Что не относится к физическим свойствам фактуры
Урок 7: «Текстура. Фактура. Рельеф.»
Текстура. Характеризуется декоративно-художественными свойствами, вытекающими из свойств самого материала, она обусловливается характером расположения его составных частей (кристаллов, зерен, элементов структуры). Текстура так же может быть имитацией того или иного материала (дерева, камня, ткани и т. д.), или создана фантазией дизайнера.
Рельеф. Характеризуется более крупным, чем фактура, пластическим строением формы, как и фактура он является одним из средств создания художественного образа. В дизайне, как и в скульптуре, принято деление рельефа на: контррельеф (заглубленный, вдавленный в поверхность), низкий, высокий и горельеф (изображение выступает более, чем на половину объёма изображаемых частей).
Урок 8: «Метр-ритм.»
Метр и Ритм в искусстве определяются как подчинённое определённой закономерности чередование соизмеримых между собой и эмоционально ощутимых элементов. Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление определённого чередования в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся форма должна содержать не менее трех составляющих (арифметическую, геометрическую, гармоническую).
Такой порядок может стать средством создания динамичных композиций. Если же допустить полное отсутствие порядка, композиция распадётся. Рассмотрим основные приёмы построения ритмов в пространственной композиции.
Сложные ритмические ряды могут быть образованы сочетанием в композиции нескольких метрических и ритмических рядов не только с различными интервалами и размерами, но и быть расположенными в разных координатных направлениях. Ритмическая направленность этих рядов относительно друг друга может быть разной: она во многом определяет основной характер композиции. Он становится либо подчеркнуто стремительным, динамичным, либо более спокойным, уравновешенным. Уравновешенность такой композиции основывается на пересечении «двигающихся» в разных направлениях ритмических рядов.
Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, тон, геометрическая форма, текстура, фактура и рельеф. Они в еще большей степени, чем величины и интервалы определяют эмоционально-зрительную составляющую пространственной композиции.
Урок 9: «Свет. Тень».
тест по технологии помогите
Задание 1
Вопрос: Что такое гигроскопичность?
Выберите один из вариантов ответа:
1) способность волокон сохранять тепло; 2) способность волокон удерживать пыль
3) способность волокон впитывать влагу; 4) способность волокон сжиматься
Задание 2
Вопрос: К эстетическим свойствам текстильных материалов относятся:
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1) Стойкость к сминаемости; 2) Художественно-цветовое оформление;
3) Фактура 4) Теплозащитность; 5) Драпируемость; 6) Осыпаемость ткани
Задание 4
Вопрос: Одним из признаков при горении натурально хлопка будет запах:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) запах уксуса; 2) жжёных волос; 3) горящей бумаги
Задание 5
Вопрос: Волокна растительного происхождения получают из:
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) шерсть; 2) шелк; 3) лен; 4) хлопок
Задание 6
Вопрос: Какие ткани, из волокон растительного происхождения имеют полотняное переплетение:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) сатин; 2) бязь; 3) атлас
Задание 7
Вопрос: К физическим свойствам текстильных материалов относятся:
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1) Прочность; 2) Стойкость к усадке; 3) Износостойкость; 4) Водоупорность
5) Художественно-цветовое оформление; 6) Гигроскопичность
Задание 8
Вопрос: Как называется способность ткани пропускать воздух?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) гигроскопичность; 2) воздухопроницаемость; 3) прочность
Задание 9
Вопрос: К технологическим свойствам текстильных материалов относятся:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Осыпаемость ткани; 2) Стойкость к образованию катышек (пиллинга) и блеска (ласы);
3) Драпируемость; 4) Воздухопроницаемость; 5) Скольжение ткани
Задание 10
Вопрос: К эргономическим свойствам текстильных материалов относятся:
Выберите несколько из 7 вариантов ответа:
1) Гигроскопичность; 2) Драпируемость; 3) Теплозащитность; 4) Водоупорность;
5) Воздухопроницаемость; 6) Фактура; 7) Скольжение ткани
Что не относится к физическим свойствам фактуры
Фактура – это одно из свойств предметного мира, наряду с формой и цветом помогающее ориентироваться в окружающей действительности, а также одно из средств выражения художественного образа произведения. Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки. Так, фактура камня или дерева в зависимости от задач автора и создаваемого художественного образа может стать гладкой, дающей блеск, или остаться шероховатой, грубо обработанной.
Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обычно зрительно – как она отражает или поглощает свет, а также осязательно – проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохраняем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Ассоциации, навеянные той или иной фактурой, могут в течение длительного времени оставаться в нашей памяти. Так, материальное (фактура) рождает духовное, а духовное, в свою очередь, хранит память о материальном. Например, агрессивные, жестокие образы связаны у нас скорее с блестящими, колючими фактурами, чем с мягкими и пушистыми. А мягкие, шероховатые или в отдельных случаях вязкие фактуры ассоциируются с покоем и тишиной. Вот почему для украшения своего жилища и себя самого человек обычно использовал «теплые» фактуры: дерево с его разнообразной степенью обработки (строганое, полированное, вощеное, расписное, с рельефом, пропильное и т. д.), фактуру ткани, различные фактуры плетения (шерстяное, берестяное, рогожное, льняное), фактуры кож и меха, глиняные фактуры керамики и т. д. Можно перечислить еще ряд фактур различных материалов, которые широко применялись и сейчас активно используются в произведениях искусства. Это кость, фактуры металлов (кованого, чеканного, полученного в процессе литья), камня, стекла и т. д.
Л. и Д. Шушкановы. Ночное небо. 1977
В. Малолетков. Последняя горсть земли. 1981
В. Зидер. Чайники. 1985
Фактура, как и цвет, имеет физическую характеристику, а также обладает эстетической выразительностью. К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. Во многих случаях это зависит от технологии обработки материалов (плетеные, прорезные, тисненые, жатые, граненые и т. д.).
Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.
В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.
С. Коненков. Паганини. 1956
Разнообразие и неповторимость фактур дают широкие возможности для создания художественного образа. Правильный выбор фактуры, а значит, правильный выбор материала и его обработки, поможет в создании образа. Фактура, как и цвет, не может существовать без формы. Трудно представить себе форму без цвета, но фактуру вне конкретного материала и формы представить просто невозможно.
Соответствие формы и фактуры, их единство – одна из важнейших проблем, которую необходимо решить художнику. Например, автору нужна для решения определенного образа тяжелая, неподвижная форма. И фактура должна отвечать этой задаче: рваный камень, железобетон с отпечатавшейся опалубкой, неполированный металл и т. д. Если же необходимо выразить легкий, романтичный образ, то выбор материала или сочетания нескольких материалов и уровень их обработки должны соответствовать данному образу и форме: шелковые ткани, стеклянные нити, отражение зеркал и т. д.
Ю. Густсон. Колесо времени. 1985
Соответствие должно существовать также между фактурой и цветом. Например, для создания образа необходим желтый цвет. Но он может быть блестящим или матовым, иметь колючую или вязкую фактуру. Он может за счет фактуры оказаться тяжелым или легким, тем самым усилив выразительность образа.
Рассмотрим несколько примеров. Кувшин грузинского художника, выполненный в керамике, выражает вполне определенный образ. Хорошо читаемый силуэт предмета, пластичность. Простота, лаконичность, можно сказать, даже аскетизм формы, подчеркнутый черным цветом. Но фактура кувшина за счет обработки керамики лощением приобрела матовую поверхность, которая придала черному цвету бархатистость, теплоту. К аскетизму, строгости формы и цвета добавилась нотка приподнятости, возвышенности, мягкости. Подобен по форме кувшин украинского мастера. Но другая фактура – другой образ.
Фактура – это такое средство выражения художественного образа, влияние которого сказывается при непосредственном восприятии произведения. Только тогда ощущается вся значимость фактуры в формировании и раскрытии образа. Поэтому многие произведения искусства, которые мы видим не в оригинале, не могут произвести на нас должного впечатления и передать все то, что волновало автора. Ни цветные фотографии, ни кинодокументы, ни голография не в состоянии заменить непосредственного общения зрителя с произведением.
Но фактуру, так же как цвет и форму, по-разному заставляют зазвучать свет и освещение. Освещение – это еще одно из средств выражения художественного образа. При различном освещении неодинаково будут работать не только объемная форма, но и фактура. Прямое, яркое освещение четко выявит объем, резко подчеркнет все неровности поверхности, заставит бликовать гладкие фактуры. Для создания другого образа потребуется рассеянное освещение, смягчающее форму и ее угловатость, дающее фактуре глубину, подчеркивающее ее естественность. Так, применяя различную степень освещенности, меняя количество источников света, их направления, можно углубить характеристику созданного художественного образа, обогатить его.
Многие произведения искусства (особенно это касается скульптуры и архитектуры) воспринимаются по-разному в зависимости от времени года или времени суток, то есть от освещения и окружения других фактур, цвета. Именно поэтому так трудно вычленить объем из среды, освободить его от влияния окружающего мира. В связи с этим художнику, создающему свои произведения, необходимо учитывать варианты различного освещения, соседство разнообразных фактур, цвета, которые могут оказывать нежелательное дополнительное воздействие на зрителя. Тем более трудно сказать, что именно поразило вас в этом произведении. Форма? Цвет? Фактура? А может, именно освещение? Или то и другое в сочетании? Восприятие, как мы знаем, субъективно. На одного человека, скажем, больше всего воздействует форма, особенно объемная, на другого – цвет. Мы очень часто забываем о фактуре, но попробуйте исключить ее из изобразительных средств, и вы сразу почувствуете, насколько невыразительными и бедными станут произведения.
Существует ряд других средств, помогающих выражению художественного образа. Но они не относятся к изобразительным. Это звук, запах, вкус. Все эти средства достаточно широко используются сегодня во многих видах искусства. Особенно звук. Богатейшая гамма разнообразных средств выражения и профессионально грамотное комплексное применение их помогают художнику создать волнующие его художественные образы.
Для выполнения этих упражнений необходимо собрать богатую палитру разнообразных фактур. Внимательно рассмотрите их при различном освещении и пощупайте.
Подберите различные фактуры одного цвета, ощутите разницу в их эмоциональном воздействии, попробуйте дать им образные характеристики. Запишите эти характеристики. Затем найдите такую форму которая бы соответствовала этим фактурам.
Подберите к фактуре стекла, латуни и хорошо обработанной деревянной детали другую фактуру, которая бы еще больше подчеркнула фактурную характеристику каждого материала.
Подберите художественное произведение (рельеф или объем) с ярко выраженной фактурой или, что еще лучше, с сочетанием фактур. Используя переносной источник света, найдите такой угол освещения, который бы еще больше выявил созданный художественный образ, а затем, переместив свет относительно предмета, создайте другой образ.
2.4. Свойства тканей
Каждому специалисту, работающему в области создания одежды, необходимо хорошо знать свойства тканей и материалов, из которых эта одежда производится.
На свойства, внешние качества и характер поведения ткани при раскрое, шитье, носке оказывают влияние множество факторов. Первостепенное значение среди них принадлежит, безусловно, волокнистому составу ткани. Именно от волокнистого состава швейных материалов зависят их внешний вид, упругость, растяжимость, эластичность, осыпаемость, способность формоваться в процессе влажно-тепловой обработки (сутюживаться и оттягиваться) и др.
Свойства тканей непосредственным образом определяются свойствами волокон, из которых они выработаны. Так, например, ткани из хлопка и льна так же, как и сами волокна, обладают превосходными гигиеническими показателями: они гигроскопичны, гипоаллергичны, имеют высокую воздухо- и теплопроводность; чистошерстяные ткани прекрасно сутюживаются и оттягиваются при влажно-тепловой обработке; ткани из синтетических волокон обладают высокой прочностью и износостойкостью и т.д.
Вторым важным фактором, определяющим свойства тканей, является класс ткацкого переплетения. От вида переплетения зависят плотность ткани, ее осыпаемость, упругость, растяжимость, пластические свойства, степень усадки и способность формоваться при влажно-тепловой обработке и, что вовсе не второстепенно, эстетические показатели.
А теперь рассмотрим подробно свойства ткани и других швейных материалов, которые необходимо учитывать при проектировании, раскрое, шитье и дальнейшей эксплуатации швейных изделий.
Механические свойства
Под механическими свойствами подразумевается способность ткани противостоять различным механическим воздействиям: многократным растягивающим нагрузкам, сжатию, изгибу, трению и т.д.
Прочность ткани при растяжении — один из важнейших показателей, характеризующих ее качество. Минимальное значение растягивающей нагрузки, приводящей к нарушению целостности ткани, называется разрывной нагрузкой. Чем выше ее значение, тем более прочная ткань.
Разрывная нагрузка ткани определяется с помощью специального приспособления отдельно по основе и утку.
Прочность ткани при растяжении зависит от волокнистого состава, толщины нитей и пряжи, плотности переплетения и характера отделки ткани. Наибольшую прочность имеют синтетические ткани, а также ткани выработанные посредством переплетений с короткими перекрытиями (например, полотняное переплетение).
Такие операции отделки тканей, как валка, аппретирование, декатировка, увеличивают прочность ткани, отбеливание и крашение приводят к некоторой потере прочности.
Удлинение ткани определяется одновременно с разрывной нагрузкой. Этот показатель означает прирост образца ткани в момент разрыва. Каждая ткань обладает одновременно тремя видами удлинений: упругим, эластичным и пластичным, которые в сумме составляют полное удлинение.
Величина полного удлинения зависит от волокнистого состава, строения и отделки ткани. Соотношение величин упругого, эластичного и пластичного удлинений определяет качество ткани.
Если ткань обладает большей долей упругого удлинения, она мало сминается, а возникающие в процессе эксплуатации замины быстро исчезают. Упругие ткани трудно поддаются влажно-тепловой обработке, но хорошо сохраняют форму изделия. Наибольшую упругость имеют ткани из синтетических волокон и из смеси шерсти с лавсаном.
Если преобладает эластичное удлинение, то замины, возникающие при носке одежды, исчезают постепенно — одежда отвисает. Наибольшим значением эластичного удлинения обладают ткани из натуральных волокон животного происхождения — шерсть и шелк.
Ткань с большим значением пластического удлинения сильно сминается, одежда быстро теряет форму. Такими свойствами отличаются ткани из натуральных волокон растительного происхождения и вискоза.
При одинаковом волокнистом составе удлинение ткани зависит от ее строения, т.е. от толщины и крутки пряжи или образующих ткань нитей, а также от плотности ткацкого переплетения. Чем больше толщина и крутка пряжи и плотность переплетения нитей, тем большей упругостью обладает ткань.
Увеличить показатель упругости можно благодаря отделке, обрабатывая ткани с низким значением упругого удлинения специальными формальдегидными препаратами и синтетическими смолами.
Драпируемость ткани — это способность ее образовывать мягкие, округлые складки. Это свойство определяется жесткостью или гибкостью ткани, т.е. способностью сопротивляться изменению формы или легко ему подчиняться.
Жесткость и гибкость ткани зависят от волокнистого состава, строения ткани и видов ее отделки. Неплотные ткани, выработанные из тонких волокон и слабокрученой пряжи, характеризуются значительной мягкостью и гибкостью и высокой способностью драпироваться.
Хорошей драпируемостью обладают ткани из натурального шелка, шерстяные ткани крепового переплетения, мягкие суконные ткани. Хлопчатобумажные и льняные ткани драпируются значительно хуже. Самая же низкая способность создавать мягкие складки принадлежит синтетическим плотным тканям.
Износостойкость — это способность ткани противостоять ряду разрушающих факторов, имеющих механическую, физическую, химическую и биологическую природу. К таким фактором можно отнести изгиб, трение, растяжение, сжатие, действие света, температуры (особенно ее перепадов), влаги, химических препаратов, а также микроорганизмов и низших грибов.
Под действием многократно повторяющихся механических воздействий (сжатие, растяжение, кручение, изгиб) происходит расшатывание структуры ткани и нитей. В изделиях накапливаются пластические деформации, ткани растягиваются, одежда теряет форму. Волокна постепенно выпадают, уменьшаются толщина и плотность ткани, ткань разрушается.
Высокой стойкостью к механическим воздействиям обладают синтетические ткани и ткани атласного и сатинового переплетения, имеющие удлиненные перекрытия.
К разрушению ткани ведет также нарушение режима влажно-тепловой обработки. При слишком высокой температуре при утюжке может возникнуть опал ткани, который снижает ее прочность на 50%. Наибольшую стойкость к действию высоких температур имеют ткани из хлопчатобумажных и льняных волокон.
Физические свойства ткани
К физическим (гигиеническим свойствам тканей относятся : гигроскопичность, воздухо-, водо- и паропроницаемость, пылеемкость, электризуемость и т.д. Требования, предъявляемые к физическим свойствам тканей определяются их назначением и зависят от волокнистого состава, строения и отделки тканей.
Гигроскопичность характеризует способность ткани впитывать влагу окружающей среды. Гигроскопичность необходима для бельевых и летних тканей. Хорошей гигроскопичностью обладают ткани из хлопка, натурального шелка, вискозы и, особенно, льна.
Самые худшие показатели этого свойства имеют синтетические и ацетатные ткани. Гигроскопичность снижается у всех тканей при обработке их различными аппретирующими растворами, а также при нанесении на них пленочных покрытий.
Паро- и водопроницаемость —это способность ткани впитывать влагу и выделять водяные пары, выделяемые телом человека. Как и гигроскопичность, эти свойства наиболее выражены у тканей из натуральных волокон: льна, хлопка, шелка.
Воздухопроницаемость — свойство, определяющее способность ткани пропускать воздух. Лучше всего «дышат» неплотные, тонкие ткани из натуральных волокон или ткани, выработанные ажурными переплетениями. Это свойство особенно важно для тканей летнего ассортимента. Пропитка аппретирующим составом и нанесение пленочных покрытий значительно ухудшают воздухопроницаемость тканей.
Пылеемкость — это способность тканей загрязняться. Пылеемкость зависит от волокнистого состава, плотности ткани, ее отделки и характера лицевой поверхности. Быстрее всего загрязняются рыхлые шерстяные ткани с рельефной поверхностью — с начесом, ворсом, с эффектом «букле».
Теплозащитные свойства особенно важны для тканей зимнего ассортимента. Лучше всего сохраняют тепло, «греют» шерстяные ткани, ткани же из льняных волокон наиболее прохлодны.
Процессы валки, ворсования, а также применение сложных многослойных переплетений увеличивают теплозащитные свойства тканей.
Электризуемость — это свойство тканей накапливать на своей поверхности статическое электричество, которое возникает при неизбежном трении и соприкосновении текстильных материалов с кожей человека и другими предметами. Больше всего электризуются ткани из синтетических волокон.
Высокая электризуемость материалов осложняет процесс изготовления их них изделий, способствует их быстрому загрязнению (частички пыли буквально «прилипают» к наэлектризованной ткани). Кроме того, электрические разряды вызывают у человека неприятные ощущения при носке одежды, и даже могут оказывать отрицательное влияние на нервную и сердечно-сосудистую системы. Для уменьшения элекризуемости ткани обрабатываются антистатическими поверхностно-активными веществами.
Технологические свойства
Технологические свойства — это те качества ткани, которые могут проявляться в процессе швейного производства: при раскрое, шитье, влажно-тепловой обработке. К наиболее важным из них относятся: скольжение, осыпаемость, прорубаемость, усадка ткани, ее способность к формованию при влажно-тепловой обработке,
Скольжение ткани значительно усложняет раскрой и стачивании швейных изделий. Это свойство в основном зависит от характера поверхности ткани, т.е. от вида ткацкого переплетения — ткани, выработанные атласным и сатиновым переплетениями, имея гладкую поверхность, наиболее скользкие. Высокое скольжение также у шелковых и вискозных тканей.
Осыпаемость ткани — это способность нитей выпадать из открытых срезов, образовывая бахрому. Осыпаемость определяется видом переплетения, плотностью и отделкой ткани. Сильнее всего осыпаются ткани, выработанные переплетениями, имеющими удлиненные перекрытия, например сатиновые и атласные, а также неплотными простыми переплетениями.
Такие операции отделки тканей, как аппретирование, прессование, валка, нанесение пропиток, уменьшают их сыпучесть.
Прорубаемость ткани определяет ее свойство повреждаться при образовании машинной строчки. Повреждения ткани иглой называются прорубами. В местах прорубов нарушается целостность ткани и снижается ее прочность.
Прорубаемость зависит от строения и характера отделки ткани, от состояния иглы стачивающей машины и от соответствия номера иглы и номера нитей виду ткани. Практически не прорубаются пушистые, рыхлые ткани и малоплотные ткани из сильно крученой пряжи и нитей, так как в этих случаях игла легко попадает в пространство между нитями, не разрушая последних.
Сильно прорубаются плотные ткани полотняного переплепения, а также ткани аппретированные и имеющие пропитки.
При стачивании легкопрорубаемых тканей необходимо использовать тонкую иглу с острым концом и уменьшить частоту машинной строчки.
Усадка, ткани — это уменьшение ее размеров под действием тепла и влаги при стирке, замачивании и в процессе влажно-тепловой обработки. Усадка может привести не только к уменьшению размеров швейного изделия, но и искажению его формы и деталей.
Ткани могут давать усадку либо по основе, либо по основе и утку одновременно. Основной причиной усадки является то, что на всех этапах текстильного производства нити и пряжа сильно натягиваются (особенно по основе). Это натяжение закрепляется аппретированием. Во время увлажнения аппрет смывается и натяжение ослабевает — длина нити уменьшается.
Минимальную усадку имеют ткани синтетические, наибольшую — ткани из натуральных волокон: хлопка, льна, шерсти. Для уменьшения усадки ткани подвергаются следующим операциям: декатировке, обработке на специальных усадочных машинах, специальной безусадочной или малоусадочной отделке.
Способность к формованию при влажно-тепловой обработке характеризует пластичность ткани. В процессе швейного производства определенные участки ткани нуждаются в сутюживании (принудительной усадке) или оттягивании (принудительном растягивании) для придания изделию желаемой формы.
Пластические свойства ткани зависят от ее волокнистого состава, плотности и отделки. Лучше всего формуются рыхлые суконные чистошерстяные ткани. При смешении шерстяных волокон с синтетическими способность ткани формоваться уменьшается. Плохими пластическими свойствами отличаются плотные «сухие» ткани. Необходимо учитывать, что существуют ткани, которые вовсе не подлежат влажно-тепловой обработке — это ткани с выпуклым рельефным рисунком и имеющие короткий вертикально стоящий ворс (велюр, бархат, вельвет и др.).
Оптические свойства
Под оптическими свойствами ткани подразумевается ее внешний вид: фактура (характер поверхности), блеск или матовость, прозрачность, колорит, окраска, рисунок и др. Оптические свойства зависят от волокнистого состава, вида ткацкого переплетения и особенно от отделки.
По виду отделки ткани различают: суровые (не прошедшие процесс отбеливания), отбеленные, гладкокрашеные (равномерно окрашенные в один цвет), с набивным рисунком, пестротканые (вытканные из разных по цвету нитей), меланжевые (выработанные из меланжевой пряжи).
Оптические свойства не оказывают влияния на прочность, долговечность, удобство, гигиеничность ткани, и тем не менее учитывать их при проектировании одежды необходимо, ведь именно они определяют соответствие ткани требованиям моды.