Что не обязаны иметь организации для контроля и учета индивидуальных доз облучения

Приложение. Положение о единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан

Положение
о единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан
(утв. приказом Минздрава РФ от 31 июля 2000 г. N 298)

ГАРАНТ:

См. также письмо Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ от 30 июля 2003 г. N 1100/2032-03-112 «Об организации и функционировании ЕСКИД»

1.1. Настоящее Положение разработано в целях реализации Федерального закона «О радиационной безопасности населения»* от 9.01.96 N 3-ФЗ на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.97г. N 718 «О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан»**.

1.2. Положение содержит организационную структуру, порядок создания и функционирования Единой государственной Системы Контроля и учета Индивидуальных Доз облучения граждан Российской Федерации (ЕСКИД), виды индивидуальных доз облучения, подлежащие контролю и учету в рамках ЕСКИД, регламентирует деятельность по сбору информации об индивидуальных дозах облучения граждан Российской Федерации, а так же содержит порядок осуществления контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан.

1.3. ЕСКИД создается как самостоятельная часть подсистемы Минздрава России в рамках Единой Государственной автоматизированной Системы Контроля Радиационной Обстановки (ЕГАСКРО). Контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан является конечным звеном контроля радиационной обстановки, осуществляемым для информационной поддержки и обоснования мероприятий органов исполнительной власти, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения.

1.4. В Положении используются термины и определения, установленные действующими Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)***.

II. Основные цели и задачи ЕСКИД

2.1. Основными целями создания и функционирования ЕСКИД являются:

— Оценка воздействия радиационного фактора на население

— Контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан

— Принятие мер по снижению уровней облучения населения

— Осуществление контроля за соблюдением правил охраны труда в области обеспечения радиационной безопасности.

— Обеспечение информационной поддержки органов исполнительной власти в принятии решений, направленных на поддержание радиационной безопасности в связи с изменением радиационной обстановки.

— Анализ индивидуальных и коллективных доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех видов источников ионизирующего излучения.

— Учет лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов.

— Информационное обеспечение выработки федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер по снижению уровней облучения граждан.

— Информационное обеспечение обоснования персональных мер по оказанию медицинской и социальной помощи при принятии решений по компенсации и возмещению ущерба в связи с облучением граждан.

— Информационное обеспечение возможности прогнозирования медицинских последствий облучения населения и поиска оптимальных путей их снижения.

— Обеспечение возможности для населения, предприятий, учреждений, организаций получения объективной и достоверной информации и дозах облучения граждан.

Для достижения этих целей ЕСКИД должна обеспечивать решение следующих основных задач:

— Организацию и проведение контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан от всех источников облучения, подлежащих контролю согласно НРБ-99, на федеральном, региональном и ведомственном уровнях.

— Организацию и контроль соблюдения метрологических, технических и информационных требований к контролю индивидуальных доз облучения граждан.

— Сопряжение контроля индивидуальных доз облучения граждан с контролем радиационной обстановки в рамках ЕГАСКРО.

— Ведение учета индивидуальных доз облучения граждан на базе единых форм федерального государственного статистического учета.

— Ведение банков данных индивидуальных (персональных или среднегрупповых) доз облучения граждан при воздействии различных источников ионизирующего излучения.

— Подготовка и издание ежегодного статистического справочника по индивидуальным дозам облучения граждан регионов России от различных источников ионизирующего излучения.

— Предоставление официальной информации об индивидуальных дозах облучения граждан по запросам предприятий, учреждений, организаций и граждан.

III. Контролируемые виды облучения и объекты контроля

3.1. Контролю и учету подлежат:

Индивидуальные дозы облучения, получаемые гражданами при воздействии различных источников ионизирующего излучения и проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

Индивидуальные дозы облучения, обусловленные естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном.

На основании требований НРБ-99 контролю подлежат:

— Облучение персонала и населения в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения.

— Облучение работников организаций и населения природными источниками ионизирующего излучения.

— Облучение персонала и населения в результате радиационной аварии.

— Облучение населения при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

3.2. Основными контролируемыми параметрами в рамках ЕСКИД являются:

— годовая эффективная доза;

— годовая эквивалентная доза в хрусталике глаза, коже, кистях и стопах.

3.3. Объектом контроля и учета в зависимости от вида и условий облучения могут быть индивидуальные дозы облучения как отдельных граждан (персональные дозы), так и среднегрупповые дозы сформированной, в соответствии с требованиями решаемой задачи обеспечения радиационной безопасности, группы граждан (среднегрупповые индивидуальные дозы облучения), имеющей сходные производственные и/или территориальные признаки.

3.4. Для определения индивидуальных доз облучения используются:

— Прямые измерения с помощью индивидуальных дозиметров (персональные дозы облучения граждан);

— Расчеты индивидуальной дозы облучения граждан на основе данных контроля радиационной обстановки, а также полученных с помощью фантомов и счетчиков излучений человека;

— Реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по биологическим, биохимическим и биофизическим эффектам в облученном организме;

— Реконструкция индивидуальной дозы облучения граждан по радиационным эффектам в различных материалах.

3.5. Контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан проводится на основе единого нормативного, методического, метрологического и информационного обеспечения, создаваемого в рамках ЕСКИД и ЕГАСКРО.

3.6. Применимость данных контроля радиационной обстановки, осуществляемого в рамках ЕГАСКРО, для использования в ЕСКИД обеспечивается выработкой унифицированных медико-технических требований к объему, методам и средствам контроля радиационной обстановки.

3.7. По мере развития ЕГАСКРО расчеты индивидуальной дозы облучения граждан на основе данных контроля радиационной обстановки постепенно автоматизируются с использованием методических документов и компьютерных программ, входящих в методическое и программное обеспечение ЕСКИД и ЕГАСКРО.

IV. Организационная структура ЕСКИД

4.1. Функционально ЕСКИД представляет собой совокупность федеральной, региональных (РСК) и ведомственных (ВСК) систем контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан, организационно-замыкающихся через федеральные бланки данных по направлениям на Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР), при общем руководстве Минздрава России.

Организационно-методическое руководство и обеспечение единства подходов в организации системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан осуществляют Федеральный радиологический центр при Санкт-Петербургском НИИ радиационной гигиены Минздрава России и ГНЦ Российской Федерации «Институт биофизики» Федерального управления «Медбиоэкстрем» при Минздраве России.

Организацию надзорной деятельности за ведением контроля и учета индивидуальных доз облучения населения осуществляет государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации.

Сбор обобщенных данных по дозам облучения населения, подготовку ежегодных информационных сборников и выдачу официальных данных по индивидуальным дозам облучения по запросам организаций и граждан осуществляет Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР).

4.2. Структурно ЕСКИД состоит из федерального, регионального и ведомственного уровней.

4.2.1. Федеральный уровень включает:

— Минздрав России и создаваемый при нем научный совет по дозам облучения граждан, осуществляющий экспертизу данных по индивидуальным дозам облучения населения, поступающих с различных уровней, рассмотрение и научную экспертизу документов, входящих в методическое обеспечение ЕСКИД;

— федеральные банки данных (ФБД) по индивидуальным дозам облучения граждан.

ГАРАНТ:

О создании федерального банка данных Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан см. приказ Минздрава РФ от 1 ноября 2002 г. N 333

4.2.2. На федеральном уровне в состав ЕСКИД входят при ФБД по направлениям и РГМДР.

— ФБД по индивидуальным дозам облучения граждан, создаваемым естественным радиационным и техногенноизмененным радиационным фоном, а также дозам облучения граждан при проведении медицинских диагностических рентгенорадиологических процедур, создается на базе Федерального радиологического центра (ФРЦ) при Санкт-Петербургском НИИ радиационной гигиены Минздрава России.

— ФБД по индивидуальным дозам облучения персонала предприятий, подконтрольных Департаменту госсанэпиднадзора Минздрава России, создается на базе Федерального центра госсанэпиднадзора Минздрава России.

— ФБД РГМДР по индивидуальным дозам облучения граждан, получаемым при радиационных авариях, и обобщенным данным облучения населения регионов за счет различных источников, функционирующий на базе Медицинского радиологического НЦ РАМН.

4.2.3. Региональный уровень включает региональные центры субъектов Российской Федерации (РЦ) по учету и контролю индивидуальных доз облучения граждан.

РЦ осуществляют сбор, обобщение, первичную обработку и передачу на машиночитаемом носителе в федеральные банки данных информации об индивидуальных дозах облучения населения субъекта Российской Федерации от различных источников облучения.

При РЦ создаются региональные базы данных по индивидуальным дозам облучения граждан.

4.2.4. Ведомственный уровень включает ведомственные центры (ВЦ) по учету и контролю индивидуальных доз облучения персонала.

ВЦ осуществляют сбор, обобщение, первичную обработку и передачу на машиночитаемом носителе в федеральные банки данных информацию об индивидуальных дозах облучения персонала подведомственных организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения.

При ВЦ создаются ведомственные базы данных по индивидуальным дозам облучения персонала.

4.2.5. Предприятия, учреждения, организации (далее организации), использующие источники ионизирующего излучения, непосредственно получают информацию о дозах облучения граждан, путем осуществления радиационного контроля, результаты которого используются для оценки индивидуальных доз облучения граждан. Основной задачей организаций является получение и первичный учет информации по персональным и среднегрупповым индивидуальным дозам облучения граждан и передача ее на ведомственный и региональный уровни. Организации заполняют и представляют в установленном порядке годовые формы федерального государственного статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан.

4.3. Функционирование элементов структуры ЕСКИД всех уровней осуществляется в установленном порядке. При проведении различных видов радиационного контроля и оценок индивидуальных доз облучения граждан должны использоваться методические документы, согласованные с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и включенные в методическое обеспечение ЕСКИД.

4.4. Совместимость используемых форматов данных и возможность организации эффективного информационного обмена обеспечивается использованием всеми структурами ЕСКИД специальных программных продуктов, входящих в программное обеспечение ЕСКИД.

V. Организация контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан

5.1. Радиационный контроль для оценки индивидуальных доз облучения граждан осуществляется с максимальным использованием возможностей существующих федеральных, региональных и ведомственных организаций и служб, осуществляющих радиационный контроль.

5.2. Контроль и первичный учет индивидуальных доз облучения персонала организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующих излучений (ИИИ), организует их администрация.

5.3. Контроль и первичный учет индивидуальных доз облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур организует администрация учреждений здравоохранения.

5.4. Радиационный контроль и первичный учет информации, необходимой для проведения оценок индивидуальных доз облучения граждан создаваемых естественным радиационным и техногенно-измененным радиационным фоном организует администрация субъекта Российской Федерации. В случае, если при этом определяются персональные дозы облучения отдельных граждан или групповые дозы определенной категории граждан, они также подлежат учету.

5.5. Для проведения радиационного контроля в рамках ЕСКИД могут привлекаться специализированные лаборатории радиационного контроля (ЛРК), аккредитованные в установленном порядке на право проведения соответствующих измерений.

5.6. Для улучшения организации индивидуального дозиметрического контроля и обеспечения его доступности для всех организаций и граждан в рамках ЕСКИД создаются региональные центры индивидуального дозиметрического контроля (ЦИДК). ЦИДК создаются на базе, как правило, организаций, имеющих большой опыт работы в этой области, располагающих необходимым оборудованием, высококвалифицированным персоналом и аккредитованных в установленном порядке на право проведения соответствующих измерений. Количество таких центров и их размещение на территории Российской Федерации определяются по мере формирования ЕСКИД.

ГАРАНТ:

См. Руководство по организации и проведению индивидуального дозиметрического контроля, утвержденное Главным Государственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1983 г. N 2925-83

VI. Порядок формирования ЕСКИД

6.1. ЕСКИД формируется в два этапа. На первом этапе (2000-2001 гг.) основное внимание уделяется формированию единой государственной системы учета индивидуальных доз облучения граждан на базе существующего в настоящее время контроля. Формируется организационное и методическое обеспечение ЕСКИД, проектируются и создаются ФБД, ВЦ и РЦ, средства коммуникации и система информационного обмена в рамках ЕСКИД.

6.2. На втором этапе (2002-2003 гг.) формируется система контроля индивидуальных доз облучения граждан, разрабатывается ее методическое и метрологическое обеспечение, проектируются и создаются средства радиационного контроля, которыми оснащаются ВЦ, РЦ и ЦИДК. ЕСКИД начинает функционировать в полном объеме.

Министерство Российской Федерации

по атомной энергии

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

«О радиационной безопасности населения»

9 января 1996 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

5 декабря 1995 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;

разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;

введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;

реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;

организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

организация и осуществление государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

информирование населения о радиационной обстановке;

установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;

создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;

регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;

контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;

регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;

другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:

разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;

организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;

участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;

участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 8. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности

1. Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются федеральные программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Порядок разработки и реализации государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, и иные нормативные документы по радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.

2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 10.1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

4. При разработке органами государственного надзора, указанными в пункте 1 настоящей статьи, ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, предусматривается проведение совместных проверок.

5. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение двух лет:

1) со дня государственной регистрации юридического лица;

2) со дня окончания проведения последней плановой проверки.

6. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварии и (или) чрезвычайной ситуации техногенного характера;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

7. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

8. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9. Предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, не допускается.

Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности

1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности

Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности

1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.

2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения

При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:

соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;

планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;

осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;

проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

1. Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.

2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:

выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;

проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;

проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;

эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.

3. При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.

4. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур

1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).

Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.

2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;

план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;

медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *