Что называют вселенной 5 класс
Что такое Вселенная?
Вселенная — это весь бесконечный мир, окружающий нас, все существующее. От мельчайших пылинок и атомов до грандиозных звездных систем.
Космическое пространство и наша Земля, другие планеты и звезды, туманности и электромагнитные поля, растения, животные и люди — все это Вселенная. Это вещество и энергия, принимающие самые разнообразные и во многом еще не известные формы.
Какая наука изучает Вселенную?
Астрономия изучает Вселенную, расположение, движение, происхождение небесных тел и все, что связано с космосом. А ученые, исследующие все это, называются астрономами. Они изучают Солнце, звезды. Луну, планеты Солнечной системы, метеориты, кометы и многие другие небесные тела.
Изучая Вселенную, астрономы шаг за шагом проникали все дальше в ее таинственные глубины. Поняв и уточнив строение Солнечной системы, ученые обратились к Млечному Пути — гигантскому «содружеству» звезд и межзвездного вещества, существующему по особым «правилам». А следующий этап — открытие и исследование других звездных систем, похожих и непохожих на нашу, оказался крайне сложным. Ведь речь шла о расстояниях в сотни тысяч и миллионы световых лет!
А ведь еще в начале 20 в. не все астрономы верили в существование звезд и звездных систем за пределами нашей Галактики. И лишь с появлением сверхмощных телескопов нового поколения удалось измерить расстояния до самых отдаленных туманностей и галактик и хотя бы в общих чертах понять, как выглядит Вселенная «в целом».
Чем отличается космос от Вселенной?
Всё пространство Вселенной за пределами атмосфер (газовых оболочек) небесных тел называют космосом. Например, наша планета и её обитатели являются частью Вселенной. А чтобы попасть в космос, человеку надо преодолеть земную гравитацию и вылететь за границу нашей воздушной оболочки, то есть взмыть на 100-километровую высоту.
Как появилась Вселенная?
По официальным данным современной астрономической науки, Вселенная образовалась примерно 14 миллиардов лет назад. Из множества теорий, объясняющих ее происхождение, наиболее популярна теория Большого взрыва. Другие же ученые считают, что Вселенная бесконечна и существовала она всегда. Однако мы можем только предполагать, как возникла Вселенная.
Теория Большого взрыва
Теория Большого взрыва гласит, что современная Вселенная возникла после невероятной силы взрыва. Множество ученых, начиная с Альберта Эйнштейна, внесли свой вклад в развитие теории.
Насколько велика Вселенная?
Всякий, кто хоть что-то знает о Вселенной, ответит не задумываясь: «Ужасно велика!» А вот ученые так быстро и определенно ответить не берутся.
Мы привыкли к тому, что у любого объекта есть размер. Иногда его не так легко определить, но он есть. Есть размер у атома, живой клетки, человека, Земли, любой планеты, Солнечной системы. Мы можем заглянуть в справочники и найти все эти цифры. Но, открывая справочник на слове «Вселенная», видим, к удивлению, что ее размер не указан. Это потому, что Вселенная — объект, который не укладывается в обычные житейские представления. Но люди об этом обычно не задумываются. Чаще под влиянием фантастов и околонаучных энтузиастов интереснее поразмышлять об иных мирах и пришельцах из них. А между тем в последние десятилетия ученые наблюдают настоящую революцию в понимании устройства Вселенной. Это гораздо более крупное изменение представлений о строении окружающего нас мира, чем осознание человечеством того, что Земля — это шар.
Еще несколько десятков лет назад Вселенную считали бесконечной. Так думали потому, что нигде не заметно никаких признаков ее границ. Например, в наши дни через телескопы можно рассмотреть объекты, находящиеся на расстоянии 28 млрд световых лет, но границ так и не видно.
Однако эти взгляды пришлось изменить, когда в 1929 году 40-летний американский астроном Эдвин Хаббл открыл, что галактики удаляются друг от друга со скоростью, пропорциональной расстоянию между ними. Из теоретических работ Альберта Эйнштейна и советского физика Александра Фридмана следовало, что Вселенная должна изменяться во времени. Таким образом, открытие Хаббла способствовало перевороту в науке: вместо вечной и неизменной мы получили расширяющуюся, эволюционирующую Вселенную, возникшую миллиарды лет назад.
Новые представления породили новые идеи и исследования. Их результаты привели к модели образования Вселенной в результате Большого взрыва, который произошел, по разным оценкам, от 13 до 17 млрд лет назад. С этого момента начало существовать и отсчитываться время. В результате взрыва образовались частицы, из них — вещество, а из него уже формировались звезды и планеты.
В нынешнем состоянии Вселенная по форме похожа на футбольный мяч, состоящий из 12 пятиугольников, плотно подогнанных друг к другу. Внутри него находятся все известные нам объекты, включая нас самих. Диаметр «мяча» составляет, по разным оценкам, от 60 до 80 млрд световых лет. (Световой год — это расстояние, которое свет проходит за год. Это примерно 10 000 млрд километров.) Считается, что «мяч» еще какое-то время будет расширяться, а потом начнется обратный процесс, так что общий цикл от начала до конца займет около 40 млрд световых лет.
Некоторые модели, с помощью которых описываются процессы возникновения и эволюции Вселенной, предполагают, что вселенные могут возникать при высокоэнергетическом взаимодействии элементарных частиц. В этих моделях макромир и микромир оказываются взаимосвязанными. Из этого следует, что вселенных может быть много.
Конечно, и из-за гигантских отрезков времени, и из-за дистанций это никак не затрагивает нашу жизнь. Но это формирует наши представления об окружающем мире. И восхищает то, что люди на уютной планете Земля за свою короткую по космическим масштабам жизнь и историю своим разумом, страстью и упорством проникают в такие удивительные тайны мироздания. Этим можно гордиться.
Сколько во Вселенной галактик и планетных систем?
Существует как минимум 100 миллиардов галактик, о которых нам известно. Однако это число продолжает возрастать по мере того, как появляются новые, более мощные приборы.
В каждой из этих галактик насчитывается от нескольких сотен тысяч до десятков триллионов звезд. Вокруг всех этих небесных светил могут вращаться разнообразные небесные тела, в том числе и планеты. Планетные системы выглядят по-разному, очень часто бывает, что вокруг звезды обращается только одна планета. Однако и систем, похожих на Солнечную, также великое множество.
Урок по географии теме Вселенная 5 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по теме:
Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную.
Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную.
Изучение нового материала
Углубить знания учащихся о Вселенной
Образовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, расположения и вращения Земли в Солнечной системе.
развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;
развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.
Формы и методы
обучения
Вселенная, Солнечная система, Земля, Марс, Солнце, Луна, древние учёные.
Русский язык, математика, музыка, астрономия
Планируемые образовательные результаты
формирование и развитие по средствам географических знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
овладение на уровне общего образования законченной
географических знаний и умений, навыками их применения
в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего
компонента научной картины мира.
— высказывать свое предположение на основе учебного материала;
— проговаривать последовательность действий на уроке;
— работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.
— слушать и понимать речь других;
— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
— уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Здравствуйте! Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение Спасибо!
Готовятся к уроку. Приветствие учителя
На доске Как древние люди представляли…..
-Одно слово пропало из темы урока
Нам необходимо его найти
_Что объединяет слова
Тема урока Как представляли древние Вселенную
Определите цель урока
Постановка проблемного вопроса
— Как вы считаете, совпадёт ли наше представление с представлением древних людей о Вселенной
Дети объединяют данные слова
Определяют тему урока
-Цель Познакомится как древние люди представляли Вселенную
Работа в рабочих листах запись темы урока
Изучение нового материала
А) Понятие о Вселенной
И с тех самых времён многие великие мыслители пытались ответить на эти вопросы.
А что вы знаете о Вселенной?
Попробуем выделить ключевые компоненты Вселенной.
Вселенная – это космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль (учитель говорит, определение на слайде
(предположение детей, проверка с диском)
1) Представления древних людей о Вселенной
В древние времена существовал свой миф о Вселенной.
Создать проект на А3 Защита
2) Представление Птоломея
3) Представление Аристотеля
Учитель корректирует выступления групп. Задаёт вопросы (вопрос каждой команде: с чем связано такое представление людей этой цивилизации о Вселенной).
В это время каждая команда должна заполнять таблицу (у каждого ученика)
Работа в рабочих листах
Слушают. Записывают тему урока.
Отвечают на вопросы.
Учащиеся называют компоненты (небесное тело, газ, пыль, космическое пространство)
Отвечают на вопрос.
Читают, переводят, рисуют.
Выступают (показывают рисунки, читают текст). Задают вопросы выступающим группам.
-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,
— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
– анализ объектов с целью выделения признаков,
-определение основной и второстепенной информации
-проводить синтез (восстановление целого из частей)
— учет разных мнений,
— планирование работы учебного сотрудничества,
— управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
-знание особенностей нашей Вселенной, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе
-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;
— развивать речевую культуру, формировать географическое сознание.
Здоровье сберегающие технологии
— В чём сходство и различие моделей Вселенной
Вспомним гипотезу в начале урока Как вы считаете, совпадёт ли наше представление с представлением древних людей о Вселенной
Тест на компьютере (самостоятельно)
Дети обосновывают свои ответы
Выполняют тест на компьютере
Задавание домашнего задания
Придумать свою модель Вселенной.
Найти в литературе представление о Вселенной
Записывают домашнее задание в дневники
(создать свою Вселенную)
Заранее в тех же конвертах положены листочки в виде планет и звезд.
Учащимся предлагается закончить предложения
А при выходе урока наклеить на лист полватмана с рисунками созвездий
Пишут на листочках.
Приводят своё рабочее место в порядок, наклеивают планетки.
Приложение к уроку
Рабочий лист учащегося__________ ________________класс _______
______________-это космическое пространство и всё, что заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль.
Заполнить во время представления группы
Представление о Вселенной
Народ считал, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.
Народ живший по берегам рек Тигр и Евфрат. По их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на двенадцати колоннах.
Вклад древних учёных в изучение Вселенной
Считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце и другие планеты движутся вокруг него.
Предложил модель Вселенной. В центре неподвижная Земля, а вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твёрдых и прозрачных. На них неподвижно закреплены небесные тела, Луна, Солнце, звёзды. Девятая сфера обеспечивает движение остальных сфер, это-двигатель Вселенной
-Работа с учебником стр.41 пункт 2
— Древние народы представляли Вселенную.
— создать макет(нарисовать как они представляли и рассказать)
-Каждый член группы работает в своем рабочем листе и заполняет его.
-Работа с учебником стр.42 пункт 3
-Представление древнегреческих учёных о Вселенной
(Пифагор и Аристотель)
-Создать макет Вселенной Аристотеля (нарисовать и рассказать)
-Каждый член группы работает в своем рабочем листе и заполняет его.
-Работа с учебником стр.42 пункт 4
-Представление системы мира по Птолемею
-Создать макет Вселенной Аристотеля (нарисовать и рассказать)
-Каждый член группы работает в своем рабочем листе и заполняет его.
Тест по теме “Представления древних людей о Вселенной”
Найдите один правильный ответ
1.Кто из древних учёных впервые предложил, что Земля имеет форму шара?
2.По мнению древних индейцев, Земля является:
А – плоской и опирается на черепаху
Б – круглой и опирается на спины гигантских слонов
В – плоской и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе
Г – круглой и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе.
3.Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является Земля, был:
В – Аристарх Самосский
Г – Клавдий Птолемей
4.Сиситема Птолемея господствовала в науке на протяжении:
5. Верно ли утверждение. Оцените: да или нет.
Аристотелем был написан грандиозный труд “Великое математическое построение астрономии” в 13 томах
Тест по теме “Представления древних людей о Вселенной”
Найдите один правильный ответ
1. Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является Солнце, был:
2. Земля, по мнению древних народов, живших на берегах рек Тигр и Евфрат, представляла собой:
А – гору, которую со всех сторон окружало море
Б – равнину, которую со всех сторон окружали горы
В – море, которое со всех сторон окружают горы
Г – гору, которую со всех сторон окружала равнина.
3. Слово “сфера” в переводе с греческого означает:
4. Олицетворением неба в представлениях древних индейцев был (а):
5. Верно ли утверждение. Оцените: да или нет.
Птолемей был учителем Александра Македонского
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-315880
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Представления о Вселенной
Урок проходит в форме космического путешествия по станциям. Дети, выступая в роли звездочетов, историков, астрономов делают сообщения о различных небесных телах, о том, как представляли Вселенную люди в древности и как изучают космос в наши дни, а также о своём созвездии. В течение урока заполняют дневник космонавта.
Содержимое разработки
Тема: Представления о Вселенной (5 класс)
Познакомить учащихся со строением Вселенной; дать понятия о различных небесных телах; научить ориентироваться по Полярной звезде.
Развивать воображение, память, умение работать с различными источниками географических знаний.
Воспитывать материалистическое мировоззрение, интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: портреты ученых и космонавтов, иллюстрации небесных тел, карта звездного неба.
Тип урока: изучение нового материала (урок-путешествие).
Опережающие задание: учащиеся готовят сообщения – о различных небесных телах, о том, как представляли Вселенную люди в древности и как изучают космос в наши дни, о своём созвездии.
Ι.Организационное начало урока
ΙΙ.Мотивация, сообщение темы, целей урока
Почему люди любят смотреть на звёзды?
Издавна, когда человек смотрел на небо, у него возникало много вопросов.
Прошло много времени, и появилась целая наука о небе – астрономия. Но и сегодня нас интересуют такие вопросы, например: Как далеко находятся звёзды? Какое место во Вселенной занимает Земля? Как образовался существующий мир? и т.д. Для этого мы сегодня отправимся в космос. Тема урока «Представления о Вселенной. Изучение Вселенной человеком». Для нашего путешествия нам понадобятся карты путешествий – рисунки в учебнике,
дневники космонавтов – рабочие тетради.
Итак, наш экипаж отправляется во Вселенную.
ΙΙΙ.Изучение нового материала
Станция №1. Понятия «Вселенная», «галактика», «Млечный путь» Учитель
Отправляясь в космическое путешествие, мы отправляемся во Вселенную.
Вселенная – огромное беспредельное космическое пространство, усеянное галактиками и островами звёзд. Это весь существующий мир, безграничный во времени и пространстве. Вселенная состоит из множества звёздных миров – галактик. Одной из них является наша Галактика, в которую входят Солнечная система, т.е. Солнце и 8 планет, а также другие небесные тела. Она имеет название Млечный путь (с греческого «галактика» – млечный), включает около 200 млрд. звёзд. Имеет форму спирали, в центре которой находятся самые крупные звёзды. Солнечная система расположена на окраине нашей Галактике, поэтому основную часть нашей Галактики мы видим как бы со стороны – светлая, белая, как молоко полоса из множества звёзд на ночном небе (с греческого «млеко» – молоко). Поэтому она названа Млечный путь. Но эти современные представления о Вселенной складывались в течение многих веков. Что же думали древние люди о Земле, о Солнце?
Станция №2. Представления о Вселенной в разные времена
1.Представления о Вселенной в древности
Историки (сообщения учащихся)
Древние египтяне полагали, что мир расположен в огромном заполненном воздухом океане. Воздух (бог Шу) не дает водам океана обрушиться на землю. В верхней части шара Шу соприкасается с океаном, образуя небо. В середине находится плоская земля (бог Геб). Под ней – нижняя часть мира Дуат. Египтяне считали, что жизнь существует не только благодаря богу Шу, но и благодаря Солнцу (богу Ра). Днем Ра со спутниками-богами плыл по небу в своей дневной барке с востока на запад. Ночью он пересаживался на ночную барку и плыл через Дуат по водам нижнего неба. В это время звезды, вышедшие из Дуата, плыли по небу над Землей. Каждое из плаваний Ра длилось 12 часов, потому продолжительность суток у египтян равнялась 24 часам.
В греческих мифах Земля делила Вселенную на две части: верхнюю – небо и нижнюю – царство вечного мрака. Ежедневно бог Солнца Гелиос на золотой колеснице объезжал небо над диском Земли. А каждой ночью в золотой ладье плыл по океану, опоясывающему земной диск.
Древние греки и египтяне долгое время считали, что Земля плоская. И действительно, находясь на поверхности Земли, до самого горизонта простирается плоская равнина. Как не поверить тому, что видишь собственными глазами?
2.Гипотеза образования Вселенной
3.Картина мира по Птолемею и Копернику
Рассмотрите рисунок, на котором изображена картина мира по Птолемею и рисунок, на котором изображена картина по Копернику. Сравните эти рисунки.
Чем они отличаются?
Какая картина мира верна?
Древнегреческий ученый Птолемей (последователь Аристотеля, который первым предположил, что Земля круглая) был автором геоцентрической системы (с греческого «гео» – Земля). Он считал, что Земля неподвижна и вокруг неё вращаются все известные светила, в т. ч. и Солнце, и сфера неподвижных звёзд. Но позже польский ученый Н. Коперник тщательно изучил труды древних мыслителей и современных ему ученых. Он наблюдал движение планет и положение звёзд на небосводе, проводил сложные математические расчеты и пришел к выводу, что Солнце, а не Земля является центром нашего мира. Земля, как и другие планеты, движется вокруг Солнца по круглой орбите, одновременно вращаясь вокруг своей оси. Звёзды, по Копернику, неподвижны, они находятся на огромных расстояниях от Солнца. Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24часа. Таким образом, Коперник заложил основы современной астрономии. На пьедестале памятника, установленного в Варшаве, высечены слова: «Он остановил Солнце и сдвинул Землю». В отличие от геоцентрической системы Птолемея, система Коперника получила название гелиоцентрической (с греческого «гелио» – Солнце). Учение Коперника сразу нашло сторонников среди ученых 16в, хотя и было запрещено церковью, т.к. она не разрешала проводить никакие исследования. По учению церкви всё создал Бог. Одним из убежденных защитников учения Коперника был талантливый итальянский ученый Джордано Бруно. Он полагал, что Вселенная бесконечна, что в Солнечной системе, очевидно, кроме известных на то время 6 планет, существуют ещё неоткрытые планеты. Почти все его мысли впоследствии блестяще подтвердились. Но за свои убеждения он был сожжен на костре церковной инквизицией в 1600г. Открывателем силы тяготения и законов движения небесных тел является английский ученый Исаак Ньютон. Он доказал, почему Солнце находится в центре системы. Солнце, имеющие самую большую массу из всех тел нашей системы, заставляет вращаться вокруг себя другие планеты.
Закройте глаза и представьте ночное небо. Что вы видите?
Правильно, это звёзды – маленькие светлячки.
Звёзды – шарообразные раскаленные тела, излучающие свет. Они состоят из газов, их поверхность имеет высокую температуру, за счет чего и происходит излучение. По температуре звёзды бывают:
Самая яркая звезда на небе – Сириус, а в северном полушарии – Вега. Звёзды очень далеко находятся от нас, поэтому кажутся маленькими. По размерам они делятся на гигантов и карликов. В нашей галактике насчитывается около 200 млрд. звёзд, расположены они неравномерно, больше всего их в центре, меньше – на окраинах. Невооруженным взглядом можно увидеть до 3000 звёзд. Некоторые из них можно обнаружить с помощью телескопов. 400 лет тому назад был изобретен первый телескоп итальянским ученым Галилео Галилеем. Сегодня во многих странах есть огромные обсерватории, оснащенные оборудованием. Полный оборот вокруг своей оси наша галактика совершает за 250 млн. лет.
Звезда является источником света. Звезда не существует вечно, она рождается и умирает.
Назовите к нам ближайшую звезду.
Солнце – желтая звезда. Температура на поверхности 6000°С. Это газовый шар, вокруг которого вращаются небесные тела. Оно кажется нам маленьким, потому что находится от Земли на расстоянии150 млн. км. Диаметр Солнца в 100 раз больше Земли. Следующая близкая к нам звезда Проксима. Свет от неё идет до Земли более 4 лет!
Древние греки смотрели на небо, и им казалось, что звёзды напоминают различные рисунки. Таким рисункам они дали самые разные названия и придумали к ним разнообразные легенды и мифы. Скопления звёзд, их группы называются созвездиями. Звёзды в созвездиях никак не связаны между собой. Человек уже знает 88 созвездий. Самые популярные – 12 созвездий зодиака (с греческого «зоо» – животное). Они соответствуют 12 месяцам года.
Найдите на звёздном небе своё созвездие и зарисуйте его в дневник космонавта. (Учащиеся делают сообщения о своих созвездиях.)
В северном полушарии наиболее известны Большая и Малая Медведица, которые ещё называют Большой и Малый Воз.
А что вам напоминает это созвездие? (Ковш.)
Почему такие интересные названия попали на небо?
Найдите рисунки этих созвездий на нашей карте. Малая Медведица, по одной из легенд, была служанкой Каллисто и сопровождала её в скитаниях. Все эти созвездия находятся рядом.
Найдите в «хвосте» Малой Медведицы яркую Полярную звезду.
Она всегда показывает на север. С помощью этой звезды можно ориентироваться, т.е. определять стороны горизонта.
Для этого необходимо:
1) найти созвездие Большой Медведицы;
2) соединить две крайние звезды в ковше прямой линией;
3) мысленно отложить на прямой линии 5 раз таких расстояний, и в конце будет обнаружена Полярная звезда;
4) она укажет на север, в противоположной стороне – юг, справа – восток, слева – запад.
Созвездия Большой и Малой Медведицы можно наблюдать круглый год, а вот Орион только зимой, из-за вращения Земли вокруг Солнца, а многих вообще не видно, т.к. они расположены в южном полушарии, например, Южный Крест.
Наш космический корабль поворачивает и на пути новое нам неизвестное небесное тело. Это холодное шарообразное тело – планета.
Сколько планет в Солнечной системе?
Все планеты вращаются по своим орбитам вокруг Солнца.
Планеты Солнечной системы
Земная группа Планеты-гиганты
Названа в честь богини садов, красоты, любви. Планета, ближайшая к Земле. Наиболее яркая планета на ночном небе. По своим размерам и массе почти такая же, как и наша Земля, но получает в 2 раза больше тепла и света. Она имеет плотную атмосферу. Сутки равны 243 земным суткам, год – 225. Температура +470°С.
Самая большая из планет. Относится к планетам-гигантам. Это бог неба, дневного света и грозы. От Солнца Юпитер находится в 5 раз дальше, чем Земля и получает тепла в 27 раз меньше. Объём в 1300 раз и масса в 318 раз больше земной. Сутки длятся 9ч 50мин, а год – 11,9 земных лет. Юпитер опоясан кольцом, состоящим из мелких камней и пыли. Оно очень тонкое и с Земли его не видно. Имеет 16 спутников: Каллисто, Европа, Ио и др.
Как видно всем перечисленным планетам древние римляне дали названия в честь богов. Т.е. в древности было известно только 6 планет, в т.ч. и Земля. Эти планеты видны невооруженным глазом. Самые удаленные от Солнца – Уран, Нептун, Плутон. Их называют невидимыми, рассмотреть можно только с помощью мощных телескопов. Поэтому они были открыты намного позже: Уран в 1781г, Нептун в 1846г, Плутон в 1930г.
«Божественное существо», имеющие голубовато-зеленый цвет, т.к. состоит из газов водорода, гелия, метана. Обращается вокруг Солнца как бы лежа на боку. Сутки длятся около 17ч, а год – 84 земных года. Имеет 13 колец, состоящих из газопылевого вещества.
В своих дневниках космонавтов запишите подсказки, которые помогут запомнить расположение планет относительно Солнца: Медвежонок ветчину закусил малиной – планеты земной группы. Юркий сурок утащил ножик – остальные планеты.
Это планеты-карлики, диаметром от 1 до 800км. Они бывают шарообразной и неправильной формы.
В конце 18в была открыта первая из малых планет – Церера (в честь богини плодородия). Вскоре обнаружили вторую – Палладу. Вначале 19в астрономы зафиксировали ещё более 400 астероидов. Сейчас известно около 3000. Был открыт целый пояс астероидов – между орбитами Марса и Юпитером, состоящий из 40000 вращающихся вокруг Солнца малых планет. Раньше считали, что астероиды являются обломками некогда разрушившейся небольшой планеты Фаэтон. Сейчас предполагают, что они образовались путем соединения, слипания мелких космических тел. Пояс астероидов представляет определенную опасность для космических аппаратов.
Что это за хвостатое тело приближается к нашему короблю? Это комета, в переводе с греческого языка – «хвостатая». Она состоит из ледяной «головы». Во время приближения к Солнцу лёд начинает таять, образуя газовый «хвост». В результате вращения комета может постепенно исчезнуть. С давних пор появление комет вызывало страх и ужас у людей. С ней связывали голод, войны, стихийные бедствия. Боялись, что она может столкнуться с Землёй. Кометам присваивают имена ученых, которые их открыли. Так, в 1682г. англ. астроном Эдмунд Галлей в телескоп обнаружил яркую комету и вычислил, что она появляется каждые 76 лет. Ученый умер через 60 лет, а через 16 лет его предсказания сбылось. С тех пор эту комету называют кометой Галлея. Последний раз её наблюдали в 1986г. Говорят, кто увидит комету, будет счастливым.
6.Метеоры и метеориты
Смотрите, а вот мимо нас пролетела яркая искорка, падающая звезда. Говорят, увидишь ее, загадай желание. Но на самом деле это не звёзды, а метеоры. Прилетая из космоса с огромной скоростью, они трутся о воздух, раскаляются и светятся. Иногда метеор не успевает сгореть в атмосфере и достигает поверхности Земли. Этот остаток метеора называют метеоритом. В течение года на Землю падает примерно 2000 метеоритов разного размера. Они падают на поверхность и других небесных тел. Падая с огромной скоростью, они пробивают поверхность или взрываются, образуя лунки, называе-
мыми кратерами. Их можно увидеть, например, на Луне, которая не имеет атмосферы вообще. Было несколько случаев, когда огромные метеориты падали на нашу Землю. В США, штат Аризона и в Эстонии образовались гигантские кратеры, которые запомнились водой и образовались озёра: в США – оз. Чаб, в Эстонии – оз. Саарема. О размерах этих метеоритов можно судить по таким данным, кратер образованный американским метеоритом, составляет в диаметре 1км, а в глубину 200м. В 1908г в Сибири упал близ р. Тунгуски метеорит, уничтожив огромную площадь лесов. Многовековые деревья были сожжены как спички. Метеоры являются обломки небесных тел имогут быть железными, каменными, железокаменными.
Болиды – яркие гигантские метеоры массой от 100г до нескольких тонн. Их скоростной полет сопровождается громким шумом, рассыпанием искр, запахом гари.
Чем заполнено безграничное космическое пространство? Раньше считали его пустым, а недавно выяснили, что там есть космическая пыль и газы. Пыль и газы образуют гигантские облака.
Небесные тела излучают космические лучи. Они очень опасны для живых организмов. Поэтому, если бы не воздушная оболочка нашей Земли, озоновый экран, то и метеориты и прямая солнечная энергия и космические лучи, которые излучают небесные тела, погубили бы всё живое на Земле. Озоновый экран имеет только наша Земля. Он легко разрушается газами фабрик, заводов, автомобилей и образуются «озоновые дыры», через которые свободно проникают смертоносные космические лучи. Поэтому, наша задача – охранять атмосферу Земли и заботиться о её чистоте.
Станция №4. Изучение космоса человеком
Стремление человека к звёздам родилось тысячелетия назад и нашло широкое отражение в сюжетах фольклора и литературы многих народов. Воображаемые полёты совершались на птицах, лошадях-пегасах, с помощью искусственных крыльев, ураганов и извержений вулкана. Фантазия людей широко использовала мистические силы. В космос можно было слетать и с помощью пороховых ракет, и на воздушном шаре, и на пушечном ядре, снабженном ракетными двигателями. Основоположником космонавтики, который разработал теорию ракетного полета, является К.Циолковский (1857-1935).
4 октября 1957г. впервые в мире человечество праздновало свою первую победу над силами земного притяжения, когда советская ракета достигла космической скорости и вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник. Этому предшествовал первый полёт ракеты с собаками, выполненный в СССР, на высоте 110км 15августа 1951г. А в космосе впервые побывал человек – Ю. Гагарин 12апреля 1961г. Это день считается Днем Космонавтики. Сегодня космос помогают постегать искусственные спутники и обсерватории.
Как вы считаете, зачем человеку необходимо познавать космос?
Какие знания он получает, изучая космос?
ΙV.Закрепление учебного материала
Запишите в свои космические дневники небесные тела, с которыми вы познакомились благодаря нашему путешествию в космос.
Представления о Вселенной формировались на протяжении всей истории человечества. Современная картина мира основывается на учениях Н.Коперника и идеях Дж. Бруно.
Вселенная состоит из галактик – больших звездных систем, Наша Галактика – та, где находится Солнечная система, – Млечный Путь.