Что называют застывшей музыкой
Музыка. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
— духовная музыка Средневековья, эпохи Возрождения и барокко;
— гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства;
— григорианский хорал, оратория, полифония, месса, реквием, фуга;
Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви.
Импрессионизм в музыке – это направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.
Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке.
Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.
Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.
Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.
Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.
Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент.
Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Духовная музыка всегда обладала удивительной силой вдохновлять, наполнять верой и надеждой. И это не удивительно, ведь в средневековой Европе музыка развивалась в основном внутри церкви. Самым популярным жанром тогда был григорианский хорал – католические молитвы, положенные на музыку.
Григорианский хорал – традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Богослужебное пение называли ангелогласным, ведь певчие использовали интонации, которые не встречались в светской музыке. В Средневековье были популярны и другие вокальные жанры, которые тоже исполнялись в церквях: органум, мотет, гокет, кондукт.
Мотет (от фр. motet – «слово, изречение, заповедь») – жанр многоголосной вокальной музыки, обычно церковного характера, возникший во Франции в XII веке.
Любое церковное исполнение было немыслимо вне сводов и стен самого храма. Архитекторы Средневековья превращали церкви в настоящие музыкальные инструменты, мастерски используя свойства акустики. Духовные композиции называли иконами в звуке, а уникальную архитектуру религиозных сооружений сравнивали с застывшей музыкой. Строгие очертания храмов и монастырей, их красота и величие будто наполнены одухотворяющей гармонией. Музыкальные произведения того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. На смену одноголосному пению в церковь пришла инструментальная музыка, прежде всего органная.
Орган – клавишный духовой музыкальный инструмент.
Музыка католических храмов была динамичной, драматической, словно устремлённой ввысь. Русские православные сочинения отличались умиротворённостью и распевностью. Древние христиане воспевали Бога в псалмах и гимнах в основном без музыкального сопровождения – а капелла.
В эпоху Возрождения богослужебное пение западных католиков получило название сantus planus, что означало «плавный распев». В эпоху барокко средневековая полифоническая традиция получила развитие в мессах, ораториях, реквиемах и фугах. Музыка стала более мелодичной, живой, в ней появилось содержание. Ярким представителем барочного искусства является немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Он писал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы, и известен как непревзойдённый мастер полифонии.
Полифония – вид многоголосной музыки, где все голоса равноправны.
Месса – вокальная или вокально-инструментальная циклическая форма на канонический текст.
Реквием (от лат. requies – «покой», «упокоение») – заупокойная месса по умершим в католической церкви; траурное вокальное или вокально-инструментальное произведение.
Фуга – жанр полифонической музыки, где общая мелодическая линия последовательно повторяется несколькими голосами.
Сонаты и партиты Баха – это своеобразное музыкальное воплощение Евангелия, вершина скрипичной музыки эпохи барокко. Произведения Баха отличаются необычайной образностью, объёмностью, текучестью и динамичностью. Они как нельзя лучше созвучны архитектуре величественных соборов, где и звучали.
Оратория – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра.
Архитектура, музыка и живопись тесно переплетены друг с другом и часто служат источниками взаимного вдохновения. Как оказывается, музыку можно найти всюду – в изящных архитектурных формах, древних руинах и на знаменитых полотнах.
Понятие застывшей музыки можно применить и к живописи, особенно к картинам, написанным импрессионистами.
Художники этого направления создавали картины под влиянием момента, под впечатлением от увиденного: impression в переводе с французского — впечатление.
Основоположником музыкального импрессионизма является французский композитор Клод Дебюсси.
Музыкальный импрессионизм – музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в XIX – XX веках.
Французский композитор Клод Дебюсси (1862–1918) – ярчайший представитель музыкального импрессионизма. Его музыка олицетворяет переход от позднего романтизма к модернизму XX века. Значительное влияние на творчество Дебюсси оказали сочинения Рихарда Вагнера.
Пару лет Дебюсси работал учителем музыки в российском поместье меценатки Петра Ильича Чайковского Надежды фон Мекк. Затем Клод отправился в Рим, где продолжил свою музыкальную карьеру как композитор.
Клод Дебюсси сотрудничал и с Сергеем Павловичем Дягилевым. В 1912 году состоялась премьера его балета «Послеполуденный отдых фавна», а в 1913 году специально для «Русских сезонов» была написана музыка к балету «Игры». Дебюсси называют отцом музыки прошлого столетия. Его композиции обладают неимоверной красочностью и живостью, подобно полотнам знаменитых импрессионистов Клода Моне и Огюста Ренуара.
№ 1. Что называли застывшей музыкой?
Варианты ответов: иконы в храмах, паузы в музыкальных произведениях, архитектуру религиозных сооружений.
Для правильного ответа достаточно вспомнить, что чувствуют люди, глядя на строгие очертания храмов и монастырей, любуясь их красотой и величием.
Музыкальные композиции того времени были созвучны величественной архитектуре соборов, геометрии перспективы, ажурным сводам, красочным витражам. А стены и своды храмов были настоящими музыкальными инструментами, усиливая звуки пения за счет хорошей акустики.
Значит, правильный ответ: архитектуру религиозных сооружений.
№ 2. Как можно охарактеризовать музыку Иоганна Себастьяна Баха?
Выберите правильный ответ: тоскливая, образная, героическая, объёмная, историческая, скучная, текучая, идейная.
На уроке прозвучали произведения Баха, который известен как мастер полифонии. Он писал музыку, которая отличалась цикличностью, многоголосием, была насыщена яркими образами, отличалась текучестью и объёмом – её звуки заполняли собой огромные пространства католических соборов.
Значит, правильный ответ: образная, объёмная, текучая.
Презентация » Застывшая музыка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизненное и духовное предназначение. Киевский Софийский собор
Белокаменный храм во Владимирской области (недалеко от Боголюбова), выдающийся памятник зодчества владимиро – суздальской школы. 1158 году церковь освещена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII в. Камень церкви Покрова отличается исключительной белизной. Церковь Покрова на Нерли
Глубокая печаль русского князя Андрея Боголюбского по погибшему сыну воплотилась в светлом образе этого храма. Его созерцание вызывает у нас чувство тихой грусти и умиротворения.
Не менее глубокое впечатление оставляет образ Реймсского собора во Франции- архитектурного памятника XIII в. Лёгкая ажурная громада собора, его строгая композиция, величественный интерьер, слияние архитектурных форм в едином движении ввысь порождают ощущение бесконечного развития. Синтез зодчества и ваяния воспринимается как праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного скульптурного убранства. В нём ощутимо живое биение творческой мысли.
Здесь торжественно и мощно звучит орган
На протяжении шести веков жителей Кёльна объединяла одна цель- построить Кёльнский собор. В Кёльне, одном из самых богатых и политически значимых городов тогдашней Германии, считали нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор- и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.
Церковь Вознесения в Коломенском (XVI в.) — один из немногих сохранившихся памятников эпохи Ивана Грозного в Москве, один из первых каменных шатровых храмов в России. Коломенское было символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Господне. Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском… Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый. Г. Берлиоз Церковь Вознесения в Коломенском
Он рвётся ввысь, торжественен и строен, Певучей силой камень одарён,- Для Бога он иль не для Бога строен, Но человеком был воздвигнут он. И нет в нём лицемерного смиренья,- Безвестный зодчий, дерзостен и смел, Сам стал творцом – и окрылил каменья, И гордость в них свою запечатлел… В.С. Шефнер
Софийский собор в Полоцке
Дмитриевский собор Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые.
Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя. Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец». Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.
Крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре г. Сергиев- Посад Московской области. Основан в XIV веке Преподобным Сергием Радонежским. Ансамбль монастыря включает в себя более 50 зданий различного назначения.
Московский Кремль Кремль – сердце Москвы. Это древний памятник культуры и зодчества, и место государственной власти, и просто одно из красивых мест города. Кремль – древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу Москвы – реки.
В древности на месте Кремля шумел сосновый бор, и поэтому холм назвали Боровицким. Уже 1156 г. по велению князя Юрия Долгорукого здесь выросли крепостные стены, и Кремль был укреплён валом. Слово же «Кремль» или «Кремник», как называли московскую крепость в летописях, появилось впервые в 1339-1340 гг.
Войти в Кремль можно через Троицкие или Боровицкие ворота, но прежде полюбуйтесь его стенами и башнями… Их возвели итальянские мастера Антонио Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1485 – 1495 гг. Зубцы кремлёвской стены напоминают ласточкины хвосты, они прикрывали стрелков, защищавших Кремль во время вражеской осады. Островерхие шатры на башнях возвели в XVII в русские мастера.
Ансамбль Московского Кремля составляют памятники русской архитектуры 15-17 веков- соборы Успенский, Благовещенский и Архангельский, колокольня «Иван Великий», Грановитая палата, Теремной дворец, здание Сената, Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата.
Синтез зодчества и ваяния воспринимается как праздничная симфония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочно великолепного скульптурного убранства. В нём ощутимо живое биение творческой мысли.
Практическая работа • Какие чувства вызывает у вас созерцание этих храмов? Сравните свои впечатления с приведёнными выше высказываниями. • Почему храм Покрова на Нерли вызывает ассоциацию со свечой? • Почему архитектуру часто называют застывшей музыкой? • Какие знакомые вам музыкальные произведения созвучны образам храмов? • Послушайте фрагменты русской и западноевропейской духовной музыки. Что в них общего, а что их различает? • Почему эти памятники архитектуры и музыки можно отнести к неоспоримым шедеврам, представляющим идеалы красоты?
Домашнее задание: Создать композицию на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент).
Литература Г.П. Сергеева «Искусство» 8-9 класс (Москва «Просвещение» 2015). Е.И. Львова, Н.Н. Фомина (Санкт-Петербург) диск « От зарождения до 17 века».
Выполните тестовые задания. К каждому вопросу дано несколько вариантов ответов. Верные, по вашему мнению, ответы необходимо отметить, записав в тестировании. За каждый правильный ответ Вы получаете по одному баллу. Максимальное число баллов –15- соответствует «5»
Как называют памятники архитектуры? а) Архитектурный шедевр; б) символ красоты; в) культурный памятник. 2. Как называют церковь Покрова на Нерли? а) Поэма, запечатлённая в камне; б) религиозный памятник; в) здание духовного назначения. 3. Как называется церковь Вознесения в Коломенском? а) Шатровый храм; б) однокупольный храм; в) многокупольный храм. 4. В каком веке был построен Реймсский собор? а) 10 век; б) 13 век; в) 4 век.
. Какие чувства вызывает образ Реймсского собора? а) Движение ввысь; б) ажурная громада; в) скромный собор. 6. Сколько веков строили Кёльнский собор? а) 3 века; б) 5 веков; в) 6 веков. Где находится Кёльнский собор? а) Франция; б) Германия; в) Россия.
. 8. Где находится Дмитриевский собор? а) Санкт-Петербург; б) Новгород; в) Владимир. 9. Элементы какого стиля присутствуют в декоре Дмитриевского храма? а) Модерна; б) конструктивизма; в) скифского «звериного стиля». Мария- Ясыня- кто она? а) Монахиня; б) супруга Всеволода- большое гнездо; в) учительница.
ОТВЕТЫ 1. а ; б; в. а ;б; в. а б; а; б в б в в б
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс профессиональной переподготовки
Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-236822
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Застывшая музыка
Архитекту́ра (лат. architectura — строительство, зодчество, от греч. αρχι — старший, главный и греч. τέκτων — строитель, плотник) — одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая любые пространственные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек.
Содержание
Архитектура как область человеческой деятельности
Вплоть до новейшего времени в разные исторические эпохи разные элементы формулы Витрувия были главенствующими, отвечая на запросы своего времени. После периода модернизма (не путать с модерном), с распространением современных строительных материалов и технологий, с кризисом «единой эпохи» и возникновением принципа разности культур, архитектурная форма почти неизбежно стала отрываться от функции. Форма стала зависеть не от материала, как во времена Витрувия, а от семиотических претензий заказчика или автора-архитектора, и формула Витрувия стала уделом студентов и «классицистов».
Профессия
В XX веке архитектурная профессия окончательно разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство», ведающее проектированием крупных городских районов или конгломератов разновеликих и разнофункциональных объектов. В конце XX века из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась урбанистика как самостоятельная дисциплина, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.
К концу XX века наблюдается изменение значения термина «архитектор» в сторону его обобщения на другие профессии. Архитекторами, в общем случае, называют специалистов, отражающих желания заказчиков в реально технически выполнимые требования. Это относится как к строительству, так и к другим областям деятельности, таким как программирование или судостроение.
Искусство
В XX веке архитектурное развитие, стимулированное цивилизационной рефлексией, пошло в сторону симбиоза с сопряжёнными областями человеческой деятельности. «Архитектура как скульптура» родила Гауди и Ле Корбюзье. «Архитектура как инженерия» породила направления функционализм и хай-тек. В связи с крахом парадигмы модернизма и кризисом позитивизма возник Деконструктивизм (например, Заха Хадид) как постмодернистская реакция на предшествующий конструктивизм, и т. д. В настоящее время актуальными архитектурными течениями являются неоконструктивизм, хай-тек, деконструктивизм и биотек, условно объединенные в категорию неомодернизм.
За заслуги в области архитектуры присуждается Притцкеровская премия. A главные архитектурные премии в России присуждатся на ежегодной выставке Арх Москва.
Результаты разделения профессии на ветви «Архитектура» в понимании «объем» и «Градостроительство» проявляются в начале XXI века в крупных и крупнейших городах: развитие городов без планирования последствий для всех составляющих город элементов породило немало проблем, одной из которых является самая болезненная проблема — скоростные транспортные связи между районами городов.
Основные области архитектуры
Ключевые понятия архитектуры
Архитектура как «застывшая музыка»: здания, которые можно слушать
Гете называл архитектуру застывшей музыкой – в этом смысле показательна цитата из его Фауста: «Звучит триглиф, звучат колонны, свод, и дивный храм как будто весь поет», – и это не просто образ: обе области искусства, архитектура и музыка, действительно тесно связаны между собой и созвучны друг другу. Музыка невидима, а архитектура неслышима, но ассоциативно можно «видеть» музыку и «слышать» архитектуру.
Американский музыкант Дэвид Бирн прошел большой путь от игры в клубе CBGB в трущобах Нью-Йорка до аншлага в Карнеги-холл. Связь музыки и того пространства, в котором ее исполняют, интересовала его всегда – не так давно музыкант даже представил свою книгу «Как действует музыка». О том, как музыка меняется в угоду конкретному пространству, где она будет исполнена, он размышлял во время своего выступления на TED Talks. Бирн уверен, из-за ревербераций в таких залах, как Карнеги-холл, музыка должна была быть несколько менее ритмичной и более текстурной. Вместе с тем, джазовые ансамбли раньше играли на речных судах и в клубах, в небольших помещениях, где люди танцевали, кричали и выпивали. Поэтому такая музыка должна была быть достаточно громкой, чтобы ее было слышно.
Вместе с тем, верно и другое: музыка не только подстраивается под пространство, в котором ее будут играть, но и формирует его. В 1877 году британский историк искусства Уолтер Патер заметил: «Все искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой», и архитектура, конечно, не исключение – построенная на ритмах и гармонии, она состоит из эквивалентных аккордам элементов: колонны, аркада, трифорий, галереи и прочее. Статья на эту тему была, в частности, у Architectural Review – Architecture Becomes Music. Мы расскажем о выдающихся архитектурных проектах, задуманных как «застывшая музыка».
Кардиффский оперный театр, Манфреди Николетти
Настоящий оперный театр в Кадиффе – проект, реализованный архитектурным бюро Захи Хадид. Вторым лауреатом конкурса тогда стал итальянский архитектор Манфреди Николетти, который представил проект, созданный под большим влиянием традиционной итальянской оперной архитектуры, – Sea Wave. Вопреки названию, «волна» это не только буквальная волна Кадиффского залива, на берегу которого должно было разместиться здание, но и звуковая волна, которая разливается мелодией над слушателями. Прозрачная стеклянная крыша выполняет роль купола, запечатывает музыку, отгородив ее от агрессивной внешней морской среды. Вместе с тем, она минимизирует длину звуковых волн, увеличивая тем самым гибкость звучания всего ансамбля.
Свой концертный зал Манфреди Николетти спроектировал чуть позже и в Казахстане. Он не столь музыкален внешне, но и здесь можно проследить, как архитектурная форма складывается под влиянием музыки. Если при фронтальном осмотре здание кажется излишне грубым или резким, то при взгляде сверху оно напоминает раковину моллюска – раньше их использовали в том числе в качестве музыкальных инструментов.
Нереализованный проект Кадиффской оперы Манфреди Николетти
Проект концертного зала Манфреди Николетти в Казахстане
Experience Music Project, Фрэнк Гери
Проект Фрэнка Гери в Сиэтле – это симбиоз изобретательного дизайнерского взгляда на осязаемый объект и мелодии, под воздействием которой он родился, а именно виртуозной игры гитариста Джими Хендрикса. Вдохновением для формы музея даже послужила гитара Хендрикса Fender Stratocaster, которую он разбивал после каждого концерта. Впрочем, законченное здание «звучит» как оркестр, играющий на нескольких инструментах: саксофоне, ударных и пианино. Отказавшись от законов классической архитектуры, неутомимый экспериментатор Гери выразил музыкальную экспрессию в архитектурной форме: свою симфонию «играет», переливаясь на солнце, не только облицовка из нержавеющей стали, но и вся архитектура музейного центра: каждая из его частей спроектирована под влиянием формы того или иного музыкального инструмента, причем образ меняется в зависимости от точки зрения. Вместе с тем, в музее нет стен, и посетители легко могут переходить от одного экспоната к другому (и даже пробуя играть на них) – получается цельная музыкальная мелодия. Правильная акустика помещений (чтобы здание «звучало» не только снаружи, но и внутри) была для архитектора самой главной проблемой – из-за изогнутых крыши и стен добиться чистого звучания внутри было непросто.
Experience Music Project – саксофон
Experience Music Project – ударные
Experience Music Project – гитара
Другой проект архитектора Фрэнка Гери – здание Концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Сердце одной из самых сложных акустических площадок мира – орган необычной формы, над которым Гери трудился вместе со звуковым проектировщиком Мануэлем Розалесом. Над установкой сложного музыкального инструмента они трудились целый год, но результат превзошел все ожидания – после первой репетиции музыканты концертного зала сказали: «Мы остаемся здесь». Причудливая форма здания это звук нетипичного органа, выраженный в архитектуре.
Концертный зал имени Уолта Диснея, Фрэнк Гери
Концертный зал имени Уолта Диснея, Фрэнк Гери
Дворец каталонской музыки, Луис Доменек-и-Монтанер
Совсем по-другому звучит построенный в стиле каталонского модерна концертный зал в Барселоне – Дворец каталонской музыки. Внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО он является единственным в Европе концертным залом с естественным освещением – свет проникает в помещение сквозь красочные витражи, которые богато украшают потолок и стены. На фасаде здания – бюсты Джованни Пьерлуиджи да Палестрина, Баха, Бетховена и Вагнера, но самое главное, это скульптурные композиции, олицетворяющие полет валькирий из оперы Вагнера. Подобно Вагнеру это здание и звучит: чувственно, но не чересчур пышно, гармонично, но не скупо.
Дворец каталонской музыки, Луис Доменек-и-Монтанер
Павильон Philips «Электронная поэма», Ле Корбюзье и Янис Ксенакис
Один из самых наглядных примеров того, как музыка рождает архитектуру и наоборот, это павильон Philips, спроектированный Ле Корбюзье для Международной выставки в Брюсселе в 1958 году. Над ним архитектор работал вместе с композитором и архитектором, греком по происхождению, Янисом Ксенакисом. К моменту начала работы над проектом павильона Ксенакис уже сформулировал своеобразную авторскую гипотезу о том, как музыка обретает архитектурную форму. Он говорил: «Архитектура охватывает трехмерное пространство, в котором мы живем. Выпуклые и вогнутые поверхности имеют большое значение как для звуковой, так и для визуальной сферы. Главное здесь – соблюдение пропорций. В идеале архитектура должна заботится не об украшательстве, а только о пропорциях и объемах».
О том, что при проектировании павильона композитор и архитектор использовал идеи из собственной оркестровой музыки, он говорил напрямую. На тот момент Ксенакис уже написал свое самое известное музыкальное произведение – «Метастазис». Оно начинается знаменитым глиссандо – медленно поднимающимся звуком струнных, – и достаточно взглянуть на схематичное изображение павильона Philips, чтобы уловить выдающееся сходство в музыкальной форме и форме каркаса здания. Сегодня эти сходства угадываются и в других архитектурных произведениях, например, в форме нового здания Музея дизайна в Лондоне (проект архитектурного бюро OMA).