Что не может являться мотивацией для волонтера

Работа за спасибо: зачем идти в волонтеры и к каким проблемам стоит приготовиться заранее

За десять лет количество волонтеров в России выросло в 2,5 раза: почти 3 миллиона граждан работают на благо общества бесплатно — причем не только студенты, набирающиеся опыта, но и состоявшиеся профессионалы. Почему люди готовы трудиться, не претендуя на зарплату, и с какими проблемами они сталкиваются, рассказывает психолог Наталья Ульянова. Проверьте, сможете ли и вы стать волонтером.

Волонтерство в широком смысле — это любая работа, выполняемая добровольно и безвозмездно. В более узком — это организованная деятельность, которую добровольцы выполняют на благо всего общества или отдельных уязвимых групп (детей, людей с ограниченными возможностями, бездомных и т. д.).

Разницы между понятиями «волонтерство» и «добровольчество» по большому счету нет: в официальных документах и среди самих активистов эти слова употребляются как синонимы. Правда, с советских времен слово «доброволец» приобрело дополнительный смысл: оно ассоциируется то с песней про «комсомольцев-добровольцев», то с плакатом «Ты записался в добровольцы?», то с саркастическим выражением про «добровольно-принудительные» субботники.

Относительно нейтральной и в то же время международной альтернативой для слова «доброволец» в сфере благотворительности стало слово «волонтер» — от французского volontaire.

Языковеды, однако, отмечают, что эти слова используются в разных контекстах: в сочетании с прилагательными «испытуемый», «подопытный» используется только слово «доброволец», а с характеристиками «спортивный», «специальный» — только «волонтер». Получается, что в массовом сознании добровольчество чаще связано с преодолением неких трудностей или испытаний, а волонтерство — с овладением специальными компетенциями и навыками.

Что не может являться мотивацией для волонтера

Чем занимаются волонтеры

Добровольческая деятельность может быть самой разной: любая работа за пределами собственного дома может считаться волонтерской, если человек не получает за нее материального вознаграждения (а все ее участники в курсе и согласны на это условие).

Существует несколько ключевых направлений волонтерства:

Читайте также

Выделяют несколько форм волонтерства:

Зачем это вам?

Исследования показывают, что волонтеров в России становится всё больше.

По данным Росстата, в 2011 году 1,1 миллиона человек заявляли, что добровольно участвуют в социально значимых проектах, в 2017-м их было 2,4 миллиона, а в 2018 году — уже 2,9 миллиона.

Почему люди становятся волонтерами и остаются в этой сфере?

В первую очередь причины альтруистические (люди хотят бескорыстно помогать нуждающимся), а также социальные и карьерные: участники хотят расширить круг общения, найти единомышленников, получить профессиональные навыки. Психологи, однако, подчеркивают, что мотивы участия в добровольческих проектах неоднородны и во многом зависят от характера самой деятельности, возраста волонтеров, срока их участия в проектах и т. д.

Так, спортивные волонтеры часто хотят установить новые социальные связи, самореализоваться, почувствовать свою успешность и востребованность. Экологическое добровольчество привлекает людей, вдохновленных идеей сохранения окружающей среды — но спустя некоторое время их мотивация меняется, и волонтерство они связывают с возможностью отдохнуть и побыть на природе.

Для молодежи волонтерство — это чаще всего способ получить опыт и наладить связи, необходимые для будущей карьеры, а люди постарше считают добровольную помощь базовой жизненной ценностью.

Что на самом деле получают люди, когда работают добровольно? С точки зрения сиюминутной пользы самыми значимыми приобретениями волонтеры считают:

— расширение социального опыта

Помогая представителям других социальных групп и сотрудничая с ними, волонтеры не только завязывают новые знакомства, но и учатся преодолевать стереотипы и барьеры, вызванные культурными различиями. Волонтерство помогает понять, с какими проблемами сталкиваются люди в уязвимом положении и как им можно помочь.

— рост профессиональных навыков

Волонтерская практика не заменяет академического образования, но отлично дополняет и расширяет его. Студенты, участвовавшие в добровольческих проектах по профилю своей специальности, признают, что стали намного глубже понимать материал, связывать теоретические знания с реальными проблемами и более четко представлять возможности своей будущей профессии.

— самопознание и саморазвитие

Работа в социально значимых проектах меняет мировоззрение и ценности людей, повышает осознанность и меняет приоритеты. Многие добровольцы планируют связать дальнейшую жизнь с продвижением гуманистических идей и принципов в обществе.

— повышение личной эффективности

Успешно решая профессиональные задачи в команде единомышленников, волонтеры становятся увереннее в собственных силах и учатся планировать и организовывать собственные проекты. Участники могут посмотреть изнутри на работу некоммерческих или государственных организаций и сами поучаствовать в ней. Это учит тайм-менеджменту и навыкам лидерства или мотивации коллег в группе.

В долгосрочной перспективе волонтерство повышает возможность получить более качественное образование, успешно общаться с людьми других национальностей или рас, развивает способность к рефлексии. Добровольцы становятся социально ответственнее и больше готовы помогать людям, попавшим в трудную ситуацию.

Психологи отмечают, что волонтерская работа помогает развить социальную компетентность, творческую и интеллектуальную активность и умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях.

Что не может являться мотивацией для волонтера

Выгоды волонтерства: от баллов на ЕГЭ до бесплатных билетов

Волонтерский опыт может не только быть полезен для саморазвития, но и принести вполне ощутимую выгоду.

В некоторых российских вузах подтвержденное участие абитуриента в добровольческой деятельности прибавляет несколько баллов к сумме оценок за ЕГЭ и тем самым увеличивает шансы на поступление.

Некоторые организации оплачивают добровольцам авиа- или железнодорожные билеты к месту работы или проведения различных мероприятий — так добровольчество становится дополнительной возможностью путешествовать. Иногда волонтеры становятся кадровым резервом для учреждений и получают преимущества при трудоустройстве.

Зачем волонтеры государству

Обязанность российских, региональных и местных властей поддерживать добровольческую деятельность прописана на уровне федерального законодательства еще с 1995 года. На деле чиновники поддерживают волонтерские организации в разных городах и поселках с разной степенью энтузиазма. Но тенденцию на постепенное укрепление этой поддержки видно невооруженным глазом.

В конце 2018 года (его, кстати, объявили Годом добровольца) правительство утвердило Концепцию развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года. Документ гласит, что содействие развитию волонтерства — это одно из приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

Прописанная в законах господдержка реализуется вполне конкретными способами: по всей России создают финансируемые из бюджета ресурсные центры (они занимаются информационной, организационной и методической поддержкой волонтерских организаций); Фонд президентских грантов поддерживает НКО, которые развивают добровольчество среди молодежи; ежегодно проводится всероссийский конкурс волонтерских проектов «Доброволец года» и т. д.

Почему это направление работы так важно для государства?

С одной стороны, в этом можно увидеть стремление развивать систему информального образования и укреплять социальные связи между гражданами. Возможность получить опыт реальной работы в относительно безопасной обстановке необходима, чтобы получить профессиональные компетенции. В системе среднего и высшего образования эту задачу должны решать практикумы, предусмотренные учебным планом. Однако зачастую студентам не хватает времени по-настоящему попробовать свои силы в будущей профессии, да и содержание такой практики не дает глубоко погрузиться в реальную работу. Волонтерство решает эту проблему, позволяя учащимся осваивать необходимые навыки в комфортном темпе и знакомя их с «кухней» профессии.

С другой стороны, активная государственная поддержка волонтерства выглядит как попытка частично переложить социальную поддержку граждан на них самих.

Так, добровольческий поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» находит пропавших людей эффективнее, чем сотрудники полиции. Специалисты государственных кризисных центров для женщин отказывают жертвам домашнего насилия, если у тех нет местной прописки, и перенаправляют в убежища, поддерживаемые силами волонтеров.

Что не может являться мотивацией для волонтера

Государственную политику в сфере поддержки добровольчества обоснованно критикуют. Деятельность волонтеров не оплачивается, а часто и вовсе не фиксируется, что дает возможность чиновникам и проправительственным функционерам присваивать результаты их работы.

В то же время добровольческие организации отчасти берут на себя функции пионерского и комсомольского движений, исчезнувших вместе с СССР, приобщая молодежь к ценностям взаимопомощи, созидательного труда, совместной работы и т. д. Взрослые волонтеры или специалисты некоммерческих организаций могут передавать свой опыт в живом взаимодействии с юношами и девушками, что обеспечивает преемственность поколений за пределами семейного воспитания. Добровольческие центры становятся своеобразными клубами по интересам, которые помогают людям реализовать свои творческие и организаторские таланты вместе с единомышленниками.

Проблемы волонтерства: выгорание, текучка, дрязги

Волонтерство отличается от «обычной» работы не только тем, что оно не оплачивается.

Люди начинают волонтерить на волне энтузиазма и желания помогать, получать признание и чувствовать свою значимость. Это работает на «коротких дистанциях», но в долгосрочной перспективе рутина и недостаточная отдача притупляют первоначальное воодушевление.

Кроме того, часто волонтеры остро переживают чужое горе и боль, сталкиваются с бездействием ответственных лиц, несправедливостью к своим подопечным — всё это повышает вероятность эмоционального выгорания.

Читайте также

У добровольной работы есть и еще один риск — высокая текучесть кадров.

Никаких рычагов влияния на волонтеров, которые решили отказаться от выполняемой работы, нет и не может быть по определению. Получается, что доводить проекты до конца приходится более ответственным людям — а значит, на них падает дополнительная нагрузка, на которую они не рассчитывали в начале работы.

Даже если удается быстро набрать новых исполнителей, их обучение и ввод в курс дела требуют лишнего времени и сил, а значит, затраты ресурсов существенно возрастают.

Иногда оказывается, что добровольцы, работающие в одной организации, категорически несовместимы из-за своих убеждений или черт характера. Когда рабочих рук не хватает, руководители проекта стараются удержать опытных волонтеров, но отношения в команде могут перерасти в скрытый конфликт со взаимными насмешками, обесцениванием, перетягиванием членов коллектива на ту или иную сторону, а то и в открытое противостояние. В итоге вместо удовольствия от совершения добрых дел участники будут подвергаться стрессу и, в конечном итоге, потеряют желание продолжать работу.

Памятка волонтеру

Если вы организуете волонтерскую деятельность или участвуете в ней, держите чек-лист мер по избежанию типичных проблем:

Подходит ли вам добровольчество?

Как понять, сможете ли вы быть волонтером? Ответьте на несколько вопросов.

Меньше 3 ответов «да». Видимо, добровольчество — это не то, что сейчас вам нужно. Это не значит, что дорога в волонтерство закрыта для вас навсегда: возможно, чуть позже ваша жизненная ситуация или сфера интересов изменится, и такая работа станет более актуальной (а может быть, и нет, и это совершенно нормально).

От 3 до 6 ответов «да». Добровольчество наверняка вам подходит. Волонтерская помощь требуется практически в любых областях, так что при желании вы сможете подобрать именно тот вид и тот формат деятельности, который будет вам и приятен, и полезен.

7 и более ответов «да». Ставим свою шляпу, что вы уже волонтер! Вы точно знаете, что помощь другим — это возможность не только заработать «плюс в карму», но и получить вполне конкретную пользу в виде опыта, знаний, общения и морального удовлетворения.

Что не может являться мотивацией для волонтера

Как стать волонтером

Иногда для этого ничего специально делать и не нужно: скажем, очистить участок пляжа или посадить деревья во дворе можно самостоятельно или с помощью друзей и родных. Однако многие виды добровольчества вроде помощи детям с нарушениями здоровья, спасения бездомных животных, организации масштабных мероприятий и пр. требуют специальных навыков и объединения усилий многих людей.

Найти организации, которые решают такие проблемы и привлекают в свои ряды волонтеров, можно разными способами:

Социологи, психологи и экономисты считают, что волонтерство постепенно становится полноценным социальным институтом, столь же значимым, что и образовательные или религиозные организации. Для общества это способ реализовывать инициативы снизу и самоорганизовываться при решении важных проблем. Для самих же волонтеров добровольчество — это возможность сделать жизнь вокруг немного лучше, в полном соответствии с изречением Махатмы Ганди: «Если ты хочешь перемену в будущем, стань этой переменой в настоящем».

Источник

Соотношение внутренней и внешней мотивации волонтерской деятельности

Рассмотрение различных подходов к понятию «волонтерство». Характеристика классификации основных видов волонтерской деятельности. Определение психологического анализа деятельности волонтеров. Представление и оценка различных теорий мотивации личности.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления26.10.2015
Размер файла113,7 K

Что не может являться мотивацией для волонтера

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Анализ литературных данных по проблеме волонтерства и волонтерской деятельности в психологии

1.1 Различные подходы к понятию «волонтерство»

1.2 Виды волонтерской деятельности

1.3 Психологический анализ волонтерской деятельности

2. Теоретический обзор по проблеме мотивации волонтерской деятельности

2.1 Мотивация личности

2.2 Внутренняя и внешняя мотивация волонтерской деятельности

Список использованных источников

Актуальность. Волонтерство в последнее время становится объектом исследований в области социологии, педагогики, психологии, социального менеджмента, правового регулирования волонтерской деятельности и др. Исследуются различные аспекты волонтерства, специфика его организации среди подростков и молодежи, с целью обеспечения успешности их социализации и адаптации в обществе. В качестве синонимов чаще всего используются понятия «добровольчество», «добровольческая деятельность», «волонтерская деятельность».

Волонтерство в масштабах отдельных стран и на международном уровне стало значимым феноменом. По данным зарубежных исследований, 12% взрослого населения в мире работают волонтерами и приносят ежегодный вклад в экономику [38]. В нашей стране, по исследованиям социологов, добровольно и безвозмездно трудятся на благо других людей до 33% россиян [26].

Многочисленные работы о волонтерской деятельности посвящены в основном изучению мотивации и проблеме социального обучения членов волонтерских организаций. Вместе с тем отмечается недостаточное количество исследований волонтерской деятельности как объекта психологического изучения, ее структурно-содержательных характеристик.

В частности, требуют исследования психологические особенности волонтерской деятельности, ее отличие от других видов деятельности, в том числе, профессиональной деятельности. Актуальным остается исследование условий и факторов становления волонтерской деятельности в современном обществе, а также исследование соотношения внутренней и внешней мотивации как регулятора волонтерской деятельности.

Многие теории, которые объясняют мотивацию человека, не упоминают о бескорыстии, следовательно, с точки зрения психологии в любой добровольческой деятельности можно найти мотивы, касающиеся удовлетворения каких-либо личных потребностей и интересов. Так как определенная иерархия личных мотивов может выступать условием (благоприятным фактором) для вовлечения человека в общественно значимую волонтерскую деятельность.

Изучение доминирующей мотивации к участию в волонтерской деятельности позволит обозначить особенности психолого-педагогического сопровождения деятельности волонтеров, разработать и организовать целенаправленную работу по формированию социально одобряемой мотивации, предвидеть негативное отношение к данной деятельности, а также осуществлять профилактику эмоционального выгорания волонтеров.

Целью данной работы является теоретическое изучение понятия волонтерства и особенностей мотивации волонтерской деятельности.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

Рассмотреть различные подходы к понятию «волонтерство» и виды волонтерской деятельности.

Дать психологический анализ волонтерской деятельности.

Представить различные теории мотивация личности.

Рассмотреть внутреннюю и внешнюю мотивации волонтерской деятельности.

волонтерство мотивация личность психологический

1. Анализ литературных данных по проблеме волонтерства и волонтерской деятельности в психологии

1.1 Различные подходы к понятию «волонтерство»

Понятие волонтерство в литературе рассматривается в широком и в узком смысле. Широкий смысл понятия волонтерство подразумевает деятельность некоммерческих и общественных объединений, связанную с добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданную по инициативе граждан, объединенных на основании общих интересов и целей, указанных в уставе общественного объединения. Узкий смысл понятия волонтерства и волонтерской деятельности связан с социальной работой, предоставлением социальных услуг, основанных на желании человека оказать помощь.

Чаще всего волонтерство в зарубежной и отечественной науке характеризуется как деятельность, однако ключевые акценты расставлены либо на характеристиках субъекта-объекта этой деятельности, ее содержании, формах и методах, либо целях и результатах. То есть существуют определенные отличия в подходах российских и зарубежных исследователей. Рассмотрим их.

Исследователи Х. Анхер и Л. Саламон провели анализ понятий волонтерства в разных странах и пришли к выводу о том, что английский, американский, французский, итальянский, шведский и немецкий подход, имеют разную историю возникновения и разное культурное и политическое значение волонтерской деятельности. Анализ исследований, показал, что в Австралии и Великобритании волонтерство определяется как институт гражданского общества, как общественный сектор, отделенный от государства и бизнеса. В других странах волонтерство, несмотря на существенные различия, особое внимание уделяется сфере общественных услуг и общественной пользе от них. Кросс-культурный анализ показал разницу в определениях волонтерства, которая зависит от уровня его рассмотрения, а именно в международном, национальном и локальном аспектах. В основе всех определений лежит значимость волонтерского труда, включающая в себя ряд характеристик, позволяющих измерять временной аспект (полная или частичная занятость волонтера), экономический аспект (оплата волонтерской работы), и социальный аспект (самостоятельная деятельность волонтера или от какой-либо организации) [37]. Например, частичная занятость без какой-либо оплаты в сфере НКО характеризует понятие волонтерства в Европе и США; частично оплачиваемая занятость и неполный рабочий день характерны для определений волонтерства во многих развивающихся странах.

В зарубежных трактовках изучаемого понятия большее значение придается признанию ценности волонтерской деятельности для самих волонтеров. К. Бидерман отмечает, что в последнее время в сфере волонтерской работы обнаружены значительные изменения, в том, что альтруистическая помощь другим трактуется как добровольная, убежденная активность, в которой собственные интересы должны совмещаться с помощью другим [4]. Итак, смысл в определении волонтерства автор вкладывает в значимость ценности деятельности для самого волонтера, соотносящего свои идеи, убеждения и возможности с потребностями людей, нуждающихся в помощи.

Д. Хопкинс, изучающий волонтерский труд по всему миру, определяет его, как комплекс мероприятий, реализуемый в свободное время, без всякого денежного вознаграждения. Европейские исследователи, волонтерство определяют, как сумму действий, осуществляемых гражданами друг для друга безвозмездно и по доброй воле; где определяющими являются система взаимосвязанных действий и гражданское взаимодействие [25].

Как утверждает Певная М.В., определение волонтерской деятельности в социальном плане обозначено пробуждением потенциала членов общества для улучшения качества их жизни, а в экономическом плане, выражено через определение как одного из видов продуктивной деятельности, труда, повышающего свою рыночную стоимость.

Анализ отечественной литературы, позволяет сделать вывод о том, что в российском законодательстве изначально не было четко определено понятие «волонтерство». В 1995 году в федеральном законодательстве использовался термин «добровольная деятельность», которое являлось составляющим понятия благотворительности, участниками являлись добровольцы [35]; к 2009 году в нормативных документах появился термин «волонтерство» идентичный «добровольчеству». Согласно утвержденной в 2009 году Правительством РФ «Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ», благотворительность и добровольчество (волонтерство) начали рассматриваться отдельно друг от друга. При этом добровольчество характеризовалось как ресурс развития общества, который способствует формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, и позволяет дополнять бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлекать трудовые ресурсы добровольцев [8]. Этот документ рассматривает волонтерство с точки зрения нормативно-правового аспекта и значительно отличается от общемирового понятия. В тексте международная трактовка волонтерства как формы гражданского участия заменяется рассмотрением его как средство государства, помощи, оказывающую российскими гражданами своему государству, а не обществу.

Российские современные исследователи рассматривают волонтерство как форму общественной благотворительной деятельности, которая характеризуется отсутствием жесткой регламентации и вовлечением широкого круга субъектов.

Выделяют четыре характеристики рассматриваемого понятия:

1) волонтерство как форма благотворительной деятельности;

2) альтруистическая деятельность без материальной выгоды и принуждения;

3) волонтерская деятельность мотивирована гуманистической направленностью;

4) волонтерская деятельность включает социальные группы, требующие социальной поддержки.

И.В. Мерсиянова и Л.И. Якобсон под волонтерством понимают бескорыстную индивидуальную или коллективную деятельность, осуществляемую для блага других людей или общества, как разновидность филантропических практик; где речь идет о помощи неимущим и нуждающимся, и о благотворительной деятельности.

В работах Е.Ю. Меньшиковой и Л.Е. Сикорской также прослеживается рассмотрение волонтерства с точки зрения социальной сферы, которое характерно для многих российских ученых. Они очень часто рассматривают волонтерство с позиции альтруистической деятельности, гуманности и милосердия, бескорыстного служения людям, служения и спасения.

Еще один своеобразный подход к определению волонтерства представлен А.А. Клепиковой, рассматривающая данный феномен с позиции определенной профессиональной деятельности, которая обладает специфическими навыками и знаниями. Анализируя работу волонтеров в одном из социальных учреждений, она утверждает, что волонтеры представляют свою деятельность не как альтруистическое призвание, а выстраивают свою уникальность, прежде всего как профессионалы [14]. Где речь идет практически об одном и том же виде деятельности, который функционально реализуется по-разному волонтерами и социальными работниками.

Подходы, определяющие волонтерство через профессиональную деятельность и деятельность, которая осуществляется в свободное время, объединяющим началом выступает реализация трудовой функции, благодаря чему проявляется ряд общих характеристик волонтерства, суть которых отражает категория свободы. Л.А. Кудринская отмечает, что категория свободы является ключевой для понимания сущности добровольческого труда, формирование которого тесно взаимосвязано с освобождением труда от всех видов принуждения, а именно социального, экономического, административно-правового и идеологического. Данная свобода базируется на том, что индивид в материальной и духовной сфере самодостаточен; именно в волонтерской деятельности свобода, является сущностной характеристикой, проявляющейся в целеполагании и реализации его в объективно-предметной составляющей деятельности [16].

Итак, отечественными учеными волонтерство понимается, как э функционирующая общественная система взаимодействующих субъектов волонтерской деятельности, которая базируется на принципах целостности, солидарности, сочетании объективного и субъективного; а также реализацией волонтерства в качестве социального взаимодействия его национальных и интернациональных проявлений; наличием общих ценностей, интересов, установок, формирующих добровольческую социальную идентичность. Говоря о целях волонтерства, можно рассматривать их с позиций внутренней и внешней направленности. Внутренние цели характеризуются воспроизводством и развитием волонтерства, укреплением его единства и сплоченности, социализацией, трансляцией культурных ценностей и духовных традиций, мобилизацией социальных, экономических, политических, культурных ресурсов, активизацией личностного потенциала волонтеров. Внешние цели характеризуются реальными результатами и практической пользой участниками волонтерской деятельности.

1.2 Виды волонтерской деятельности

Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности, которые прописаны в федеральном законе о добровольчестве (волонтерстве), являются [34]:

1) оказание помощи лицам, пострадавшим от стихийного бедствия, экологической, техногенной катастроф, от несчастного случая, жертвам преступления, беженцам и вынужденным переселенцам, а также лицам, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;

2) предупреждение населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, преодоление их последствий;

3) защита и охрана окружающей среды и благоустройство территорий;

4) создание возможности для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранение культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;

5) содействие в развитии популяризации знаний, инноваций, образования, науки;

6) содействие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;

7) пропаганда здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по распространению социально значимых заболеваний;

8) организация и проведение физкультурных, спортивных, массовых культурных, и других общественных мероприятий;

9) организация и проведение муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;

Волонтерство в поддержку детям, оставшимся без попечения родителей, является наиболее распространенным видом деятельности волонтеров в странах Содружества Независимых Государств. Сюда относятся различные акции, проводимые по следующим направлениям: образовательное: обучение детей новым навыкам, помощь в изучении иностранного языка и т.д.; развлекательное: проведение праздников, организация кружков по интересам и т.д.; медицинское: сбор средств для покупки необходимых вещей и оборудования, помощь в лечении и обучении детей, организация анимационных программ; сопровождение воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения. Благотворительные организации, оказывающие юридическую и психологическую помощь усыновителям; однако это в меньшей степени привлекает к своей работе волонтеров, обычно этим занимаются благотворительные фонды.

Экологическое волонтерство подразумевает уборку мусора, патрулирование в пожароопасный период, посадку деревьев; простые, но необходимые действия, без которых любой большой город не сможет существовать длительное время. Экологическое волотентерство не ограничивается только субботниками, днями чистоты, уборкой парков, лесов и берегов водохранилищ, еще есть проекты по раздельной утилизации мусора, сбор средств на очистку водоемов, в которых принимают участие различные молодежные организации и студенческие союзы, и это направление волонтерства становится особенно популярным в настоящее время. Волонтеры строят скворечники, кормят птиц. Активное развитие принимает также помощь бездомным животным, которая подразумевает устройство бездомных животных в приюты, сбор средств на их лечение, поиск новых хозяев для животных.

Волонтерство в области культуры. Данный вид волонтерской деятельности еще мало распространен в странах Содружества Независимых Государств, однако он имеет очень широкие перспективы. Сюда относятся помощь при реставрации архитектурных памятников, работа по пополнению экспозиционного фонда музеев, организация экскурсий, работа с туристическими группами, которое весьма востребовано в дни проведения крупных спортивных и культурных праздников. Примером этой волонтерской деятельности стало участие в зимней сочинской олимпиаде.

Событийное волонтерство, является отличным методом привлечения внимания общества к благотворительным проектам, например, таким как организация мероприятий, в которых участвуют волонтеры, среди которых могут быть спортивные мероприятия, концерты, ярмарки и фестивали. Подобные формы благотворительных мероприятий позволяют укрепить отношения волонтерских организаций с существующими волонтерами и привлечь новых. Каждый человек одновременно выступает в нескольких ролях: гражданин страны, студент или сотрудник организации, отец/мать, член общественной организации и т.д., поэтому каждая роль имеет взаимосвязь определенными ценностями и убеждениями человека, и, поэтому, каждый выбирает для себя ту форму помощи, которую он хочет оказывать.

Религиозное волонтерство включает в себя многие направления, но отличается тем, что все мероприятия проводятся в рамках религиозного сообщества. В Европе такая волонтерская деятельность очень распространена, при церквях есть инициативные группы, организующие волонтерские акции с привлечением прихожан церкви. В России в последнее время тоже появляется данный вид волонтерской деятельности. Примером служит благотворительная акция «Рождественский подарок», которую проводят католические приходы в разных городах накануне Светлого праздника, вместе с детьми из воскресной школы волонтеры готовят поделки и украшения для рождественской елки. Часть игрушек продается на мероприятиях, а вырученные деньги идут на подарки для прихожан церкви прихожан церкви и малообеспеченных семей.

Корпоративное волонтерство стремительно развивается в России, которое подразумевает участие в добровольной работе в различных социальных программах при поддержке организации, в которой они работают. Как правило, в акциях участвуют не только сами сотрудники, но и привлекаются партнеры и члены семей сотрудников. Самыми популярными программами корпоративного волонтерства являются помощь детским домам и проведение мероприятий для детей; каждая компания самостоятельно выбирает направление интересное им.

Семейное волонтерство очень распространенно на Западе. Такой вид волонтерской деятельности позволяет семейным людям принимать участие в добровольческих проектах, удовлетворить социальную активность и провести время с семьей, т.к. каждый член семьи участвует и оказывает помощь нуждающимся. Например, проведение выходного дня вместе с детьми из детского дома, участвовать в таких мероприятиях можно всей семьей. Для того чтобы волонтерская деятельность была детям интереснее, в нее вносятся игровые и творческие элементы, емкость для сбора пожертвований дети могут придумать и сделать сами.

Волонтерство пенсионеров, в России почти не развито, а вот на Западе одно из распространенных. Данный вид волонтерской деятельности рассчитано на людей пенсионного возраста, т.к. эти люди уделяют волонтерству в два раза больше времени, чем средний волонтер. Волонтеры пожилого возраста занимаются преимущественно оказанием благотворительных услуг, это может быть помощь нуждающимся на дому, уход за больными, помощь в хосписе, профессиональная помощь в области финансов и бухучета, и прочее.

Инклюзивное волонтерство. Привлечение таких людей к волонтерской деятельности довольно новая форма добровольчества для России, в западных странах давно ведется процесс включения людей с инвалидностью в полноценную общественную жизнь. В отношении такой категории людей ведется только работа по облегчению жизни в обществе, помогают им. Но эти людям есть чем поделиться с обществом, т.к. добровольцы с физическими ограничениями также хотят и могут поделиться своими силами и временем для улучшения жизни общества, на Западе им предоставляется возможность проявить волонтерскую активность. В наше время, волонтеры с ограниченными возможностями также могут принять участие в работе волонтерской организации, например, используя Интернет, ведь для большой части работы проекта помощи людям лично присутствовать совсем не обязательно. К очевидным формам помощи относятся: участие в проведении работ и подбору людей для ремонта помещений, уборки парков, проведения праздников и акций.

Виртуальное волонтерство (или онлайн-волонтерство) близко тем людям, чья профессиональная деятельности или стиль жизни связаны с Интернет-средой, а также людям с ограниченными физическими возможностями. Важным качеством виртуального волонтерства служит его использование в качестве сравнительно недорогого способа увеличения вовлеченности людей в развитие определенного сообщества.

Виртуальный вид волонтерской деятельности в российской практике очень редкое явление. Существуют лишь отдельные проекты с участием онлайн-волонтеров, например, Википедия. В написании статей для этого масштабного ресурса участвует масса пользователей, в том числе русскоязычных. В качестве примера благотворительного онлайн-волонтерства можно вспомнить работу сообщества pozar_ru (на сайте www. livejournal.com), которое координировало работу добровольцев, которые занимались тушением пожаров, а также оказывали помощь пострадавшим во многих регионах России.

Международное волонтерство. Количество людей, принимающих, участие в международной волонтерской деятельности, все время растет, мотивы их участия самые разные, от потребности помогать тем, кто больше всего в этом нуждается, до желания путешествовать и стремления пообщаться с разными людьми. Для участия в программах международного волонтерства нужны как профессионалы в определенной сфере, так и люди без специальных навыков. Волонтеры по международным программам обычно работают в развивающихся странах, оказывая помощь в социальной сфере (медицина, образование и др.), а также в районах бедствий и катастроф.

Итак, самыми распространенными видами волонтерской деятельности в России являются корпоративное волонтерство и волонтерство в поддержку детям, оставшимся без попечения родителей. Остальные виды волонтерства, например, такие как: виртуальный, пенсионерский и семейный, очень развиты и развиваются на Западе, которые для нашей страны являются довольно новыми формами добровольчества.

1.3 Психологический анализ волонтерской деятельности

Деятельность как человеческая форма активности, которая выражается в целенаправленном преобразовании им природной и социальной действительности проходит главной связующей нитью через все исследования В.Д.Шадрикова. Взаимодействие человека с обстоятельствами его жизни и развитие личности осуществляется через психологическую функциональную систему деятельности и поведения [36].

С.Л. Рубинштейн выделил такие главные особенности феномена человеческой деятельности, как [27]:

субъектность, т.е. то, что принадлежит человеку, не может являться бессубъектной деятельности;

осуществление в условиях совместной деятельности субъектов;

взаимодействие субъекта с объектом;

Таким образом, категория деятельности, в выше представленной концепции, используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимания психического как изначально включенного в эту связь.

Процесс деятельности разделяется на этапы:

вовлечение в деятельность,

анализ результатов действий и их сравнение с поставленными целями.

Количество и содержание этапов, разными исследователями выделяются в деятельности, и определяется исключительно задачами и целями исследователя, модели деятельности строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Рассмотрим основные виды деятельности, которые свойственны всем людям: учебная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, отдых [2].

Учебная деятельность, представляет собой вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой культурой и опытом старшего поколения, представленными учебными программами в форме совокупности со знаниями и умениями пользованиями ими. Учебная деятельность осуществляется путем соответствующего выполнения деятельности учителем и учеником; по уровню достижения цели учебная деятельность делится на две категории: учение и обучение.

Трудовая деятельность представляет собой целесообразную, сознательную деятельность человека, направленную на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливается к целям, используя механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы, обеспечивая их взаимное влияние с целью достижения заранее намеченной цели. Труд подразделяется на добровольный, вынужденный и принудительный. В качестве решения проблемы негативного влияния вынужденного труда, существующего в современной экономической системе вследствие потребности людей в средствах существования, в некоторых развитых странах вводится безусловный основной доход.

Игровая деятельность подразумевает вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотивы лежат не в ее результате, а в процессе самой деятельности. Это форма деятельности в условных ситуациях, которая направленна на создание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. Различают деловые игры, в которых происходит моделирование производственной ситуации и выработка наиболее эффективных решений и профессиональных навыков; и военные игры, в которых происходит решение практических задач на местности и по топографическим картам.

Типы деятельности делятся по типам отношения субъекта к миру объектов, которые реализуются в представленных выше формах деятельности [2]:

Практическая деятельность осуществляется с целью на преобразования мира в соответствии с поставленными целями человеком.

Познавательная деятельность осуществляется при выполнении практических задач, целями понимания, которых являются объективные законы существования мира.

Эстетическая деятельность, определяется ценностными ориентациями того или иного социума или индивида, которая связанна с восприятием и созданием произведений искусства и предполагает передачу их смыслов.

Психологическая система деятельности представляет собой совокупность психических свойств, качеств субъекта труда, которая организованна для выполнения функций конкретной деятельности.

Развитие психологической системы деятельности происходит также как и в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, и при последующем становлении профессионала и его совершенствовании. Формирование системы деятельности осуществляется за счет включенности в процесс освоения деятельности и профессионально значимых функциональных блоков субъекта, а также их наполнение предметным содержанием, ориентацией на реализацию конкретных рабочих функций, установлением и закреплением взаимосвязей между отдельными блоками [27].

На рис. 1 представлена структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности.

Личностные смыслы выполняют функцию «проводника» и находятся в тесной взаимосвязи с мотивом, как подчеркивает Е.Е. Насиновская, расцвет и самоактуализация личности могут осуществляться тогда, когда основные деятельности, включенные в жизненный цикл, которые задаются смысло- образующими мотивами, делающими жизнь подлинно живой и творческой [23].

Возникновение и эффективность любой деятельности зависит от индивидуальных особенностей человека; вместе с тем сами индивидуальные особенности человека подвергаются влиянию того вида деятельности, которым он занимается, в результате чего могут образовываться сложные переплетения врожденного и приобретенного, которые составляют индивидуальность человека.

Д.А. Леонтьев, выделяет следующие критерии регуляции деятельности, оказывающие на нее свое влияние, одним из которых являются индивидуальные особенности субъекта деятельности, к чему он относится как к средству, так как деятельность подстраивается под особенности субъекта и объекта [17].

Итак, индивидуально-психологические характеристики личности волонтера являются важной составляющей в реализации добровольческой деятельности.

2. Теоретический обзор проблемы мотивация волонтерской деятельности

2.1 Мотивация личности

Существует много определений понятия «мотивация». Обычно, в данное определение включено одно или несколько из приведенных таких слов, как: «необходимость», «пожелание», «цели», «намерения», «потребности», «побуждения», «мотивы», «вознаграждение».

В изучении теорий мотивации существуют два основных подхода. Первый подход основан на исследовании содержательной стороны теории мотивации, базирующийся на изучении потребностей человека, являющихся основным мотивом их проведения и деятельности. К сторонникам такого подхода относятся американские психологи А.Маслоу, Ф. Герцберга и Д.Клелланда. Рассмотрим подробнее их.

Теория мотивации по А. Маслоу, сущность которой сводится к изучению потребностей человека, сознание человека не является предметом психологии, а является его поведение, в основе которого лежат потребности человека [19]:

физиологические потребности, которые необходимы для выживания человека: еда, вода, отдых и т.д.;

потребности в безопасности и уверенности в будущем, которые подразумевают защиту от опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в удовлетворении физиологических потребностей в будущем,

социальные потребности, которые необходимы в социальном окружении и в общении с людьми;

потребности в уважении, признании окружающих и стремление к личным достижениям,

потребность в самовыражении, которая подразумевает рост и реализацию потенциальных возможностей.

Теория мотивации Д. Клелланда подразумевает то, что структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти и к признанию. Успех оценивается не как признание со стороны коллег, а как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них ответственность, и как личные достижения в результате активной деятельности. Стремление человека к власти показывает его успешную работоспособность на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию, характеризует способность к неформальному лидерству и собственному мнению, а также умению убеждать в его правильности окружающих [10].

Согласно теории Д. Клелланда, люди, которые стремятся к власти, должны удовлетворять данную потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

Теория мотивации Ф. Герцберга, характеризуется необходимостью к выяснению того, как влияют материальные и нематериальные факторы на мотивацию человека. Автор создал двухфакторную модель, показывающую удовлетворенность личности работой [10].

Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *