Что называют романсом в музыке

Романс (музыка)

Романс (музыка)

Рома́нс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Содержание

История романса

В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.

Черты вокального романса

Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.

Основные жанровые признаки романса

Композиторы романсов

Шуберт Франц, Роберт Шуман,Феликс Мендельсон,Иоганнес Брамс,Гуго Вольф,Эдвард Хагеруп,Жюль Масснел, Шарль Гуно,Моцарт, — лучшие представители романса на Западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Александр Сергеевич,Рубинштейн,Кюи, Цезарь Антонович,Пётр Ильич Чайковский,Римский-Корсаков,Булахов,Сергей Васильевич Рахманинов,Георгий Васильевич Свиридов,Николай Карлович Метнер,Борис Прозоровскию пушкин

Романс в опере

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Инструментальный романс

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Источник

Романс

Что называют романсом в музыке

Что называют романсом в музыке

Содержание

История романса

Романс развился из песни. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. Расцвет романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине XVIII века в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов Гёте и Гейне.

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт, Шуман, Брамс, Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне, Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример — Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый — Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й половине XIX — начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей.

В России

Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Ведущий вклад в его становление внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв. Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — салонный романс, жестокий романс и др.

«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Позднее традиции романса продолжали в эмиграции Пётр Лещенко и Грибкова Дарья Игоревна, в СССР — Изабелла Юрьева|, Тамара Церетели и Вадим Козин.

В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко, Валентин Баглаенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

Черты вокального романса

Основные жанровые признаки романса

Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это — пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

Текст

Источник

Значение слова «романс»

Что называют романсом в музыке

1. Вокально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепьяно или каких-л. других инструментов, имеющее более сложную, чем песня, форму. Романс на слова Пушкина. Романсы Глинки.После чаю Ярцев пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре. Чехов, Три года. || Название инструментальных пьес певучего, мелодического характера.

2. Небольшое лирическое стихотворение песенного типа, преимущественно на тему о любви.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РОМА’НС, а, м. [фр. romance]. 1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-н. стихотворения

с аккомпанементом одного инструмента (муз.).

|| В инструментальной музыке — небольшая пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера (муз.). 2. В различных средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов — лирическое любовное стихотворение песенного народного складка (лит.). || В испанской литературе — старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом (лит.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

рома́нс

1. муз. небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-либо других инструментов (гитары, арфы и т. п.) ◆ После чаю Ярцев пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре. Чехов, «Три года»

2. небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера

3. лирическое стихотворение песенного народного склада (в западноевропейской литературе эпохи Средневековья и в подражательной поэзии позднейших времен)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что называют романсом в музыкеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: язычество — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Песня и романс – что это и отличия

Что называют романсом в музыке

Все люди знают, что существуют различные музыкальные жанры. Песня и романс – одни из самых популярных форм народного творчества. Для общего культурного развития нужно знать, что они представляют собой и какие отличия присутствуют в исполнении, музыке, стиле.

Определение понятий

Для того чтобы быстрее и лучше понять, чем отличается песня от романса, нужно дать каждому понятию определение. Это позволит уловить основную суть жанров.

Песня – жанр вокальной музыки. Форма – куплетная или строфическая. Представляет собой произведение, в котором слова создают поэтическую форму, сопровождение создано музыкальной композицией. Исполнитель песни может быть один или несколько (хоровое пение).

Романс представляет собой вокальное произведение, написанное на основе небольшого лирического стихотворения. В основе жанра лежат любовные переживания, история двух влюбленных.

Сравнение

Между песней и романсом существует много общего – стихотворный текст, музыкальное сопровождение, вокальное исполнение. Отличительные черты также нужно знать и учитывать. Романс является видом песенного творчества. Родиной этого жанра является Испания. В Россию романс пришел из Франции. Содержание песни может быть разным по смыслу, форме воспроизведения. Также она не всегда посвящается определенной личности или группе людей. Романс же представляет собой лирическое повествование с выраженным любовным содержанием. Текст ориентирован на определенную личность. В романсе, в отличии от песни, одинаковое значение имеют, как музыка, так и слова. Ценность для восприятия имеет также манера исполнения. Песня привлекает внимание слушателя яркой ритмичной мелодией. На второй план уходят слова и общее содержание. В 90% случаев песня имеет припев, в романсе же его нет за редким исключением.

Песня может исполняться одним человеком (сольно), дуэтом, квартетом, хором. Этот вид творчества предполагает инструментальное сопровождение. Для этой цели могут использоваться гитары, барабаны, различные установки, народные инструменты. Исполнение песни возможно и без музыкального сопровождения — а капелла. Романс исполняется в большинстве случаев сольно под аккомпанемент одного музыкального инструмента (фортепиано). Он относится камерному жанру исполнения, поэтому не предполагается большого числа слушателей. Основная задача романса – вызвать у людей сильные эмоции и чувства. Особенностью романса является создание доверительной, искренней и располагающей обстановки. В романсе никогда не будет агрессии. Сюжет направлен на любовные переживания и мечты. Используется простая рифма без лишних сложностей. Сочетание слов должно быть несложным и при этом витиеватым и изящным. В романсе сочетаются такие направления и личностные качества, как галантность и благородство, искренность, нежность, страсть и глубина изложения. В песни же не предполагается обязательного уклона в лирику. Содержание может быть любым по манере подачи, стихотворной форме.

Выводы

На основании приведенных определений и сравнения видов народного музыкального творчества можно сделать определенные выводы. Песня представляет собой широкое, обобщающее понятие вокального направления. Романс – вид песни, который ориентируется на любовную тематику. Этот жанр камерный, тихий, спокойный, создающий расслабленную, почти домашнюю атмосферу. Количество слушателей в этом случае небольшое. Песня же направлена на то, чтобы привлечь к себе массовое внимание. В романсе большое значение имеет музыка, что отличает его от песни. Одинаково ценны для него слова, содержание и манера исполнения. Для романса характерна возвышенная поэзия, чувственность, нежность. За основу берутся произведения великих поэтов. Этот жанр сентиментальный, рассчитанный на чувствительность. Он раскрывает все потаенные стороны человеческой души, заставляет слушателей сопереживать главным героям. Содержание песни может быть различным по содержанию стихов и общему смыслу. Рифма может быть необычной, сложной или, наоборот, максимально простой. Романс исполняется одним исполнителем. Аккомпанемент составляет один музыкальный инструмент (фортепиано или рояль). Песня может исполняться людьми (хором) или сольно, для музыкального сопровождения используются несколько видов инструментов. Припев присутствует только в песнях.

Источник

Что такое романс в музыке.

Что называют романсом в музыке

романс – это жанр вокально-инструментальной музыки. Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. «Романс» – это испанское слово, означающее «по-испански», то есть исполняется, как в Испании. Термин этот появился в средние века. Он означал, что вокальное произведение исполняется испанским певцом в испанском стиле. Вскоре весь мир стал называть светскую песню «романсом».

Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. Существует несколько разновидностей романса: баллада, элегия и романс в танцевальных ритмах.

В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов. В 19 веке появились национальные школы романса. Каждый представитель данных школ писал произведения, придерживаясь одного стиля. Так появились Русская, Немецкая, Австрийская и Французская школы романса.

В России появился совершенно новый вид романса – «цыганский романс». Естественно, что рассчитан он на простой аккомпанемент гитары и скрипки, а также на непрофессиональное пение исполнителя. Тем не менее, цыганский романс стал весьма популярен в 19 веке и сохранился и в наше время. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру.

Современными исполнителями романса являются Олег Погудин и Леонид Сребрянников. Прекрасным исполнителем романсов в эстрадной манере их подачи считается популярный певец Александр Малинин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *