Что не определяется во множественном числе у прилагательных
Род, число, падеж прилагательных
Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.
Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:
Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.
В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:
Мужской род, единственное число: | Женский род, единственное число | Средний род, единственное число |
---|---|---|
И. п. (какой?) вкусный апельсин | И. п. (какая?) вкусная ягодка | И. п. (какое?) вкусное мороженое |
Р. п. (какого?) вкусного апельсина | Р. п. (какой?) вкусной ягодки | Р. п. (какого?) вкусного мороженого |
Д. п. (какому?) вкусному апельсину | Д. п. (какой?) вкусной ягодке | Д. п. (какому?) вкусному мороженому |
В. п. (какой?) вкусный апельсин | В. п. (какую?) вкусную ягодку | В. п. (какое?) вкусное мороженое |
Т. п. (каким?) вкусным апельсином | Т. п. (какой?) вкусной ягодкой | Т. п. (каким?) вкусным мороженым |
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине | П. п. (о какой?) о вкусной ягодке | П. п. (о каком?) о вкусном мороженом |
Берёзы жёлт ою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.
Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:
Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:
На болотах поспела душистая клюква.
клюква (какая?) душистая
Поделись с друзьями в социальных сетях:
интернет проект BeginnerSchool.ru
Сайт для детей и их родителей
Множественное число имен прилагательных
В предыдущих статьях мы говорили о правописании безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе. В этой статье разберем правописание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе.
Во множественном числе имена прилагательные в отличие от единственного числа изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
Во множественном числе, падеж имени прилагательного можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.
Итак, для того, чтобы узнать падеж имени прилагательного во множественном числе, поступаем так же как и в случае с прилагательном в единственном числе. То есть надо найти в предложении имя существительное к которому относится это прилагательное и определить его падеж. По падежу существительного определяем падеж имени прилагательного.
Стоят высокие дома → (что?) дома (какие?) высок ие ИП мн.ч.
Много ветвистых деревьев → ( чего? ) деревьев ( каких? ) ветвист ых РП
Мы подошли к деревянным домам → ( к кому? ) к домам ( каким? ) деревянн ым ДП
Над пушистыми облаками пролетели самолеты → ( над чем? ) над облаками ( какими? ) пушист ыми ТП
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
Если прилагательное во множественном числе что у него не определяется
Склонение имён прилагательных во множественном числе
80. Назовите по таблице на этой странице вопросы и окончания имён прилагательных во множественном числе в каждом падеже. В каких падежах имена прилагательные имеют одинаковые окончания?
Обратите внимание! Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам; по родам они не изменяются.
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты,
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
(К. Чуковский)
Обратите внимание! Падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, с которым сочетается имя прилагательное в предложении или в словосочетании.
84. Прочитайте.
85. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Она была написана в 1899 г., сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее. Почему картина так названа?
Картина переносит нас в глубь веков. Длинным рядом плывут расписные ладьи, гружённые товаром. Гордо вздымаются на носах кораблей узорчатые головы грифонов-драконов. Борта украшены разноцветными щитами. Алые паруса пылают на фоне небесной лазури. На корме варяги в шлемах. Как вы думаете, куда направляются заморские гости?
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
1. Учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.
3.Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
4.Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.
6.Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.
7.Совершенствовать каллиграфические умения.
8.Развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимо- и самоконтроль.
9.Провести пропедевтическую работу по профориентации через знакомство с профессией редакторов и корректоров.
10.Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело.
Оборудование для учеников: «личики» настроения, учебник, рабочая тетрадь, цветовой «веер».
1.Организационный момент. Проверка д/з
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика)
Проверка д/з (упр.195)
2.Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет
— Сегодня на уроке я предлагаю вам представить себя в роли журналистов, редакторов, корректоров, наборщиков, чтобы обобщить свои знания об имени существительном, узнать, как решить орфографическую задачу в окончаниях имен существительных и издать номер журнала « Почемучка». А эпиграфом к журналу мы можем взять следующие слова:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам
Думаю, мы совершим много интересных открытий. Согласны?
-А начнём мы с коррекции своего почерка. Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».
(Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)
— Прочитайте предложение, обратите внимание на соединение букв:
Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.
-Верно ли это высказывание? (Ответы детей)
-Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове «сорок» ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы)
-Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)
— Красиво запишите всё предложение в тетрадь. (Дети пишут)
— Не забудьте себя проконтролировать.
4.Повторение теоретических сведений об имени существительном
Игра «Выборы главного редактора»
— А сейчас самое время выбрать моего помощника, «главного редактора», который будет контролировать нашу работу, выбирать материалы для публикаций. Кто из вас ответит быстро и правильно на вопросы теста об имени существительном, тот и займет по праву это место. (Учитель раздает каждому тестовое задание с теоретическими сведениями об имени существительном.Первый выполнивший несёт лист с заданиями на проверку учителю и, если ошибок нет, занимает отдельную парту с табличкой «Главный редактор»)
1.Какая часть речи называется именем существительным?
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;
б) Имя существительное – это часть слова, которая обозначает предмет.
а) Изменение имен существительных по падежам;
б) Изменением имен существительных по родам?
3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
а) с помощью рода и окончания.
б) с помощью проверочного слова
а) яблоко, лимон, помидор
б) слива, дядя, вишня.
а) окно, автомобиль, товарищ
б) зима, весна, суббота
6.Какая группа слов относится к 3 склонению?
а) морковь, печь, степь
б) снегирь, день, пень
Проверка производится на компьютере.
5.Работа по теме урока
1. Подготовительная работа (помогает ученикам освоить признаки проверочных слов и собрать нужные примеры)
–Распределите слова из «Справочного бюро» по столбикам в соответствии со склонением. Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные.
Печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав.
2.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
Рука, плечо, грудь, бочка, небо, шерсть
Внимательно прочитайте задание и “шаг за шагом” выполните работу.
Укажите склонение, к которому относится слово.
Измените данные существительные по падежам.
Выделите окончания. Если не знаете, какую букву писать, ставьте знак “?”
— Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (предположение детей)
— В каких словах написание окончания не вызвало затруднений? Почему? (Рука, плечо, грудь.В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)
— В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (Бочка, небо, шерсть. Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)
— В каких падежах легче всего допустить ошибку? ( В родительном, творительном, дательном и предложном падежах.)
— Где еще может находиться безударная гласная? (В корне)
— Как вы будете действовать? ( подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным)
— Правильно, узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же букву в проверяемом.
— А как проверить её в окончании? Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)
— Определите цель нашего урока. (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)
— Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия – безударный гласный проверяю ударным — для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму:
1. Определить склонение.
2. Подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме с ударным гласным в окончании.
3.Написать в окончании слова ту же букву, что и в окончании проверочного.
Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.
— Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных?
3.Работа с учебником: сверим полученные знания с правилом в учебнике. (Дети читают правило на стр. 120-121 и сравнивают свои выводы с ним).
4.Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных.
Мальчик – иностранец не воспользовался памяткой «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных» и допустил ошибку в рассуждениях, что привело к неверному написанию:
— Вы согласны с такой проверкой? Какое различие между проверочным словом и проверяемым он не учел?
5.Работа с пословицами. Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имен существительных.
— А теперь давайте отправимся в редакцию и поиграем.
Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.
Содержание игры: “Окончание – изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Применив новые знания, решите орфографическую задачу. Для нахождения верного ответа, выполните вслух (шепотом) развернутое рассуждение ”.
— Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях отметку зеленого цвета, а кому трудно – красного.
— Молодцы! Вы очень внимательны. А это одно из главных качеств, необходимых в работе и журналиста, и корректора, и редактора.
Задания для корреспондентов :
1.Прочитай и отметь орфограммы.
Утром выпал снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. Они укутали белым покрывалом землю. Тонким ледком покрылась речка. Она притихла и уснула, как в сказке.
2. Запиши предложения, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и согласных слабых позиций.
После окончания относите свои работы главному редактору и переходите к тексту упр. 198.
1.Исправь ошибки, запиши правильно словосочетания.
Красная помидора, новый полотенец, упала грабля, вкусный вермишель, серый мышь, новый туфель, мое фамилие, много пальтов.
2. Разбери одно из существительных как часть речи.
После окончания относите свои работы главному редактору и переходите к тексту упр.197.
1.Дополни предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь.
Брат меня и маму катал на ___________ по тихой реке. Брат ловко работал ______. На воде тихо качались белые __________, желтые _________.Берега реки утопают в __________. Хорошо летом на реке!
2.Выполни звуко–буквенный разбор слова белые.
После окончания относите свои работы главному редактору и переходите к тексту упр.199.
Проверка: — Кто хочет отдать свою работу на подпись главному редактору? (выборочно 3-4 тетрадочки, возможно у главного редактора есть правильные варианты текстов).
1)На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой.
На ветк_ сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, потропинк_ к дач_.
(1 Е, 2 И, 3 Е, 4 Е, 5 И, 6 И, 7 И, 8 И, 9 И, 10 Е, 11 Е)
2) Мы уже говорили, что быть внимательным надо всем, в том числе и наборщикам в типографии. Но, к сожалению, таким не оказался тот, кто набирал следующее предложение. (Оно записано на доске). Что же здесь должно быть написано? Догадались?
— Вот и мы заканчиваем нашу работу. С каким настроением? Покажите «личико»
9.Подведение итогов урока. Рефлексия
— Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?
— Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?
— Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?
— Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? А кому надо быть активнее?
— Напоследок мне бы хотелось узнать ваше мнение об этом уроке. Покажите «цветом», что вам понравилось? Если ответ неоднозначный, можно «зажечь» сразу несколько огоньков.
Около цветовой ленты (на доске с обратной стороны), соответствующей цветам на детских «веерах», записаны следующие высказывания:
Если прилагательное во множественном числе определяется ли род
Новые вопросы по русскому языку
Разберити предложение смотрит с неба месяц бледный
Ответы (1)
Ответы (1)
Составить текст про осень с определением
Ответы (1)
1) Азоглавь стихотворение и обоснуй свой выбор: Светило проснулось лишь только, Тепло разбросало вокруг. Рассвет занимается бойко, А мы — на двенадцатый круг. Десятки кругов будут днём, Артелью мы всё уберём. 2.
Ответы (1)
Синтаксический разбор слова предложения: Жуки и бабочки укроются под сухими листьями
Ответы (1)
Имя прилагательное – как определить род?
Имя прилагательное в русском языке имеет три рода. Род прилагательных – непостоянный признак и выражается с помощью характерных окончаний. Способы его определения, согласование и необходимость правильного употребления следует рассмотреть подробнее.
Какие имена прилагательные имеют род
Род – одна из грамматических категорий этой части речи. В русском языке она характерна для всех видов прилагательных:
Исключения, в которых категория не определяется, составляют:
К последним относятся заимствованные слова: цвет беж, бордо, мокко, языки и этносы манты, хансы, урду, фасоны плиссе, гофре и другие слова иностранного происхождения, имеющие синонимы в полной форме (гофрированный, плиссированный и т.п.)
Способы определения
Поскольку часть речи характеризует предмет и передает его признаки, при произношении и на письме она связана с существительным (местоимением), которое этот предмет обозначает. Метод «связи по признакам» относится к основным.
Род прилагательного и связанного с ним существительного (местоимения) всегда совпадает.
Для выражения принадлежности используются соответствующие окончания.
«Обратный» метод определения по характерным окончаниям в именительном падеже представлен в таблице.
Для корректного определения признака в других падежах, часть речи также представляют в именительном падеже.
Необходимо задать вопросы: Кто? Что? – Им.п. – собственн-ое желание (ср.р.)
Следует поставить вопросы: Кто? Что? – Им.п. – больш-ой круг ( м.р.)
Им.п. – высок-ая волна ( ж.р.)
Окончания у среднего и мужского рода отличаются только в именительном и винительном падежах.
В случае, если часть речи, обозначающая предмет, не называется, но предполагается, то признак прилагательного определяется с помощью вопроса.
Род | Вопрос | Пример |
Мужской | Как-ой? | Больш-ой (шар/он) |
Женский | Как-ая? | Чист-ая (тарелка/она) |
Средний | Как-ое? | Голуб-ое (небо/оно) |
В этом случае необходимо обратить внимание на вопросы. Из приведенных примеров видно, что окончания совпадают. Эта связь позволяет быстро запомнить правило.
Роль признака в языке
Применение в речи и на письме правильных окончаний указывает сразу на несколько признаков.
Несогласованные части речи являются показателем безграмотности и выглядят неестественно: колюч-ая ежик, вкусн-ое сыр, красив-ый девочка.
При употреблении таких существительных только с помощью имени прилагательного можно определить род существительного.
Изменение прилагательных по родам, а также падежам и числам называется склонением. Освоение и правильное применение этой темы формирует грамотную письменную и устную речь.
Склонение прилагательных во множественном числе
Склонение имен прилагательных в таблицах
Склонение имен прилагательных (ИП) в русском языке определяют как способность этой части речи изменяться по падежам, числам, родам.
Три критерия изменения прилагательного, которое в речи привязано к имени существительному (ИС), объясняют тем, что, полностью согласуясь с определяемым словом, часть речи, обозначающая признак, подстраивается под форму (число и падеж) и род слова, обозначающего предмет:
Красный плащ (мужской р., ед.ч.) – Красное море (ср.р., ед.ч) – красная куртка (жен.р. ед.ч)– красные штаны (множественное ч.)
Каждое из приведенных словосочетаний можно изменить по падежам: как только изменится падеж ИС, зависимое – прилагательное – тут же поменяет падеж, подстраиваясь под главное слово:
С красным плащом (Т.п.) – у Красного моря (Р.п.) – под красной курткой (Т.п.) – красных штанов (Р.п.).
Из таблицы видно, что, судя по вопросам, склонение, а значит, и окончания прилагательных женского рода отличаются от склонения прилагательных, употребляемых в форме мужского и среднего рода. А в винительном падеже вопрос к прилагательному зависит еще от одного критерия – одушевленности или неодушевленности главного, определяемого слова:
Примеры демонстрируют особенность склонения имен прилагательных во множественном и единственном числе. В одном и том же падеже у ИП, отличающихся родом и числом, окончание не совпадает. Этот объем знаний ученики получают в начальной школе. Но это не все тонкости. На уроках, посвященных склонению имен прилагательных, в 4 классе получают только базовые навыки, позволяющие справиться с орфограммами в окончаниях прилагательных.
Типы склонения прилагательных
Основных типов склонения выделяют два: адъективное с тремя подтипами и смешанное.
Первый – это все ИП, которые изначально были качественными или относительными. Это значит, что слова, перешедшие из притяжательных в качественные (медвежья услуга) или в относительные (лисий воротник) склоняются не по адъективному типу, а по смешанному, как и все остальные притяжательные прилагательные.
Адъективное склонение
Вспомнив, какие из слов не относятся к притяжательным ИП, приступают к анализу основы прилагательного с точки зрения фонетики. Ведь даже внутри одного типа склонения – адъективного – существуют три подтипа:
Первая группа ИП (с твердой основой) не вызывает трудностей. Вторая уже требует внимания, так как окончание в слабой позиции требует проверки вопросом:
Гласный в безударных окончаниях после мягкой основы звучит всегда как [И], а варианты написания разные.
Третий подтип адъективного склонения труднее для соотнесения звукового и буквенного оформления. Гласные И, Е после Ц и непарных твердых шипящих заставляют детей либо неправильно писать, либо пытаться смягчать звуки при произнесении. Поэтому задача взрослых – проследить, как ребенок усваивает написание прилагательных с основой на Ц или шипящие. Для этого ниже приведены таблицы изменения прилагательных по типу основы.
Склонение прилагательных с твердой основой
Падеж | Мужской род // Средний род | Женский род | Мн. число |
---|---|---|---|
Именительный | гордЫЙ (взгляд/воин) // гордОЕ | гордАЯ | гордЫЕ |
Родительный | гордОГО | гордОЙ | гордЫХ |
Дательный | гордОМУ | гордОЙ | гордЫМ |
Винительный | гордЫЙ (взгляд)/гордОГО (воина) // гордОЕ | гордУЮ | гордЫХ |
Творительный | гордЫМ | гордОЙ | гордЫМИ |
Предложный | о гордОМ | о гордОЙ | о гордЫХ |
Склонение прилагательных с мягкой основой
Падеж | Мужской род // Средний род | Женский род | Мн. число |
---|---|---|---|
Именительный | позднИЙ (час/ребенок) // позднЕЕ | позднЯЯ | позднИЕ |
Родительный | позднЕГО | позднЕЙ | позднИХ |
Дательный | позднЕМУ | позднЕЙ | позднИМ |
Винительный | позднИЙ (час)/позднЕГО (ребенка) // позднЕЕ | позднЮЮ | позднИЕ |
Творительный | позднИМ | позднЕЙ | позднИМИ |
Предложный | о позднЕМ | о позднЕЙ | о позднИХ |
Склонение прилагательных с основой на г, к, х, ц и шипящий
Смешанное склонение
Падеж | Мужской род // Средний род | Женский род | Мн. число |
---|---|---|---|
Именительный | братов, сестрин, волчий / братово, сестрино, волчье | дедовА, лисьЯ, теткинА | сыновЫ, птичьИ, дядинЫ |
Родительный | братовА, сестринА, волчьЕГО | дедовОЙ, лисьЕЙ, теткинОЙ | сыновЫХ, птичьИХ, дядинЫХ |
Дательный | братовУ, сестринУ, волчьЕМУ | Как в родительном | сыновЫМ, птичьИМ, дядинЫМ |
Винительный | Как в именительном | дедовУ, лисьЮ, теткинУ | Как в именительном |
Творительный | братовЫМ, сестринЫМ, волчьИМ | Как в родительном | сыновЫМИ, птичьИМИ, дядинЫМИ |
Предложный | братовОМ, сестринОМ, волчьЕМ | Как в родительном | Как в родительном |
В притяжательных прилагательных, которые обозначают принадлежность лицу, человеку, возможны варианты окончаний в родительном и дательном падежах муж. рода:
Смешанное склонение прилагательных дается четвероклассникам тяжеловато, пока их словарный запас и речевые навыки невелики. С возрастом словоформы притяжательных ИП не представляют трудностей.
Общие сведения для закрепления темы в таблице:
Парадигма – полный комплект всех возможных форм слова – имен прилагательных, помимо склонения во множественном числе и в единственном, включает краткую и полную форму. Все, что сказано в статье, относится исключительно к прилагательным в полной форме, так как в краткой ИП изменяются только по числам и родам. Не стоит тратить время и на попытки склонения прилагательных по падежам, а также изменять еще как-либо слово в простой сравнительной или простой превосходной степени: эти формы степени сравнения не изменяются, как и наречия, деепричастия. Просклонять удастся только составные степени сравнения имен прилагательных.
Как правильно склонять имена прилагательные
Прилагательные, как можно логически заключить из названия – это одни из основных частей речи, прилагающиеся к существительным и являющиеся их определением, к ним ставится вопрос «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?». Имена прилагательные склоняются с изменением окончания, то есть, изменяются в зависимости от существительного, характеристики и качества которого они определяют. Правильное склонение имен прилагательных в 4 классе было в программе у всех. Но кто-то прогулял, кто-то проболел, а кто-то просто не учил или забыл – словом, склонение имен прилагательных и причастий стоит повторить, чтобы не совершать досадных ошибок при заполнении важных документов, написании отчетов или выполнении домашнего задания для сына или дочери.
Запомнить: Имена прилагательные почти все склоняются, то есть, изменяются по числу, роду и падежу так же, как и существительное, от которого оно зависит.
Говоря проще, если существительное употребляется в предложении в им. п. ед. ч. муж. р. – например, школьный блокнот или синий мяч, — то и прилагательное тоже будет иметь именительный падеж ед. ч. муж. р., соответственно, окончание –ый или –ий. Это одно из правил склонения имен пр-ых, 4 класс.
Определяем род нужной части речи
Чтобы разобраться в склонении прилагательных и причастий, для начала следует понять, как определять род и какое окончание ставить в им. п. В русском языке их используется три:
Соответственно, окончания будут:
Для определения вначале определяется род того существительного, от которого оно зависит в предложении. Нужно просто поставить вопрос, и все будет ясно. Для примера:
Яркое солнце: солнце – оно, это средний, солнце какое? – яркое, это прилагательное ср. р. в ед. ч. и им. п.
Красивая кукла: кукла – она, это женский, кукла какая? – красивая, это та же жен. р. в ед. ч. и им. п.
Красный портфель: портфель – он, это муж. р., портфель какой? – красный, это та же часть речи муж. р. в ед. числе и им. п.
Как склонять по падежам
Всего их шесть – запомнить их в 4 классе, как и склонение имен прилагательных по падежам было не так-то и просто. Но на самом деле ничего сложного тут нет, все логично и закономерно. Самое главное, что требуется от прилежного ученика – это запомнить вопросы. Поставив вопрос, можно будет точно определить, какое окончание должно быть у склоняемой части речи.
Кроме того, помните, что при склонении прилагательных множественного числа или единственного, при склонении прилагательных женского рода, мужского или среднего они обязательно перенимают тот падеж, в котором употребляется главное существительное, качества которого они описывают.
Чтобы все стало ясно, рассмотрим простой пример:
На столе лежит зеленая тетрадь.
Сначала определяем имя существительное, его род, число и падеж. Для этого ставим вопрос: лежит что? – тетрадь, тетрадь она, значит, это женский род в им. п. (вопрос «что?» относится к этому падежу). Теперь ставим следующий вопрос: тетрадь какая? – зеленая, это и есть прилагательное, тоже женского рода в им. п.
Если падеж существительного изменится, то он изменится вместе с окончанием и у другой части речи. Например:
У меня нет зеленой тетради. – Ставим вопрос: нет чего? – тетради, это существительное женского рода в род. п., так как «кого?чего?» вопросы этого падежа. Тетради какой? – зеленой, следовательно, прилагательное «зеленой» тоже женского рода и стоит в предложении в род. п.
Склонение имен прилагательных множественного числа осуществляется по тем же правилам. То есть, всегда сначала определяйте склонение существительного, затем ставьте вопрос – и вы поймете, какое окончание нужно писать.
Важно: выше были приведены основные правила склонения прилагательных за 4-ый класс. Но не все так просто. Есть и небольшие исключения, о которых тоже нужно помнить, чтобы писать всегда правильно и грамотно и суметь помочь ребенку с домашним заданием.
Исключения из правил
Русский язык недаром считается одним из самых сложных — правил много, и к тому же почти на каждое из них есть исключение. Понять, почему так, сложно не только иностранцу, изучающему русский – нам тоже иногда тяжело. Итак, плохая новость: склоняются не все прилагательные:
Кроме того, есть группа определенных слов (как правило, заимствованных из иностранных языков), которые определяют качество предмета, но при этом не изменяются и не склоняются никогда. Например: мини, макси, индиго, хаки. Их легко спутать с существительными, выручит опять же постановка вопроса: юбка мини цвета хаки. Ставим вопрос: юбка какая? – мини. Цвета какого? – хаки. Они не будут получать окончание или менять его в зависимости от склонения существительного, которое описывают.
Что еще нужно знать
Отдельно следует запомнить, как изменяются притяжательные части речи, то есть, отвечающие на вопросы «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Например:
Р п. – маминого супа
Д. п. – маминому супу
Тв. п. – маминым супом
Аналогично изменяются притяжательные части речи мужского и среднего рода, а также множественного числа – в любом случае всегда основное правильно ставить вопрос.
Также в русском языке существуют так называемые субстантинированные части речи – то есть те, которые преобразовались в существительные. Это, к примеру, такие слова, как «лаборантская» (комната), «больной» (человек), «премиальные» (деньги). Такие части речи подчиняются стандартным правилам склонения, о которых подробно было рассказано выше.
Во взрослом возрасте часто приходится жалеть о том, что не было сделано в юности. Такая простая вещь, как склонения различных частей речи, порой может стать причиной больших сложностей и проблем. По счастью, есть гугл и справочники, но все же лучше контролируйте знания своих детей своевременно, чтобы в будущем они не столкнулись с вашими проблемам.