Что называют редуцированностью действий в педагогической психологии

Что называют редуцированностью действий в педагогической психологии

движений во времени, что фиксирует общая программа построения произвольного движения (по Н.А. Бернштейну). Ускоряется темп и улучшается качество их выполнения, меняется характер контроля над действием — от внешнего зрительного к внутреннему мускульному, кинестетическому, к «внутреннему мышечному чувству», а также характер центрального регулирования действием. Внимание освобождается от восприятия способов действия и переносится главным образом на условия его выполнения.

Можно сказать, что изменение самого действия в процессе научения отражает и качественное прогрессивное изменение всей деятельности в целом. Именно поэтому отработка каждого предметного, контрольного и оценочного действия как навыка во всех планах учебной деятельности находится всегда в центре внимания педагога, который учитывает в целом все закономерности и особенности формирования навыка. Это а) целенаправленность, б) внутренняя мотивация и внешняя инструкция, создающая установку, в) правильное распределение упражнений во времени обучения, г) включение тренируемого явления в имеющую для обучающегося значимость учебную ситуацию, д) необходимость постоянного для обучающегося знания результатов выполнения действия, е) понимание им общего принципа, схемы действия, в которое включено тренируемое действие, ж) учет педагогом влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков.

В качестве объективных показателей сформированного навыка или его отработанности выступают следующие: правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок), скорость выполнения отдельных операций или их последовательности (внешние критерии); отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия, отсутствие напряжения и быстрой утомляемости, выпадение промежуточных операций, т.е. редуцированность действия (внутренние критерии).

Все рассмотренное выше показывает, что учебная деятельность обучающегося есть сложный динамичный неоднородный объект управления. Она представляет собой личностно обусловленное активное, целенаправленное на овладение обобщенными способами действия взаимодействие ученика (студента) с другими учениками (студентами), с учителем (преподавателем) — взаимодействие, которое должно управляться последним во всех его звеньях с разной мерой гибкости.

Источник

Критерии сформирования навыка

Что называют редуцированностью действий в педагогической психологии Что называют редуцированностью действий в педагогической психологии Что называют редуцированностью действий в педагогической психологии Что называют редуцированностью действий в педагогической психологии

Что называют редуцированностью действий в педагогической психологии

Что называют редуцированностью действий в педагогической психологии

Существенно подчеркнуть, что в качестве объективных показателей сформированного навыка или его отработанности могут быть названы следующие внешние критерии: 1)правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок), 2) скорость выполнения отдельных операций или их последовательности и внутренние критерии: 1)отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия, 2) отсутствие напряжения и быстрой утомляемости, 3) выпадение промежуточных операций, т. е. редуцированность действий.

Все рассмотренное выше показывает, что учебная деятельность обучающегося есть сложный динамический неоднородный объект управления. Она представляет собой личностно обусловленное активное, целенаправленное на овладение обобщенными способами действия взаимодействие ученика (студента) с другими учениками (студентами), с учителем (преподавателем) взаимодействие, которое должно управляться последним во всех его звеньях с разной мерой гибкости.

Усвоение, представляя сложный неоднородный процесс, включает взаимообусловленные этапы и характеризуется рядом особенностей, которые наиболее явно проявляются в формировании и развитии навыков.

Вопросы для самопроверки

1. Что отличает учебную деятельность от усвоения, а усвоение от формирования навыков?

2. Почему термин «построение» навыка точнее отражает этот процесс, чем «развитие»?

3. Какие основные факторы влияют на научение?

Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986.

Талызина Н. Ф, Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.

Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.

Глава 4. Самостоятельная работа — высшая форма учебной деятельности

Общая характеристика самостоятельной работы

Источник

1. Какие из нижеперечисленных методов являются экспериментальными?
• естественный
• наблюдение
• лабораторный
• полевой

2. Способность педагога проникать во внутренний мир учащегося, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой получила название:
• симпатия к ученику
• эмпатия к ученику
• эмпатия к педагогу
• телепатия педагога

3. Какие способности педагога проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения?
• коммуникативные
• дидактические
• гностические
• перцептивные

4. Праксиметрические методы включают в себя:
• оценка работ
• лонгитюдный метод
• циклография
• хронометрия

5. Что из нижеперечисленного является задачами педагогической психологии?
• изучение психических заболеваний
• определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами
• изучение психологических основ деятельности педагога
• определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта

6. Укажите верные утверждения, соответсвующие современной концепции саморазвития в воспитании:
• самый главный прием воспитания — это мягкая коррекция личности человека методом прямых оценок и наставлений
• педагоги должны заранее сформировать этический идеал для конкретного человека, чтобы помочь ему определить, каким быть
• самый главный прием воспитания — это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений

Источник

2. Какой метод исследования позволяет проследить эволюцию явления, его становление и формирование на долгосрочной основе?
• метод синтеза
• лонгитюдный метод
• метод поперечных срезов
• метод группировки

3. К какой группе относятся способности педагога проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний?
• дидактические
• перцептивные
• организаторские
• академические

4. Какие из нижеперечисленных методов являются экспериментальными?
• естественный
• полевой
• лабораторный
• наблюдение

5. Какие из нижеперечисленных критериев сформирования навыка являются внутренними?
• скорость выполнения отдельных операций или их последовательности
• отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия
• отсутствие напряжения и быстрой утомляемости
• правильность и качественность навыков оформления

6. Способность педагога проникать во внутренний мир учащегося, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой получила название:
• телепатия педагога
• симпатия к ученику
• эмпатия к педагогу
• эмпатия к ученику

7. Структура педагогической психологии состоит из:
• психология учебно-педагогического сотрудничества и общения
• психология педагогической деятельности и ее субъекта
• психология учебной деятельности и ее субъекта
• психология образовательной деятельности

8. Укажите верные утверждения, соответствующие современной концепции саморазвития в воспитании:
• самый главный прием воспитания — это мягкая коррекция личности человека методом прямых оценок и наставлений
• педагоги должны заранее сформировать этический идеал для конкретного человека, чтобы помочь ему определить, каким быть
• самый главный прием воспитания — это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений
• педагоги не должны заранее решать за человека, каким ему быть

9. Что из нижеперечисленного является задачами педагогической психологии?
• изучение психологических основ деятельности педагога
• определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта
• определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами
• изучение психических заболеваний

10. Что называют редуцированностью действий?
• отсутствие напряжения и быстрой утомляемости при осуществлении действия
• отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия
• скорость выполнения отдельных операций или их последовательности в рамках действия
• выпадение промежуточных операций

11. Какой метод эмпирического исследования преимущественно основан на рефлексивном мышлении?
• наблюдение
• интервью
• все из перечисленных
• самонаблюдение

12. Какие воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний?
• поведенческие
• когнитивные
• косвенные
• эмоциональные

13. Методы исследования по основанию уровня научного познания делятся на:
• теоретические
• эмпирические
• проектные
• методы наблюдения

14. Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:
• формирование целей обучения
• установление исходного уровня управляемого процесса
• обратная связь
• отсутствие исходного уровня управляемого процесса

16. К психологическим детерминантам устойчивости относятся:
• объективная значимость предметного содержания деятельности
• психологическое содержание мотивационной структуры
• личностная значимость предметного содержания деятельности
• исходный тип мотивационной структуры

17. Какие воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование?
• когнитивные
• эмоциональные
• поведенческие
• косвенные

18. Как называют процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности я ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данной группе и обществе?
• социальное обучение
• коммуникация
• воспитание
• социализация

19. Праксиметрические методы включают в себя:
• хронометрия
• лонгитюдный метод
• оценка работ
• циклография

20. Укажите, какие измерения имеют установки, влияющие на деятельность учащихся?
• аффективное
• поведенческое
• когнитивное
• перцептивное

Источник

1. Какие из нижеперечисленных методов являются экспериментальными?
• естественный
• наблюдение
• лабораторный
• полевой

2. Способность педагога проникать во внутренний мир учащегося, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой получила название:
• симпатия к ученику
• эмпатия к ученику
• эмпатия к педагогу
• телепатия педагога

3. Какие способности педагога проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобретательности способов обучения?
• коммуникативные
• дидактические
• гностические
• перцептивные

4. Праксиметрические методы включают в себя:
• оценка работ
• лонгитюдный метод
• циклография
• хронометрия

5. Что из нижеперечисленного является задачами педагогической психологии?
• изучение психических заболеваний
• определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и соотнесения с образовательными стандартами
• изучение психологических основ деятельности педагога
• определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта

6. Укажите верные утверждения, соответсвующие современной концепции саморазвития в воспитании:
• самый главный прием воспитания — это мягкая коррекция личности человека методом прямых оценок и наставлений
• педагоги должны заранее сформировать этический идеал для конкретного человека, чтобы помочь ему определить, каким быть
• самый главный прием воспитания — это принятие человека таким, какой он есть, без прямых оценок и наставлений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *