Что не фиксируется при наблюдении у учащихся

Методика ведения педагогических наблюдений как основа индивидуализации образования

Что не фиксируется при наблюдении у учащихся Татьяна Пинюгина
Методика ведения педагогических наблюдений как основа индивидуализации образования

Педагоги работают на основе синтеза двух подходов. Первый из них связан с передачей детям опыта (знаний, умений) поколений. Этот подход определён как «социализация». Важные, с точки зрения приобщения к культуре, знания и умения тщательно отобраны, систематизированы, оформлены в виде возрастных программных требований.

Второй подход определяется как «индивидуализация»; он вплотную связан с идеями гуманизации, демократизации, практикоориентированности, личностной направленности образования. Акцент этого подхода строится на поддержке собственной познавательной активности ребёнка, доверии к его возможностям, анализе индивидуальных траекторий развития, требовании учёта познавательных стилей детей.

Задача сегодняшнего дня – более полно освоить и воплотить в дошкольной образовательной практике индивидуализацию, для чего нужно:

• Отойти от жёсткого программирования конкретного содержания и последовательности подачи конкретных материалов, иметь в качестве цели формирование ключевых компетентностей (ориентация не на конкретный объём знаний и умений, а на показатели развития).

• Отказаться от позиции априорного знания ребёнка. Брать возрастные нормы лишь в качестве отправных ориентиров.

• Дать каждому ребёнку возможность проявить свои способности, интересы и потребности и вести образовательный процесс в согласии с ними и в опоре на них.

А значит, наблюдать и анализировать данные о каждом конкретном ребёнке, чтобы оказать ему адекватную поддержку.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.

Основные требования к методу педагогического наблюдения следующие.

1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т. д.

3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др.

6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов – контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т. д.

Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило определенной цели, и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается проводить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько гипотез, которые он будет проверять в процессе наблюдения.

Принцип константности требует не довольствоваться поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивать значения случайных, кратковременных явлений. Тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают несколько человек, то можно высчитать, насколько совпадают между собой их наблюдения. Если наблюдения повторяются достаточно часто, то можно сделать выводы о константности феноменов.

Принцип контроля, выходящий за рамки повторения наблюдении и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые делаются на основании наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых.

В основе наблюдений за детьми уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

Ни один человек не может быть совершенно объективным наблюдателем. Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.

Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например, запись эпизода: «Аким решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Акимом места для работы и материала, с которым он работает. Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения: «Как только Аким вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Аким попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Аким оставался в центре строительства 50 минут».

Эта запись даёт следующую информацию:

• Аким решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.

• Аким пригласил других детей.

• Он поделился с ними своими замыслами.

• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.

• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.

Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия. Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Акиму скопировать их. Кроме того, педагогу будет о чём рассказать вечером родителям Акима.

Наблюдения всегда отражают установки, ценности и знания самого наблюдателя, его понимание происходящего. Ни один взрослый в своих наблюдениях не может быть полностью объективным. Однако следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.

Формы записи педагогических наблюдений и другие способы

Повествовательные или дневниковые заметки. Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня.

Карта наблюдения. Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях. Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения, активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития. Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.

Подсчёт частот и временных промежутков. Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определённого поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.

Системно-деятельностный подход как основа дошкольного образования «Человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.

Условия для индивидуализации дошкольного образования Центр науки и экспериментированияПриродный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва, пробки и т. д. Технические.

Источник

Применение на практике метода педагогических наблюдений

Педагогика – одно из сложнейших и востребованных направлений, которое осуществляет не только образовательную функцию, но и помогает воспитывать общество нравственно, культурно, эстетически и духовно. Далеко не каждый человек сумеет удержать внимание детей (независимо от возраста) и научить их чему-то новому, притом, что на одном занятии в среднем присутствует 25-40 человек!

