Что называют полисом в истории

Полис

Полезное

Смотреть что такое «Полис» в других словарях:

ПОЛИС — (фр., от греч. polys многий). Страховое свидетельство, выдаваемое страховым обществом, с обозначением качества и ценности страхуемого имущества, а также срока и суммы застрахования. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

полис — 1. ПОЛИС, а; м. [греч. polis] Ист. Город государство, особая форма социально экономической и политической организации общества (типичен для Древней Греции и Древнего Рима). Города полисы Причерноморья. ◁ Полисный, ая, ое. 2. ПОЛИС, а; м. [от итал … Энциклопедический словарь

ПОЛИС — возникшая в Греции ок. 6 в. до Р. X. гражданско демократическая форма государственного устройства, где была устранена власть цезаря и аристократии; также политическая общность, к которой каждый принадлежит естественным образом и которая каждого… … Философская энциклопедия

полис — документ, свидетельство, метрополия Словарь русских синонимов. полис сущ., кол во синонимов: 8 • ассистанция (2) • … Словарь синонимов

Полис — (греч. рolis) – город государство, форма социально экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии. Полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную … Энциклопедия культурологии

ПОЛИС — (греч. polis лат. сivitas), город государство, Форма социально экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции и Др. Италии. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на… … Большой Энциклопедический словарь

ПОЛИС — ПОЛИС, полиса, муж. (франц. police) (офиц.). Документ о застраховании (жизни, имущества от огня и т.п.). Страховой полис. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОЛИС — (Policy) документ, являющийся договором на страхование. Полис должен содержать следующие данные: наименование страхователя, принятое страховщиком на себя обязательство страхования, объект страхования, рейс или срок страхования, страховые суммы и… … Морской словарь

Источник

Полис (античность)

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники, рабы.

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства». Последнее обозначение в данном случае, впрочем, представляется крайне некорректным, так как было показано Г. А. Кошеленко что типичный полис не был городом, и как было показано М. Берентом, он не был и государством. В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

Города-государства Микенской Греции не являлись классическими полисами. Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период. Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э. Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин — фем (Римский аналог фемы — триба) — в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию полисного правительства.

В период римского господства, полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели римского гражданства. На собственно римских территориях существовала аналогичная полису система муниципий.

Библиография

Полезное

Смотреть что такое «Полис (античность)» в других словарях:

Полис (античная гражданская община) — У этого термина существуют и другие значения, см. Полис. Полис (др. греч. πόλις) городская гражданская община, которая конституирует себя в качестве политической организации; особая форма организации общества, характерная для античного мира … Википедия

АНТИЧНОСТЬ — педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города государства), в Риме к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч.… … Российская педагогическая энциклопедия

Античность — термин, восходящий к лат. antiquitas древность, старина; в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому «древность», чаще имеет особое употребление в том же значении «древность», но в приложении к Древней Греции (включая эллинизм)… … Большая советская энциклопедия

Античность — педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города государства), в Риме к концу 1 в. до н.э.,… … Педагогический терминологический словарь

Античный полис — это город, включающий прилегающие к нему земельные территории. Соответственно он является местом поселения земледельцев, самостоятельно ведущих свое хозяйство. Сама обработка земли в Греции (каменистая почва, сравнительно сухой климат, отсутствие … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Частное право: Античность — Воззрения на частное право в Древней Греции В литературе по истории права отмечается, что вплоть до настоящего времени пока ещё никому не удалось с уверенностью доказать факта заимствования греками или римлянами законов, выполненных в виде… … Википедия

Древняя Греция — античность. античный (# мир), древность. древний, классический (# языки). эллинизм. эллинский. эллинистический. ♥ люди:, демос. периэки. эфеб. геоморы. евпатриды. илоты. метеки. жизнь:, полис. гинекей. дионисии. симмахия. синойкизм. сисситии.… … Идеографический словарь русского языка

ГРЕЦИЯ Древняя — Эллада (Ellas), группа рабовладельч. гос в, занимавших Ю. Балканского п ова, о ва Эгейского м., побережье Фракии и зап. береговую полосу М. Азии и распространивших свои владения в период греч. колонизации (8 6 вв. до п. э.) на Юж. Италию и Вост.… … Советская историческая энциклопедия

Пантин, Владимир Игоревич — Владимир Игоревич Пантин Дата рождения: 23 апреля 1954(1954 04 23) (58 лет) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

Источник

ПОЛИС

Смотреть что такое «ПОЛИС» в других словарях:

ПОЛИС — (фр., от греч. polys многий). Страховое свидетельство, выдаваемое страховым обществом, с обозначением качества и ценности страхуемого имущества, а также срока и суммы застрахования. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

полис — 1. ПОЛИС, а; м. [греч. polis] Ист. Город государство, особая форма социально экономической и политической организации общества (типичен для Древней Греции и Древнего Рима). Города полисы Причерноморья. ◁ Полисный, ая, ое. 2. ПОЛИС, а; м. [от итал … Энциклопедический словарь

ПОЛИС — возникшая в Греции ок. 6 в. до Р. X. гражданско демократическая форма государственного устройства, где была устранена власть цезаря и аристократии; также политическая общность, к которой каждый принадлежит естественным образом и которая каждого… … Философская энциклопедия

полис — документ, свидетельство, метрополия Словарь русских синонимов. полис сущ., кол во синонимов: 8 • ассистанция (2) • … Словарь синонимов

Полис — (греч. рolis) – город государство, форма социально экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии. Полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную … Энциклопедия культурологии

ПОЛИС — (греч. polis лат. сivitas), город государство, Форма социально экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции и Др. Италии. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на… … Большой Энциклопедический словарь

ПОЛИС — ПОЛИС, полиса, муж. (франц. police) (офиц.). Документ о застраховании (жизни, имущества от огня и т.п.). Страховой полис. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОЛИС — (Policy) документ, являющийся договором на страхование. Полис должен содержать следующие данные: наименование страхователя, принятое страховщиком на себя обязательство страхования, объект страхования, рейс или срок страхования, страховые суммы и… … Морской словарь

Источник

ПОЛИС

Тра­диционное оп­ре­де­ле­ние полиса как «го­ро­да-го­су­дар­ст­ва» не мо­жет счи­тать­ся впол­не удов­ле­тво­ри­тель­ным, по­сколь­ку полис не все­гда имел один городской центр и не все­гда яв­лял­ся го­су­дар­ст­вом. Бо­лее стро­гим мо­жет счи­тать­ся оп­ре­де­ле­ние полиса как гражданской об­щи­ны ан­тич­но­го ти­па. Глав­ным для полиса яв­ля­лось не на­ли­чие тер­ри­то­рии (в ис­клю­чительных слу­ча­ях полис мог су­ще­ст­во­вать и со­всем без тер­ри­то­рии), а на­ли­чие кол­лекти­ва гра­ж­дан. По­ня­тия гра­ж­дан­ст­ва, уча­стия в управ­ле­нии, во­ин­ской по­вин­но­сти и зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти в полисе бы­ли не­раз­рыв­но свя­за­ны. По­лис­ная го­су­дар­ст­вен­ность не пре­ду­смат­ри­ва­ла осо­бых ор­га­нов вла­сти, ото­рван­ных от на­ро­да. Выс­шую власть в полисе (ре­аль­но или но­ми­наль­но) осу­ще­ст­в­лял сам гражданский кол­лек­тив в фор­ме народного со­б­ра­ния. Гра­ж­да­не про­ти­во­пос­тав­ля­лись про­че­му на­се­ле­нию, жив­ше­му на тер­ри­то­рии полиса, но не вхо­див­ше­му в со­став гражданской об­щи­ны (ме­те­кам, ра­бам и тому подобным). Гра­ж­дан за­пре­ща­лось по­ра­бо­щать, они счи­та­лись рав­но­прав­ны­ми и долж­ны бы­ли уча­ст­во­вать в по­лис­ном опол­че­нии. При та­ких ус­ло­ви­ях греческий полис мог быть лишь очень не­боль­шим по тер­ри­то­рии и чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. Сред­ний полис имел тер­ри­то­рию, не пре­вы­шав­шую 100-200 км2, и на­се­ле­ние 5-10 тысяч человек (по­рой оба по­ка­за­те­ля бы­ли ещё ни­же). «Полисы-ги­ган­ты», та­кие как Спар­та или Афи­ны, все­гда ос­та­ва­лись ис­клю­че­ния­ми.

Источник

Греческий полис — основа эллинской цивилизации

Греческая цивилизация имела много особенностей. Одной из них был полис. Это не просто город-государство, а уникальный тип политической жизни.

Сколько полисов было в Древней Греции?

Полис — одна из основ цивилизации Древней Греции. Первые из них появились в самой Греции и на соседних островах. В ходе колонизации полисы были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, в Причерноморье, на Сицилии, в Южной Италии, на Крите и Кипре. Самыми удаленными полисами были колонии на средиземноморском побережье Испании и Массилия в южной Галлии, а также Кирена в Северной Африке.

Учеными Копенгагенского центра по изучению полиса собрана информация о 1035 полисах, существовавших в Архаическую и Классическую эпохи. Не все они существовали одновременно. Какие-то были основаны позже, уже в Классическую эпоху. Другие, наоборот, перестали существовать до конца Классической эпохи.

Что называют полисом в истории

Мир полисов был динамичным. В IV веке до н. э. на Эвбее осталось 4 полиса вместо 12, существовавших на рубеже Архаической и Классической эпох. В том же столетии сицилийский правитель Дионисий I основал несколько новых полисов. Полисами становились также общины народов, соседствовавших с греками и перенимавших их культуру. Так после кампаний Тимолеонта на Сицилии в IV веке до н. э. полисами стал ряд общин сикулов, коренного населения острова. Полисное устройство и эллинскую культуру переняло несколько десятков общин карийцев (народ, живший на юго-западе Малой Азии).

Сущность полиса

Проблема полиса до сих пор вызывает дискуссии ученых-антиковедов. Прежде всего, полис — это не город-государство. Полис — это гражданская община. Важной для человека была его принадлежность к полису, гражданство. Во время контактов с жителями других общин рядом с его именем ставили его родной полис. Российский ученый И. Е. Суриков считает важным для сущности полиса дополнение — городская гражданская община.

Что называют полисом в истории

В Античности не было противопоставления города и деревни. Полис был связан с окружающей территорией (хорой). Значительная часть граждан была крестьянами, жившими в окрестностях города.

Чтобы считаться полисом, община должна была быть и позиционировать себя государством. У полиса была армия, финансы, должностные лица, законы, гражданство. Признаками полиса обладали и некоторые входящие в него общины и даже города.

Подразделения полиса, например демы в Афинах, представляли собой полисы в миниатюре. В демах были свои должностные лица, собирались локальные народные собрания, на которых принимались постановления местного уровня.

Процесс формирования полиса начался в Архаическую эпоху и развивался постепенно. В ходе Архаической эпохи в полисах формировались магистратуры (должности). На примере Афин можно увидеть, что сначала на место царской власти пришли должность пожизненного архонта. Постепенно срок этой должности сократился до года, число архонтов — до 9, а право на доступ к ней получили все аристократы.

Что называют полисом в истории

В ходе дальнейшего развития в греческих полисах шла кодификация права, развитие фаланги гоплитов, как основы вооруженных сил. Появление гоплитской фаланги способствовало увеличению числа граждан, как защитников полиса.

Территория и население

Полис был маленьким государством. Ученые Копенгагенского центра по изучению полиса выявили сведения о территории 636 полисов. Территория около 40 полисов из этого списка не превышала 25 кв2, а территория большей части из них не превышала 200 кв2. Только 13 полисов владели территорией, превышавшей 1000 кв2. В основном, это были колонии, основанные за пределами материковой Греции.

Один из самых маленьких полисов, остров Бельбина (сейчас — остров Святого Георгия), владел территорией 8 километров в квадрате. Территория Афинского полиса, контролировавшего всю Аттику, достигала 2500 км², а территория Спарты, владевшей Лаконикой и Мессенией, — 8400 км².
Крупнейшие полисы, такие как Пантикапей, Сиракузы и Кирена, включали в свою территорию общины местного населения и другие города, становившиеся зависимыми от них.

У полиса были территории за пределами. В годы Афинского морского союза афинские колонии (клерухии) размещали по всей Эгеиде. Много лет владениями Афинского полиса были остров Лемнос, Имброс и Скирос.

Большинство островных полисов у побережья Малой Азии владели территориями на материке. На этих территориях находились общины местного населения или даже другие полисы.

Полисы вели учет своих граждан и метеков. В некоторых из них гражданам вручали удостоверения личности в виде табличек из свинца или бронзы. Метеки вносились в специальные списки и платили налог. Иногда списки граждан писали на каменных стелах. Это были списки совершеннолетних мужчин, подлежащих призыву в полисное ополчение. Например, на стеле в полисе Эретрия на острове Эвбея были перечислены 4000 мужчин-граждан.

Что называют полисом в истории

Данные о численности населения полисов спорные и дискуссионные, потому что полных списков не велось. Исследователь феномена полиса М. Хансен опирается в своих выкладках на данные полисных ополчений. По его мнению, численность граждан, служащих в ополчении гоплитами, составляет 10% от населения. На основании этого предполагает, что население крупных материковых полисов Мегар и Коринфа в эпоху Греко-персидских войн составляло 30 и 50 тысяч соответственно.

Определяющей для эллина была принадлежность к гражданскому коллективу того или иного полиса. При существовании союзов полисов у их жителей было двойное гражданство — родного полиса и союза. Так было, например, в Ахейском союзе.

Переселившись в другой город, эллин мог жить на правах метека — свободного человека, не являющегося гражданином. Метеки не имели права напрямую участвовать в политической жизни. За какие-либо заслуги метек мог получить гражданство полиса. В качестве жеста дружбы гражданство даровали знатным и влиятельным иностранцам.

Полис мог быть зависимым от другого полиса или государства. На это были разные причины. Он мог быть завоеван более крупным соседом и сохранить автономию. Зависимый полис мог находиться на материковой земле, принадлежащей островному полису. Колония могла быть основана и существовать, как полис, зависимый от метрополии.

Объединение греческих полисов: синойкизм

Словом синойкизм греки называли объединение нескольких общин в один полис. Он мог заключаться в переселении жителей нескольких полисов в специально построенный новый город или переселение жителей одной общины в уже существующий, где жители другого полиса присоединялись к старому гражданскому коллективу. Синойкизм предполагал объединение территорий полисов, но не означал уничтожение самих городов.

Примером первого типа синойкизма можно назвать основание Родоса гражданами полисов Линда, Камира и Иалиса. Примером второго — присоединение аркадского полиса Эваймона к Орхомену. Прежние граждане Эваймона становились гражданами Орхомена, но сам город Эваймон продолжал существовать. В 390 году до н. э. аргосцы с помощью коринфян-заговорщиков захватили Коринф. После этого они на короткое время присоединили Коринф к своему государству.

Еще один знаменитый пример синойкизма — основание Мегалополя в Аркадии в 370 году до н. э. по инициативе Эпаминонда. Город построили и переселились в него представители разных общин Аркадии.

Самым знаменитым синойкизмом было легендарное объединение Аттики Тесеем. В реальности процесс был более медленным и завершился присоединением к Афинскому полису Элевсина. Тем не менее, Аттика была единым полисом, на территории которой были отдельные города и полис Элевсин.

Перед персидским завоеванием в VI веке до н. э. философ Фалес советовал грекам Ионии объединиться в один полис. На собрании ионийцев Фалес предлагал создать единый совет, который бы заседал на острове Теос. Остальные полисы сохранись бы как городские центры, но стали бы демами нового полиса. Предложение не было принято.

Синойкизм мог быть мирным или стать результатом войны. Войны влекли за собой и уничтожение полисов с последующим разделом земли между победителями, а также истреблением и обращением в рабство населения. Иногда город не разрушали, а заселяли колонистами.

Уничтожение и порабощение населения разрушенного полиса называлось в греческих текстах словом «андраподизм». До конца Классической эпохи известно 46 примеров андраподизма.

Что называют полисом в истории

Разрушение полиса не обязательно влекло за собой гибель населения. Иногда жителям разрешали уйти, иногда переселяли и присоединяли к своему полису, как это делали Дионисий Сиракузский и Фивы. Еще одним методом было изгнание населения без разрушения города. Например, в 431 году до н. э. афиняне изгнали жителей островного полиса Эгина и заселили остров своими колонистами. Изгнанников приютили спартанцы и поселили их в местности Фиреатида. После поражения Афин в войне жители Эгины вернулись на родину.

Мягким уничтожением полиса был диойкизм — расселение. Он переставал существовать как политический и городской центр, а население переселялось в деревни. Так поступили спартанцы с Мантинеей в 385 году до н. э. Жителям полиса было приказано переселиться в деревни, из которых когда-то был создан этот полис.

По данным М. Хансена, только 5 полисов исчезли навсегда. Другие со временем заселялись уцелевшими гражданами. Переселенцы нередко принимали идентичность, традиции и культы полиса, который заселили. Самый яркий пример полиса, восстановленного после андраподизма — Фивы. Город был разрушен Александром и его союзниками. Части жителей (кроме тех, кого пощадили завоеватели) удалось бежать. После смерти Александра царь Кассандр восстановил Фивы, куда вернулись беженцы и их потомки.

Древнегреческая религия: полис и его боги

С появлением полиса растет связь гражданской общины и религии. В Архаическую эпоху начали строить храмы на общественные средства. В Архаических Афинах жреческие должности были закреплены за отдельными семьями. В течение Классической эпохи доступ к большинству из них был открыт для других афинян.

Рост полисов сопровождался усилением его контроля над религиозной жизнью. В Греции не было Церкви, как силы, конкурирующей со светской властью. Религия была под контролем полисных магистратов и связана с ними. Религиозные фестивали проходили на полисные деньги. В ходе развития полисов у них появлялись новые религиозные культы, связанные с его полисными институтами.

У многих полисов были один или несколько богов-покровителей. С ними были связаны местные религиозные культы. Эти общины использовали символику своих богов-покровителей и проводили в честь них пышные празднества. Кроме богов были полисные культы героев. В полисах, основанных в ходе колонизации, статус героя получал ойкист (основатель) колонии.

В Потидее на щиты гоплитов наносили изображение Посейдона с трезубцем. В Афинах ежегодно пышный фестиваль Панафинеи, для которого девушки ткали священный пеплос для статуи богини. В Перинфе (район Проливов) главным культом был культ Геры — рядом с городом стоял ее храм. Покровителем Родоса считался Гелиос — его изображали на родосских монетах, в честь него раз в пять лет проводили фестиваль. Жрец Гелиоса был в Родосе эпонимом — счет годам вели по жрецам, занимавшим эту должность.

Полис был устойчивой формой государственности. Он сохранился в эпоху Эллинизма, когда полисы входили в состав территориальных государств. Позднее, эллинские полисы существовали внутри Римской империи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *