Что называют транспортной революцией
Промышленная революция. Краткий обзор. Этапы
В 18-19 веках в Европе началась промышленная революция, которая навсегда изменила облик цивилизации. Аграрное общество уступило место индустриальному. Вместе с новыми достижениями пришли и новые проблемы. Глобальные изменения, вызванные бурным ростом промышленности, перекроили экономический и политический баланс сил в мире. Процесс начинается в Англии в 1740–1780-х годах и только затем распространяется на другие страны Европы и США.
Сам термин появился значительно позднее и стал широко употребимым лишь с последних десятилетий XIX века. Краткое определение звучит так — промышленная революция — процесс перехода от аграрной экономики, для которой характерен ручной труд и ремесленное производство, к индустриальному обществу с преобладанием машинного производства.
Предпосылки промышленной революции
Для XVIII века был характерен значительный рост численности населения ряда европейских стран, в том числе и Англии. Существенно выросший спрос на продукты питания спровоцировал в Англии сельскохозяйственную революцию. Она заключалась в перестройке системы землепользования, изменении технологий обработки земли, началась селекция семян и пород скота, отдельные районы страны приобрели специализацию и ряде других явлений. На смену крестьянам-держателям земли приходили арендаторы, использовавшие труд наемных работников. Все это позволило сделать английское сельское хозяйство не только существенно более продуктивным, но и более выгодным.
Деньги, появившиеся в деревне, в свою очередь, повлекли за собой массовый спрос на промышленные товары. Доминировавшая в то время система производства, основанная на ручном труде, в полной мере удовлетворить этот спрос не могла. К тому же его стали предъявлять новые слои общества, не имевшие опыта массового использования промышленных товаров, — те, для кого продукция ремесленников или мануфактур оказывалась слишком дорога, с удовольствием покупали более дешевые, хотя зачастую и более низкого качества фабричные изделия.
Кроме того, сельскохозяйственная революция позволила решить и другую проблему — где взять деньги на строительство заводов и фабрик, причем зачастую в тех отраслях, где ранее никакого промышленного производства вообще не было. Фабрики стоили в несколько раз дороже, чем мануфактуры, и капиталы, накопленные в сельском хозяйстве, были пущены в промышленность.
Таким образом, к середине XVIII века в Англии сошлись воедино сразу несколько факторов:
Аналогичный путь вслед за Англией пройдут впоследствии и другие европейские страны.
Движущая единица промышленной революции — машина
В ходе промышленной революции возникает новый элемент производительных сил общества – машина, которая состоит из трех основных частей: двигателя, передаточного механизма и рабочей машины. Важнейшими из них являются рабочая машина, которая обрабатывает материал труда, заменяя руки человека, и двигатель, дающий рабочей машине энергию, намного превосходящую силу человека. Именно в зависимости от того, как происходило формирование этих механических устройств, выделяют три этапа промышленной революции:
1-й этап – появление рабочих машин (первоначально в текстильном производстве, а затем и в других отраслях);
2-й этап – изобретение паровой машины как двигателя для рабочих машин;
3-й этап – создание рабочих машин для производства других рабочих машин.
Изобретение рабочих машин
В эпоху нового времени первым промышленным товаром массового потребления стала одежда. Поэтому промышленный переворот начался в ткацком производстве. Первым центром промышленной революции стала Англия – страна, которая еще в 16–17 вв. была главным центром овцеводства в Европе, чья шерсть шла на изготовление тканей, используемых не только в самой Англии, но и экспортируемых за рубеж.
Началом промышленной революции считают изобретение в 1764–1765 английским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Несмотря на сопротивление боящихся конкуренции цеховых ткачей, уже через несколько лет «Дженни» стала использоваться прядильщиками Англии практически повсеместно.
Коэффициент полезной деятельности прялки «Дженни» был ограничен тем, что она использовала мускульную силу ткача.
Следующий важный шаг сделал в 1769 цирюльник Ричард Аркрайт, запатентовав прядильную машину непрерывного действия, рассчитанную на водяной привод. Наконец, в 1775 ткач Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую высококачественную ткань. Если «Дженни» давала тонкую, но некрепкую нить, а ватермашина Аркрайта – крепкую, но грубую, то мюль-машина Кромптона давала пряжу и крепкую, и одновременно тонкую.
После этих изобретений текстильная промышленность Англии поставила себя вне конкуренции, снабжая тканями все развитые страны мира.
Таким образом, машинное производство первоначально производились вручную и приводились в движение силой работника. Однако затем в ходе промышленной революции возникли двигатели для машин и началось производство машин машинами.
Изобретение двигателя для машин
Первые двигатели, используемые для питания рабочих машин, использовали силу известного еще в древности водяного колеса. Однако такие двигатели можно было использовать только около рек. Бурное развитие машинного производства требовало изобретения универсальных двигателей, которые можно было бы использовать в любой месте.
Если рабочие машины пришли из ткацкой индустрии, то машинные двигатели – из горной промышленности.
При эксплуатации горных шахт всегда одной из основных проблем была откачка воды. Еще в 1711 Томас Ньюкомен изобрел паровой насос с цилиндром и поршнем. Поскольку машины Ньюкомена имели неравномерный ход, то они часто ломались.
В 1763 к работе по усовершенствованию машины Ньюкомена приступил Джеймс Уатт, лаборант университета в Глазго. Разобравшись в недостатках традиционной модели, Уатт разработал проект принципиально новой машины. В 1769, одновременно с изобретением прядильной машины Аркрайта, Уатт взял патент на свой паровой двигатель, но его доработка до массового практического внедрения потребовала еще многих усилий. Лишь в 1775 на заводе в Бирмингеме было налажено производство паровых машин, и только еще через десять лет это производство стало давать ощутимую прибыль. Наконец, в 1784 Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, которая стала символом «века пара».
Изобретение нового двигателя не только ускорило развитие старых отраслей промышленности (например, текстильной), но и вызвало появление принципиально новых. В частности, произошел переворот в организации транспорта. Создание и распространение механических транспортных средств историки-экономисты называют транспортной революцией.
Использование паровых двигателей
Уже в 1802 американец Роберт Фултон построил в Париже опытный образец лодки с паровым двигателем. Вернувшись в Америку, Фултон построил первый в мире пароход «Клермонт». Характерно, что машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону. Сначала не нашлось ни одного смельчака, который захотел бы стать пассажиром нового судна. Однако уже через четыре года Фултон основал первую в мире пароходную компанию, а еще через десять лет в Америке и Англии число пароходов уже измерялось сотнями. С 1830-х начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.
Одновременно с изобретением пароходов делались попытки создания паровой повозки. В 1815 Джордж Стефенсон, английский механик-самоучка, построил свой первый паровоз. В 1830 он завершил строительство первой большой железной дороги между Манчестером (индустриальным центром) и Ливерпулем (морским портом, откуда английские товары развозились по всему миру).
Выгоды от этой дороги были настолько велики, что Стефенсону сразу же предложили руководить строительством дороги через всю Англию от Манчестера до Лондона. На протяжении 19 в. протяженность железных дорог в развитых странах росла взрывообразно, пик роста пришелся на 1860–1880-е (Табл. 1).
Таблица 1. Динамика протяженности железных дорог в 19 в.
Таблица 2. ДИНАМИКА ПРОТЯЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ в 19 в. (в километрах) | ||||
Страны | 1840 | 1860 | 1880 | 1900 |
Бельгия | 334 | 1730 | 4112 | 4591 |
Франция | 496 | 9167 | 23089 | 38109 |
Германия | 469 | 11089 | 33838 | 51678 |
Великобритания | 2,390 | 14603 | 25060 | 30079 |
Россия | 27 | 1626 | 22865 | 53234 |
Источник: Fontana Economic History of Europe. Vol. 4. Part 2. |
Изобретение машин для производства машин
На начальных этапах распространение машин было ограничено тем, что их приходилось производить вручную. Поэтому каждая из них сильно зависела от изобретательности мастера, однотипные машины заметно отличались друг от друга. Переворот в производстве завершился тогда, когда осуществилась механизация производства самих машин.
Самым важным открытием машиностроения эпохи промышленной революции стало изобретение токарного станка. На нем можно было бы нарезать винты и осуществлять иные операции. В этом открытии основную роль сыграл английский механик Генри Модсли. В 1798–1800 он изобрел токарный станок с суппортом, на котором стало возможным очень точно нарезать винты и гайки.
Понимая необходимость универсализации технических параметров, Модсли стал также основателем технической стандартизации. Только теперь стало возможным массово производить болты и гайки, которые подходили бы друг к другу.
Позже всего появились стальные пушки. В 1850-х английский изобретатель и предприниматель Генри Бессемер изобрел бессемеровский конвертер, а в 1860-х французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. После этого началось промышленное производство стали и стальных пушек.
Ход промышленной революции в разных странах
В ходе промышленной революции и в течение нескольких последующих десятилетий доля Англии в мировом промышленном производстве увеличилась более чем в 10 раз. Неудивительно, что и другие страны стремились последовать ее примеру, тем более что для них стартовые условия нередко оказывались более благоприятными:
В первую очередь промышленная революция распространяется на те страны, где ее основой смогла стать, как и в Англии, более высокая интенсивность труда по сравнению со всем остальным миром. Не случайно один из историков назовет промышленную революцию «трудолюбивой революцией».
После промышленной революции в Англии промышленный переворот начинается в 1830–1860 во Франции, в 1850–1890-е – в США и Германии, в 1870-е – в скандинавских странах, в 1880-е – в Японии.
Промышленная революция в странах догоняющего развития, как правило, имеет ряд принципиальных отличий от того, как она протекала в передовых странах.
Во-первых, в отстающих странах промышленная революция вызвана не только и не столько потребностями внутреннего развития, сколько давлением извне – необходимостью давать экономический и военный отпор более передовым странам. Как следствие, промышленный переворот в отстающих странах протекает не спонтанно, а под опекой государства, которое целенаправленно «выращивает» те технические и социальные инновации, которые оно считает наиболее необходимыми.
Во-вторых, хотя сам процесс промышленного переворота при догоняющем развитии протекает более ускоренно, но он, как правило, остается отчасти незавершенным. Ярким примером тому является советская индустриализация: хотя в СССР удалось в 1930–1950-е сделать промышленное производство основой экономического развития, однако даже в наши дни слабы механизмы самоподдерживающегося роста, автоматического обновления производства. Возникнув во многом в результате государственной поддержки, промышленное производство в отстающих странах не приучается расти без помощи правительства.
Сколько было промышленных революций
Выделяют четыре промышленных революции. Три из них уже случились, четвертая — есть наша действительность, а скорее — будущее.
Первая промышленная революция. Она представляла собой переход от квалифицированных ремесленников, производящих товары вручную, к рабочим, использующим машины, работающие на водяном колесе или паровом двигателе. Подобные перемены были наиболее распространены в текстильной промышленности, но последствия их в конечном итоге ощущались почти во всех аспектах повседневной жизни.
Вторая промышленная революция происходила в конце XIX — начале ХХ вв., примерно с 1870 года и до начала Первой мировой войны. В отличие от первой революции, которая характеризуется появлением инновационных технологий, вторая была больше связана с совершенствованием существующих методик и инструментария, с улучшением взаимодействия между ними. Например, электричество заменило воду и пар как основной источник питания в фабриках. Вторая промышленная революция также положила начало сборочному конвейеру, сменным деталям и, вместе с ними, массовому производству.
Третья промышленная революция, как и первая, повлекла за собой внедрение новых разработанных технологий. В данном случае – автоматизации и компьютеризации. Эти открытия привнесли глобальные изменения в производственный процесс, включая повышение точности и скорости работы за счет компьютерных систем исчисления и управления.
4-я промышленная революция
Она ещё даже не началась, и вообще это пока только гипотетический период промышленной революции. Большинство прогнозов указывает, что уже в ближайшем будущем начнётся массовое внедрение киберфизических систем во все сферы жизни. Это приведёт к повышению уровня жизни в среднем, но одновременно это может пошатнуть стабильность в обществе.
Одной из главных потенциальных проблем четвёртой промышленной революции считается увеличение расслоения как между различными слоями и классами общества, так и между странами. В перспективе это может привести ко множеству новых социальных проблем, но, судя по всему, это неизбежно в любом случае.
Признаки промышленной революции
В целом можно выделить следующие признаки:
Нет у революции конца. У транспортной
Год назад, 19 декабря 2020 года, депутаты Ивановской областной думы приняли закон, по которому полномочия по организации функционирования общественного автомобильного транспорта на территории города Иваново перешли от мэрии областного центра к региону. Тогда в СМИ это громко называли транспортной революцией, а чиновники говорили, что буквально через несколько месяцев пассажиры ивановских маршруток пересядут в комфортабельные автобусы и смогут оплачивать проезд банковской картой.
Говорилось все это на фоне отзыва лицензии у «Кранбанка», что привело не только к блокировке денег на соцкартах пенсионеров, но и к серьезным проблемам перевозчиков: они лишились более 30 миллионов рублей из-за того, что правительство региона в декабре уговорило их возить льготников по заблокированным социальным картам, обещая возместить убытки. И не возместило, разумеется. И обещания эти ни в каких документах официально не зафиксированы. Но это так, для того, чтобы воссоздать атмосферу годичной давности.
Безнал сдвинулся с мертвой точки?
В начале этого года в департаменте дорожного хозяйства взялись за «транспортную революцию» довольно бодро. В феврале появился документ под названием «Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на 2020-2022 годы», в котором фиксировались некоторые изменения межмуниципальных маршрутов (номера которых от 100 и выше), а заодно заявлялось, что с 1 сентября 2020 года тарифы на межмуниципальных маршрутах будут регулируемыми. С 1 сентября планировалось организовать и безналичную оплату на межмуниципальных автобусных маршрутах.
На дворе декабрь и можно смело говорить о том, что планирование регулярных перевозок у областных чиновников не задалось. Конечно, можно свалить на проклятый коронавирус – это универсальная отмазка. Ну и ладно, пусть так и будет. Тем более, первый шаг к обещанному безналу в автобусах вроде как сделан: льготников с 1 апреля переведут с социальных карт на карту «Мир». А там и до всеобщего безнального обслуживания недалеко.
Правда, злые языки, как обычно, говорят гадости про новую затею областных чиновников (да-да, на самом деле ее цель – избежать проблем, как после банкротства «Кранбанка»): и заточены все эти изменения под конкретный Сбербанк, у которого якобы уже и терминалы закуплены. А этот банк за обслуживание операций якобы будет брать с перевозчиков аж 7% (сейчас 3%). Что, с учетом недоплаты за льготников, роста стоимости ГСМ и прочего, поставит местных перевозчиков в весьма пикантное положение.
Красные автобусы губернатора
Но это еще не всё: как известно, есть у революции начало, нет у революции конца. Департамент дорожного хозяйства таки хочет перевести перевозчиков на регулируемые тарифы. На сайте ведомства опубликованы проекты документов планирования и по межмуниципальным, и по муниципальным ивановским маршрутам, где переход на регулируемые тарифы намечен на 1 июля 2021 года. Правда, пока это только проект.
Переход на регулируемые тарифы не значит, что стоимость проезда будет меньше нынешней или не будет расти. Это значит только то, что именно правительство области будет определять цену проезда (сейчас, напомню, тарифы на проезд в общественном транспорте нерегулируемые, и перевозчики спокойно могут, уведомив власти за три месяца, повысить ее – просто они этого по разным причинам не делают). Ну и заново будут проводиться конкурсы на право работать на межмуниципальных и муниципальных маршрутах в городе Иваново.
И тут опять подключаются злые языки, которые рассказывают, что под новые конкурсы департамент дорожного хозяйства хочет утвердить и новые требования к перевозчикам. Например, распределить все ивановские маршруты на 7 (!) лотов, чтобы участвовать в конкурсах могли только очень крупные предприятия. Или исполнить заветное желание ивановских пассажиров: убрать маршрутки и заменить их большими низкопольными автобусами. Красными! Сначала, правда, была версия, что автобусы должны быть синими, но потом решили что надо красные (так, якобы, губернатор захотел) – пусть их и делают только под заказ, и стоят они под 30 миллионов.
На вопрос перевозчиков, а что делать с ПАЗиками, которые взяты в лизинг совсем недавно, по слухам, господин Марченко, замначальника департамента дорожного хозяйства, ответил, мол, пусть продают. Пусть что хотят, то и делают – а не будут покупать красные автобусы, мы сюда других перевозчиков приведем, побогаче, из других регионов.
Что бывает, когда приходят перевозчики из других регионов, можно посмотреть на примере Новокузнецка или – чтобы далеко не ходить – Ярославля. Но, похоже, нам этого опасаться не стоит. Просто потому, утверждают всё те же злые языки, что пресловутые москвичи уже приезжали в Иваново, посмотрели, посчитали и сказали: стоимость проезда должна быть не меньше 30 рублей, иначе в этом городе и работать не стоит. По слухам, губернатор Станислав Воскресенский ради красных автобусов был готов пойти на такое повышение – но что-то не задалось. Неинтересно в нашем нищем городе работать иногородним компаниям. Что в транспорте, что в строительстве, что в других сферах.
Еще один момент: сейчас официально утвержденный тариф на проезд в автобусе – 19 рублей (не менялся с 2016 года). А экономически обоснованная стоимость проезда, очевидно, выше: еще в мае 2018 года, по расчетам перевозчиков, она составлял 24,6 рубля. В случае перехода на регулируемые тарифы разницу между реальной стоимостью поездки и стоимостью, установленной для населения, должен будет компенсировать областной бюджет. Эти деньги там, разумеется, не предусмотрены – и, похоже, никто даже не проводил оценку, сколько на это понадобится.
Ну и как финал-апофеоз: по федеральному законодательству, перевозчиков о переходе на регулируемые тарифы должны предупредить не позднее, чем за 180 дней до введения этих тарифов. Нехитрый подсчет по календарю показывает, что для соблюдения этого требования надо будет не только успеть принять документы планирования, но и предупредить перевозчиков не позднее 2 января. Ну а если исходить из реальной жизни, то надо бы это сделать до 31 декабря.
Так что с нетерпением ждем-с.
Новый губернатор – новое обследование
И еще одна вишенка на транспортном торте: уже с месяц ходят слухи, что губернатор Воскресенский распорядился провести еще одно исследование пассажиропотоков в «ивановской агломерации» и разработку оптимальной модели маршрутов – стоимостью более 10 млн рублей. Телеграм-канал «Местные» утверждает, что выделят на это 11 млн 500 тысяч рублей. И напоминает, что в обследования уже закопаны 11 миллионов рублей: 2,5 млн при сити-менеджере Александре Кузьмичеве, 8,5 – при главе города Алексее Хохлове (завершение обследования и все пинки пришлись на мэрство Владимира Шарыпова).
Не удивлюсь, если в третий раз обследование и модель будут делать те же люди, под какой бы вывеской они к нам ни пожаловали. Но если по-честному, оба предыдущих обследования были, мягко говоря, некорректными, поскольку не учитывали межмуниципальные маршруты. А тут, говорят, их будут учитывать, как и новые кварталы и социальные объекты, появившиеся в областном центре в последние 10 лет…
Хотелось бы надеяться, что результаты работы за 10 миллионов будут более применимы на практике, чем результаты предыдущих обследований. Хотя есть опасения, что их качество будет не выше, чем у проектов КБ «Стрелка» (только бы оно не приложило руку, ну пожалуйста!).
В общем, предстоящий год будет интересным для всех: и для пассажиров, и для перевозчиков. Лишь бы не доэкспериментировались оптимизаторы из департамента дорожного хозяйства до транспортного коллапса. Но судя по тому, что с первой попытки у этого департамента мало что получается, можно полагать, что сроки нововведений будут переноситься на 1 сентября, потом на 1 декабря, а там и 2022 год, год губернаторских выборов настанет, когда с социально значимыми вопросами лучше не экспериментировать.
ГДЗ история 9 класс Юдовская, Баранов Просвещение 2020 Задание: § 1 Экономическое развитие в XIX – начале XX в.
Стр. 7. Вопрос в начале параграфа
Вспомните, как проходила промышленная революция в Англии в XVIII в.
К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота, т.е. перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому, машинному производству. Во-первых, завершившаяся аграрная революция привела к тому, что появилось огромное количество свободных рабочих рук. Во-вторых, сложился рынок сбыта товаров. В-третьих, в результате земельных спекуляция внутри страны, ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.
Конец XVIII в. был отмечен созданием новой техники, которая привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика. Промышленный переворот был настоящей революцией, вызвавшей огромный подъем производительности труда. Стали появляться фабрики – целые системы машинного производства.
Стр. 14. Вопросы в конце параграфа
1. Назовите особенности развития промышленной революции в XIX в. Какие изменения произошли со времени её начального этапа во второй половине XVIII в.?
Промышленная революция второй половины XVIII в. представляла собой радикальный технический переворот, но первоначально в масштабах одной страны – Англии и с относительно скромным влиянием на экономику. В XIX в. она охватила уже целые континенты и приняла форму индустриализации, постепенно превратившей крупную промышленность в основу экономики.
На начальном этапе промышленной революции ведущую роль из-за невысоких затрат на оборудование и широкого рынка сбыта готовой продукции играла текстильная промышленность. Но уже в 30-40-х гг. XIX в. главенствующую роль в промышленной революции заняли уголь и чугун, спрос на которые рос в связи с увеличением количества паровых машин и особенно из-за начала строительства железных дорог. Так вслед за текстильной отраслью промышленная революция пришла в черную металлургию. Все это способствовало возникновению машиностроения в качестве самостоятельной отрасли экономики.
2. Какое влияние на экономику оказала «транспортная революция»? 3. В чём проявлялась неравномерность промышленного развития в XIX в.?
Строительство железных дорог стало важнейшей частью «транспортной революции», проходившей в 30-е – 70-е гг. XIX в. В Европе и США началась «железнодорожная лихорадка». Новые виды транспорта сокращали время доставки грузов, позволило объединить части стран и континентов. Это ускорило промышленное производство и экономическое развитие стран.
3. Промышленное развитие быдло неравномерным, причем сразу в трёх аспектах – международном, региональном и отраслевом. В мировом масштабе выделялось безоговорочное лидерство Англии, «мастерской мира», которая в 1870 г. производила около трети мировой промышленной продукции. Страны Южной и Восточной Европы существенно отставали по промышленному развитию от государств западной и центральной части континента. Еще более значительным был отрыв США от прочих стран Нового света. Кроме того, неравномерность промышленного развития носила региональный характер. В каждой стране сначала возникали своеобразные плацдармы промышленной революции, с которых она постепенно распространялась на другие регионы. Неравномерным было и отраслевое развитие, поскольку технологические новшества первоначально затрагивали лишь немногие отрасли. Лидирующие в промышленном отношении отрасли вели за собой все остальные. Значение этих отраслей было настолько велико, что некоторые исследователи говорят даже о «второй промышленной революции».
4. К каким последствиям в экономическом развитии привёл мировой экономический кризис 1873 г.?
Кризис 1873 г. и последовавший за ним вплоть до 90-х гг. XIX в. период замедленного экономического роста («долгая депрессия») заставили предпринимателей искать дополнительной защиты своих позиций на рынке путём создания разного рода объединений – картелей, синдикатов и трестов. Началось ограничение свободной конкуренции благодаря монополизации – появлению крупных корпораций, стремившихся монопольно (единолично) диктовать условия в отдельных отраслях.
5. Каковы причины роста сельскохозяйственного производства?
Упразднение остатков сеньориальных пережитков в деревне после революций 1848-1849 гг. в Европе, отмена крепостного права в России в 1861 г. и ликвидация рабства в ходе Гражданской войны в США в 1861-1865 гг. способствовали замене подневольного труда в сельском хозяйстве трудом свободных людей. Это открывало более широкие возможности для развития капиталистических отношений в деревне. Сельское хозяйство стало производить больше из-за развития капиталистических отношений в деревне, а также в связи с техническим и научным прогрессом: селекцией скота, химическими удобрениями, фабричным изготовлением традиционных орудий труда, появлением машин (жатка, молотилка, трактор), а также начавшейся в Англии в XVIII в. «аграрной революцией», в XIX в. распространившейся на Западную Европу и Северную Америку.
Стр. 15. Подумайте
1. Используя текст параграфа, учебник по отечественной истории и дополнительные источники информации, сравните ход и характер промышленной революции в Западной Европе и России. Выясните общие черты и особенности.
Западная Европа | Россия | |
---|---|---|
Ход промышленной революции | Начальный этап: ведущая роль – текстильная промышленность; 30-40-е гг. XIX в.: черная металлургия; 30-70-е гг.: машиностроение и «транспортная революция» | Начало в текстильной промышленности; далее активно вовлекались металлообрабатывающая и горнозаводская промышленность |
Характер промышленной революции | Развитие современного промышленного капитализма, основанного на свободе конкуренции и стремлении к прибыли | Развитие промышленной революции происходило в условиях сохранения крепостного права и сословных различий |
Общие черты | Промышленная революция началась в текстильной промышленности; привела к урбанизации; развитие транспорта | |
Особенности | Промышленное развитие быдло неравномерным, причем сразу в трёх аспектах – международном, региональном и отраслевом. Лидирующие в промышленном отношении отрасли вели за собой все остальные | Позднее начало – 1830-40-е гг. XIX в.; происходило заимствование технических устройств из развитых стран Европы; начался в условиях сохранения крепостного права и феодальных пережитков; не все отрасли в одинаковой степени были захвачены промышленным переворотом |
2. С помощью Интернета найдите информацию о ведущих регионах промышленной революции в Англии, Франции, Германии и США. Объясните, чем определяется их лидерство.
Ланкашир и Йоркшир были центрами текстильной промышленности Англии. Лидерство их объясняется тем, что в этих графствах формировались промышленные плацдармы, с которых промышленная революция постепенно распространялась на другие регионы. Долина Рейна стала основой для горнодобывающей промышленности, благодаря наличию Рурского каменно-угольного бассейна. Саксония стала центром текстильной и пищевой промышленности. Благодаря наличию ресурсов формировались промышленные центры в США и Франции, что делало их лидерами в определенных секторах промышленности.
3. Найдите дополнительную информацию и подготовьте презентацию об одном из технических достижений «второй промышленной революции», упомянутых в параграфе.
Мартеновская печь – плавильная печь для переработки передельного угля и лома черных металлов в сталь нужного химического состава и качества. Название произошло от фамилии французского инженера и металлурга Пьера Эмиля Мартена, создавшего первую печь такого образца в 1864 году.
Устройство мартеновской печи
4. Используя дополнительные источники информации, сравните преобладавшие на рубеже XIX – XX вв. формы монополистических объединений в России и США.
США | Россия | |
---|---|---|
Преобладающие формы монополий | Трест | Синдикаты |
Особенности | Объединение предприятий, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность | Объединение предприятий, при которой происходит определение цен, закупки сырья, сбыта продукции, но сохраняется производственная и юридическая самостоятельность |
Крупнейшие монополии | «Стандарт Ойл», «Стальной трест» | «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Гвоздь» |
Стр. 15. Вопросы к документу
«Из американской газеты 1890 г.»
1. О каком явлении экономической жизни США говорится в отрывке из газетной статьи?
В газетной статье говорится о монополизации, что привело к созданию разного рода объединений, в данном случае, трестов.
2. Считает ли автор статьи новым это явление и одобряет ли его?
Автор в статье пишет – «донимали тресты». Это говорит о негативной оценке монополизации автором данной статьи.