Что не будет являться абиотическим факторам среды
Задание по теме: «Абиотические факторы среды и их влияние на живые организмы»
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ»
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕРМИНОВ И КЛАССОВ ЖИВОТНЫХ.
А) членистоногие Г) пресмыкающиеся
В) земноводные Е) млекопитающие
II . ЗАДАНИЯ ( тест с одним правильным ответом)
1. Какая часть солнечного спектра способствует образованию загара:
А) инфракрасная Б) красная
В) ультрафиолетовая Г) фиолетовая
2. Что не будет являться абиотическим фактором среды:
А) сезонное изменение окраски зайца – беляка
Б) распространение плодов калины, рябины и дуба
В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений
Г) осенний листопад
Абиотическими факторами среды не являются:
А) вода и выпадение осадков Б) грунт
В) рельеф Г) взаимодействие организмов типа «паразит – хозяин»
Такие абиотические факторы, как температура и степень насыщения воды кислородом, изменяются в разных водоемах суши в зависимости от высоты места и времени года. Наиболее холодная вода и максимальное содержание кислорода характерны:
А) для среднего течения реки
В) для стоячих водоемов
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕРМИНОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИМЕРОВ.
ТЕРМИНЫ (по отношению к воде растения делят)
околоводные растения, (наземно-водные)
растения сухих и очень сухих мест
А) растения, запасающие влагу в листьях и в стеблях
Б) внешне сухие растения, устойчивые к пониженной влажности
В) растения с хорошо выраженной связью с водой
Г) растения из местообитаний с высокой влажностью, а так же способны расти около водоемов
Д) наземные растения умеренно влажных мест обитания
а. ковыли, верблюжья колючка
б. ряска, кувшинка, кубышка
в. агава, кактус, алоэ
г. рис, росянка, камыш
д. дуб, рябина, береза
1. ХОЛОДНОКРОВНЫЕ – А, Б, В, Г
1 В, б, 2 Г, г, 3 Д, д, 4 Б, а, 5 А, в,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-043014
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по теме: «Факторы среды»
Тест по теме: «Факторы среды»
1. Организмы, способные жить в различных условиях среды, называют:
а) стенобионтами; б) олигобионтами;
в) комменсалами; г) эврибионтами.
2. Абиотическим фактором среды не является:
а) сезонное изменение окраски зайца-беляка;
б) распространение плодов калины, рябины, дуба;
в) осеннее изменение окраски листьев у листопадных деревьев;
г) осенний листопад.
3. Закон ограничивающего фактора гласит:
а) наиболее значимым является тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений;
б) наиболее значимым является взаимодействие факторов;
в) любой фактор необходим для выживания организма в любом состоянии;
г) наиболее значимым является тот фактор, который воздействует сильнее в любой момент времени.
4. Закон оптимума означает следующее:
а) организмы по-разному переносят отклонения от оптимума;
б) любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм;
в) любой экологический фактор оптимально воздействует на организм;
г) любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды.
5. Ряд обитателей воды при недостатке кислорода реагирует следующим образом:
а) у них увеличивается поверхность тела и скорость передвижения;
б) у них усиливаются обменные процессы;
в) они закапываются в грунт;
г) они прекращают движение.
6. Ограничивающие факторы среды определяют:
а) местоположение вида в экосистеме;
в) экологическую нишу вида;
7. Ограничивающим фактором не является:
а) недостаток тепла;
б) недостаток влаги;
в) суточное вращение Земли;
г) очень высокая температура.
а) может быть заменен избытком другого фактора;
б) не может быть заменен другими факторами;
в) частично может быть заменен другими факторами;
г) может быть заменен двумя-тремя другими факторами.
9. Чем дальше значение какого-либо фактора отклоняется от оптимума, тем:
а) больше видов начинает конкурировать друг с другом;
б) выше становится скорость размножения представителей вида;
в) больше плодовитость выживших представителей вида;
г) меньше видов может приспособиться к таким условиям.
10. Абиотические и биотические компоненты среды, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы и во многом определяющие ее характер:
а) вода и минеральные соли, растворенные в ней;
б) солнечный свет и радиация;
в) экологические факторы;
г) совокупность живых организмов.
11. Абиотическими факторами среды не являются:
а) вода и выпадение осадков;
12. Воздействие климатических и эдафических факторов на экосистему во многом зависит:
а) от уровня радиации и скорости вращения Земли вокруг Солнца;
б) от силы ветра, атмосферного давления и рельефа местности;
в) от времени года, положения Луны относительно Земли и от уровня радиации;
г) от географического положения (удаленности от экватора и океана и высоты над уровнем моря).
13. Такие абиотические факторы, как температура и степень насыщения воды кислородом, варьируют в разных водоемах суши в зависимости от высоты места и времени года. Наиболее холодная вода и максимальное содержание кислорода характерны:
а) для среднего течения рек (осенью);
б) для горных рек (в течение года);
в) для стоячих водоемов (осенью);
г) для болот (весной).
Тест по теме: «Факторы среды»
Ответы: 1-г, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-б, 9-г, 10-в, 11-в, 12-г
Абиотические факторы среды
Само название «абиотический» происходит от греческого и означает отсутствие жизни, нечто неживое. В науке под этим слово скрываются всевозможные факторы окружающей среды, которые, несмотря на с вою «безжизненность» могут очень даже сильно влиять на живые организмы.
Что такое абиотические факторы среды
Абиотические факторы среды – это факторы неживой природы, способные активно воздействовать на состояние флоры и фауны. К ним можно отнести грунт, воздух, температуру, погодные условия. Все названные аспекты различаются, если брать удаленные друг от друга уголки планеты. Но они не могут влиять на живые организмы, которым приходится существовать в заданных условиях.
Особенности абиотических факторов
Главная особенность абиотических факторов – изменять в ту или иную сторону процессы, происходящие в живых организмах. Но воздействие это бывает различным, в зависимости от того, какая именно группа абиотических факторов оказывает данное влияние:
Физические факторы – источником данных факторов служит физическое состояние окружающей среды или некое явление (механическое, магнитное, волновое, и т.д.). к физическим абиотическим факторам можно отнести температуру.
Химические факторы – эта группа полностью зависит от химического состава окружающей среды. К ним можно отнести степень солености воды, процентное содержание кислорода в воздухе, и т.д.,
Почвенные факторы – влияют, по большей части, на растения и живущие в почве организмы. Это сложная совокупность как физических, так и химических свойств почвы. К ним можно отнести наличие тонкого или толстого гумусового слоя, степени увлажненности почвы, ее структуру, и т.д.
Виды абиотических факторов
Согласно общепринятой классификации, абиотические факторы подразделяются на следующие основные виды:
Климатические. Эта группа факторов способна оказывать на живые организмы планеты самое серьезное влияние. В свой очередь, среди климатических факторов тоже можно выделить отдельные группы:
Солнечная энергия, а конкретнее – инфракрасное излучение и ультрафиолетовые лучи, влияющие на процессы фотосинтеза,
Освещенность поверхности – фактор, влияющий на все живые организмы, так как у каждого есть свой режим, связанный со сменой дня и ночи.
Влажность воздуха – понижение этого фактора приводит к снижению плодоношения растений, отрицательно сказывается на жизни и размножении некоторых живых организмов,
Осадки – этот фактор влияет на один из важнейших процессов, круговорот воды в природе.
Температура – один из самых важных факторов, определяющих, какие растения будут произрастать на той или иной территории, какие животные смогут там жить,
Ветер – от этого параметра зачастую зависят и влажность воздуха, и температура на поверхности Земли.
Эдафические или почвенные. От того, какой является почва в том или ином районе, зависит, кто в ней сможет проживать, и какие растения смогут произрастать в заданных условиях.
Основными показателями, почвы, которые способны повлиять на контактирующие с ними растения и живые организмы, являются:
Показатель засоленности почвы,
Степень увлажненности,
Температура на поверхности почвы и внутри нее,
Структура почвы,
Пористость почвы,
Реакция почвенной среды.
Топографические. Главным из всех топографических факторов является высота. Известно, что чем выше в горы, тем меньше живых организмов способно существовать в подобных условиях. Иногда можно найти места, практически незаселенные, потому что они оказываются непригодными для жизни в связи с особенностями топографии. Помимо высоты, к топографическим параметрам относят рельеф местности.
Гидрографические. Этот фактор подразумевает количество и качество водных ресурсов, имеющихся в той или иной местности. Какие-то организмы нуждаются именно в пресной воде, каким-то для существования подходит соленая. Кому-то нужно употреблять воду для нормальной жизнедеятельности большое количество воды, кому-то ее необходимо совсем немного.
Режимы абиотических факторов, их характеристика
Основное влияние на состояние и жизнедеятельность всего живого на земле оказывают не столько сами абиотические факторы, сколько их режимы.
Режимы абиотических факторов
Температура. Один из самых важных режимов. Каждый живой организм, будь то оастение или животное, способен существовать в строгом диапазоне температур. Понижение или повышение температурного режима непременно отразится на состоянии его здоровья или даже приведет к гибели. Есть такие температуры, при которых жизнь в принципе невозможна.
Вода. Как известно, вода – главное условие существования жизни на земле. Каждый из живущих на планете имеет воду в своем составе. Живые организмы наукой подразделяются на несколько типов, которые в разной степени нуждаются в воде: гидрофильные – живут в водной среде постоянно, гигрофильные – выбирают для себя очень влажные места обитания, мезофильные – их потребность в воде можно назвать умеренной, ксерофильные – могут жить в очень засушливых зонах и долгое время обходиться без воды.
Влажность. Вода и влажность – не одно и то же. Под влажность подразумевается насыщенность воздуха водяными парами. Этот показатель может влиять на температуру6 при высокой влажности температурный режим воспринимается живым организмом несколько иначе, чем при пониженной. Некоторые растения произрастают в регионах, где преобладает повышенная влажность воздуха, и наоборот. То же самое можно сказать о животных.
Солнечное излучение. Солнечное излучение также является основным условием существования жизни на Земле. Растения нуждаются в нем постоянно, благодаря свету, происходит важнейший процесс фотосинтеза. На жизнедеятельность растений и животных влияет также такой фактор, как продолжительность светового дня – от тоже напрямую связан с солнечным излучением.
Радиация. Из космоса поступают не только несущие жизнь солнечные лучи, но и радиация. Разные виды растений и животных по-разному реагируют на изменение уровня родиации6 у некоторых при превышении определенного порога начинают гибнуть зародыши, сильное превышение порога может вызвать гибель отдельных организмов или серьезные мутации.
Газовый состав воздуха. Этот параметр имеет примерно постоянное значение. Содержание кислорода в нем такое, которое позволяет всему живому на земле дышать и развиваться. Но раньше, когда кислорода в атмосфере земли было недостаточно, это препятствовало образованию жизни.
Ветер. Этот фактор способен повлиять на температуру, а также на увлажненность воздуха. В некоторой степени, он может даже изменять внешний вид растений, влиять на их рост и размеры. Сильные ветры (ураганы0 способны перемещать животных с одного места на другое, тем самым меняя состав сообществ.
Атмосферное давление. Самостоятельно атмосферное давление не оказывает существенного влияния на живые организмы. Но в совокупности с температурой и влажность эффект может быть очень даже существенным.
Высота над уровнем моря. Этот фактор влияет на распространенность тех или иных живых организмов в определенной местности. Как известно, чем выше над уровнем моря расположена территория, тем сложнее там выживать как растениям, так и животным. На самых высоких горных вершинах жизни практически нет. Это связано с уменьшением комфортности: чем дальше вверх, тем менее выносимыми становятся условия существования.
Влияние абиотических факторов на живые организмы
Наглядным примером того, что абиотические факторы оказывают непосредственное влияние на все живое, может служить то, что в различных местах планеты биологические процессы протекают с разной скоростью. Это напрямую связано с различием абиотических факторов в той или иной местности.
Изменение хотя бы одного из абиотических факторов приводит к гибели одних видов живых организмов, и появлению других. При изменении абиотических факторов не все организмы непременно погибают: отдельным видам удается приспособиться к новым условиям жизни и продолжить существование.
Каждый из вышеописанных факторов (влажность, температура, наличие воды, солнечное излучение) влияют на живые организмы достаточно сильно. Изменении хотя бы одного параметры может привести к крайне непредсказуемым, а порой очень негативным последствиям.
Иногда животные, привыкшие к одним и тем же абиотическим факторам, в случае их изменения, мигрируют в поисках наиболее комфортных для жизни, привычных им условий. Что касается растений, они также подвергаются влиянию абиотических факторов, и способны приспосабливаться к новым условиям, чтобы выжить. Например, во время засухи у них удлиняются корни, изменяется строение листьев.
Животные также всевозможными способами адаптировались к колебаниям основных абиотических факторов (температуры, влажности и света):
Теплокровность – такие животные способны постоянно поддерживать одну и ту же температуру тела,
Спячка – с ухудшением абиотических факторов животные впадают в длительный сон, помогающий пережить временные трудности,
Анабиоз – замедление жизненно важных процессов в организме на некоторое время,
Морозостойкость – некоторые живые организмы способны переносить экстремально низкие температуры.
Примеры абиотических факторов
Научившись правильно использовать абиотические факторы в сельском хозяйстве, человек способен положительно влиять на количество собранного урожая и на продуктивность скора. Рассмотрим на конкретных примерах, как можно, изменив те или иные абиотические факторы, повлиять на жизнедеятельность растений и животных.
Свет. Освещенность влияет, в большей степени, на жизнь растений. Для животных он решающего значения не имеет. Для флоры же это – главный источник существования и развития. Правильно рассчитав необходимый растению режим освещения, можно ускорить рост и созревание культурных растений. Именно поэтому в теплицах включают свет, чтобы у растений были особые, более благоприятные условия произрастания.
Что касается домашних животных, то, увеличив световой день, можно повысить яйценоскость кур и увеличить удои молока.
Почва. Один из важнейших факторов, влияющих на плодоношение и развитие растений, являются характеристики почвы. Человек давно изучил, что необходимо каждому культурному растению для того, чтобы оно приносило максимальный урожай и росло быстро.
Поэтому, обеспечив оптимальный полив, удобрив землю, взрыхлив ее, люди научились получать урожаи, которые в естественных условиях произрастания были бы недостижимы: на воле растения полностью зависят от погодных условий, вовремя не пошедший дождь, ураган, град способен уничтожить все, что растет. Сельскохозяйственные культуры, находясь под присмотром, избавлены от подобного риска.
Ветер. Этот фактор может существенно повлиять на живые организмы. Особенно на растения. Сильные порывы способны ломать ветви деревьев, вырывать их с корнем. Человек защищает нужные ему растения от воздействия этого абиотического фактора, помещая их внутрь теплиц и парников.
Вода. Домашних животных и растения, которые важны для людей, вовремя и в соответствии со своими потребностями обеспечиваются водой. В условиях природы живые организмы не всегда получают необходимое количество этого компонента. Нередки случаи засухи или, наоборот, слишком дождливые периоды. И то, и другое пагубно влияет как на растения, так и на животных, иногда приводя их к гибели. Под присмотром человека случится такого просто не может, так как он заинтересован в получении урожая, в сохранении жизни своих питомцев. Он влияет на абиотические факторы таким образом, чтобы они обеспечили комфортное существование его любимцам, а те, в свою очередь, радуют его прекрасным урожаем, мясом, яйцами, шерстью, и прочими продуктами.
Что не будет являться абиотическим фактором среды
Вариант 1
I ЗАДАНИЯ ( тест с одним правильным ответом)
1. Что не будет являться абиотическим фактором среды:
А) сезонное изменение окраски зайца – беляка
Б) распространение плодов калины, рябины и дуба
В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений
Г) осенний листопад
2. Как называются организмы, у которых из-за относительно низкого уровня обмена веществ главным источником разогрева является внешнее тепло – температура среды и солнечный свет?
а) холоднокровные б) теплокровные в) Все организмы Г) нет правильного ответа
3. Как называются внутренние ритмы животных с периодом около 24 часов?
а) Цирканные ритмы. б) Циркадные ритмы. в) Сезонные ритмы. г) Суточные ритмы.
4. Какая наука изучает влияния абиотических, биотических и антропогенных факторов на организм животного?
а) ботаника б) зоология в) экология г) биология
5. Фактором, который не позволяет земноводным заселять тропические острова, удаленные от материка, является:
а) глубина океана б) большое расстояние между островом и материком
в) высокая соленость г) низкая температура морской воды
6. Предельными условиями существования животных являются:
А) условия, в которых животные быстрее всего размножаются
Б) полное отсутствие света и воздуха
В) отсутствие пищи
Г) условия, ограничивающие жизни и размножение животных в данной среде
I I ЗАДАНИЕ
В 1. Установить соответствие между животными и их образом жизни дневной, ночной и сумеречный )
1. дневной 2. Ночной 3. сумеречный
I ЗАДАНИЯ ( тест с одним правильным ответом)
Абиотическими факторами среды не являются:
А) вода и выпадение осадков Б) грунт
В) рельеф Г) взаимодействие организмов типа «паразит – хозяин»
2. Как называются организмы, у которых из-за высокого уровня обмена веществ главным источником разогрева является внутреннее тепло организма?
а) холоднокровные б) теплокровные в) Все организмы Г) нет правильного ответа
3. Предельным условием существования животных в пустыне является
А) длина светового дня б) засоление почвы
в) колебания температуры в течение дня г) количество влаги
4. Прямое или косвенное воздействие человека на организмы животных и на среду их обитания – это фактор:
1) биотический 2) антропогенный 3) абиотический 4) экологический
5.Паразиты приспособлены к среде:
А) живой организм б) водная в) наземно-воздушная г) почва
I I ЗАДАНИЕ
В 1. Установить соответствие между животными и их жилищами
А. ласточка 1. Раковина
Б. мышь 2. озеро
В. пчела 3. Скворечник
Г. улитка 4. организм человека
Д. аскарида 5. Нора
Е. карась 6. муравейник
Ж. муравей 7. Улей
В 2.Установить соответствие между животными и их приспособлениями к изменениям температуры среды
Приспособления Животные
А) Прогревание на солнце. 1) Теплокровные
Б) Густота волосяного и перьевого покрова 2) Холоднокровные
В) Наличие подкожного жира
Г) Частота дыхательных движений
Д) Увеличение двигательной активность.
Е) Оцепенение
Контрольная работа по теме
«Факторы среды. Абиотические факторы в жизни животных»
Вариант 3
I ЗАДАНИЯ ( тест с одним правильным ответом)
Абиотическими факторами среды является:
А) симбиоз Б) хищничество
В) рельеф Г) взаимодействие организмов типа «паразит – хозяин»
2. Сигналом к сезонным изменениям является
I I ЗАДАНИЯ
В 1. К антропогенным экологическим факторам относят^
А) внесение органических удобрений в почву
Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины
В) выпадение осадков
Г) прекращение вулканической деятельности
Д) прореживание саженцев сосны
Е) обмеление рек в результате вырубки лесов
В 2. Выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде. По отношению к воде животных делят на:
влаголюбивые животные
промежуточная группа (водно-наземная группа)
сухолюбивые животные
А. Варан, Б. тюлень, В. верблюд, Г. пингвины, Д. жирафы, Ж. водосвинка, З. белка, И. рыба-клоун, К. бобр.