Что не относится к этическим категориям

Основные понятия и категории этики

Наука о нравственности

Существует наука о формах морали и нравственности, которая называется этика. Предметом её изучения выступает мораль в её исторических формах. Система категорий этики ограничивает предметную область этой сферы познания.

В качестве науки, особой дисциплины этика восходит к древнегреческому мыслителю Аристотелю.

Что не относится к этическим категориям

По аналогии Цицероном, с прямой ссылкой на Аристотеля, было образовано слово «моральный», а от него существительное «мораль», ставшее эквивалентом термина «этика». Таким образом сформировались основные понятия и категории этики. Они стали базовыми в развитии этой области гуманитарного знания.

Категории этики

Система категорий этики ограничивает область научного поиска от смежных областей гуманитарного цикла. Этические учения ведущих мыслителей в истории человеческой мысли и современности являются базой для формирования подходов в философских школах и направлениях. Именно благодаря этическим воззрениям философов сформировались известные учения.

Мораль и нравственность

Например, в советский период эпохи абсолютно безнравственным считались любые формы спекуляции – получение прибыли за счет перепродажи товаров. Люди подвергались уголовному преследованию за факты занятия деятельностью, которая в настоящее время легитимирована законом «О предпринимательстве».

Для эпохи средневековья высшей степенью безнравственности являлась попытка естественнонаучного познания природы вещей. История сохранила печальную картину средневековья как символ «мракобесия». Любая форма отказа от слепой веры подвергалась гонениям и была под строгим запретом.

Нравственность – это принятая каким–либо обществом форма поведения в определенный исторический период и признанная нормой для этого сообщества. В случае отказа от принятия норм индивид подвергается отчуждению, порицанию обществом в различных формах.

Таким образом, то, что в определенных временных условиях выступает как зло, может превратится в добро в другой временной парадигме. Зло и добро – основные нравственные категории этики.

Добро и зло

Категории «благо» и «добро», как правило, наделяют тождественным содержанием. Однако это не соответствует их социальной природе.

Что не относится к этическим категориям

Категории этики добро и зло определяют степень нравственности в поведении людей и общества. Поэтому имеет смысл рассматривать их в неразрывном единстве с историческим континуумом. Кратко ограничить эти категории можно по уровню соответствия идеалам общества. Либо несоответствия (зло) им. Добро имеет созидательное начало, зло несет смысл разрушения.

Практическим содержанием наделены категории профессиональной этики, которые отражают ценности цеховых культур и норм.

Профессиональная этика

Этический кодекс, положенный в качестве принципа осуществления профессиональной деятельности, связан с областями, которые непосредственно затрагивают интересы, ценности конкретных людей. Прежде всего, к ним относятся гуманитарные сферы профессиональной деятельности:

Этический кодекс врача имеет предписание со времен римского права: не навреди! Клятва Гиппократа содержит перечень сакральных заповедей, которые обязан соблюдать участник профессионального сообщества.

Трудно говорить о более гуманной профессиональной сфере, чем медицина. Поскольку она защищает самое главное право человека – право на жизнь. Врачебная этика содержит принципы гуманного отношения к человеку, затрагивает многие проблемы, такие как врачебная тайна, отношение к безнадежно больным людям, ответственность и долг. Служение людям в этой сфере требует от представителей безукоризненного соблюдения моральных принципов.

Тот же принцип положен в основу этических кодексов юристов, педагогов.

Что не относится к этическим категориям

Дети и подростки особенно чувствительны к несправедливости, к нарушению их свобод и прав. Но они еще не могут в полной мере отстаивать свои интересы, поэтому особенно важно суметь не нарушить их веру в справедливость общества.

Справедливость, уважение личности, принцип соблюдения морали – это не просто категории педагогической этики, но регулирующий принцип поведения людей, которые причастны к делу воспитания подрастающего поколения.

Добровольное подчинение принципам корпоративной этики служит элементом менеджмента многих организаций и предприятий. Умение договориться и соблюдать принципы этического поведения – отличительное свойство человеческого сообщества.

Справедливость и равенство

Под лозунгом равенства и справедливости всегда свершались протесты населения…. Если вспомнить историю, то все революции стали следствием нарушения этих норм общества.

Что не относится к этическим категориям

Справедливость требует от человека и общества соблюдение нравственности, обусловленной общественным договором – законом, конституцией, правом, морали и этики. Поэтому важно понимать, что категории этики, о которых идет речь, не пустые слова. Они имеют такой уровень ценности, который гарантирует цивилизованный путь развития общества.

Равенство всегда означало право каждого человека на равные возможности самореализации в обществе. Достижение принципа равенства возможно только гипотетически. Поскольку различие форм существования людей, обществ, государств, социальных групп так велико, что требуется еще длительный путь к восхождению на уровень равных возможностей для людей в этом мире.

Долг, достоинство, честь

Эти категории этики прямо закреплены в конституционных нормах самого значимого государственного документа.

Что не относится к этическим категориям

Смысл жизни и любовь

Понятия, которые содержат высшие моральные ценности человеческой жизни, значимы для каждого человека. Это ориентиры позитивной и осмысленной деятельности во благо как самой личности, так и других людей.

