в соответствии с ее критериями справедливости – доход, полученный в результате участия в свободной конкуренции. Кто победил в конкурентной борьбе, тот получает высокий доход. Кроме трудолюбия, таланта и расторопности здесь существенную роль может сыграть и случай, везение, сложившаяся конъюнктура.
Для некоторых категорий работников рыночное распределение не действует или действует слабо: работники государственного управления, фундаментальной науки и др. Их доход определяет государство. Кроме того, имеется категория граждан, не участвующих в процессе производства: инвалиды, старики, дети. Они существуют в значительной степени благодаря государственной помощи.
В современных развитых странах существуют различные системы государственного перераспределения доходов. Так, введение прогрессивного характера налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается в процентном отношении большим налогом. К тому же часть полученных налогов государство использует для трансфертных платежей в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам. Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы. Используются государственные социальные программы избирательного типа: государство устанавливает минимальную заработную плату, выделяет средства для многодетных семей, предоставляет бедным продовольственные талоны, снижает плату за жилье, медицинское обслуживание и др.
В результате политики перераспределения доходов кривая Лоренца сдвигается в сторону большего равенства («лук Лоренца» становится менее натянутым).
Однако существуют аргументы как в пользу равенства, так и в пользу неравенства. Сторонники неравенства утверждают, что способ распределения доходов в значительной мере определяет объем производства, распределяемого продукта и соответственно – доходов. Если государство выравнивает (даже и не полностью) доходы, то, по их мнению, исчезает необходимость много трудиться, рисковать. Проблема усугубляется тем, что при передаче доходов от богатых к бедным часть их теряется. (По расчетам американских экономистов Браунинга и Джонсона, из каждый 350 дол., уплачиваемых людьми с высокими доходами, бедные получают лишь 100 дол.)
В связи с этим встает вопрос о верхней и нижней границах государственного перераспределения доходов. Многое здесь зависит от текущего состояния экономики, демографической ситуации и др. При жесткой модели рыночного хозяйствования решающая роль в формировании доходов предназначается рынку, планка государственного вмешательства удерживается на минимально низком уровне. Выбор социального варианта предусматривает более основательное вмешательство.
Размеры государственных социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства. Недопустимо наращивание выплат за пределы налоговых поступлений и превращение их в фактор бюджетного дефицита и инфляции: денежные добавки уничтожаются ростом цен. Более того, высокие налоги приводят к неприятному макроэкономическому эффекту – дефициту сбережений и соответственно свертыванию инвестиционного процесса.
Что касается нетрудоспособных, то социальные выплаты для них (в пределах, разумеется, определенных объемов) безопасны для рыночных механизмов. В то же время интересен подход экономистов к государственным пенсиям. Утверждается, что, рассчитывая на помощь государства в пенсионный период, будущие пенсионеры больше тратят на потребление и меньше сберегают. А это негативно влияет на инвестиции. По расчетам американского экономиста Фелдстайна, социальные государственные программы способствуют сокращению прироста совокупных сбережений и инвестиций почти на 50%.
Выплата пособий по безработице может ослабить стремление к поиску работы. Это может привести к снижению предложения рабочей силы и повышению ее цены. Этот рост не связан с результатами труда и способствует инфляционным процессам.
2.5. Политика перераспределения ресурсов
В кривых рыночного спроса и предложения отражаются не все издержки или выгоды. Часть их «перемещается» к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Возникают эффекты перелива или побочные эффекты.
2.5.1. Издержки перелива
Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды (промышленные стоки в озеро, реку, море, ядовитый дым и др.). В таком случае производители переносят часть своих издержек на население.
Этот процесс можно иллюстрировать графиком (рис. 6а и 6б).
а) пример издержек перелива
б) корректировка эффекта издержек перелива на распределение ресурсов
Рис. 6. Издержки перелива и чрезмерное выделение ресурсов
При издержках перелива, показанных на графике а, мы видим, что более низкие издержки предприятий, представляемые кривой S, не отражают всех издержек, представляемых кривой St. Соответственно равновесная величина продукта Qe больше эффективной или оптимальной величины Qo. Это чрезмерное выделение ресурсов на данный продукт может быть скорректировано законодательным путем или, как показано на графике б, обложением особым налогом Т, который увеличивает издержки фирмы и смещает ее кривую предложения с S в положение St.
Итак, государство может применять 2 типа корректирующих мер, трансформируя издержки перелива во внутренние издержки производства. Как показано на графике (рис. 6), государство может ввести особый налог, который близок к издержкам перелива на единицу продукции. Другой тип – законодательные меры: обязать фирмы уничтожить отходы под угрозой судебного преследования. И в данном случае издержки производства фирм увеличиваются до реальных, кривая S также смещается в положение St, равновесный и оптимальный объемы производства совпадают.
2.5.2. Выгоды перелива
Перелив может принять и форму выгоды – получаемой третьими лицами или обществом в целом и созданной внешними факторами. К примеру, получение образования дает выгоды индивидуальному потребителю – более образованные люди получают более высокие доходы. Но это выгодно и обществу в целом: экономика страны выигрывает от наличия высококвалифицированной рабочей силы; кроме того, меньше преступность, следовательно, меньше затрат государства на ее предотвращение, на судебную, тюремную систему и т. д.
Выгоды перелива можно иллюстрировать графиками (рис. 7).
а) пример выгод перелива
б) корректировка дефицита ресусов: со стороны спроса
в) корректировка дефицита ресусов: со стороны предложения
Рис. 7. Выгоды перелива и дефицит ресурсов
Выгоды перелива на графике а, как показывает кривая Dt, порождают занижение на рыночной кривой спроса D общей величины выгод общества от продукта. В результате равновесная величина продукта Qe оказывается меньше оптимальной его величины Qe. Это можно исправить, как это показано на графике б, путем предоставления потребителям субсидии, которая повышает рыночный спрос, перемещая его от D к Dt. Напротив, дефицит ресурсов может быть устранен предоставлением производителям субсидии U, которая увеличивает их предложение, перемещая его кривую от St в положение S’t.
Если же выгоды перелива чрезвычайно высоки, то правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или даже превратить их в собственность государства.
2.5.3. Общественные блага и услуги
К ним относятся оборона, охрана правопорядка, строительство тоннелей, дамб от наводнений и др. Общественные блага неделимы, состоят из таких крупных единиц, что они не могут быть проданы индивидуальным покупателям. На них не распространяется принцип исключения (отстранения отдельных лиц от пользования их выгодами).
Классический пример – маяк. В связи с этим имеется специальный термин – «едущий бесплатно» (a free rider) – это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его создание, ничего не платя за него. Подобные товары и услуги называют квазиобщественными благами.
Рыночная экономика не выделяет ресурсов на производство таких благ. Следовательно, обеспечить их должен государственный сектор, а финансирование их производства должно осуществляться с помощью системы налогов.
Таким образом, и здесь происходит перераспределение ресурсов с помощью правительства.
2.6. Экономические функции государства
В заключение можно коротко сформулировать основные функции государства: