Что не относится к характеристике гласного звука 2 класс
Буквы и звуки
Всего букв в русском языке 33, из них и состоит алфавит. Из них 21 буква согласная, 10 — гласные, а две буквы не произносятся вообще. Звуков насчитывается 42, их изучением, то есть изучением звучания устной речи занимается фонетика.
Буквы в русском языке
Буквы — то, что пишут и читают, это видимая часть языка. Буквы Б (бомба), В (вор), Г (гавань), Д (давеча), Ж (жало), З (заварка), Й (йодный), К (клей), Л (лопнуть), М (молот), Н (нытик), П (пшено), Р (рубка), С (снизу), Т (точка), Ф (фабрика), Х (хворост), Ц (цапля), Ч (чепчик), Ш (шпала), Щ (щебет) — это согласные, которые делятся на звонкие и глухие. А (аукать), Е (единство), Ё (ёжиться), И (исстари), О (огненный), У (улица), Ы (не встречается в начале слова), Э (эврика), Ю (юнкер), яЯ (язва) — гласные буквы. Интересные роли в языке играют непроизносимые буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак). Мягкий знак выполняет следующие функции:
Роль твёрдого знака не так широка. Он выступает только как разделитель между согласными и смягчающими гласными Е, Ё, Я, Ю (объект, подъём, подъюбник, двухъярусный).
Буква с интересной историей Ё употребляется обычно в специальных текстах: школьных учебниках, орфоэпических текстах, словарях. Также Ё ставят в малоупотребляемых и неизвестных большому кругу читателей текста словах, названиях и именах (филёр) и для выделения правильного прочтения слова (вЁдра вместо ведрА). Появилась буква в языке в конце XVIII века.
Таков порядок использования букв при написании слов. Характеристика букв должна дать общее представление о звуках, с ними соотносящихся.
Отличие согласных и гласных звуков
Звуки — то, что невидимо, но произносимо и слышимо. Так как звуков больше, чем самих букв, количество букв и звуков в слове часто не совпадает, например, если записать транскрипцию слова «ест»: [й’эст] — 3 буквы, 4 звука. Звуки делятся на согласные и гласные. При их произношении воздух натыкается на препятствие. Согласных звуков всего тридцать шесть, они делятся на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Глухие представляют собой создаваемый движением воздуха шум, звонкие включают ещё и голос. Среди них можно выделить списком пары:
Кроме них, есть звуки и без пар. Это постоянно глухие Х, Ц, Ч, Щ и постоянно звонкие й, л, м, н, р. Звуки Ц, Ж, Ш всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие. Звуки Ж, Ш, Ч и Щ относятся к шипящим.
Гласных звуков насчитывается 6. Главный признак гласных звуков: при артикуляции, то есть их произнесении, голос не встречает затруднений на пути. Эти звуки произносят без смыкания губ и зубов, в отличие от согласных, их можно протянуть. Для удобства изучения существуют таблицы гласных букв и звуков. В них показано, чем отличаются гласные первого и второго ряда: Е, Ё, И, Ю, Я всегда смягчают предыдущую согласную в слове.
Примеры смягчения: гЕрой, лЁжа, изменИть, клЮч, октЯбрь. Гласные А, О, У, Ы, Э не смягчают согласные. Примеры: стрАнА, кОлОс, стУл, пЫль, мЭр. Я, Ю, Ы не пишут после Ш, Щ, Ч, Ж (шик, щука, часто, жираф). Это правило необходимо запомнить.
Артикуляция согласных и гласных сильно различается, поэтому спутать эти звуки сложно. Практика мягкого беззвучного выталкивания воздуха во время произнесения гласных помогает улучшить дикцию.
Гласные звуки
Часто люди ошибаются в написании гласных в слове, пользуясь принципом «что слышу, то и пишу». Другим, наоборот, кажется, что в слове может быть подвох, и на месте слышимой А точно должна стоять О. В большинстве случаев букву можно проверить нехитрым способом.
Основные виды
Обычные и йотированные, ударные и безударные — варианты того, на какие группы делятся гласные звуки. Если первые из первой группы (А, И, О, У, Ы, Э) имеют по одному звуку каждый, то вторые (Е, Ё, Ю, Я) — по два: ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА. Двойной звук появляется в следующих случаях:
Йотированной может стать и буква И, когда она идёт после мягкого знака (мальчишечьи, лягушачьи, куньи).
Другая группа — ударные и безударные звуки. Для определения ударной буквы слушают, какой слог становится «верхним», то есть который выделяет интонация при произнесении слова. Сколько в слове гласных, столько и слогов, причём это правило работает и наоборот. Разбивка при переносе слова далеко не всегда совпадает с тем, как слова делятся на слоги, поэтому нужно быть внимательным при фонетическом разборе.
Способ проверки
Гласные отчётливо слышатся, если стоят под ударением. В положении, которое называется безударным, некоторые гласные могут различаться, например, в слове «щипать» гласная И звучит как Е. Чтобы определить, какую букву нужно поставить, используются проверочные слова. Для слова «щипать» проверочное слово «пощипывать». В ударном положении буква слышится чётко. Примеры: трЕпетать — трЕпет, рОзоветь — рОзовый, смИренный — смИрный. В некоторых случаях проверочного слова нет, как в словах «винегрет», «февраль». Такие слова необходимо запоминать.
Чередование гласных
Существуют слова, правописание гласных в корнях чередуется. Для их проверки существуют особые правила. Корни с чередующимися гласными:
В корне «-лаг-лог-» всегда стоит, если он не находится под ударением. В безударной позиции пишется «-лог-«. При этом корень «-лож-» пишется только через О. Примеры: полагать, залог, вложено. Корни «-лаг-лож-» никогда не употребляются без приставок, поэтому слова «ложить» не существует. В корне «-гор-гар-» без ударения всегда стоит А, без ударения пишется «-гар». Примеры: угореть, огарок.
В корне «-кас-кос-» всегда стоит О, исключением является случай, когда после корня идёт суффикс «-а-«, тогда пишется «-кас-«. Примеры: коснуться, касательно. В корнях «-раст-рос-ращ-» пишется О перед буквой С, А — перед СТ, Щ. Примеры: вырастил, взращивать, рослый. В корне «-зар-зор-» буква О ставится только под ударением. Примеры: зорька, озарилось.
В «-плов-плав-плыв-» необходимо обратить внимание на ударение. Без ударения пишется А, с ударением — О. Если слово образуется от глагола «плыть», ставится Ы. Примеры: плавал в озере, пловчиха, плыл по реке. Что касается «-мок-мак-моч-«, то здесь ситуация такая же, как и с «-равн-ровн-«: в значении «впитывать что-то жидкое» пишут О, если в жидкое что-то погружается — А. Примеры: промокнуть от брызг, макнуть в кофе.
Изучение русского языка — захватывающее приключение, и тот, кто осилит его гласные как необходимый минимум, может не бояться дальнейших трудностей. Тогда язык станет океаном, по которому можно плыть, не только радуясь общению с другими людьми, но и встречая на своём пути прекрасные произведения разных эпох.
Конспект урока по русскому языку «Как определить гласные звуки»
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: « Как определить гласные звуки?».
Тип урока: повторение и закрепление изученного в 1 классе.
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Задачи: 1. Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами.
2. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
3. Воспитывать культуру общения.
Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Познавательные : формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.
Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.
Учебно-методическое обеспечение: у чебник «Русский язык», 2 кл./ В. П. Канакина, В.Г. Горецкий- М.: Просвещение, 2012.
Необходимое оборудование и материалы для урока: учебник, тетради на печатной основе, компьютер, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, музыкальное сопровождение для физминутки.
— Создание эмоционального настроя.
Звучит песня «Когда мои друзья со мной» ( 2 первых куплета)
— Какое настроение возникло у вас после прослушанного?
— О чем говорится в этой песне? Друг всегда придет на помощь.
— Тогда давайте улыбнемся друг другу, и если у кого- то на уроке возникнут трудности, то
знайте, друзья всегда рядом и они помогут.
— Что мы выполняем в начале урока? (выполнить разминку)
— Поздороваемся пальчиками правой руки с пальчиками левой.
— Заведем мотор машины (вращение кулаков)
— Покажите, как работает наше сердце (сжимание и разжимание рук).
-Раз, два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)
и сразу: все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)
-вдруг проснулись, потянулись.
— Разминку сделали просто замечательно. Теперь ваши пальчики и руки будут хорошими
помощниками на нашем уроке.
— Откроем тетради, вспомним правила посадки и письма.
— Прочитаем с доски записи и запишем аккуратно в тетрадь.
_ Отгадайте загадку:
В лесу обитает, дичью питается
Да в курятник забирается,
Хитрым зверем называется. (Лиса)
— Произнесите первым в этом слове? Охарактеризуйте этот звук?
— Пропишите на следующей строке букву Лл
— Составьте предложение со словом « лиса». Запишем под диктовку.
— Подчеркните главные члены предложения.
4. Самоопределение к деятельности. Формулирование темы и цели урока.
— Сейчас вы будете работать в паре. Вспомним, как нужно работать в паре?
— У вас на столах лежит магнитная азбука. На ней расположены буквы.
— Ваша задача найти лишнюю букву? Доказать, что она лишняя. Обоснуйте свой ответ
-Лишнюю букву выставляем на доске. А.О.У.И.Ы.
— Прочитаем буквы. Какие звуки мы произнесли? Обозначим их звуками. (На доске [ a ] [ o ])
— Как вы думаете, какова сегодня будет тема нашего урока?
— Прочитайте тему урока на с. 89. На какие вопросы нам предстоит ответить?
-Новый ли это материал? Какую задачу мы поставим перед собой? Учиться определять
гласные звуки от согласных и обозначать их на письме.
Работа по теме урока.
— Какие признаки гласных звуков мы с вами знаем? Назовите: голос, нет преград, слог.
-Чем отличается гласный звук от согласного?
ЭП. Как определить гласный звук?
— А теперь прослушаем правило на компьютере.№1 Всё ли мы сказали о гласных звуках?
— Произнесите звуки, записанные на доске. Что вы заметили? Какого звука не хватает?
— Прослушаем материал с компьютера №2.Что вы можете сказать о количестве гласных
Звуки: [а] [о ] [у] [ы] [и] [э] 6
— Подчеркните буквы, которые состоят из двух звуков. (по одному ученику)
Внизу подпишем эти звуки.
— Как вы думаете, почему их так назвали? Прочитайте в учебнике на с. 89 «Обратите внимание».
Организация самостоятельной работы учащихся.
— А сейчас, чтобы запомнить их выполните в печатной тетрадке с.39 Упр 83.
— Проведем самопроверку. (На доске запись)
Организация фронтальной работы по учебнику
— А сейчас в учебнике на с. 90 выполним № 137
— Рассмотрите первый рисунок. Какие буквы написаны? Назовите слова по рисунку, в которых
— Рассмотрим следующий рисунок? Кого мы видим здесь? Запишем слова. (ёжик, яблоко)
— Подчеркните гласные буквы, состоящие из двух звуков.
— Поработали вы хорошо, и пришла пора отдохнуть.
— Проведем игру на внимание « Гласные и согласные» Музыка «Когда мои друзья со мной»
— Пока звучит музыка, вы идете по кругу. Как только музыка остановится, я произношу звук
и если он гласный, то вы хлопаете в ладоши, а если звук согласный, то вы приседают.
Всем понятен ход игры?
— Игра началась. Молодцы, хорошо справились с заданием.
Контроль за усвоением знаний учащихся.
— А теперь проведем тестирование по данной теме.
Тест. Гласные звуки.
1. Какая характеристика не относится к гласным звукам.
О звук состоит из голоса
О звук образует слог
О при произнесении звука воздух встречает преграды.
2. Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки?
3. Какое слово разделено для переноса с ошибкой.
4. Выбери ряд слов, соответствующих признакам.
— Ударение падает на второй слог.
— Гласные буквы обозначают один и тот же гласный звук.
— Все слова двусложные.
О лопата, весело, ворона.
О маляр, вратарь, баран.
8 Рефлексия. Итог. Оценивание.
Организация деятельности учащихся по анализу и оцениванию своей деятельности.
— О чём говорили на уроке?
— Нашли ли ответы на поставленные вопросы?
— Какие признаки гласных звуков вы запомнили?
— Какое задание было интересным?
— При выполнении, какого задания вы испытывали трудности?
— Оцените свою работу на уроке. В тетради начертите шкалу самооценки и отметьте точкой
на каком уровне вы усвоили изученный материал.
— Скажите, было ли вам интересно на уроке, с каким настроением вы покинете урок?
9 Домашнее задание.
Базовый уровень. Упр 138. Правило с.89.(У) Рубрика « Страничка для любознательных»
Повышенный уровень (по желанию ребёнка) Упр.84 в печатной тетрадке.
Тест. Гласные звуки.
1 Какая характеристика не относится к гласным звукам.
О звук состоит из голоса
О звук образует слог
О при произнесении звука воздух встречает преграды.
2 Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки?
3 Какое слово разделено для переноса с ошибкой.
4 Выбери ряд слов, соответствующих признакам.
— Ударение падает на второй слог.
— Гласные буквы обозначают один и тот же гласный звук.
— Все слова двусложные.
О лопата, весело, ворона.
О маляр, вратарь, баран.
Тест. Гласные звуки.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.
Зиму, снежную такую.
Черный ворон на стогу.
Подчеркни слово, которое начинается с гласного звука.