Смысл жизни, следуя логике естественного процесса, состоит в продлении рода. Как этическая категория это рефлексивный процесс осознания человеком цели своего существования, его миссии на земле.

Что не относится к этическим категориям

Высшей добродетелью со времен античности провозглашено служение людям. Это назначение, нравственный принцип человека. Осмысление своей жизни – это определенный уровень интеллектуального развития личности. Замечено, что ученые, полностью подчинившие свою жизнь служению человечеству, составляют самую многочисленную прослойку долгожителей. Это объясняется очень просто. Служение человечеству настолько наполняет жизнь отдельного человека смыслом, что сама форма ограничения жизни во времени подчиняется этой высшей цели и продлевает срок пребывания человека в этом мире.

Любовь – великая ценность. Известный афоризм гласит, что только влюбленный имеет право называться человеком. Это нравственно-эстетическое напряжение человека, которое невозможно сравнить по степени эмоциональности ни с одним из чувств.

Совесть

Это понятие имеет исключительно морально-нравственную основу. Любопытно, но аналоги его в иностранных языках найти сложно. Чаще это имеет смысл «самосознание». Истоки термина «совесть» кроются в христианском учении, согласно которому это качество – дар Бога, путеводитель праведного пути для человека.

Этот термин входит в понятия и категории этики и неразрывно связан с пониманием содержания таких нравственных постулатов, как долг, честь, ответственность человека. Гармоничная личность –это человек с чистой совестью, когда он осознает праведность своей жизни. Совесть – это духовная свобода и право на выбор, основанный на моральном долге.

Нравственность современного общества и мораль

Как уже говорилось ранее, мораль и нравственность едины по сущности, но отличаются по исторической форме проявления.

Что не относится к этическим категориям

Нарушение норм морали может привести к самоуничтожению общества как исторической формы. С другой стороны, существует и позитивная тенденция, основанная на принципе самосохранения. У человечества достаточно сильный потенциал рациональности, для того чтобы оградить себя от этих крайних форм саморазрушения.

Основные категории этики являются предметом научного исследования. Но их теоретический анализ служит основанием для формирования практических взглядов на нравственные формы поведения человека, общества и государства.

Источник

Категории этики

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. категории:добро и зло; благо;справедливость; долг;совесть;ответственность;достоинство и честь.К категориям этик относят также смысл жизни,счастье,др. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения. Справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Долг-это принятие личностью необходимость подчинить себя общественной воле. Совесть-способность человека практически оценивать свои поступки и переживать их.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества

Источник

Основные этические категории

Что не относится к этическим категориям Что не относится к этическим категориям Что не относится к этическим категориям Что не относится к этическим категориям

1. Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому.

Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.

2. Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред.

Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.

Итак, при всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Исторический процесс формирования этих понятий был процессом становления и развития самой морали. Что здесь происходит?

Во-первых, добро и зло осознаются как особого рода ценности, которые не касаются природных или стихийных событие явлений. То, что совершается само по себе, т.е. стихийно, может иметь благие или злые последствия для человека. Но такие стихийно совершающиеся события и явления сами по себе не имеют отношения к тому, о чем мыслят в категориях добра и зла, они лежат по ту сторону добра и зла. Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки.

Что не относится к этическим категориям

По своему императивно-ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две стороны одной медали. Они взаимо- определены и в этом они как бы равны. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, логично желать только добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или непременным сопутствующим обстоятельством существования добра.

Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга Они содержательно взаимозависимы. Однако равны ли они и своему онтологическому статусу и соразмерны ли по аксиологическому статусу? На этот вопрос давались разные ответы.

3. Иногда можно услышать слова об абсолютном зле. Это выражение может показаться довольно убедительным: если есть абсолютное добро, то должно быть и абсолютное зло. Если исходить в возможных мифологических и религиозных смыслов, то возможны два толкования абсолютного зла. Согласно первому, абсолютное зло воплощает Сатана. Согласно другому толкованию, известному всегда, но в виде некоторого культового поветрия получившему распространение в наши дни, начало мира заключено в Сатане, он-то и воплощает абсолютное зло.

Природа добра и зла не онтологична, а аксиологична. Объяснение их происхождения не, может служить их обоснованием. Нормативно-ценностное содержание добра и зла определяется не тем, в чем усматривается источник идеала, или высшего блага, а тем, каково его содержание. Если нравственный идеал, как было установлено в предыдущей теме, заключается во всеобщем. духовном единении людей и в этом состоит абсолютное добро, то злом будет все, что препятствует этому, что мешает человеку творить добро, противостоя соблазнам и стремясь к совершенству.

Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее:

а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности в отношениях между ними.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель – устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

3. Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять – делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан в послесловии к роману Э. М. Ремарка «Тени в раю» (М., 1972. С. 428–429) своеобразный нравственный кодекс положительных героев. «Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство».

Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. Так, можно говорить о воинских добродетелях. А. В. Суворов в наставлении И. О. Курису писал: «1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату – бодрость, офицеру – храбрость, генералу – мужество».

В обыденной жизни благо – все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы.

Добро – разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми,

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия «чистая совесть», «нечистая совесть», «уснувшая совесть», «совестливый человек», «бессовестный», «угрызения совести» т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны.

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя. ).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *