Что не относится к чистой монополии
Помогите, пожалуйста. срочно надо тест решить по экономике (((
1. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
в каждой отрасли много производителей;
имеется большое число покупателей;
все перечисленное верно;
все производители производят примерно одинаковое количество продукции;
2. Внешняя торговля представляет собой:
экономические отношения между продавцами и покупателями, опосредуемые через спрос и предложение;
сделки, совершаемые на крупнейших товарных биржах мира;
сферу обращения товаров и услуг между странами мира;
совокупность экспорта и импорта;
3. Для олигополии характерно:
затрудненный вход в отрасль;
присутствие нескольких фирм;
все перечисленное верно;
ограничение контроля за ценой;
4. Капитал – это:
отношение эксплуатации;
огромная сумма денег;
приобретенные средства производства;
наемные рабочие;
5. Под дефицитом бюджета следует понимать:
равенство доходной и расходной частей бюджета;
ни одно из вышеперечисленного;
превышение расходной части бюджета над доходной;
превышение доходной части бюджета над расходной;
6. К числу целей предпринимателя относится:
наращивание масштабов производства;
обеспечение жизнедеятельности своего предприятия;
создание дополнительных рабочих мест;
повышение эффективности функционирования предприятия;
7. Мировое хозяйство — это:
совокупность национальных хозяйств государств, объеди¬ненных в экономические блоки;
совокупность национальных хозяйств развитых капиталисти¬ческих стран;
совокупность национальных хозяйств государств, объеди¬ненных едиными экономическими интересами;
совокупность национальных хозяйств отдельных стран, участ¬вующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических связей;
8. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:
производители;
государство;
потребители;
иностранные инвесторы;
9. Внешние факторы экономических циклов — это:
потребление;
войны;
инвестирование;
изменения численности населения;
деятельность правительства;
10. Кривая производственных возможностей показывает:
максимально возможные объемы производства при полном использовании имеющихся ресурсов;
количество товаров, которые хозяйство намерено производить;
лучшую из возможных комбинаций двух товаров;
альтернативную комбинацию двух товаров при наличии данного количества ресурсов;
11. Бюджет как сводный финансовый план:
составляется правительством, а рассматривается и утверждается законодательными органами страны;
составляется и утверждается правительством страны;
составляется и утверждается законодательными органами страны;
составляется и утверждается всеми ветвями исполнительной власти;
12. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, эта экономика:
традиционная;
административно-командная;
рыночная;
смешанная;
13. Что не относится к чистой монополии:
контроль над ценой;
дифференциация продукции;
вступление в отрасль блокированное;
одна фирма в отрасли;
14. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:
вверх и вправо;
по вращению часовой стрелки;
вниз и влево;
против часовой стрелки;
15. Негативные стороны рынка – это:
использование хозяйствующими субъектами научно-технического прогресса;
способность удовлетворять постоянно растущее многообразие потребностей;
обеспечение социального прогресса общества;
Чистая монополия
Добавлено в закладки: 0
Чистая монополия — это положение на рынке услуг и товаров, которые характеризуют наличие лишь одного продавца этого типа услуги или товара.
Характерные черты этой ситуации — это уникальность продукта, владение главными типами сырья, патентные права, низкие средние затраты, особенные привилегии (лицензии). Чистые монополии появляются обычно там, где нет альтернативы этому услуге или товару, нет близких заменителей.
Чистая монополия характеризуется высоким уровнем цен, последующий рост которых удерживается лишь риском уменьшения спроса.
Эффективность чистой монополии
Существование монополий — это неизбежность, но отношение к ним неоднозначное. Основной аргумент противников монополий — это то, что, применяя свое положение на рынке, они занимают объем производства, увеличивая цены, получая большую экономическую прибыль. Помимо этого есть вероятность больших издержек изготовления и менее эффективного применения ресурсов ввиду отсутствия конкуренции. Монополии пытаются воздействовать на государственные органы, ухудшая на рынке ситуацию, и, добиваясь законодательного закрепления собственного положения.
Сторонники существования монополий подвергают сомнениям доводы противника и выдвигают такие позитивные черты монополии:
1) Монополия занимается на масштабе экономией;
2) Монополия занята опытно-конструкторскими и научно-исследовательскими разработками (НИОКР);
При помощи крупных фирм возникают приблизительно 80% изобретений. Монополии занимаются постоянно инновациями, они тем самым продлевают собственный статус открытой монополии.
Чистая монополия – это вид отраслевого рынка, существование которого вероятно при таких условиях. Во-первых, компания продает уникальный продукт, который не имеет аналогов, во-вторых, невозможен доступ на рынок, и, в-третьих, компания-монополист контролирует цены, устанавливаемые на продаваемый продукт. При чистой монополии ценовая конкуренция отсутствует или ограничена. Для чистой монополии характеризуется высоким уровнем цен, увеличение которых удерживается только риском уменьшения спроса.
Крайняя противоположность рынка совершенной конкуренции — это чистая монополия.
Монополия предусматривает, что одно предприятие – это единственный производитель продукции, который не имеет аналогов. При этом покупатели не могут выбирать: они должны покупать продукцию предприятия-монополиста.
К отраслям чистой монополии необходимо относить отрасли коммунального хозяйства: водо-, тепло-, электро, газоснабжение. Практика указывает, что чистая монополия, обычно, есть в теории. Но большинство рыночные структуры по главным параметрам весьма близки к ситуации чистой монополии, чем к какой-нибудь другой рыночной модели.
К самым значимым свойствам структуры рынка чистой монополии относят такие:
1. Единственный продавец (производитель) конкретной услуги или товара. В условиях чистой монополии у компании нет прямых конкурентов, и потому коэффициент количественной или объемной перекрестной эластичности спроса, который характеризует взаимозависимость компаний на рынке, близок к нулю. Напомню, что этот коэффициент показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при смене объема выпуска фирмы Y на 1%.
Чем больше перекрестная объемная эластичность спроса, тем более тесная взаимозависимость меж компаниями на рынке. Когда же она близка к нулю или равна нулю, то отдельный производитель (как это бывает при чистой монополии) может самостоятельно определять цены на рынке и игнорировать реакцию прочих фирм на собственные действия.
2. Нет близких товаров-заменителей. Товар, который производится монополией, уникален в том смысле, что не только нет компаний, которые производят аналогичный продукт, но и нет компаний, которые создают близких (с точки зрения потребителей) аналогов. Это значит, что ценовая перекрестная эластичность спроса, которая показывает уровень числового изменения объема продаж компании-монополиста i при смене цены какой-нибудь другой фирмы j на 1%, близка также к нулю:
При чистой монополии компания обладает особенной рыночной властью, которая позволяет ей контролировать рыночные цены на собственную продукцию, изменяя объемы продаж. Наряду с этим компания не может назначать какие-либо цены, так как ограничена платежеспособностью потребителей и действием закона спроса.
3. Отсутствие свободы входа на рынок.
Монополия способна существовать только в условиях, когда деятельность и проникновение на рынке прочих компаний являются почти невозможными или неэффективными экономически.
Среди самых важных барьеров входа в отрасль выделяют:
Естественный монополизм — основывается на позитивной экономии от масштаба производства, которая настолько значительна, что одна компания может обеспечить продукцией весь спрос рынка при меньших издержках, нежели несколько конкурирующих открыто компаний.
При этой кривой рыночного спроса одна компания может обеспечить объем в 10 ед. при средних издержках, которые равны 5 у.е. (совокупные издержки ТС=50 у.е.). Ясно, что сосуществование в отрасли двух компаний увеличило бы общие издержки при аналогичном объеме до ТС=2(6*5)=60 у.е.
Пример естественной монополии — это компании “Газпром”, РАО ЕЭС. Даже когда возможно технически существование двух и больше компаний в данных отраслях, это экономически неэффективно. Обыкновенно естественные монополии получают от государства право обслуживать определенный рынок или географическую область, а взамен соглашаются подчиняться государственному регулированию и контролю, который направлен на защиту прав потребителей от злоупотребления рыночной (монопольной) властью. Преодоление подобного барьера под силу только большим диверсифицированным корпорациям.
4. Абсолютное знание всех субъектов рынка. Все решения принимают в условиях определенности. Это значит, что единственный производитель (продавец) и все покупатели знают все нужные параметры рынка: физические свойства товара, цены, функции издержек и доходов. При этом предусматривается (как и при совершенной конкуренции), что информацияю распространяют бесплатно и мгновенно. Допущение о совершенной информированности имеет весьма большое значение для монополиста. При совершенной конкуренции компания — это ценополучатель, рыночная цена являет собой экзогенный (внешний) фактор, а личная кривая спроса определяется прямой, параллельной оси выпуска. В данных условиях для увеличения собственной прибыли компании достаточно знать функцию собственных издержек. Для монополиста этой информации мало. Ему необходимо знать кривую спроса на свою продукцию, а также (при осуществлении политики ценовой дискриминации) функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка на собственную продукцию.
Доход и спрос компании-монополиста. Особенности кривой спроса монополиста
Главное отличие в поведении абсолютного конкурента и чистого монополиста обуславливается характером кривых спроса.
1. При совершенной конкуренции компания — это ценополучатель, т.е. она принимает рыночные цены в качестве данных. Кривая спроса на ее продукцию абсолютно эластична и имеет вид прямой, которая параллельна оси объема.
Компания-монополист, будучи единственным продавцом (производителем) собственной продукции, сталкивается с общим спросом всех потребителей собственного товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой спроса н рынке, т.е. имеет негативный наклон.
2. Кривая спроса на продукцию монополиста, будучи одновременно с этим и кривой среднего дохода (AR). (Тождественность кривой среднего дохода и кривой спроса возможно вывести из соотношения среднего и общего доходов.):
3. Ввиду убывающего характера кривой спроса — AR кривая граничного дохода лежит ниже, чем кривая спроса при каждом значении Q>0.
Докажем это утверждение.
Пусть цена связана с величиной спроса (обратная функция спроса), т.е. P=P(Q);
TR=Р*Q=P(Q)*Q — общий доход по определению;
MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ — граничный доход по определению.
Применяем стандартную формулу (uv)’=u’v+uv’, и перепишем уравнение граничного дохода:
Так как в условиях несовершенной монополии, крайний случай которой — это чистая монополия, кривая спроса станет убывающей, то производная Р'(Q)=
Экономический смысл данного неравенства заключен в том, что при убывающей кривой спроса монополист может продать добавочную единицу товара, только уменьшив на него цену. Изменение его суммарного дохода (другими словами, его граничный доход) при увеличении продаж с Q=n до Q=n+1 будет равняться новой, уменьшенной цене минус потери в доходе от продажи всех добавочных n единиц товара:
MRn+1=Pn+1 — (Pn — Pn+1)Qn,
где MRn+1 — доход от реализации n+1 единиц товара;
Pn, Pn+1- цены реализации n и n+1 единиц товара;
Qn- объем реализации в размере n единиц.
Так как Рn- Pn+1>0 (цена уменьшается по мере увеличения объема продаж),
Спрос и граничный доход (случай линейной функции спроса)
Предположим, что кривая спроса монополиста не лишь имеет отрицательный наклон, но еще и линейна
Тогда обратную функцию спроса можно записать в общем виде уравнением
где а,b — позитивные константы.
Соответственно функция совокупного дохода такова
Так как граничный доход всегда равняется первой производной общего дохода, уравнение функции MR таково
Обе функции начинаются при цене Р=а, однако наклон кривой MR (-2b) больше вдвое, чем наклон кривой функции спроса (-b). Кривая MR монополиста Геометрически делит горизонтальное расстояние меж кривой спроса монополиста и вертикальной осью на две одинаковые части, другими словами отрезок АВ=отрезку ВС.
Условия увеличения прибыли компании-монополиста
Предположим, что структура издержек компании-монополиста задана кривыми АТС и МС и ТС, а граничный доход определяется кривой спроса. Каковы будут оптимальные уровни объема и цен монополиста?
Текущую цену в условиях совершенной конкуренции устанавливает рынок, и компания не может влиять на нее, будучи ценополучателем. Для увеличения прибыли (или уменьшения собственных потерь, когда получение прибыли невозможно) компания должна определить оптимальный в данных технологических и рыночных условиях объем выпуска. При чистой монополии компания может увеличить прибыль, выбирая или соответствующий объем, или цену.
Два подхода к определению условий увеличения
Есть два уже известных нам взаимосвязанных подхода к определению условий увеличения прибыли.
Способ совокупных издержек — совокупного дохода
Совокупная прибыль компании увеличивается при таком объеме выпуска, когда разница меж ТС и ТR будет наибольшей:
Монополист будет получать экономическую прибыль в каждой точке отрезка АВ, но наибольшая прибыль может быть получена только в точке, где касательная к кривой ТС имеет аналогичный наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится при помощи вычитания ТС из ТR для всех объемов производства. Пик кривой совокупной прибыли (п) указывает на оптимальный объем производства, т.е. объем, который увеличивает прибыль в краткосрочном периоде.
Нужное условие увеичения прибыли можно записать так: Совокупная прибыль достигает максимума при объеме производства, при котором граничная прибыль равна нулю.
Граничная прибыль (Мп) — это прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу. Геометрически граничная прибыль равняется наклону функции совокупной прибыли и подсчитывают по формуле
Когда Мп>0, то функция совокупной прибыли увеличивается, и добавочное производство может увеличить совокупную прибыль. Когда Мп МR), то монополист может увеличить прибыль благодаря сокращению объема производства. Когда граничные издержки меньше граничного дохода (МC 3. Монополист обладает особенной рыночной властью, которая дает ему возможность диктовать объемы выпуска и цены.
Мы коротко рассмотрели чист ую монополи ю и ее эффективность. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу
Чистая монополия
Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
1. Единственный продавец (фирма и отрасль – синонимы);
2. Нет близких заменителей;
3. Значительный контроль над ценой;
4. Заблокировано вступление в отрасль;
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на неё, изменяя количество товара.
В борьбе за экономические прибыли в долгосрочном периоде монополии делают особые ставки на барьеры для вступления в отрасль.
Формы барьеров для вступления в отрасль:
1. Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто только, если производители являются крупными, как в абсолютном выражении, так и в относительно рынка (например, автомобильная, алюминиевая, сталелитейная промышленность). Новые фирмы, вступающие на такой рынок как мелкие производители, не имеют шансов для выживания. Другой вариант – войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным.
2. В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприемлема. Такие отрасли называются естественными монополиями. (Например: электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, водоснабжение, связь). Этим отраслям предоставляется государством исключительные привилегии, а в обмен отрасль сохраняет право за собой определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены.
3. Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.
4. Фирма может устранить новых конкурентов и посредством агрессивных, жестоких действий (например: давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание персонала, резкое снижение цен и т.д.). Многие из этих аспектов нечестной конкуренции запрещены законом, однако на практике они применяются очень часто.
Решающее различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит в их кривых спроса – «D».
Кривая спроса для конкурентной фирмы имеет вид горизонтальной кривой, продавец соглашается с ценой, установленной рынком, P = MR = D. Валовый доход (TR) равномерно возрастает и увеличивается каждый раз на одну и туже величину – P.
Так как чистый монополист является отраслью, то его кривая спроса представляет собой кривую отраслевого спроса и имеет вид нисходящей кривой.
Последствия нисходящей кривой спроса:
1. Цена превышает предельный доход (рис. 6.1).
Чистый монополист (любой производитель в условиях несовершенной конкуренции) с нисходящей кривой спроса должен снизить цену для того, чтобы больше продать продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена.
2. Снижающиеся значения предельного дохода означают, что валовый доход – TR будет расти замедляющимися темпами.
3. Кривая спроса чистой монополии делится на два отрезка: эластичный и неэластичный.
Спрос является эластичным на том отрезке кривой D, при движении вниз по которому – т.е. при уменьшении цены и увеличении спроса происходит рост TR – валового дохода. TR достигает максимума в точке, где MR = 0. Начиная с этой точки спрос становится неэластичным – т.е. при уменьшении цены и увеличении продаж валовый доход фирмы падает. Фирма никогда не будет снижать цену и увеличивать продажи на этом участке, поскольку это ведёт к одновременному сокращению валового дохода и увеличению издержек, что понижает прибыль.
Какую определённую комбинацию цены и количества на эластичном отрезке кривой спроса выберет чистый монополист?
Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объёма, при котором MR = MC.
При MR = MC фирма будет выпускать количество продукции Qm, по цене Pm. Прибыль на единицу продукции APm. Совокупная прибыль – площадь прямоугольника APmNL.
Основные положения монополистического ценообразования:
1) Монополист одновременно выбирает и цену, и объём производства. Решая, какой объём продукции произвести, он определяет, тем самым, цену.
2) Фирма выбирает не наивысшую цену, а цену, при которой совокупная прибыль максимальна – т.е. максимальна разница между совокупным (валовым) доходом TR и совокупными (валовыми) издержками TC. Что в свою очередь, зависит от:
— количества проданной продукции;
— издержек на единицу продукции.
3) Монополист стремится к максимальной совокупной прибыли, а не к максимальной прибыли на единицу продукции.
4) Чистая монополия не гарантирует экономическую прибыль.
Если спрос D слабый, а издержки высоки, производитель в условиях чистой монополии может быть не в состоянии получить прибыль. Поскольку Pm > AVC в точке Qm, фирма будет минимизировать убытки в краткосрочном периоде, производя объём продукции Qm, при котором MR = MC. Убытки на единицу продукции APm, совокупные убытки – площадь прямоугольника PmALN.
Экономические последствия монополии:
На рис. 6.6 мы видим, что конкурирующая фирма произвела бы Qc единиц продукции по цене Pc (производство происходило бы до точки, в которой S = MC = MR). Монополист сочтёт выгодным продавать меньший объём продукции (Qm Pc), чем сделал бы конкурирующий производитель. Максимизирующий прибыль объём производства монополиста имеет своим результатом недораспределение ресурсов. Ограничивая выпуск, монополист использует меньше ресурсов, чем является оправданным с точки зрения общества.
Мы рассмотрели случай, когда издержки монополии и конкурирующей фирмы равны.
Случаи, когда издержки монополии и конкурирующей фирмы на единицу продукции неодинаковы, требуют рассмотрения по ряду пунктов:
2) «X – неэффективность»;
3) расходы для сохранения монополии;
4) научно – технический прогресс.
При значительной экономии от роста масштабов производства монополист может добиться низких издержек на единицу продукции ATCm при выпуске Qm продукции, тогда как небольшая конкурирующая фирма может обеспечить только объём производства Qc при значительных издержках – ATCc. Это не позволяет конкурирующим фирмам достигать минимальных средних издержек в долгосрочном периоде.
2. «X – неэффективность» возникает вследствие того, что менеджеры часто преследуют другие цели, чем рост прибылей фирмы – это:
— более лёгкая жизнь на работе;
— уклонение от предпринимательского риска;
— обеспечение работой некомпетентных друзей и родственников;
— ставка на интуицию в принятии решений и пренебрежение расчётами издержек и доходов;
— плохая стимуляция работников фирмы и т.д.
Монополистические фирмы более склонны к «X – неэффективности» чем конкурирующие. В таком случае издержки чистой монополии ATCm’, а чисто конкурентной фирмы ATCc’.
3. Чистые монополии несут дополнительные расходы, связанные с сохранением монополии: получение государственной лицензии, лоббирование интересов фирмы и т.д. Эти расходы ничего не добавляют к объёму производства фирмы, но увеличивают её издержки.
4. В условиях чистой конкуренции фирмы заинтересованы во введении достижений научно-технического прогресса как средстве понижения издержек на единицу продукции и увеличения прибылей, однако, они не имеют больших финансовых ресурсов для НТП.
Отсутствие конкурентов в монополизированных отраслях означает, что у монополий нет автоматического стимула к НТП, хотя они обладают значительными ресурсами для его внедрения. Технические усовершенствования выгодны монополиям, прежде всего в тех случаях, если снижают издержки на единицу продукции и увеличивают прибыль, а также в том случае, если НТП является одним из монополистических барьеров для вступления в отрасль.
Существенный недостаток монополии заключается и в том, что, используя ценовую дискриминацию, монополия способствует неравенству в распределении доходов. Ценовая дискриминация выражается в том, что в целях увеличения экономической прибыли монополист назначает разные цены для различных покупателей. При этом, ценовые различия не обусловлены различием в издержках. (Например: различные тарифы на междугородние телефонные услуги в зависимости от времени суток, различные цены на электроэнергию для промышленных предприятий и населения и т.п.).
Действия монополистов, направленные на недораспределение ресурсов и получение экономических прибылей можно ограничить или полностью устранить, используя регулирование цен (рис. 6.7). Цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов называется общественно оптимальной ценой. «Общественно-оптимальная цена» (Pr) устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и предельных издержек (точка R).
Однако Pr приведёт к убыткам регулируемой фирмы в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде приведёт к банкротству. Поэтому регулирующие органы устанавливают цену, обеспечивающую прибыль (Pf), которая позволяет монополисту обеспечить безубыточное производство, однако, не исправляет полностью ситуацию недораспределения ресурсов.