Что не изучает обж медицина химия биология гиена
Тест для 7 класса по ОБЖ за I полугодие.
1. Для чего организму нужно здоровое питание:
а) для роста и развития
б) для плохого самочувствия
в) для развития болезней
2. Из чего состоит пища:
а) из грибков
б) из питательных веществ
в) из бактерий
3. Строительный материал для нашего организма:
а) жиры
б) углеводы
в) белки
4. Питательные вещества, которые дают организму энергию:
а) углеводы
б) жиры
в) белки
5. Что полезно для здоровья:
а) долго ничего не есть
б) есть много сладостей
в) есть овощи и фрукты
6. Наибольшее количество фосфора содержится в:
а) хлебе
б) икре
в) сыре
7. Что является наиболее сильным средством закаливания?
а) воздушные ванны
б) солнечные ванны
в) водные процедуры
8. Где зародились Олимпийские игры?
а) Древняя Греция
б) Древний Китай
в) Древняя Индия
9. Что не изучает ОБЖ?
а) медицина
б) гигиена
в) физика
10. По определению ВОЗ здоровье – это:
а) отсутствие болезней
б) нормальное функционирование систем организма
в) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и дефектов физического развития
г) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения
11. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на здоровье человека согласно концепции факторов риска?
в) деятельность сети здравоохранения
г) факторы окр. среды
12. Временное приспособление к новым условиям существования в результате смены места жительства или климата называется:
13. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием
14. Закончите пословицы и поговорки:
— солнце, воздух и вода – наши…
— хорошо поработал – хорошо …
— быстрого и ловкого болезнь…
Тест за 1 полугодие. 7 класс.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-942073
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Межпредметные связи на уроках ОБЖ
Межпредметные связи на уроках ОБЖ
«Все науки настолько связаны между собой,
что легче их изучить все сразу, нежели какую-либо
одну из них в отдельности от всех».
Рене Декарт
В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания.
Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений обучающихся при изучении многих учебных предметов, в том числе и ОБЖ.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории, экологии и других дисциплин в единый смысловой блок, объясняющий обучающемуся, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться.
В учебном процессе можно выделить три вида межпредметных связей, интегрирующих ОБЖ с другими предметами:
Предшествующие, когда при раскрытии того или иного вопроса педагог опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов. Так, например, при изучении в 7 классе темы «Последствия извержения вулканов. Защита населения» обучающиеся опираются на знания о вулканах, их строении и размещении на Земле, полученные на уроках географии.
Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и в курсах других предметов. К сожалению, реализация такого вида связей – дело случая, хотя при хорошо продуманном и высокоорганизованном учебно-воспитательном процессе сопутствующие связи должны стать основными.
Перспективные, когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Так, например, в 8 классе обучающиеся знакомятся с аварийно химически опасными и радиоактивными веществами, о большинстве из которых на уроках химии им только предстоит узнать.
Таким образом, в курсе ОБЖ предметные знания обучающихся о безопасности, усваиваемые на уроках других учебных дисциплин, обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на уроках химии, физики, биологии, физической культуры и других дисциплин.
В современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий педагогов и обучающихся в формировании системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности.
Приведу несколько примеров межпредметных связей на уроках из своей практики:
Примером реализации межпредметных связей во внеурочной деятельности служат проекты по ОБЖ, создаваемые обучающимися. Так, например, совместно со мной руководителем исследовательской работы обучающихся 10 класса «Неизвестное об известном» о влиянии табакокурения на здоровье подростка, выступил учитель информатики, за консультацией участники проекта обращались к учителям биологии и химии.
Тесное сотрудничество обучающихся с учителями истории и литературы помогает нам проводить поисково-исследовательские работы по истории родного края.
Межпредметные связи успешно реализую с обучающимися 5 класса, посещающими кружок «Юные инспектора движения». Лекторская группа кружка проявляет свои способности в написании статей и подборе информации для газеты «В гостях у Светофорчика».
Педагогическая практика показывает, что широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла.
Таким образом, если знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, будут взаимосвязаны, взаимообусловлены и будут представлять собой единый комплекс, человек сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач.
Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами естественнонаучного цикла
Разделы: ОБЖ
В педагогической науке значение использования межпредметных связей, необходимость интеграции научных знаний отмечались многими учеными.
Межпредметные связи являются неотъемлемой частью современного научного познания, как элемент системности и преемственности в обучении, в том числе и предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Современные исследователи определяют межпредметные связи как «взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями» [2, с.207]. Межпредметные связи способствуют созданию у обучающихся наиболее полной и взаимосвязанной картины мира, обеспечивая их полноценными знаниями во всех областях и развивая умения использования этих знаний на практике, в повседневной жизни. Исследователи (И.Д.Зверев и В.Н.Максимова) считают межпредметные связи дидактическим понятием, имеющим структуру, состоящую из нескольких элементов: знания из одной предметной области, знания из другой предметной области, их связи в процессе обучения. В целом, межпредметная связь представляет собой осознанное соотношение между элементами структуры различных учебных предметов [1]. Установка подобных связей способствует созданию особой системы мышления у всех субъектов образовательного процесса, формированию динамичности мышления, творческого познания, и помогает школьнику освоить необходимые ценностные ориентации. Авторы обоснованно считают, что роль межпредметных связей в образовании должна возрастать, подчёркивая, что: «межпредметные связи должны устанавливаться как в области знаний и умений, так и в отношении формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к усваиваемым объектам и процессам действительности» [5, с.154]. Таким образом, межпредметные связи включены во все сферы образования, используясь как один из основных методов обучения и приобретая всё большее значение. При этом решается задача развития современного научного стиля мышления. «Для формирования и развития такого мышления учащихся, межпредметные связи должны обладать всеобщностью воздействия на педагогический процесс и приобретают статус не просто принципа, а основополагающего дидактического принципа». [5, с.154] — что ещё раз доказывает важность и необходимость наиболее полного применения межпредметных связей в учебном процессе.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», как никакой другой, связан с естественнонаучными и гуманитарными предметами, с которыми плотно взаимодействует, опирается на их знания, а иногда даже опережает их.
Интегративность содержания курса ОБЖ базируется «на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды» [3, с.278]. ОБЖ обладает уникальными возможностями для объединения и систематизации знаний по другим предметам, их обобщения и развития кругозора обучающихся.
Содержание курса ОБЖ переплетается с основами естественнонаучных дисциплин, таких как: биология, физика, химия, география, физическая культура и другими науками. Межпредметное взаимодействие в безопасности жизнедеятельности проявляется дифференциации предметной области, появлении новых научных направлений, новых дисциплин, интегрированных с естествознанием, социологией и другими науками. Это экологическая социальная, информационная, экономическая безопасность и т.д. В рамках общего образования такая дифференциация не присутствует. В школе изучается интегрированный предмет Основы безопасности жизнедеятельности, в частных темах которого затрагиваются специальные вопросы безопасности. В связи с этим трудно недооценить значимость реализации межпредметного взаимодействия в рамках курса ОБЖ, которое осуществляется, прежде всего на уроках. Межпредметные связи работают не только в урочной форме обучения, но наиболее полно могут раскрыться в самостоятельной работе учащихся и во внеурочной деятельности.
Практика показала, что особенно значимыми межпредметные связи становятся при проведении массовых мероприятий комплексной направленности, таких как:
Большими возможностями использования междисциплинарных связей обладает организация и проведение массовых мероприятий по военно-патриотическому и спортивно-оздоровительному направлениям безопасности жизнедеятельности [4].
В практике обучения ОБЖ учитель использует разнообразные приемы и методы работы, направленные на реализацию межпредметных связей: вопросы и задания, наглядные пособия, проблемные ситуации, решение ситуационных задач, побуждая учеников вспоминать пройденный материал, увязывая его с изучаемой темой, с практическим назначением в повседневной жизни, а также подготавливать учеников к восприятию информации на других предметах.
В процессе обучения ОБЖ выделяют несколько видов межпредметных связей:
1. Предшествующие. Учитель опирается на знания учащихся, полученные ими при изучении других предметов. Так, при изучении темы «Последствия извержения вулканов. Защита населения» учащиеся уже знают информацию из курса географии, и на эти знания можно опираться.
2. Сопутствующие. Различные аспекты одного явления могут изучаться в разных предметах в одно и то же время. При этом знания из разных областей дополняют друг друга, создавая целостную картину, формирующую научное мировоззрение. Такое случается не часто, поэтому данный вид связей тяжело реализовать на практике.
3. Опережающие. Некоторые темы безопасности в ЧС изучаются в курсе ОБЖ раньше, чем даны естественнонаучные основы таких явлений в курсах других предметов. В таких случаях необходимо на уроках ОБЖ уделять больше внимания объяснению основ и вводной части. Можно использовать опережающие задания и доклады учащихся. Так, например, в восьмом классе при изучении темы «Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия» учащиеся не знакомы с соответствующими физико-химическими явлениями, об этом им только предстоит узнать на уроках физики и химии.
В этом особенность, интегративность предмета ОБЖ, способствующего обобщению предметных знаний, сразу по нескольким естественнонаучным направлениям, а также, уточнению, систематизации, корректировке и дополнению полученной информации на уроках биологии, географии, физики и химии.
Не стоит забывать, что курс «ОБЖ», способен дать представление о практическом применении полученных знаний, их необходимости, таким образом формируя сознательную личность безопасного типа поведения. Таким образом, предметная область «Основ безопасности жизнедеятельности» способствует созданию целостной научной картины мира, что является важной задачей достижения планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС ООО.
Рассмотрим конкретные примеры установки межпредметных связей в курсе ОБЖ 5 и 6 классов.
Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.
Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера.
Глава 3. Опасные ситуации природного характера.
Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Биология География Физика География
География, 6-й класс, темы — «горные породы и минералы», «вулканы, горячие источники, гейзеры», «вода на земле». Разделы — «атмосфера», «литосфера», «мировой океан», «биосфера». Биология, 5 класс — «среды обитания организмов» и «экологические факторы и их влияние на живые организмы». Физика, 7 класс, глава «движение и взаимодействие тел»; 8 класс, главы «тепловые явления» и «электрические явления».
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие
География, 5 класс, темы — «ориентирование на местности», «чтение плана местности», «ориентирование на местности без карты и компаса», «составление плана маршрута»; 6 класс, темы — «план местности» и «географическая карта». Биология, 5 класс, темы — «среды обитания организмов» и «экологические факторы и их влияние на живые организмы», «разнообразие, распространение, значение растений», «роль бактерий в природе и жизни человека». 8 класс, темы — «координация и регуляция», «опора и движение», «дыхание», «пищеварение», «человек и его здоровье».
Таким образом значимость интеграции учебного курса Основы безопасности жизнедеятельности с предметами естественнонаучного цикла и использование межпредметных связей, обусловлено общностью предметного содержания при изучении вопросов безопасности в тех или иных чрезвычайных ситуациях.
Предмет Основы безопасности жизнедеятельности носит черты междисциплинарности и является интегрированной практико-ориентированной дисциплиной. Использование межпредметных связей на уроках и во внеурочной работе по безопасности жизнедеятельности способствует развитию научного мышления, формированию представлений о взаимосвязи явлений и событий и, в целом, создает единую картину мира.
Изучение методов и приемов использования межпредметных связей при обучении безопасности жизнедеятельности представляет большой интерес и явится предметом наших дальнейших исследований.
Литература
1.Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе/ И.Д.Зверев, В.Н.Максимова. — М.: Педагогика, 1981. — 160 с. Карпачёва Т.В. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 7. С. 207–212.
2.Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ. Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 277–280.
3.Безопасность жизнедеятельности Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Грунин О.А., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Закревский Н.В., Киселева Э.М., Ребко Э.М., Сопко Г.И. Учебник для вузов / Санкт-Петербург, 2014. Сер. Учебник для вузов (2-е издание)
4.Киселева Э.М. Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 87–89.
5.Дугашев В.В. Межпредметные связи как ключевая компетенция.
6.В сборнике: Психодидактика высшего и среднего образования. Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул, Россия; 2014. С. 154–162.
ОБЖ – это и математика, и медицина, и химия, и физика и другие учебные предметы
Когда в далеком 2005-м году я написала статью про школьный предмет Основы безопасности жизнедеятельности, смысл ее был такой: ОБЖ не готовит детей к тому, как вести себя в ситуации опасности. Любой опасности – будь то обращение с электроприборами или поведение во время природной или техногенной катастрофы. А ведь именно для этого он и существует. С тех пор прошло 12 лет, и предмет ОБЖ изменился. А в 2009-м году появилась и всероссийская олимпиада по Основам безопасности.
К чему «готовил» ОБЖ 12 лет назад
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе по инициативе МЧС, в 1997-м году. Тогда Минобрнауки России и МЧС разработали федеральный компонент общеобразовательных стандартов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Вскоре появились и учебники. Но что в них было? Например, семиклассники обязаны были знать, что «чаще всего при тушении пожара в жилище могут быть применены: огнетушители химические пенные ОХП-5П и ОХП-10. Щелочная часть заряда заливается в корпус. Масса огнетушителей в зависимости от марки может быть от 3 до 12 кг. » Далее — схемы, химические формулы. Кстати, заметьте: изучать химию дети начинают лишь в 8-м классе. За невыученные «запорно-пусковое устройство с сифонной трубкой» ставили двойки-тройки. А запомнить это невозможно, да и не нужно. Впрочем, говорят, что были и нормальные учебные пособия.
Очевидно, что такая информация нужна не детям, а тем, кто их, не дай бог, будет спасать. С тех пор содержание предмета изменилось. Хорошо, что всероссийскую олимпиаду по ОБЖ стали проводить только с 2009-го года.
Новые Основы безопасности жизнедеятельности
«На сегодняшний день вопрос безопасности очень важен. Особенно в мегаполисе, – рассказывает главный тренер сборной Москвы по ОБЖ, председатель Клуба учителей ОБЖ «Центр обеспечения жизнедеятельности», Николай Викторович Антонов. – Этому школьному предмету более 20 лет. Многие помнят его предшественника – начальную военную подготовку. Но НВП была кардинально другим. В ОБЖ, конечно, тоже есть раздел по основам военной службы, но он не является основополагающим».
Сегодня предмет ОБЖ обязателен для изучения в школе. То есть, без него выпускник не сможет получить аттестат. Каждая школа имеет право вводить его, начиная с 5-го класса. После появления Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения (как его называют учителя) сама школа может решать, как распределить по классам установленное количество часов и лет для освоения учебного предмета. На уровне среднего общего образования, например, можно все изучить за 10-й класс, а можно – за 11-й или за два года.
Содержание тоже сильно изменилось: «Сейчас этот предмет говорит о воспитании комплексной культуры безопасности ребенка. Он отражает всю его жизнь – от пробуждения утром, до ночи, – рассказал Николай Антонов. – Проблема в том, что ОБЖ находится на стыке наук: это и математика, и медицинская подготовка, и химия, и физика. Цель – научить ребенка не попадать в опасную ситуацию, а уж если попал, правильно действовать».
Мы спросили Николая Викторовича, как изменился предмет ОБЖ? И он ответил, что сегодня больший уклон сделан на повседневную жизнь. То есть, там тоже говорится, как правильно надевать противогаз, но, гораздо больше – о том, как вести себя в метро, в наземном транспорте…
«Предмет разделен на несколько модулей, которые охватывают всю жизнь ребенка. Так можно рассмотреть все содержание предмета ОБЖ. Возьмем обычный день из жизни школьника. Ребенок проснулся утром. Это раздел «здоровый образ жизни», который включает в себя и личную, и общественную гигиену, и здоровье. Ребенку необходимо позавтракать, то есть, он сталкивается с плитой, электрочайником, микроволновкой. Такой раздел в ОБЖ тоже есть. В нем говорится о том, как правильно обращаться с бытовыми приборами, которые находятся в квартире. Ребенок идет в школу. В ОБЖ есть раздел так называемой «комплексной безопасности», в котором есть информация о том, как правильно выходить из квартиры, как вести себя в подъезде, в лифте, как действовать, если вы почувствовали опасность. Предмет ОБЖ учит и тому, как правильно выйти из подъезда и перейти дорогу, чтобы не стать участником ДТП, как без ошибок двигаться на двухколесном транспорте и пешком, как вести себя в метро и наземном транспорте. А еще, как не стать жертвой мошенников. Дальше – пришел ученик в школу. Как правильно сидеть за партой, как считывать информацию с доски, через какой промежуток времени необходимо сделать гимнастику для глаз, сколько можно работать за компьютером с точки зрения безопасности и сохранения здоровья. Информационная безопасность, безопасность в сети – всеми этому тоже учит предмет ОБЖ.
Вторая половина дня, это – внеурочная деятельность, дополнительное образование. И тут ОБЖ советует, какая должна быть двигательная активность во второй половине дня. Затем ребенок приходит домой, и предмет рассказывает о том, как вести себя дома, сколько можно смотреть телевизор, как долго сидеть за компьютером…»
Тут возникает вопрос: неужели школьники прислушиваются и к таким вещам? Николай Антонов ответил так: «Главное – это как изучается материал. На сегодняшний день у каждого учителя есть возможность спроектировать урок по-современному, например, с помощью сценариев Московской электронной школы – это и интересно, и современно и ученики вовлечены в деятельность на уроке. Получается, школьники практически выходят из смоделированных учителями затруднительных ситуаций. Я хочу сказать с полной уверенностью, что ребенок, который знает, как поступить в той или иной ситуации – стрессовой или опасной – так и поступит. А вот если он не будет этого знать, могут произойти неприятности».
Кроме этого, предмет ОБЖ рассказывает и о том, как вести себя в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Даже детям, живущим в городах, нужно знать, как действовать во время цунами или землетрясения. Практика показывает, что они нередко оказываются в тех местах, где такое возможно. «Наша задача – воспитать комплексную культуру безопасности, – говорит Н. В. Антонов. – Ребенок должен предвидеть опасную ситуацию, если есть возможность, – избежать ее, а если нет – то уметь правильно действовать. И всему этому мы учим на уроках ОБЖ».
Как это отражается в олимпиадах
Естественно, новое содержание предмета ОБЖ отражается и на характере всероссийской олимпиады по этому учебному предмету. Олимпиада существует с 2009-го года. За это время задания претерпели существенные изменения. В первые годы там было больше военной тематики, «чрезвычайных ситуаций». Сейчас же задания разработаны с позиций сегодняшнего дня. В Москве в муниципальном этапе участвует более 5-6 тысяч человек. На региональный выходит более тысячи человек. А на финал из всех городов России приезжает всего лишь около двухсот.
Олимпиада традиционно делится на два тура: практический и теоретический. В теоретическом туре проверяется, как ребенок усвоил тот или иной раздел, модуль. Как рассказал Николай Антонов, «конечно же, авторы пытаются заложить в задания теоретического тура кейсовые (ситуационные) задачи, но не всегда это получается. И здесь на выручку идет практическая часть. Она представляет собой комбинированную полосу, которая, предполагает выполнение ряда последовательных заданий. Ребенку дается определенное количество времени (от 5 до 10 минут). Он выходит на старт и должен решить 5-7 разных жизненных задач (показать, как это сделать). Например, сориентироваться на местности по карте (узнать, в какую сторону ему нужно идти). Для практической части, как правило, разрабатывается легенда. Допустим, произошла чрезвычайная ситуация и ребенку нужно спасти пострадавших. Может быть, пострадавший отравился газом. Как спасти человека в этом случае? Или: человек тонет, как ему оказать первую помощь?
У старших школьников есть раздел «Основы военной службы». Они поражают противника гранатой, разбирают автомат Калашникова, стреляют. Есть и элементы альпинизма, или – как перейти через болото, как переправиться через ров, через речку».
Победителей и призеров финала всероссийской олимпиады по ОБЖ принимают к себе многие вузы. В Москве, например, это Академия народного хозяйства при Правительстве России и Российский госуниверситет физкультуры и спорта. Этот школьный учебный предмет – на стыке наук. Такие знания нужны и химикам, и физикам, и медикам, и, конечно же, всем представителям силовых ведомств (в более расширенном варианте этому учат в вузах силовых структур). Также умения нужны и солдатам службы по призыву.
Мы спросили Николая Викторовича, какие регионы обычно лидируют в финале всероссийской олимпиады. «Уже четвертый год первые позиции занимает Москва: в прошлом году было 26 победителей и призеров. А еще, хорошие результаты дают Петербург, Казань и Северо-Кавказский федеральный округ, Башкортостан».
Наталья Иванова-Гладильщикова