Что называют верным спутником человека
Содержание:
Художественный материал:
Литература:
Музыка:
Характеристика видов деятельности:
«Ты сделай так, чтобы в людях
хранилась песня твоя…»
Мануэль Мачадо,
испанский поэт и драматург)
Что в музыке нам ближе и понятнее всего?
Вы назовёте одну песню, а в памяти сразу начнут возникать одна за другой мелодии, отдельные фразы, названия любимых, знакомых и просто где-то раз услышанных песен. Среди них будут и весёлые, и грустные, и быстрые, и медленные. Песни-марши и песни-танцы, песни обо всём и про всё, на все случаи жизни. Кажется, что они возникают сами собой, непонятно откуда.
И это понятно: ведь песня является верным спутником человека всю его жизнь. Песня убаюкивает ребёнка в колыбели, она рассказывает ему удивительные истории о далёких странах, о зверях и птицах, она учит его читать и считать, смеяться и плакать, любить и дружить.
Что же такое песня? Почему так велика её роль в жизни человека?
Писатель Юрий Нагибин в своей «Книге детства» вспоминает:
«Я рано узнал прелесть песни, мне пела мама.
Шумом полны бульвары,
Ходят, смеются пары.
звучало по утрам в залитой солнцем комнате. Мама вытирала пыль с вещей, отдавая солнцу их лакированные глади. А я был во власти бульваров, полных светлой радости, шумящих молодыми голосами и весенней листвой.
И может всё случиться!
Я не знал, пела ли мама ещё, я просто больше ничего не слышал. Сердце обмирало и замыкалось в своей тайне: что-то случится в моей жизни, непременно случится, грозное, счастливое, до стыда сладкое, о чём я и думать не смел».
Как же велика сила песни, если даже незамысловатая песенка порой способна увлечь фантазию человека в бескрайние дали, заставить задуматься о своём будущем, может быть, пока неопределённом, но непременно ярком и значительном.
Так под воздействием песни человек впервые ощущает свою силу, способность к полёту, к поэтическому состоянию души.
Автор описывает, как ещё мальчиком он с бабушкой ходил на рассвете за земляникой и как встретило их то далёкое туманное утро.
О чём она, эта зорькина песня? Почему она звучит вечно, не умолкая?
Может быть, потому, что это песня детства, песня родного дома, лучше которого нет и не будет?
«С чего начинается Родина?»
Композитор В. Баснер, поэт М. Матусовский
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца…
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
С той старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс,
С той клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс…
С чего начинается Родина?
Хорошая песня – это целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьёзное и сложное сочинение. Ведь в даже в совсем небольшом музыкальном сочинении, каким является песня, можно так много сказать о жизни, о людях, о добрых чувствах.
Вопросы и задания:
Варианты ответов можно обсудить в ходе коллективной беседы.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
«С чего начинается Родина?» (песня в 3-х вариантах: в исполнении Вениамина Баснера, Иосифа Кобзона и Дмитрия Хворостовского, минусовая фонограмма для исполнения обучающимися), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 8
Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал.
Звучит песня Е. Крылатова, на стихи Ю. Энтина «Крылатые качели».
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
«Как волшебный клубок из сказки песни – на всем моем пути…
Идите по следу до самой последней, коль захотите меня найти!»
(М. Джалиль)
Сообщение темы урока.
— Темой сегодняшнего урока является песня. Песня – самый главный, самый первый музыкальный жанр, который родился почти одновременно с первыми музыкальными звуками.
Работа по теме урока.
1. Как появилась песня.
Видите, как интересно получается. Человек и человеком-то ещё не стал, а первый музыкальный жанр уже появился.
2. Песня и деятельность человека.
— Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача:
Нам песня строить и жить помогает.
Она, как друг и зовёт, и ведёт
И тот, кто с песней пo жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет свои песни, если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества.
Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека?
Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр. 52 ваших учебников.
Шумом полны бульвары,
Ходят, смеются пары.
— Звучало по утрам в залитой солнцем комнате. Мама вытирала пыль с вещей, отдавая солнцу их лакированные глади. А я был во власти бульваров, полных светлой радости, шумящих молодыми голосами и весенней листвой.
И может всё случиться!
Я не знал, пела ли мама ещё, я просто больше ничего не слышал. Сердце обмирало и замыкалось в своей тайне: что-то случится в моей жизни, непременно случится, грозное, счастливое, до стыда сладкое, о чём я и думать не смел».
— Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.)
Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ.
3. Вокально-хоровая работа.
Учитель играет несколько тактов мелодии песни «Маленький принц» М. Таривердиева. Учащиеся называют произведение.
Диапазон у песни достаточно широкий, поэтому обращаем внимание на лёгкое, полётное, нефорсированное звучание как самых низких, так и самых высоких звуков. (Хоровое исполнение песни).
«Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и побрели по нему, как по мягкой, податливой воде, выбредали из него медленно и бесшумно. Вот он уже по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из-за дальних увалов плеснулось яркое и празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят и в каждой травинке.
— Что это, баба?- спросил я шёпотом.
— Это зорькина песня.
— Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.
Зорька улавливала какие-то мимолётные, почти незаметные паузы и вставляла туда свою сыпкую, неудержимо радостную песню.
— Зорька поёт, значит, утро идёт,- сказала бабушка, и мы поспешили навстречу этому утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса: нам низко кланялись обомлевшие от росы и притихшие от песен сосенки и ели, рябины и берёзы.
В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чуть шершавую, ещё только с одного бока опалённую ягодку и осторожно опустил ее в бокал. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшей ел по всему небу.
А птицы все так же громко и многоголосо славили утро и солнце, и зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в моё сердце и звучала, звучала, звучала. Да и по сей день неумолчно звучит».
Беседа о прочитанном.
О чем она, эта зорькина песня? Почему она звучит в душе автора вечно, не умолкая? Как вы думаете? (Потому что она родом из детства: о доме, бабушке, о самом сокровенном и близком.)
— А сейчас мы с вами послушаем одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал В. Баснер, слова М. Матусовский. (Слушание песни).
— Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви.)
Вопросы и задания:
— Следующий урок у нас с вами будет обобщающим; в начале урока вы ответите на вопросы тестов, затем мы с вами поговорим о пройденном за эту четверть материале с опорой на дневники музыкальных наблюдений.
Урок 9
Цель урока: обобщить пройденный материал за период обучения в первой четверти.
Материалы к уроку: тестовые задания, музыкальный материал, портреты композиторов.
В начале урока детям раздаются тестовые задания по пройденному материалу (два варианта).
Урок открывается песней «С чего начинается Родина?» М. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
«Она еще не родилась,
Она – и музыка и слово,
И потому всегда живого
Не нарушаемая связь…»
(О. Мандельштам)
Тесты:
Вариант 1.
1. Кому принадлежит следующее высказывание: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»:
а) А. де Сент-Экзюпери;
б) Э. Григу;
в) И. Гердеру.
а) звуков;
б) красок;
в) слов.
3. Кто написал сказку «Соловей»:
а) Г. Х. Андерсен;
б) Братья Гримм;
в) К. Чуковский.
4. К миру искусства принадлежат:
а) живопись, литература, математика;
б) музыка, литература, живопись;
в) литература, музыка, природа.
5. Учебное заведение, предназначенное для получения музыкального образования:
а) галерея;
б) консерватория;
в) оперный театр.
6. Кто написал картину «Опавшие листья»?
а) И. Левитан;
б) И. Бродский;
в) И. Айвазовский.
7. Кто написал стихотворение «Я помню чудное мгновение»:
а) М. И. Глинка;
б) Н. Рубцов;
в) А. С. Пушкин.
8. Кто написал фортепианный цикл «Времена года»:
а) П. И. Чайковский;
б) Р. Шуман;
в) М. И. Глинка.
9. Кто считал, что все люди делятся на музыкантов и не музыкантов:
а) Э. Гофман;
б) Э. Григ;
в) М. П. Мусоргский.
10. Каким певческим голосом обладал Фёдор Иванович Шаляпин:
а) баритон;
б) тенор;
в) бас.
Вариант 2.
1. Кому принадлежат следующие слова: «Всё, что звучит в природе, и есть музыка»?
а) И. Гердеру;
б) А. де Сент-Экзюпери;
в) Э. Григу.
2. Что в стихотворении С.Я. Маршака «Гвоздь и подкова» явилось первопричиной, вызвавшей цепь всех последующих бед:
а) подкова;
б) лошадь;
в) гвоздь.
3. Кто написал сказку «Маленький принц»:
а) Братья Гримм;
б) А. де Сент-Экзюпери;
в) Г. Х. Андерсен.
4. Кому принадлежат следующие слова: «Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля»
а) М. Таривердиев;
б) А. Н. Толстой;
в) А. де Сент-Экзюпери.
5. Что является эпиграфом к произведениям фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского:
а) картины русских живописцев;
б) строки из стихотворений русских поэтов;
в) комментарии об исполнении данного произведения.
7. Кому принадлежат следующие строки:
а) М. Ю. Лермонтову;
б) А. С. Пушкину;
в) Ф. И. Тютчеву.
8. Кто написал музыку к песне «Маленький принц»:
а) М. И. Глинка;
б) М. Таривердиев;
в) Е. Крылатов.
а) мифы и легенды;
б) тексты священных писаний: Библия и Евангелие;
в) сказки, предания.
10. Как звали греческого бога-покровителя искусств:
а) Зевс;
б) Аполлон;
в) Гермес.
После того как дети сдали работу, проводится коллективная проверка.
— А сейчас я предлагаю игру «Узнай произведение».
Учитель наигрывает по 1-2 фразы произведений, разученных в течение первой четверти, а дети узнают, называют и произведения, и авторов.
Также можно предложить узнать композиторов, показывая их портреты.
Затем учитель предлагает спеть песни, разученные в течение четверти. По желанию детей можно выбрать солистов, либо группу запевающих, либо использовать пение по цепочке.
В конце урока дети сдают дневники музыкальных наблюдений.
Разработка уроков И. В. Кoнeвoй и Н. В. Тeрeнтьевoй.
Презентация
ОтВеТьТе На ВоПрОсЫ пОжАлУйСтА!!
1. К миру искусства принадлежат:
а) живопись, литература, математика;
б) музыка, литература, живопись;
в) литература, музыка, природа.
2. К вокальным жанрам относятся:
а) опера, симфония, кантат
б) песня, романс, кантата
в) романс, балет, песня
3. Кто написал фортепианный цикл «Времена года»:
а) П. И. Чайковский;
б) Р. Шуман;
в) М. И. Глинка.
4. Что является эпиграфом к произведениям фортепианного цикла «Времена года»
а) мифы и легенды;
б) тексты священных писаний: Библия и Евангелие;
в) сказки, предания.
6. Как звали греческого бога-покровителя искусств:
а) Зевс;
б) Аполлон;
в) Гермес.
7. Перечислите жанры русских народных песен:
8. Перечислите виды свадебных песен:
9. Учебное заведение, предназначенное для получения музыкального образования:
а) галерея;
б) консерватория;
в) оперный театр.
12.Духовой инструмент, который у разных народов имеет различные названия:
а) польская народная песня
б) русская народная песня
в) венгерская народная песня
14.Перечислите сценические жанры музыкального искусства:
15.Какое слово произошло от греческого «musike»:
16. Кто является главным объектом исследования у музыки, литературы и изобразительного искусства:
17.Главная идея, мысль любого творения-это:
18. Что является началом музыки?
19. Назовите самый древний жанр песни:
20.Что является верным спутником человека:
21. Как называется цикл пьес для детей М. П. Мусоргского:
а) «Картинки с выставки»
22.Напишите схему музыкального произведения:
Что называют верным спутником человека?
А) романс Б) песню В) оперу.
2. К миру искусства принадлежат:
А) живопись, литература, математика
Б) музыка, литература, живопись
В) литература, музыка, природа.
3. Кто написал фортепианный цикл «Времена года»
А) П. И.Чайковский Б) Р. Шуман В) М. И.Глинка
А) музыка, исполняемая оркестром.
Б) музыка, в исполнении одного музыкального инструмента.
В) музыка, исполняемая голосом.
5. Жанры вокальной музыки:
А) Песня, романс, симфония.
Б) Вокализ, песня, опера, кантата.
В) Кантата, опера, балет.
6. Пение, без какого либо сопровождения
А) вокализ Б) канон В) а капелла Г) аккомпанемент
7. Назовите самый крупный музыкальный жанр, который можно назвать синтетическим:
А) опера; Б ) романс; В) симфония.
8. Какого номера нет в опере?
А) арии Б) ансамбля В) дуэта Г) па-де-де.
9. Лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением:
А) ария Б) песня В) романс Г) сюита
10. Сольный номер в опере называется:
А) дуэт Б) ария В) хор Г) квартет
11. Музыкальный спектакль, где артисты поют, танцуют, разговаривают:
А) опера Б) мюзикл В) балет
12. Это музыкально театральный жанр, в переводе с итальянского языка означает «маленькая опера». Сочетание вокальной и инструментальной музыки и театрального представления.
А) Оперетта; Б) Мюзикл; В) Водевиль
13.С каким инструментом связан жанр авторской песни?
А) фортепиано; Б) гитара; В) саксофон.
14.Кто изначально являлся исполнителем бардовских песен?
А) Туристы; Б) Шансонье; В) Студенты
15. Какие жанры являются предками бардовской музыки?
А ) романсы; Б) серенады; В) студенческий фольклор
16. К какому музыкальному образу относятся эти характерные черты:
Глубокая печаль, одиночество, ничего нельзя вернуть, сильное психологическое напряжение, отчаяние, буря, смерть
А) эпический Б) лирический В) комедийный Г) драматический.
Презентация и конспект урока по теме:«Песня-верный спутник человека».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект открытого урока в пятом классе (Автосохраненный).doc
Конспект урока в пятом классе по программе «Искусство» Т.И.Науменко, В.В.Алеева. Разработала учитель музыки МБОУ города Астрахани «СОШ№35» Климешина Ирина Владимировна.
Цель: способствовать формированию представления о песне как истине и вершине музыки, показать взаимосвязь музыки и речи, дать понятие «вокальная музыка».
Звучит песня «Звездная страна» из репертуара группы «Волшебники двора».
Составим синквейн к услышанной песне.
(правила синквейна на доске)
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Завораживает. Окрыляет. Объединяет.
Нацеливает на занятия музыкой.
Распевка. Исполнение « Песни о России». Сл.О.Высотской, муз.В.Локтева.
Перед исполнением учитель обращает внимание детей на особенности исполнения данной песни, просит повторить правила пения.
2.О чем рассказывает нам песня? Какие чувства передает композитор в музыке?
К какому виду музыки относится данное произведение? (вокальная музыка – песня)
Введение новой темы.
Е.П.Ростопчиной «Слова и звуки».
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду- всё облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
_-О чем говорит нам поэтесса?
-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
— Какие по разновидностям бывают песни? ( народные и композиторские)
-О чем можно спеть в песне?
Я предлагаю вам послушать следующее музыкальное произведение.
(звучит песня Баснера « С чего начинается Родина?», демонстрируются слайды).
К какому жанру нужно отнести данное произведение? ( песня)
Песня народная или композиторская? (композиторская).
О чем рассказывается в песне?
-Как понимается слово Родина в песне В.Баснера?
Послушайте ещё одну песню.
Слушание: «Ах ты степь широкая…». (слайды) ( демонстрируются слайды с видами природы, репродукциями картин Левитана)
Расскажите о своих впечатлениях о песне.
-Какие средства выразительности музыки помогают рисовать в нашем воображении живописные пейзажи?
-А какие тона используют художники для изображения степи?
-Какой мы увидели природу родной страны на картинах Левитана?
-Можно ли сказать, что это просто изображение красивых уголков России, или в каждой картине нас привлекает ещё что-то?
К какому типу песен нужно отнести данную песню?
(русская народная песня).
У русских народных песне тоже есть виды: вспомните их
(обращаем внимание на слайд)
Лирические, трудовые, исторические, былины, хороводные, обрядовые.
К какому типу отнесем данную песню?(лирическая)
Представляете, ребята, если собрать все песни, когда – нибудь, созданные человеком, то получится целая историческая летопись человечества.
Давайте теперь постараемся сформулировать тему нашего урока?
Посовещайтесь в парах и предложите свои варианты.
Итак, записываем в тетрадь.
Давайте сформулируем проблемный вопрос над которым мы должны будем сегодня размышлять и поставьте задачи.
Посовещайтесь в группах и предложите свои варианты.
Почему так велика роль песни в жизни человека?
Выяснить что такое песня?
Повторить виды песен.
Какие темы раскрываются в песнях?
Как появилась песня?
Работа по учебнику с. 53.
Подведем первый вывод:
За многовековую историю нашей родины, появилось много разных народных песен, рассказывающих обо всём что окружало и окружает человека, а также о том что происходило в жизни людей.
Народные: исторические, обрядовые, трудовые, лирические, революционные и другие.
Ритмический танец-экспромт под песню «Купала Ивана – Купала»
Благодаря народному песенному творчеству появилась русская поэзия с своим характером. Напевной интонацией, ритмикой напоминающей народную песню. Давайте прочитаем стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», ставшего основой известной песни. Эта песня получила такую популярность, что её даже называют народной.
Чтение стихотворения стр. 60.
Это стихотворение привлекало многих композиторов. Давайте всмотримся и вслушаемся в картину И. Левитана «Вечерний звон». Если оживить эту картину, что мы услышим?
Творческое задание. Самостоятельно озвучьте репродукцию картины В. Поленова. Монастырь над рекой. Придумайте свои две стихотворные строчки и мелодию, и напойте их.
(используйте термины, средства музыкальной выразительности: темп, ритм,лад,регистр…)
( алгоритм на слайде)
1.Внимательно всмотрись в репродукцию картины.
2.Определи настроение картины.
3.Напой мелодию, которую ты бы хотел услышать.
4.Подбери слова, словосочетания отображающие смысл картины( можно использовать стихи из учебника, у кого возникают трудности со стихосложением).
5.Определи средства выразительности, какие можно использовать при исполнении твоей песни.
Ребята представляют свои песенки.
Провести сравнительный анализ:
1 ряд: О чем рассказывают народные песни?
2 ряд: О чем рассказывают композиторы в своих песнях?
3 ряд: Чем похожи и в чем отличаются романс и песня?
Сделать обобщающий вывод.
Вывод: Хорошая песня-это целый мир. Песня является верным спутником человека.
Подведем итог. Ребята отвечают на проблемный вопрос, используя учебник, записи в тетради, опираясь на знания, полученные ранее.
Почему так велика роль песни в жизни человека?
Выяснить что такое песня?
Повторить виды песен.
Какие темы раскрываются в песнях?
Как появилась песня?
Что я взял для себя полезного из урока?
Оцените свою работу на уроке.
1.Как работал весь класс.
2. Что я взял для себя полезного из урока?
3. На сколько я могу оценить свою работу на уроке? Работу своих одноклассников.
В заключение ребятам предлагается исполнить песню «Песня остается с человеком» (текст на слайде).
Д/з 1.базовый уровень: читать материал и отвечать на вопросы параграфа 8.
2.средний уровень: читать материал и отвечать на вопросы параграфа 8.
Найти три музыкальных примера разных по видам народных песен.
3.Высокий уровень: читать материал и отвечать на вопросы параграфа 8.
Подобрать стихотворение и сочинить мелодию песни (суметь спеть)