Что называют правовым воспитанием в узком смысле
Правовое воспитание
Правовое воспитание (в узком смысле) — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целыо формирования высокого уровня правовой культуры.
К основным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение, а также правовое просвещение и правовую пропаганду.
Методы правового воспитания включают в себя убеждение, поощрение, принуждение.
Правовое воспитание: понятие, формы, методы
Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходима целенаправленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры необходимы правовое формирование и правовое воспитание личности.
Эти два понятия не являются тождественными. Под правовым формированием личности (иногда называется «правовое воспитание в широком смысле») понимается весь многогранный процесс формирования правовой культуры под влиянием самых различных факторов (экономических, социальных, политических, идеологических и др.).
В задачи правового воспитания входит формирование:
Понятие правового воспитания
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.
В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.
Формы правового воспитания
К формам правового воспитания относятся:
Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.
Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).
Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.
Методы правового воспитания
Средства правового воспитания делятся:
В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.
Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.
Понятие, методы и формы правового воспитания
Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования высокой правовой культуры. Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.
Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.
Формы правового воспитания
Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.
Основные формы воспитания:
Появляются новые формы работы с молодежью, которые донесут информацию о правомерном образе жизни на понятном для них языке.
Методы правового воспитания
Представляют собой совокупность приемов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей воспитания. К методам правового воспитания в современной педагогике относят следующие активные действия:
Правильное использование форм и методов правового воспитания приведет к созданию гражданского общества. Члены этого общества будут знать свои права и не бояться требовать от чиновников выполнения в полной мере своих обязательств перед коллективном людей. Конечный результат правового воспитания – это уважение к законам, желание их соблюдать. Формируется укоренившаяся привычка соблюдать правовые предписания и требовать этого от других.
Различные подходы к содержанию понятия правового воспитания
Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Например, можно привести в пример такие определения как:
«Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру»
«Правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры»
Правовое воспитание привлекло серьезное внимание отечественной юридической науки где-то в 60-е гг. двадцатого столетия, в годы так называемой «хрущевской оттепели». Видимо, первой специальной монографической работой, посвященной проблемам правового воспитания, стала работа И.Ф.Рябко «Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе», опубликованная в Ростове-на-Дону в 1969 г.
В вышеназванной монографии И.Ф. Рябко было предложено довольно спорное понятие правового воспитания. По его мнению, правовое воспитание есть «определенное и систематическое влияние на сознание, психологию воспитуемых (индивидов и общественных групп) всего уклада общественной жизни и идеологических факторов. » (2.С.135) Критики, вполне резонно, отметили серьезную противоречивость такого подхода к пониманию правового воспитания. В нем автором объединены два, хотя и тесно связанных, но в то же время существенно отличающихся потока правового воздействия «на сознание, психологию воспитуемых»: стихийного и организованно целенаправленного. То есть он рассматривает правовое воспитание очень широко. Так, в частности, В.П.Зенин справедливо пишет, что И.Ф.Рябко рассматривает правовое воспитание «очень широко, включая в него влияние и идеологических факторов, и всего уклада общественной жизни, то есть и то, что зависит от работы воспитателей, и то, что от них не зависит, а только ими учитывается. Влияние же это по своему характеру не может быть одинаковым: в первом случае оно является целенаправленным, во втором в определенной мере стихийным, что может иметь разные последствия» (3. С.29).
Для разрешения данного противоречия в понимании правового воспитания учеными-юристами было предложено несколько вариантов. Так, один из них наиболее четко сформулировал А.Д.Бойков. Он предложил всеохватывающий процесс воздействия на сознание воспитуемых объективных условий жизни: ближайшего бытового окружения воспитуемого, учебного или трудового коллектива, личного правового опыта и т.д. — именовать правовым воспитанием в широком смысле. А в узком смысле правовое воспитание есть вид организованного и целенаправленного воздействия на сознание воспитуемых «как специфический вид специально организованной деятельности».(4. С.24). Таким образом, если И.Ф.Рябко не вполне обоснованно в одном понятии объединил существенно разные аспекты правового воспитания, то А.Д.Бойков также не совсем обоснованно их совершенно обособил, отделил друг от друга.
Как справедливо заметил В.П.Зенин, такой подход к пониманию правового воспитания позволяет легко определить не только его объекты, но и субъекты, а также его содержание, формы, методы и систему в целом (5. С.31). При этом он высказывает и другую, весьма ценную мысль, что более «широким понятием, по сравнению с правовым воспитанием, является понятие правовой социализации». А не правовое формирование как было предложено выше.
Правовое воспитание: понятие, формы, методы
Воспитание – это процесс воздействия на поведение человека, это система мер, направленных на интеграцию в сознании людей, политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности, как мировой, так и национальной правовой культуры.
Правовое воспитание в широком смысле – представляет собой весь процесс формирования правосознания и правовой культуры под влиянием различных социальных факторов.
Правовое воспитание в узком – это систематический управляемый процесс воздействия на сознание людей и их поведение, осуществляемый в особых формах с помощью специальных средств и методов, в целях формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры
Содержание правового воспитания:
Приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности и выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание включает в себя элементы:
1) Субъекты воспитания (органы гос-ва, гос. служащие, политики, преподаватели)
2) Объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы)
3) Содержание воспитания
Формы правового воспитания:
1) Нравственно – правовое воспитание ребенка в семье
2) Изучение основ правоведения в общеобразовательных школах и иных учреждениях
3) Профессиональное юридическое образование
4) Самообразование (собственный анализ правовых явлений)
5) Правовой всеобуч (работа специальных правовых семинаров)
6) Правовая пропаганда СМИ (распространение правовых идей и правовых требований среди населения, посредством телевидения, радио, иных СМИ, это беседы на правовые темы, круглые столы специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам, тематические передачи)
7) Массовая воспитательная работа с гражданами по месту жительства:
· Лекторий по юридической тематике
· Недели правовых знаний
· Научно практические конференции
8) Работа с молодежью – школьные правовые олимпиады, диспуты на тему права и морали, кружки молодого юриста
9) Юридическая практика – способствует передачи юридической информации, знаний, посредством участия граждан в процессе и прежде всего, в правоприменительной деятельности.
10) Издание литературы по юридической проблематики (комментарии законов, юридические практики, брошюры).
11) Создание и распространение компьютерных баз данных (Консультант+)
Методы правового воспитания – совокупность приемов и способов воздействия на правосознание и поведение людей с целью формирования у них правовой культуры.
3) Метод принуждения
4) Метод рекомендации
Правовое воспитание должно осуществляться на следующих принципах:
1) Связь с юридической практикой, с жизнью
3) Яркость и образность
5) Ориентация на укрепления законности, повышение авторитета закона
6) Выработка знания действующих норм и умения ими пользоваться
Правовой нигилизм, недооценка правового воспитания – затрудняет процесс воспитательной работы.
61. Правомерное поведение: понятие, виды, значение.
Правомерное поведение – социально полезное поведение, волевое, осознанное поведение субъектов права соответствующие предписаниям и гарантированное государством. Правомерное поведение отвечает интересам общества, государства, отдельных лиц, соответствует требованиям правовых предписаний и обеспечивается государством.
Признаки правомерного поведения:
1) Социальная полезность поведения
2) Волевой, осознанный характер, проявляющийся в выборе варианта действий, в соответствии со своими интересами и потребностями
3) Подконтрольность государству (гарантированность государством – обеспечение охраны)
4) Соответствие правовым предписаниям
5) Влечет юридические последствия
Правомерное поведение имеет структуру (Краснов и Власенко):
1) субъект правомерного поведения – право и дееспособное лицо
2) объект – общественно полезный результат
3) Объективная сторона – действие\бездействие, не противоречащее праву
4) субъективная сторона – позитивные цели, мотивы, установки.
Виды правомерного поведения:
1) По степени социальной значимости:
· Необходимое – соблюдение запретов и выполнение обязанностей (уплата налогов, служба в армии)
· Желательное поведение – использование субъектом права на участие в выборах, заключение брака (гос-во заинтересовано)
· Допустимое поведение – государство не заинтересовано в данном поведении, но допускает его (развод, неявка на избирательный участок, отправление религиозных культов – Власенко относит в допустимое поведение)
2) В зависимости от субъектного состава:
3) По форме реализации:
· Соблюдение (не совершать преступление)
· Исполнение (уплата налогов)
· Использование (получение образования)
4) По субъективной стороне:
В зависимости от его мотивов, в соответствии с которыми оно подразделяется на:
— социально активное правомерное поведение (осознанное, инициативное поведение, направленное на осуществление правовых норм, поддержания правопорядка, законности, направлена на защиту интересов государства, общества и личности. В данном случае субъект предпринимает действие по пресечению правонарушений, содействует правоохранительным органам в борьбе с преступностью. Нормы права воспринимаются субъектом, как объективно-необходимые, целесообразные, выражающие его собственные взгляды, потребности и устремления. Данный вид поведения наиболее желательный в обществе, потому что субъект действует на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения).
— социально пассивное поведение – это когда субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий без активности, равнодушно соблюдают законы, хотя внутренне могут быть с ними не согласны.
— привычное поведение. В основе данного поведения лежит привычка субъекта к соблюдению и исполнению нормы права, следование усвоенным правовым идеям для человека становится само собой разумеющимся постоянно повторяющимся действием. Привычное поведение формируется под воздействием семейного, иного воспитания, сложившихся правил, стереотипов, традиций.
— конформистское поведение – стремление к единообразию, соответствию, поступаю как все. Оно выступает как следствие, приспособление личности к внешним обстоятельствам пассивного соблюдения норм права, в силу подчинения своих действий, либо бездействия, поведению окружающих по инерции. Это ситуативный образ действий, исключающий четкую гражданскую позицию, которая у субъекта еще не сформировалась.
— маргинальное поведение – личность по разным мотивам, например, личных расчетов, страха перед ответственностью, либо боязни осуждения со стороны окружающих, понимания выгодности законопослушания, соблюдает нормы права, но его индивидуальное правосознание находится в противоречии с теми нормами права, которые субъект соблюдает. Данный вид поведения наименее значимый для общества и государства.
Понятие и сущность правового воспитания
Формирование правосознания личности предполагает создание таких условий, при которых у граждан складывается положительное отношение к праву. Правильное воспитание каждой отдельно взятой личности ведет к созданию социально-активного, культурного и законопослушного общества.
Существует множество определений правового воспитания, но все они сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, принципов, норм, которые представляют ценности национальной и мировой правовой культуры. На основе вышесказанного получаем, что правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к коррупции, произволу и т.д.
Главной целью правового обучения является формирование правовой культуры и теоретической основы правового сознания, развитии правовых чувств, интересов, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве.
С принятием Концепции модернизации образования право отнесено к числу наиважнейших дисциплин, которая обеспечивает социализацию учащихся, формирует основы правовой компетентности, необходимой для жизни в современном обществе. Тем не менее правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием положений основных действующих законов, прав и свобод человека и гражданина. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, традициями и правовым опытом тех стран, где существует высокий уровень правовой культуры.
Таким образом, правовое воспитание есть управляемый, планомерный, систематический, организованный и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан нашей страны всего многообразия правовоспитательных форм, методов и средств, которые имеются в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и прочных правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек, потребностей правомерного поведения. Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.
Систему правового воспитания составляют такие элементы:
· 3) совокупность правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств.
Субъект правового воспитания может иметь правовоспитательную функцию в качестве основной или в качестве одной из многих (адвокатура, прокуратура, МВД, органы юстиции и др.).
Объект правового воспитания в ходе правовоспитательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:
Сущностью правового воспитания можно назвать процесс выработки устойчивых принципов и правовых идей в правосознании воспитуемых
Рассматривая задачи правового воспитания, следует отметить, что они не сводятся к чисто утилитарным целям широкого ознакомления населения с существующими и действующими в обществе законами и их требованиями, правовой системой, ее структурой и сущностью, принципами и идеями, политической системой общества. Совершенно недостаточно только иметь определенный запас правовых знаний, недостаточно только знать нормы действующего законодательства, нужно понимать их требования, цели и назначение. Хочу особо подчеркнуть, что не существует способов насильственного воспитания, также так и нельзя заставить индивида познать содержание идеи права, в противном случае, воспитание остается сомнительным. Правовое воспитание станет действенным только при активном участии самого индивида, его потребности в праве и желании его познать.
Например. Если человек до 30-ти лет не получил соответствующего воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформированные мнения и убеждения трудно изменить.
Знание права поможет избежать «ошибок молодости», восстановить справедливость в отношениях с государственными органами, уберечь имущество. Только представьте, сколько правонарушений мы совершаем каждодневно, совершенно не замечая этого. Взять, к примеру, того же тридцатилетнего слабовоспитанного человека, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (обманул кого-то, оскорбил кого-то, вынес с работы что-то).
Вопрос
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 322 ; Мы поможем в написании вашей работы!