Что называют закономерным мотивированным содержанием и замыслом расположение всех частей выступления
Что называют закономерным мотивированным содержанием и замыслом расположение всех частей выступления
91. Жанры письменной публицистики можно поделить на:
• информационные и воздействующие, оценочные
92. Закон ____________________ гласит, что всякая правильная мысль должна быть.
• достаточного основания
93. Закон ____________________ гласит, что из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, а другое ложным, и не может быть третьего суждения, истинного по отношению к тому же предмету в то же самое время — это закон.
• исключенного третьего
94. Закон ____________________ гласит, что каждая мысль в пределах одного рассуждения, одного доказательства, одной теории должна оставаться неизменной, сохранять одно и то же содержание.
• тождества
95. Закон, Постановление, Правила, Решение, Договор — жанры официально-делового стиля ____________________ подстиля.
• юридического
96. Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала — это:
• композиция текста
97. Заявление, Докладная записка, Доверенность, Служебная записка, Акт, Счет, Письмо — жанры официально-делового стиля ____________________ подстиля.
• канцелярского
98. Значение собирательности у форм множественного числа одушевленных существительных отмечается в ____________________ стиле.
• научном
99. Из перечисленного, жанром научного стиля, который характерен для устной учебной сферы общения является:
• дискуссия
• лекция
• обсуждение
100. Из перечисленного, основными функциональными стилями в современной лингвистике являются:
• научный
• официально-деловой
• публицистический
• разговорный
101. Из перечисленных фразеологизмов, книжным является:
• манна небесная
102. Из перечисленных фразеологизмов, просторечным является:
• водить за нос
103. Из перечисленных функций, выберите те, которые выделяют среди функций СМИ:
• воздействия
• гедонистическая
• информационная
• комментарийно-оценочная
• познавательно-просветительная
104. Из предложений, выделите предложения, где деепричастные обороты употреблены верно:
• Имея свободное время, можно многое успеть
• Ознакомившись с результатами исследования, доктор порекомендовал мне продолжать работу
• Отредактировав рукопись, я передал ее главному редактору
105. Из предложений, выделите те, в которых слова и словосочетания употреблены верно:
• Отношения России и Германии всегда играли важную роль в жизни обоих народов
• Петр I придавал особое значение созданию флота
• Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, занимала почетное место при дворе
КОМПОЗИЦИОННО-ЛОГИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ
Во все времена великие ораторы придавали огромное значение расположению материала. Цицерон разработал композицию судебной речи, которая обеспечивала максимально легкое усвоение материала. Он разделял речь на шесть частей:
И заканчивалась речь подведением итогов.
Некоторые современные авторы выделяют в ораторской речи 5 основных частей:
— основная часть (содержание)
Зачин – это своего рода крючок, который должен зацепить внимание аудитории.
Видный теоретик и практик судебного ораторского искусств Анатолий Федорович Кони полагал: чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории с самых первых слов, которые должны быть чрезвычайно просты, понятны, доступны и интересны. Должны привлечь, зацепить внимание: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, но на самом деле связанная со всей речью.
Однако современные теоретики судебной речи советуют: начать надо с неожиданного или с того, на чем к концу судебного следствия сосредоточилось общее внимание Американский юрист Дэйвид Рэйбин пишет: «Ваши первые слова должны быть направлены на объяснение основных вопросов дела. Следует сразу перейти к сути и поставить вопросы таким образом, чтобы присяжные могли понять, что вы говорите».
1. Постановка проблемного вопроса.
2. Риторический вопрос.
3. Апелляция к событиям, времени, месту
4. Апелляция к известным источникам информации, книгам, документам, письмам, цифрам
5. Апелляция к непосредственным интересам аудитории
6. Апелляция к чувствам публики
7. Апелляция к мудрости мудрых
8. Апелляция к собственному опыту
Какое бы вступление ни выбрал судебный оратор, важно помнить, что: 1) в нем должен отразиться тот конфликт, на котором строится судебная речь; 2) оно должно быть связано с главной частью, служить отправной точкой для исследования обстоятельств дела; 3) не должно быть длинным; 4) стилистически должно гармонировать с основной частью. Римский поэт Гораций считал, что «тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину». Запомните, что начало нужно подбирать после того, как подготовлена вся речь. Это одно из правил риторики, которые предлагаются вашему вниманию: 1) обратить особое внимание на введение, от которого в значительной степени зависит успех всего сочинения в целом; 2) писать введение последним; 3) избегать как банального, так и излишне экстравагантного введения; 4) стиль введения прежде всего должен быть доступным.
Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется ____?
Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется _______речи.
1 аргументацией 2 выразительностью 3 композицией 4 инвенцией.
Так как чтобы быть выразительным нужно правильное расположение речи а также хороший замысел.
Найти закономерность в расположении записанных слов, опиши её Аквамарин акварель аквариум акватория?
Найти закономерность в расположении записанных слов, опиши её Аквамарин акварель аквариум акватория.
Установи закономерность расположения слов?
Установи закономерность расположения слов.
Разобрать как часть речи слово помещений, выступления?
Разобрать как часть речи слово помещений, выступления.
Укажите значение слова СИСТЕМА В ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
Укажите значение слова СИСТЕМА В ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Она основывалась на теории П.
Лапласа, полагавшего, что все планеты Солнечной системы возникли из солнечного вещества, вырванного силой притяжения пролетавшей недалеко от Солнца звезды.
2) нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и функционирующих частей
4) техническое устройство, конструкция.
Определи какая закономерность есть в расположении букв в каждой группе?
Определи какая закономерность есть в расположении букв в каждой группе.
Вписать пропущенную букву.
Найти закономерность в расположении записанных слов, опиши её Аквамарин акварель аквариум акватория?
Найти закономерность в расположении записанных слов, опиши её Аквамарин акварель аквариум акватория.
Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд?
Установи закономерность расположения слов и продолжи ряд.
Такси, кофе, какао?
Установи закономерность расположенных слов и продолжи ряд.
К какой части речи относится слово» выразительны»?
К какой части речи относится слово» выразительны».
Демонстративный выкрик американский демократизм Почувствовал себя США))).
Демонстративное поведение часто свойственно людям с высокой самооценкой Трудящиеся вышли на демонстрацию.
Серёжа (кто? Подлежащее, существительное) поднялся (что сделал? Сказуемое, глагол) на палубу (на что? Дополнение, винительный падеж) корабля (чего? Дополнение, родительный падеж).
Необъятная, необъятное ; необъятен, необъятна И получается проверочного слова нет.
Что называют закономерным мотивированным содержанием и замыслом расположение всех частей выступления
§13. Структура ораторской речи
Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем его слова: начинает говорить. сообщает, о чем будет говорить. делает оговорку. переходит к основной теме. делает отступление. повторяет. дискутирует. опровергает мнение ученого. не соглашается. подчеркивает. повторяет-добавляет. перечисляет. отвечает на вопросы. делает выводы. Этот комментарий строго отражает связь оратора с аудиторией, а прежде всего, последовательность расположения материала, композицию речи.
Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.
В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).
Ораторы уделяют большое внимание вступлению. Так, Г.В. Плеханов в конспектах лекций по политической экономии вступление пишет полностью, а не кратко. Например, в лекции I читаем: «Прежде чем я перейду к изложению и выяснению экономических явлений
Следует помнить, что эти сферы перекрещиваются, что обусловлено особенностями человеческого восприятия. Обработка информации в человеческом мозгу в процессе мышления осуществляется как взаимодействие двух программ: интеллектуальной и эмоциональной.
Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение всех частей речи в целях достижения ее целостности называется интеграцией. Необратимость речи определяет многое в ее построении. Ведь трудно удерживать в оперативной памяти все выступление целиком. Это и диктует принципиально иное его построение по сравнению с письменной речью. Связанность ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией и проспекцией.
Особый интерес представляет собой проявление разных видов сцепления в процессе взаимодействия оратора с аудиторией. Вот
примеры из стенографического отчета о заседаниях IV Государственной думы (с 1912 г.). Специфика речей в Государственной думе заключалась в том, что они произносились «без бумажки», там запрещалось пользоваться в дискуссиях записями, заранее написанной речью. Читать речь позволялось докладчику и содокладчику. Выступавшие в прениях могли обращаться к записям в двух случаях: при цитировании и при использовании цифрового материала (цифры, естественно, трудно запомнить). Того, кто пользовался написанной речью в прениях, удаляли с трибуны. Стенограмма довольно точно передает атмосферу заседаний, стенографировались даже реплики из зала, отмечался шум зала и т.п.
Оратор, выступавший в Государственной думе, попадал в сложную обстановку: его поддерживали репликами из зала сторонники, ему возражали репликами противники, за поведением в зале и за направлением речи следил председатель, который мог прервать речь, разрешить ее продолжить или вообще лишить оратора слова. В этих сложных условиях оратор должен был реагировать на поведение слушателей и председателя. Председателю возражать не полагалось: он мог даже удалить с трибуны. В этой ситуации приобретало важное значение сцепление отдельных частей речи до и после ее перерыва, когда оратор вынужден был восстанавливать течение своей речи.
1. Петровский (Екатеринославская губ.). Мне поручено несколько слов сказать.
Здесь после перебива незаконченная фраза повторяется полностью.
2. Гр. Бобринский (Тульская губ.). Наш многолетний союз с Франциею именно не прочен тем, что мы находимся в союзе не с данным правительством французским или с какою-нибудь пар-тиею французскою, а со всею французскою нацией (голос слева: с Французскою республикою), да, с Французскою республикою и со всею нациею, и республика эта находит возможным быть в тесном союзе с нами, которые имеют Самодержавного Государя (рукоплескания справа). И поэтому я нахожу очень нежелательным (шум слева; Суханов: этим Россию не спасете).
Вы видите, реакцию оратора па замечания из зала.
Прежде всего я передам вам поподробнее то, о чем я говорил бегло в прошлый раз.
Ретроспекция может выражаться словами и словосочетаниями различного типа: как мы знаем, как мы понимаем, как было сказе, но ранее, как я говорил об этом, это заставляет нас вспомнить, ранее мы уже говорили об этом, вспомним, вы слышали, вы видели, известно, мы имели случай сказать об этом, в прошлый раз я уже говорил об этом.
теперь происхождение нравственных понятий в человечестве, их истинные основы, их постепенный рост, и указать, что может содействовать их дальнейшему развитию» [16, 260-261].
Как мы уже говорили, важным на начальном этапе воздействия является установление контакта со слушателями. Коммуникативный контакт дает возможность оказывать влияние на слушателей и помогает достичь необходимого эффекта. Ведь оратор имеет целью не только передать какое-либо содержание, но и побудить слушателей к некоторым решениям, воздействовать на их волю и чувства, убедить, призвать к определенным действиям.
В заключение вернемся к вопросу об этикетных речевых формулах, которые входят в зачин и концовку речи. Что же такое этикет ораторской речи? Это специфические устойчивые единицы
Например, для заседаний депутатов типичны такие этикетные формулы: уважаемые депутаты, народные депутаты, товарищи, товарищи депутаты, товарищи народные депутаты, коллеги; уважаемый Иван Иванович, председательствующий, председатель, президиум.
Речевой этикет используется в конкретной ситуации, т. е. при таком сочетании условий и обстоятельств, которые создают определенную обстановку, требующую оптимального стилистического оформления речи. Оратор обращается к формулам этикета речевого, учитывая ситуацию выступления, существуют формулы официальные (товарищи, товарищи судьи, граждане, дамы и господа, господа, коллеги) и неофициальные: нейтральные, констатирующие (разрешите на сегодня закончить, этим я заканчиваю свое приветствие вам, позвольте обратить ваше внимание, я позволю себе начать, позволю себе утверждать, позвольте сейчас же ответить на ваши вопросы) и эмоциональные (друзья! дорогие друзья, мне было очень приятно выступить перед вами, я хочу поблагодарить вас за внимание, благодарю вас).
Итак, композицию речи составляют различные смысловые блоки, содержательно связанные между собой. Поддерживают композицию средства интеграции, которые делают речь целостной, обозримой, и средства контакта и речевого этикета, которые также играют конструктивную роль в композиции и помогают установить контакт со слушателями.
Контрольные вопросы