Что не характеризует материнскую депривацию
Родительская депривация
Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения. Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов. Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.
Общие сведения
Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка. Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей. Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.
Причины родительской депривации
Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:
Патогенез
Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций. Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования. Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды. Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).
Классификация
По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:
Симптомы родительской депривации
Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен. Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками. Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.
Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны. В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью. Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий. Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.
В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый. Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора. К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.
Осложнения
Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов). В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия. У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.
Диагностика
Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком. Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам. Применяется ряд методов:
Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).
Лечение последствий родительской депривации
Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:
Прогноз и профилактика
Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются. Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов. Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).
Поколение семейных сирот, как последствие материнской депривации
«Ребенок, подобно растению, творит себя изнутри, и этот процесс строго индивидуальный. Таков один из законов жизни. Внешние условия служат ребенку, как и растению, «материальной базой», где она черпает ресурсы, необходимые для ее питания и роста. На нас лежит обязанность приблизить к ней эти ресурсы, создать для нее благоприятную питательную среду «.
Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда потенциальные возможности ребенка чрезвычайно велики, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее. Ребенок раннего возраста, находящийся в депривационных условиях, несмотря на свою способность к развитию, с течением времени все больше удаляется от возрастной нормы.
Что такое «материнская депривация»?
Ребенок агрессивен, склонен к депрессиям, не находит общий язык со сверстниками, обидчив… Возможно, корень проблем в материнской депривации? Этот термин происходит от латинского слова deprivatio, что означает «потеря, лишение».
Депривация — состояние, при котором человеку не предоставляется возможности для удовлетворения основных психических потребностей.
Неудовлетворенными могут быть самые разные потребности — в общении, играх, впечатлениях, подвижности и др. В особую группу специалистами выделен случай дефицита внимания и ласки со стороны родителей – так называемая материнская депривация. Коротко говоря, это недостаток материнской любви и заботы.
Долгое время о проблеме материнской депривации говорили применительно к детям-сиротам, воспитанникам интернатов, детям из неблагополучных семей, поколению военных лет. Но сегодня, признаки этого расстройства наблюдаются и в полных семьях, где формально есть мама, абсолютно адекватная с точки зрения социальных норм.
Когда признаки материнской депривации стали обнаруживаться за занавесом полной благополучной семьи, психологи и врачи-психотерапевты забили тревогу. На приеме у психотерапевта не раз выяснялось, что мамы пациентов, страдающих расстройствами психики, были вынуждены выйти рано на работу, часто передавали отпрысков на попечение бабушек, родственников, соседок.
В таких семьях перед ребенком в первый год жизни проходил калейдоскопом лиц, и не было акцента на едином образе любящей матери. При нормальном развитии младенец эмоционально идентифицирует маму среди широкого круга лиц. Он ассоциирует ее с теплом и заботой. Строго говоря, это может быть и не биологическая мама, главное, это должен быть человек дающий ребенку эмоциональность, внимание, заботу. И этот заботящийся «объект» должен быть единичным. Множественные и постоянно меняющиеся контакты со взрослыми не способствуют эффективному развитию эмоциональности малыша — он становится к ним равнодушным, и через жизнь проносит психологическую травму.
Разлука с матерью приводит к глубоким изменениям детской психики. У малышей отмечается задержка умственного развития, а у детей постарше – грубые нарушения поведения: они становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми, мстительными, обидчивыми.
Как проявляется материнская депривация?
Проявления материнской депривации можно заметить еще на этапе беременности, когда женщина не радуется ей по той или иной причине. Медики отмечают, что дети от нежеланной беременности рождаются с более низкой массой тела и в два раза чаще болеют в первые годы.
Далее такие психологически незрелые матери в первые дни сводят свою роль перед ребенком до физического уровня (покормить, искупать, переодеть и т.д.). А для малыша мама – источник удаления не только физического голода, но и эмоционального. Причем, важность последнего нельзя недооценивать.
Прекращение длительной депривации в раннем младенчестве приводит к очевидной нормализации, но лишь во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях, однако развитие речи может быть задержано, даже если депривация была прекращена до 12-месячного возраста. В целом, чем раньше младенца (до 1 года) избавят от депривации, тем легче будет протекать его последующее развитие. При этом менее обратимыми являются нарушения речи, мышления и способности к длительным и сильным межличностным привязанностям.
Доказательство тому — классический опыт американского ученого Х. Харлоу, в рамках которого новорожденную обезьянку отделяли от матери и помещали в клетку с двумя «мамами-обманками». Первая была сделана из проволоки и могла через соску кормить детеныша, а второй макет был на ощупь мягким и теплым, но без соски. Наблюдения показали, что большую часть суток детеныш проводил с «мягкой мамой», а к проволочной подходила лишь для утоления голода. Харлоу объясняет, что эмоциональный комфорт, который испытывала обезьяна вблизи «мягкой мамы», имеет ведущее значение в формировании любви и привязанности к матери.
Последствия материнской депривации
Мама дает ребенку чувство защищенности. Утрата этого ощущения ведет к утрате доверия к окружающим. Впоследствии личность ребенка приобретает черты невротичности, которая проявляется в повышенной тревожности, неуверенности, зависимости. Кроме того, такие дети характеризуются неспособностью к привязанности и любви, отсутствием чувства общности с другими людьми, отвержение себя и других, что, в свою очередь, может находить выражение в агрессии, направленной вовне или на собственную личность.
Недолюбленный ребенок продолжает жить и во взрослом и также продолжает искать поддержку любовь. При этом, не зная этой любви в детстве, он априори ставит деструктивные проекции на личную жизнь – не верит в то, что он может быть любим, ему постоянно нужны доказательства того, что его любят.
Психологический портрет личности, формирующийся у ребенка, оказавшегося с рождения в условиях материнской депривации:
Таким образом, опасность материнской депривации состоит в том, что от нее страдает не одно поколение. Психологи отмечают четкую зависимость между детскими впечатлениями человека и его способностью строить отношения с людьми и воспитывать своих детей. Пережитые в детстве отвержение и унижение со стороны родителей, непостоянное нахождение с ними могут привести к возникновению у ребенка беспокойной привязанности. Такая модель поведения, будучи перенесенной во взрослую жизнь, выразится в сильной бессознательной потребности в любви и поддержке, а ее продолжением могут стать самоистязание, ипохондрия, частая смена половых партнеров.
В итоге мы получаем целое поколение сирот из полных семей, несущих груз депривации и перекладывающий его на собственное потомство.
Между тем работающая мама – привычное явление современности: все большее количество матерей стремятся работать во время декрета и передают детей на попечение нянь. Причины могут быть различные: вынужденная необходимость зарабатывать, личностный склад, неумение общаться с ребенком, неготовность к материнству.
Специалисты указывают на биологическую и психологическую необходимость привязанности ребенка к взрослому Такого рода привязанность является с одной стороны, биологической необходимостью, а с другой, — базовым психологическим основанием для развития нормальной личности ребенка.
Профилактика материнской депривации. Рекомендации психолога родителям:
Доверие к миру у детей переживших материнскую депривацию может возникнуть только через эмоциональную теплоту материнской заботы, а также, через постоянство и повторяемость эмоционально-теплой заботы о ребенке.
Статью подготовила: педагог-психолог Кабинета кризисных ситуаций для беременных женщин Мытницкая Ю.О.
Кабинет кризисных ситуаций для беременных женщин оказывает социально-психологическую помощь женщинам, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Телефон для справок: 46-85-03.
Материнская депривация
Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, вызванное лишением самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью, и т.п.), либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время.
Под психической депривацией в широком смысле понимается состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени. Это состояние также можно определить как биологически полноценную, но психически недостаточную среду.
Компоненты психической депривации:
Когда мы говорим о материнской депривации, то, прежде всего, предполагаем эмоциональный компонент. Однако известно, что в первые годы жизни для ребёнка крайне важно наличие сенсорных стимулов, при недостатке которых происходит нарушение в развитие психических функций.
А, следовательно, и у ребёнка, воспитывающегося в депривированных условиях, происходят нарушения на всех этих уровнях, однако не исключая и когнитивный компонент. Ведь только в близких отношениях формируются модели внешнего мира.
В классическом психоанализе основой развития ребёнка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребёнка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития.
Изначально любовь к матери рассматривается как к объекту, который удовлетворяет потребности. На основе этого мать становится объектом влечения, за счёт которого можно удовлетворить все потребности.
Если же мать по каким-то причинам (исчезновение или плохое выполнение) из источника удовлетворения потребности становится источником их фрустрации, то у ребёнка растёт тревога, которая приводит к эмоциональным нарушениям. Отсюда базовый конфликт между напряжением и страданием от неудовлетворения потребности и наслаждением при её удовлетворении. А мать рассматривается как источник этих переживаний и формирования базового отношения к миру и собственной активности в нём.
«Мёртвая мать», уходя в своё горе, уносит с собой «сущность любви», которая до этого события была доступна ребёнку: свой взгляд, свой запах, тон своего голоса, память о своей ласке.
«Она была похоронена заживо, но сама могила её исчезла. Дыра, зиявшая на её месте, заставляла опасаться одиночества, как если бы субъект рисковал рухнуть туда с потрохами».
Эрик Эриксон в своих работах отмечает, что первым важным психологическим кризисом является ненадёжность матери и отвергание ею ребёнка.
В основе его теории лежит возрастная периодизация и понятие базисного доверия — недоверия, на первом этапе жизни. Базовое доверие зарождаются благодаря материнской заботе и качественному удовлетворению его потребностей. Ребёнок может ожидать и прогнозировать появление матери и её помощи при ощущении неудовлетворения и, соответственно, чувствовать себя спокойно и уверенно. Ребёнок постоянно находится в борьбе с базовым недоверием, который помогает преодолевать заботливая мать. Для полноценного психического развития чаша весов с базовым доверием к миру должна перевесить базовое не доверие.
Однако в случае материнской депривации психо-эмоциональной «глухоты» к ребёнку способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасения за своё благополучие. Эту установка будет приобретать силу с годами и более ярко проявляться на поздних этапах личностного развития.
Эриксон считал, что последствиями такого неблагополучного развития для ребёнка могут стать депрессии у детей и паранойя у взрослых.
В продолжение работ Э.Эриксона, К. Хорни как базовый компонент развития личности выделяет необходимость в безопасности которую удовлетворяют родители. Базовая тревога есть результат неудовлетворения потребности в безопасности, по причине особенностей материнского поведения.
Д. Винникотт пишет о том, что для ребёнка критично качества материнского холдинга в первые месяцы его жизни. Понятие холдинга включает в себя физическую заботу о ребёнке с эмоциональной составляющей. Это возможно, если у матери получается идентифицироваться с ребёнком и взглянуть на его потребности как бы его глазами. Достаточно хороший холдинг — основа для удовлетворительного развития психических потребностей ребёнка. Для этого «достаточно хорошая мать» должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время жить с ребёнком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребёнка переживается матерью как её собственное удовольствие. Если же ребёнок получал плохой холдинг, отголоски этого детского травмирующего опыта будут тянуться за ребёнком в течение всей его последующей жизни.
Дж. Боулби в своей теории привязанности также говорил о важности роли матери в обеспечении эмоционального комфорта ребёнка, её влиянии на психологическое развитие, путём удовлетворения потребности в безопасности. Мать — объект привязанности. Качество материнской заботы становится фундаментом для формирования базовой структуры личности, которая определяет в будущем отношение ребёнка к миру. Известная модель «Я-Другой».
В первой половине 20 века господствовала идея воспитания, в которой культивировалось не эмоциональное отношение к ребёнку, но благоразумное. Не следовало баловать ребёнка частыми поглаживаниями. Знаменитые советы доктора Спока гласили о том, что брать ребёнка нужно только для кормления, кормить по часам и укладывать его спать в комнате, где много ковров и занавесок, потому что они съедают излишний шум от детского плача перед засыпанием.
Революционные (хотя и весьма жестокие) исследования Харлоу на детёнышах обезьян доказали, что прикосновения матери детёнышу жизненно необходимы. По данным его исследования было ясно видно, что матерчатая суррогатная мать для детёныша гораздо важнее, чем кормящая. Однако в своих исследованиях Харлоу пошёл дальше и наблюдал за теми детёнышами, которые выросли в условиях материнской депривации. Самки сами стали депривированными матерями относительно своих детей. Также они не могли устанавливать связь с самцами, вцеплялись им в морды. Тогда экспериментатор придумал «раму для изнасилования». 20 самок забеременели. Часть из них убило своё потомство, другая часть оставались к ним равнодушными, и лишь немногие вели себя относительно адекватно.
Документальный фильм «Джон», Джеймса и Джойс Робертсон, стал шокирующим в понимании важности привязанности ребёнка к объекту, осуществляющем заботу и любовь. В след за научными наблюдениями Харлоу за детёнышами обезьян этот фильм показывал историю депривации маленького ребёнка, который был разлучён с матерью на 9 дней. Зрители могли наблюдать за тем, как непоправимо для детской психики разрушение, прежде крепких, добрых, эмоциональных связей. Подобно «харлоувским» обречённым детёнышам обезьянок, которые крепко вцеплялись в махровое полотенце, семнадцатимесячный Джон в течение 9 дней не отпускал своё одеялко, как то единственное, что осталось у него от домашней жизни и являлось относительным гарантом постоянства и спокойствия.
Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребёнок не развивается, все его ресурсы «работают» на защиту от тревоги и преодоление чувства эмоционального дискомфорта. Она выделяет три типа поведения ребёнка для компенсации чувства тревоги в отсутствии матери:
Среди отечественных психологов В.В. Лебединский занимался изучением особенностей детской психики. Он писал о том, что на первом году жизни для ребёнка доминирующую роль в психическом развитие играют сенсорные раздражители, и важнее других раздражителей является тактильный. Основным источником тактильного раздражителя является мать. Сочетание прикосновения, тепла и давления даёт сильный успокаивающий эффект.
В своих исследованиях он использует термин, предложенный Боулби — «поведение привязанности», как описание первого психического новообразования, выполняющего конкретные функции:
Ещё один отечественный исследователь детской психологии, М.И. Лисицина, опираясь на концепции А.Н. Леонтьева, обозначала, что мотивом деятельности общения для ребёнка служит взрослый. Осуществляется такое общение за счёт 3-х основных категорий средств общения: 1) экспрессивно-мимических, 2) предметно-действенных и 3) речевых операций. Первые выражают, вторые изображают, а третьи — обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому и получить от него.
Организуя включённую деятельность общения, мать побуждает ребёнка к эмоциональному отклику, что является первой формой общения — ситуативно-личностной. Депривация ребёнка на этом периоде ведёт к искажению не только форм общения, но и всей эмоционально-личностной и познавательной сфер.
В своей книге «Эмоциональное развитие дошкольников» А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева рассматривают эмоциональную составляющую детского развития, как важнейший компонент, влияющий на психическое развитие и соматическое состояние дошкольника.
Авторы выделяют три уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий. Высокий уровень формируется при материнской включённости и эмоциональной теплоте в адрес ребёнка. Эмоционально-зависимые и эмоционально отвергающие типы взаимодействия формируют средний и низкий уровни.