Что не фиксируется при наблюдении у учащихся

Педагогика – одно из сложнейших и востребованных направлений, которое осуществляет не только образовательную функцию, но и помогает воспитывать общество нравственно, культурно, эстетически и духовно. Далеко не каждый человек сумеет удержать внимание детей (независимо от возраста) и научить их чему-то новому, притом, что на одном занятии в среднем присутствует 25-40 человек!

Одним из уникальнейших педагогических методов позволяющих откорректировать тактику ведения урока, завлечь даже самого заядлого двоечника в учебный процесс, является метод педагогических наблюдений.

Что это такое?

Наблюдение – один из самых распространенных общенаучных методов, позволяющих собрать максимум полезной информации для практической части любого исследования. Суть данного способа заключается в том, что исследователь просто наблюдает за определенным объектом исследования, фиксируя все его действия и результаты, в дальнейшем сравнивая каждый шаг с конкретными нормами или «шкалой».

Что не фиксируется при наблюдении у учащихсяЧто представляет из себя метод наблюдение?

В педагогической практике существует несколько видов наблюдений:

Первый вид предполагает, что исследователь действует по определенному сценарию, «структуре». Неструктурированные исследования предполагают, что ученый собирает определенные сведения для конкретной темы, но сам процесс протекает естественно, без вмешательств и пр.

Включенное наблюдение означает, что сам исследователь также является участником эксперимента, наблюдения, входит в состав изучаемой группы. Невключенное наблюдение – автор эксперимента наблюдает за объектом со стороны, не принимая участия в нем как испытуемый.

Первые предполагают, что объект исследования знает о том, что за ним наблюдают, он является частью некоего эксперимента, научной работы. Скрытые же предполагают незаметное наблюдение за испытуемым.

Первая разновидность относится к тем категориям, которые проводятся в естественных условиях. Автор научной работы просто наблюдает за происходящим процессом, действиями испытуемых, фиксирует их.

Лабораторные наблюдения же предполагают наличие конкретных факторов, условий, которые создает исследователь для получения данных. Здесь он оказывает прямое или косвенное воздействие на участников наблюдения, корректирует условия. Лабораторные наблюдения чаще всего проводят в специально оборудованных помещениях.

Систематические исследования проводятся на регулярной основе. Они заранее планируются, чаще всего реализуются по определенному сценарию.

Несистематические исследования проводятся в свободной форме, нерегулярно. Исследователь предпочитает проводить их только по мере необходимости.

Здесь вид наблюдения зависит от времени, затрачиваемого на его проведение. Если исследователю достаточно от нескольких часов до 1-2 недель, то такой эксперимент является кратковременным. Если же для пополнения материалов и выполнения наблюдения необходимо длительное время, то оно откосится к долговременным.

Сплошной вариант предполагает, что исследователь будет фиксировать все действия и результаты испытуемой группы или индивида. Выборочные нацелены на выявление конкретных итогов.

Непосредственные наблюдения предполагают, что исследователь использует только имеющиеся у него знания и опыт, естественные чувства восприятия происходящего и интерпретирует их согласно собственным возможностям.

Опосредованные же основываются на привлечении специальной техники, экспертов и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы проведения наблюдения

Наблюдение – это своего рода небольшой эксперимент, в ходе которого автор научной или иной работы будет наблюдать за испытуемым. Здесь важно понимание алгоритма проведения:

Этап №1. Правильно определяем цель исследования и выбираем соответствующий объект.

Этап №2. Конкретизируем вид наблюдения: здесь целесообразно определить сроки проведения мероприятий, наличие плана, необходимость вмешательств, разрабатывается шкала оценки результатов и пр.

Этап №3. Проведение непосредственного наблюдения и моментальное фиксирование полученных результатов.

Этап №4. Обработка полученных в ходе наблюдения данных.

Наблюдение в педагогической практике

Педагог обязан найти подход к каждому ребенку, общий язык с ним. Порой сделать это очень трудно из-за сложного характера или особенностей в развитии учащегося. В этом случае метод наблюдения позволяет преподавателю определить сильные и слабые стороны ученика, выявить его любимые предметы и занятия, интересы, характер, и, опираясь на полученные данные, предпринять конкретные действия, которые позволят наладить с ним достойные отношения, привлечь внимание к учебе и повысить интерес к предметам.

Что не фиксируется при наблюдении у учащихсяНаблюдение как метод исследования в педагогической практике

Более того, наблюдая за учениками, педагог может увидеть и «личную составляющую» каждого из них: какими талантами располагает, какие сложности у них возникают в общении со сверстниками и т.д. Все это можно с легкостью проследить в поведении детей.

Также метод наблюдений поможет улучшить успеваемость даже самых заядлых двоечников, если грамотно организовать учебный процесс, правильно рассадить учеников, воздействовать на них с помощью психологических и педагогических приемов, родителей и пр.

Педагогическое наблюдение представляет собой уникальный процесс, включающий анализ и оценку организации учебы, а также воспитательной работы. Данный метод исследования позволяет не только следить за учащимися, но и оценить деятельность непосредственно педагога: все ли правильно он делает, грамотно ли планирует занятие, как общается и вовлекает детей, помогает им развиваться и пр.

Педагогическое наблюдение успешно применяется в рабочем процессе, а также при выполнении научно-исследовательских работ, для проверки различных гипотез и совершенствования педагогической деятельности.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Методические рекомендации «Методика организации наблюдений»

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.

От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определенной цели; б) проводится по определенному плану; в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

В процессе наблюдения выделяются общие и отличительные признаки, устанавливаются закономерности и на основе этого делаются выводы. Наблюдения характеризуется тем, что при его применении в процессе усвоения включаются различные виды деятельности школьников. Это разработка плана ознакомления с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы. Эти знания закладывают основу мировоззренческих взглядов учащихся на единство окружающего мира, на их основе складываются убеждения в том, что окружающий мир познаваем. Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, что они изменяются.

В ходе наблюдений у учащихся начинает формироваться целостный взгляд на окружающую природную среду:

окружающий мир реально существует и познаётся человеком;

предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;

окружающий мир не является статичным, он постоянно изменяется.

Критерии оценки становления интеллектуальных умений:

умение выделять главное, существенное;

умение устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы, человеком и окружающей средой;

умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Наблюдения способствуют накоплению запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего его осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают специальные практические умения и навыки.

Наблюдения тесно связаны со словесными и наглядными методами обучения и применяются тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности, что позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения.

Основные требования к наблюдениям:

содержание наблюдений должно быть систематизировано;

все наблюдения должны быть доступны;

наблюдения должны усложняться по годам обучения, углубляться, не теряя вместе с тем характера целостности;

объекты для наблюдения отбираются педагогом совместно с воспитанниками в зависимости от степени физической доступности объекта природы.

Выделяют следующие виды наблюдений:

По дидактической направленности:

наблюдения, предваряющие изучение нового материала;

наблюдения, проходящие в процессе изучения нового материала;

наблюдения завершающие процесс изучения нового материала.

По технической «оснащенности» восприятия:

По способу организации познавательной деятельности в процессе наблюдений:

выводы и сообщения.

Классификация наблюдений по А.И.Ивановой:

По характеру наблюдаемых объектов:

Наблюдения за растениями;

Наблюдения за животными;

Наблюдения за объектами неживой природы.

По месту проведения наблюдений:

В групповой комнате;

В лесу, в поле и т. д.

По количеству детей:

Индивидуальные (1-4 ребенка);

Групповые (5-10 детей);

Коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

Поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс:

Эпизодические (проводимые от случая к случаю);

Кратковременные (от 5 до 15 минут);

Длительные (свыше 15 минут).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

Многократные, или циклические.

Заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

Обобщающие (наблюдения, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10.По характеру познавательной деятельности детей:

Иллюстративные (детям все известно, и наблюдение только подтверждает знакомые факты);

Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

Решение задач наблюдения.

11. По способу применения в аудитории:

Под методикой наблюдения понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна четко очерченному кругу задач. В зарубежной литературе синонимом «методики наблюдения» является «техника наблюдения».

Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает:

а) выбор ситуации и объекта для наблюдения;

б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков наблюдаемого, поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием;

в) способ и форму фиксации результатов наблюдения;

г) описание требований к работе наблюдателя;

д) описание способа обработки и представления полученных данных.

1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому воспитаннику, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае педагог продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте.

2. Словесная информация педагога не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Педагог должен словесно обозначать все то, что видят ребята, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае формируется полноценное знание.

Процесс наблюдения можно условно разделить на три этапа, каждый из которых служит достижению общей цели наблюдений (по А.В. Васильевой):

I этап – подготовительный.

Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается несколькими приёмами:

краткая беседа, ориентирующая на новое;

обращение к личному опыту детей;

показ фильма, иллюстраций, готовящих учащихся к восприятию объекта.

На данном этапе педагог указывает цель, задачи и даёт задания к предстоящему наблюдению.

II этап. Необходимо направить и сосредоточить произвольное внимание на наблюдаемом объекте. Например использование неожиданности. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Можно использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.

III этап – основной. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части.

1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).

2) Работа по рассмотрению частей объекта.

3) Обобщение увиденного.
Приемы закрепления наблюдения:

1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.

4) Работа с иллюстрацией.

5) Самостоятельное проведение наблюдения.

Наблюдение, как вид деятельности для детей весьма сложен. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла производимых операций. Фактически любой способ фиксирования результатов наблюдений является их зашифровыванием в некую условную систему, а работа с полученными материалами – их расшифровыванием.

Как показывают многочисленные исследования психологов и физиологов, способность оперировать кодами достигает сколь-нибудь значимого уровня в подростковом возрасте. В дошкольном возрасте имеются только зачатки этой способности. Поэтому педагог должен работать в этой сфере очень осторожно. Малейший нажим, незначительное форсирование этой операции приведет к тому, что дети перестанут понимать её смысл, и тем самым потеряет смысл весь эксперимент.

Обучая детей регистрации наблюдаемых явлений, следует начинать с самых простых форм – с использованием готовых фотографий и картинок. На первых порах основную работу выполняет педагог; дети только следят за его действиями и выполняют по его просьбе отдельные операции. Чтобы они не оставались сторонними наблюдателями, педагог постоянно обращается к ним за советом, просит, уточнить увиденное, нарочито совершает ошибки, позволяя ученикам проявить свою наблюдательность. Постепенно роль учащихся возрастает, а педагога уменьшается.

Существуют способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:

графические: использование готовых форм, изобразительные, письменные

практические: фиксация натуральных объектов, моделирование.

Ментальными называются разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей. Сюда относятся те приемы умственных операций, которые облегчают запоминание, увеличивают продолжительность хранения полученной информации и ускоряют извлечение ее из памяти.

ребенок рассматривает объект и составляет о нем устный рассказ;

внимательно рассматривает объект, отворачивается и, не глядя, дает его описание. После этого учитель снова предлагает рассмотреть объект и самостоятельно внести исправления и уточнения;

для тренировки зрительной памяти педагог предлагает детям внимательно рассмотреть объект, затем закрыть глаза и попытаться представить его себе во всех деталях. Педагог помогает этому процессу своим немногословным, но ярким описанием, где упоминаются отдельные наиболее важные детали. Предпочтение отдается тем из них, которые понадобятся в дальнейшем при обсуждении результатов наблюдения или эксперимента.

более прочной фиксации образа в памяти детей способствует сравнение его с уже известными детям объектами;

прием классификации- умение детей находить сходство между объектами, поэтому широко применяется только в старшем дошкольном возрасте. Операция классификации базируется на основных ключевых признаках; остальные же признаки, общие для всей группы, переносятся на новый объект автоматически. Это делается мыслительный процесс более экономным. Знакомя с новым объектом, педагог не дает его подробной характеристики, а предлагает подумать, к какой группе объектов его можно отнести. Занятие с использованием приема классификации пройдет гораздо эффективнее, чем при сообщении знаний в готовом виде.

экономизации мыслительных процессов способствует применение метода укрупнения дидактических единиц. Одновременное изучение двух взаимообратных процессов приводит к экономии до 20% учебного времени. Ум детей обогащается алгоритмом ускоренного извлечения и запоминания. Фактически им приходится запоминать не два понятия, а одно. Реальный естественно протекающий процесс не дробится искусственно на части, в результате у детей сразу же формируется истинное знание. Немаловажным является тот факт, что метод укрупнения дидактических единиц позволяет видеть динамику процесса (птицы осенью улетают, а весной прилетают). Такие взаимообратные процессы важно видеть в природе и уметь передать увиденное детям;

большую пользу может принести включение материалов наблюдений в сюжетно0ролевые игры типа: «Узнай по описанию», «Что изменилось» и т. д.

если сведения об увиденном понадобятся через 2-3 месяца, учитель примерно раз в неделю под разными внешними предлогами возвращает детей к этим воспоминания. Для этого не надо проводить специальных занятий, достаточно обычного бытового разговора;

Использование готовых форм. Этот способ подразумевает не самостоятельную работу детей, а узнавание объекта с помощью тех наглядных материалов, которые демонстрируют педагог, иными словами, выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных. Готовыми формами могут быть:

-схематические зарисовки сделанные педагогом

-объемное изображение объекта или игрушки

-отдельные буквы и слова

Изобразительные способы фиксации наблюдений. Зарисовывание объекта является самым распространенным, но не самым легким способом графической регистрации увиденного. Он требует достаточно развитых навыков изображения, а также умения видеть природу.

В зависимости от степени подготовленности группы зарисовки делает педагог, отдельные ребята или все дети. Схематическое зарисовывание предполагает отражение в рисунке не всех, а только наиболее важных деталей, которые лучше всего заметны, наиболее важны или сильнее всего меняются в ходе эксперимента. Использование условных знаков позволяет создать рисунок, в котором информация содержится в закодированном виде. Удачным примером этого является система знаков, рекомендуемая для регистрации погодных явлений. При использовании данного способа регистрации важно правильно выбрать условные знаки. Они обязательно должны ассоциироваться с наблюдаемыми объектами. Тогда дети легко их запомнят и будут умело оперировать ими при расшифровке рисунков.

Если же знаки не имеют ничего общего с объектами и никак с ними не ассоциируются, это перегружает память детей и усложняет процесс расшифровки записей. Лучше всего в каждом конкретном случае придумывать условные знаки вместе с детьми. Учитывая особенности детской памяти, не следует использовать одновременно много символов. Их количество, за редким исключением, не должно превышать трех.

Обведение объектов используется в тех случаях, когда важно сохранить точные размеры или взаимное расположение частей.

Рисунки-прогнозы полезны для формирования у детей реальных представлений о длительности и последовательности протекания тех или иных процессов, а также ознакомления с динамикой некоторых превращений. Приступая к наблюдению, педагог предлагает учащимся выразить в рисунке свои представления о том, как будет выглядеть объект через определенное время, например: «Сегодня мы посеяли семена. Нарисуйте, как будут выглядеть молодые растения через неделю». По истечении намеченного срока педагог раздает детям их рисунки и предлагает сравнить свои представления с реально совершившимися событиями. При систематическом применении этой формы учащиеся начинают соотносить свои действия с реальностью, и их рисунки-прогнозы становятся все более осмысленными.

Письменные способы фиксации наблюдений. Запись учителя. Специфика работы заключается в том, что учитель непрерывно советуется с детьми, проговаривает записанный текст в слух, просит уточнить те или иные детали. Иногда учитель нарочно допускает ошибки, тем самым давая детям возможность более внимательно всмотреться в объект, исправить ошибку и, следовательно, лучше запомнить увиденное.

Запись рассказа ребенка. В этом случае учитель записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Иногда учитель заведомо вносит в текст ошибки, чтобы тренировать внимание детей. Затем после окончательной корректировки текст сохраняется до того времени, когда в нем возникает необходимость. Обычно к нему обращаются тогда, когда нужно сравнивать результаты двух разных наблюдений, проведенных при неодинаковых условиях. Запись наблюдений детьми. Детская запись должна составлять из 1-2 слов, являющихся ключевыми, отражающими суть наблюдения, или даже из начальных букв этих слов. Таким образом, формирование навыков регистрации результатов наблюдений осуществляется по следующим стадиям:

использование готовых форм

наблюдение учеников за работой учителя

привлечение отдельных учеников, хорошо справляющихся с необходимыми операциями

заполнение коллективных календарей и дневников всеми детьми по очереди

коллективное заполнение индивидуальных календарей под руководством учителя

самостоятельное заполнение индивидуальных календарей с последующей сверкой результатов наблюдения

Указанные этапы соблюдаются не только при переходе детей из одной возрастной группы в другую, но и в том случае, если учитель принял новую группу или нового ребенка, немеющих соответствующих навыков. Краткое прохождение всего пути необходимо не только для того, чтобы научить их фиксировать результаты, но и для того, чтобы научить их видеть природу, что значительно труднее.

Значение фиксации наблюдений. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Не говоря уже о низком уровне сформированности трудовых и изобразительных навыков, дети зачастую не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Однако высказанные замечания не должны приводить к отказу от данной формы работы; напротив, следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного, и тогда эксперимент приобретает завершенность.

Во время фиксации наблюдений педагог широко применяет индивидуальный подход к детям. Давая соответствующие поручения, он учитывает многие факторы: желание ребенка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнить необходимые операции, способность впоследствии расшифровывать зарисованное и многое другое. Данная работа, в отличие от других видов труда (например, гигиенического и обслуживающего), является сугубо добровольной. Учитель не имеет права обязать ребенка экспериментировать и фиксировать результаты. Задача учителя неизмеримо сложнее: он должен сделать так, чтобы ребенок сам захотел это сделать.

Ведение документации при проведении наблюдений. Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, протокол (дневник) наблюдений.

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфленный по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, т. е. О состоянии неба, ветре, осадках и температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берется большой лист бумаги. Если работа ведется индивидуально или группами по 2-3 человека, можно ограничиться альбомным листом. Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечает учитель на данный отрезок времени. При отсутствии специальных задач модно заполнять календарь в течение одной недели в месяц. В таком случае за сезон накапливается 2-3 календаря, и на их основе проводится итоговое занятие по обобщению сведений о сезонных изменениях в природе. Заполнять календарь ежедневно в течение нескольких месяцев нерационально, так как однообразная работа утомляет детей, а полученный большой объем материала затрудняет его анализ. Однако если дети продолжают проявлять интерес к данному виду деятельности, имеет смысл продолжить фиксацию погодных условий. Наблюдения за погодой можно продолжать до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к этому виду деятельности. Внешнее оформление календаря не подлежит стандартизации и целиком определяется целями обучения, вкусами учителя и имеющимися возможностями.

Календарь природы можно назвать усложненным вариантом календаря погоды. В нем тоже отражаются сведения о погоде, но, кроме того, здесь представлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого его месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Иногда в нем создают сменные рубрики, такие как «Это случилось сегодня», «Новости природы», «Кого (или что) мы видели на прогулке» и т. п. Внешнее оформление календаря целиком определяется самим учителем и никакой формализации не подлежит. Сезонные календари сохраняют в течение года и используют на обобщающих занятиях.

Протокол (дневник) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в протоколе регистрируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется (кроме обычных – аккуратности и точности воспроизведения деталей). Форма и размер протокола, способ регистрации наблюдений определяются педагогом, а ещё лучше – принимаются детьми после коллективного обсуждения. При регистрации динамики процесса необходимо проводить фиксацию результатов на нескольких стадиях. Разнообразные приемы фиксирования данных, доступные для детей школьного возраста.

Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *