Что не допускалось в древнерусской литературе

Что не допускалось в древнерусской литературе

Тестовые задания для 8 класса по теме: «Древнерусская литература»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. В каком веке появилась древнерусская литература?

2. На какой язык переводили Кирилл и Мефодий первые книги с греческого?

А) на древнерусский

Б) на старославянский

+ В) на Церковнославянский

3. Какой тематике были посвящены первые книги на Руси?

4. Какие жанры относятся к древнерусской литературе?

5. Что не допускалось в текстах древнерусской литературы?

А) Исторические факты

В) Наличие высокопарных слов

6. Какой жанр древнерусской литературы характеризуется описанием путешествий?

7. Что описывается в памятниках древнерусской литературы, относящихся к жанру «житие»?

А) Описание жизни и правления великих князей древней Руси

+ Б) Описание жизни и деяний святых

В) Описание жизни простого русского народа

Г) Описание истории древней Руси

8. Какая отличительная особенность летописи?

+ А) Описание событий в чёткой хронологии по годам

Б) Назидательный характер повествования

В) Прославление подвигов правителей древней Руси

Г) Описание жизни и деяний святых

9. От каких зарубежных прототипов появилась древнерусская летопись?

А) Латинские трактаты

+ Б) Древнегреческие хроники

В) Византийские церковные тексты

Г) Древнегреческие оды

тест 10. Кто приказал жителям древней Руси начать учиться читать?

11. Что мешало развитию литературы на Древней Руси?

Б) Необразованность монахов

В) Отсутствие исторических подвигов

+ Г) Борьба за власть между русскими князьями

12. Кем были герои древнерусской литературы?

А) Церковными деятелями

+ Б) Князьями и святыми

В) Представителями простого народа

13. Почему памятники древнерусской литературы не совсем точно передают исторические события?

+ А) Книги писали вручную, поэтому переписчик мог внести любые изменения

Б) Авторы не очень хорошо разбирались в истории

В) Правда от всех тщательно скрывалась

Г) Монахи не знали, что происходит в окружающем мире, поэтому писали о том, что мельком слышали

14. Чья жизнь описывается в известном житие?

+ Б) Александра Невского

Г) Владимира Мономаха

15. Кем был Александр Невский?

+ А) Князем, прославившемся в боях, и причисленному к лику святых

Б) Монахом, прожившем всю жизнь в монастыре

В) Отшельником, коротающим свой век в горах

16. Кто был отцом Александра Невского?

А) Владимир Красное солнышко

17. Чем отличался Александр Невский?

А) Знанием иностранных языков

Б) Дипломатическими способностями

Г) Музыкальными талантами

18. Что сделал Александр Невский перед тем, как пойти в бой?

Б) Простился со всеми родными

+ В) Помолился в церкви

Г) Накормил своего коня

19. Против кого пошёл в поход Александр Невский?

тест-20. Отчего умер Александр Невский?

Источник

Тест с ответами к обзорному уроку ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Данный тест рекомендуется проводить в качестве проверочного при изучении обзорной темы «Древнерусская литература» в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Тест с ответами к обзорному уроку ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

1. Укажите черты, свойственные древнерусской литературе:

а) нет занимательного сюжета;

б) высокая духовность;

в) глубокий психологизм;

г) юмористическое содержание;

д) исторический характер;

е) не допускается вымысел.

2.Преобладающая идея произведений древнерусской литературы:

в) идея любви и дружбы.

______________________ – это проникновенная беседа о духовных ценностях. (Владимир Мономах.)

_____________________ – как правило, повествует о важных

исторических событиях. («………… о разорении Рязани Батыем».)

_____________________является образцом торжественного красноречия.

______________________ дается информация о далеких путешествиях.

______________________описание духовных подвигов и добрых дел святых.

______________________повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

_______________________обычно использовалось в публицистических целях. (Таково … 16 века Ивана Грозного Василию Грязному).

Слова для справок: житие, поучение, слово, хождение, летопись, повесть, послание.

4.Что лежало в основе церковно-славянских текстов?

а) система религиозных представлений;

б) система литературных представлений;

в) система нравственных представлений.

5. Назовите особенности древнерусской литературы:

а) этикет миропорядка;

в) этикет поведения;

е) этикет словесный.

6. Сколько веков насчитывает древнерусская литература?

а) 5 веков б) 7 веков в) 8 веков

7. В древнерусской литературе среди жанров

существовала строгая иерархия. Расположите в

определённом порядке по степени важности (расставить

… Гимнография и «слова», толкующие Писание и разъясняющие

смысл христианских праздников

8. Первой русской летописью считается выдающийся

памятник древнерусского летописания — «Повесть

временных лет написанная:

б) монахом Сильвестром;

в) монахом Нестором.

9. Какого цикла былин не могло существовать в Древней

б) Новгородский цикл;

в) Галицко-Волынский цикл;

10. Для каждого жанра древнерусской литературы

а) отрицание правил;

б) строгие правила, нормы

в) исключение из правил.

Древнерусская литература. ОТВЕТЫ

1. Укажите черты, свойственные древнерусской литературе:

а) нет занимательного сюжета;

в) глубокий психологизм;

г) юмористическое содержание;

д) исторический характер;

е) не допускается вымысел.

2.Преобладающая идея произведений древнерусской литературы:

в) идея любви и дружбы.

____поучение__________________ – это проникновенная беседа о духовных ценностях. (Владимир Мономах.)

________повесть_____________ – как правило, повествует о важных

исторических событиях. («Повесть о разорении Рязани Батыем».)

____слово__________является образцом торжественного красноречия.

__хождение_________дается информация о далеких путешествиях.

____житие_______описание духовных подвигов и добрых дел святых.

__летопись___________повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

___послание___________обычно использовалось в публицистических целях. (Таково … 16 века Ивана Грозного Василию Грязному).

Слова для справок: житие, поучение, слово, хождение, летопись, повесть, послание.

4.Что лежало в основе церковно-славянских текстов

а) система религиозных представлений;

б) система литературных представлений;

в) система нравственных представлений.

5. Назовите особенности древнерусской литературы:

6.Сколько веков насчитывает древнерусская литература?

а) 5 веков б) 7 веков в) 8 веков

7. В древнерусской литературе среди жанров

существовала строгая иерархия. Расположите в

определённом порядке по степени важности (расставить

2. Гимнография и «слова», толкующие Писание и

разъясняющие смысл христианских праздников

1. Священное писание

8. Первой русской летописью считается выдающийся

памятник древнерусского летописания — «Повесть

временных лет написанная:

б) монахом Сильвестром;

9. Какого цикла былин не могло существовать в Древней

б) Новгородский цикл;

в) Галицко-Волынский цикл;

10. Для каждого жанра древнерусской литературы

Источник

Контрольный тест по литературе для учащихся 8 класса.

Данный тест проверяет уровень теоретических знаний учащихся 8 класса по теме «Древнерусская литература».

Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест по литературе для учащихся 8 класса.»

«Древнерусская литература» (8 класс)

Когда возникла древнерусская литература?

1) в 10 веке 3) в 9 веке

2) в 11 веке 4) в 12 веке

Укажите черты, свойственные древнерусской литературе:

1 нет занимательного сюжета

3) глубокий психологизм

4) юмористическое содержание

6) не допускается вымысел

Основными жанрами древнерусской литературы были:

1) роман 2) жития
3) повести 4) летописи 5) стихотворения

Преобладающая идея произведений древнерусской литературы:

3) идея любви и дружбы

Что такое летопись?

1)биографии духовных и светских лиц, канонизиро­ванных христианской церковью;

2) произведение, отличающееся поэтическим вы­мыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом;

3)историческое повествование, которое велось по годам;

4)обширное повествование в стихах или прозе о вы­дающихся

Укажите предполагаемых авторов «Повести временных лет»:

1) протопоп Аввакум

3) митрополит Илларион

Что входит в «Повесть временных лет»?

2) библейские сказания

6) краткие погодные записи

В каких фрагментах «Повести…» проводится мысль о силе и мудрости

1) Изобретение славянской грамоты

2) Взятие Олегом Царьграда

4) Строительная деятельность Ярослава

В каких фрагментах «Повести…» говорится о смекалке, уме

1) Сказание о белгородском киселе

2) Изобретение славянской грамоты

3) Месть Ольги древлянам

Объясните смысл наказов Мономаха:

1) «. Слушая эту грамотку, примите ее в сердце свое»;

2) «гордости не имейте в сердце и в уме, но молвите: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое вре­мя»;

3) «ни во что ставьте всеобщий почет».

Что в X веке явилось определяющим фактором при формировании русского национального характера и самосознания?
1) языческие традиции Руси

2) географическое положение Руси

3) православное христианство, привнесенное на Русь

В каком городе княжил Олег?

1) в Новгороде 2) в Киеве 3) в Суздале 4) в Чернигове

1) его укусила змея, выползшая из черепа коня

2) конь споткнулся в бою, Олег был убит врагом

4) он был пленён, затем казнён

Кем был Евпатий Коловрат?

1) воеводой киевского князя

2) черниговским князем

3) новгородским князем

4) воеводой рязанского князя Игоря

С кем воевал Коловрат?

1) с печенегами 2) с половцами 3) с татарами 4) с кипчаками

1) мечом 2) палицей 3) саблей 4) камнемётом

Назовите жанр произведения «О покорении Сибири Ермаком»:

1)Басня
2)Сказка
3)Предание
4)Повесть

Описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской веры – это …

1)Житие
2)Воинская повесть
3)Рассказ
4)Летопись

Как звали отца Александра Невского?
1) Святослав 2) Олег 3) Ярослав 4) Рюрик

Как звали старейшину Ижорской земли, которому явилось видение?

1) Давид 2) Борис 3)Севастьян 4) Пелугий

Почему Александр Невский принял решение отказаться от покровительства Ливонского ордена в борьбе с монголо-татарами?
1) рыцари Ливонского ордена просили за свою помощь слишком много денег

2) князь хотел сохранить православную веру на Руси

3) князь надеялся сам разгромить монголо-татар и получить всю славу и богатства

4) хан Золотой Орды пообещал Александру Невскому земли и богатства

Кем стал Александр в конце своей жизни?

4) настоятелем монастыря

Какое чудо произошло после того, как Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит решили вложить в руку умершего Александра духовную грамоту?

1) раздалось пение хора ангелов

2) умерший сам взял грамоту из руки митрополита

3) явились взявшиеся за руки Борис и Глеб

4) яркий луч солнца осветил тёмную гробницу

Кто был первым биографом Сергия Радонежского?

3) Кирилл Туровский

4) Епифаний Премудрый

Какое имя Сергий Радонежский носил в мирской жизни?

Как звали мать Сергия Радонежского?

1) Феодосия 2) Агриппина 3) Мария 4) Ольга

В каком месяце родился Сергий Радонежский?

1) в мае 2) в декабре 3) в июле 4) в сентябре

Картину «Видение отроку Варфоломею» создал:

а) В. И. Суриков; б) М. Ф. Нестеров; в) И. Е. Репин.

Чем обычно завершалось повествование жития?

1) похвалой святому

2) нравоучительной проповедью

4) похвалой автору жития

Прочитайте отрывок из повести. Какие характер­ные черты духовной литературы, встретились вам:

а) особенная лексика. ; б) особенный синтаксис: …; в) эпитеты: …; г) инверсии: ….

Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония воз­вратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестан­но и милостыню творя всем людям, находившимся под их вла­стью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленно­го богатства, но богатели божьим богатством. И были они для сво­его города истинными пастырями, а не как наемниками. А горо­дом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих оде­вали, бедных от напасти избавляли.

В чем особенность демократической литературы 17 века?

1)Эта литература исключительно политической направленности.
2) Эта литература создавалась в народной среде и отражала представления народа о суде, правде, смысле жизни.
3) Эта литература о христианских заповедях.
4) Литература, рассказывающая об исторических событиях.

32.Что обозначает выражение «Шемякин суд»?

1) Суд богатых над бедными
2) Несправедливый суд
3) Жестокий суд
4) Комичный суд

33.Художественный прием, основанный на преувеличении называется:

1)Метафора
2)Эпитет
3)Антитеза
4)Гипербола
5)Сравнение
6)Олицетворение

Источник

Тест с ответами к обзорному уроку ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Данный тест рекомендуется проводить в качестве проверочного при изучении обзорной темы «Древнерусская литература» в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Тест с ответами к обзорному уроку ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

1. Укажите черты, свойственные древнерусской литературе:

а) нет занимательного сюжета;

б) высокая духовность;

в) глубокий психологизм;

г) юмористическое содержание;

д) исторический характер;

е) не допускается вымысел.

2.Преобладающая идея произведений древнерусской литературы:

в) идея любви и дружбы.

______________________ – это проникновенная беседа о духовных ценностях. (Владимир Мономах.)

_____________________ – как правило, повествует о важных

исторических событиях. («………… о разорении Рязани Батыем».)

_____________________является образцом торжественного красноречия.

______________________ дается информация о далеких путешествиях.

______________________описание духовных подвигов и добрых дел святых.

______________________повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

_______________________обычно использовалось в публицистических целях. (Таково … 16 века Ивана Грозного Василию Грязному).

Слова для справок: житие, поучение, слово, хождение, летопись, повесть, послание.

4.Что лежало в основе церковно-славянских текстов?

а) система религиозных представлений;

б) система литературных представлений;

в) система нравственных представлений.

5. Назовите особенности древнерусской литературы:

а) этикет миропорядка;

в) этикет поведения;

е) этикет словесный.

6. Сколько веков насчитывает древнерусская литература?

а) 5 веков б) 7 веков в) 8 веков

7. В древнерусской литературе среди жанров

существовала строгая иерархия. Расположите в

определённом порядке по степени важности (расставить

… Гимнография и «слова», толкующие Писание и разъясняющие

смысл христианских праздников

8. Первой русской летописью считается выдающийся

памятник древнерусского летописания — «Повесть

временных лет написанная:

б) монахом Сильвестром;

в) монахом Нестором.

9. Какого цикла былин не могло существовать в Древней

б) Новгородский цикл;

в) Галицко-Волынский цикл;

10. Для каждого жанра древнерусской литературы

а) отрицание правил;

б) строгие правила, нормы

в) исключение из правил.

Древнерусская литература. ОТВЕТЫ

1. Укажите черты, свойственные древнерусской литературе:

а) нет занимательного сюжета;

в) глубокий психологизм;

г) юмористическое содержание;

д) исторический характер;

е) не допускается вымысел.

2.Преобладающая идея произведений древнерусской литературы:

в) идея любви и дружбы.

____поучение__________________ – это проникновенная беседа о духовных ценностях. (Владимир Мономах.)

________повесть_____________ – как правило, повествует о важных

исторических событиях. («Повесть о разорении Рязани Батыем».)

____слово__________является образцом торжественного красноречия.

__хождение_________дается информация о далеких путешествиях.

____житие_______описание духовных подвигов и добрых дел святых.

__летопись___________повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

___послание___________обычно использовалось в публицистических целях. (Таково … 16 века Ивана Грозного Василию Грязному).

Слова для справок: житие, поучение, слово, хождение, летопись, повесть, послание.

4.Что лежало в основе церковно-славянских текстов

а) система религиозных представлений;

б) система литературных представлений;

в) система нравственных представлений.

5. Назовите особенности древнерусской литературы:

6.Сколько веков насчитывает древнерусская литература?

а) 5 веков б) 7 веков в) 8 веков

7. В древнерусской литературе среди жанров

существовала строгая иерархия. Расположите в

определённом порядке по степени важности (расставить

2. Гимнография и «слова», толкующие Писание и

разъясняющие смысл христианских праздников

1. Священное писание

8. Первой русской летописью считается выдающийся

памятник древнерусского летописания — «Повесть

временных лет написанная:

б) монахом Сильвестром;

9. Какого цикла былин не могло существовать в Древней

б) Новгородский цикл;

в) Галицко-Волынский цикл;

10. Для каждого жанра древнерусской литературы

Источник

Древнерусская литература

Древнерусская литература (X-XVII вв.) явилась прочной основой для всей русской литературы, занимающей заметное место в мировой литературе.

Никакого вымысла!

Источниками, на основе которых выросло древнерусское литературное творчество, был русский фольклор и книжная христианская литература, пришедшая из Византии и Болгарии. Одна из особенностей литературы этого времени – это ее «историзм» (Д. С. Лихачев), то есть произведения отражали исторические события; вымысел, с точки зрения христианства, являлся ложью и не допускался в литературных произведениях. Другая особенность – в отсутствии авторства или, другими словами, в неизвестности автора: произведения много раз переписывались, в тексты вносились изменения и дополнения.

Перед летописцами того времени стояла очень трудная задача перенесения устных повествований в письменные литературные произведения. Нужно было по крупицам, на основании преданий, былин, народных сказаний собрать сведения о том, что было в прошлом, и записать происходящие события, не допуская вымысла.

Можно ли определить жанры литературы древней Руси?

Деление на жанры в древнерусской литературе является условным: по образному выражению Д. С. Лихачева, она находилась в стадии «жанрообразования» и не была сильно привязана к какому-либо определенному жанру. Традиционно жанры древнерусской литературы определяются как религиозный (церковные тексты, житие святых, хождение) и светский (летопись, поучение, воинская повесть и слово).

Что не допускалось в древнерусской литературе

Из «золотой коллекции» литературы

Первые письменные литературные произведения создавались в монастырях. В 1113 году монах Киево-Печерского монастыря Нестор на основе собранных им летописей создает замечательное произведение, которое и по настоящее время не потеряло своего значения – «Повесть временных лет». «Повесть» повествует о происхождении славян от древнего прародителя Иафета, одного из сыновей Ноя; об основании Киева и Новгорода; о Рюрике, призванного в 862 году на Русь; о князе Олеге, прозванного «Вещим», и о других правителях Руси. Сведения, содержащиеся в «Повести», легли в основу создания истории России.

Такие произведения как «Житие Александра Невского», «Задонщина» описывают сражения русских воинов против иноземных захватчиков; другие содержат ценный материал географический, исторический и этнографический материал («Хождение за три моря»).

Древнерусская литература как отражение эпоса

Близко к народному эпосу стоит самое известное произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве» (1187 год). Написанное на тему о неудачном походе новгород-северского князя Игоря на половцев, «Слово» имеет высокую художественную ценность, что нашло свое отражение в творчестве многих русских писателей и поэтов, включая А. С. Пушкина. Музыковеды обратили внимание на близость языка и ритмики «Слова» к народному песенному творчеству. Плач жены Игоря Ярославны уже многие века заставляет сжиматься сердца женщин, разлученных с любимыми. Описание радости природы при возвращении князя Игоря, сбежавшего из плена, оптимистично и вселяет надежду. Основную тему «Слова» – призыв к единству русских земель и защиты Родины – можно считать главной во всей русской литературе.

Эпические представления о разорении русских земель во время нашествия Батыя запечатлены в «Повести о разорении Рязани». Трагичность событий показывается яркими эпизодами: после взятия Рязани и резни ее жителей наступила мертвая тишина, когда не было «ни стонюща, ни плачуща»; при виде страшной картины рязанский князь, приехавший из Чернигова, «лежаща на земли, яко мертв». Мужеству Евпатия Коловрата с малой дружиной рязанцев поразился сам Батый, который отпустил уцелевших воинов с телом погибшего героя. Основная идея «Повести» пройдет потом красной нитью через многие военные повести – мужественно сражаться с врагом, не допуская мысли о слабости и рабстве.

Что не допускалось в древнерусской литературе

Тайны древнерусской литературы

Уже более полувека ведутся споры еще об одном литературном источнике – так называемой «Велесовой книге», обнаруженной русскими эмигрантами в 1950-х годах в Сан-Франциско, куда она могла быть вывезена во время второй мировой войны. «Книга» представляет собой деревянные дощечки, написанные на нескольких диалектах древнего славянского языка. Подлинность ее не доказана, но если допустить, что это не фальсификация, то начало периода древнерусской литературы отодвинется в глубь веков – во времена до нашей эры, и если станет возможным прочитать весь текст, то станут известны исторические события задолго до летописи монаха Нестора.

Нужна ли современному читателю древнерусская литература

Изучение литературы средневекового периода Руси приближает читателя к истокам возникновения русской государственности и к жизни далеких предков. Имена Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского и других героев древности нам хорошо знакомы; образы Петра и Февронии стали символом любви и верности для многих поколений. Автор «Слова о погибели Русской земли» передает потомкам восхищение красотой страны: «О светло светлая и украсно украшена земля Руськая. И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми. зверьми различными, птицами бещислеными. ». Даже поверхностное знакомство с древнерусской литературой способно обогатить нашу жизнь новыми красками; внимательное изучение «золотого» наследия приведет к глубоким размышлениям и поиску новых источников информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *