Что не относится к функциональному состоянию

Тест с ответами: “Психология труда”

1. Автор термина «психотехника» :
а) Г. Мюнстерберг;
б) В.Штерн;+
в) Тейлор;
г) Вундт.

2. Кто из перечисленных ученых является основоположниками отечественной психологии труда?
а) Б.Ф. Ломов;
б) Е.А. Климов; +
в) А.К. Гастев;
г) Б.М.Теплов.

3. Выберите главную задачу психологии труда:
а) исследование способности и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований;
б) изучение фактов и закономерностей психической регуляции деятельности человека; +
в) исследование художественного творчества;
г) анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности.

4. Что такое стресс?
а) давление;
б) напряжение;
в) негативное состояние; +
г) повреждение.

5. Психический регулятор труда:
а) антицепация;
б) образ объекта труда; +
в) владение внутренними средствами труда;
г) оринетировочная деятельность.

6. Какое название имеет деятельность человека, направленная на изменение и преобразования действительности ради удовлетворения своих потребностей на создание материальных и духовных ценностей?
Ответ: трудовая

7. Автор первой научной системы организации труда:
Ответ: Ф. Тейлор

8. Что является составляющей трудового поста?
а) производство полезных действий;
б) цель; +
в) организация рабочего места;
г) управление средствами труда.

9. Учитель химии в средней школе – это …
а) профессия;
б) специальность; +
в) трудовой пост;
г) должность.

10. В какой период длится стадия оптации?
а) 6-8 лет;
б) 11-12 лет;
в) 12-18 лет; +
г) 18-25 лет.

11. В какой период длится стадия адепт?
а) 6-8 лет;
б) 11-12 лет;
в) 12-18 лет;
г) 18-23 лет. +

12. Этот метод чаще всего используют в психологии труда:
а) метод экспертной оценки;
б) метод анамнеза;
в) метод беседы;
г) метод наблюдения. +

13. К функциональному состоянию не относится:
а) результат деятельности;
б) фон деятельности;
в) «карта деятельности»; +
г) условия деятельности.

14. Что относится к стадии авторитета :
а) оптант;
б) адепт;
в) интернал;
г) мастер; +

15. Автор термина «психотехника»:
Ответ: Штерн

Источник

Понятие о “функциональном состоянии”

Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть фото Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть картинку Что не относится к функциональному состоянию. Картинка про Что не относится к функциональному состоянию. Фото Что не относится к функциональному состоянию Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть фото Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть картинку Что не относится к функциональному состоянию. Картинка про Что не относится к функциональному состоянию. Фото Что не относится к функциональному состоянию Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть фото Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть картинку Что не относится к функциональному состоянию. Картинка про Что не относится к функциональному состоянию. Фото Что не относится к функциональному состоянию Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть фото Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть картинку Что не относится к функциональному состоянию. Картинка про Что не относится к функциональному состоянию. Фото Что не относится к функциональному состоянию

Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть фото Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть картинку Что не относится к функциональному состоянию. Картинка про Что не относится к функциональному состоянию. Фото Что не относится к функциональному состоянию

Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть фото Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть картинку Что не относится к функциональному состоянию. Картинка про Что не относится к функциональному состоянию. Фото Что не относится к функциональному состоянию

В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЛЕКЦИЯ 4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Место психофизиологии в системе наук о человеке как субъекте деятельности.

1. Понятие о “функциональном состоянии”.

2. Исследование функционального состояния.

3. Виды функциональных состояний.

Говоря о человеке в процессе его трудовой деятельности, мы подразумеваем, что он может находится в различных состояниях. С точки зрения психофизиологии, когда мы говорим о функциональном состоянии человека, то всегда подразумеваем некую эффективную сторону этого состояния, т.е. возможность человека, находящегося в том или ином функциональном состоянии, выполнять конкретную работу на заданном уровне точности, надежности и производительности.

В литературе рассматриваются самые разнообразные виды состояний человека, оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека. Данный термин подчеркивает связь состояния организма человека с функциями, которые субъект выполняет в процессе трудовой деятельности, и специфичность подхода к анализу состояний человека. В качестве примеров обычно исследуемых видов функциональных состояний можно назвать монотонность, утомление, напряженность, различные формы психологического стресса и состояние, вызываемое воздействием экстремальных факторов физической природы.

Понятие функционального состояния подчеркивает характеристику эффективностно й стороны деятельности или поведения человека. Иными словами, этот аспект рассмотрения проблемы предполагает прежде всего решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.

Понятие функционального состояния первоначально возникло и получило развитие в физиологии. Естественно, что основным содержанием соответствующих исследований был анализ мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма. Целесообразность и необходимость проведения исследований в этом направлении несомненны. Важно подчеркнуть, что именно в отечественной физиологической школе, начиная с работ И.М. Сеченова и Н.Е. Введенского, получило детальную экспериментальную разработку представление о центральных механизмах развития того или иного состояния.

В то же время анализ ФС работающего человека в условиях реальной деятельности, с неизбежностью выходит за рамки только физиологических представлений и предполагает разработку психологических и социально-психологических аспектов этой проблематики.

Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Можно выделить шесть групп явлений, регулирующих функциональные состояния.

1. Мотивация – то, ради чего выполняется конкретная деятельность. Увлеченность работой, стремление к успеху, престижное достижение, заинтересованность в вознаграждении, чувство долга, обязательство, помощь – наличие всех этих мотивов может привести к чрезвычайной заинтересованности в выполнении задания, и наоборот, их отсутствие порождает формальное отношение к делу. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния.

2. Содержание труда. В самом трудовом задании заложены определенные требования к специфике и уровню функционального состояния. Определенная трудовая деятельность требует определенного темпа выполнения заданий, автоматизации действий, ответственности за результат. Применения физической силы и интеллекта и т.д. Наконец, то, как задание выполняется субъектом, также имеет значение для регулирования функционального состояния.

Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть фото Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть картинку Что не относится к функциональному состоянию. Картинка про Что не относится к функциональному состоянию. Фото Что не относится к функциональному состоянию

3. Величина сенсорной нагрузки. Под сенсорной нагрузкой понимается как воздействия сенсорного окружения, опосредуемые его значимостью, так и те воздействия, которые прямо связаны с выполняемой деятельностью.

4. Исходный фоновый уровень, сохраняющий след от предшествующей деятельности субъекта.

5. Индивидуальные особенности субъекта. Например, монотонная работа по-разному влияет на лиц с сильной и слабой нервной системой. Индивиды, принадлежащие к сильному типу, обнаруживают меньшую устойчивость к монотонии и раньше слабых показывают снижение уровня активации нервной системы.

6. Кроме того, можно выделить группу регуляторов ФС, которые не относятся к естественным: это фармакологические, электрические и другие воздействия на организм.

Таким образом, реальный уровень ФС является результатом сложного взаимодействия многих факторов, вклад которых определяется конкретными условиями существования индивида.

По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней (т.е. деятельности).

Каждое конкретное состояние человека можно описать с помощью многообразных проявлений: изменения в функционировании различных физиологических систем (центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и т.д.); определенные сдвиги в протекании основных психических процессов ( восприятия, внимания, памяти, мышления и т.д.); многочисленны состояния, которым сопутствуют комплексы отчетливо выраженных субъективных переживаний (при утомлении человек испытывает чувства усталости, вялости, бессилия; В состоянии повышенной эмоциональной напряженности ведущими становятся тревога, нервозность, переживание опасности и страха). Содержательная характеристика любого состояния невозможна без анализа изменений на поведенческом уровне. При этом имеется в виду оценка количественных показателей выполнения определенного вида деятельности, производительности труда, интенсивности и темпа выполнения работы, числа сбоев и ошибок. Не меньшего внимания заслуживает анализ и качественных особенностей процесса реализации деятельности, прежде всего по показателям двигательного и речевого поведения.

Поведение человека можно описать с качественной стороны (обусловленная конкретным видом деятельности), а также со стороны интенсивности использования человеком своих ресурсов.

Источник

Функциональные состояния и адаптация работника

АННОТАЦИЯ

В данной статье исследованы подходы, связанные с определением влияния функционального состояния на осуществление трудовой деятельности и адаптацию работника. Автором систематизированы виды функционального состояния работника по шкале от наиболее эффективного до наиболее проблемного трудового состояния. Особое внимание в статье уделено комплексной диагностико-превентивной системе «Интегральной диагностики и коррекции стресса» (ИДИКС).

ABSTRACT

In the article approaches associated with determining the impact of functional state on the implementation of work activities and the employee’s adaptation are under study. The author systematizes kinds of the employee’s functional state on a scale from the most effective labor state to the most problematic one. Particular attention is paid to complex diagnostic and preventive system «Integral diagnostics and stress correction» (IDASC).

Понятие «функциональное состояние человека» получило широкое распространение в медицине и психологии в связи с оценкой его влияния (благоприятного или отрицательного) на осуществление разнообразной деятельности индивидуума (в том числе и трудовой).

Вместе с тем, традиционной проблематикой изучения данного круга явлений в общей психологии и физиологии выступает исследование эмоционального состояния самого человека, состояния его сознания, психофизиологического состояния и др. Однако, уже само название данного термина указывает на непосредственную связь состояния организма человека с осуществляемыми функциями, которые субъект способен выполнить в процессе реализации трудовой функции, а также специфичность самого подхода к анализу состояний человека в отличие от психологии и медицины.

Нас в данном случае с позиции психологии труда в большей степени интересует связь физиологического состояния работника с процессом его адаптации к внешним условиям. В этом случае функциональное состояние выступает опосредованной характеристикой эффективности трудовой деятельности, оптимального поведения работника и возможности его наилучшего приспособления к новым условиям труда или изменяющимся условиям внешней среды.

Этот аспект рассмотрения системы «функциональное состояние работника – процесс адаптации и его эффективность» предполагает, прежде всего, рассмотрение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином физиологическом состоянии, выполнять конкретный вид трудовой деятельности в условиях привыкания к новым условиям осуществления трудовой функции.

Проведенный анализ подходов, идей, теорий различных исследователей [1, 5–7] позволил нам систематизировать виды функционального состояния работника по шкале от наиболее эффективного до наиболее проблемного трудового состояния:

Важно отметить, что в современных условиях оценка состояния здоровья и его изменений у персонала промышленного производства представляет собой актуальную проблему в связи с ответственностью и сложностью решаемых профессиональных задач. При этом одной из важнейших составляющих физиологических резервов организма являются психофизиологические особенности человека, в той или иной степени, влияющие на успешность его профессиональной деятельности.

Организм человека, испытывающий в условиях современного развития науки и техники, информационных и инновационных технологий, непрерывные стрессорные воздействия (производственные, психоэмоциональные и др.), необходимо рассматривать как сложную динамическую систему, которая непрерывно приспосабливается к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных систем и соответствующего напряжения регуляторных механизмов [4, с. 119].

При этом адаптационные возможности организма представляют собой одно из фундаментальных его свойств. Адаптационные возможности выступают неким запасом функциональных резервов, которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и внешней средой.

В многочисленных исследованиях установлено, что приспособление или адаптация к новым, а тем более экстремальным условиям достигается ценой затрат функциональных резервов организма. При этом, чем выше функциональные резервы, тем ниже степень напряжения этих механизмов, необходимая для адаптации к условиям внешней среды, для поддержания гомеостаза [1, с. 173].

Переход от состояния здоровья к состоянию болезни, иначе говоря, от нормы к патологии, представляет собой постепенный процесс повышения «цены» адаптации организма к изменившимся условиям внешней или внутренней среды. Перенапряжение систем регуляции может привести к истощению защитных сил организма, снижению его функциональных возможностей. Снижение адаптационных возможностей организма служит прогностически неблагоприятным признаком и одной из ведущих причин возникновения и развития заболеваний. Оценив «цену» адаптации, можно получить данные о функциональных резервах организма, а значит можно осуществить прогнозирование функционального состояния.

Поэтому оценка адаптационных возможностей организма все в большей мере рассматривается как один из важных критериев здоровья. Адаптация организма к среде осуществляется в зависимости от физических, психических и социальных ресурсов. Динамическое равновесие организма со средой обозначается как баланс здоровья.

Анализ функциональных состояний имеет особое значение в профессиональной деятельности. Ведь неблагоприятные функциональные состояния работника выступают важным источником неблагополучия в труде – как с точки зрения их отрицательного влияния на результаты деятельности, так и с точки зрения развития различных форм личностной дезадаптации и нарушений психического здоровья [5, с. 157].

Среди множества различных неблагоприятных функциональных состояний в современном мире труда наиболее актуальным объектом исследований выступает анализ стрессовых состояний [Бодров, 2000; Водопьянова и Старченкова, 2005, 2012; Леонова, 1984 2005, 2012; Никифоров, 2003 и другие].

В современной психологической литературе представлен широкий спектр концепций и моделей профессионального стресса. Несомненно, актуальным является и вопрос о методологии изучения профессионального стресса. В исследованиях А.Б. Леоновой предложен один из вариантов комплексной методологии интегрального изучения стресса, которая была положена в основу комплексной диагностико-превентивной системы «Интегральной диагностики и коррекции стресса» (ИДИКС). В рамках данной системы реализован принцип последовательного перехода от диагностики к интегральной оценке профессионального стресса, начиная от объективных и психологических причин его развития и заканчивая формированием устойчивых форм личностной и поведенческой дезадаптации, и подбору на этой основе релевантных средств профилактики и коррекции профессионального стресса [4, с. 168].

В период с 01 февраля по 30 апреля 2016 года нами было проведено психологическое тестирование персонала энергетической компании – производителя электроэнергии. В тестировании принятии участие сотрудники двух подразделений – оперативный персонал основного и вспомогательного цехов. Отметим, что работа оперативного персонала в энергетике связана с высоким уровнем персональной ответственности за обеспечение безопасности всех процессов, предполагает готовность оперативно реагировать на возникновение аварийных ситуаций. Благоприятное функциональное состояние работника в таких условиях является залогом надежности его профессиональной деятельности, условием эффективной и безаварийной работы, сохранения жизни, здоровья и работоспособности как самого работающего, так и лиц, с которыми он объединен совместной деятельностью.

Исследование проводилось с применением методики интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС).

Применение методики ИДИКС позволило:

Методика ИДИКС позволяет оценить каждый из названных параметров по уровням (низкий, умеренный, выраженный, высокий, предельно высокий уровень стресса)

В тестировании приняли участие 86 сотрудников (оперативный персонал), среди них – сотрудники основного подразделения – 47 человек, сотрудники вспомогательного подразделения – 39 человек.

Применение методики ИДИКС позволяет оценить уровень достоверности полученных ответов. В нашем исследовании достоверные ответы зафиксированы у 42 респондентов (49,0 %); заниженные оценки (реальный уровень стресса предположительно боле высок, чем сотрудник попытался представить) – у 28 респондентов (33,0 %); недостоверные ответы – у 16 человек (18,0 %)

Средние значения и уровень стресса по каждому из вышеназванных параметров представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Параметры профессионального стресса персонала Основного подразделения

Источник

Научная электронная библиотека

Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть фото Что не относится к функциональному состоянию. Смотреть картинку Что не относится к функциональному состоянию. Картинка про Что не относится к функциональному состоянию. Фото Что не относится к функциональному состоянию

3.3 Состояния человека в труде как следствие особенностей трудовой деятельности

1) Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Такие состояния определяют отношение человека к данному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности работой, заинтересованности работой или безразличия к ней и т.п.) в большинстве случаев отражают общий психологический настрой коллектива.

2) Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают они под влиянием различного рода неполадок и неурядиц в производственном процессе или во взаимоотношениях в коллективе.

3) Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много (например, состояние врабатывания, повышения работоспособности, конечного порыва и т.д.).

Общие подходы к анализу и классификации состояний человека в труде

а) распознать (разобрать, диагностировать, оценить и т.д.);

б) преобразовать (из «чего-то» во «что-то», а также сохранить);

в) изыскать (в том числе найти что-то неизвестное, нетривиальное, дать новое решение производственной, организационной или др. задачи).

В зависимости от соотношения трех указанных элементов деятельности у человека в процессе труда возникают различные состояния, которые будут рассмотрены ниже.

1) Самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях (находить ее в должностных или технических инструкциях, получать от руководителя, принимать ответственные решения и т.д.).

2) Вести самостоятельный поиск средств (и способов) деятельности, «конструировать» их или «реконструировать» имеющееся оборудование, знания, информацию применительно к конкретной производственной ситуации.

Составляющие условий труда

Осознание цели

Достаточность средств

Очевидность результата

Разнообразные ситуации, которые возникают в реальной трудовой деятельности, продуцируют достаточно широкий спектр соответствующие им психологических состояний. Ниже приводятся характеристики состояний, находящихся в диапазоне между рассмотренными выше двумя крайними позициями таблицы 3.1. При этом мы исходим из того, что психологические (функциональные, праксические) состояния человека в труде, являясь следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и ее организации в конкретных условиях, выступают в роли индикатора оптимальности взаимной адаптации человека и его трудовой деятельности.

Состояние ожидания результата, отсутствие результата при чрезмерных затрачиваемых усилиях вызывает чувство утомления. Недаром говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. В состоянии психического утомления человек чувствует себя «выжатым лимоном». Он готов работать, так как знает, зачем и что нужно делать, но не имеет для этого достаточно сил: запоминается все с трудом, решения приходят самые тривиальные, трудно надолго сосредоточить внимание. Снижение интенсивности психической деятельности может вызывать депрессию, а вместе с ней приходит раздражительность и вспышки гнева по отношению к ни в чем не повинным людям, чаще всего самым близким.

С точки зрения производственной оценки выполняемой работы утомление сопровождается уменьшением производительности (количественный показатель) и эффективности (показатель, характеризующий качество) труда. Утомление рассматривается с 3-х сторон:

б) со стороны физиологических механизмов;

в) со стороны снижения производительности и качества труда.

В психологии труда утомление рассматривается как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние (по Н.Д. Левитову), включающее следующие компоненты:

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще сохраняется на прежнем уровне. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать работу.

3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимают участие в работе. (Например, если человек долго читает без перерыва, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности).

4. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

5. Ухудшение памяти и мышления.

6. Ослабление воли.

Степень утомления со временем изменяется, при продолжительной работе усиливается проявление того или компонента, характеризующего фазу утомления, появляются и развиваются последующие (по времени) компоненты. Таким образом, речь идет о динамике утомления, характеризующейся совокупностью стадий.

а) Относительно слабое чувство утомления. Производительность труда падает незначительно. Усталость проявляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, чувствует себя еще вполне работоспособным (влияние мотивации). Данная стадия характеризуется нарастанием сопротивляемости утомлению.

б) Понижение производительности становится заметным и все более угрожающим. На рассматриваемом этапе это понижение зачастую относится только к качеству, а не к количеству труда.

в) Остро переживаемое утомление, которое может принимать форму переутомления. Показатели работы либо резко снижаются, или же принимают «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускориться, но оказаться неустойчивым. В конце концов, рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек чувствует невозможность продолжать работу, переживая при этом болезненное состояние.

Психическая напряженность

Состояние психической напряженности вызывается чрезмерной величиной психических усилий, необходимых человеку при решении поставленных перед ним задач. Возникает, как правило, в условиях сложной деятельности, вызванной следующими факторами:

дефицит средств: информации, условий, оборудования (вышло из строя, или «неготовность» средств, имеющихся у специалиста);

предельная интенсивность психических процессов, связанных с «обеспечением» деятельности.

Ин— необходимое количество информации (для решения поставленной задачи, удовлетворения потребности и т.д.), то есть прогноз;

Ир— реальное (или фактическое) количество имеющейся у человека информации.

Психическая напряженность может по-разному влиять на поведение человека, что в общем случае проявляется в двух формах:

Состояние психической напряженности возникает в случаях повышенной ответственности, дефицита времени или столкновения с особо трудными задачами. Для всех этих ситуаций общим является то, что они требуют от человека новых, нестандартных действий.

В зависимости от степени напряженности, это состояние по-разному влияет на результативность деятельности. В одних случаях оно ухудшает показатели деятельности, приводит к дезинтеграции личности. В других случаях, напротив, оказывает благоприятное воздействие. Более того, некоторые люди могут эффективно работать только в состоянии психической напряженности и поэтому сами создают себе определенные трудности, например, откладывая до последнего момента выполнение важного дела, а потом на волне энергетического подъема («Позади Москва, отступать некуда») за короткое время выполняют множество дел.

Отсутствие мотивации

Состояние отсутствия мотивации (или пониженной мотивации) возникает даже чаще, чем состояния психического утомления или психической напряженности. Это объясняется тем, что встречается довольно много производственных ситуаций, в которых деятельность не имеет внутреннего побуждающего мотива, а цель привносится извне в форме принуждения. Рассматриваемое состояние более характерно для наемных работников, чем для хозяев предприятий или ответственных лиц. Работник обеспечен всеми необходимыми средствами и, следуя требованиям своих руководителей, более или менее легко может получить результат (Таблица 3.1). Но его работоспособность при этом неуклонно снижается. Более того, наблюдаются нежелательные функциональные сдвиги, напоминающие симптомы усталости или субъективное ощущение недомогания.

Несмотря на внешнее сходство с состоянием психического утомления, снижение мотивации отличается от него причинами возникновения и психофизиологическими проявлениями. Поэтому меры профилактики данного состояния принципиально отличаются от профилактики психического утомления. Если в последнем случае человек нуждается в отдыхе, то при падении мотивации он, напротив, нуждается в активности. Часто эта активность заключается в поиске нового или особого смысла деятельности.

Стресс и стрессогенные факторы

При анализе внешних причин возникновения стресса используется понятие стрессоров и экстремальных условий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *