Что не нужно делать родителям
Самые продаваемые
Что не стоит делать родителям
Необязательно выучивать наизусть работы Макаренко, чтобы догадаться: на детей нельзя кричать, их нельзя бить, да и с наказаниями надо быть поаккуратней.
Мы решили разобрать все нюансы поведения, которые неприемлемы по отношению к детям, и помочь родителям больше не переходить запретные черты.
1. Кричать
Крик просто противопоказан в воспитании: дело в том, что он выстраивает в ребенке демонстративный характер. Когда мама начинает орать, ребенок привыкает плакать, бить ногами по полу, топать ножкой и накручивать ее еще сильней. Это происходит потому, что ребенок привыкает к эмоциональным реакциям и сам ими пользуется.
Легко сказать, подумаете вы. Ведь дети иногда просто сводят с ума тем, что подвергают себя реальной опасности. Неужели его стоит погладить по головке, если он тянется к горячей сковороде?
Вместо крика:
3. Успокойте его. Допустим, он снова доводит вас до мелкого припадка, ложась поперек коридора и ударяя кулаками по полу. А вы сами успокойтесь, возьмите журнал или книгу и читайте, пока ребенок не прекратит истерику. Чем чаще вы будете это повторять, тем быстрее малыш научится держать свои эмоции под контролем.
2. Бить
Разумеется, прочитав этот пункт, большинство родителей скажут: «Да мы пальцем его не трогали!» А теперь вспомните все эти мелкие шлепки по тянувшейся к розетке ручке, слабые пощечины, которые должны «привести его в чувство», и прочую физическую «мелочевку», которая не доставляет ему реальной боли, но пугает и унижает.
Бить ни в коем разе детей нельзя, и сила удара здесь роли не играет. А мы делаем это снова от беспомощности: не в силах сдержать своих страхов, мы допускаем такие промахи.
Вместо шлепков:
2. Научитесь сами себя успокаивать. Считайте до десяти, уходите в другую комнату, разрывайте лист бумаги. Но не срывайте гнев на ребенке.
3. Лезть в его личную жизнь
Вместо допросов:
2. Если только речь не идет о пьющей и курящей компании, не давайте своих оценок друзьям ребенка. Это подорвет его доверие и к вам, и к собственным друзьям.
4. Пить, курить и выражаться нецензурно в его присутствии
А это уже политика двойных стандартов. Папина баночка пива, мамина сигаретка, случайно оброненный некорректный оборот в разговоре с подругой по телефону. И ребенок уже начинает воспринимать классические родительские запреты как унижение собственного достоинства (ага, папе с мамой можно, а мне нельзя, потому что я хуже?).
Вместо двойных стандартов:
1. У вас есть своя няня, бабушки-дедушки, кружки. Пить, курить и материться можно и вне присутствия ребенка. Но лучше уж окончательно завязать с дурными привычками, чтобы случайно о них не вспомнить в самый неподходящий момент.
2. Давать ребенку информацию. Можно вместе посмотреть научно-документальный фильм о вреде табака, изучить воздействие алкоголя на организм человека и создать в голове ребенка не запугивающую, а верную, медицински-грамотную картину.
5. Бояться его сексуальности
Дети растут очень быстро, и по статистике, уже в 15 с половиной лет вступают в первые интимные отношения. До этого уже начинаются разговоры о сексе, они ищут о нем информацию, да и просто выдают всякие пошлости.
Родители в ужасе хватаются за голову: вместо того чтобы рассказать подростку о контрацепции, они внушают ему страх перед этой темой, который скажется самым ужасным образом тогда, когда ребенок станет взрослым. Или еще хуже: пытаясь «грамотно» вести себя в процессе его полового развития, родители начинают выяснять, что он делал и где гулял.
Вместо страхов:
1. Предложите ребенку информацию. О презервативах можно начинать беседы уже в 13-14 лет: чем раньше он об этом узнает, тем лучше. Но и бегать за ним с брошюрами о вензаболеваниях не стоит: пусть имеет возможность обратиться к вам за советом, когда сам этого захочет.
2. Вообще никак не относиться к его личной жизни. Если папа с мамой вмешаются в его первую любовь, он может вырасти с неадекватным восприятием этого чувства. А когда родители умеют дружить с ребенком и соблюдают его психоэмоциональную автономию, он сам с удовольствием делится.
6. Требовать от ребенка быть отличником
Этот пункт может многим показаться спорным. Психологи считают, что родительская амбициозность прочно обоснована в нашем менталитете. Вероятно, это происки советского прошлого, когда вместо индивидуализма в людях воспитывали покорность и исполнительность.
Вместо требований:
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Пусть он выше «троек» не поднимается, и золотая медаль ему не светит: у него же масса других талантов!
4. Помните, что в нашей стране нездоровое отношение к детской успеваемости. В Европе и Америке на родительских собраниях разговаривают в первую очередь о психологии ребенка и его личных качествах, только к концу переходя к отметкам. Мы, к сожалению, не можем перестроить моментально всю российскую систему образования, но зато можем брать хороший пример у Запада, и помочь ребенку внутри семьи.
Подпишитесь на рассылку последних новостей
с этого сайта
Что делать и не делать родителям, когда дети готовятся к ЕГЭ — советы психолога
Как повысить концентрацию у ребёнка? Как помочь школьнику побороть зависимость от смартфона? Как уберечь от стресса? Нужно ли дарить ему подарки?
Вместе с психологом Анной Руфовой собрали советы о том, что нужно и не нужно делать родителям в период подготовки детей к ЕГЭ.
Автор: Анастасия Федорина
Что НЕ ДЕЛАТЬ родителям во время подготовки к ЕГЭ
❌ Нанимать без разбора всех репетиторов подряд
Спросите у ребёнка, какой предмет он хочет подтянуть. Или поговорите с учителем, который расскажет об успеваемости и посоветует дополнительные занятия.
Можно попросить своего одиннадцатиклассника прорешать тестовые ЕГЭ, чтобы на основе результатов составить план подготовки к экзаменам и записать ребёнка к репетитору по тому предмету, где у него есть пробелы.
❌ Забывать хвалить
Если ребёнка хвалить за проделанную работу, его подготовка будет эффективнее. Не пропустил ни одного репетитора за месяц, написал десять сочинений за неделю, отказался от тусовки с друзьями ради дополнительных занятий — можно сделать небольшой подарок и отметить его успехи. Это подбодрит одиннадцатиклассника и покажет, что он на правильном пути .
👍 Лучше указывать на достоинства, а не на недостатки. Если вы как бы случайно расскажете соседке, что «мой мало баллов по тесту набрал…», это вряд ли замотивирует выпускника на учёбу. Напротив, он расстроится и опустит руки. А вот публичная похвала приободрит его: «Он молодец, очень много готовится сам, отменяет встречи с друзьями из-за учёбы. Волновался перед тестом, набрал не очень много баллов, но так пока у всех одноклассников — им нужно время, чтобы выучить все темы».
❌ Чрезмерно контролировать
Для родителей период подготовки к ЕГЭ — также сложный и тревожный период, когда хочется максимально помочь ребёнку и облегчить его насыщенные учёбой будни. Но с этим можно переборщить.
Не нужно постоянно проверять готовность уроков, регулярно звонить преподавателям с вопросом «Как там мой учится?», заставлять зубрить материал и забивать всё свободное время ребёнка репиторами и дополнительными курсами. Старшеклассников это только напрягает.
Дайте своим детям возможность быть взрослым — не контролируйте каждый их шаг. Поговорите с подростком: скажите прямо — вам очень тревожно, вы боитесь упустить момент, когда ему потребуется помощь. Дайте понять, что будете стараться лишний раз «не лезть» в дела ребёнка, но если ему действительно понадобится помощь от вас — он может в любой момент о ней попросить.
❌ Ругать за недостаточный уровень подготовки
Если одиннадцатиклассник плохо успевает и мало учится, тому есть причина. Спросите прямо у ребёнка, что его волнует, и проработайте этот момент вместе.
Что ДЕЛАТЬ родителям во время подготовки к ЕГЭ
✅ Поддерживать
Прямо скажите школьнику, что будете гордиться им, даже если баллы по экзамену не будут высокими. Да, низкий балл повлияет на возможность поступления в хороший вуз — это плохо, но это не ослабит чувство вашей любви и гордости.
👍 Школьник должен понимать — как он сдаст ЕГЭ не объясняет то, какой он человек. Это просто событие, из которого он сделает определённые выводы.
✅ Организовывать досуг
Если ребёнок усердно учится сам, задача родителя — не заставлять заниматься ещё больше, а организовать досуг, чтобы подросток отдыхал. Ходите вместе в кино, занимайтесь спортом, устраивайте пикники, придумывайте вылазки на машине в новые места на выходные — делайте так, чтобы ребёнок успевал полноценно отдыхать во время подготовки к ЕГЭ.
✅ Спрашивать: «Ты устал?»
Часто взрослые не замечают, как перенапрягаются их дети, ведь кажется, что все задачи у подростков лёгкие. Они могут являться таковыми для взрослого, но для школьников это совсем не так. Поэтому важно постоянно держать руку на пульсе и спрашивать у подростка о его самочувствии, чтобы отследить уровень усталости, вовремя среагировать, если будет нужна помощь.
Если одиннадцатиклассник заявляет, что устал, — разрешите пропустить пару дополнительных занятий, и придумайте, как можно организовать ему отдых, чтобы он восстановил силы.
✅ Направлять
Донесите до ребёнка мысль, что подготовка к экзамену — большой путь, который можно легко пройти, если идти маленькими шажками.
Как в поговорке о том, что слона нужно есть по кусочкам — готовиться важно тоже по шагам. И будет очень приятно в конце пути увидеть, что «слон съеден», даже если в начале было оооочень страшно откусить самый маленький кусочек.
✅ Спрашивать «Чего ты хочешь? О чём мечтаешь? К чему стремишься?»
Узнайте о желаниях и мечтах ребёнка. Планирует ли он поступить в вуз на бюджет? Хочет получить 100 баллов? Мечтает уехать из города? Найдите его мотивацию и подбадривайте его на всех этапах подготовки.
💡 Ребёнок сможет свернуть горы, если дома его подбадривают фразами, связанными с его же мечтами. «Представляешь, поступишь в театральный, выучишься, а мы на тебя потом по телевизору смотреть будем!» «Вот станешь экономистом, уедешь в Америку, будешь работать у Илона Маска, — бабуля будет тобой гордиться, всей деревне о тебе расскажет!» Это могут быть несерьёзные, смешные фразы, которые подбодрят и зарядят мотивацией.
Если школьник пока не определился с мотивацией, стоит по-дружески поговорить с ним, задавая наводящие вопросы: «Чего ты хочешь? К чему стремятся друзья? Как представляешь свою жизнь? Кем хотел бы работать?»
Можно придумать и дополнительную мотивацию. Например, обещать оплатить путешествие, если получит определённое количество баллов. Так вы усилите желание ребёнка лучше подготовиться к экзамену.
✅ Регулярно спрашивать: «Не нужна ли помощь?»
Важно именно спрашивать, а не просто помогать, когда сами считаете нужным. Лишняя помощь превращает подростка в несамостоятельного человека, вызывает раздражение из-за вторжения в его жизнь.
✅ Помочь избавиться от зависимости от смартфона
Частая причина, по которой одиннадцатиклассник не готовится к ЕГЭ — смартфон. Большинство родителей решают вопрос просто — отнимают гаджет. Такой метод не работает: так вы ещё сильнее нервируете подростка, который не начинает прорешивать тесты, а думает над тем, как мир несправедлив и как вернуть свой телефон.
Попробуйте создать семейную традицию иногда гулять без телефонов, не брать гаджет сразу после пробуждения, не пользоваться им за час до сна — т ак снизится уровень тревожности, повысится концентрация.
💡Можно давать смартфон не после выполнения задач, а до. После развлечения ребёнок будет работать полноценно, ведь он уже получил порцию удовольствия.
✅ Работать с собственными эмоциями
Родители часто волнуются сильнее школьника, что передаётся на его состояние — он начинает переживать в два раза больше. Работать с эмоциями — это отслеживать их, давать им место, название. Нет плохих и хороших эмоций. Все важны. Радость, грусть, разочарование, страх — их важно проживать, не блокировать.
Останьтесь наедине с собой. Подумайте, какие эмоции, переживания у вас есть: страх за будущее ребёнка, боязнь не помочь вовремя, расстройство из-за того, что школьник недостаточно хорошо учится. Какие из ваших эмоций на самом деле субъективны? Какие переживания не имеют причины? Какие чувства должен испытывать школьник, а не вы (например, беспокойство за изучение определённой темы)? Ответы на эти вопросы позволят избавиться от лишних переживаний, прожить негативные эмоции.
✅ Помочь составить план обучения
Школьнику сложно понять, с чего начать, как учиться, куда бежать, что делать. Помогите ему составить план подготовки на год, месяц, неделю, день. Например, за месяц выучить десять тем, за неделю написать пять сочинений, сходить к двум репетиторам.
Можно сделать/купить стильную доску-планшет, чтобы для одиннадцатиклассника было удовольствием вписывать туда задачи, или использовать приложения для планирования в смартфоне.
💡 План должен включать информацию по каждому предмету, учитывать время на отдых.
План обучения поможет вам следить за прогрессом ребёнка, а ему:
Родитель, помни!👆 Период подготовки к ЕГЭ — гораздо более лёгкое время, чем его себе представляют. Кто не сдавал экзамен? Кто не волновался? Все волновались! По прошествии лет то время кажется таким юным и приятным. Цените этот период, он хорош по-своему!
Преподаватели онлайн-школы Вебиум точно знают: ЕГЭ — это не страшно. Они говорят на одном языке, поэтому занятия для ребят — это не тяжкая нудная принудиловка, а живой увлекательный процесс.
В команде школы — молодые выпускники и студенты сильных российский вузов, так что уровень подготовки тоже на высоте. О чём свидетельствует статистика:
Если записаться сразу на несколько предметов, будет хорошая скидка. Есть бесплатные пробные уроки, демоверсии и тренажёры. Всё это — на сайте Вебиума.
Консультация «Чего родителям делать нельзя»
Елена Одинцова
Консультация «Чего родителям делать нельзя»
Чего родителям делать нельзя.
Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.
Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя. Избегать следует всего, что разрушает этот положительный образ. Конечно, родители время от времени все же пользуются недозволенными методами. Иногда к ним прибегают по собственному невежеству, иногда в «расстроенных» чувствах. Однако следует перечислить эти недозволенные приемы, чтобы никто не использовал их хотя бы просто по невежеству.
Итак, давайте запомним, чего нельзя делать, так же, как мы помним заповедь «Не убий!».
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь.
НЕ ВЫМОГАЙ ОБЕЩАНИЙ.
Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей ребенка что-либо сделать самостоятельно.Следует принять как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
НЕ ГОВОРИ СЛИШКОМ МНОГО.
Излишне многословные объяснения означают для ребенка: «Ты не способен понимать простые вещи, лучше послушай, я тебе объясню».
НЕ ТРЕБУЙ НЕМЕДЛЕННОГО ПОВИНОВЕНИЯ.
НЕ ПОТАКАЙ РЕБЕНКУ.
БУДЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕН В СВОИХ ТРЕБОВАНИЯХ.
НЕ ТРЕБУЙ ТОГО, ЧТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ РЕБЕНКА.
Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим вы вселяете в него чувство неприязни к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще по возрасту не способен. И это плохо скажется на развитии его самосознания.
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если бы все это записать на магнитофон и потом проиграть мамам, они были бы поражены. Чего только они не говорят своим детям! Тут и угрозы, и насмешки, и постоянное ворчание, и, конечно, лекции на моральные темы. Установлено, что под влиянием потока ребенок «отключается». Это его единственный способ обороны, который он быстро осваивает. Конечно, он не может отключиться полностью и испытывает чувство вины.
НЕ ЛИШАЙ СВОЕГО РЕБЕНКА ПРАВА ОСТАВАТЬСЯ РЕБЕНКОМ.
Представьте себе, что мы в результате воспитаем ребенка тихого и всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует, не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств по отношению к чему-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никого никогда не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым, который маскируется под ребенка?
Воспитывая наших детей, развивая у них самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
Консультация «Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?» Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу».
Консультация для родителей «Чего никогда нельзя говорить ребёнку» «Как же ты мне надоел!», «Посмотри на Настю, вот как надо!», «Ты меня в гроб вгонишь!». Мало кто сможет честно признаться, что никогда не.
Консультации для родителей «Чего нельзя делать в дошкольном возрасте?» Консультация для воспитателей Чего нельзя делать в дошкольном возрасте? Нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения, которые ему не.
Консультация родителям «Физическое развитие ребенка: с чего начать?» Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед.
Памятка «Что делать родителям, когда подростку важны сверстники?» ПАМЯТКА. ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ПОДРОСТКУ ВАЖНЫ СВЕРСТНИКИ? Не переставать контролировать ситуацию, не отчаиваться и знать, что подростковый.
«Как нельзя поступать с ребёнком». Рекомендации родителям детей дошкольного возраста Как нельзя поступать с ребёнком. Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И.
Рекомендации родителям и педагогам «Ребенок не хочет есть. Что делать?» Ребенок не хочет есть. Что делать?В большинстве случаев дети едят не столько, сколько мы считаем необходимым, и предпочитают то, что, по.
Рекомендации родителям «Ребенок кусается, что делать?» В первую очередь родителям необходимо сохранять спокойствие. Излишние эмоциональные нагрузки и наказания могут только усугубить ситуацию.
Консультация для родителей дошкольников «С чего нужно начинать занятия физической культурой дома и что не следует делать» Внимание родители! Есть ряд упражнений опасных для здоровья детей дошкольного возраста. Эти упражнения нужно ограничить в использовании.
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать» ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
«Дети не должны быть смыслом жизни». Психолог о том, как нельзя воспитывать ребенка
Сколько бы книжек по воспитанию ни прочитали и лекций ни прослушали, а на практике все оказывается куда сложнее. Когда малыш капризничает и не успокаивается, когда подросток бесится, протестуют, гуляет допоздна и не ходит в школу, так и хочется закричать. Но это сделает только хуже, подчеркивает барнаульский психолог Екатерина Кабанченко. В Международный день защиты детей она рассказала amic.ru, как ни в коем случае не стоит обращаться с детьми и что все-таки делать, чтобы повлиять на ребенка.
«Наказывать» – вообще неправильное слово по отношению к собственным детям, уверена психолог. Каждый раз, когда вы наказываете ребенка за плохое поведение или какой-то проступок, вы снимаете с него ответственность и не даете ему почувствовать здоровое чувство вины. Например, если вы поставите сына в угол, он будет думать не над своим поведением, а над тем, как поскорее уже выбраться оттуда. А в дальнейшем он поймет: делать плохое, в принципе, можно, но потом придется извиниться или принять какое-то наказание.
Крики и физическое воздействие Кабанченко называет категорически неприемлемыми методами воспитания.
«Кроме огромной обиды, злости и возмущения это ничего не вызовет. Ребенок считывает послание «Ты не понял, что плохо поступил, поэтому я сделаю тебе еще больнее. Пока я сильнее, я решаю, что с тобой делать». Тогда он и сам сможет вымещать свою злобу на более слабых: на одноклассниках, игрушках, младших братьях и сестрах, домашних животных», – подчеркнула психолог.
Вместо наказания специалист предлагает использовать слово «санкции». При чем они должны быть справедливыми и уместными. Например, если ребенок не хочет мыть за собой тарелку, следует ему объяснить, что тогда ему в следующий раз придется есть из немытой. Лучше установить в семье четкие правила, которые родители сами должны соблюдать. Если папа ест перед телевизором, то почему ребенку нельзя?
Когда установлены четкие рамки, гораздо проще повлиять на ребенка: «Смотри, мы же вот так живем, у нас в семье такие правила, и ты тоже должен им следовать». Увидев пример родителей, дети сами начнут вести себя иначе.
Чтобы показать, к примеру, что двойка – это плохо, родитель часто начинает игнорировать ребенка. Тогда сын закономерно спрашивает: «Мама, ты обиделась на меня?» Но в ответ он слышит лишь «нет, я просто занята» или вообще ничего.
«В этот момент ребенок переживает очень травматичную ситуацию. Он получает послание, что когда он поступает плохо, его отвергают. Стоит что-то сделать, что родителям не понравится, и они меня уберут из своей жизни», – пояснила Кабанченко.
Такое поведение может привести к тому, что ребенок вырастает и начинает постоянно подстраиваться под чужое мнение. Внутри у него будет сидеть страх быть отверженным, а единственной задачей станет угодить посторонним. Тогда и получится, что он будет жить вовсе не своей жизнью: работать только там, где престижно, жениться или выходить замуж не за любимого человека, а потому что «пора».
Родителям лучше, наоборот, проявлять свои чувства и быть максимально открытыми. Специалист приводит несколько вариантов фраз, которые вы можете сказать ребенку, если действительно сильно на него обиделись:
В этом случае ребенок увидит, что сделал что-то не то и расстроил родителей. Но при этом поймет, что даже его не отвергли и готовы обсудить случившееся.
Разве есть кто-то, кто не наблюдал такие сцены воспитания в магазинах и торговых центрах? Психолог объясняет, что эта мера во многом схожа с игнорированием. К тому же родители в этот момент сильно переживают из-за того, что о них подумают окружающие.
«Малыш получит послание о том, что если что, его могут просто оставить: «Как только ты себя плохо ведешь, я тебя брошу. Я от тебя уйду. Придет дяденька-полицейский и я тебя ему отдам». Делать так категорически нельзя. Пытаться что-то донести до малыша, пока он в истерике, бесполезно. Лучше вывести его из магазина и для начала успокоить. А затем уже выяснять отношения», – отметила Кабанченко.
А о мнении других в этот момент лучше не думать, добавила эксперт. Ведь дети есть у многих, и кто-то просто подумает: «Ну хоть не только мой ребенок такой капризный».
Когда родителя становится слишком много в жизни ребенка, жди беды. Конечно, участвовать в жизни своих детей очень важно, но звонить каждые 10 минут и спрашивать, где носит сына, не стоит. Психолог отмечает, что такая ситуация возникает из-за повышенной тревожности у взрослых. Если мы переживаем, насколько мы хорошие родители и все ли мы делаем во благо детей, то невольно начинаем лезть в его жизнь больше положенного.
Ребенок в этом случае может полностью подчиниться родителю и не стать самостоятельным или, наоборот, объявить протест. Во втором случае стоит ждать двоек и плохого поведения в школе: если детей дома мучают тотальным контролем, то хотя бы на уроках они попробуют насладиться свободой.
Но и полностью отстраниться от жизни своего ребенка нельзя, подчеркивает Екатерина. Такое поведение психологи называют гиперопекой: когда родители вспоминают о ребенке только когда он что-то натворил. А вместо воспитательных моментов и общения стараются откупиться телефонами и свободой.
«Если на ребенка обращают внимание только когда он плохой, то он и будет плохим. Он мыслит примерно так: «Забыли про меня? Вот вам двойки, вот вам плохие компании, вот вам сигареты. Зато хоть каким-то вниманием я буду обеспечен».
Каждому ребенку рядом нужна опора. Человек, который порадуется за него в случае успеха, и подскажет, как быть при неудаче. А на новый телефон опереться, увы, не получится.
Так и чешутся руки залезть к дочери в телефон и узнать, с какими мальчиками она там переписывается. Психолог предупреждает: если вы не будете уважать личное пространство ребенка, то он никогда не научится его отстаивать. Вот, например, топ родительских фраз, которые наверняка помогут вам испортить жизнь своему чаду:
И вот ваш ребенок уже скрывает от вас вообще все, даже свою первую любовь или крепкую дружбу. Чтобы не допустить такой ситуации, лучше четко обозначить границы. Например, ребенок не входит к вам в комнату без стука и вы не врываетесь к нему без предупреждения. То же самое и с телефоном.
Критиковать собственного ребенка за внешность – самое настоящее преступление, объяснила Кабанченко.
«И так тело ребенка меняется, он к нему привыкает. А тут еще и про большой нос или проблемную кожу скажут. Ребенок же не слепой, он подходит к зеркалу, видит плюсы и минусы. Наоборот, важно акцентировать внимание на достоинствах», – подчеркивает специалист.
Еще одна проблема: синие волосы, пирсинг, вычурные наряды и прочие эксперименты, которые дети проводят со своим имиджем. По словам эксперта, так ребенок отстаивает свое право на собственное тело. Он сам хочет решать, что с ним делать. И никакие категорические запреты тут не помогут. Лучше обсуждать каждую ситуацию и идти навстречу.
Например, если дочь задумала покрасить волосы в яркий цвет, следует ей объяснить, что вы, конечно, не рады, но раз уж она хочет, готовы отвести ее к хорошему мастеру. А если в школе их носить нельзя, сначала придется дождаться каникул. Ребенок, конечно, повозмущается, но будет знать, что вы не против, а решающее слово в этом вопросе именно за ним.
А вы думали, шутки о сыне маминой подруги взялись из ниоткуда? Еще одна распространенная ошибка – приводить в пример чужих детей, когда вы чем-то недовольны. Конечно, по родительской задумке, это должно мотивировать ребенка, но на деле выходит иначе. Все, что он слышит в ваших словах: «Ты не такой, какой мне нужен. Я хотел бы другого ребенка».
Ребенок лишь получит подтверждение, что с ним действительно что-то не так и замкнется в себе. А в дальнейшем он постарается избегать жизненных ситуаций, где нужно себя проявить.
Да, именно так. По словам психолога, это самое сложное, что должны сделать родители: начать отделять себя и ребенка с самого раннего возраста. Рано или поздно дети вырастают, съезжают от родителей и начинают жить самостоятельно. Если вся ваша жизнь сосредоточена на вашем чаде, то с его отбытием она просто закончится.
«Мы тебя так ждали, так хотели. Мы ночей спать не будем и все тебе отдадим. Во всем себе откажем, лишь бы у тебя все было», – говорят родители своим детям. Такое распределение материальных и эмоциональных ресурсов ни к чему хорошему не приведет. Особенно если вы потом начнете требовать отдачи: «Вообще-то мы надеялась, что ты станешь врачом. Мы тебе всех репетиторов оплачивали».
Ребенок окажется зажат в рамках и постоянно будет тревожиться, что же подумают родители о его следующем шаге. А потому придется попрощаться с мечтами, например, о переезде в другой город или любимом увлечении, от которого папа и мама не в восторге.
Психолог рекомендует всем родителям простое упражнение: напишите на листке бумаги, чем вы похожи со своим ребенком и чем отличаетесь. Тогда вы наглядно поймете, что вы разные люди и у вас разные увлечения. Не делайте выбор за сына или дочь, лучше внимательнее присмотритесь, к чему у него действительно лежит душа, и помогите в этом реализоваться.