Что не относится к деятельности педагога в области познавательного развития
Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО
Дата публикации: 23.10.2018 2018-10-23
Статья просмотрена: 559 раз
Библиографическое описание:
Баранова, Ю. Л. Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО / Ю. Л. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53234/ (дата обращения: 18.12.2021).
Когда ребенок появляется на свет, он начинает свой путь к получению новых знаний и умений. В этом ему помогают сначала семья, потом- педагоги в дошкольных организациях. Задача педагогов при этом состоит в том, чтобы не просто дать ему информацию, а научить его самому ее добывать, необходимо создать ребенку такую зону впечатлений, из которой он будет черпать свою любознательность, познавательный интерес. Все эти категории составляют понятие «познавательное развитие»
Основной задачей педагогов является развитие личности во всех областях и подготовка детей к школьному обучению.
Одной из главных задач педагогов дошкольной организации является всесторонние развитие личности, подготовка ребенка к школе.
В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [7, с.5].
ФГОС ДО разделяет несколько понятий, это познавательное развитие, познавательный интерес и познавательная деятельность.
Познавательное развитие является самым широким понятием, и представляет собой совокупность качественных и количественных изменений в психическом и познавательных процессах, которые меняются с возрастом, из-за того, что ребенок познает все больше и больше новой информации. В настоящее время строго стоит проблема познавательного развития дошкольников, в связи с тем, что именно познавательное развитие оказывает наибольшее влияние на развитие дошкольников, для наилучшего усвоения учебного материала и повышает способности в обучении.
Познавательный интерес — это стремление ребенка узнавать новое, выяснять новое о качествах, свойствах окружающего мира и найти взаимосвязь между этими процессами.
Познавательная деятельность — это действия ребенка, при совершении которых он старается получать новые знания и умения.
Познавательное развитие формируется на основе мышления, речи, памяти, эмоциональной сферы и внимания.
Рис. 1. Компоненты познавательного развития
Познавательное развитие решает следующие задачи:
– Развивает интересы ребенка, любознательности;
– Формирует действия, направленные на познание окружающего мира
– Развивает воображение, творчество;
– Формирует знание о самом себе, о свойствах предметов и окружающей среде.
Процессу познавательного развития детей в разное время посвятили свои работы различные педагоги и психологи, такие как Я. А. Коменский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и другие. Говоря в общем, они все приходили к единому мнению о том, что любой познавательный процесс (такие как память, мышление или восприятие) имеет свою структурированную логику развития и преобразуется путем превращения в высшую психическую функцию, которая носит произвольный характер. Причем, если ребенку интересны итоговые результаты и понятна сущность познавательной деятельности, то это произвольность будет формироваться легче и быстрее.
Образовательная область «Познавательное развитие» является одним из главных направлений деятельности любой дошкольной образовательной организации, так как работа по познавательному развитию проходит через все разделы Программы.
Одной из главных целей педагога, занимающегося с детьми это создать такую систему образовательной работы с дошкольниками, которые будут способствовать развитию у них познавательного и интеллектуального интереса.
Чтобы реализовать данную цель, педагогам необходимо решить определенные задачи, такие как:
– Использование современных информационно-коммуникативных технологий по познавательному развитию;
– Создание определенных условий, которые будут способствовать развитию у ребенка познавательного интереса, творческого потенциала;
– Изучение различных подходов к проблеме организации познавательного развития детей.
Для полноценной работы по развитию у детей познавательного интереса, педагогу необходимо создать такую систему педагогической работы, которая будет состоять из взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов:
– Содержательный раздел образования, то есть выбор программы, по которой будет работать организация, технологий.
– Создание необходимых условий для развития у детей компонентов познания; сюда входит создание предметно-пространственной среды, систематическое пополнение учебно- методической литературы, повышение квалификации педагогов.
– Создание правильно организованной образовательной работы, для повышения познавательного развития дошкольников.
– Взаимосвязь с другими образовательными организациями, для обмена опытом, технологиями, взаимосотрудничества
– Работа с родителями
Для повышения компетентности педагогов в области познавательного развития необходимо повышать уровень их образования в этой области. Для этого могут быть применены курсы повышения квалификации, участие в различных конкурсах и олимпиадах по этой теме, посещение педагогами семинаров, открытых просмотров, консультаций, а также работа педагогов в творческих группах.
Для улучшения учебно-методического обеспечения необходимо пополнять картотеки дидактических игр, картотеки НОД, также можно создать картотеку познавательной литературы.
Организация образовательного процесса в ДОО строится на двух составляющих:
– Совместная деятельность педагога и детей
– Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность педагога и ребенка представлена обычно двумя частями, это образовательная педагогическая деятельность (непосредственно-образовательная деятельность) и кружковая работа (построена на комплексно- тематическом планировании).
А самостоятельная деятельность состоит из индивидуальной и подгрупповой работы.
Для более полноценного познавательного развития детей можно прибегнуть к взаимному сотрудничеству с родителями. Это будет способствовать более плодотворному и быстрому познавательному развитию. Для этого можно воспользоваться несколькими способами:
– Повышение общей педагогической культуры родителей, путем родительских собраний, мастер классов, конференций, консультаций
– Обеспечение единого содействия детского сада и семьи в вопросах познавательного развития детей
– Вовлечение семьи в педагогический процесс
Современный мир уже нельзя представить без интернет технологий. Они плотно вошли в нашу жизнь, и не обошли стороной дошкольные организации. [1,с.16]. Для более успешной работы, проводимой для познавательного развития детей, необходимо применять новейшие образовательные технологии. К ним могут относиться:
Рассмотрим каждый метод подробнее.
Метод проектов является одним из наиболее значимых для познавательного развития детей. В его основе лежит умение ребенка сориентироваться в информационном потоке, развитие мышления, самостоятельно структурировать свои знания. В его основе лежит совокупность нескольких видов деятельности, в конечном итоге приводящих к получению результата- знания. В ДОО используется множество метод проектов, среди которых можно выделить: «Красная книга», «Масленица», «Дикие животные». [2, с. 38].
Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, также положительно сказывается на познавательном развитии детей. Информация, получаемая, с помощью интерактивной доски, ноутбука, мультимедийных устройств- всегда красочна, интересна. Дети более внимательно относятся к такой информации, у них повышается интерес к занятию. Вследствие этого познавательное развитие у таких детей происходит на шаг быстрее, чем у детей, занимающихся без применения ИКТ. Детям очень нравится проведение занятий по познавательному развитию с показом презентаций, музыкальным сопровождением. [6, с.67].
Применение технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) также является эффективным способом для развития у детей логического мышления, поисковой активности, развитие речи и воображения. В дополнение к этому ТРИЗ обеспечивают развитие психических процессов и личности в целом. К таким методам можно отнести: метод мозгового штурма, метод каталога, метод мышления по аналогии и др.
Методы моделирования неразрывно связаны с процессами познания. Моделирование можно применить практически в любой проблемной ситуации, чтобы по мере ее решения у ребенка появился стимул к ее осознанию и развитию. Использование моделей моделирования побуждает детей встать в активную позицию, что в свою очередь стимулирует познавательную деятельность. Основными моделями являются: предметные, графические, предметно-схематические.
Таким образом, применение инновационных форм работы с детьми, может помочь педагогу в решении различных педагогических задач, направленных на развитие познавательных интересов и умений у детей дошкольного возраста. Но при этом необходимо помнить, что педагог должен в полной мере обладать знаниями этих технологий, чтобы вести правильный педагогический процесс.
Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
Инна Столярова
Познавательное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
1. Основы познавательного развития дошкольников. 4
2. Содержание познавательного развития. 6
3. Что даёт познавательная деятельность в ДОУ. 7
4. Основные цели и задачи развития познавательно — исследовательской деятельности. 8
5. Виды деятельности для познавательного развития детей в ДОУ. 10
Список литературы. 13
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
1. Основы познавательного развития дошкольников.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития.
1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
Информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительных процессов, необходимых для получения и переработки информации.Сюда относятся:
— что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
— как получает ребёнок информацию, способы познания и средства познания;
— как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает.
Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).
Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.
ФГОС ДО выделяет «Основные принципы дошкольного образования», среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
2. Содержание познавательного развития детей.
Основные понятия познания:
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Это очень хорошо видно, по многочисленным вопросам, которые задают дети по изучаемой теме.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знания, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребенок сам добывает нужные ему сведения о мире.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.
Задачей познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности. В задачах, которые ставит ФГОС такая формулировка: «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».
3. Что даёт познавательная деятельность в ДОУ
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.
Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.
Познавательное развитие по ФГОСв ДОУ преследует следующие задачи: Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка. Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развитие творческих задатков и воображения у детей. 7
4. Основные цели и задачи развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений,первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе.
Развивающаяпредметно-пространственная среда должна быть:
Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.
5. Виды деятельности для познавательного развития детей в ДОУ.
Виды деятельности, в которых наиболее эффективно реализуется содержание познавательного развития детей:
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.
В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребенка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг.
Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать свое мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьезные вопросы, настаивать на чем-то.
Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы ее решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.
Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям, отождествлять себя с героями книги.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.
Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать. В рамках Двигательной деятельности мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.
Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.
Из всего перечисленного,можно сделать вывод:
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников — одна из главных и трудных задач в воспитании и развитии детей дошкольников. От того, насколько будут развиты у детей познавательный интерес и способности, зависит успех их обучения в школе и успех их развития в жизни.
Целенаправленная и разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий приведёт к положительной динамике показателей.
1. Айдашева Г. А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г. А. Айдашева, Н. О. Пичугина.— М: Феникс, 2004.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду. /под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой. М., 2007.
Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.
Интерактивное пособие для дошкольников «Лэпбук по экологии «Огород на подоконнике» в условиях реализации ФГОС Учиться понимать природу, видеть ее красоту, относиться к ней с заботой и беречь ее богатства нужно с раннего возраста. Любые растения,.
Интерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и является особой формой организации учебного материала.
Интерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие рассчитано на старший дошкольный и младший школьный возраст. В условиях современного мира экологическое воспитание.
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.
Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.
Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».