Что не характерно для общества потребления

Общество потребления: баланс изобилия

Тема: Стартапы

Что не характерно для общества потребления

Общество потребления — метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления.

Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.

Впервые термин ввел немецкий социолог-фрейдомарксист Эрих Фромм.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Что не характерно для общества потребления

Черты общества потребления

Что не характерно для общества потребления

Что не характерно для общества потребления

Аргументы в защиту общества потребления

Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления и потребительства.

Их основные тезисы таковы:

Аргументы против общества потребления

Что не характерно для общества потребления

Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал:

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом).

Общество потребления Бодрийяра

Бодрийяр рассматривает потребление как цепную психологическую реакцию, которая направляется современной магией, природа которой бессознательна.

Потребление предметов больше не связано с их сущностью — речь идёт скорее об отчужденных знаках предметов, которые существуют лишь в связи друг с другом. Избыток предметов потребления указывает на «мнимое» изобилие, которое Бодрийяр противопоставляет «подлинному» изобилию, существовавшему, по его мнению, при собирательном способе хозяйствования.

Бодрийяр считает, что общество потребления — это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющей смысл структурного закона выживания современного мира.

В этом его идеи перекликаются с теорией дефицитной экономики. Бодрийяр рассматривает потребление в отрыве от естественной природы, считая его следствием возведённой в культ социальной дифференции, направленной на оправдание в любых условиях необходимости экономического роста. В этом он полемизирует, в частности, с Гэлбрейтом, допускающим существование у потребителя рациональных потребностей.

Бодрийяр считает, что в манипулировании потреблением содержится объяснение парадоксов современной цивилизации, для которой равно необходимы бедность, войны и эстетическая медицина, преследующие одну и ту же цель — создание уходящих в бесконечность целей для наращивания производства.

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Источник

Общество потребления

Общество потребления (англ. Consumer society ) — метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества. [источник не указан 576 дней]

Впервые термин ввел немецкий социолог Эрих Фромм.

Содержание

Черты общества потребления

Что не характерно для общества потребления

Что не характерно для общества потребления

Что не характерно для общества потребления

Что не характерно для общества потребления

Аргументы в защиту общества потребления

Что не характерно для общества потребления

Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления и потребительства. Их основные тезисы таковы:

Аргументы против общества потребления

Простые люди покупают вещь — и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость… Человек себя обкрадывает. Если все общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы её этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так — что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?

В России

Общество потребления в постсоветский период в России: Согласно «Российской Бизнес-Газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка — 10—15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления. [5] Финансовый кризис 2008–2009 годов в России затормозил темпы развития общества потребления.

По информации Центробанка в 2004—2005 гг. в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление.

Связанные явления

Вещизм — пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб духовным ценностям. Термин в основном употреблялся в СССР, где престижность вещей часто определяласть не стоимостью, а дефицитностью — соответственно многие люди были озабочены их «доставанием».

«Аффлюэнца» (англ. affluenza ) — термин, составленный из слов influenza (грипп) и affluence (богатство). Обозначает «эпидемию» чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением.

Источник

Общество массового потребления: характеристика и влияние на личность

С развитием экономики, существенным ростом качества жизни, возникновением и функционированием конвейерного производства формируется довольно широкая прослойка представителей среднего класса. Потребление перестает быть вынужденной мерой, люди потребляют больше не для выживания, а для престижа. Теперь формируется общество потребления. В подобном социуме способность к потреблению определяет социальное положение и статус. Сограждане испытывают чувство уважения к человеку, который может себе многое позволить купить.

Характерные черты общества потребления

Что не характерно для общества потребления

К основным чертам социума потребителей относятся:

Люди в таком социуме постепенно привыкают, что нельзя обойтись без ультрамодного нового лекарства при болезни и его нужно купить, начинают думать, что для занятия спортом обязательно приобретать абонемент в зал. Много новых изобретений довольно полезные и облегчают жизнь. Однако перед приобретением стоит подумать о необходимости такой вещи в домашнем обиходе.

Теория Жана Бодрийяра

Что не характерно для общества потребления

Французский социолог в 1970 году издал в свет труд «Общество потребления». В книге он рассматривает основные черты такого социума, сложившегося в его стране, говорит о негативном воздействии. Жан Бодрийяр под обществом потребления понимает социум со следующими характерными и признаками:

Одновременно такой социум представляет собой общество заботы и насилия. СМИ отражают действительность в нужном ключе, тем самым, формируя новую реальность.

Аргументы в защиту общества потребления

Что не характерно для общества потребления

Серди положительного влияния потребительского социума принято называть:

Таким образом, общество массового потребления не всегда плохо. При наличии денежных средств и осознанности потребителя такое общество оказывает положительное влияние, открывает широкие возможности для личностного роста.

Негативное влияние на личность человека

Что не характерно для общества потребления

Несмотря на большое количество положительных сторон общества потребления, у такого социума есть и значительные минусы. Одна из негативных сторон может разом перечеркнуть все хорошие моменты.

Возвращение к животным инстинктам

В социуме, где поощряется избыточное потребление, где без труда можно взять желаемое, оформив за углом кредит, человек развращается. Человек в таком состоянии превращается в животное.

Животное живет инстинктами и не станет потреблять свыше необходимого для проживания. Но у человека есть разум и он не имеет границ.

Инфантилизация населения

Люди становятся управляемыми, пассивными, не отдающими отчет своим действиям. Незримые авторитеты диктуют как жить, что нужно человеку. Это напоминает отношения родителей с маленькими детьми, за которых все решают взрослые.

Не все люди сегодня могут ответить, для чего им понадобился новый сотовый телефон, если старая модель еще функционирует.

Изменение отношения к труду

Люди стремятся получить деньги с приложением наименьших усилий. Все меньшее количество людей способны трудиться на регулярной основе. В обществе культивируются профессии, относящиеся исключительно к сфере услуг. Пропагандируются идеи о легкой жизни, без напрягов, что все можно сделать нажатием одной клавиши. Актуальны такие предложения услуг – доставка готовой еды из кафе до двери, привоз продуктовой корзины.

Легкие деньги культивируются азартными играми, продажей красоты и прочее.

Что не характерно для общества потребления

Зависимость от благ и кредитов

В потребительском социуме население становится зависимым от благ и кредитов. Кредитные займы позволяют рассчитывать на удовлетворение желаний, на которые человек еще сам не заработал.

Более того, человек в обществе потребления перестает правильно определять истинные ценности. Преобладают фальшивые ценности. Человек в таком социуме ценен наличием дорого автомобиля, последней марки телефона, возможностью посетить курорт и престижной работой. Обычно работа человеку не нравится, но должность является престижной в сознании представителей масскультуры. Человек больше не рассматривается как личность, способная на поступки.

В подобном обществе нет места для умственного и нравственного развития личности. Хозяевам жизни не очень удобно разумное население, им станет сложно управлять и внушать необходимость постоянных покупок, предоставления на это займов под проценты.

Ситуация в России

В России общество потребления еще не сформировалось полностью. В последнее время расширился круг миллионеров, стал больше средний класс. Но большая часть населения страны еще находится за чертой бедности. Граждане могут обеспечить себя самым необходимым – питание, проживание, лекарственные препараты и недорогая одежда из массмаркетов.

Однако за крайние 10-20 лет изменилось отношение к потреблению. Если говорить о молодых представителях среднего класса, то стали покупать фирменные гаджеты, сотовые телефоны. Причем молодежь не использует планшеты для прочтения книг, а по большей части отдает предпочтение незамысловатым играм.

Что не характерно для общества потребления

Как жить в обществе потребления – советы

В обществе потребления важно оставаться человеком с незамутненным разумом, понимать – что необходимо, а без чего можно и обойтись. Вот несколько советов в таком социуме:

Таким образом, общество потребления навязывает ценности фальшивые, ото которых человек перестает быть самим собой. Индивид тем ценнее в таком социуме, чем круче у него автомобиль или есть новейший айфон. Население становится несамостоятельным, не любит упорный труд, молодое поколение не хочет развиваться и учиться.

Потребительское общество оказывает положительное влияние, если индивид осознанно отнсится к своим поступкам. То есть прекрасно понимает, что для работы ему нужен ноутбук, который можно приобрести в любом магазине техники (общедоступность). И совсем не обязательно покупать ноутбук последней модели с дополнительными функциями.

Источник

Общество потребления

Общество потребления (англ. consumer society ) — совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Общество потребления является одной из черт современного общества.

Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Содержание

Черты общества потребления

Аргументы против общества потребления

Аргументы в защиту общества потребления

Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников общества потребления. Основные тезисы сторонников общества потребления и консьюмеризма таковы:

Общество потребления в России

Согласно «Российской Бизнес-Газете» анализ последнего пятилетия показывает стабильно высокие темпы развития российского потребительского рынка — 10-15 % прироста ежегодно. Даже негативное влияние инфляционных процессов не останавливает наметившуюся с 2000 года тенденцию превращения России в постиндустриальное общество потребления. *

По информации Центробанка в 2004—2005 гг. в России наметилась тенденция превышения темпами роста потребительских расходов населения темпов роста его доходов. Специалисты Банка России уверены, что в этом виновато кредитование потребителей, которое развивается бурными темпами и меняет психологию россиян, стимулируя потребление. *

Сходные явления

Вещизм — пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб ценностям духовным. Термин в основном употреблялся в СССР, где престижность вещей часто определяласть не стоимостью, а дефицитностью — соответственно многие люди были озабочены их «доставанием».

« Аффлюэнца » (англ. affluenza ) — термин, составленный из слов influenza (грипп) и affluence ( богатство ). Обозначает «эпидемию» чрезмерного труда (например, когда человек подрабатывает в дополнение к основной работе), роста потребительской задолженности и постоянной озабоченности своим материальным положением.

Использованная литература

Рекомендуемая литература

См. также

Ссылки

de:Konsumgesellschaft en:Consumerism fr:La Société de consommation uk:Cпоживацтво

Источник

Общество потребления

Что не характерно для общества потребления

Сегодня нас практически везде окружают призывы покупать. Интернет, телевидение, радио, рекламные баннеры в стихах и красках рассказывают о том, без чего человек не может обойтись, а заодно и формируют образ успешного и модного человека, идущего в ногу со временем, находящегося в тренде. СМИ создают общественное мнение, ценности, потребности, определенные социальные нормы, к которым каждый из нас должен стремиться. Говоря проще, мы живем в обществе потребления. О том, хорошо это или плохо, какие у него есть плюсы и минусы, как оно влияет на сознание и к чему это может привести, мы и хотим поговорить в этой статье.

Общество потребления и человек-потребитель

Буквально со всех сторон рекламщики призывают людей (и в особенности молодое поколение) брать от жизни все, жить для себя, жить на полную катушку, смело отдаваться беззаботности и веселью. Показателем статуса и успеха (и даже интеллекта!) являются крутые дорогие телефоны, модные кроссовки, машины, «напичканные» всевозможными опциями, и т.д.

Продается сегодня почти все, причем это касается не только материальных вещей, но и времени, умений, способностей, красоты. Есть даже такие услуги как «Муж на час», «Друг на час» и немало других. Т.е. даже общечеловеческие ценности сегодня становятся предметом торга. Получается, что в обществе потребления настоящие ценности превращаются в искусственные (хотя это и спорно).

С какой бы стороны мы ни посмотрели на предпосылки и причины появления такого общества, мы увидим, что оно создано человеком. И человек в обществе потребления чувствует свою ценность, самодостаточность и самоуважение, не обладая какими-то важными личными качествами, а соответствуя определенному потребительскому поведению.

Человек-потребитель ценит себя (и другие люди-потребители его в этом поддерживают) не за личные достижения, а за обладание вещами. Он думает о себе нечто вроде: «У меня есть такая-то квартира, такая-то машина, такие-то вещи, значит, я крут и успешен, жизнь удалась». И совсем не обязательно, чтобы эти вещи действительно ему нравились. Главное – чтобы они ценились в обществе потребления, соответствовали установленным социальным нормативам.

В этой картине нет ничего о самом человеке, зато масса описаний внешних атрибутов его жизни. Человек отождествляет себя с тем, что у него есть. Материальные вещи вроде «расширяют» его личность, а иногда даже замещают ее, ведь внутренние (моральные, духовные и т.д.) критерии ценности просто-напросто исчезают.

В обществе потребления куда-то на второй план отходят такие достижения как, например, вырастить и поставить на ноги детей, быть хорошим родителем и человеком, уметь самостоятельно выбирать и принимать решения, личностный рост и саморазвитие, понимание смысла жизни и своего предназначения.

Но это лишь несколько характерных черт общества потребления и человека-потребителя. Также можно выделить и другие особенности, к примеру, повышение личных расходов людей, снижение роли мелких торговых предприятий, изменения в области коммуникаций и другие.

Если вам интересно рассмотреть данный феномен именно в таком ключе, советуем почитать книгу «Общество потребления» Жана Бодрийяра и эссе «Человек одинок» Эриха Фромма. Чтобы понять, о чем примерно в них идет речь, посмотрите этот небольшой видеоролик, где Фромм рассуждает о деньгах и счастье человека:

Влияние общества потребления на психологию и сознание

Условно мы можем разделить потребности людей на две группы:

Социум, пропагандирующий избыточное потребление, мотивирующий к приобретению все большего количества вещей и формирующий подменные ценности, не мог появиться сам. К этому привели социальные и экономические предпосылки, наиболее значимыми среди которых являются развитие корпораций и политика кредитования.

Предлагая все больше денег и обещая выгодные условия, акулы бизнеса вынуждают людей пользоваться какими-то услугами, даже если те не особо-то этого и хотят. В итоге создается культура жизни в долг, культура безграничного потребления. И, находясь в этой культуре, человек испытывает огромнейшее давление на свое сознание (и не всегда осознает это!) Рассмотрим основные результаты, к которым это давление может привести.

Изменение отношения к работе и труду

Общество, ориентированное по большей части на потребление, меняет отношение людей к труду как к деятельности. Наиболее серьезно это сказывается, конечно же, на молодом поколении. На рынке труда появляются все новые профессии, преимущественно в сфере услуг. При этом подавляющее большинство этих услуг избыточно или же направлено на удовлетворение второй группы потребностей.

Ото всюду мы слышим, что жизнь нужно сделать легкой; все должно быть максимально доступно. Нам вообще не нужно ничего делать – достаточно кликнуть кнопкой мыши, и все, что нужно, в этот же день будет доставлено к порогу дома. Но это только одна сторона.

Другая состоит в том, что всего за несколько часов неквалифицированного труда (например, раздача листовок на улице) порой можно заработать до тысячи рублей (а иногда и больше). Произведя несложные расчеты, мы увидим, что человек, не имеющий никакого образования и опыта, может заработать неплохие деньги. За месяц это может быть больше, чем зарабатывает учитель или врач в поликлинике.

Исходя из этого, человеку приходит мысль: зачем мне учиться и получать образование, если я могу и без этого неплохо зарабатывать? Это, конечно, утрированный пример, но он не далек от реальности. Таким образом, происходит переориентация на легкий труд и отказ от систематической работы, обесценивается образование; квалификация и специализация теряют свою ценность.

Однако можно увидеть, как отношение к труду в обществе потребления меняется и в прямо противоположную сторону. Огромное количество людей (и здесь уже вопрос касается преимущественно старшего поколения) поражено «эпидемией» чрезмерного труда. Люди посвящают работе все свое время, подрабатывают, чтобы больше заработать и угнаться за тенденциями, что негативно сказывается и на здоровье, и на личной жизни, на семейных отношениях, и на возможности самореализации.

В результате, жизнь человека, постоянно озабоченного своим материальным положением, становится похожей на каторгу. В дополнение к этому растет его потребительская задолженность. Все это может привести к самым неблагоприятным последствиям, затрагивающим абсолютно все области и сферы внутренней и внешней жизни человека.

Инфантилизация человека

В обществе потребления человек стремится удовлетворить избыточные потребности и потребности второй группы. Конечно же, и потребности первой группы будут удовлетворяться, но основное внимание будет уделено потребностям, которые формируют для людей «авторитеты» (мода, тренды, компании, рекламщики и т.д.)

Каждый из нас что-то делает и проявляет активность, когда стремится к чему-то. Жизнь дана человеку не только для того, чтобы есть, пить и спать. Но чтобы осознавать свои цели и желания, нужно рефлексировать, понимать себя, знать себя, соотносить желания и возможности.

Если мы умеем соизмерять свои способности, ресурсы и потребности с целями и задачами, нас можно назвать взрослыми людьми. А общество потребления сводит все эти умения к нулю, делая каждого из нас инфантильным человеком. И снова: если взрослые люди еще сохраняют адекватное отношение к вещам, то современная молодежь уже живет в мире, где это норма.

Инфантилизация людей распространяется все больше. В реальной жизни это наблюдается через запоздалое взросление, нежелание и неспособность заниматься упорным трудом, тяготение к беззаботному и легкому существованию, не умение принимать решения и справляться с трудностями, безответственность и несерьезность. Сюда же можно отнести и разные формы зависимостей: от Интернета, компьютерных игр, гаджетов и т.д.

Замещение ведущей деятельности

В психологии есть очень интересный термин – ведущая деятельность. Он используется для обозначения деятельности, продуцирующей образование важнейших для человека психологических особенностей по мере его развития. Проще говоря, это главный тип человеческой активности в том или ином возрасте, на базе которого происходят изменения в психике.

Например, для ребенка ведущая деятельность состоит в игре, для подростка – в обучении, для взрослого – в работе. Общество потребления – это то, что изменяет ведущую деятельность человека. Люди не желают трудиться и учиться, но хотят играть (и здесь опять речь о изменении отношения к труду и инфантилизации).

Если копнуть глубже, то изменение ведущей деятельности приводит к тому, что люди все реже хотят брать на себя ответственность, и это сказывается на отношении к институту семьи. Увеличивается возраст вступления в первый брак, становится все больше людей, вообще не желающих связывать свою жизнь узами брака.

Ответственные поступки – признак взрослости, зрелости. Но человек-потребитель напоминает ребенка, которому не нужен партнер, – ему необходим родитель (естественно, речь о социальных ролях). Если подвести все это к общему знаменателю, то ведущая деятельность для людей в обществе потребления – это не взрослая жизнь, а детская.

Развращение сознания

Не сочтите за ханжество, но бесконтрольное потребление действует на сознание именно развращающим образом. Когда человек может вот так вот запросто и без всяких проблем пойти и набрать вещей в кредит или взять займы практически в любом размере, в нем начинают просыпаться животные инстинкты.

Это значит, что человек становится всецело поглощен удовлетворением своих потребностей, теряя чувство меры. Его разум затмевает огромное количество «возможностей», которыми он непременно спешит воспользоваться. Он считает, что весь мир в его руках: захотел – получил.

Общество потребления внедряет в сознание людей идею, что нужно жить одними лишь своими желаниями, не задумываясь о последствиях, но за все в один прекрасный момент приходится платить. И это тоже в свою очередь может привести к самым разным, но чаще всего неприятным последствиям.

Кроме того, ощущение вседозволенности проецируется и на другие сферы жизни: общение с родными и друзьями, отношения с противоположным полом, профессиональные отношения и любую другую коммуникацию вообще. Человек-потребитель требует от людей чувств, любви, определенного отношения к себе, уважения. Он уверен в том, что это можно получить, если не просто так, то за деньги уж точно.

Не менее печально и то, что многие люди готовы все это давать, и, опять же, за деньги. Повсеместно сегодня можно встретить искусственную любовь, дружбу, заинтересованность и т.д. Но как только заканчиваются деньги, от всего этого не остается и следа, ведь люди выполнили свои «финансовые обязательства» друг перед другом.

Жизнь в зависимости и иллюзиях

В обществе потребления ценности и желания человека формируются кем-то «свыше». Это можно сравнить с тем, как родители постоянно решают за своих детей, что им делать, что есть, что надевать, чего хотеть, в конце концов. Далеко не каждый взрослый (а молодежь – и подавно) не способен ответить, например, для чего он меняет свою вполне еще хорошую и рабочую машину или тот же телефон на более новый.

Таких ситуаций множество, но все они говорят, что мы теряем способность самостоятельно выбирать. Мы становимся зависимыми – от того, что подумают другие, от вещей, которыми пользуемся, от новинок на рынке, от денег как таковых и т.д. Мы перестаем нормально спать, мечтая расплатиться с кредитом и взять новый, чтобы купить что-нибудь еще. Или оттого, что погрязли в долговой яме, и уже не известно, сможем ли из нее выбраться.

Что же касается иллюзий, то с одной стороны человек надевает розовые очки, начиная верить в искусственные ценности, а с другой – погружается в симулятор жизни – компьютерные игры, социальные сети, чтобы оставаться «на волне», не оказаться «аутсайдером», соответствовать «требованиям», диктуемым обществом потребления.

Да, картина получается не очень радужная. Но этот вовсе не повод опускать руки и становиться пессимистом. На самом деле в силах каждого из нас справиться с давлением потребительского социума. Нужно лишь немного пораскинуть мозгами и стараться вести осознанный образ жизни, не теряя самосознания и индивидуальности.

Далее в статье мы дадим вам несколько полезных советов, как, живя в обществе потребления, все же оставаться свободным от его пут и навязчивых идей. Но прежде мы хотели бы подвести итог основным размышлениям и кратко перечислить аргументы ЗА и ПРОТИВ того, о чем мы сегодня беседуем.

Общество потребления: ЗА и ПРОТИВ

Что не характерно для общества потребления

Нельзя рассматривать общество потребления, указывая только на его недостатки и разрушающее воздействие на человека и социум. Поэтому мы предлагаем вам познакомиться с мнениями общественных деятелей, социологов, экономистов и психологов как против данного феномена, так и в его пользу.

Итак, что же плохого видят в обществе потребления специалисты:

Но в противовес противникам общества потребления его «защитники» приводят такие аргументы:

Суть профессиональных мнений в нашей статье изложена кратко, и, если вам хочется разобраться в деталях, еще раз посоветуем почитать работы Жана Бодрийяра и Эриха Фромма, а также Жоржа Перека, Наоми Кляйн, Герберта Маркузе, Ги Дебора, Линдстрома Мартина.

Однако изложенных идей вполне достаточно, чтобы составить более-менее объективное мнение об обществе потребления. Мы не беремся судить: хорошо это или плохо, и выводы в любом случае делать вам.

Как жить в обществе потребления

Все, о чем мы сказали выше, носит системный характер. Будучи в этой системе, человеку сложно всегда вести осмысленную жизнь, не забывать о себе. Но все-таки каждый может повлиять по положение дел, конечно, не «сломать систему», но хотя бы перестать быть ее послушным винтиком – человеком, слепо бредущим за «авторитетами».

Нижеследующие рекомендации пригодятся взрослым, подросткам, детям и родителям, педагогам и учителям, желающим воспитать здоровое отношение к себе, жизни, деньгам, товарам и услугам:

Это лишь несколько рекомендаций, и при желании, а также чтении тематической литературы (Жан Бодрийяр, Эрих Фромм и книги других авторов) вы можете найти их больше. Но все они, так или иначе, будут связаны именно с тем, что человек должен перестать быть «профессиональным» потребителем, а для этого нужно всячески всесторонне развиваться, читать книги, расширять кругозор, общаться с интересными и умными людьми, познавать окружающий мир.

Секрет выхода из общества потребления – максимально осознанная жизнь, обдуманные решения, действия и поступки, точное понимание того, чего хочешь, а что навязано этим самым обществом. Мы живем в замечательное время и стремимся к положительным переменам, и, естественно, нельзя говорить, что прогресс во всех его проявлениях и наличие огромного количества товаров и услуг – это однозначно плохо.

Есть масса полезных и нужных вещей, делающих жизнь комфортнее и проще. Но это не означает, что мы должны полагаться лишь на них. Они должны служить дополнением, но не заменителем нашего успеха, ума, личности, внутреннего мира. Наша задача – всегда думать своей головой. И если мы сумеем сохранить ясность своего мышления, развить и поддержать ее в своих детях, мы сможем остаться хозяевами своей жизни и себя самих. Поразмышляйте об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *