Что не относится к характеристике гласного звука 2 класс

Что не относится к характеристике гласного звука 2 класс

Буквы и звуки

Всего букв в русском языке 33, из них и состоит алфавит. Из них 21 буква согласная, 10 — гласные, а две буквы не произносятся вообще. Звуков насчитывается 42, их изучением, то есть изучением звучания устной речи занимается фонетика.

Буквы в русском языке

Буквы — то, что пишут и читают, это видимая часть языка. Буквы Б (бомба), В (вор), Г (гавань), Д (давеча), Ж (жало), З (заварка), Й (йодный), К (клей), Л (лопнуть), М (молот), Н (нытик), П (пшено), Р (рубка), С (снизу), Т (точка), Ф (фабрика), Х (хворост), Ц (цапля), Ч (чепчик), Ш (шпала), Щ (щебет) — это согласные, которые делятся на звонкие и глухие. А (аукать), Е (единство), Ё (ёжиться), И (исстари), О (огненный), У (улица), Ы (не встречается в начале слова), Э (эврика), Ю (юнкер), яЯ (язва) — гласные буквы. Интересные роли в языке играют непроизносимые буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак). Мягкий знак выполняет следующие функции:

Что не относится к характеристике гласного звука 2 класс

Роль твёрдого знака не так широка. Он выступает только как разделитель между согласными и смягчающими гласными Е, Ё, Я, Ю (объект, подъём, подъюбник, двухъярусный).

Буква с интересной историей Ё употребляется обычно в специальных текстах: школьных учебниках, орфоэпических текстах, словарях. Также Ё ставят в малоупотребляемых и неизвестных большому кругу читателей текста словах, названиях и именах (филёр) и для выделения правильного прочтения слова (вЁдра вместо ведрА). Появилась буква в языке в конце XVIII века.

Таков порядок использования букв при написании слов. Характеристика букв должна дать общее представление о звуках, с ними соотносящихся.

Отличие согласных и гласных звуков

Звуки — то, что невидимо, но произносимо и слышимо. Так как звуков больше, чем самих букв, количество букв и звуков в слове часто не совпадает, например, если записать транскрипцию слова «ест»: [й’эст] — 3 буквы, 4 звука. Звуки делятся на согласные и гласные. При их произношении воздух натыкается на препятствие. Согласных звуков всего тридцать шесть, они делятся на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Глухие представляют собой создаваемый движением воздуха шум, звонкие включают ещё и голос. Среди них можно выделить списком пары:

Что не относится к характеристике гласного звука 2 класс

Кроме них, есть звуки и без пар. Это постоянно глухие Х, Ц, Ч, Щ и постоянно звонкие й, л, м, н, р. Звуки Ц, Ж, Ш всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие. Звуки Ж, Ш, Ч и Щ относятся к шипящим.

Гласных звуков насчитывается 6. Главный признак гласных звуков: при артикуляции, то есть их произнесении, голос не встречает затруднений на пути. Эти звуки произносят без смыкания губ и зубов, в отличие от согласных, их можно протянуть. Для удобства изучения существуют таблицы гласных букв и звуков. В них показано, чем отличаются гласные первого и второго ряда: Е, Ё, И, Ю, Я всегда смягчают предыдущую согласную в слове.

Примеры смягчения: гЕрой, лЁжа, изменИть, клЮч, октЯбрь. Гласные А, О, У, Ы, Э не смягчают согласные. Примеры: стрАнА, кОлОс, стУл, пЫль, мЭр. Я, Ю, Ы не пишут после Ш, Щ, Ч, Ж (шик, щука, часто, жираф). Это правило необходимо запомнить.

Артикуляция согласных и гласных сильно различается, поэтому спутать эти звуки сложно. Практика мягкого беззвучного выталкивания воздуха во время произнесения гласных помогает улучшить дикцию.

Гласные звуки

Часто люди ошибаются в написании гласных в слове, пользуясь принципом «что слышу, то и пишу». Другим, наоборот, кажется, что в слове может быть подвох, и на месте слышимой А точно должна стоять О. В большинстве случаев букву можно проверить нехитрым способом.

Основные виды

Обычные и йотированные, ударные и безударные — варианты того, на какие группы делятся гласные звуки. Если первые из первой группы (А, И, О, У, Ы, Э) имеют по одному звуку каждый, то вторые (Е, Ё, Ю, Я) — по два: ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА. Двойной звук появляется в следующих случаях:

Что не относится к характеристике гласного звука 2 класс

Йотированной может стать и буква И, когда она идёт после мягкого знака (мальчишечьи, лягушачьи, куньи).

Другая группа — ударные и безударные звуки. Для определения ударной буквы слушают, какой слог становится «верхним», то есть который выделяет интонация при произнесении слова. Сколько в слове гласных, столько и слогов, причём это правило работает и наоборот. Разбивка при переносе слова далеко не всегда совпадает с тем, как слова делятся на слоги, поэтому нужно быть внимательным при фонетическом разборе.

Способ проверки

Гласные отчётливо слышатся, если стоят под ударением. В положении, которое называется безударным, некоторые гласные могут различаться, например, в слове «щипать» гласная И звучит как Е. Чтобы определить, какую букву нужно поставить, используются проверочные слова. Для слова «щипать» проверочное слово «пощипывать». В ударном положении буква слышится чётко. Примеры: трЕпетать — трЕпет, рОзоветь — рОзовый, смИренный — смИрный. В некоторых случаях проверочного слова нет, как в словах «винегрет», «февраль». Такие слова необходимо запоминать.

Что не относится к характеристике гласного звука 2 класс

Чередование гласных

Существуют слова, правописание гласных в корнях чередуется. Для их проверки существуют особые правила. Корни с чередующимися гласными:

Что не относится к характеристике гласного звука 2 класс

В корне «-лаг-лог-» всегда стоит, если он не находится под ударением. В безударной позиции пишется «-лог-«. При этом корень «-лож-» пишется только через О. Примеры: полагать, залог, вложено. Корни «-лаг-лож-» никогда не употребляются без приставок, поэтому слова «ложить» не существует. В корне «-гор-гар-» без ударения всегда стоит А, без ударения пишется «-гар». Примеры: угореть, огарок.

В корне «-кас-кос-» всегда стоит О, исключением является случай, когда после корня идёт суффикс «-а-«, тогда пишется «-кас-«. Примеры: коснуться, касательно. В корнях «-раст-рос-ращ-» пишется О перед буквой С, А — перед СТ, Щ. Примеры: вырастил, взращивать, рослый. В корне «-зар-зор-» буква О ставится только под ударением. Примеры: зорька, озарилось.

В «-плов-плав-плыв-» необходимо обратить внимание на ударение. Без ударения пишется А, с ударением — О. Если слово образуется от глагола «плыть», ставится Ы. Примеры: плавал в озере, пловчиха, плыл по реке. Что касается «-мок-мак-моч-«, то здесь ситуация такая же, как и с «-равн-ровн-«: в значении «впитывать что-то жидкое» пишут О, если в жидкое что-то погружается — А. Примеры: промокнуть от брызг, макнуть в кофе.

Изучение русского языка — захватывающее приключение, и тот, кто осилит его гласные как необходимый минимум, может не бояться дальнейших трудностей. Тогда язык станет океаном, по которому можно плыть, не только радуясь общению с другими людьми, но и встречая на своём пути прекрасные произведения разных эпох.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Как определить гласные звуки»

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: « Как определить гласные звуки?».

Тип урока: повторение и закрепление изученного в 1 классе.

Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.

Задачи: 1. Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами.

2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

3. Воспитывать культуру общения.

Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Познавательные : формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.

Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.

Учебно-методическое обеспечение: у чебник «Русский язык», 2 кл./ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий- М.: Просвещение, 2012.

Необходимое оборудование и материалы для урока: учебник, тетради на печатной основе, компьютер, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, музыкальное сопровождение для физминутки.

— Создание эмоционального настроя.

Звучит песня «Когда мои друзья со мной» ( 2 первых куплета)

— Какое настроение возникло у вас после прослушанного?

— О чем говорится в этой песне? Друг всегда придет на помощь.

— Тогда давайте улыбнемся друг другу, и если у кого- то на уроке возникнут трудности, то

знайте, друзья всегда рядом и они помогут.

— Что мы выполняем в начале урока? (выполнить разминку)

— Поздороваемся пальчиками правой руки с пальчиками левой.

— Заведем мотор машины (вращение кулаков)

— Покажите, как работает наше сердце (сжимание и разжимание рук).

-Раз, два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

и сразу: все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)

-вдруг проснулись, потянулись.

— Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими

помощниками на нашем уроке.

— Откроем тетради, вспомним правила посадки и письма.

— Прочитаем с доски записи и запишем аккуратно в тетрадь.

_ Отгадайте загадку:

В лесу обитает, дичью питается

Да в курятник забирается,

Хитрым зверем называется. (Лиса)

— Произнесите первым в этом слове? Охарактеризуйте этот звук?

— Пропишите на следующей строке букву Лл

— Составьте предложение со словом « лиса». Запишем под диктовку.

— Подчеркните главные члены предложения.

4. Самоопределение к деятельности. Формулирование темы и цели урока.

— Сейчас вы будете работать в паре. Вспомним, как нужно работать в паре?

— У вас на столах лежит магнитная азбука. На ней расположены буквы.

— Ваша задача найти лишнюю букву? Доказать, что она лишняя. Обоснуйте свой ответ

-Лишнюю букву выставляем на доске. А.О.У.И.Ы.

— Прочитаем буквы. Какие звуки мы произнесли? Обозначим их звуками. (На доске [ a ] [ o ])

— Как вы думаете, какова сегодня будет тема нашего урока?

— Прочитайте тему урока на с. 89. На какие вопросы нам предстоит ответить?

-Новый ли это материал? Какую задачу мы поставим перед собой? Учиться определять

гласные звуки от согласных и обозначать их на письме.

Работа по теме урока.

— Какие признаки гласных звуков мы с вами знаем? Назовите: голос, нет преград, слог.

-Чем отличается гласный звук от согласного?

ЭП. Как определить гласный звук?

— А теперь прослушаем правило на компьютере.№1 Всё ли мы сказали о гласных звуках?

— Произнесите звуки, записанные на доске. Что вы заметили? Какого звука не хватает?

— Прослушаем материал с компьютера №2.Что вы можете сказать о количестве гласных

Звуки: [а] [о ] [у] [ы] [и] [э] 6

— Подчеркните буквы, которые состоят из двух звуков. (по одному ученику)

Внизу подпишем эти звуки.

— Как вы думаете, почему их так назвали? Прочитайте в учебнике на с. 89 «Обратите внимание».

Организация самостоятельной работы учащихся.

— А сейчас, чтобы запомнить их выполните в печатной тетрадке с.39 Упр 83.

— Проведем самопроверку. (На доске запись)

Организация фронтальной работы по учебнику

— А сейчас в учебнике на с. 90 выполним № 137

— Рассмотрите первый рисунок. Какие буквы написаны? Назовите слова по рисунку, в которых

— Рассмотрим следующий рисунок? Кого мы видим здесь? Запишем слова. (ёжик, яблоко)

— Подчеркните гласные буквы, состоящие из двух звуков.

— Поработали вы хорошо, и пришла пора отдохнуть.

— Проведем игру на внимание « Гласные и согласные» Музыка «Когда мои друзья со мной»

— Пока звучит музыка, вы идете по кругу. Как только музыка остановится, я произношу звук

и если он гласный, то вы хлопаете в ладоши, а если звук согласный, то вы приседают.

Всем понятен ход игры?

— Игра началась. Молодцы, хорошо справились с заданием.

Контроль за усвоением знаний учащихся.

— А теперь проведем тестирование по данной теме.

Тест. Гласные звуки.

1. Какая характеристика не относится к гласным звукам.

О звук состоит из голоса

О звук образует слог

О при произнесении звука воздух встречает преграды.

2. Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки?

3. Какое слово разделено для переноса с ошибкой.

4. Выбери ряд слов, соответствующих признакам.

— Ударение падает на второй слог.

— Гласные буквы обозначают один и тот же гласный звук.

— Все слова двусложные.

О лопата, весело, ворона.

О маляр, вратарь, баран.

8 Рефлексия. Итог. Оценивание.

Организация деятельности учащихся по анализу и оцениванию своей деятельности.

— О чём говорили на уроке?

— Нашли ли ответы на поставленные вопросы?

— Какие признаки гласных звуков вы запомнили?

— Какое задание было интересным?

— При выполнении, какого задания вы испытывали трудности?

— Оцените свою работу на уроке. В тетради начертите шкалу самооценки и отметьте точкой

на каком уровне вы усвоили изученный материал.

— Скажите, было ли вам интересно на уроке, с каким настроением вы покинете урок?

9 Домашнее задание.

Базовый уровень. Упр 138. Правило с.89.(У) Рубрика « Страничка для любознательных»

Повышенный уровень (по желанию ребёнка) Упр.84 в печатной тетрадке.

Тест. Гласные звуки.

1 Какая характеристика не относится к гласным звукам.

О звук состоит из голоса

О звук образует слог

О при произнесении звука воздух встречает преграды.

2 Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки?

3 Какое слово разделено для переноса с ошибкой.

4 Выбери ряд слов, соответствующих признакам.

— Ударение падает на второй слог.

— Гласные буквы обозначают один и тот же гласный звук.

— Все слова двусложные.

О лопата, весело, ворона.

О маляр, вратарь, баран.

Тест. Гласные звуки.

Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Зиму, снежную такую.

Черный ворон на стогу.

Подчеркни слово, которое начинается с гласного звука.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *