Что называют потребительскими благами ответ на вопрос

Потребительские блага

Потребительские блага – вид экономического блага, способность товара или услуги удовлетворять потребность.

Экономические блага – это блага, являющегося объектом или результатом экономической деятельности, а следовательно, существующие в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют (например автомобиль, хлеб, одежда).

Однако человеку нужно значительно больше благ, чем природа способна дать. Поэтому люди научились производить и создавать необходимые им блага. Те блага, которые человек создает специально, производит с целью удовлетворения своих потребностей, называют экономическими. Экономические блага производят на предприятиях. Примерами экономических благ хлеб, автомобили, телевизоры, авторучки, велосипеды и др.

Экономические блага делятся на долговременные и непродолжительны. Долговременными благами можно пользоваться много лет, например, мебелью, холодильниками, автомобилями. Другие экономические блага человек использует только раз. К непродолжительных экономических благ относятся продукты питания, продукты нефтеперерабатывающей промышленности и др.

Однако значительно чаще в повседневной жизни мы пользуемся другой классификации экономических благ. Это – товары и услуги. (С.Бурда)

Структура потребительских благ

Свои потребности человек удовлетворяет с помощью вещей и услуг. Именно они являются носителями потребительских благ. Ниже приведена структура потребительских благ:

Источник

Базовые экономические понятия потребности и блага

Потребности и блага

В основе существования человеческого общества лежит удовлетворение потребностей людей. Для их полного удовлетворения с меньшими затратами необходимо знать, что они собой представляют и каким образом удовлетворяются.

Потребность – это любое состояние неудовлетворённости, которое испытывает человек и стремится из него выйти, а также состояние удовлетворённости, которое прикладывая усилия он стремится продлить.

Чтобы понять мотивы поведения потребителей в условиях ограниченных возможностей их потребности важно ранжировать в соответствии с определённой очерёдностью их удовлетворения.

Первичные и вторичные потребности

В первую очередь, необходимо отметить, что все человеческие потребности надо распределять по степени значимости для жизни человека. В этой связи выделяют первичные и вторичные потребности.

Первичные потребности – это потребности, неудовлетворение которых чревато созданию угрозы здоровья и жизни человека.

Вторичные потребности – это духовные, или культурные потребности: от их удовлетворения зависит уровень жизни человека и её качество.

Удовлетворение вторичных потребностей происходит после удовлетворения первичных потребностей.

Важно понимать, что такое деление потребностей весьма условно.

Потребности по степени напряжённости

Для определения очерёдности удовлетворения потребностей их нужно ранжировать также по степени напряжённости каждой из них. Все разумные люди отдают себе отчёт в том, что сначала необходимо удовлетворять самые важные потребности для жизни. Однако, если она насыщена значительнее, чем какая-либо менее важная потребность, а следовательно, представляет собой менее напряжённую, то вновь появляющиеся возможности он станет направлять на удовлетворение менее важной, но при этом более напряжённой.

Для того, чтобы более наглядно понаблюдать за ранжированием потребностей по степени важности для жизни и по степени напряжённости ниже представлена таблица, которая была представлена австрийским экономистом К. Менгером.

Потребности по степени важности для жизниIIIIIIIVVVIVIIVIIIIXX110987654321298765432103876543210-1476543210-1-256543210-1-26543210-1-2743210-1-283210-1-29210-1-21010-1-2

По различным степеням важности потребностям. Они обозначены римскими цифрами от I до X, и их насущность убывает по горизонтали слева направо.В таблице представлена условная количественная оценка значимости:

Примечательно, что высшая ступень напряжённости каждой потребности, представляет собой состояние их неудовлетворённости на высоком уровне: потребности первостепенной важности – 10 баллов, следующие по степени важности – 9 баллов и так продолжая.

Чтобы удовлетворить потребности необходимо наличие соответствующих средств.

Благо – это всё, что обладает способностью удовлетворить какие-либо человеческие потребности.

Важно знать, что все блага можно поделить на материальные блага и услуги.

Материальные блага – это блага, которые имеют какую-либо вещественную, материальную, осязаемую форму.

В качестве материальных благ могут выступать обуви, одежда, еда, жильё, бытовая техника, и т.п.

Услуги – это действия одного лица или группы лиц, которые способны приносить пользу кому-либо другому.

Услуги отличаются от материальных благ тем, что их нельзя накапливать, создавать их запас. Их специфическая особенность в том, что они потребляются в момент их производства.

Блага, которые производятся с целью обмена на другие блага, принято называть товарами. Примечательно, то в повседневной жизни товарами чаще всего называют именно материальные блага, а вот услуги таковыми не считают.

Потребности по степени доступности

Потребности можно классифицировать также по степени доступности, лёгкости их получения. В данном контексте они могут быть поделены на две группы.

К первой группе относятся потребности, которые даны людям в непосредственно той форме и количестве, что ими пользоваться могут все и повсюду, в любое время и в соответствии со своими потребностями, в этой связи они являются таковыми, к добыче которых нет необходимости прилагать усилия. Такие блага очень важны для каждого человека, к примеру, вода и воздух, но из-за того, что они общедоступны, они не являются предметом особых постоянных забот, интересов и расчётов людей, именно поэтому их называют свободными.

Производственная деятельность людей негативно влияет на сохранность в природе этих свободных потребностей. В современном мире нормальной считается практика, когда воду и воздух необходимо очищать ввиду их загрязнённости отходами человеческого производства.

Большая же часть благ имеется в природе в той форме и количестве, которые делают невозможным их непосредственное потребление в любом количестве каждым человеком. Чтобы их получить и удовлетворить ими собственные потребности, необходимо приложить усилия, чтобы извлечь из недр земли и приспособить к соответствующим потребностям или получить в готовом виде, но уже как товар за конкретную стоимость в пользу того, кто это произвёл. Такие блага интересуют и заботят всех: утрата даже маленькой их части представляет собой ощутимую потерю и достаточно сильно печалит того, кому пришлось понести этот ущерб, для возмещения которого снова необходимо прилагать усилия, затраты и нести жертвы. В этой связи особое значение для благополучия людей имеют потребности, и они вынуждают людей относится к вещам и товарам бережно. Это делает сами блага объектами целесообразной, основанной на строгих расчётах хозяйственной деятельности, и именно по этой причине такие блага носят название экономических.

Экономические и свободные блага делятся на несколько видов.

Блага по длительности использования

Блага по длительности использования делятся на однократные и многократные или длительного пользования.

Однократные блага способны сослужить пользу человеку всего один раз, что следует из их названия. Их уничтожение осуществляется в первом акте их потребления. К таковым благам можно отнести пищу, к примеру, одно мороженое нельзя съесть дважды.

Многократные блага служат в процессе длительного потребления. К таковым относится одежды предметы интерьера, мебель, жильё и пр. У таких благ важным фактором выступает срок их службы.

В сапогах потребителя интересует не только их эффект от того, что они способны защитить ноги зимой от холода и влаги, а и то, сколько они способны прослужить. Основными характеристиками автомобиля является его скорость и надёжность, однако и его срок службы также немаловажен.

Блага по характеру отношений

По характеру отношений в процессе удовлетворения потребностей все блага можно поделить на субститутов, комплементы и независимые.

Субституты – это блага, которые обладают способностью заменять друг друга в процессе удовлетворения одной и той же потребности, в этой связи они могут конкурировать друг с другом.

Комплементы – это блага, дополняющие друг друга, такие, которые сотрудничают в процессе удовлетворения какой-либо потребности, насыщают её только при совместном использовании.

Блага, которые способны удовлетворять потребности самостоятельно, вне зависимости от других и у них не существует замены в виде другого блага, принято называть независимыми или индифферентными в отношениях друг с другом.

Примечательно, что все деления, которые были перечислены выше, являются весьма условными.

В первую очередь, по той причине, что не все люди видят в чае и кофе взаимозаменяемые блага, а чай с сахаром не представляют собой дополняющие блага.

Во-вторых, если считать, что каждый человек должен удовлетворять все свои потребности, то всякое благо должно находится в конкретных отношениях заменяемости или дополняемости со всеми благами, поскольку все блага преследуют одну цель – обеспечить жизнь человека таким образом, чтобы он чувствовал себя удовлетворительно

Блага по доступности во времени

По доступности времени все блага делятся на настоящие и будущие. Настоящие блага находятся в доступе для потребления в любой момент по желанию индивида. Будущие блага могут быть доступными только после прошествии некоторого времени.

Для людей свойственно настоящие блага ценить больше, нежели будущие.

Блага по способу удовлетворения потребностей

Блага по способу участия в удовлетворении потребностей могут быть прямые и косвенные. Прямые или, конечные блага способны удовлетворить потребности, что примечательно, они не нуждаются в дальнейшем преобразовании. Их могут называть ещё потребительскими благами или предметами потребления. Потребительские блага в зависимости от степени важности удовлетворяемых ими потребностей делятся на предметы первой необходимости и предметы комфорта и роскоши.

Косвенные блага принимают участие в удовлетворении потребностей людей без непосредственного участия, а только в качестве средств производства прямых благ. Их называют производственными благами или средствами производства. В данном контексте средства производства можно поделить на средства труда и предметы труда.

Средства труда – это то, что помогает людям создавать блага.

Предметы труда – это то, из его создаются блага.

Важно понимать, что деление благ и на эти виды также весьма условно. Некоторые блага могут представлять собой в разных ситуациях разные виды благ.

Уголь может быть прямым благом и косвенным. Прямое благо – для отопления дома, косвенное – при разжигании доменной печи.

Для рыночной экономики характерно деление благ на частные и общественные.

Частные и индивидуальные блага

Частные или индивидуальные блага – это те блага, потребление которых одними исключает их потребление другими.

К частным или индивидуальным благам относится одежда, обувь и т.п. такие блага становятся частными после их приобретения за деньги. Их особенность в том, что они являются платными. Более того, потребители могут конкурировать за их потребление.

Общественные блага – это такие блага, потребление которых одними не может исключать потребление их другими.

Это блага совместного потребления. Такие блага производятся государством и предоставляются в пользование гражданам страны на безвозмездной основе. Производство их в частном секторе является убыточным или крайне невыгодным, поскольку они доступны любому человеку вне зависимости от того, платит он за них или нет. В этой связи их нельзя назвать конкурентными.

В рыночной экономике блага поступают потребителям в процессе обмена при посредстве денег. При наличии денег можно удовлетворить любую потребность. В этой связи деньги можно назвать универсальным благом.

Источник

Урок «Потребительские блага» 5 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока

Тема: Потребительские блага

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: Формирование представления о потребностях, умения различать потребительские блага и формы их проявления.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Формирование представления о потребностях благах; формирование умения различать потребительские блага и формы их проявления ( материальных и нематериальных блага), формирование умения различать и понимать что такое благо и антиблаго.

Проявление познавательных интересов о потребительских благах ; формирование потребности трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.

Аргументированно защищать в устной форме результаты своей деятельности; согласовывать и координировать совместную познавательную деятельность с другими участниками, выявлять допущенные ошибки; формирование умения осуществлять мыслительную операцию анализа на материале урока.

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование : учебник, информационный и раздаточный материал, компьютер, мультимедийное оборудование

-Я рада видеть вас. Начинаем нашу совместную работу

Посмотрите на слайд. И скажите, каким одним словом можно объединить все изображения? Что это?

Потребности – это нужды человека в чем-либо

Потребности заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого.

Как называется одним словом всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд

(то, что человек использует для удовлетворения своих желаний ).

Попробуйте отгадать ребус

Отвечают на вопросы

— Это то, что человеку необходимо для жизни

-Это то, в чём человек нуждается

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

актуализации и пробного учебного действия.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Попробуйте назвать тему урока.

Соедините два понятия, о которых мы говорили, чтобы получилось словосочетание.

Тема урока: Потребительские блага

Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого.

Известный психолог А́брахам Масло́у внедрил в широкое пользование «пирамиду потребностей»

Согласно этой иерархии, на первом месте у человека стоит потребность физиологическая (пища, вода, жилье, одежда).

На втором месте потребность в безопасности (защита от болезней, врагов, преступности).

На третьем месте в пирамиде стоят социальные потребности (общение, дружба, любовь).

На четвёртом потребность в уважении (самоуважении, уважении другими и других)

На вершине пирамиды находится потребность в саморазвитии (духовный рост, самосовершенствование).

Чтобы удовлетворять потребности человека существуют разнообразные блага.

Потребительские блага – это товары и услуги, приобретаемые человеком для удовлетворения своих потребностей.

Блага могут быть доступны человеку в ограниченном и в неограниченном количестве

Приведите примеры благ, получаемых в неограниченном количестве

Примером благ, получаемых человеком в неограниченном количестве (свободных) является солнечный свет, воздух, вода на берегу моря.

Приведите примеры благ, получаемых в ограниченном количестве

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

-узнать что такое потребительские блага и какие бывают виды

-научиться определять виды потребительских благ

Усваивают новое понятие

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

3.Э тап выявления места и причины затруднения.

Эти явления называются антиблагами

Не всё, что человеку необходимо человеку в жизни возможно потрогать руками или попробовать на вкус.

Поэтому, по форме проявления блага делятся на материальные и нематериальные

Подумайте, что можно отнести к материальным, а что к нематериальным благам?

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Логические – формулирование проблемы.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Объясните, что и почему вы отнесли к материальным благам

Материальные блага – это еда, напитки, одежда, обувь, дом, автомобиль, сотовый телефон, телевизор и другие желаемые и необходимые человеку вещи.

Усваивают новое понятие

Предметные: Формирование представления о техносфере;

Коммуник-е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5.Этап реализации построенного проекта.

Что называется потребительскими благами?

Какие антиблага вы знаете?

Перечислите формы проявления потребительских благ.

Чем характеризуются нематериальные блага?

Перечислите, какие нематериальные блага вы получаете?

Подумайте, чем руководствуются люди при выборе материального блага для удовлетворения возникшей потребности?

Отвечают на вопросы.

формирование представлений о профессии, связанной с техносферной безопасностью.

Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания

Личностные планирование учебной деятельности

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает участникам пары дать ответ на вопрос после совместного обсуждения ( один участник читает вопрос, другой отвечает на вопрос после совместного обсуждения)

Слушают и отвечают на вопросы

Предметные: формирование умения различать объекты природы и техносферы

Коммуник-е : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания

Личностные планирование учебной деятельности

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организует работу в парах

Организует обсуждение правильных ответов самопроверку учащимися своих решений по эталону;

создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления

(решение тестового задания)

Работая в парах, соотносят объекты техносферы и природные объекты Ответы сверяют с эталоном на слайде.

Выполнять самопроверку по эталону

Выявить причины ошибок и их исправление

Тест по теме: «Потребительские блага»

Предметные: формирование умения различать объекты природы и техносферы

Регулятивные контроль, оценка

Познават-е: решение проблемы, анализ, умение структурировать знания

Личностные планирование учебной деятельности

8.Этап включения в систему знаний и повторения;

Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ

— Подумайте и предложите варианты ответов на вопрос: Что влияет на рост потребностей?

Пример ответа ( По мере того как развивается сам человек, возрастают его потребности. Младенец имеет намного меньше потребностей, нежели взрослый человек. Появляются более качественные и экологически чистые продукты, новая и удобная одежда и т. д. В связи с этим, потребности возрастают и совершенствуются.)

Предлагаю вам (работа в парах) прочитать текст.

Авторы характеризуют блага. Опираясь на текст, приведите характеристики каждого из видов благ, проиллюстрируйте каждый вид благ одним конкретным примером. Приведите два довода из текста, которые подтверждают, «все, что удовлетворяет наши потребности – это блага».

Человеку необходимо гораздо больше благ, чем дает природа, поэтому люди научились добывать или создавать необходимые для них блага. Те блага, которые человек специально делает, чтобы удовлетворить свои потребности, называют потребительскими. По форме проявления они бывают материальными и нематериальными.

Источник

Экономические блага — понятие, виды, характеристики, примеры

В процессе формирования представлений о комфортной жизни образовалось понятие экономического блага. Оно направлено на удовлетворение различных потребностей человека и выступает одним из основных двигателей хозяйственной и промышленной деятельности. В этой статье мы рассмотрим, что означает определение “блага” и какими признаками оно отличается от других ресурсов.

Что такое благо

Каждый человек в процессе жизнедеятельности сталкивается с различными нуждами и желаниями. Для обеспечения комфорта, отдыха, здоровья, безопасных трудовых условий и прочих потребностей людям необходимы ресурсы и материальные предметы.

Все то, что способно приносить пользу, удовольствие и решать повседневные проблемы, называется благом. Это понятие подразумевает под собой совокупность вещей и явлений, которые имеют ценность для человека или групп людей. Благо может оцениваться в денежных ресурсах и выступать предметом обмена и торговли. Иногда полезные и нужные явления не имеют рыночной стоимости. Получается, что благо — это нечто важное для человека.

Что называют потребительскими благами ответ на вопросРис. 1. Определение термина «благо»

Все блага можно классифицировать на экономические и неэкономические:

Важно! Неэкономические блага во многом способствуют удовлетворению потребностей человека в отдыхе, удовольствии и сохранении здоровья. Но без экономических благ использование многих природных ресурсов будет либо невозможным, либо бесполезным. Например, поездка на море невозможна без участия транспорта, топлива и личных вещей человека. А наличие чистого воздуха не принесет пользы, если у человека отсутствуют жилье и пища. В совокупности природные ресурсы и результаты производства способны в полной мере удовлетворять многие нужды людей.

Экономические блага производятся для того, чтобы жизнь человека была более счастливой, комфортной и безопасной. Отдых, здоровье и решение повседневных вопросов являются целью, достигнуть которую можно с помощью различных ресурсов и продуктов.

Признаки экономических благ

Не все результаты труда и продукты обмена могут стать благом. Существуют основные характеристики, позволяющие назвать объект экономическим благом:

Чтобы предмет стал благом, требуется наличие всех этих признаков. Если вещь обладает ценными свойствами, но ее использование не решает проблему человека, этот объект не всегда может называться благом.

Важно! Встречается множество случаев, когда связь между пользой и ценностью неочевидна либо зависит от взглядов конкретного человека. Например, алкоголь является важным и ценным для одних людей, но совершенно ненужным и бессмысленным для других. А здоровое питание не перестает быть благом, даже если человек не осознает необходимости в данном ресурсе.

Если отделять экономическое благо от свободного, следует рассмотреть такие признаки:

Важно! Даже если человек получил какое-то экономическое благо бесплатно, оно не становится свободным. На выпуск и покупку объекта были затрачены трудовые ресурсы и материалы. Если на производстве выпустили очень много продукции, она все равно может являться благом, так как существует определенное исчерпаемое количество этих вещей.

Что называют потребительскими благами ответ на вопросРис. 2. Виды благ

Классификации экономических благ

Поскольку экономические блага охватывают все результаты человеческого труда, существует множество видов этих полезных явлений и предметов. Для облегчения процесса изучения их принято классифицировать на группы, в зависимости от требуемых признаков.

Понятие блага с точки зрения вещественного содержания

Все экономические блага можно поделить на две большие группы:

Классификация по типу удовлетворения потребностей

Различают взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары и услуги. К первому типу относятся объекты, которые выполняют схожую роль, но отличаются по свойствам и качеству. Это могут быть декоративные цветы, одежда или различная еда. К взаимодополняемым благам относят те продукты производства и потребления, которые не способны существовать отдельно для удовлетворения одной потребности. Например, шампунь бесполезен без наличия воды, а компьютер не сможет работать без электричества.

Важно! Взаимодополняемость также называют комплементарностью. Этот термин в экономике используется для обозначения взаимозависимых объектов и предметов.

Разделение благ по потреблению

Все предметы и объекты, необходимые для удовлетворения человеческих потребностей, можно разделить на:

Существуют и другие способы классифицировать экономические блага по специфическим признакам. Но эти перечисленные методы группировки являются одними из самых популярных в экономической теории.

Что называют потребительскими благами ответ на вопросРис. 3. Классификация благ

Общественные блага

Этой категории полезных ресурсов в экономике уделяется особое внимание. Общественными благами может называться все то, что потребляется группой людей. Их отличие от индивидуальных (частных) благ в том, что общественно полезные объекты не могут использоваться только одним человеком.

В экономике общественные блага определяются совокупностью ресурсов, находящихся во владении государства. Эти ресурсы призваны служить для улучшения жизни граждан и предоставляются потребителю бесплатно. Примером общественных благ могут выступать образовательные учреждения, мосты, дороги, медицинское страхование населения. Они решают важные социальные проблемы и выступают показателем отношения государства к нации.

Важно! Государство должно предоставлять подобные блага для обеспечения комфортной и безопасной жизни людей. Некоторые блага, такие как льготы или программы муниципального характера, предоставляются только определенным слоям населения и называются исключаемыми. В то время как ресурсами, направленными на удовлетворение жизненно важных потребностей, обеспечивается все население.

Общественные блага отличаются специфическими особенностями:

Не все материальные объекты можно назвать благом. Многие предметы, необходимые людям в их повседневной жизни, выполняют важную экономическую роль и оцениваются в денежном эквиваленте. Разнообразие полезных товаров, услуг и социальных явлений обеспечивают комфортную, безопасную и счастливую жизнь человека.

Узнайте еще больше интересных фактов об экономических благах из предложенного ниже видео.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *