Что называют ядром города

ВВЕДЕНИЕ

Эти и многие другие вопросы развития городов требуют квалифицированно­го решения в теории и практике организации и управления городами. Особое значение они имеют при выполнении проектных и строительных работ на городских территориях. В широкой области экологии городской среды необходимы специалисты. Следовательно, в структуре высшего образования должно быть обучение по курсу «Экология города». Такие специальности уже открыты во многих учебных заведениях.

Город представляет собой место сосредоточения практически всех явлений человеческого бытия. Здесь сфокусировано действие передовых сил общества и современных технологий, что в совокупностиопределяет город как двигатель прогресса. Среди основных, наиболее значимых творений человеческой цивилизации городам принадлежит особое место.

Понятие и определение города.Исключительная сложность города как явления не позволяет сформулировать для него лаконичное и в то же время емкое определение. С помощью кратких определений можно раскрыть лишь отдельные, самые общие черты города.

Существует несколько подходов к определению понятия города, в которых он рассматривается с разных точек зрения.

Известный российский урбанист Е.Н. Перцик в своей книге «Города мира» приводит широкий спектр мнений зарубежных исследователей по проблеме определения города. Вот некоторые из них: под городом понимают: «совокупность обитателей, инкорпорированных и управляемых мэром или ольдерменом»; «гран­диозное по времени существования и занимаемой площади объединение людей и строений, отличающихся особого рода деятельностью»; «сообщество людей, ве­дущих своеобразный образ жизни, или часть земной поверхности, разнящейся от окружающей сельской местности определенным типом антропогенного преобразования в виде застройки крупными зданиями и другими характерными сооружениями «центрированное поселение, большинство работающего населения которого занято несельскохозяйственной деятельностью»; «мы не можем опреде­лю городской образ жизни иначе, как противопоставив его сельскому. » (Перцик, 1999).

Как видно из приведенных определений, большинство исследователей сходятся во мнении, что городом является поселение, по своим функциональным признакам отличающееся от сельской местности.

Понятие «город» имеет ряд других определений. По Р. Мерфи, территорию сплошной застройкой, включающую юридический город и примыкающую к нему внешнюю зону, называют «реальным городом», «городом из кирпича и цемента», физическим городом» или «географическим городом». По Г.Н. Озеровой и В.В.Покшишевскому, город-это крупный населенный пункт, выполняющий промышленные организационно-хозяйственные, управленческие, культурные, транспортные и другие (но не сельскохозяйственные) функции; соответственно, большая часть его населения занята вне сельского хозяйства. Сложный комплекс города с пригородами, где находятся и сельские населенные пункты, представляет

собой агломерацию. Несколько близко расположенных агломераций именуются мегаполисом.

Внешними чертами города служат хотя бы частичная многоэтажность застройки, широкое развитие общественного транспорта и каналов связи, превышение застроенной и замощенной части территории над садово-парковыми пространствами, концентрация стоков и различных загрязнителей.

Критерии выделения городов.Трудности в формулировке определения получили свое отражение при выделении городов среди прочих населенных пунктов.

Одним из самых распространенных подходов к этой проблеме является формальный, при котором главным критерием является численность населения. Такой подход используется, например, в Дании, где населенный пункт, в котором проживает более 250 жителей, считается городом.

Однако чаще всего с формальным сочетается функциональный подход, в котором помимо численности жителей учитывается характер их трудовой деятельности. Так, в России для придания статуса города необходимо, чтобы 75% жителей населенного пункта были заняты в несельскохозяйственной сфере, а также численность населения должна составлять не менее 12 тыс. человек.

Единой для всех стран мира методики выделения городов не существует, хотя ООН предлагает считать городами поселения с 20 тыс. жителей или больше. Между тем часто городами называют и поселения с меньшим, чем пороговое значение числом жителей. Как правило, это связано с сохранением исторического статуса города. Например, г. Верея в прошлом был довольно крупным городом, но с течением времени утратил свое значение и его численность сократилась до нескольких тысяч человек.

Американская система выделения городов.Наиболее подробная и вместе с тем сложная система критериев для выделения и классификации городов используется в США. Ниже мы с некоторыми сокращениями приводим данные из книги американского экономиста О’Саллива «Экономика города».

Бюро переписей США дает определения целого ряда географических рай нов. Поскольку вся практическая работа в рамках экономики города строится основном на данных переписей, исключительно важно знать эти определения.

Городской ареал. Городской ареал включает, по крайней мере, один крупный центральный город (муниципалитет) и окружающую территорию (округ) с плот­ностью населения свыше 1 тыс. человек на акр. Общая численность населения, проживающего в городском ареале, должна составлять не менее 50 тыс. человек. Территория за пределами центрального города называется городской окраиной В 1990 г. в США существовало 396 городских ареалов, в которых проживало 63,6% населения страны.

Центральный округ. Центральным округом называется округ, в котором: 1) большинство населения проживает в городском ареале или 2) по крайней мере 2 млн. 500 тыс. его жителей живут в центральном муниципалитете. Соседний округ вклю­чается в состав метрополитенского ареала, если он достаточно интегрирован с центральным округом или другими округами. Степень интеграции измеряется миграционными потоками и плотностью населения. Например, округ входит в состав метрополитенского ареала, если свыше 50% его рабочей силы ежедневно ездит на работу в центральный округ и плотность населения превышает 25 чело­век на 1 кв. милю. По мере того как доля маятниковых мигрантов сокращается, пороговое значение плотности населения возрастает. При минимальной доле ма­ятниковых мигрантов (15%) округ включается в состав метрополитенского ареа­ла, если плотность населения превышает 50 человек на 1 кв. милю (20 человек на 1 кв. км).

Населенный пункт городского типа. Населенным пунктом городского типа называется географический район с населением, по крайней мере, 2500 человек, сосредоточенным на относительно небольшой территории. Бюро переписей относит к городскому населению страны всех людей, проживающих в городских ареалах, плюс людей за их пределами, живущих в населенных пунктах городско­го типа. В соответствии с этим определением в 1990 г. примерно 3/4 населения США проживали в городских ареалах.

Таблица 1.1. Урбанизация населения США в соответствии с различными определениями Бюро переписей (по О’Салливану)

Определение территорииДоля городского населения США, проживающего на разных территориях в 1990 г. (%)
Городские ареалы: центральные города и окружающие густонаселенные территории63,6
Метропотенские ареалы: КМСА и МСА77,5
Городская территория: городские ареалы и более мелкие поселения городского типа75,2

В процессе сбора и публикации данных Бюро переписей дает несколько оп­ылений термина «городской». В таблице 1.1 показана применительно к трем различным определениям термина «городской» доля населения США, которое относится городскому. Доля проживающих на городских территориях (75,2%) пре-; долю проживающих в городских ареалах (63,6%), потому что под опреде-«городская территория» подпадают относительно небольшие населенные (поселения городского типа с населением от 2500 до 50 тыс. человек» Галливан, 2002).

Как видно из приведенных выше определений, под понятие «город» подпадают населенные пункты, считающиеся городскими, но отличающиеся друг г друга характеристиками численности и плотности населения.

Помимо численности и характера трудовой деятельности населения в различных странах существует целый ряд других критериев определения города. К ним относятся: плотность населения, наличие многоэтажной застройки, плотность застройки, высокая концентрация учреждений здравоохранения, образования и культуры, исторически сложившийся статус города, административные функции, наличие хорошо выраженной пригородной зоны, а также многие другие критерии.

По мнению французских урбанистов Боже-Гарнье и Шабо, приведенном в уже цитированной нами книге Е.Н. Перцика, «определение городского поселе­ния является в корне вопросом функции, а не величины поселения» (Перцик, 1999).

Выдающийся отечественный географ Г.М. Лаппо подходит к решению про­блемы определения города через характеристику его свойств и особенностей. Одним из фундаментальных признаков города он считает урбанистическую концентрацию, т.е. сосредоточение большого числа видов деятельности многочис­ленного населения на ограниченной территории.

Следующей весомой характеристикой города является его многофункциональность. Это свойство позволяет выгодно сочетать многообразие форм хозяйствен­ной деятельности внутри города. В условиях рыночной экономики многофункци­ональность значительно повышает выживаемость населения города в периоды нестабильности.

Город как динамическая, многофункциональная система в процессе своего развития не может не контактировать с соседствующими объектами. По этой при­чине город нельзя рассматривать автономно, в отрыве от прилегающей террито­рии. В городском хозяйстве задействованы материально-технические и людские ресурсы окружающего района. За счет пригородных земель происходит расшире­ние территории города. В свою очередь городские службы и производства неред­ко обслуживают прилегающие территории.

Взаимодействие города и окружающего пространства наряду с трансформа­цией его отраслевой и планировочной структур позволяет говорить о таком свой­стве города, как саморазвитие.

Таким образом, город предстает сложным, многофункциональным объектом, с многочисленными свойствами и характеристиками, переплетение которых об­наруживает в нем свойства системности.

Как отмечает Е.Н. Перцик, изучение микрогеографии городов необходимо для того, чтобы «раскрыть общие закономерности в формировании территориальной организации городов и, зная их, научиться управлять ими». Так, анализ большого числа проектов позволил выделить существенно различающиеся зоны в преде­лах одних и тех же агломераций. Причем выделенные зоны, несмотря на наличие в них уникальных культурно-исторических районов, можно считать типичными и закономерными образованиями. Далее приведены обширные цитаты из книги Е.Н. Перцика «География городов», а также Г.М. Лаппо «География городов», чтобы на конкретных примерах рассмотреть эти зоны.

Пригородная зона.Г.М. Лаппо отмечает, что пригородная зона «формируется под влиянием горо­да, который стремится как можно полнее использовать окружающую территорию для удовлетворения своих многообразных потребностей. Многофункциональность, нередкая конфликтность ситуаций, ограниченность ресурсов усложняют рацио­нальное устройство пригородной зоны. Решение этой задачи закладывается в проект районной планировки пригородной зоны, который разрабатывается в ком­плексе с генеральным планом города.

Пригородная зона наделяется функциями, обеспечивающими жизнедеятель­ность города. Особо важное значение имеет сохранение экологического равнове­сия городской застройки и пригородных ландшафтов, что достигается соответ­ствующими соотношениями застроенных и открытых пространств, устройством экологического каркаса территории, установлением такой антропогенной нагруз­ки на ландшафты, при которой природа сохраняла бы свою способность к вос­становлению.

Пригородная зона обеспечивает город необходимыми для его жизнедеятель­ности природными ресурсами, прежде всего водными, и служит местом произ­водства малотранспортабельной и скоропортящейся сельскохозяйственной про­дукции. Она становится поставщиком для строек города строительных материа­лов из добываемых здесь же глины, песка, гравия, известняка, если их производство не вступает в резкое противоречие с требованиями охраны окружа­ющей среды.

Пригородная зона служит и зоной отдыха. Получают развитие разные его виды и создается рекреационная инфраструктура, призванная обеспечить нужды от­дыхающих. Рекреационные потребности населения учитываются при развитии транспортных сетей.

В пригородной зоне размещаются многие объекты коммунально-хозяйствен­ного комплекса города: водопроводные станции и станции аэрации, полигоны для захоронения отходов, мусороперерабатывающие заводы, электроподстанции, тепловые электроцентрали. Здесь же находят место наиболее сложные и емкие по территории транспортные устройства и системы: аэропорты, сортировочные и грузовые станции, складские сооружения, грузовые речные порты.

Вся эта система жизнеобеспечения города возникает отнюдь не на свободной территории. В пределах территории, которую город склонен рассматривать как свою пригородную зону, подчиняющуюся его интересам, формируется агломера­ция, в состав которой входят и центры, независимые от города или связанные с ним узами партнерства, а не подчинения. Это обстоятельство весьма осложняет решение задачи территориального устройства пригородной зоны. Наряду с инте­ресами города-центра необходимо учитывать также и интересы возникающих вблизи города поселений. Например, вокруг Москвы формируется рекреацион­ная зона не только столицы, но и десятков подмосковных городов. То же можно сказать о зоне пригородного сельского хозяйства, об источниках водоснабжения, о системе очистки сточных вод и т.д.

Наиболее массовыми и характеризующимися ритмичностью, правильным рас­пределением во времени в зоне (районе) тяготения предстают трудовые связи населения, т.е. поездки от мест жительства к местам приложения труда, располо­женным в другом населенном пункте, в первую очередь из поселений пригород­ной зоны в город-центр. Максимально допустимые, с точки зрения населения, эти затраты имеют тенденцию в течение длительного времени сохраняться неиз­менными (или мало изменяющимися). В результате при постоянстве затрат вре­мени на трудовые передвижения радиус зоны трудового тяготения с прогрессом

транспорта существенно меняется.

Таким образом, город и окружающий его район необходимо рассматривать как единое целое.

Следовательно, планировочные мероприятия должны обеспечивать усиление этого единства, предусматривать создание единых систем расселения, транспортной, инженерной, рекреационной инфраструктур, единого экологического каркаса,а также сопряженное и согласованное развитие планировочных структур и планировочных каркасов города и района.

Поскольку взаимодействие в равной степени важно как для города-центра, так и для его окружения, то одной из ключевых задач планировки территории становится формирование рациональных, эффективных систем коммуникаций, обеспечивающих взаимодействие. От этого во многом зависит качество рассе­ления.

Особое внимание следует обратить на пояс непосредственного контакта горо­да и пригородной зоны, пояс их сочленения. На этой подверженной особенно частым и сильным изменениям территории необходимо выделить и сохранять неизменными те элементы, которые обеспечивают устойчивость и экологическое благополучие всей системы «город-район».

Взаимоотношения города и его окружения должны основываться на соблю­дении баланса интересов. Город не вправе рассматривать прилегающую террито­рию лишь как резерв собственного развития. Это территория, в стабильности и устойчивости которой он сам должен быть заинтересован» (Лаппо, 1997).

Пригородная зона Москвы четко дифференцируется на лесопарковый защит­ный пояс (ЛПЗП) и внешний пояс пригородной зоны с разнонаправленной градо­строительной политикой: строгого ограничения застройки в ЛПЗП и определен­ного стимулирования строительства городов-спутников во внешнем поясе приго­родной зоны (Зеленоград, Пушкин, Щелково, Дедовск, Подольск и др.).

Пригородная зона Петербурга также включает две части: внутреннюю с го­родскими поселениями, подчиненными Петербургу (наиболее урбанизированные территории, частично выполняющие функции лесопаркового защитного пояса, включающие дворцово-парковые комплексы Пушкина, Павловска, Петродворца, а также Колпино, Сестрорецк и др.), и внешнюю (территории, примыкающие к городу в радиусе до 50 км, четыре административных района Ленинградской об­ласти).

Метрополитенский пояс Лондона в английских источниках подразделяется на внутреннее кольцо графств (Хартфордшир, Эссекс, Кент, Суррей, Мидсекс) и внешнее кольцо графств (Суссекс, Суффолк, Кембридшир, Вендфордшир, Гемп­шир, Беркшир, Балкингемшир). В метрополитенском поясе располагается зеле­ный пояс Большого Лондона, предусмотренный проектом А. Аберкромби; за его пределами созданы новые города-спутники Лондона (Харлоу, Кроули, Харт-фильд и др.).

Внешний (пригородный) пояс департаментов в Париже включает четыре де­партамента второго пояса (208 коммун): Ивелин, Эссон, Вальде-Уаз, Сена-и-Марн. Французские источники выделяют субурбанизированный пояс шириной около 35 км (1370 км 2 ), который относят к «Парижской агломерации в широких грани­цах»; этот пояс примерно соответствует внутренним зонам пригородной зоны Москвы (ЛПЗП) и внутреннему кольцу метрополитенского пояса Лондона и так­же является полем ограничительных мероприятий во внутренних частях и зонах строительства городов-спутников во внешних частях.

Условно эти «ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» I Большая Москва, Большой Петербург, Большой Париж, Большой Лондон, Боль­шой Нью-Йорк; последний так и называется в американских источниках; приме­нительно к Лондону следует иметь в виду, что под этим наименованием здесь подразумевается территория, отнесенная к собственно городу, т.е. аналогично Москве в границах МКАД, Парижу в границах сжатой агломерации, Нью-Йорк-сити) (рис. 1.2).

Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение насе­ления от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятнико­вых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломера­ции и особенно интенсивных в ее ядре; ограничительные градостроительные ме­роприятия во внутренних субурбанизированных кольцах агломерации и развитие городов-спутников во внешних их кольцах.

Как видно из приведенных выше данных, структура внутреннего простран­ства города довольно разнообразна и сложна. Кроме того, внешние очертания города могут иметь различную конфигурацию. Различают города полосовидной, вытянутой структуры, такие, как Волгоград, протянувшийся по обоим берегам Волги на 70 км. К типу городов с многоядерной структурой относится Брянск, состоящий по сути из четырех районов, в некоторой степени изолированных друг от друга глубокими оврагами и руслом реки Десна. Среди других типов можно выделить города компактной структуры, которая характерна, например, для Там­бова (рис. 1.3).

Таким образом, сложность и многообразие пространственной структуры яв­ляется неотъемлемой характеристикой крупного города. Пространственная струк­тура наряду с другими важнейшими факторами существенно влияет на качество жизни городского населения.

«Одним из побочных негативных последствий было ухудшение качества на­селения, «разбавление» горожан вчерашними сельскими жителями, часть кото­рых плохо адаптировалась к новым для них условиям жизни. И по истечении длительного времени новоселы продолжали чувствовать себя в городе неуютно, многие из них были бы склонны вернуться обратно в деревню».

Таким образом, основанный на экстенсивном развитииэкономики рост боль­ших городов, питаемый миграционными потоками, был в России в значительной степени нездоровым явлением, который вверг города в напряженное состояние вечно не решаемых до конца проблем (жилищных, территориального роста, уве­личения затрат времени на передвижение, экологических и т.д.), несмотря на зат­раты огромных средств и крупные объемы строительства.

Типизация городского населения.В зависимости от времени проживания выделяются четыре группы населения

2) «преимущественно горожане», провели от 3/4 до половины жизни в городе, горожане первого поколения. Фон прежней аграрной культуры у них размыт и на поведении сказывается слабо;

3) «преимущественно селяне», провели более 1/4 и менее половины жизни в городе. Они еще находятся под сильным влиянием прежнего сельского образа жизни и освоили лишь «азы» городского;

1) «городские селяне», проведшие в селе всю или более 3/4 жизни. Находятся в стадии адаптации к городской среде, наиболее далеки от урбанизированного образа жизни, продолжают оставаться носителями преимущественно сельской

Существенны различия в проведении досуга. Горожане и полугорожане бо­лее активно по сравнению с городскими селянами и полуселянами организуют и проводят его. Они гораздо чаще (более чем в два раза) посещают различного рода курсы по обучению иностранным языкам, игре на музыкальных инструмен­тах, художественному вязанию и вышивке, технического творчества и т.д. Город­ские селяне и полуселяне заметно реже по сравнению с горожанами и полугоро­жанами читают художественную литературу (почти в 1,5 раза) и специальную литературу (в 2 раза), прослушивают научно-популярные лекции (в 2 раза), по­сещают концерты и спектакли (в 1,1 раза), занимаются общественной работой

Отмечается, что у городских селян доминируют не столько интеллектуаль­ные или духовные виды занятий, сколько более простые, бытовые, повседневные (например посещение родственников), либо занятия, связанные с отдыхом на при­роде. Это значит, что бывшие сельские жители уже не вписываются в рамки пре­жней сельской и еще не встроены в рамки новой городской системы. Они живут

одновременно как бы в двух мирах, не будучи слиты ни с одним из них (Лаппо, 1997).

Депопуляция.Жизнь в крупном городе оказывает влияние и на демографическое поведение своих жителей. Как отмечает Г.М. Лаппо, «крупнейшие города характеризуются низкими показателями естественного прироста. В них раньше, чем в городах дру­гих категорий, начался процесс депопуляции, выразившийся в превышении смер­тности над рождаемостью». В таблице 1.2 приведены данные о естественном при­росте населения в крупнейших городах-миллионерах России.

Таблица 1.2. Естественный прирост на 1000 жителей в 1980-1992 гг. в некоторых городах Российской Федерации (по Г.М. Лаппо)

ГородГод
|1980
Москва5,91,7-2,3-3,7-6,0
Санкт-Петербург2,12,3-1,4-3,2-5,9
Нкж.Новгород3,02,8-0,7-2.0-4,0
Казань5,16,43.51,5-0,4
Уфа7,98,65.12.90,7
В среднем по городам РФ5,85,82,30,6-1,7

Одной из главных причин снижения рождаемости Г.М. Лаппо считает заня­тость женщин в производстве. Кроме того, тот же автор объясняет факт обвально­го снижения рождаемости в 1990-е годы как «свидетельство стрессовой реакции населения на резкое ухудшение условий жизни, рост неопределенности» (Лаппо, 1997). Современный рост Москвы более связан с миграцией из провинции, чем с улучшением демографической ситуации. Вопросы депопуляции России в целом также во многом связаны с демографической ситуацией, хотя роль экономичес­ких факторов отрицать невозможно.

(остановился здесь, 01.02.10.)

Лекция № ___(Урбоэкология)

Источник

Агломерация городская: распишем все нюансы

Что называют ядром города

В мировой географии часто встречается понятие «агломерация». Данный термин связан с урбанизацией и стремительным ростом городов. Города современных стран мира растут с большой скоростью, как по населению, так и по площади. Также повышается их значимость в экономике и промышленности.

Значение слова «агломерация»

Агломерация – это понятие в географии, означающее большое скопление населенных пунктов городского типа вокруг одного крупного города.

Критерии объединения

Что называют ядром городаКритерии объединения территорий в различных странах разнятся. Но главными общепринятыми критериями объединения поселений и городов в одну агломерацию являются:

Пример установленных критериев агломерации — определение термина «агломерация», принятое Федеральным статистическим управлением Швейцарии, а именно:

В развитых странах агломерации концентрируют большие массы населения. Рост агломераций отображает территориальную концентрацию трудовых ресурсов и промышленного производства. Стихийный рост агломераций приводит иногда к появлению мегалополиса (сверхагломерации или суперагломерации) — к самой крупной форме расселения.

Что такое городская агломерация?

Городские агломерации образуются в результате урбанизации – увеличение доли городского населения стран по отношению к сельскому. Населенные пункты объединяются друг с другом, между ними стираются границы. Такие скопления образуют большую динамическую систему с взаимосвязанными экономиками, промышленностью и культурой.

Самые крупные городские агломерации мира приведены в таблице:

АгломерацияСтранаНаселение, чел.Плотность населения, чел./кв.км.
Токио – ИокогамаЯпония38 600 0004 710
ДжакартаИндонезия34 400 00010 220
ДелиИндия28 200 00012 615
МанилаФилиппины25 100 00013800
Сеул – ИнчхонЮжная Корея24 400 0008 913
МумбаиИндия23 800 00026 915
ШанхайКитай22 200 0005 500
Нью-ЙоркСША21 100 0001 700
Сан-ПаулуБразилия21 000 0006 910
МехикоМексика20 400 0008 600
Гуанчжоу — ФошаньКитай20 200 0005 205
ПекинКитай19 500 0004 705
ДаккаБангладеш18 600 00041 100
Осака – Кобе – КиотоЯпония17 200 0005 510
КаирЕгипет16 900 0008 800
МоскваРоссия16 600 0002 900
БангкокТаиланд16 000 0005 305

Что называют ядром городаМировая агломерация за 2011 год

Агломерация – это в географии возможность более эффективно выстраивать социально-экономические отношения между населением, так как снижаются потери от дальности расположения производства (все они сконцентрированы рядом). Другой экономический плюс – это удобное взаимодействие покупателей и продавцов, находящихся в географической близости друг от друга.

Образование агломераций обеспечивает следующие эффекты:

Как видно из списка, преимущества агломераций перед обычными городами огромно.

Конурбация

Конурбация — (от лат. con — вместе и urbs — город),

Наиболее значительные конурбации (полицентрические агломерации) сформировались в Европе — Рурская в Германии (по разным оценкам в зависимости от состава включаемых городов от 5 до 11,5 млн жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн).

История появления агломерации

Процессы урбанизации и появление городских агломераций получили интенсивный толчок во времена промышленной революции XVIII века. В это время интенсивно развивались технологии производства, появлялись заводы и фабрики, что неизбежно тянуло населения в города на заработки.

В результате расширение инфраструктуры и увеличения городского населения росли города, которые присоединяли к себе отдельные поселения.

Данная тенденция сохранилась и в XIX-XX веках. В СССР интенсивно начали развиваться города после Второй Мировой Войны, когда большая часть промышленных предприятий была эвакуирована на Урал и в Сибирь. После 1945 года началось интенсивное восстановление экономики и промышленности страны, вследствие чего появлялись новые города и расширялись старые.

Этапы формирования таких форм поселений в Истории

Порядок формирования агломераций:

Литература

Эта страница в последний раз была отредактирована 1 июля 2019 в 08:26.

Структура агломераций

Городские агломерации можно оделить на участки от центра к периферии:

Также существую агломерации, образованные от города (или городов) и от районов.

От города

Расширение городов вследствие нехватки территорий для строительства и ресурсов. Причиной также является высокий уровень урбанизации населения. Такой тип структуры сравнивают со структурой Солнечной системы.

Ядром территориальной структуры является крупный город, вокруг которого расположены кольцевые транспортные магистрали. На кольцевых участках город охватывают «спутники» — меньшие по размеру города или поселения. Что называют ядром города

В ближайшем поясе спутников проживает население, которое в основном работает в центре агломерации. А замыкающие «поселения-спутники» располагаются так, что потоки работников в ядро теряют значение ввиду большого расстояния. Многие проекты замыкающих городов отводят им роль приоритетного развития, чтобы ослабить поток трудовых мигрантов в центр и снизить там безработицу.

От района

Данный тип обусловлен развитием инфраструктуры вокруг крупных промышленных предприятий (горнодобывающие бассейны, нефтеперерабатывающие). Застройка промышленных кварталов приводит к расширению промышленных зон и объединению их с ближайшими городами.

Плюсы и минусы подобных форм поселений

Агломерация – это в географии мира является групповой формой поселений, обладающих определенными достоинствами и недостатками.

Плюсы таких поселений:

Минусы:

Особенности российских агломераций

Учет агломераций в России не ведется статистическими организациями, как это делают в Европе. Поэтому население агломераций оценивается как среднее значение экспертов различных институтов, которые занимаются проблемами демографии, строительства и улучшением уровня жизни.

Агломерация – это в географии России поселения с населением выше 100 000 человек в городе-ядре и близких поселениях. Дополнительным критерием является нахождение в 90-минутной доступности минимум двух поселений, которые приближаются к центру агломерации.

Агломерации оценивают по количественным характеристикам – площадь и население и по качественным – уровень развития экономики, промышленности и культуры.

Особенностью России также является наличие только одного мегаполиса – Московской агломерации, когда многие страны имеют по несколько таких огромных агломераций. Как и в других странах в России развиваются моноцентрические агломерации с одним крупным городом в центре.

Крупнейшие агломерации России

Россия – это крупнейшая по территории страна мира с населением в 146 млн. человек. Россия обладает высоким уровнем урбанизации населения – около 74% населения (108 млн. человек) живет в городах и поселках городского типа. Что называют ядром города

На территории нашей страны расположено 124 агломерации, из которых:

Как и многие мировые агломерации в России они характеризуются высоким уровнем промышленного развития и инфраструктуры.

Московская агломерация

Крупнейшая агломерация России и одна из крупнейших мировых агломераций. Население – 16,6 млн. человек. В связи с постоянным расширением столицы агломерация сформировала первый в России центральный мегаполис. Эксперты прогнозируют увеличение численности населения до 22-23 млн. к 2025 году.

Столицу, как центр, окружают 70 городов, из которых в 14 проживают более 100 000 человек. Площадь территории Москвы и окружающих поселений в радиусе 70 км составляет 13 600 кв.км.

Количество трудовой миграции из пригородов в Москву составляет около 800-900 тыс. человек. Эти цифры оценивают транспортные компании пригородного сообщения, по данным которых ежедневно совершается более 1,5 млн. поездок в Москву и из Москвы. Что называют ядром города

На сегодняшний день московская агломерация завершает финальную стадию постиндустриализации – увеличивается доля сектора услуг по сравнению с долей промышленного производства. Агломерация Москвы обладает огромными перспективами в развитии образования, науки и медицины. Активно развиваются и различные инновационные проекты, развиты торговые сети.

Санкт-Петербургская

Самарско-Тольяттинская

В зависимости от определения границ численность населения варьируется от 2,35 до 2,71 млн. человек. Расположена в Поволжье, вдоль левого берега Волги и частично вдоль правого. Полицентрическая агломерация (Самара – Тольятти) объединилась в результате обширных культурных, географических и производственных связей.

Развитые секторы производства:

Екатеринбургская

Четвертая по величине агломерация России с населением в 2,2 млн. человек с центром в городе Екатеринбург. Является межрегиональным центром экономического, социального и промышленного развития Западной Сибири, Европейской части России и Северного Казахстана. Что называют ядром города

В агломерации сосредоточены основные предприятия легкой, пищевой и обрабатывающей промышленности. В Екатеринбурге расположены крупные предприятия машиностроения и оборонного комплекса. Активно развивается культура, сектор услуг и наукоемкое производство.

Нижегородская

Агломерация насчитывает 2,1 млн. наличного населения (64% от населения Нижегородской области). Крупный промышленный центр Приволжского федерального округа.

Главные секторы промышленности:

Новосибирская

75% населения Новосибирской области (более 2 млн. человек) образуют крупнейшую в Сибири агломерацию с центром в городе Новосибирск (третий по численности населения город России и центр Сибири).

Что называют ядром города

Является социально-экономическим, научным и культурным центром Сибири. Имеет большое количество учебных заведений. Население агломерации растет с каждым годом в связи с притоком студентов и работников из других городов и областей Сибири.

Проблемы городских агломераций

Агломерации в мировой географии – это быстрорастущие и экономически развивающиеся поселения. Но с ростом территории, населения и промышленности возникает ряд проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, высоким потоком мигрантов и высокой плотностью населения.

Поэтому при развитии данных форм поселений следует бороться с промышленными и автомобильными выбросами, создавать новые рабочие места и совершенствовать инфраструктуру.

Автор: Ярослав Завгородний

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео про агломерацию

Что такое агломерация:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *