Что называют установочной площадью
Объясните, как рассчитывается выставочная и установочная площадь магазина, какие показатели её характеризуют.
Установочная площадь – это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Рассчитывается умножением длины оборудования на ширину.
Коэффициент использования торговой площади под оборудование определяется отношением установочной площади к площади торгового зала:
Охарактеризуйте торговую сеть, в зависимости от особенностей организации торгового обслуживания.
В зависимости от организации торгового обслуживания торговая сеть делится на:
Стационарная торговая сеть включает магазины, через которые реализуется до 80-85% товаров народного потребления. Размещают магазины в отдельно стоящих зданиях или на первых этажах жилых или административных зданий.
Полустационарная торговая сеть включает мелкорозничную (палатки, ларьки, киоски, павильоны) и торговые автоматы. Эти предприятия имеют, как правило, одно рабочее место и максимально приближены к покупателю.
Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, палаток, ларьков и подразделяется на развозную и разносную.
Посылочная торговля может осуществляться как специализированными базами, так и отдельными предприятиями розничной торговли. Через посылочную торговлю, как правило, осуществляется продаджа товаров достаточного ассортимента.
Электронная торговля происходит в форме коммерческих сделок, основанных на производстве и передаче электронных данных с помощью сети Интернет. Через электронную торговую сеть можно продавать практически всё. Поэтому сеть таких магазинов в мире растёт бурными темпами.
3.4 Установочная площадь
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:
Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле:
Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д.
Задача 4. Определение установочной и демонстрационной площади торгового оборудования
Практическая работа 1.
Тема Расчет необходимого количества мебели для торгового зала
Цель работы:приобретение навыков подбора типов и расчёт потребности в торговой мебели для данного магазина на основании норм технологической оснащенности предприятий.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ЗАНЯТИЯ
1.Учебно – методическое пособие; Арустамов, Э.А. Техническое оснащение торговых организаций, Памбухчиянц В.K. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле)
Ход выполнения работы:
Задание1. Дайте характеристику торговой мебели согласно признакам классификации. Результаты задания запишите в таблицу по следующей форме:
Признак классификации | Вид торговой мебели |
По месту использования | |
По назначению | |
По способу установки | |
По товарному профилю | |
По методу продажи | |
По конструкции |
Задание 2. Пользуясь предложенными образцами торговой мебели составьте перечень торговой мебели для оснащения предложенного в вариантах 1-4 типа магазина самообслуживания. Обоснуйте свой выбор, указав назначение мебели. Результаты выполнения задания отразите в таблице:
Вид торговойц мебели | Назначение | Особенности конструкции |
Мебель для торговых залов | ||
Мебель для подсобных помещений |
Вариант 1. Магазины типа «Хлебобулочный» и «Посуда».
Вариант 2. Магазины типа «Кондитерские товары» и «Одежда».
Вариант 3. Магазины «Бакалейные товары» и «Ткани».
Вариант 4. Магазины «Чай» и «Обувь».
Варианты :для выполнения задания 2.
Абдурашидов Д. |
Агафонов А. |
Басова Д. |
Белоглазова А. |
Галиулин М. |
Гожев Д. |
Кулева о. |
Нуждина Л. |
Орлова А. |
Рудометова Н. |
Самедов Я. |
Сайфетдинова Д. |
Суриков И. |
Трошин Р. |
Цепкин С. |
Хилова Д. |
Аниськин В. |
Короленок Н. |
Крашенинников Г. |
Шкутько Д. |
ЗАДАНИЕ 3.Определение необходимого количества торговой мебели для магазина
( решение ситуационных задач)
ЗАДАНИЕ 4.Определение установочной и демонстрационной площади торгового оборудования
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙвсе задания выполняются строго по порядку
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
ЗАДАНИЯ И ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ.
Определить эффективность использования торговой площади магазина. Она оценивается коэффициентом установочной площади и коэффициентом использования торговой площади под выкладку товаров.
Коэффициент использования торговой площади под установку оборудования определяется отношением установочной площади к площади торгового зала. Оптимальная величина коэффициента установочной площади для магазинов самообслуживания по продаже продовольственных товаров составляет 0,30 – 0,32, для магазинов, реализующих непродовольственные товары, – 0,27 – 0,30.
Коэффициент использования торговой площади под выкладку товаров определяется отношением площади выкладки товаров к площади торгового зала. Оптимальная величина коэффициента использования площади под выкладку товаров в магазинах самообслуживания, осуществляющих продажу непродовольственных товаров, – 0,72 – 0,78, продовольственных товаров – 0,70 – 0,75.
ЗАДАНИЕ 3. Определение необходимого количества торговой мебели для магазина
( пример решения)
ЗАДАЧА 3.Определение необходимого количества торговой мебели для магазина
УСЛОВИЕ.Рассчитайте необходимое количество горок для выкладки непродовольственных товаров на основании следующих данных:
— под выкладку товаров предполагается использовать горки, размеры полок которых приведены ниже:
-1- я полка: 900*600 мм;
прочее оборудование (витрины, прилавки, кассовые кабины) занимает в торговом зале
Необходимое количество горок рассчитаем исходя из знания нормативного значения коэффициента установочной площади (равно 0,3):
1) рассчитаем, какая должна быть установочная площадь по нормативу:
300 2 * 0,3=90 м 2 (должно быть по нормативу)
2) мы знаем, что не всю установочную площадь можем занять под установку горок, так как часть площади уже отведена под другие виды оборудования.
Рассчитаем площадь, на которую будем устанавливать горки:
3) определим установочную площадь одной горки (определяем по нижней, наибольшей полке на оборудовании):
20 м 2 / 0,54 м 2 =31 единиц
Задача 4. Определение установочной и демонстрационной площади торгового оборудования
УСЛОВИЕ: Определите установочную и демонстрационную площадь горки 16.02
Чтобы рассчитать установочную и демонстрационную площадь горки необходимо знать размеры полок.
— определим установочную площадь горки: 2 полки *0,9м (длина) * 0,5 м (ширина) = 0,9 м 2
1. зная ширину и длину всех полог горки можем определить ее демонстрационную площадь. Для горки это будет площадь всех полок (ведь на всех полках может демонстрироваться товар):
6 полок * 0,9 м (длина) * 0,4 м (ширина) + 0,9 м 2 (площадь двух нижних полок) = 3,06
Инструкционная карта по теме Расчет установочной и демонстрационной площади торгового зала
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Инструкционно – технологическая карта
для выполнения практического занятия по теме 2.1
«Техническое оснащение торговых организаций и охрана труда» № 2
по МДК 01. 01 «Основы управления ассортиментом товаров»
для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Тема: Расчет установочной и демонстрационной площади торгового зала
Образовательная : научиться рассчитывать установочную и демонстрационную площадь мебели.
Развивающая: развитие умения работать со справочной литературой.
Воспитательная : формирование осознания практического значения приобретаемых умений для дальнейшей профессиональной деятельности.
— уметь работать с нормативными документами, технической литературой;
— уметь самостоятельно выполнять задание по алгоритму и отбирать материал, необходимый по конкретной теме задания.
Формируемые профессиональные и общие компетенции ПК 1.1, ПК 1.3, ОК 1-4,6
Норма времени- 2 часа
Форма организации работы: индивидуально.
Вопросы для повторения: 1. На какие показатели магазина влияют тип мебели и ее количество?
2. Как классифицируют мебель для предприятий торговли?
3. Требования, предъявляемые к торговой мебели.
4. Перечислить мебель торговых залов продовольственных и непродовольственных магазинов.
Используемые средства: ГОСТы на магазинную мебель, учебная литература, интернет- источники.
Качество обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда для торговых работников и обеспечение высоких экономических показателей работы магазина во многом зависит от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудованием. При решении вопросов технического оснащения магазина особое внимание необходимо уделять выбору типов и моделей торгового оборудования и определенного его оптимального выбора.
Для определения целесообразности выбора того или вида оборудования используется ряд показателей:
1. Установочная площадь – площадь, занимаемая основанием оборудования или его проекцией на площадь пола; принимается часть торговой площади, занятая основанием оборудования: прилавками, горками, контейнерами, столами, кассовыми кабинами. Она включает и площадь, занятую вспомогательным оборудованием.
2. Демонстрационная площадь – суммарная площадь всех полок, кассет, панелей, кронштейнов, на которые выкладывается товар. По нормативу демонстрационная площадь должна составлять 60 % от площади торгового зала.
Коэффициент установочной площади – это отношение суммарной установочной площади оборудования к общей площади зала (площадь, занятая декоративным, рекламным и другими видами оборудования, направляющего или ограничивающего поток покупателей и не используемого в процессе продажи товаров, в общую установочную площадь не включается).
Коэффициент демонстрационной площади – отношение суммарной демонстрационной площади оборудования к общей площади торгового зала.
Рекомендуемое значение установочной площади составляет 30% от площади торгового зала:
S уст. =Куст.* S т. зала,
Где S уст. – установочная площадь, м 2 ;
Куст. – коэффициент установочной площади;
Коэффициент использования уставочной площади:
Куст. = S уст. / S т. зала,
Где Куст. – коэффициент использования установочной площади;
S уст. – установочная площадь, м 2 ;
Рекомендуемое значение демонстрационной площади составляет 60% от площади торгового зала:
S дем. = Кдем.* S т. зала,
Кдем. – коэффициент демонстрационной площади;
Коэффициент использования демонстрационной площади:
Кдем. = S дем. / S т. зала,
1. Изучите нормативно-техническую документацию
2. Напишите формулы для расчета демонстрационной и установочной площади.
3. Ситуационная задача № 1:
1) Установочная площадь:
S уст. =Куст.* S т. зала= 90*50*100= 450000см 2 =45м 2
2) Коэффициент использования установочной площади:
Куст. = S уст. / S т. зала= 45м 2 /130м 2 = 0,32 => рекомендуемое значение установочной площади составляет 30% от площади торгового зала (т.е. 0,30-0,32), а значит установочная площадь используется эффективно.
3) Демонстрационная площадь:
S дем. = Кдем.* S т. зала= (90*50+40*3)*100=1530000см 2 = 153 м 2
4) Коэффициент использования демонстрационной площади:
Кдем. = S дем. / S т. зала = 153 м 2 /130м 2 =1,2 => рекомендуемое значение демонстрационной площади составляет 60% от площади торгового зала (т.е. 0,65-0,75), а значит демонстрационная площадь используется не эффективно.
4. Ситуационная задача № 2:
5.Ситуационная задача № 3:
Форма и содержание отчета :
1. На листе формата А4 оформить работу в соответствии со структурой ИТК
2. Сделать вывод по приобретенным умениям, формируемым компетенциям.
3. Ответить на контрольные вопросы (устно или письменно).
1. В чем принципиальная разница между установочной и демонстрационной площадью?
2. Какие факторы могут влиять на изменение установочной и демонстрационной площади?
Домашнее задание: Оформить отчет, ответить на контрольные вопросы
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Коэффициента установочной площади;
1. Коэффициента установочной площади;
S у — установочная площадь равна 30м 2 ;
К у — коэффициент установочной площади равен 0,43 т.е. 43 %.
2. Коэффициента выкладки;
S т. э — площадь торгового зала равна 70 м 2 ;
К выкл — коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров составляет 1.
где, ТГОД, МЕС – товарооборот за год или месяц (месячный ТО 600 тыс.руб.);
Sт.з. – площадь торгового зала (70 м 2 ).
4. Структуры площадей магазина: показывает, какую долю занимает конкретная площадь в общей S магазина.
S т.з. – площадь торгового зала (70 м 2 ) равна 0,32 или 32 %;
S дем – демонстрационная площадь (70 м 2 ) равна 0,32 или 32 %;
5. Коэффициента непрерывности:
Д м – количество дней в месяце (28);
Д р – количество рабочих дней в месяце (24).
К н – коэффициент непрерывности равен 1,16.
6. Коэффициента емкости:
Площадь торгового зала равна 70 м 2 ;
S вык – площадь выкладки (30 м 2 ).
К ем – коэффициент емкости равен 2,33.
Оснащение магазина торговой мебелью.
Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.
В магазине используется боксовая технологическая планировка т.к. в магазине осуществляется традиционная форма обслуживания (через прилавок), торговый зал разбит на два отдела и стол заказов. Торговые отделы расположены так, чтобы можно было легко переходить из одного отдела в другой, а также к кассовому узлу для расчета.
Мебель подсобного помещения: стеллажи, поддоны и вешала.
Мебель в торговом помещении удобная в эксплуатации, обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобства при отборке товаров покупателями. Она имеет стандартные размеры, длина, высота и ширина отвечают параметрам помещения, и соответствует различным свойствам товаров и стандартизированным размерам упаковки, она прочная и устойчивая. Мебель, изготовлена из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Полки торговой мебели расположены удобно, что обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобств. Мебель для торговых залов магазина недорогая и экономичная в эксплуатации. Она изготовлена из простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с использованием современной технологии производства. Она занимает мало площади торгового зала и подсобных помещений, но достаточно емкая, обеспечивает выкладку и хранение необходимого количества товаров.
Наиболее распространенным торговым оборудованием в магазине “ЕВРОЗАПЧАСТЬ” являются универсальные горки, собранные из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов, что позволяет широко применять разнообразные группы товаров. Она обеспечивает рациональное использование площади торгового зала, пригодна для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивает наглядность показа и удобства отборки их покупателями.
Форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствует своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина, она подчеркивает единство ансамбля интерьера магазина. В цветовой отделке максимально использовались декоративные свойства материалов (дерева, пластических масс и др.). Отделка торговой мебели увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкцией. Окрашена мебель в нейтральные спокойные тона, в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели гармонирует с интерьером магазина, и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света располагаются так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей.
Кроме того, магазин выполняет следующие требования:
— при конструировании торговой мебели учитываются возможности широкого применения современных материалов и отделки;
при монтаже пристенных и островных горок в линию не возникает зрительного впечатления провисания полок. При этом все вертикальные членения мебели малозаметны, а горизонтальные — подчеркнуты.
Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для изготовления мебели, не затрудняют ее чистку в процессе эксплуатации и уборки помещений. Мебель имеет доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних углублений, зазоров и выступов.
Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических показателей работы магазина во многом зависят от того, насколько рационально он оснащен торговым оборудованием.
Выбор типов оборудования, в магазине “ЕВРОЗАПЧАСТЬ” и комплектование его набора основываются на следующих основных принципах:
соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;
оснащение магазинов торговым оборудованием осуществляется с учетом используемых методов продажи товаров;
оборудование обеспечивает эффективное использование торговой площади магазина.
Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.
Обеспечение магазина организационной техникой
Расчеты с покупателями осуществляется путем приема денег непосредственно и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Конструкция контрольно-кассовой машины позволяет вести учет нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму, шифр, номер счетчика, одновременно на их индикаторах указывается проведенная сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей обработкой данных на электронных вычислительных машинах с целью изучения спроса, определения объема продажи товаров и т. д.
Магазин в полной мере оснащен организационной техникой, (например: компьютеры подключенные в сеть, факс, модем, принтеры, ксерокс, мини-атс), а также есть выход в глобальную сеть интернет со своим адресом.
Организация и технология розничной продажи товаров
В магазине “ЕВРОЗАПЧАСТЬ” применяют следующие методы продажи товаров: через прилавок; по предварительным заказам.
Продажа товаров через прилавок обслуживания включает: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; расчетные операции; выдача покупок.
Пришедший в магазин покупатель встречается приветливо, при этом благоприятное впечатление оставляют опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.
После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары. При этом он обращает внимание на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары. Если потребуется, продавец обязан дать квалифицированную консультацию покупателю, которая может включать сведения о назначении товаров и способах их эксплуатации, нормах потребления и т. д. В обязанности продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров.
Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок. Эти операции могут выполняться на рабочем контролера-кассира.
При продаже технически сложных товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить покупателю.
Заказы могут быть приняты в магазине в письменной форме. Расчет осущёствляется путем предварительной оплаты в кассе магазина, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения.
Организационная структура магазина
Организация труда в магазине направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.
Организационная структура магазина “ЕВРОЗАПЧАСТЬ” не выражена столь четко, как в больших организациях, работающих на основе жестко регламентированной сверху матричной структуры управления, где каждый отдел и подразделение отвечают только за выполнение своих задач, разрабатываемых высшим руководством предприятия в тесной увязке со стратегией и «спускаемых» вниз в виде приказов и распоряжений. Такое несоответствие объясняется малым количеством людей, которые, кроме выполнения своих прямых обязанностей, направленных на взаимоотношение фирмы с внешней средой, вынуждены решать еще и побочные вопросы, постоянно возникающие в хозяйственной повседневной деятельности фирмы. Также следует упомянуть и о большом значении неформальных связей между начальником и подчиненным, что допускается в организационной структуре предприятия, но является очень редким явлением в больших организациях, где существует жесткая вертикальная цепочка подчинения, например: менеджеру низшего уровня очень трудно обратиться непосредственно к высшему руководству, игнорируя промежуточные звенья управления.
В связи с вышеизложенным мы приходим к выводу о том что, организационная структура представлена в виде треугольника. Стратегическая вершина представлена директором фирмы. Средняя линия формально присутствует и представлена главным бухгалтером, в распоряжении которого находится часть ядра в виде второго бухгалтера и кассира. Также на средней линии присутствует менеджер по продажам, в обязанности которого входит организация, координация и контроль розничной торговли, а также приема и выполнения заказов. Ему подчиняются продавцы, которые также составляют ядро. В стороне стоит аналитическая группа и программист, которые линейно связаны со средней линией, т.е. с бухгалтером и менеджером по продажам. Аналитическая группа представлена товароведами, которые составляют отчеты для бухгалтерии, получая
информацию о продажах и заказах у менеджера, а также готовят аналитические выкладки о финансовом состоянии фирмы для директора. Программист отвечает за нормальное функционирование програмно-аппаратной инфраструктуры.
Вышеописанная организационная структура является формальной. В действительности же средняя линия как таковая не существует. Работа как средней линии, так и ядра координируется и контролируется непосредственно стратегической вершиной, т.е. директором. В свою очередь, представители ядра обращаются с большинством своих производственных проблем непосредственно к директору, минуя прямых начальников, представителей средней линии. В этом есть свои плюсы и свои минусы.
«Плюсы» существующей системы организационной иерархии, обусловленной в какой-то степени традициями фирмы, заключаются в том что:
1)снижаются до минимума производственные конфликты, всегда имеющие место в организациях со сложными матричными вертикальными и горизонтальными; линейными взаимоотношениями.
2)исчезает проблема искажения первичной информации, поступающей от ядра организации к стратегической вершины (т.е. снизу-вверх), и приказов, распоряжений спускаемых «сверху в низ», касающихся координации действий ядра. Это связано с тем, что информация передается напрямую, отсутствует риск ее неверного понимания и как следствие, потеря первоначального заложенного в ней смысла, в процессе ее прохождения через несколько уровней.
3)существующая организационная система максимизирует гибкость управления организацией вследствие того, что директор предприятия оперативно получает информацию снизу, время ее прохождения через промежуточные уровни управления сведено к нулю. Таким образом, директор имеет возможность в кратчайшие сроки координировать, менять политику предприятия в соответствии со стратегией, если внешние или внутренние факторы отличаются от планируемых.
«Минусы» существующей организационной системы управления выражены не столь четко и проявят себя только в перспективе, когда фирма будет расширяться. Главный из них в том, что при данной линейной системе управления внимание руководителя распыляется на решение множество мелких проблем. В результате такой диверсификации он не может уделить должного внимания решению стратегических, более важных для предприятия задач.
Попытаемся выявить и кратко охарактеризовать те процессы управления, которые существуют и действуют в нашей фирме. Функция планирования осуществляется директором фирмы. Он разрабатывает стратегию предприятия и определяет работникам цели, направленные на реализацию стратегии. При этом он руководствуется данными, представленными аналитической группой. Стратегией нашей фирмы является получение прибыли и насыщение рынка комплектующими для автомобилей высокого качества и по ценам, доступным для среднего класса. Таким образом, приоритетными становятся цели способствующие расширению ниши фирмы на рынке данных услуг. Функцию организации также целиком выполняет директор. Он создал описанную выше организационную структуру в соответствии со стратегией фирмы. По его мнению, данная структура должна наилучшим образом обеспечить выполнение целей фирмы на данном этапе. Если в будущем новые цели потребуют изменения организационной структуры, это будет легко сделать вследствие гибкости системы управления.
Функции мотивации реализуется на нашем предприятии двумя способами:
Моральным (устная похвала, оказание дополнительного доверия).
На нашем предприятии поощряется не только перевыполнение плана, но и развитие творческих способностей работника, стремление к профессиональному совершенствованию, проявление инициативы. В результате растет производительность труда, что позитивно сказывается на работе фирмы в целом, работники заинтересованы в ее процветании.
Функция контроля реализуется как напрямую руководителем, который сам непосредственно контролирует и координирует все производственные процессы на предприятии, так и средней линией, представители которой контролируют свои подразделения. Контроль и координация осуществляются оперативно вследствие прямой связи руководителя с ядром, и фактическом отсутствии посредников. Контроль основан на аспекте сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. В расчете ожидаемых результатов активно принимает участие аналитическая группа, которая определяет их с учетом того, что было достигнуто в предыдущие периоды с поправкой на расширенное воспроизводство.
Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят — директор, заместитель директора, товароведы, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т. д.
Общее руководство магазином осуществляет директор, он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.
Заместитель директора магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.
Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.
Товароведы выполняют основные функции в области коммерческой работы и организации торговли, в них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.
В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места, пополнение рабочих товарных запасов, поддержание надлежащего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.
Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций, проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету, выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.
Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие уборщицы, электромонтеры, техники и т. д.
Режим работы и условия труда в магазине
В торговом зале и других помещениях магазина поддерживается нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года в пределах 17-22’C, в теплый период – не превышает 28’C. Скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный – не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления предусматривает равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный периоды года не превышает 75 %, в теплые период года она может быть в пределах от 55 % (при 28’C) до 75 % (при 24’C).
Освещение магазина равномерное, достаточно интенсивное, но не ослепляющее.