Что не характерно для автономной речи ребенка
Что не характерно для автономной речи ребенка
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Речевое развитие у человека проходит через определенные возрастные этапы. Каждый из них имеет свои особенности и необходим для малыша.
Бесплатные занятия с логопедом
Речевое развитие у человека проходит через определенные возрастные этапы. Каждый из них имеет свои особенности и необходим для малыша. Автономная речь ребенка − это первая речевая деятельность, характеризующаяся активной артикуляцией при отсутствии правильной фонетики.
Дети произносят сочетания слогов (гу-га, ба-ба), но при этом они не имеют такого же значения как во взрослой речи. В психологии считается, что данный этап критически важен для психического развития в будущем.
Общая информация
Автономное говорение в детском возрасте появляется в 7-8 месяцев. У некоторых людей это может случиться позже — ближе к 1 году. Начало речевой активности характеризуется самостоятельными попытками говорить. Ребенок начинает издавать отдельные звуки и слова. В педиатрии это соответствует этапу гуления и лепета. Дети общаются отдельными слогами и их сочетаниями: «гу», «ав», «гули», «ма-па» и др. Важно понимать, что они не вкладывают в них аналогичные взрослым фразам значения. Подобные звукосочетания отражают формирование артикуляционного аппарата, в первую очередь, в функциональном плане.
Впервые о данном понятии заговорил Ч. Дарвин. Наблюдая развитие внука, он отметил, что тот начинает издавать связанные слоги, выделяя их интонационным образом. Это послужило предпосылкой для начала исследования указанного этапа речевого развития специалистами в области детской психологии.
Если родители отмечают замедленное формирование гуления и лепета, им следует обратиться к логопеду или педиатру, которые помогут выяснить причины подобного состояния и при необходимости подберут методы коррекции.
Этапы развития
В формировании речевой активности специалисты выделяют два основных действия:
Развитие происходит последовательно, проходя несколько характерных этапов, большинство которых относят к автономной речи:
В 12-14 месяцев дети начинают использовать отдельные простые слова. В этот момент начинает постепенно формироваться фонетика и семантика. Наиболее активно процесс происходит при частом общении с родителями.
Основные отличия
Речевая активность возникает в течение 1-го года жизни. В этот период времени ребенок активно наблюдает за окружающим миром и людьми. Постепенно, он пытается взаимодействовать с ним не только с помощью движений, но и звуков. Автономная речь — уникальный период развития, характеризующийся большим количеством звуков и слогов, которые отличаются по своему смыслу и характеристикам от их аналогов у взрослых людей. Подобное различие хорошо иллюстрирует классический пример самого Дарвина.
Внук любил играть у пруда, долго смотря на воду. Однажды он увидел утку и услышал, как она кричит. Постепенно он начал подражать ее и, показывая пальцем на птицу, говорить «уа». После возвращения домой, помня о том, что утка была в воде, он указывал на любую жидкость и тоже говорил «уа». У Дарвина была большая коллекция монет, на одной из которых внук увидел птицу. Внук стал называть ее так же. После этого, видя любые монеты, он говорил «уа».
Данная история показывает то, каким образом происходит образование ассоциативных связей между предметом или явлением, и звуками. При этом даже выразительные крики «ма-ма» не всегда означает то, что дети хотят видеть своих родителей. В психологии считают, что они могут направлять звуки речи на любые предметы.
Основные особенности
Психологи, говоря об автономной речи, выделяют четыре особенности, отличающие ее от других этапов речевого развития в детском возрасте:
Данный этап формирования речевой функции проходит каждый человек в детстве. Без него формирование полноценного звукопроизношения невозможно.
Значение этапа
Родители могут обращать внимание, что у ребенка длительность лепета затягивается. В среднем, уже к первому году жизни начинают появляться отдельные слова, схожие с речью взрослых людей. При нарушениях речевого развития, автономный период звукопроизношения может длиться до 2 и более лет. В этих случаях, подобное состояние может быть связано с генетическими особенностями и условиями окружающей среды в семье. Логопеды считают, что этап гуления и лепета — наиболее важный период формирования речевой функции и артикуляционного аппарата в целом.
При плохой атмосфере в семье, малом количестве общения с родителями, развитие звукопроизношения нарушается. Также, негативное влияние оказывают попытки взрослых говорить с малышом на его языке. Ни в коем случае не стоит самим говорить неправильно, так как несмотря на особенность произношения звуков и слов, ребенок понимает и разговоры взрослых.
С детьми не следует сюсюкаться. Говорить всегда следует отчетливо и не изменять произношение слов, подражая детям. Это может привести к задержке его речевого развития.
Автономная речь развивается в течение нескольких лет. Ребенок при этом играет активную роль, так как сам развивает свой артикуляционный аппарат, звукопроизношение и устанавливает связь между словами и предметами окружающего мира. В среднем, формирование речевой функции заканчивается к 2-3 годам, когда ребенок уверенно использует большое количество слов и строит из них понятные предложения.
Развитие речевой функции — длительный этап, требующий внимания со стороны родителей и вовлечения самого ребенка. Постепенная тренировка звукопроизношения приводит к тому, что дети начинают правильно использовать звуки и слова, сопоставляя их с предметами и явлениями в окружающем мире.
Феномен автономной детской речи
Рассматривая второе полугодие жизни, мы говорили о том, что этот период является довербальным, подготовительным периодом в развитии речи. На этом этапе речь заменяют другие, невербальные средства — эмоциональные выражения, мимика, а затем жесты, позы, локомоции, вокализации. На третьем году жизни ребенок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи. Между этими двумя периодами существует удивительный этап, когда ребенок начинает говорить, но не на нашем, а на каком-то своем языке. Этот этап в детской психологии называют этапом «автономной детской речи».
Первым, кто описал автономную детскую речь, понял и оценил ее огромное значение, был, как это ни странно, Ч. Дарвин, который прямо не занимался вопросами детского развития, но, будучи гениальным наблюдателем, сумел заметить, что, прежде чем использовать общепринятую речь, ребенок говорит на своеобразном языке, который весьма отдаленно напоминает язык взрослых. Этот детский язык отличается от взрослого, во-первых, фонетикой (звучанием слов), а во-вторых, своей смысловой стороной, то есть значением слов.
Звуковой состав первых слов ребенка резко отличается от звукового состава наших слов. Эта речь с артикуляционной и фонетической стороны не совпадает с речью взрослых. Иногда это совершенно не похожие на слова взрослых звукосочетания (например, «адика», «ика», «гилига»), иногда обломки наших слов («па» — упала; «бо-бо» — больно; «ка» — каша и пр.), иногда сильно искаженные слова взрослых, но сохраняющие их ритмический рисунок (например, «тити» — часы, «ниняня» — не надо, «абаля» — яблоко). Но во всех случаях это не воспроизведение слов взрослого, а изобретение своих собственных звукосочетаний. Здесь мы сталкиваемся скорее с порождением своих собственных слов, чем с не совершенным воспроизведением слов взрослого. Доказательством этого является другая особенность детских слов — своеобразие их значения.
Дарвин впервые обратил внимание на то, что слова автономной детской речи отличаются от наших слов по своему значению.
Приведем его известный пример, часто цитируемый для иллюстрации этого феномена.
Мальчик, однажды увидев утку, плавающую в пруду, стал называть ее «уа». Эти звуки производились ребенком тогда, когда он у пруда видел утку, плавающую в воде. Затем мальчик стал называть теми же звуками молоко, пролитое на столе, лужу, всякую жидкость в стакане и даже молоко в бутылочке. Однажды ребенок играл старинными монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть «уа». Наконец, все маленькие, круглые блестящие предметы (пуговицы, медали, монеты) стали называться «уа».
Примеров автономных детских слов множество.
Так, детское слово «пу-фу» может означать йод, ранку, горячую кашу, сигарету, из которой идет дым, огонь, сам процесс тушения и многое другое, где нужно дуть. Слово «кх» может означать кошку, мех, волосы, шапку, шубу и многое другое, что связано с ощущением мягкости и пушистости. С точки зрения взрослого в этих вещах нет ничего общего. Для взрослого этот признак мягкости и пушистости совершенно не важен, а для малыша он может быть главным, потому что в своих первых обобщениях он руководствуется прежде всего непосредственным ощущением и своим собственным, неповторимым опытом.
Интересно, что предметы могут называться одним словом по самым различным признакам.
Например, у одной девочки (1 год 3 месяца) слово «ка» имело 11 значений, которые постоянно расширялись. Сначала (в 11 месяцев) этим словом она назвала желтый камень, с которым играла, затем этим словом она назвала желтое мыло, потом камни любого цвета. В 1 год она назвала словом «ка» кашу, потом куски сахара, потом все сладкое, кисель, варенье, потом катушку, карандаш, мыльницу с мылом и пр. Можно видеть, что одни предметы входят в состав значения слова по одному признаку, другие — по другому. Например, желтое мыло вошло по признаку цвета, кисель — по признаку сладкого, а катушка и карандаш — по звуковому сходству. Все эти значения образуют набор предметов, которые обозначаются одним словом «ка».
Ни одно из слов детской речи не может быть адекватно переведено на наш язык, потому что дети видят и обозначают предметы совершенно по-другому. Интересно, что те же дети прекрасно понимают значения всех взрослых слов: они легко отличают кошку от маминых волос или бутылочку с йодом от сигареты. Но они продолжают говорить «кх» или «пу-фу» вовсе не из каприза, а потому что их слова имеют другое значение.
Из этих двух особенностей автономной детской речи вытекает третья, связанная с ее использованием. Если эта речь непохожа на обычную ни по своему звучанию, ни по своему значению, то понять ее может только тот, кто хорошо знает ребенка, кто может разгадать его шифр. Ни один посторонний человек не может догадаться что означает «уа» или «пу фу». Но близкие люди без труда понимают малыша, потому что они ориентируются не только на его слова, но и на ту ситуацию, в которой находится ребенок. Например, если ребенок кричит «уа» на прогулке, значит, он хочет подойти к пруду, а если он говорит то же «уа» в комнате, это означает его желание играть с пуговицами. Общение с детьми в этот период возможно только по поводу конкретной ситуации (поэтому оно и называется ситуативным). Слово может обозначать только тот предмет, который ребенок непосредственно воспринимает. Если предмет находится перед глазами, то сразу понятно, о чем идет «речь». Но понять значение этих слов, когда они оторваны от ситуации, невозможно. Если наши слова могут замещать ситуацию, то слова автономной детской речи не несут этой функции. Они используются для того, что бы выделить что-то важное в конкретной ситуации. Они имеют указательную функцию, функцию наименования, но не имеют функции значащей, или сигнификативной. Слова ребенка не могут замещать отсутствующие предметы, но могут в наглядной ситуации указать на ее отдельные стороны и дать им названия.
Своеобразие автономной детской речи отражает особенности мышления ребенка на этом переходном этапе развития. На стадии детской речи не существует еще возможности словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации. Мыслить с помощью слов вне наглядной ситуации ребенок еще не может. Хотя мышление ребенка приобретает какие-то начальные черты речевого, оно еще не может быть оторвано от наглядного. В словах ребенка возможны лишь такие отношения, которые отражают непосредственное отношение вещей. Значения слов детской речи не находятся в отношении общности друг к другу, то есть одно значение не имеет отношения к другому значению. Например, во взрослом языке слово яблоко имеет отношение общности со словом фрукты. Соединяться детские слова могут только так, как соединены предметы перед глазами ребенка. Например, если «ф-ф» означает огонь, а «динь» — предмет, который движется, «фадинь» может означать поезд. Содержательные, внеситуативные связи вещей еще недоступны д ля ребенка. Его мышление носит несамостоятельный характер, оно как бы подчиняется восприятию, и аффективный момент преобладает в ней над мыслительным. Высказывания ребенка соответствуют не нашим суждениям, а скорее нашим восклицаниям, с помощью которых мы передаем эмоциональную реакцию на ситуацию. Она передает воспринимаемые впечатления, констатирует их, но не обобщает и не умозаключает. Характерно, что слова детской речи не имеют постоянного значения — в каждой новой ситуации обозначается нечто иное, чем в предшествующей. Первые детские слова обозначают почти все или очень многое, они приложимы к любому предмету. Их значение крайне неустойчиво — оно скользит по окружающим предметам, вбирая в себя все новые. Это скорее указательные голосовые жесты, чем настоящие слова.
Период автономной детской речи есть в развитии каждого ребенка. В этот период нельзя сказать, есть у ребенка речь или нет, потому что у него нет речи во взрослом смысле слова, и в то же время он уже говорит. Следующий этап развития речи ребенка знаменуется появлением его первых настоящих слов.
Автономная детская речь
Алёна Крестинина
Автономная детская речь
Именно так называется тот период речи, когда малыш уже начинает говорить, но его речь ещё не похожа на речь ребёнка дошкольного возраста и тем более, на речь взрослого. Данный этап проходит каждый человек и не нужно преуменьшать значение «детского языка«.
Что характерно для автономной детской речи?
— Разные предметы могут называться одним словом. Оно не расчленено на отдельные качества, как значения отдельных слов, такое значение представляет собой целую картину. От первоначального значения ребенок переходит к ряду других значений, которые вытекают из отдельных частей картины.
Тут можно привести в пример известное описание Чарльза Дарвин, которое представлено во многих учеьниках. напомню его. Его внук, однажды увидя утку, плавающую на пруду, подражая ли ее звукам, или названию, данному взрослым, стал называть ее «уа». Эти звуки производились ребенком тогда, когда он у пруда видел утку, плавающую по воде. Затем мальчик стал называть теми же самыми звуками молоко, пролитое на столе, всякую жидкость, вино в стакане, даже молоко в бутылочке, очевидно, перенося это название из-за того, что там была вода, жидкость. Однажды ребенок играл старинными монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть «уа». Наконец, все маленькие круглые блестящие предметы, напоминающие монеты (пуговки, медали, стали называться «уа». Таким образом, если бы мы записали значения слова «уа» у ребенка, то мы нашли бы какое-то первоначальное значение, от которого происходят все остальные (утка на воде).
Хочу добавить, что у моего старшего ребёнка тоже было такое слово: «кхх». сначала оно обозначало всё пушистое, потом он стал называть так и ёлки за их «пушистость», потом ёлочные украшения. а затем и «нарядную» люстру.
Автономная речь развивается постепенно. Ребенок при этом сам развивает свой артикуляционный аппарат, звукопроизношение и устанавливает связь между словами и предметами окружающего мира. В среднем, формирование речевой функции заканчивается к 2-3 годам, когда ребенок уверенно использует большое количество слов и строит из них понятные предложения.
Детская креативность Вхождения детей в мир взрослых – это непрерывная цепочка открытий, начиная с первых дней жизни. Каждый из нас стремится глубже понять внутренний.
Детская стенгазета ко Дню Смеха Целый день мы веселились! Что такое, что случилось? А без юмора нельзя – С 1 апреля всех, друзья Мы читали книжки, сценки.
Дидактические игры «Мяч и речь» Мяч и речь Речь – сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, ситуации,.
«Кокошник». Детская аппликация Приветствую всех гостей мой странички. На прошедшей неделе мы закрепляли у детей знания об одежде и знакомили с новой национальной, так.
Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.
Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.
С пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.
Что не характерно для автономной речи ребенка
Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.
От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.
Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.
Стадии речевого развития
Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:
Возрастные нормы по месяцам
Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.
Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.
Как способствовать речевому развитию ребёнка
Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:
У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.
Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.
Речь годовалого ребёнка включает в себя:
Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.
Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.
Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» — это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.
Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).
Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.
Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.
Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).
Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.
Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:
Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.
Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».
При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.
Отклонения от нормы
В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.
Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.
Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.
Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:
В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.