Что не характерно для командной экономической системы

Командная экономика: что это такое и какие признаки

Что не характерно для командной экономической системы

В процессе развития человеческого общества естественным путем сформировалось несколько основных видов экономических систем, которые в итоге были приняты на вооружение многими государствами. В то время как вершиной этой эволюции считается рыночная экономика, а традиционная — удел слаборазвитых стран, особняком стоит командная, которую нельзя однозначно назвать плохим или хорошим вариантом организации хозяйственных отношений.

В этом материале мы в деталях разберем, что из себя представляется командный тип экономической системы, какими преимуществами и недостатками характеризуется и в каких странах он нашел применение.

Что такое командная экономика

Что не характерно для командной экономической системы

Командная (или плановая) экономика — это экономическая система, для которой характерно главенство правительства страны в вопросах производственного регулирования и распределения ресурсов, которые находятся в общественной (а по факту в государственной) собственности. По своей сути это прямая противоположность рыночной экономике, поскольку здесь нет места частной собственности на средства производства, свободе предпринимательства и здоровой конкуренции.

Вместо этого создается централизованный экономический план (отсюда и название — плановая экономика), в котором прописывается, какие продукты, для кого и в каком количестве должны производить предприятия.

Рынок внутри государства с командной экономикой отсутствует как таковой, но присутствуют чисто формально к нему относящиеся элементы в виде сети торговых учреждений (государственных или кооперативных), через которые происходит реализация товаров населению.

Также смотрите подробное сравнение командной и рыночной экономики в видео ниже:

Сравнение рыночной и командной экономики

Признаки командной экономики

Что не характерно для командной экономической системы

Понять, что в стране установлен командный тип экономической системы, можно по следующим признакам:

Примеры командной экономики

Что не характерно для командной экономической системы

Один из самых ярких примеров — Советский Союз (СССР), являющийся первой страной, которая в момент своего формирования сразу же полностью перешла на командную экономику и придерживалась этой системы весь период своего существования.

Частное предпринимательство в СССР было поводом для уголовной ответственности, поскольку противоречило идее централизованного управления экономикой. Также в отдельные периоды считалось преступлением отсутствие работы без уважительной причины в трудоспособном возрасте.

Повышенное внимание уделялось развитию военно-промышленного комплекса и выпускающих производственные средства отраслей — суммарно их доля в экономике достигала 70%. При этом по показателям ВВП Советский Союз всю свою историю значительно уступал странам Западной Европы.

В свое время примеру СССР последовали Куба, Германия, Китай, Вьетнам, Северная Корея и другие социалистические государства Европы и Азии.

В Германии командная экономика существовала в период расцвета национал-социалистической доктрины Третьего рейха (с 1933 по 1945 годы). Были широко распространены элементы централизованного планирования и активного вмешательства государства в экономические процессы.

Также во время Второй мировой войны применялась практика изъятия ресурсов и применения принудительного труда, в особенности на оккупированных территориях. Основной производственный акцент, конечно же, делался на военную технику и оснащение.

На Кубе командная экономика появилась с приходом к власти в 1959 году Фиделя Кастро. Была проведена национализация банков, а также ряда промышленных предприятий, земель и других видов собственности, в том числе принадлежащих зарубежным компаниям. В то же время были снижены тарифы на коммунальные услуги и медобслуживание для населения, введена карточная система.

Впоследствии почти во всех странах с командной экономикой произошло ослабление централизации и ущемления частного предпринимательства, начался плавный переход к рыночным отношениям.

Исключением до сих пор является Северная Корея (КНДР) — полностью закрытая уже более 60 лет страна с плановой мобилизационной экономикой, сосредоточенной на аграрном и промышленном секторах с уклоном в тотальную милитаризацию.

Командная экономика: плюсы и минусы

Что не характерно для командной экономической системы

Если взглянуть на опыт государств с командной экономикой, можно прийти к выводу, что основными недостатками таких систем являются:

К положительным сторонам командной экономики можно определить:

Несмотря на наличие некоторых явных плюсов, история говорит о слабой эффективности и жизнеспособности командной экономики.

Источник

Командная экономическая система

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика командной экономической системы

Экономическая система играет огромную роль в жизни государства. В зависимости от того, какая развивается экономическую система в стране, определяется способ распределения и управления ресурсами.

Командная экономическая система – форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством.

Основной регулирующей единицей в командной экономике является государство. Оно отвечает на вопросы, кому, как и в каком количестве производить. Это обосновывается тем, что в данной системе преобладает государственная собственность. Основная масса ресурсов принадлежит населению, а управление ресурсами осуществляется государством.

Не смотря на то, что рынок в данной системе заменяет централизованное планирование, элементы рынка находят свое отражение в командной экономической системе. Вся произведенная продукция называется товаром, с небольшим отличием в том, что цены на данный товар регулирует государство.

В данной системе осуществляется посредничество между государственными или кооперативными предприятиями и покупателями. Регулирование спроса на товарную продукцию осуществляется посредством планирования на основе данных статистики. В данной системе практически не развивается частный бизнес, так как для него существуют серьезные препятствия и преграды.

В качестве примера командной экономики выступает бывший Советский Союз и страны социалистического направления.

Преимущества и недостатки командной экономики

Обобщив основные характерные черты командной экономики можно выделить ее преимущества и недостатки. К преимуществам относят:

Готовые работы на аналогичную тему

Наравне с преимуществами такая система имеет свои недостатки:

Задачи, которые ставят командная экономика, заключаются в следующем: мотивирование работников, экономическое регулирование цен, передача произведенной продукции государству для дальнейшего обеспечения населения, планирование.

Преимуществом командной экономической системы является практическое отсутствия кризиса перепроизводства. Но при этом может возникать дефицит производства качественной продукции, так как отсутствует конкуренция. Например, зачем снабжать население более качественной продукцией, если все равно альтернативы не существует, а население будет вынуждено покупать имеющийся в наличии товар.

Еще одним положительным моментом данной системы является ресурсная экономия, прежде всего это касается людских ресурсов. Страна в условиях командной экономической системы быстрее отреагирует на экономические и политические угрозы.

Командная экономика очень противоречива. Централизованное государственное управление не может охватить все аспекты развития предприятий. Работа контролирующих органов верхней экономической системы перегружена и очень часто результат того или иного решения зависит от качеств определенной личности. В качестве критериев для работников, занимающие руководящие должности, выдвигаются исполнительность и способность выполнения приказов, вместо умения оценивать компетентность сотрудников.

Источник

Характеристика командной экономической системы

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

Источник

Командная экономика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика командной экономики

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или её отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведённая продукция считается товаром, но цены на неё устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Командная или плановая экономика характеризуется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Готовые работы на аналогичную тему

Преимущества и недостатки экономической системы

Преимуществами командной экономики являются:

минимум неопределённости в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоёв общества;

возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 1.

Что не характерно для командной экономической системы

Рисунок 1. Характеристика рыночной и командной экономических систем по двум основным признакам

Основные идеи командной экономики

Директивное планирование. В основе административно-командной системы лежит принцип директивного планирования. План, разработанный центром (Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР), является основным законом административной системы. На основе плана отраслевыми министерствами разрабатываются задания для отраслей экономики, и затем для предприятий, строек, колхозов и выделяются материальные ресурсы.

Вся произведённая продукция предприятий передаётся в распоряжение вышестоящих органов материально-технического снабжения или торговли (Государственный комитет по материально-техническому снабжению), которые передают её потребителям.

Экономические рычаги в механизме управления (цены, зарплаты, банковский процент) играют формальный характер. Цены на товары и зарплаты работникам определяет центр (Государственный комитет цен при Совете Министров СССР). Основные накопления предприятий изымаются в бюджет (Министерство финансов СССР).

Мотивация работников. Для каждой категории работников служебный оклад определяется централизованно одинаковым образом по всей стране (Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам). Дополнительные премии платят за выполнение планов центра, из ограниченного фонда премий, только по указанию начальства. Существенную роль в мотивации работников играют административное поощрение и принуждение. Поощрением является повышение по службе, принуждением являются выговоры, наказания.

Противоречия командной экономики:

Центр не в состоянии охватить всю экономику и каждое предприятие своим руководством.

Верхние этажи административной системы перегружены текущей работой.

Проблема экономических оценок принимаемых решений. Для оценки принятого решения нужно сопоставлять затраченные ресурсы и произведённую в итоге продукцию. Но для этого сопоставления нужны объективные, соответствующие общественно необходимым затратам цены, которые может определить только рынок, а не администратор.

Качество принимаемых решений зависит персонально от личности руководителей, особенно от первого лица.

Торможение научно-технического прогресса вызвано тем, что все права на основные решения сосредоточены на верхних этажах системы управления и сами решения принимаются волевыми, субъективными методами.

Критерием выдвижения руководящих работников являются не творческие способности и компетентность, а исполнительность и способность не рассуждая выполнять приказы начальства, личное знакомство с руководителем. Предпочтение при выдвижении отдаётся тем, кто по своим деловым качествам не может составить конкуренции с выдвигающими. В результате качество руководящих кадров неуклонно ухудшается.

Источник

Типы экономических систем

Что не характерно для командной экономической системы

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие экономической системы

Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления экономического продукта.

Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.

Тип экономической системы характеризует:

Перечислим основные типы экономических систем, которые рассматривают в школе на уроках обществознания.

Основные типы экономических систем

В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:

Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.

Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.

Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.

Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.

Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.

Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.

Что не характерно для командной экономической системы

Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем

К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:

Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.

Взаимоотношения с соседними странами. Этот фактор тоже определяется географическим положением. С граничащим государством можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.

Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если экономика не способна справиться с текущими проблемами, ее нужно реформировать.

Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.

Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.

Отличительные черты экономических систем

Черты традиционной экономики

Особенности командно-административной экономики

Черты рыночной экономики

Характерные черты смешанной экономики

У смешанной экономики нет уникальных отличительных черт, так как в ней присутствуют элементы других экономических систем. Вот что характерно для этой экономической системы:

Таблица с различиями видов экономических систем

Критерии отличияТрадиционная экономикаКомандно-административнаяРыночнаяСмешанная
Кому принадлежит собственностьПреимущественно общинеПреимущественно государствуПреимущественно частным лицамРазнообразие форм собственности
Что производятОсновано на традицияхОбщественные благаПотребительские товарыОбщественные и потребительские товары
Как производятРешает государствоРешает производительРешает производитель и государство
Для кого производятДля всех потребителейДля конкретных потребителейДля всех и для отдельных потребителей
Роль государстваАктивнаяОпределяющаяОхраннаяОхранная, антимонопольная, информационная, роль по перераспределению доходов

Достоинства и недостатки типов экономических систем

Рассмотрим достоинства и недостатки каждой экономической системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *