Что не было использовано во время первой мировой войны
Оружие времён Первой мировой войны
Тяжёлая артиллерия
Британцы в 1916 году начали использовать бронетехнику, этим к финалу войны они нанесли серьёзный урон немецкой армии. Французы были вооружены танком Renault FT-17, его использовали для осуществления поддержки пехоты. В те годы практически вся техника 1 мировой войны была оснащена тяжёлыми пулемётами. Также ими были вооружены почти все державы в качестве тяжёлой артиллерии для ведения ближнего боя. Русские солдаты использовали две модели: Максим и Vickers.
Военно-морской флот
Помимо земли, война также велась и на морях. В марте 1915 года весь мир услышал ужасные новости: немецкая подводная лодка потопила огромный пассажирский корабль «Лузитания». В этом инциденте погибло более тысячи мирных жителей. В 1917 году началась так называемая неограниченная подводная война немецких подводных лодок.
Германия открыто докладывала о своём намерении потопить не только вражеские корабли, но и флот любых других стран, чтобы лишить Англию доступа к союзникам и колониям, оставив её без хлеба и промышленного сырья. Немецкие подводные лодки затопили несколько сотен пассажирских и коммерческих судов в Англии и нейтральных странах.
Отравляющие вещества
Вскоре после того, как обе стороны начали использовать токсичные газы, известный русский студент и химик Н. Д. Зелинский изобрёл противогаз, который спас жизни многих тысяч человек.
Военно-воздушные силы
В самом начале войны авиация уже активно использовалась многими странами, но была практически «голой». Другими словами, все понимали, что с самолёта можно сбрасывать с большой точностью бомбы, а также это отличный инструмент для воздушной разведки. Но самолёты не могли «серьёзно бороться» хотя бы потому, что у них не было нужного вооружения.
Автомобильный транспорт
Следует отметить, что русская армия в то время была плохо оснащена автомобильным транспортом. Всего на момент начала войны было 679 автомобилей.
Ручное стрелковое оружие
Самые интересные виды вооружения
В конце войны стали появляться пулемёты и автоматические винтовки, что само по себе сделало Первую мировую войну не только очередной войной со свержением империй, но и периодом технического прогресса во всём мире.
Война приносит людям много боли, но она также даёт мощный импульс технологиям и другим аспектам человеческой жизни.
Как первый глобальный военный конфликт в истории человечества привел к появлению совершенно новых образцов и типов вооружения
Бронетехника
Танки РККА на параде. Впереди идет трофейный «Рено» FT-17, позади слева — «Рено-русский» с пушечно-пулеметным вооружением. Москва, Красная площадь, 8 ноября 1924 года
Авиация
Бомбардировщик «Илья Муромец» тип Г из состава Эскадры воздушных кораблей русской армии, 1916 год
Автоматическое оружие
Нижний чин российской военной авиации в кожаном полетном обмундировании с автоматом Федорова в руках (современная реконструкция)
Отравляющие газы
Солдаты Духовщинского 267-го пехотного полка в противогазах Зелинского-Кумманта, 1916 год
Автомобили
Бронеавтомобиль Мгеброва на 100-сильном шасси «Изотта-Франчини», 1916 год
Технологии Первой мировой изменили ход истории.
Первая мировая война для России фактически началась 4 августа 1914 года с Восточно-Прусской операции, в которой русская армия одержала 103 года назад первые военные победы, но уже в середине августа 1914 года русская армия генерала Самсонова была полностью разбита в битве при Танненберге.
Первая мировая война послужила серьезным толчком для развития военных технологий. В годы войны появилось множество военно-технических изобретений для массовых убийств людей, а также средств защиты от массового поражения.
В годы Первой Мировой войны на полях сражений впервые появилась авиация, первые самолёты использовались для разведки и бомбометания, подводные лодки, торпедные катера, первые танки, огнеметы, пулемёты, миномёты, зенитные и противотанковые орудия. В Первую Мировую войну впервые применялись отравляющие химические вещества, ядовитые газы — хлор, фосген, иприт, и были изобретены противогазы для защиты от ядовитых веществ.
The historic drawing on a postcard from 1917 shows a propaganda portrayal of a «Gas Alarm» in the German bunker on a World War One battlefield. Chemical weapons were used during WWI. The First World War was carried out in Europe, the Middle East, Africa, East Asia and on the world’s oceans from 1914-1918. Photo: Sammlung Sauer — NO WIRE SERVICE
Химическое оружие использовали в войне все страны. В 1914 году французы первыми стали применять гранаты со слезоточивым газом, немцы применили слезоточивый газ против русских войск в Битве при Болимове.
В ночь с 12 на 13 июля 1917 года в боях под бельгийским городом Ипр Германия применила жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, который назвали иприт. Англо-французские войска были обстреляны немецкими минами, содержавшими маслянистую ядовитую жидкость, известную как «горчичный газ» или «горчичное вещество». Поражения кожно-нарывного характера различной степени тяжести получили 2490 человек, из них 87 скончались.
Писатель Александр Мориц Фрай, служивший в Первую Мировую войну в одном полку с ефрейтором Адольфом Шикльгрубером (Гитлером) рассказывал, что будущий фюрер носил довольно пышные усы, как германский император Вильгельм II. Однако, по приказу командира Адольфу пришлось сбрить усы, так как они мешали правильно надевать противогаз.
Первые танки
Русское правительство заказало у Англии партию цистерн (tank) для питьевой воды, под видом цистерн, по железной дороге поезда перевозили на фронт первые танки, которые русские солдаты называли «лоханями».
Конструкторы первых танков тяготели к гигантомании. Военные самоходные машины времен Первой мировой были значительно больше танков времен Второй мировой войны. Русский инженер Лебеденко сконструировал царь-танк — боевую бронированную машину с колесами диаметром 9 метров, вооруженную пулеметами и пушками, но из-за явных дефектов в конструкции танк вяз в грунте и не был в сражениях, а так и простоял на месте испытаний, а в 1923 году его разобрали на металлолом.
Первая военная авиация.
Первая мировая война сделала авиацию полноценным родом войск. Появились первые самолеты разведчики, истребители и бомбардировщики. Настоящей легендой «германской» войны стал «Илья Муромец» — российский тяжелый самолет, который немцы не могли сбить полтора года.
Ходили легенды о супер-броне, покрывающей «Илью Муромца», но причина «стойкости и неуязвимости» самолета была скрыта в удачной конструкции, а не чудо-броне. В конце 1916 группа немецких истребителей атаковала одинокого «Илью Муромца» более часа, но сбить его немцы так и не смогли.
В конце-концов русский самолет совершил вынужденную посадку, так как вышли из строя 3 из 4 двигателей, самолёт получил более 300 пробоин, кончились боеприпасы в пулеметных лентах и патроны в штатных маузерах.
Авиаторы Первой мировой войны проводили бомбометания вручную, выбрасывая бомбы из открытой кабины пилота, что было отнюдь не безопасно для самого пилота.
В Первой Мировой войне авиаторы разрабатывали новые конструкции цеппелинов, дирижаблей, легкомоторных самолетов, первые тренажеры для обучения пилотов и снайперов.
Военными инженерами и конструкторами были разработаны новые технические средства помощи авиации на воде. Лёгкий самолёт мог сесть на борт военного судна для дозаправки, пополнения боеприпасов, и успешно взлететь, для продолжения боя.
Школа военно-морского летчика. Киль, гидросамолет
Для обнаружения самолётов в небе ночью или при сильной облачности применялись сильные прожектора,
а также и специальные «слуховые устройства», обнаруживающие в небе работу авиамоторов.
Военный субмарины. Русская «Пантера»
В «германской» войне первые малоэффективные шаги сделал военный подводный флот. К началу Первой мировой Россия имела 22 подводные лодки. За всё время войны Ни одна субмарина не потопила даже рыбацкого челна, но во время эксплуатации субмарин погибли десятки команд моряков подводников. Российская подводная лодка «Пантера», построенная в 1916 г., стала единственной в мире подводной лодкой, участвовавшей в трех войнах: Первой мировой войне (или «империалистической»), в Гражданской и Великой Отечественной войне.
В июле 2015 года Шведские дайверы обнаружили у восточного побережья Швеции на дне Балтийского моря затонувшую русскую подводную лодку с кириллическими надписями на борту. Длина русской субмарины 20 метров, а ширина — не более 3,5 метров. Шведский эксперт убежден, что обнаруженная субмарина — это подводная лодка «Сомъ», затонувшая 10 мая 1916 года в Балтийском море при столкновении со шведским пароходом «Ингерманланд». Семь русских подводных лодок этой серии по образцу американской субмарины «Fulton» были построены на Невском судостроительном заводе в 1904-1906 годах и использовались для разведки и патрулирования Балтийского моря во время Первой мировой войны.
Железнодорожный транспорт.
в начале XX столетия железнодорожное строительство в Российской империи велось довольно активно, с 1900 по 1904 год было построено 8222 версты железных дорог, с 1905 по 1909 год — около 6000 вёрст железнодорожного полотна.
В предвоенный период к железнодорожному транспорту в России относились, как к чисто коммерческому предприятию — от него требовалось обеспечение максимального дохода при всемерном сокращении расходов, и в 1910–1913 годах было построено только 3466 вёрст железных дорог.
В войну Российская империя вступала, имея железнодорожную сеть, состоящую из 38 железных дорог, обеспечивающих транспортную связь общей протяженностью 71 542 км. Из них 24 железные дороги (47 861 км) принадлежали государству, а 14 железных дорог (23 681 км) — принадлежали частным обществам.
В процессе строительства находилось 10 762 км железнодорожных путей России. Перед началом Первой мирой войны строительство железных дорог велось более интенсивно частными обществами, к лету 1913 года частные компании построили в России около 7877 км железных дорог, в то время, как за государственный счёт было построено 2885 км.
Железнодорожный транспорт России по уровню развития существенно отставал от железнодорожного транспорта Германии, и это отставание приобрело характер угрожающий интересам империи.
В годы Первой мировой войны от железнодорожного транспорта потребовалось обеспечить непрерывную работу фронтовых и тыловых железных дорог, для этого были мобилизованы все силы и ресурсы Российской Империи.
В 1914 году со стороны Германии и Австро-Венгерской империи к русской границе подходило 32 железнодорожные линии, из которых 14 были двухколейными железными дорогами, а с русской стороны к границе шли только 13 железнодорожных линий, из которых только 8 линий были двухколейными.
Пулемёты, пушки, артиллерия.
Тульские оружейники Третьяков и Пастухов, ознакомившись в 1905 году с производством пулеметов в Англии, провели на Тульском оружейном заводе «Тульский арсенал» обширные конструкторские и технологические изыскания, и существенно переработали и во многом улучшили конструкцию «Максима». Русские конструкторы изменили конструкцию многих деталей пулемёта и в 1908 году стали использовать патроны нового образца с остроконечной пулей.
В 1908-10 году русский конструктор Соколов и тульский инженер Захаров создали очень удачный мобильный, манёвренный пехотный колесный станок и пулемёт, значительно уменьшив общий вес орудия до 20 кг. Модернизированный тульскими оружейниками пулемёт был в 1910 г. принят на вооружение русской армии под официальным наименованием «7,62-мм станковый пулемет».
14 июня-1904 г. артиллерийская бригада 1-й-батареи, 6-го-Восточно-Сибирского полка
«Атака мертвецов». «Газовые гонки» Первой мировой войны
Коллаж © L!FE. Фото © ООО «Монстерс Продакшн»/Кадр клипа В аря Стрижак
В конце марта 1915 года попавшие в плен к французам немецкие солдаты начали сообщать: на позиции доставлены баллоны с газом. У одного из них был даже захвачен респиратор. Реакция на эти сведения оказалась поразительно беспечной. Командование просто пожало плечами и не сделало ничего для защиты войск. Более того, французский генерал Эдмон Ферри, предупредивший соседей об угрозе и рассредоточивший своих подчинённых, потерял должность за панические настроения. Между тем угроза химических атак становилась всё реальнее. Немцы опередили другие страны в разработке нового вида вооружения. После экспериментов со снарядами возникла идея использовать баллоны. Немцы спланировали частное наступление в районе города Ипр. Командиру корпуса, на фронт которого доставили баллоны, честно сообщили, что тот должен «произвести исключительно испытание нового оружия». В серьёзный эффект газовых атак немецкое командование не особенно верило. Атака несколько раз откладывалась: ветер в нужном направлении упорно не дул.
Начало немецкой газобаллонной атаки. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
22 апреля 1915 года в 17 часов немцы выпустили хлор из 5700 баллонов сразу. Наблюдатели видели два любопытных жёлто-зелёных облака, которые лёгкий ветер подталкивал к окопам Антанты. За облаками двигалась немецкая пехота. Вскоре газ начал затекать во французские окопы.
Несколько из более чем 20 вариантов предохранительных масок, отправлявшихся в части весной-летом 1915 года. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Вскоре хлор применили и на русском фронте у Болимова. Здесь события также развивались драматически. Несмотря на затекающий в окопы хлор, русские не побежали, и, хотя почти 300 человек умерли от газа прямо на позиции, а более двух тысяч получили отравления разной тяжести после первой же атаки, немецкое наступление напоролось на жёсткое сопротивление и сорвалось. Жестокая ирония судьбы: противогазы были заказаны в Москве и прибыли на позиции всего через несколько часов после боя.
Противогаз стал одним из ключевых предметов снаряжения. При отходе его бросали в последнюю очередь. Правда, и это не всегда помогало: иной раз концентрация газа оказывалась слишком высокой и люди умирали даже в противогазах.
Зато необычно эффективным способом защиты оказалось разжигание костров: волны горячего воздуха довольно успешно рассеивали облака газа. В сентябре 1916 года во время германской газовой атаки один русский полковник снял маску, чтобы командовать по телефону, и развёл костёр прямо на входе в собственную землянку. В итоге он провёл весь бой, выкрикивая команды, ценой лишь лёгкого отравления.
Солдаты чешского легиона русской армии в противогазах Зелинского. Фото © Wikimedia Commons
Способ газовой атаки чаще всего был довольно прост. Через шланги из баллонов распылялась жидкая отрава, переходила на открытом воздухе в газообразное состояние и, гонимая ветром, ползла на позиции противника. Регулярно происходили неприятности: когда ветер менялся, травились уже собственные солдаты.
Часто газовую атаку совмещали с обычным обстрелом. Скажем, во время Брусиловского наступления русские привели к молчанию австрийские батареи комбинацией химических и обычных снарядов. Периодически даже предпринимались попытки атак сразу несколькими газами: один должен был вызывать раздражение сквозь противогаз и заставить поражённого противника сорвать маску и подставиться под другое облако — удушающее.
Хлор, фосген и другие удушающие газы обладали одним неустранимым недостатком в качестве оружия: требовалось, чтобы противник их вдохнул.
Летом 1917 года под многострадальным Ипром был использован газ, получивший название по имени этого города, — иприт. Его особенностью было воздействие на кожу в обход противогаза. При попадании на незащищенную кожу иприт вызывал тяжёлые химические ожоги, некроз, а следы от него оставались на всю жизнь. Впервые немцы обстреляли снарядами с ипритом сосредоточившихся перед атакой английских военных. Тысячи людей получили жуткие ожоги, причём у многих солдат не оказалось даже противогазов. Вдобавок газ оказался очень устойчивым и несколько дней продолжал травить всех, кто заходил в его зону действия. К великому счастью, немцы не имели достаточных запасов этого газа, как и защитной одежды, чтобы атаковать через отравленную зону. Во время атаки на город Армантьер немцы залили его ипритом так, что газ буквально реками тёк по улицам. Англичане отступили без боя, но немцы не смогли войти в городок.
Солдаты Духовщинского 267-го пехотного полка в противогазах Зелинского/Немецкие солдаты. Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Русская армия шла в общем ряду: сразу после первых случаев применения газа началась разработка средств защиты. Поначалу средства защиты не блистали разнообразием: марля, тряпки, пропитанные раствором гипосульфита.
Однако уже в июне 1915 года Николай Зелинский разработал очень удачный противогаз на основе активированного угля. Уже в августе Зелинский представил своё изобретение — полноценный противогаз, дополненный резиновым шлемом конструкции Эдмонда Кумманта. Противогаз защищал всё лицо и делался из цельного куска качественной резины. В марте 1916 года началось его производство. Противогаз Зелинского защищал от отравляющих веществ не только дыхательные пути, но и глаза и лицо.
Атака мертвецов. Коллаж © L!FE. Фото © ООО «Монстерс Продакшн» Кадр клипа Варя Стрижак
Однако затем произошло то, чего никто не мог ожидать. Сначала атакующая немецкая пехота частично отравилась собственным облаком, а затем начали оказывать сопротивление уже умирающие люди. Один из пулемётчиков, уже наглотавшийся газа, выпустил несколько лент по наступающим, прежде чем погиб. Кульминацией же сражения стала штыковая контратака отряда Землянского полка. Эта группа не находилась в эпицентре газового облака, но все получили отравления. Немцы не обратились в бегство сразу же, но они оказались психологически не готовы сражаться в момент, когда все их противники, казалось бы, должны были уже погибнуть под газовой атакой. «Атака мертвецов» продемонстрировала, что даже при отсутствии полноценной защиты газ не всегда даёт ожидаемый эффект.