Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Тест по обществознанию Отклоняющееся поведение 8 класс

Тест по обществознанию Отклоняющееся поведение для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Социальная сфера. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 2 задания.

1. Правило поведения с этическим содержанием, обладающее значимостью для общества, социального слоя, отдельного человека, называется

1) правовой нормой
2) обычаем
3) моральной нормой
4) религиозной нормой

2. К социальным нормам не относится

1) запрещение переходить у лицу на красный сигнал све­тофора
2) запрещение разбирать электроприбор, если он подклю­чён к электричеству
3) обязанность здороваться, когда человек входит в по­мещение
4) обязанность заботиться о престарелых родителях

3. Традиционно установившиеся правила общественного по­ведения называются

1) обычаем
2) правом
3) порядком
4) моралью

4. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется

1) фикцией
2) презумпцией
3) деликтом
4) санкцией

5. Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам называется

1) совестью
2) самоконтролем
3) санкцией
4) самооценкой

6. Элементом механизма самоконтроля не является

1) коммуникация
2) общественное мнение
3) санкция
4) индивидуальное сознание

7. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется

1) девиантным
2) демонстративным
3) дезинтеграционным
4) деструктивным

8. Виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания, называется

1) проступком
2) преступлением
3) девиацией
4) деликвенцией

9. По общему правилу уголовная ответственность наступает с

1) тринадцати лет
2) шестнадцати лет
3) семнадцати лет
4) восемнадцати лет

10. К понятию принудительных мер воспитательного воздействия для несовершеннолетнего, совершившего преступле­ние, не относится(ятся)

1) обязательные работы
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
3) возложение обязанности загладить причинённый вред
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

1. «Вставьте пропущенное слово: Вид отклоняющегося поведения, которое провоцируется патологическим пристра­стием к наркотикам и выражается в аморальных и криминальных действиях, называется __________».

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «правонарушение».
Вина, умысел, деяние, алкоголизм, разбой, хулиганство.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Установите соответствие между деянием и видом правонарушения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

А) нанесение лёгких те­лесных повреждений
Б) опоздание на работу
В) безбилетный проезд в общественном транспорте
Г) отказ от выплаты процентов по ипотеке

1) гражданско-правовой проступок
2) административное правонарушение
3) уголовное преступление
4) дисциплинарный проступок

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) норма
Б) общество
В) труд
Г) отклонение
Д) деяние
Е) отношение
Ж) ответственность

1. Прочитайте отрывок из повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» и выполните задания.

1) Дайте определение понятия «отклоняющееся поведение» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Автобиографическая повесть Г. Белых и Л. Пантелеева рассказывает о проблеме беспризорности в первые годы после революции 1917 г. Количество беспризорных детей резко увеличилось после Первой мировой и Гражданской войн. В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн бес­призорников, что неизбежно вело к росту преступности. 27 января 1921 года была создана Комиссия по улучше­нию жизни детей — «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Фе­ликсом Дзержинским. Были организованы детские воспи­тательные учреждения интернатного типа — детские дома, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки. Одной из таких школ и была школа имени Ф.М. Достоев­ского в Петрограде, в которой учились авторы.
Найдите в тексте не менее двух названий исправительных учреждений для детей и молодежи.
Используя текст, напишите три проявления отклоняюще­гося поведения у Громоносцева.

3) Используя текст, приведенную выше информацию и свой жизненный опыт, напишите не менее трёх причин откло­няющегося поведения у детей и подростков.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Оставить преступление безнаказанным — значит стать его соучастником» (П. Кребийон).

2. «Величайшие преступления совершаются из-за стрем­ления к избытку, а не к предметам первой необходимо­сти» (Аристотель).

3. «Преступление остаётся иногда ненаказанным, но оставляющим в покое — никогда» (Сенека).

Ответы на тест обществознанию Отклоняющееся поведение
Часть 1
1-3, 2-2, 3-1, 4-4, 5-1, 6-1, 7-1, 8-2, 9-2, 10-1
Часть 2
1. наркоманией
2. алкоголизм
3. 3421
4. АБГДЕЖ

Источник

Тест с ответами: “Отклоняющееся поведение”

1. Как называется правило поведения, значимое для общества, социального строя или отдельного человека, с этическим содержанием:
а) правовой нормой
б) обычаем
в) моральной нормой +
г) религиозной нормой

2. Что не относится к элементам механизма самоконтроля:
а) коммуникация +
б) общественное мнение
в) санкция
г) индивидуальное сознание

3. Когда, согласно закону, наступает уголовная ответственность за все преступления:
а) с 12 лет
б) с 14 лет
в) с 16 лет +
г) с 18 лет

4. Что не относят к социальным нормам:
а) запрет переходить лицу на красный сигнал светофора
б) запрет разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству +
в) обязанность здороваться, когда человек входит в по¬мещение
г) обязанность заботиться о престарелых родителях

5. Как называется мера, которую принимают против человека, нарушающего правила поведения:
а) фикцией
б) презумпцией
в) деликтом
г) санкцией +

6. Как называется поведение, которое не согласуется с общественными нормами:
а) девиантным +
б) демонстративным
в) дезинтеграционным
г) деструктивным

7. Что не относят к понятию принудительных мер, применяемых с воспитательной целью к несовершеннолетнему, совершившему преступление:
а) обязательные работы +
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
в) возложение обязанности загладить причинённый вред
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

8. Что из перечисленного не относится к девиантному поведению:
а) выступление против существующего политического режима +
б) злоупотребление спиртным
в) употребление наркотиков
г) футбольное хулиганство

9. Что не входит в состав правонарушения:
а) санкция +
б) объект
в) объективная сторона
г) субъект

10. Что значит «отклоняющееся поведение»:
а) поведение, не согласующееся с общественными нормами +
б) поведение, целиком игнорирующее человеческую природу
в) поведение, не соответствующее требованиям некой субкультуры

11. Субкультура – это:
а) культура сообщества, отрицающая общепринятые нормы +
б) культура сообщества, агрессивно противостоящая общепринятым нормам
в) культура сообщества, стремящаяся к слиянию с общепринятой культурой

12. К одним из самых ценных качеств личности относят:
а) обеспеченность
б) самоконтроль +
в) осторожность

14. Что из перечисленного характеризуется как общественно опасное поведение:
а) художественный перформанс
б) наркомания +
в) митинг

15. В чем суть отклоняющегося поведения с социологической точки зрения:
а) в особенностях развития человеческой психики
б) в кризисных явлениях общественного развития +
в) в актах политической воли

16. Кто впервые ввел понятие «девиация», «девиантность»:
а) Э. Дюркгейм +
б) Т. Парсонс
в) И. Кон

17. Цель девиантологии – это:
а) обоснование несоответствия между распределением благ и личными качествами людей
б) изучение проблем, связанных с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества
в) разработка общетеоретических основ и методического аппарата для всех дисциплин, изучающих социальные девиации на различных уровнях организации общественной жизни – индивидуальном, групповом, государственно-формализованном, общественно- символическим и культурно-историческом +

18. Поведение отдельного человека или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются – это:
а) девиация +
б) деваинтность
в) поведение

19. Как называется наука, изучающая проблематики девиаций и девиантного поведения:
а) девиантология +
б) криминология
в) социология

21. Как можно соотнести социальные нормы и девиантное поведение:
а) девиантное поведение противоречит общепринятым нормам
б) в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным
в) в разные периоды времени одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным
г) все утверждения верны +

22. Что не относят к причинам девиантного поведения:
а) возникновение новой социальной системы на обломках старой
б) опережение потребностями общества настоящего развития общества
в) особенности структуры политической партии +
г) случайное отклонение

23. Какой из перечисленных ниже разновидностей отклоняющегося поведения не существует:
а) отклонение агрессивной направленности
б) отклонение корыстной направленности
в) отклонение идеологической направленности +
г) социально-пассивные отклонения

24. Какой из приведенных ниже примеров дивеантного поведения заслуживает осуждения:
а) увлечение рок-группой
б) чрезмерное употребление алкоголя +
в) увлечение массовыми историческими играми
г) посещение митинга против политики правительства

25. Что из перечисленного ниже можно отнести нейтральному отклоняющемуся поведению:
а) человек, покрасивший волосы в ярко-зеленый цвет +
б) пьющие родители, переставшие заботиться о детях
в) студент, начавший употреблять наркотики

26. Как называется виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено УК РФ под угрозой наказания:
а) проступком
б) преступлением +
в) девиацией
г) деликвенцией

27. Когда наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления:
а) с 12 лет
б) с 14 лет +
в) с 16 лет
г) с 18 лет

28. Самая негативная форма отклоняющегося поведения – это:
а) злость
б) вредные привычки
в) преступление +

29. При проявлении отклоняющегося поведения на что необходимо обращать внимание в первую очередь:
а) на последствия +
б) на участников
в) на способы

30. Наиболее распространенные формы отклоняющегося поведения – это:
а) нанесение вреда экологии
б) снижение интереса к чтению книг
в) алкоголизм и наркомания +

Источник

Элементом механизма самоконтроля не является 1?

Элементом механизма самоконтроля не является 1.

Общественное мнение 3.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам называется?

Субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам называется?

1)совестью 2)самоконтролем 3)санкцией 4)самооценкой.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание?

Как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание?

Ответ обоснуйте конкретными примерами.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание?

Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание?

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Раскройте основные особенности духовной жизни общества?

Раскройте основные особенности духовной жизни общества.

В чём проявляется взаимосвязь общественного и индивидуального сознания?

Что такое самосознание и какова его роль в развитии личности?

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Помогите?

Что такое, по Вашему мнению, общественное сознание?

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

В толпе формируется общественное сознание?

В толпе формируется общественное сознание?

Ответ обоснуйте пожалуйста!

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Сравните правовые и моральные нормы?

Сравните правовые и моральные нормы.

В первую колонку сходства.

1 поддерживаются государством.

2 являются регуляторами поведения людей.

3 за их выполнение принимаются санкции.

4 поддерживаются общественным мнением.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Как взаимодействуют общественное и индивидуальное сознание?

Как взаимодействуют общественное и индивидуальное сознание?

Ответ обоснуйте конкретными примерами.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Как взаимосвязанны общественное и индивидуальное сознание, ответ обаснуйте КОНКРЕТНЫМИ ПРИМЕРАМИ?

Как взаимосвязанны общественное и индивидуальное сознание, ответ обаснуйте КОНКРЕТНЫМИ ПРИМЕРАМИ.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Ответ В) ЛИЧНОСТЬ ну тебе могут больше объяснить родители. Но я говорю в) личность.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Всё же понятно, что такое воля и вы ответите на свой вопрос.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Домашнее хозяйство, небольшое предприятие, крупные хозяйственные общества, национальное хозяйство, мировое хозяйство.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Так как все зависит от государства и власти.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Потому что государство контролирует все сферы жизни общества.

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Статья 58, статья 42, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», еще есть Федеральный закон«Об особо охраняемых природных территориях».

Источник

Тест с ответами: “Отклоняющееся поведение”

1. Как называется правило поведения, значимое для общества, социального строя или отдельного человека, с этическим содержанием:
а) правовой нормой
б) обычаем
в) моральной нормой +
г) религиозной нормой

2. Что не относится к элементам механизма самоконтроля:
а) коммуникация +
б) общественное мнение
в) санкция
г) индивидуальное сознание

3. Когда, согласно закону, наступает уголовная ответственность за все преступления:
а) с 12 лет
б) с 14 лет
в) с 16 лет +
г) с 18 лет

4. Что не относят к социальным нормам:
а) запрет переходить лицу на красный сигнал светофора
б) запрет разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству +
в) обязанность здороваться, когда человек входит в по¬мещение
г) обязанность заботиться о престарелых родителях

5. Как называется мера, которую принимают против человека, нарушающего правила поведения:
а) фикцией
б) презумпцией
в) деликтом
г) санкцией +

6. Как называется поведение, которое не согласуется с общественными нормами:
а) девиантным +
б) демонстративным
в) дезинтеграционным
г) деструктивным

7. Что не относят к понятию принудительных мер, применяемых с воспитательной целью к несовершеннолетнему, совершившему преступление:
а) обязательные работы +
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
в) возложение обязанности загладить причинённый вред
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

8. Что из перечисленного не относится к девиантному поведению:
а) выступление против существующего политического режима +
б) злоупотребление спиртным
в) употребление наркотиков
г) футбольное хулиганство

9. Что не входит в состав правонарушения:
а) санкция +
б) объект
в) объективная сторона
г) субъект

10. Что значит «отклоняющееся поведение»:
а) поведение, не согласующееся с общественными нормами +
б) поведение, целиком игнорирующее человеческую природу
в) поведение, не соответствующее требованиям некой субкультуры

11. Субкультура – это:
а) культура сообщества, отрицающая общепринятые нормы +
б) культура сообщества, агрессивно противостоящая общепринятым нормам
в) культура сообщества, стремящаяся к слиянию с общепринятой культурой

12. К одним из самых ценных качеств личности относят:
а) обеспеченность
б) самоконтроль +
в) осторожность

13. Что из перечисленного относят к корыстным преступлениям:
а) превышение пределов самообороны
б) терроризм
в) мошенничество +

14. Что из перечисленного характеризуется как общественно опасное поведение:
а) художественный перформанс
б) наркомания +
в) митинг

15. В чем суть отклоняющегося поведения с социологической точки зрения:
а) в особенностях развития человеческой психики
б) в кризисных явлениях общественного развития +
в) в актах политической воли

16. Кто впервые ввел понятие «девиация», «девиантность»:
а) Э. Дюркгейм +
б) Т. Парсонс
в) И. Кон

17. Цель девиантологии – это:
а) обоснование несоответствия между распределением благ и личными качествами людей
б) изучение проблем, связанных с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества
в) разработка общетеоретических основ и методического аппарата для всех дисциплин, изучающих социальные девиации на различных уровнях организации общественной жизни – индивидуальном, групповом, государственно-формализованном, общественно- символическим и культурно-историческом +

18. Поведение отдельного человека или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются – это:
а) девиация +
б) деваинтность
в) поведение

19. Как называется наука, изучающая проблематики девиаций и девиантного поведения:
а) девиантология +
б) криминология
в) социология

21. Как можно соотнести социальные нормы и девиантное поведение:
а) девиантное поведение противоречит общепринятым нормам
б) в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным
в) в разные периоды времени одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным
г) все утверждения верны +

22. Что не относят к причинам девиантного поведения:
а) возникновение новой социальной системы на обломках старой
б) опережение потребностями общества настоящего развития общества
в) особенности структуры политической партии +
г) случайное отклонение

23. Какой из перечисленных ниже разновидностей отклоняющегося поведения не существует:
а) отклонение агрессивной направленности
б) отклонение корыстной направленности
в) отклонение идеологической направленности +
г) социально-пассивные отклонения

24. Какой из приведенных ниже примеров дивеантного поведения заслуживает осуждения:
а) увлечение рок-группой
б) чрезмерное употребление алкоголя +
в) увлечение массовыми историческими играми
г) посещение митинга против политики правительства

25. Что из перечисленного ниже можно отнести нейтральному отклоняющемуся поведению:
а) человек, покрасивший волосы в ярко-зеленый цвет +
б) пьющие родители, переставшие заботиться о детях
в) студент, начавший употреблять наркотики

26. Как называется виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено УК РФ под угрозой наказания:
а) проступком
б) преступлением +
в) девиацией
г) деликвенцией

27. Когда наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления:
а) с 12 лет
б) с 14 лет +
в) с 16 лет
г) с 18 лет

28. Самая негативная форма отклоняющегося поведения – это:
а) злость
б) вредные привычки
в) преступление +

29. При проявлении отклоняющегося поведения на что необходимо обращать внимание в первую очередь:
а) на последствия +
б) на участников
в) на способы

30. Наиболее распространенные формы отклоняющегося поведения – это:
а) нанесение вреда экологии
б) снижение интереса к чтению книг
в) алкоголизм и наркомания +

Тест с ответами: “Отклоняющееся поведение”

Источник

Самоконтроль в психологии. Что это, определение, способы развития, виды

Под самоконтролем в психологии понимается возможность личности регулировать и контролировать свои эмоции, мысли и действия (бездействия), непосредственно связанная с осознанностью и силой волей. Происходящее от английского словосочетания Self-control («я контролирую») это понятие переплетено с самодисциплиной индивида, широко применяется в гельштат-психологии и помогает человеку в достижении поставленных целей.

Определение, что это такое

Самоконтроль в психологии – это оценка и осознание человеком собственных действий, психических процессов и состояний (Большой психологический словарь). В это понятие так же вкладывается способность личности ориентироваться на эталонное поведения и возможность получения ею сведений о контролируемых действиях и состояниях.

В толковых словарях С. И.Ожегова, Д. Н. Ушакова, Т.Ф. Ефремовой самоконтроль трактуется, как контроль человека над самим собой, своим поведением, состоянием своей работы.

Профессор А. А. Крылов отмечал, что человек на протяжении всей своей жизни выступает субъектом и объектом контроля. В первом случае он сам является обладателем контрольного механизма, а во втором — подчиняется общественному контролю. В понятие «самоконтроля» доктор психологических наук вкладывал возможность личности самостоятельно контролировать собственные поступки, психологическую и эмоциональную деятельность.

Педагогический энциклопедический словарь трактует термин, как сознательную регуляцию человеком собственного состояния, побуждений и действий, основывая и сопоставляя их принятым в обществе субъективным представлениям и нормам. Огромное значение здесь отводиться самоограничению, являющемуся важным элементом самоконтроля, и подразумевающему под собой способность человека отказаться от непродуктивных и неодобряемых обществом порывов.

Подробно раскрывая понятие, авторы словаря также отметили, что способность к самоконтролю не заложена в индивиде на генетическом уровне, а должна формироваться постепенно, развивая его как личность. Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Как психологическое явление, самоконтроль включает в себя все процессы, благодаря которым личность способна:

Под самоконтролем в психологии также подразумевается особая, присущая индивиду способность усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание им своего несовершенства и желание действовать исключительно как разумный, придерживающийся установленных правил поведения человек.

Профессор А.А. Крылов отметил, что осуществляющие самоконтроль нейрологические процессы происходят в большей части в области коры головного мозга. Травмирование любой из его долей (как внутриутробное, так и произошедшее в результате сознательной деятельности) приводит к нарушению процесса самоконтроля, появлению агрессивного или девиантного поведения.

Характеристика и описание процесса

Самоконтроль в психологии – это, по мнению американо-израильского психолога Д. Кинемана, система, обеспечивающая функционирование человеческой психики и концентрацию внимания, обязательную для сознательных умственных действий.

По словам психолога, самоконтроль:

Д. Кинеман так же вкладывал в понятие «самоконтроля» — помощь в сохранении человеком в стрессовых ситуациях приверженности, а также один из способов борьбы с различными психологическими проблемами. Благодаря самоконтролю индивид легче переносит трудности, физические, психологические и интеллектуальные нагрузки.

В 1960-м году американский психолог У. Мишель провел среди маленьких детей «зефирный тест» во время которого каждый из детей получил по куску десерта и наказание о том, чтобы не думать, а его вкусе и сладости. Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Ребенку предлагалось 2 варианта действия:

Последующие 40 лет психолог внимательно следил за жизнью участников эксперимента и пришел к выводу о том, что дети, поддавшиеся искушению и съевшие свой кусок зефира сразу, во взрослой жизни сталкивались с множеством эмоциональных и психологических проблем намного чаще тех, кто при помощи самоконтроля преодолел первоначальный соблазн.

Обобщенное определение термина доктор психологических наук, профессор А.А. Крылов дает с позиции функционального подхода к нему, основанного на том, что объект самоконтроля, независимо от сферы психических явлений, всегда имеет проверочный характер, осуществляемый в процессе сличения его с эталоном, уже фактически имеющим место в реальном мире.

В основу самоконтроля психологии вкладывают понятия:

По мнению психологов, в большинстве случаев эти два феномена связаны между собой, являясь основной частью самоконтроля.

Виды самоконтроля

Самоконтроль в психологии – это умение личности затормаживает свои простейшие побуждения и эмоции, с целью подчинения их более достойным и высоким целям (словарь «Психология человека от рождения до смерти»)ю

Доктор психологии Крылов А.А. в своем курсе лекцией отмечал, что способность к самоконтролю пронизывает всю человеческую деятельность: учебную, игровую, профессиональную и спортивную, а в зависимости от специфики своего проявления, временных и пространственных характеристик подразделяется на установленную в психологии классификацию. Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Различают:

Вид самоконтроляИх характеристика
Непроизвольный самоконтрольЗаключается в умении человека сдерживать свои чувства, эмоции и желания на биологическом уровне при помощи собственных эмоциональных и физических сил. Механизмы самоконтроля здесь основаны на контурах саморегуляции, обеспеченных жизнедеятельностью организма и своим функционированием вне сферы человеческого сознания.
Произвольный самоконтрольНосит осознанный характер постановки и обеспечен достижением соответствующих целей за счет выполнения определенного вида деятельности.
Непосредственный и опосредованный самоконтрольПонятия различаются в зависимости от способа сдерживания человека. В первом случае он использует собственные органы чувств. Во втором, обращается за помощью к внешним факторам.
Самоконтроль перед действиемРеализуется на всех этапах человеческой деятельности, подразделяясь на:

1. Антиципирующий (предварительный) самоконтроль, основанной на предварительной проверке еще не совершенных действий, на предмет правильности их выбора.

2. Текущий самоконтроль, направленный на проверку правильности использования промежуточных действий и оценки промежуточных результатов.

3. Результирующий самоконтроль, подводящий итоги работы и отвечающий на вопрос о достижении ранее поставленной цели.

Констатирующий и корректирующийВ первом случае позволяет выявить актуальные проблемы, во втором – избавляется от них или предупреждает возникновение каких-то осложнений.
Внешний и внутренний самоконтрольПервый позволяет человеку бороться со своими личностными, негативными импульсами. Второй – с негативными проявлениями окружающей среды.
Поведенческий самоконтрольПредполагает совершение действий в соответствии с долгосрочными целями и жизненными приоритетами. Так, например, человек, несмотря на желание поспать подольше просыпается рано для того, чтобы сходить в спортзал и сбросить лишний вес.
Эмоциональный самоконтрольНаправлен на поддержание позитивного мировоззрения при преодолении трудностей. Позволяет личности проявить свои эмоциональные качества (чуткость, надежность и внимательность) и положительно сказывается на межличностных отношениях.

Различаются также зрительный, слуховой и тактильный самоконтроль. Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Процесс жизнедеятельности человека подчиняется доминирующему внешнему самоконтролю, преобладающему в разнообразных видах общественной деятельности и поведенческой практике. Так, идущий пешком или пользующийся личным, или общественным транспортом человек при помощи навигатора сверяет свое местоположение по отношению с конечной точкой маршрута.

Механизм самоконтроля

Самоконтроль – это условие адекватной, целенаправленной, интегрированной психики человека, основа его самовоспитания и самосовершенствования, обучения и профессиональной деятельности, поведения в обществе (доктор психологии, профессор Крылов А.А.).

В процессе своей жизнедеятельности личность, по мнению доктора наук, способна выступать как в роли объекта, так и субъекта контроля:

Осуществление самоконтроля невозможно без наличия должного (эталонного) поведения, а соответствие поступков, действий или внешних факторов по отношению к эталонным нормам проводится путем сличения.

Механизм самоконтроля, по мнению А. Крылова, проходит на клеточном уровне человеческого организма и основывается на способности саморегуляции к поддержанию оптимального уровня дыхания, состояния крови и работы всех жизненно важных органов и систем.

Пронизывает самоконтроль и все протекающие в организме человека психологические процессы: ощущение, мышление, восприятие, собственное психическое состояние и эмоциональную сферу. Что не относится к элементам механизма самоконтроля

Ключевые навыки развития, выделяемые А.А. Крыловым для развития самоконтроля:

Саморегулирование

Помогает научить человека обдумывать свои действия перед тем, как их осуществить, а также позволяет человеку при необходимости проявлять самодисциплину, сохраняя рациональность и спокойствие даже в стрессовой ситуации.

Надежность

Отражает то, насколько хорошо человек способен выполнять взятые на себя обязательства, помогать окружающим и следовать принятым в обществе нормам морали и нравственности,

Адаптивность

Способность адаптировать свои реакции и эмоции к различным ситуациям означает, что человек способен справиться с любыми внешними или внутренними изменения, став более гибким и открытым для различных точек зрения.

Оптимизм

Оптимистичное отношение необходимо для тренировки ума и эмоций, позволяет человеку улучшить свое поведение, сохраняя при этом сосредоточенность и мотивацию.

Специалисты отмечают, что для людей с развитым самоконтролем характерны три ключевые черты:

Как развить самоконтроль

Самоконтроль в психологии – это методика обучения уверенности в себе, основанная на систематическом ведении человеком журнала социальных событий, отражающем все происходящие с ним как негативные, так и позитивные эмоциональные изменения (Хьел Л., Зиглер Д. «Теории личности»). Что не относится к элементам механизма самоконтроля

По своей сути самоконтроль представляет собой искусственное подавление личностью негативных эмоций, желаний и действий, овладение которым необходимо для успешной работы и социального и личностного взаимодействия.

Приемы для развития самоконтроля, по мнению практикующего психотерапевта, гельштат-терапевта, кандидата биологических наук Шахова Е.Г. включают:

Способность к самоограничению

Самоограничение как качество личности – основано на способности человека добровольно контролировать желания своего ума и тела, держать себя в рамках культурных и нравственных ограничений. Как яркий признак зрелости личности самоограничение основано на связывании себя с нравственным долгом.

Ярким примером самоограничения являются деяния святых мучеников или добровольный отказ человека от сладостей и алкоголя, в пользу выработки естественных гормонов удовольствия.

Способность к распознаванию эмоций

Процесс заключается в постоянном отслеживании человеком своих эмоций с целью определения их первичного или вторичного появления.

К первичным эмоциям психологи относят:

Все остальные эмоциональные состояния являются комбинацией из первичных, и носят вторичный характер.

Ведение дневника эмоций

Определившись с качеством эмоций человеку, по мнению психолога и специалиста в техники проведения когнитивно-поведенческой терапии Гуздовой С.Л. следует завести специальный дневник, в котором он будет отслеживать, и контролировать свои эмоции, мысли, чувства и желания, выделяя из них проблемные и вызывающие у него негативное состояние.

Контроле эмоций

При возникновении ситуации, когда эмоции могут выйти из-под контроля, практикующий психотерапевт, гельштат-терапевт, кандидат биологических наук Шахова Е.Г. советует индивиду отстраниться и переключить свое внимание на другие эмоции, с помощью:

Тренировка

В качестве тренировки самоконтроля специалисты советуют индивиду использовать любые видеоролики (фильмы, песни, клипы), вызывающие негативное эмоциональное состояние. Во время просмотра человек должен стараться сдерживать свои чувства, а в случае ощущения потери контроля над ними, постараться дистанционироваться, переключив внимание на другие занятия.

Помощь в развитии самоконтроля человеку, по мнению специалиста гельштат-психологии Гуздовой С.Л., окажет:

В психологии в понятие «самоконтроля» вкладывается умение человеком сохранять спокойное эмоциональное состояние даже в самых сложных стрессовых ситуациях. Способность управлять своими эмоции, чувствами и действия считается психологами одним из главных условий успешной жизни и реализации человека в социальной и профессиональной деятельности, овладеть которой может любой желающий посредством несложных, но эффективных психологических упражнений.

Видео о самоконтроле

Как научиться контролировать свои эмоции:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *