Что не характерно для чистой монополии

Раздел 3. Конкуренция и монополия в системе бизнеса

Цель и задачи темы

Цель данной темы – раскрыть особенности монополии.

Задачи:

Оглавление

3.2.1. Понятие и характерные черты монополии

Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.

Существует ряд факторов, которые приводят к тому, что фирма становится монополией.

Во-первых, монополия может стать результатом нововведений и новаций. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дает исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения.

В-четвертых, создавать и поддерживать монополию может государство, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам.

Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:

Оптимум объема производства монополии определяется на основе правила равенства предельной выручки и предельных издержек: MR = MC. При этом цену монополия назначает в соответствии с ценой спроса на данный объем продаж.

Сравнение оптимума монополии с конкурентной фирмой показывает, что в условиях монополии выпуск продукции меньше, а цена выше. При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара. В итоге по сравнению с конкурентной фирмой прибыль монополиста больше.

Существование монополии и монопольной власти вызывает необходимость государственного регулирования. Оно может осуществляться путем установления предельных цен, введения налогов, а также через антимонопольное законодательство.

3.2.2. Формы и виды монополий

Монополия выступает в различных формах: в форме картеля, синдиката, треста, концерна, консорциума, конгломерата.

Картель – это группа производителей, совместно максимизирующих прибыли посредством фиксации цен и ограничения объема производства продукции. Цель его создания – установление монополистического контроля определенного рынка. Участники картеля сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность, но условия соглашения ограничивают их деятельность.

Картели систематизируются по следующим основным категориям:

Синдикат – объединение предприятий, производящих массовую однотипную продукцию, с целью устранения излишней конкуренции. За участниками синдиката сохраняется собственность на средства производства, а произведенная продукция реализуется как собственность объединения. Вопросами сбыта товаров, а зачастую и закупок сырья занимается контора синдиката, куда его члены сдают свои товары по определенной, заранее установленной цене.

Трест – объединение предприятий, как правило, одной отрасли. Согласовывается не только торговая, но и производственная деятельность. Самостоятельность предприятий в действиях ликвидируется, однако юридически они остаются независимыми. Собственники предприятий получают определенное количество акций в соответствии с величиной вложенного капитала и тем самым на соучастие в управлении и на соответствующую долю прибыли. Правление треста, состоящее из наиболее крупных акционеров, регулирует всю деятельность, заключает договоры, устанавливает цены и сроки платежа, распределяет дивиденды. Может производиться закрытие или техническое перевооружение отсталых предприятий.

Объединяются не только предприятия, производящие однородную продукцию, но и связанные между собой технологическим циклом производства, взаимно дополняющие друг друга в процессе последовательной обработки или переработки. Это ликвидирует посредничество поставщиков, ускоряет оборот капитала, увеличивает конкурентоспособность.

Концерн – это экономически господствующая форма корпорации, характеризующаяся единством собственности и контроля, имеющая многоотраслевой характер. Важными особенностями деятельности концернов являются жесткий внутрифинансовый контроль и в то же время хозяйственная самостоятельность фирм и децентрализация управления.

Во внутрифирменном контроле посредством трансфертных цен руководство концерна определяет вклад каждого звена в общую прибыль. За счет максимального использования достижений научно-технического прогресса, регулярного обновления производства, диверсификации производства и т.д. концерн обеспечивает высокую эффективность производства.

Консорциум – это временное соглашение между несколькими промышленными компаниями или банками с целью осуществления единого капиталоемкого проекта. Члены консорциума при заключении соглашения предусматривают долю каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также другие условия деятельности. Участники концерна сохраняют свою экономическую самостоятельность.

Конгломерат предполагает слияние фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Например, автомобилестроение и сеть гостиниц.

Различают закрытую, естественную и открытую монополию. Закрытая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав. Естественная монополия характерна для отраслей, в которых долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия – при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко оказываются фирмы, впервые выходящие на рынок с новой продукцией.

К монополиям относится и такая форма, как монопсония. Это ситуация, когда на рынке имеется только один покупатель. Монопсонисты нередко добиваются от поставщиков выгодных условий в виде скидок при оптовых закупках или продленных сроков кредита.

Монопсонистами могут выступать крупные фирмы в небольших городах, которые фактически являются единственными покупателями рабочей силы. Монопсоническая ситуация имеет место и при государственных закупках военной техники у частных фирм-производителей.

И, наконец, существует и такая форма как двусторонняя монополия. Она характеризуется одним продавцом и одним покупателем. Это такой тип строения рынка, при котором сторону предложения представляет монополист, а сторону спроса – монопсонист.

3.2.3. Антимонопольное законодательство за рубежом

Антимонопольная (антитрестовская) политика – это совокупность экономических, законодательных и административных актов, нацеленных на ограничение условий для монополизации внутреннего рынка и демонополизацию экономики.

В развитых странах Запада осуществление антимонопольной политики имеет богатую практику. Помимо законодательных мер широко применяются административные.

Наиболее действенными являются меры экономического характера, суть которых состоит в политике ограничения роста цен на продукцию монополий.

Во многих странах законодательно закреплены допустимые уровни монополизации определенного рынка товаров и услуг. Фирмы, нарушающие условия антимонопольного законодательства, подвергаются административным воздействиям, включающим крупные штрафы, а иногда и тюремному заключению.

Классическим примером является антитрестовское законодательство в США. Первым антитрестовским законом был закон Шермана – США, 1890 г. Он квалифицируется как ядро всей антитрестовский (антимонопольной) политики США. Был направлен против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и др.), ограничивающих свободу торговли, а также объявляя вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление.

Поправка к этому закону от 1974 г. нарушение его статей рассматривала как тяжкое преступление. Согласно этому закону, федеральное правительство обладает правом привлекать к суду фирмы и деловые предприятия.

Следующими по значению антитрестовским (антимонопольным) законами стали закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (1914 г.). В соответствии с ними запрещались:

К этому закону были приняты две поправки. Закон Робинсона-Патмана (1936 г.) ужесточил борьбу с дискриминацией в сфере ценовой политики. Закон Селлера-Кефаувера (1950 г.) ужесточил практику слияния монополий.

В 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, устанавливающие нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана.

В целом антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства в других странах, в том числе в современной России.

3.2.4. Государственное регулирование монополий в России

Главная особенность монополизации российского рынка является то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Однако в результате рыночных реформ монополистические тенденции усилились. К прежним монополистам добавились новые. Это было во многом связано с распадом СССР – предприятия, ранее не являвшиеся единственными производителями, стали таковыми на сократившейся территории.

Для создания конкурентной среды весьма актуальной стала антимонопольная политика. Она имеет несколько основных направлений: стимулирование предпринимательства, развитие конкурентных начал, организационно-правовое обеспечение политики.

За годы реформ было разработано довольно значительное количество законов, составляющих организационно-правовую базу для регулирования. В частности, один из первых – закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. Однако необходимо было обновить всю правовую базу, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления монопольной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Для этого в 1999 г. было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).

Несмотря на предпринятые меры, уровень развития конкуренции в стране еще явно недостаточен. Специалисты называют следующие причины этого:

Основными направлениями антимонопольной политики должны стать:

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребления предприятиями своим доминирующим положением (навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования и т.д.).

Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Все чаще стали практиковаться монопольно высокие цены. Однако по мере развития конкуренции появляется и тенденция применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании, благодаря перекрестному субсидированию, за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и блокировать этим конкурентов.

Российское антимонопольное законодательство стремится запрещать заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, таких как: соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок; отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции; ценовые соглашения.

Применяется контроль за экономической концентрацией. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия или уведомить его о них.

Кроме того, предварительное согласие требуется, когда лицо или группа лиц приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества если они получают право распоряжаться более чем 20% таких акций; если одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия (балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество).

При этом контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Тем не менее, создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушениями антимонопольного законодательства.

Контрольная деятельность антимонопольного ведомства все же пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях и ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.

Развитие рыночных отношений предполагает недопущение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты, совершать действия, ограничивающие самостоятельность предприятий, создающие дискриминирующие или, наоборот, благоприятные условия для одних в ущерб другим. Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения в этом плане, желая угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах.

Законодательство запрещает должностным лицам государственной власти заниматься предпринимательской деятельностью и иметь в собственности предприятия; голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров.

Широко используется также реестр как инструмент антимонопольного контроля. Он составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Имеются в России и естественные монополии. В промышленности число предприятий-монополистов составляет около 4 тысяч. В их числе – 500 естественных монополий (РАО «ЕЭС России», «Газпром», Министерство путей сообщения и др.) Их регулирование требует особого, тщательного контроля.

В целом антимонопольная политика в России пока еще переживает процесс становления и недостаточно эффективна.

Выводы

Сравнение оптимума монополии с конкурентной фирмой показывает, что в условиях монополии выпуск продукции меньше, а цена выше. При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара. В итоге по сравнению с конкурентной фирмой прибыль монополиста больше.

Монопсонистами могут выступать крупные фирмы в небольших городах, которые фактически являются единственными покупателями рабочей силы. Монопсоническая ситуация имеет место и при государственных закупках военной техники у частных фирм-производителей.

Вторым по значению антитрестовским (антимонопольным) законом стал закон Клейтона – США, 1914 г. По этому закону запрещались: а) все формы дискриминации в ценовой политике; б) слияние фирм посредством покупки акций конкурентов, если они вели к сокращению конкуренции; в) совмещения должностей в советах директоров фирм; г) продажи товаров с принудительным ассортиментом. К этому закону были приняты две поправки. Закон Робинсона-Патмана (1936 г.) ужесточил борьбу с дискриминацией в сфере ценовой политики. Закон Селлера (1950 г.) ужесточил практику слияния монополий.

Несмотря на предпринятые меры, уровень развития конкуренции в стране еще явно недостаточен.

Источник

Раздел 2. Теория производства

Цель: определение оптимума фирмы в условиях монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Оглавление

3.1. Определение цены и объема производства в условиях монополии

Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.

Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:

Правило MR=MC, как уже отмечалось, характерно для любой фирмы.

Что не характерно для чистой монополии

Рис. 1. Оптимум монополии

Таким образом, объем выпуска в условиях монополии – Qm определяется пересечением MR и MC – точка а. Но для такого объема производства цена спроса – pm. Отсюда – оптимум монополии: Qm и pm.

Сравним с оптимумом конкурентной фирмы: здесь цена постоянна и выполняется равенство p * =MRk=MC. Точка оптимума – точка k. Следовательно, в условиях монополии выпуск продукции меньше (Qm pk). При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара: MC при Qm равны pa.

Исходя из этого, общая прибыль монополиста на весь объем продукции равна площади pcpamc, сверхприбыль – pkpmmb.

В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования деятельности монополий. Государство может устанавливать предельные цены, потоварный или паушальный налоги. Кроме того, большую роль в этом плане играет антимонопольное законодательство.

3.2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это такая форма строения рынка, в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это – рыночная ситуация, при которой относительно большое число относительно небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

В то же время следует иметь в виду, что данные продукты являются близкими заменителями друг друга, т. е. производимый продукт дифференцирован. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. В итоге конкурентный монополист обладает возможностью контролировать цену своих товаров.

Такая рыночная ситуация широко представлена в отраслях легкой и пищевой промышленности: платья, костюмы, шоколадные наборы, зубные пасты и т. д. Дифференциация может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя может стать привлекательная упаковка, лучшее обслуживание посетителя, более удобное расположение и время работы магазина и др.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы : реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие гарантийного ремонта и т. д. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем у конкурентов. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию.

Следует иметь в виду, что неценовые факторы увеличивают издержки фирмы, создают финансовые барьеры для вступления в отрасль и тем самым ограничивают число предприятий и усиливают рыночную власть монополистических конкурентов, приближая их к монополии.

В краткосрочном периоде ситуация напоминает чистую монополию. Фирма будет максимизировать свои прибыли, производя такой объем продукции, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки (MR=MC). При этом фирма устанавливает цену, равную цене спроса на такой объем продаж (pm).

При получении прибыли конкурирующая монополия в долгосрочном плане стремится расшириться путем строительства новых или более крупных мощностей. Кроме того, экономические выгоды привлекут в отрасль новых конкурентов.

Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса, с которой сталкивается типичная фирма, опустится (сдвинется влево) и станет более эластичной. Это связано с тем, что фирма станет обладать меньшей долей в совокупности рынка, большее число фирм станет представлять близкие заменители товаров. Это в свою очередь имеет тенденцию вызывать исчезновение экономических прибылей. Когда кривая спроса явится касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т. е. безубыточна. Ситуация становится похожей на условия совершенной конкуренции.

Новые фирмы будут продолжать входить на рынок до тех пор, пока не станет невозможным получать экономическую прибыль. Этот же процесс работает и в обратном направлении: если спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизится после достижения равновесия, то фирмы покидают рынок.

Что не характерно для чистой монополии

Рис. 2. Оптимум конкурирующей монополии в долгосрочном периоде

Фирма в условиях монополистической конкуренции, скорее всего, попытается противостоять долговременной тенденции уменьшения прибыли, предпримет шаги для улучшения ситуации. Это возможно следующими способами. Прежде всего в любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Дифференциация продукта углубляется. Кроме того, может быть сделан особый упор не только на действительные различия продукта, но и на создание воображаемых различий посредством рекламы и соответствующего стимулирования сбыта. Правда, это будет увеличивать издержки фирмы. Но если при этом спрос увеличивается на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки совершенствования продукта и затраты на стимулирование сбыта, фирма улучшит свое положение с прибылью.

3.3. Определение цены и объема производства в условиях олигополии

Олигополия – это такая рыночная ситуация, при которой доминирует небольшое число продавцов. Покупатели на олигополистическом рынке являются «ценополучателями», а сами олигополисты – «ценоискателями».

Характерные черты олигополии: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в нее, всеобщая взаимозависимость.

Поведение каждой олигополистической фирмы зависит от поведения других. Каждый производитель при выборе хозяйственной тактики должен учитывать контрдействия своих конкурентов.

Таким образом, поведение предприятия в условиях олигополии – это стратегическая игра, каждый игрок должен предугадать действия и контрдействия соперников.

Для упрощения рассмотрим отрасль, состоящую из 2 продавцов – дуополию. Общая величина производимой ими продукции – 400 тыс. ед. Каждая фирма производит 1 /2 продукции, средние издержки постоянны и равны 25 тыс. руб. (следовательно, и МС = 25 тыс. руб.). Первоначальная цена равна 50 тыс. руб., что соответствует цене спроса.

Однако снижение цены имеет пределы – пока цена не упадет до уровня средних издержек АС. А так как АС постоянны, то цена снижается, пока не достигнет этого уровня, т. е. p=AC=MC.

Что не характерно для чистой монополии

Рис.3. Олигополия: ценовая война

В точке е установится равновесие, т. к. ни одна фирма не сможет снизить цену, не понеся убытков. Цена фактически станет такой же, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль будет равна нулю.

Повышать цену ни одна фирма тоже не может, т. к. это означает потерять часть рынка в пользу соперника, который может удерживать цену неизменной на уровне p=AC. В точке е – равновесие Бертрана: снижать цену нельзя, но и повышать ее нельзя.

От ценовой войны выигрывают потребители и проигрывают производители. Отсюда понятно, что ценовые войны скоротечны и бывают довольно редко.

Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать ценовых войн и их неблагоприятного воздействия на прибыль.

Для исследования поведения олигополий используются также такие модели, как ломаная кривая спроса, равновесие Курно, теория игр.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *