Что не может являться словосочетанием
Словосочетание в русском языке
Содержание:
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу или грамматически и по смыслу. Оно состоит из главного и зависимого (второстепенного) слова. Примеры:
Словосочетание называет явления, предметы, действия и их признаки точнее, детальнее, чем одно слово. Например:
В чем отличие предложения от словосочетания?
Предложение – основная единица общения людей, которое имеет грамматическую основу. Оно является более крупной единицей речи по сравнению со словосочетанием. Также оно имеет интонацию сообщения, выражает законченную мысль. Объединяясь грамматически и по смыслу, сочетания слов становятся строительным материалом для предложения.
Используя словосочетания «белые облака», «синее небо», «плывут по небу» можно составить предложение «Белые облака плывут по синему небу».
Типы словосочетаний с примерами
Словосочетания бывают сочинительные и подчинительные. Вторые более распространены, поскольку состоят из главного и зависимого слова:
От основного слова к второстепенному задается простой вопрос. А варианты «Что делает?», «Что сделает?» и другие подобные являются сложными, поэтому если их можно применить к паре слов, это не будет словосочетанием. Например, «девочка пишет», «собака лает», «звезды мерцают» – не словосочетания.
К сочинительным словосочетаниям относятся фразы, не содержащие главного и зависимого слов. Каждое слово равное по значению, часто их соединяют союзами и в большинстве случаев используют в книгах. Примеры: «война и мир», «преступление и наказание».
Виды связи слов в словосочетании
– от главного слова зависит, в каком падеже, числе и роде будет употребляться второстепенное. В качестве основного слова всегда выступает существительное, а второстепенными могут быть разные части речи.
– когда падеж второстепенного слова не зависит от основного, даже если оно меняется. Главным словом может быть прилагательное, существительное, глагол, а зависимым в большинстве случаев является существительное.
– когда слова связаны преимущественно по смыслу, а не лексически. Основным словом чаще является существительное или глагол, а зависимым – деепричастие или наречие. При этом второстепенное слово никогда не меняется.
Как распознать словосочетания в предложении
Что не является словосочетанием
Существуют сочетания слов, которые нельзя относить к словосочетаниям:
Что не является словосочетанием в русском языке
Основные признаки
По типу связи слов сочетания могут быть классифицированы на подчинительные и сочинительные. Определить, словосочетание это или нет, на конкретных примерах помогут некоторые признаки:
Относительно способа связи существуют две противоположные позиции. Одни лингвисты полагают, что словосочетанием могут называться слова, объединенные между собой исключительно подчинением («читать журнал», «синяя кофта», «гулять в лесу»).
Обороты типа «красивый и здоровый», «дикие и домашние», «в лесу и в поле» к подобным единицам не относятся, поскольку элементы в них объединены по принципу сочинения, то есть являются равнозначными. Другие же языковеды уверены, что и такие конструкции могут быть названы сочетаниями, поскольку словами либо предложениями они быть не могут.
Определение термина
Чтобы отличить словосочетание от не словосочетания, следует запомнить следующее определение синтаксической единицы — это некоммуникативный элемент синтаксиса, в который включены значимые слова (два и более), объединенные между собой подчинительной связью, обладающие конкретным лексическим и грамматическим значением, сочетающиеся на семантическом уровне. Таким образом, словосочетание характеризует определенное явление действительности, но в более развернутом и сложном виде, чем это сделало бы простое слово.
Сравним «платье» и «красное платье». В первом случае становится очевидным, что речь идет о конкретном предмете одежды, во втором примере человек получает более подробную информацию, узнав о расцветке текстильного изделия.
Словосочетание является составной частью предложения и само по себе в процессе коммуникации не участвует. При синтаксическом разборе предложения иногда важно выделить все имеющиеся в нем сочетания слов. Пример: «Осенью в лесу можно встретить многообразие грибов: подберезовиков и подосиновиков, опят и маслят». Здесь можно найти несколько сочетаний:
В каждую из этих конструкций входит более чем одно знаменательное слово. В своем сочетании они позволяют детальней охарактеризовать предмет или явление действительности, чем это сделало бы одно слово. Однако конструкции «можно встретить» или «в лесу» к числу рассматриваемых лексических единиц не относятся. В первом случае речь идет о составном глагольном сказуемом, во втором — о слове с предлогом. Они не являются словосочетаниями, и примеры наглядно иллюстрируют разницу.
Фразеологизмы и другие исключения
Есть несколько групп-классов лексических и синтаксических единиц, которые нельзя отнести к категории сочетаний. Хоть в их состав входят две знаменательных единицы и более, объединенных между собой по смыслу, назвать их словосочетаниями нельзя. К их числу относятся несколько групп:
Поиск в предложении
Отсутствие равноправия — также важный признак. Пытаясь выявить, где скрываются словосочетания в предложении или тексте, важно помнить, что их должна связывать подчинительная связь, то есть одно слово должно быть зависимо от другого по значению.
Состоять между собой в подчинении, согласно наиболее популярной позиции языковедов, они не могут. Следующая возможность выявить словосочетание — задать вопрос от главного слова к зависимому. Когда речь идет о ряде однородных членов, то сделать это не получится, даже если они обладают противоположным значением.
Варианты типологии
Есть несколько видов словосочетаний. Самыми распространенными являются именные, в которых главный компонент — имя существительное, прилагательное, местоимение или числительное («красивый фрукт», «определяющим фактором», «гадкий я», «семеро милых»). Вопрос в этом случае задается от имени к зависимой части: фрукт (какой?) красивый, я (какой?) гадкий, семеро (каких?) милых.
Глагольные сочетания — такие, в которых главным словом выступает глагол, причастие либо деепричастие («бежать быстро», «бежавший на скорость», «бегая рысью»). Можно и осложнить: «бежать изящной рысью». Это сложное сочетание, в котором содержится несколько вариаций: бежать (как?) рысью, рысью (какой?) изящной.
Следующий тип — наречные, в них главное слово выражено наречием. «Очень хорошо» — пример такого сочетания, главной и зависимой лексемами являются наречия.
Чтобы выявить словосочетание в тексте, важно знать общие признаки этой синтаксической единицы, а также уметь задавать вопросы от главного слова к зависимому. Избыточные обозначения, например, принадлежность элементов разным частям речи, также помогут не допустить ошибки.
Что такое словосочетание – даю два определения, учу определять тип словосочетания и тип связи слов в нем
2 слова, одно главное, второе – зависимое.
Словосочетание – это два слова, из них одно главное другое зависимое. То есть от главного можно задать вопрос к зависимому. Например: устал (от чего?) от школы – «устал» – главное слово, «школа» – зависимое.
Полное определение такое. Словосочетание – это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически, из которых одно главное, а другое – зависимое.
Как понять, что такое словосочетание и больше никогда не путаться
Разбираем каждый компонент определения.
Два самостоятельных слова. Есть слова самостоятельные и служебные. Служебные – это предлоги, союзы, частицы. Они «обслуживают» самостоятельные.
Самостоятельное слово – это такое слово, к которому можно задать вопрос и которое что-то означает. То есть когда вы это слово произносите, у вас в мозгах что-то рисуется. И вы можете объяснить, что это слово значит.
Например: дом, девушка, смеркалось, сопли, страсть, уши, вдоволь, всмятку – это все самостоятельные слова. А вот слова «на», «под», «из», «не», «а», «и» – служебные. Что они означают? Ничего. Какой вопрос к ним можно задать? Никакой.
«Иду в» – не словосочетание, потому что «иду» – самостоятельное слово, а «в» – служебное. «Иду в школу» – словосочетание, ибо «иду» и «школа» – два самостоятельных слова. К каждому можно и вопрос задать, и значение у них есть.
«Думаю о» – не словосочетание. «Думаю о девушке» – словосочетание.
Связанные по смыслу и грамматически. По смыслу – то есть логически. Хлеб может быть ржаным? Да, потому что он из ржи. А шерстяным? Нет, потому что где вы видели хлеб из шерсти?
Грамматически – то есть с помощью окончаний и предлогов. Смотрите, мы говорим: «иду в школу» – используем предлог «в» и добавляем окончание «у», чтобы таким образом описать наше направление. Мы не можем сказать «иду в школа» или «иду школа» – не будет грамматической связи.
Одно слово главное, другое зависимое. Это мы уже разобрали.
Что не является словосочетанием
Не является словосочетанием подлежащее и сказуемое, два слова, связанных сочинительной связью, сочетание самостоятельного и служебного слова. Разберем каждый элемент.
Подлежащее и сказуемое. Это не словосочетание, потому что вместе они уже образуют предложение – новую синтаксическую единицу.
Я в школе вот этого понять не мог. И запомнить тоже.
Запомните так. Непонятно, кто главнее, подлежащее или сказуемое. Смотрите – «ученик читает». Ученик (что делает?) читает, читает (кто?) ученик. Оба одинаково сильные, можно задать вопрос и от подлежащего к сказуемому, и наоборот. Нарушается третий критерий «одно подчиняется другому».
Два слова, связанных сочинительной связью. Сочинительная связь отличается от подчинительной тем, что связывает равноправные слова: Маша и Вася, спать и есть, грустно, но сладко, медленно, но без перерывов, быстрый и увертливый.
Это не словосочетания, потому что в словосочетании одно должно подчиняться другому.
Сочетание самостоятельного и служебного слова. Уже разобрали, противоречит первому пункту определения.
Я записал для вас видео на эту тему, вот оно.
Типы словосочетаний по главному слову
Три типа: именные, глагольные, наречные.
Именные. Когда главное слово – «имя»: имя существительное (крутой пацан), имя прилагательное (безумно красивый – красивый (в какой степени?) безумно), числительное (первый из заболевших) и местоимение (мы с собакой – мы (с кем?) с собакой).
Глагольные. Главное слово – глагол (играю в шахматы), причастие (танцующий на сцене), деепричастие (играя в бутылочку).
Наречные. Главное слово – наречие (вдали от суеты) или категория состояния (тяжело на душе).
Категорию состояния надо уметь отличать от наречия. Статья уже пишется, завтра выложу ее и поставлю сюда ссылку.
Виды связи слов в словосочетании
Их три: согласование, управление, примыкание.
Согласование. Это когда зависимое слово отвечает на вопрос «какой?»: классный парень, дряхлый старик, гуляющая молодежь, четвертый номер, эта печенька.
Как точно не ошибиться. Если у вас согласование, то при изменении главного слова, ВСЕГДА изменяется зависимое. Смотрите: любимая девушка, нет любимой девушки, про любимую девушку, с любимой девушкой. Меняю главное (девушка), меняется зависимое.
Учителям в школе надо говорить, что согласование – это когда зависимое слово «согласуется с главным» в роде, числе, падеже. Какие род, число, падеж у главного слова, такие и у зависимого.
Я на практике в школе пытался вот это объяснить детям. Всеобщий вынос мозга.
Управление. Когда зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей, то есть всех кроме именительного.
Запоминалочка, чтобы не путать порядок падежей: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». По первым буквам каждого слова вспоминаем порядок: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Мне ее сказали в 3 классе, с тех пор я никогда падежи не путал.
Если изменяется главное – зависимое НИКОГДА не изменяется: люблю пельмени, любим пельмени, буду любить пельмени. Варю супчик, варил супчик, сварим супчик – как ни меняй главное, зависимое не меняется.
Примыкание. Зависимое слово неизменяемое. В принципе. Примыкать могут инфинитивы (желание знать), деепричастия (сижу, читая), наречия (сразу вспомнишь), прилагательные и наречия в сравнительной степени (бежать дальше)
Если слова «примыкают», они никак не связаны грамматически. То есть нет предлогов или окончаний, которые бы эти слова соединяли. Связь в этом случае только по смыслу.
Что надо знать про подход Бабайцевой
Вера Васильевна Бабайцева считает, что есть «сочинительные словосочетания», то есть такие, в которых сочетаются два равноправных слова: Андрей и Даша, гулять и веселиться, темно и сыро.
Короче, если у вас вот такой учебник:
– то вы должны говорить: «Словосочетание – это сочетание 2 и более самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически». Про то, что одно подчиняется другому, забудьте.
Этот учебник сейчас мало где встречается, у большинства Ладыженская, Лекант. Там все ок.