Что называют правильной речью
Две ступени владения речью (речь правильная и хорошая). Усвоение норм русского литературного языка
В 5 классе начинает изучаться раздел «Культура устной и письменной речи» (§ 8). В учебнике выделяют две ступени владения речью: речь правильная и хорошая. Правильная речь является составляющей хорошей речи. Для того чтобы речь стала правильной, необходимо овладеть нормами русского литературного языка, т.е. правильной называется речь, в структуре которой нет нарушения норм русского литературного языка. Правильность – это главное качество хорошей речи, она понимается на основе связи «речь – язык», опирается исключительно на лингвистические факторы.
Хорошая речь, кроме правильности, т.е. владения нормами русского литературного языка, обладает ещё другими качествами хорошей речи: точностью, логичностью, чистотой, выразительностью, уместностью и богатством.
Точность как качество речи основывается на знании предмета речи и на знании значений слов. Это прежде всего строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям действительности). Неправильно употреблённое слово может привести к речевой ошибке.
Логичность речи тесно связана с точностью. Неточная речь не может быть логичной. Логичность речи достигается правильным, последовательным и непротиворечивым соединением слов в предложении, предложений и частей в высказываниях: Хочу выразить благодарность врачу нашей школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и с большим опытом.
Чистота как качество речи необходима для любого высказывания. Чистой называется такая речь, в которой без необходимости не употребляются слова типа так сказать, значит, вот, к примеру, понимаешь и др., диалектные слова, канцеляризмы, слова из другого языка. Пример привести с письмом.
Уместность речи – качество, определяющее такой подбор средств языка, который делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, её логическому содержанию, составу слушателей и читателей. Впервые это понятие сформулировал А.С.Пушкин: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отврежении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве сообразности и соразмерности».
Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные позолотой… Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. (К. Паустовский.)
Ещё одним из основных качеств хорошей речи является выразительность. Выразительной называется речь, которая своей живостью и яркостью воздействует на чувства читателя или слушателя.
Мы отметили, что для того чтобы правильно говорить и писать, нужно овладеть нормами русского литературного языка.
Норма – это общепринятое употребление языковых средств в устной и письменной речи. Также нормой называется употребление, рекомендованное грамматикой, словарём, справочником, подкреплённое употребление известных мастеров слова. В.А.Ицкович даёт следующее определение нормы: «Норма – это объективно существующие в данное время в данном языковом коллективе значения слов, их фонетическая структура, модели словообразования и словоизменения и их реальное наполнение, модели синтаксических единиц – словосочетаний, предложений – и их реальное наполнение».
Э.Косериу определяет норму как совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закреплённых общественной языковой практикой.
В 5 классе даётся понятие всех типов норм русского литературного языка: орфоэпической, акцентологической, словообразовательной, орфографической, синтаксической и пунктуационной. На стр. 39 даётся таблица, в которой перечислены все виды норм и значение каждой из них.
Норма орфоэпическая устанавливает правильное произношение.
Норма акцентологическая регулирует правила постановки ударения. Нарушение этих норм ведёт к нарушениям в устной речи.
Норма словообразовательная определяет выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова: наблюдатель – наблюдальщик. Несоблюдение этой нормы ведёт к ошибкам в устной и в письменной речи.
Норма орфографическая определяет правильное написание слов. Несоблюдение ведёт к орфографическим ошибкам.
Норма синтаксическая регулирует выбор построения предложения. Нарушение синтаксической нормы ведёт к появлению грамматических ошибок, т.е. к ошибкам в устной и письменной речи.
Норма пунктуационная устанавливает правила расстановки знаков препинания.
Усвоение норм русского литературного языка является главным условием овладения правильной речью и одним из условий овладения хорошей речью.
Русский язык и культура речи.
46. Чистота речи. Требования к правильной речи.
Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.
Еще в древние времена точность признавалась основным достоинством речи.
Способности хорошо говорить, писать и умение правильно мыслить взаимосвязаны. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», – так звучит известный афоризм. В. Г. Белинский отмечал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово». Общеизвестная значимость точного словесного общения была осознана многими писателями. Среди них Л. Н. Толстой, А. Т. Твардовский, К. И. Чуковский и др. В своих статьях, произведениях они вели пропаганду точного слова.
Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.
Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи. Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, точность речи можно понимать как соблюдение в речи норм словоупотребления, если нормы такие признавать.
Следует разделять два вида точности: точность предметную и точность понятийную.
Первый вид точности создается экстралингвистической (внеязыковой) связью речь – действительность. Она состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны быть четко представлены явления жизни, предметы и события действительности, о которых говорится. В связи с этим человек должен хорошо знать то, о чем он говорит.
Существует еще и понятийная точность – соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. По мнению Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли, поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».
Можно сделать вывод, что точность – это такое коммуникативное качество речи, которое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно-вещной действительности и (или) системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями.
Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:
1) экстралингвистическое условие – знание предмета речи;
2) собственно лингвистическое – знание языка, его системы, возможностей;
3) условие, опирающееся на два предыдущих – умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации.
Следующее качество речи – логичность. Она связана с точностью, но вместе с тем четко отличается от нее. Точность является предварительным условием логичности. Неточная логичность не может быть логичной.
Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.
Логичность связана прежде всего с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логичность бывает двух видов:
1) логичность понятийная;
2) логичность предметная.
Суть предметной логичности – в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.
1) экстралингвистическое условие – овладение логикой рассуждения – «нормами или принципами правильного рассуждения в поисках новой истины». Прежде чем научиться логично говорить и писать, человек должен научиться логично мыслить;
2) структурное условие, или собственно лингвистическое: знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.
Чистой называют речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов, нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.
Разрушают чистоту речи следующие средства:
1) диалектизмы, т. е. слова, свойственные не общему языку народа, а местным говорам;
2) варваризмы, т. е. включение в речь без надобности иноязычных слов;
3) жаргонизмы, т. е. слова и словесные обороты, возникающие и применяющиеся в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;
4) к числу средств, чуждых литературному языку, требованиям нравственности, принадлежат вульгаризмы – слова, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов, явлений жизни и унижающие достоинство и честь человека;
5) слова-паразиты, засоряющие речь (так сказать, значит, как бы).
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Типологии выразительности пока не существует. Есть несколько оснований, различающих выразительность речи. Первое основание – ситуация общения. Например, выразительность речи учителя не совпадает с выразительностью речи оратора и т. д. Но при этом в любых условиях общения нужна выразительность! Другое основание – структурные области языка. Выделяется выразительность произносительная, акцентологическая, выразительность лексическая, интонационная и стилевая (или стилистическая).
Выразительность зависит от разных условий. Среди них выделяют:
1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;
2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, к тому, что он говорит;
3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
4) знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка;
5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.
К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.
Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Существует типология интонации. Они соответствуют разным синтаксическим структурам, их «актуальному» членению, т. е. членению, требуемому выражаемым смыслом. Нужно заметить, что, усваивая язык, мы лучше всего усваиваем типы изменений тона по высоте. У нас больше свободы в возможностях варьирования тембра, темпа, силы, пауз.
Интонация позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения».
Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи. Как определить, бедна или богата речь? Чем больше различных и различаемых читательским и слушательским сознанием языковых знаков, их признаков, сцеплений приходится на одну и ту же «речевую площадь», тем речь богаче, разнообразнее.
Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека, т. е. запасом слов, их значений, запасом типовых интонаций и т. д. Сюда относится и совокупность навыков, нужных для незатруднительного и целесообразного применения средств языка, находящихся в активном языковом запасе человека.
Лексическое богатство проявляется в том случае, если в речи не применяется повторение одних и тех же слов, не несущих специального коммуникативного задания. Это возможно при условии большого активного запаса слов.
Другое коммуникативное качество речи – ее уместность.
Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей. Уместность регулирует в конкретной языковой ситуации содержание таких качеств, как точность, чистота, выразительность. Уместность относят к функциональным качествам, в ее основе – идея целевой установки высказывания. С этой точки зрения уместность – адекватность применяемых языковых средств целям высказывания. Выделяют несколько видов уместности:
1) уместность стилевая;
Стилевая уместность регулирует уместность отдельного слова, оборота, конструкции. Для разговорной речи, например, характерны синтаксические конструкции – стереотипы: «Где авоська тут лежала?», «Московский вокзал, как мне пройти?».
Контекст – речевое окружение, это композиционно-речевая система, предполагающая единство плана содержания и плана выражения, однородность стилистической тональности. Этот критерий очень близок первому. Случается, языковое средство, неприемлемое для определения стиля, условий общения, в конкретном контексте уместно. Пример: отглагольные существительные. Они наиболее часто употребляются в деловой и научной речи, но неуместны для многих других стилей. Но не всегда, например, отглагольные существительные хуже глагола. Здесь важным является чувство соразмерности.
Помимо уместности, на отдельных языковых уровнях выделяют уместность в определенных ситуациях речи.
Во время общения необходимо учитывать характер собеседника, его психологические качества. Это поможет донести информацию до собеседника. Соотнося рассмотренные качества с разговорной речью, следует заметить следующее:
1) разговорная речь менее других стилей речи требовательна к правильности, логичности и точности;
2) разговорная речь под влиянием бестактности, невоспитанности может превращать в противоположность такое качество, как уместность;
3) не очень требовательна разговорная речь и к ее чистоте;
4) важными качествами разговорной речи стали ее выразительность и богатство. Это объясняется внеязыковыми факторами – неофициальностью и непосредственностью общения.
Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить многостороннюю действенность речи.
Что такое правильная речь и как ее добиться?
Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.
Зачем говорить грамотно?
Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.
Так зачем же нужна правильная речь?
Суть понятия
Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.
Составляющие грамотной речи
Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:
Как научиться делать это правильно?
Освоение правильной речи – это непростой и довольно продолжительный процесс. И чтобы научиться говорить грамотно, действуйте комплексно и планомерно, а также следуйте данным ниже советам:
Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.
Речь правильная и хорошая
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Речь правильная и речь хорошая
точность чистота выразительность богатство уместность Речь хорошая логичность Что символизирует фигурка человечка, карабкающегося со ступени на ступень? Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Стилистическая Пунктуационная Орфографическая Из каких «кирпичей» сложена первая ступень? Почему именно вторая ступень внешне напоминает олимпийский пьедестал почета?
— Исправьте ошибки. Шаровая мельница употребляется для измельчания глазури.(Кн. «Гончарное и черепичное производство».) Хотя копьев поломано немало,по-прежнему основным критерием оценки знаний остается «уд» и «неуд».(Газета «Известия».) Ты где дел карточки? – он молчал.- Не получил? – Получил.(В. Панова.»Рабочий поселок».)
— Заведи свой Личный словарь правильностей. Правильно всегда Правильно иногда (допустимо) Класть (не «ложить») Компас Компас (спец.) Звонишь, звонит До свидания Пока (разг.) Надеть одежду (что-то) Одеть Надежду (кого-то) Красивее Творог Творог Торты, тортов
Качества хорошей речи Богатство речи Интересно ли тебе слушать речь, в которой повторяются одни и те же слова, предложения строятся одинаково и похоже звучат по интонации? Конечно же нет. Такую речь, как бы жалея ее, называют бедной. Если бедная речь – речь однообразная, значит, богатая. Богатой называют разнообразную речь.
— Откуда берется это разнообразие? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотри схему:
Сколько реплик у Эллочки – людоедки? Какие из них повторяются? Хочется ли говорить с такой собеседницей? Почему? Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья? Хо-хо! Нет, в самом деле? Кр-расота! Да, стулья хорошие. Зна-ме-ни-тые! Подарил кто-нибудь? Ого! Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил… Эрнестуля! Хамишь! Ну как можно так делать?! Ведь нам же есть нечего будет! Подумаешь! Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам! Не учите меня жить! Нет, давай поговорим серьезно, я получаю двести рублей… Мрак! Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею. Жуть! Вот что, так жить нельзя! Нам надо разойтись. Подумаешь! И откуда у тебя этот идиотский жаргон! Не учите меня жить! И. Ильф, Е. Петров
Богатой считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устной речи умело использует все возможности интонации. 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» включает в себя 120480 слов. В 4-томном «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля собрано около 200000 слов. «Словарь языка А. С. Пушкина» включает 21290 слов с десятками тысяч неодинаковых их значений. Словарный запас современного взрослого образованного человека составляет 10-12 тысяч слов. Словарный запас героини романа И. Ильфа и Е. Петрова «людоедки Эллочки» составлял примерно 30 слов, которых ей вполне хватало.
— Сравните речь Дениски и Мишки. Чья речь богаче? Мишка Дениска Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари. А еще я люблю кильки, сайру, бычки в томате, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку… Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашаки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за ней вытирать лужицы, и она будет ходить за мной как верный пес. Я люблю также смотреть телевизор; все равно, что показывают, пусть даже одни таблицы…
Представьте себе, что вы – диктор на телевидении. В связи с неожиданным изменением в программах вечерних телепередач вам нужно оповестить об этом телезрителей. Служба информации подготовила для вас текст объявления. Прочитайте его. Можно ли выходить с ним в эфир? К счастью, у вас есть еще несколько минут, чтобы исправить текст. Уважаемые телезрители! Приносим вам свои извинения по поводу изменений в телепрограмме. Сегодня вечером по первой программе мы будем передавать концерт популярной эстрадной певицы… В программе Российского телеканала будет передаваться фильм-спектакль. …По Московской программе будет передаваться информационно-музыкальная программа…По образовательной программе «Российские университеты» будет передаваться фильм …на английском языке. По Санкт-Петербургской программе будет передаваться футбольный матч между командами… По программе ТВ-6 будет передаваться кинокомедия… Подсказка: выступать, транслировать, показывать, повторять, сможете познакомиться, встретиться, увидеть, побывать, приглашаем посмотреть
Речь становится неточной, если мы: Допускаем фактические ошибки, потому что плохо знаем то, о чем говорим. Например, мы утверждаем, что А. С. Пушкин родился в 1798 году. (А на самом деле – в 1799); Неверно называем то, о чем говорим, то есть допускаем речевые ошибки. Например, мы говорим: «Пока еще не нашли эффектное средство против таких укусов». (Вместо эффективное, то есть дающее результат. Эффектное – то, что производит сильное впечатление.) Ф Р
— Внимательно рассмотрите два рисунка. Можно ли при описании верхнего использовать синонимы шоссе, дорога. А при описании нижнего? Почему?
— Какой глагол точнее передает действие пограничника – смотрит или всматривается? В чем разница в их значениях?
«Узелок на память» Классический набор неуместных вопросов, которые хамы предлагают вместо ответов, считая это остроумным: Вы что – сами не видите (не слышите, не знаете…)? Вы что – с луны свалились (с самосвала упали, с дуба рухнули…)? Читать не умеете?! Вам сто (двести, триста…) раз повторять? Вы что – вообще.
Выразительность речи Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя.
Список литературы Развитие речи. Пособие для учащихся. Под ред. Т. А. Ладыженской.//М.,1997 Русский язык. Учебник для средней школы. Под ред. М.В.Панова Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи.//С.-П.,1994