Что не относится к анатомо физиологическим характеристикам ребенка

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Расстановка ударений: АНА`ТОМО-ФИЗИОЛОГИ`ЧЕСКИЕ ОСО`БЕННОСТИ ДЕТЕ`Й

Потребность детского организма в кислороде обеспечивается большей частотой сердечных сокращений, у новорождённого почти в 2 раза превышающих частоту сокращений у взрослого (см. табл. 5). При этом пульс у детей чаще, чем у взрослых, но он очень неустойчив, его частота резко изменяется в связи с различными эмоциональными переживаниями и в ответ на изменение мышечной нагрузки. Все эти особенности в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем ребёнка выдвигают на первый план настоятельную заботу о достаточной вентиляции помещений, поскольку организм ребёнка в относительно большей степени нуждается в чистом (насыщенном кислородом) воздухе, чем организм взрослого. Плохая вентиляция очень вредно отражается на физич. развитии и умственной работоспособности детей; особенно вредно длительное пребывание в плохо проветриваемом помещении.

На протяжении всего детства, вплоть до старшего школьного возраста, вопросы питания детей и подростков должны привлекать к себе постоянное внимание воспитателей. Большое значение имеет обеспечение правильного состава пищи в соответствии с потребностями растущего организма. Количество и состав необходимой ребёнку пищи лишь постепенно, с возрастом, приближается к нормам взрослого. Из-за повышенной жизнедеятельности детского организма, большой подвижности детей, более интенсивной, чем у взрослого, отдачи тепла ребёнок нуждается в относительно большем количестве пищи на килограмм своего веса, чем взрослый. В пище детей должно быть правильное соотношение белков, жиров, углеводов, а также кальция, фосфора, разнообразных витаминов. Особое значение имеет белковый минимум, т. е. то наименьшее количество белка, к-рое необходимо для нормального развития детского организма. У детей этот минимум почти в 4 раза выше, чем у взрослых (см. табл. 6). Это объясняется большой потребностью детского организма в белке для нормального развития всех тканей, особенно мышечной и нервной. Недостаток в количестве и качестве пищи более вредно отражается на жизнедеятельности детского организма, чем взрослого.

Общий ход физич. развития ребёнка, подчиняясь биологич. закономерностям, вместе с тем претерпевает значительные изменения под влиянием различных социальных условий, к к-рым относится прежде всего материальное положение семьи, возможность предоставить детям нормальное питание, благоприятные или неблагоприятные гигиенич. условия и т. д. Так, ещё в 70-х гг. 19 в. Палиани (Италия) установил, что 15-летние девочки из зажиточных семей в среднем на 7,6 см выше, чем девочки из бедных семей. Михайлов (дореволюционная Россия) указывал, что городские 15-летние мальчики в среднем на 10 см выше, чем деревенские. Задержка в физическом развитии, вызванная неблагоприятными социальными условиями, ликвидируется с улучшением этих условий.

Телесное развитие детей обусловлено совокупным влиянием всех рассмотренных выше фактов. В общих чертах А.-ф. о. д в отдельные возрастные периоды могут быть охарактеризованы следующим образом.

При характеристике А.-ф. о. д. необходимо иметь в виду: 1) процесс телесного развития происходит непрерывно, поэтому нельзя установить точные сроки наступления и конца того или другого периода: в каждом периоде можно отметить много особенностей, характерных для предыдущего возраста, и в то же время появление новых черт, к-рые получат своё развитие лишь в след, возрасте; 2) общие закономерности телесного развития переплетаются с индивидуальными особенностями ребёнка, благодаря к-рым возрастные рамки того или другого периода имеют довольно широкий диапазон. Поэтому учёт А.-ф. о. д. должен включать в себя также изучение индивидуальных особенностей детей.

Источник

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей

Что не относится к анатомо физиологическим характеристикам ребенка

Кровообращение новорожденного

У новорожденных устанавливается внеутробное кровообращение, начинают функционировать малый и большой круги кровообращения. В левом предсердии возрастает давление крови из-за поступления большого ее количества, и клапан овального окна механически закрывается. Принято считать, что закрытие артериального протока происходит под влиянием нервных, мышечных и торсионных факторов.

Обычно к 6-й неделе жизни закрывается артериальный проток, к 2-3 мес. — венозный проток, к 6-7 мес. — овальное окно в межпредсердной перегородке. Вследствие выключения кровотока через плаценту общее периферическое сопротивление почти удваивается. Это в свою очередь ведет к повышению системного артериального давления, а также давления в левом желудочке и предсердии. Одновременно происходит постепенное значительное (примерно в 4 раза) снижение гидростатического сопротивления в малом круге кровообращения из-за повышения напряжения кислорода в тканях легких (особенностью гладкой мускулатуры сосудов малого круга кровообращения является ее сокращение в ответ на гипоксию) до 15-20 мм рт. ст. к 1-2-месячному возрасту.

Следствием снижения сопротивления сосудов малого круга кровообращения является увеличение объема протекающей через них крови, а также снижение систолического давления в легочной артерии, правом желудочке и предсердии.

Сердце новорожденного обладает большой запасной силой: уменьшение вязкости крови (за счет снижения количества эритроцитов), выключение плацентарного кровообращения (что ведет к уменьшению количества циркулирующей крови плода на 25—30 % и сокращению пути, который проходит кровь), в постнатальный период нагрузка на правый желудочек постепенно уменьшается, а на левый — увеличивается (внутриутробно оба желудочка выполняют одинаковую работу, а правый даже несколько большую).

Сердце ребенка имеет ряд анатомо-физиологических особенностей

У новорожденных сердце относительно большое и составляет 0,8 % от массы тела (около 22 г), а у взрослых — 0,4 %. Правый и левый желудочки примерно равны, толщина их стенок составляет 5 мм. С возрастом происходит нарастание массы сердца: к 8 мес. масса удваивается, к 3 годам — утраивается, к 6 годам увеличивается в 11 раз.

Особенно интенсивно в связи с большей нагрузкой на него растет левое сердце, толщина стенки левого желудочка достигает к 14 годам почти 10 мм (правого — 6 мм). Оба предсердия большие, толщина их стенок 2 мм. Одновременно происходит тканевая дифференцировка. Миокард новорожденного имеет очень тонкие мышечные волокна, слабо развиты соединительная ткань, продольная фибриллярность и поперечная исчерченность. Ядра представлены в большом количестве, но они мелкие, малодифференцированные. Хорошо развита сеть мелких артерий, которые обеспечивают хорошее кровоснабжение сердечной мышцы. Магистральные сосуды имеют относительно большие размеры. До 10-12 лет у детей легочная артерия шире аорты, затем просветы их становятся одинаковыми, а после полового созревания устанавливается обратное взаимоотношение. Суммарные просветы артерий и вен большого круга кровообращения в раннем возрасте близки между собой (1:1), у детей старшего возраста это соотношение равно 1:3, у взрослых — 1:5. Система капилляров у детей относительно и абсолютно шире, чем у взрослых, что вызывает затруднения в поддержании температурного гомеостаза.

У новорожденных интенсивно снабжается кровью головной мозг

У новорожденных особенно интенсивно снабжается кровью головной мозг и печень, относительно слабее — скелетные мышцы и почки. С возрастом увеличивается кровоток через скелетные мышцы и почки, а доля минутного объема крови, протекающей через сосуды мозга, уменьшается. Своеобразие кровоснабжения мозга детей раннего возраста определяется наличием родничков, сглаживающих колебания давления в полости черепа, особенно при крике.

Поворот и перемещение сердца ребенка

Сердце новорожденного расположено выше, чем у детей старшего возраста, что частично обусловлено более высоким стоянием диафрагмы. Большая ось сердца лежит почти горизонтально. Форма сердца шарообразная. Левый край его выходит за срединно-ключичную линию, правый — за край грудины. На протяжении первых лет жизни и в подростковом возрасте происходит поворот и перемещение сердца внутри грудной клетки, в связи с чем границы его меняются: верхняя постепенно опускается, левая приближается к срединно-ключичной линии, правая — к краю грудины.

Пульс у детей, частота пульса у ребенка

Пульс у детей всех возрастов более частый, чем у взрослых. Это объясняется более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы в связи с меньшим влиянием блуждающего нерва и более интенсивным обменом веществ. Повышенные потребности тканей растущего организма в крови удовлетворяются относительным увеличением минутного объема сердца. Частота пульса у детей с возрастом постепенно уменьшается. Крик, беспокойство, повышение температуры тела всегда вызывают у детей учащение пульса.

Артериальное давление у детей

Артериальное давление у детей тем ниже, чем младше ребенок. У новорожденного ребенка систолическое давление составляет в среднем около 70 мм рт. ст., к году оно увеличивается до 90 мм рт. ст. Рост давления в дальнейшем происходит более интенсивно в первые 2-3 года жизни и в пубертатном периоде. Повышение давления с возрастом идет параллельно росту скорости распространения пульсовой волны по сосудам мышечного типа и связано с повышением их тонуса. С возрастом увеличивается удельное периферическое сопротивление за счет увеличения длины резистивных сосудов и извилистости капилляров, снижения растяжимости стенок резистивных сосудов, усиления тонуса гладких мышц сосудов. Консультации детского кардиолога — поликлиника «Маркушка».

Особенности сердечно-сосудистой системы у детей. Обобщение

Относительно большая масса сердца, относительно более широкие отверстия сердца и просветы сосудов являются факторами, облегчающими циркуляцию крови у детей. Для детей раннего возраста характерны малый систолический объем крови и высокая частота сердцебиений, а минутный объем крови на единицу массы тела относительно велик. Относительно большее количество крови и особенности энергетического обмена у детей заставляют сердце выполнять работу, относительно большую, чем работа сердца взрослого человека. Резервные же возможности сердца в раннем возрасте ограничены из-за большей ригидности сердечной мышцы и короткой диастолы, высокой частоты сердечных сокращений. «Преимуществом» детского сердца является отсутствие отрицательного воздействия на сердечную мышцу хронических и острых инфекций, различных интоксикаций.

Источник

Анатомо-физиологические особенности кожи у детей

Что не относится к анатомо физиологическим характеристикам ребенка

Кожа ребенка, как и взрослого человека, состоит из эпидермы, дермы (собственно кожи) и гиподермы (подкожной клетчатки). Однако по своим морфологическим и функциональным особенностям она отличается значительным своеобразием, особенно у детей раннего возраста.

Хороший детский дерматолог Москва — поликлиника «Маркушка».

Эпидермис имеет очень тонкий роговой слой, состоящий из 2-3 рядов слабо связанных между собой и слущивающихся клеток, и активно разрастающийся основной слой. Основная перепонка, разделяющая эпидермис и дерму, у детей раннего возраста недоразвита, рыхла, вследствие чего при патологии эпидермис может отделяться от дермы пластами (десквамативная эритродермия). Для детской кожи особенно характерно хорошее кровенаполнение, связанное с густой сетью широких капилляров, что придает кожным покровам вначале ярко-розовый, затем нежно-розовый цвет.

Дерма состоит из сосочкового и ретикулярного слоев, в которых слабо развиты эластические, соединительнотканные и мышечные элементы.

Сальные, потовые железы у ребенка, волосы на голове новорожденных детей

Сальные железы у ребенка хорошо функционируют уже внутриутробно, образуя творожистую смазку, покрывающую его тело при рождении. У новорожденных и детей 1-го года жизни на коже лица заметны желтовато-белые точки — избыточное скопление секрета в кожных сальных железах. У детей, предрасположенных к экссудативному диатезу, на щеках образуется тонкая, так называемая молочная корка, а на волосистой части головы — гнейс (жирная себорея).

Потовые железы у новорожденных сформированы, но в течение первых 3-4 мес. жизни обнаруживается их некоторая функциональная недостаточность, что связано с несовершенством центра терморегуляции.

Волосы на голове новорожденных детей вполне развиты, но не имеют сердцевины, сменяются несколько раз на 1-м году жизни. Кожа на спине и плечах покрыта пушком, более выраженным у недоношенных. Брови и ресницы выражены слабо, рост их усиливается на 1-м году, а к 3-5 годам жизни они становятся, как у взрослых людей. Ногти обычно хорошо развиты и доходят до кончиков пальцев у доношенных новорожденных.

Подкожная жировая клетчатка у ребенка, детей

Подкожная жировая клетчатка начинает формироваться на 5-м месяце внутриутробной жизни, но интенсивно откладывается в течение последних 1,5-2 мес. внутриутробной жизни. У доношенного новорожденного подкожная жировая клетчатка хорошо выражена на щеках, бедрах, голенях, предплечьях и слабо — на животе, а в течение первых 6 мес. жизни она интенсивно развивается на лице, конечностях, туловище. Позже, до 8-летнего возраста, происходят колебания в формировании жирового слоя, а затем снова начинается нарастание его, более выраженное у девочек. У детей раннего возраста подкожная жировая клетчатка составляет около 12 % массы тела, у взрослых этот показатель более 8 %.

Особенностью детей раннего возраста является наличие у них скоплений бурой жировой ткани в задней шейной области, супраилеоцекальной зоне, вокруг почек, в межлопаточном пространстве, вокруг магистральных сосудов. У доношенного новорожденного ее количество составляет около 1—3 % всей массы тела. Она обеспечивает более высокий уровень теплопродукции за счет так называемого несократительного термогенеза (не связанного с мышечным сокращением).

Малым количеством жировой клетчатки объясняется большая смещаемость внутренних органов у детей до 5-летнего возраста, так как только к этому возрасту увеличивается количество жира в грудной, брюшной полостях, в забрюшинном пространстве. Жировые клетки у детей раннего возраста мельче и содержат ядра, с возрастом они увеличиваются в размере, а ядра, наоборот, уменьшаются. Округлость форм тела у девочек обусловлена тем, что более 70 % жировой ткани приходится на подкожный жир, в то время как у мальчиков — лишь около 50 %.

Функции кожи у ребенка, детей: защитная, дыхательная, резорбционная

Функции кожи многообразны, но главная из них — защитная. У детей эта функция выражена слабо, о чем свидетельствуют легкая ранимость кожи, частая инфицируемость из-за недостаточной кератинизации рогового слоя и его тонкости, незрелости местного иммунитета (детский иммунолог — поликлиника «Маркушка») и обильного кровоснабжения. Эти особенности делают детскую кожу легкоранимой и склонной к воспалениям, в частности при плохом уходе (мокрые, грязные пеленки).

Дыхательная функция кожи у детей раннего возраста имеет большее значение, чем у взрослых. Кожа активно участвует в образовании ферментов, витаминов, биологически активных веществ. Тесно связаны между собой выделительная и терморегулирующая функции, которые становятся возможными лишь к 3—4 мес. при созревании нервных центров. До этого возраста плохая регуляция температуры тела связана с большой относительной поверхностью тела, хорошо развитой сетью сосудов, из-за чего новорожденный ребенок, особенно недоношенный, может легко перегреваться или переохлаждаться при недостаточном уходе.

Резорбционная функция кожи у детей раннего возраста повышена (тонкость рогового слоя, богатое кровоснабжение), в связи с чем следует осторожно применять лекарственные средства в мазях, кремах, пастах, так как накопление их может вызвать неблагоприятный эффект. Кожа является органом с многочисленными и разнообразными рецепторами, обеспечивающими осязательную, температурную, поверхностную болевую чувствительность.

Отеки кожи ребенка, детей

При осмотре кожи ребенка, детей обращается внимание на наличие отеков и их распространенность (на лице, веках, конечностях, общий отек или местный, истинный или слизистый).

Причины генерализованных отеков многообразны. К факторам, влияющим на развитие отеков, относятся: повышение гидростатического давления в сосудистом русле, что способствует усиленному пропотеванию жидкости через сосудистую стенку в межклеточное пространство (сердечная недостаточность — консультации детского кардиолога, портальная гипертензия, слипчивый перикардит, тромбофлебит и др.); снижение онкотического давления, обусловленное уменьшением содержания белка в сыворотке крови (нефротический синдром; общие отеки часто возникают при острых и хронических почечных заболеваниях, при сердечной недостаточности).

Развитию общего отека в случае сердечной недостаточности у детей предшествуют отечность нижних конечностей и увеличение печени. По мере развития декомпенсации отеки становятся более распространенными, сочетаются с накоплением жидкости в серозных полостях (плевральной, перикардиальной, брюшной). В отличие от отеков сердечного происхождения отеки при заболеваниях почек сначала возникают на лице, а затем захватывают все новые и новые участки кожи. Особенно массивные отеки наблюдаются при нефротической форме гломерулонефрита. Общие отеки алиментарного происхождения появляются при недостаточности в рационе белковой пищи (преимущественное питание мучной, углеводистой пищей), при общей дистрофии.

Алиментарные отеки могут появляться при тяжелых хронических заболеваниях (циррозе печени), при расстройствах процессов расщепления и всасывания в кишечнике (целиакии, дисахаридазной недостаточности и др.). Безбелковые отеки зависят от гидростатического давления, то есть более выражены в соответствующих частях тела, например, односторонний легочный отек у лежачих больных при вынужденном или предпочтительном положении.

Своеобразный отек кожи и подкожной жировой клетчатки наблюдается при гипотиреозе. Кожа при этом становится сухой и утолщенной, в надключичных ямках в виде «подушечек» располагаются муцинозные (слизистые) отеки. Стероидные отеки возникают при лечении кортикостероидами и АКТГ в высоких дозах, при синдроме Кушинга.

Распространенные отеки наблюдаются при отечной форме гемолитической болезни новорожденных.

Местные отеки, иногда массивные, наблюдаются после укусов насекомых, змей, особенно в тех случаях, когда ребенок имеет аллергическую настроенность (консультация детский аллерголог поликлиника «Маркушка»). Они возникают также вследствие ангионевротических расстройств, типичным проявлением которых является отек Квинке, локализующийся в любом месте: на губах, веках, ушных раковинах, языке, наружных половых органах и т.д. Реже отек Квинке локализуется в области голосовых связок, что приводит к синдрому острого стеноза гортани.

Изолированные отеки в области лица у детей бывают после приступов кашля при коклюше, после интенсивного растирания глаз. Известно, что локальная инфекция в области придаточных пазух носа, зубов, миндалин может вызвать затруднение оттока и застой лимфы в лимфатических узлах угла нижней челюсти и симулировать односторонний или двусторонний отек лица, который исчезает по мере стихания воспалительного процесса.

К редким причинам отека лица относятся начинающийся дерматомиозит, склеродермия и тромбоз кавернозного синуса. Наиболее часто в детской практике встречаются сердечные и почечные отеки.

Источник

Журнал Педагог

Автор: Шульга Александра Игоревна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 475
Населённый пункт: Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста»
Раздел: среднее образование

Анатомо-физиологические особенности детей младшего

Педагогу, работающему с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо

знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное

знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике

физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их

Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных

спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий

физическими упражнениями, но и возрастными особенностями. Баскетбол относится к

нестандартным ситуационным физическим упражнениям резкой переменной

интенсивности. В процессе игры интенсивность движений может быть то

максимальной, то умеренной, а в отдельные моменты игры активная мышечная

деятельность может быть прекращена. Подобные изменения интенсивности

происходят непрерывно, что определяется изменяющейся обстановкой, условиями

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в

начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот

период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие

ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [10].

Начиная с 7-летнего возраста, мальчики в созревании систем организма и развитии

высшей нервной деятельности отстают от девочек примерно на 2 года. В этом

возрасте основные нервные процессы возбуждения и торможения обладают

значительной силой, подвижностью, уравновешенностью, а условные рефлексы ‒

достаточной стабильностью. Угасание условных рефлексов происходит быстрее, а

прочность выработки дифференцировок увеличивается по сравнению с детьми 5-7

лет. Но образование тонких дифференцировок, следовых и запаздывающих условных

рефлексов, формирование сложных систем временных связей нередко происходят с

Значительного развития достигает речевая функция и сенсорные системы. В 10-12

лет показатели функции двигательной, зрительной, вестибулярной, тактильной

сенсорных систем приближаются к показателям взрослых. Совершенствуется

взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Словесная информация

становится более конкретной и полной. Усиливается временные связи между словом

как раздражителем и двигательной функцией. Повышается способность к более

полному и глубокому словесному выражению своих двигательных ощущений.

Физическое воспитание и спортивное совершенствование расширяют влияние речи и

мышления на двигательную функцию

В школьном возрасте система зрительного восприятия продолжает усложняться и

совершенствоваться за счет включения переднеассоциативных областей. Эти

области, ответственные за принятие решения, оценку значимости поступающей

информации и организацию адекватного реагирования, обеспечивают формирование

произвольного избирательного восприятия. Существенные изменения избирательного

реагирования с учетом значимости стимула отмечены к 10-11 годам.

Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и

относительно равномерно. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела

увеличивается на 4-5 см, масса ‒ на 2-3 кг, окружность грудной клетки ‒ на 1,5-2 см.

После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста

относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего ‒ в среднем

145 см. Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего ‒ около 25

кг, 11-летнего ‒ 37 кг

Костная система младшего школьника еще находится в стадии формирования. К 7

годам устанавливается шейная и грудная кривизна. Позвоночник обладает

наибольшей подвижностью с 8-9 лет. Именно в этот период нередки нарушения

осанки и деформации позвоночника. Процесс окостенения кисти и пальцев в

младшем школьном возрасте также еще не заканчивается полностью, поэтому мелкие

точные движения пальцами и кисти затруднительны и утомительны. Также отметим,

что в возрасте 7 лет рост увеличивается и становится максимальным после 11 лет.

С 7 до 13 лет отмечается медленный рост всего черепа за счет мозгового отдела. В

это время в основном растет свод мозгового черепа, объем его полости достигает

. В младшем школьном возрасте происходит функциональное

совершенствование мозга, развивается аналитико-систематическая функция коры. По

мере прогрессивного созревания коры больших полушарий совершенствуются сила,

уравновешенность и подвижность нервных процессов. Развитие процессов коркового

торможения создает условия для быстрого и дифференцированного формирования

условных связей. Формированию связей в высших отделах ЦНС способствует

интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей,

объединяющих различные нервные центры

В младшем школьном возрасте происходит нарастание мышечной массы,

увеличивается мышечная сила. Мальчики и девочки в возрасте 7-8 лет имеют

одинаковую силу большинства мышечных групп, после чего процесс нарастания идет

неравномерно. У девочек к 10-12 годам мышечная сила возрастает настолько

интенсивно, что они становятся относительно и абсолютно сильнее мальчиков. В

дальнейшем отмечается преимущественное развитие силы мышц у мальчиков.

В младшем школьном возрасте скелетные мышцы ребенка существенно меняются,

обеспечивая высокую подвижность и неутомляемость. Во всех органах и системах

происходят морфофункциональные преобразования, создающие благоприятные

условия для осуществления больших объемов мышечной работы. Только к этому

возрасту морфофункциональное развитие мышц обеспечивает длительное

Сердце ребенка не велико по объему и мышца его не обладает достаточной силой.

Физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса. Усиленный приток

крови к работающим мышцам обеспечивается увеличением частоты пульса, а не

силой сокращения сердечной мышцы. Суммарный просвет сосудов в этот период

относительно больше, чем у взрослых. Это является одной из причин низкого

артериального кровяного давления

Функциональные показатели нервной системы в это период далеко не совершенны.

Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики. И хотя все

виды внутреннего торможения выражены достаточно хорошо, преобладают процессы

возбуждения, что сможет привести к быстрой истощаемости клеток коры головного

мозга, к быстрому утомлению. Расширяются аналитические возможности. Ребенок

размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят

младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к

длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались

без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии

может сказаться на их психическом типе характера.

Развития организма сопровождается усилием функций дыхания. Увеличивается

жизненная ёмкость лёгких. В покое дети дышат чаще, чем взрослые, при меньшей

глубине дыхания. В 5-7 лет частота дыхания достигает 22-26 раз в 1 мин., а глубина

160-240 мл. Минутный объем дыхания в абсолютных цифрах с возрастом

повышается. У растущего организма более высокая потребность в кислороде. В 7-10

лет организм извлекает каждый литр кислорода из 29-30л. Половые различия типа

дыхания начинают выявляться с 7-8-летнего возраста и полностью формируются в

подростковом периоде онтогенеза ‒ процессе индивидуального развития человека от

рождения до наступления смерти

Количество крови в организме детей 7-12 лет на 1 кг веса тела равно 70 мл, у

взрослых 50-60 мл. Для детей характерно более низкое содержание глюкозы в крови.

В 7 лет 70-80 мг %, в 12-14 ‒ 90-120 мг %, что уже соответствует данным взрослых. С

возрастом снижается ферментальная способность крови к расщеплению углеводов. У

взрослых она в 4 раза меньше по равнению с детьми 7-8 лет. У детей ниже

содержание гемоглобина, меньше кислородная емкость артериальной крови. С

возрастом увеличивается и абсолютные размеры сердца, особенно при

систематической тренировке на выносливость. Совершенствование деятельности

сердца сопровождается увеличение просвета сосудов. В возрасте 8-12 лет

увеличиваются длина внутриорганных сосудов, их диаметр, количество

межсосудистых анастомозов, число сосудов на единицу объема органов. Благодаря

этому создаются условия для лучшего кровоснабжения тканей работающих органов.

Мышечная деятельность обеспечивает формирование новых сосудов, что усиливает

периферическое кровообращение. С возрастом увеличивается продолжительность

сердечного цикла: у 6-7 летних ‒ 0.64 с; у 12-14 летних ‒ 0.72 с, а частота

сердцебиений в 7 лет ‒ 85-90уд./ мин.

В младшем школьном возрасте у детей максимальная частота сердечных сокращений

достигает 200 уд./мин, а в покое ‒ 90 уд./мин. К 10 годам она снижается до 78 уд./мин.

Значительно увеличивается систолический объем крови, что расширяет резервные

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *