Что называют поэтической автобиографией народа
Презентация «Предания – поэтическая автобиография народа»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема «Предания – поэтическая автобиография народа»
цели урока Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
О чём или о ком народ мог складывать предания? Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая. К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого: о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком; об основании Петром Первым Санкт-Петербурга; о переходе Суворова через Альпы; о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
Предание «Воцарение Ивана Грозного». О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.) Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
Предание «Сороки-ведьмы». Каким предстает перед нами Иван IV? С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…») Что хотел объяснить нам автор предания?
Предание «Петр и плотник» На что в первую очередь обращает внимание сказитель? Безусловно, на справедливость Петра. Если взялся за работу, не важно, кто ты: царь, ремесленник или крестьянин – выполнять эту работу нужно хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его, и тогда будет тебе за эту работу вознаграждение. Вознаградил и царь плотника. Есть ли в этом предании вымысел?
Всё ли является правдой в преданиях? В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины. Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой? Почему же в преданиях появляется вымысел?
Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах
Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).
Написание сочинения-рассуждения Обратимся к первому предложению статьи учебника: «Предания – поэтическая автобиография народа». Как вы его понимаете? Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет? Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.) Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая) Что он обозначает? Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом) Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы. Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом. Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания. А теперь напишем сочинение-рассуждение по данному высказыванию. Я согласна с высказыванием Н Криничной: «Предания – поэтическая автобиография народа». Попробую его доказать на основе прочитанных преданий. Во-первых, автобиография – это художественное описание автором собственной жизни. Различные циклы преданий позволяют увидеть историю жизни народа, их создавшего: расселение славян, призвание варяжских князей, цикл сказаний об Иване Грозном, Петре Первом и многие другие. Во-вторых, предания проникнуты лиризмом: мы чувствуем восхищение сказителя справедливостью Петра Первого в предании «Пётр и плотник». Таким образом, я доказала, что предания как фольклорный жанр поэтически передают историю народа, им же и созданную.
Рефлексия Какие цели мы поставили в начале урока? Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом? Какое новое знание вы открыли?
Предания как поэтическая автобиография народа. Предание «Пётр и плотник»
Урок 1. Русская литература 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Предания как поэтическая автобиография народа. Предание «Пётр и плотник»»
Сегодня на уроке мы:
— узнаем, что такое предание;
— поговорим о преданиях как о поэтической биографии народа;
— разберём предание «Пётр и плотник»
Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» начинается и заканчивается одной и той же фразой:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Что же такое предание?
Издавна находились грамотные люди, которые по приказу правителей или по собственному желанию записывали всё, что происходило в их стране, а также в соседних странах.
Так составлялись летописи, или, как их называли в западных странах, хроники.
Но летописи писались для правителей, а простой народ хранил память о былом в преданиях.
Предание — это устный рассказ о событиях или происшествиях, которые считаются достоверными, подлинными и передаются из поколения в поколение.
Предания создавались для того, чтобы потомки знали и помнили прошлое. Старики рассказывали молодым о том, что видели сами, и о том, что узнали от своих предков.
Часто такими хранителями старины были гусляры, которые ходили по городам и весям и под аккомпанемент гуслей пели предания о былом.
У любого народа преданий множество. Если сравнить их по содержанию, то нетрудно заметить, что все предания объединяются в группы по похожим сюжетам. То есть в каждой группе предания будут рассказывать о чем-то приблизительно одинаковом.
Вот славянское предание:
«Вначале в мире не было ничего, кроме безбрежного моря».
А вот китайское предание:
«На заре времён Небо и Земля были близки друг к другу настолько, что сливались в единую чёрную массу».
А это скандинавское предание:
«Мир был разделён на Муспельхейм – царство огня и Нифльхейм – царство льда. А между ними простирался Гиннунгагап, абсолютный хаос».
У всех народов есть рассказы о том, как возникла жизнь, какие злые и добрые силы есть в мире, как появились звезды и моря, животные и растения.
Все народы объясняют, какие племена и почему населяли и населяют землю, какие войны и с кем вели их предки, почему именно так называются города и реки. О великих соплеменниках или пришельцах из других земель и о многом другом рассказывают предания.
«В чёрных складках платка
Превращается в ель
Мифологические предания рассказывают о происхождении мира, о богах, о возникновении обрядов, о добрых и злых силах, о святых и злодеях, о том, что ждёт человека после смерти и так далее.
Райджу, зверек Рэйдена. Олицетворяет шаровую молнию. Любит прятаться у людей в пупках, поэтому суеверные японцы во время грозы спят на животах.
Натуралистические предания поведают о том, как появились животные и растения – реальные и фантастические, о том, что они могут, какой силой и свойствами обладают. О том, какие чудесные и удивительные народы существуют или же существовали раньше, о появлении полезных ископаемых.
Самую большую группу составляют предания исторические. Они рассказывают об исторических лицах, о появлении названий географических объектов: местностей, городов и деревень, о происхождении народов.
Дикарь, с петель сорвавший дверь Европы,
Большеголовый, щуплый, как дитя,
Он походил на карлика,
Изрубленной мечами смуглоты
На шишковатом лбу его лежала.
Одним из самых выдающихся людей России был царь Пётр I.
Александр Сергеевич Пушкин писал о нем:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Пётр знал шестнадцать ремёсел.
О нём говорили, что он мог бы один построить корабль от начала до конца.
Вот об этой-то жажде государя знать и уметь всё самому и слагал народ предания. Слагал с любовью и уважением к удивительному царю, не брезговавшему ни топор или молот в руки взять, ни мастера за науку поблагодарить.
Предание «Пётр и плотник» описывает реальную обстановку: в Воронеже создаются первые корабли будущего флота российского. Собраны лучшие мастера: «Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили».
Предание не уверяет, что царь работал сам – слишком это было похоже на сказку, но замечает: «Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил».
Подобных преданий о Петре существует несколько, ведь царь постигал многие ремесленные науки. И почти всегда главный мастер не знает о том, кто с ним работает. Принимая Петра за приезжего новичка, мастер не скупится на замечания: «Посмотрел он, как Пётр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак».
Мастер переживает за дело. Надо спешно корабли строить, а тут какой-то барин-неумеха портит дерево путается под ногами. Но ведь хочет научиться, и это мастеру нравится. Он «стал ему показывать, и Пётр быстро все перенял».
Какую черту в характере русского царя подчёркивает предание? Пётр для науки готов стерпеть и брань в свой адрес – лишь бы научиться. А за полученное умение благодарит не только словами, но и дорогим подарком.
— Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.
Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.
— Носи, — говорит, — да вспоминай, что науку царю преподал.
В некоторых преданиях подобного типа Петру доводится даже кулака мастера отведать за непонятливость, но результат тот же – незлопамятность и благодарность за науку. Было ли так на самом деле или не было – не в этом суть. Так могло быть. Пётр трудился на верфях наравне со всеми, и народ верил в справедливость царя.
Презентация по литературе на тему «Предания. Поэтическая автобиография народа»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Фольклор – устное народное творчество Фольклор (англ. «народная мудрость») 1. Совокупность созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме. 2. Устное народное поэтическое творчество *
Особенности фольклора Коллективность (нет конкретного автора, автор – весь народ) Устная форма бытования (незначительные изменения при пересказе) Традиционность (фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, сохраняя традиции народа) *
Жанры фольклора фольклор пословицы поговорки песня присказка сказка былина считалка потешка предание *
Предание Предания – жанр фольклорной прозы. * Предание — устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях и передаётся из поколения в поколение. В народе предания называли «былями» или «бывальщинами».
* Появились предания в старину, когда люди не имели письменности. Свои рассказы, законы и верования они хранили в памяти.
Содержание преданий В преданиях содержатся воспоминания о событиях старины, объяснение какого-то явления, названия или обычая. *
«Своеобразная устная энциклопедия по истории» В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого: о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком; об основании Петром Первым Санкт-Петербурга; о переходе Суворова через Альпы; о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие *
Всё ли в преданиях правда? В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины. *
Похожие жанры Близки к преданиям былички и бывальщины. Это рассказы о встрече с нечистой силой (лешим, водяным, кикиморой, домовым). *
Если о встрече с нечистью повествовал сам очевидец, то такие рассказы назывались быличками, а если рассказчик повествовал о случившемся с другими, то эти рассказы назывались бывальщинами. *
Предания исторические топонимические
Исторические предания — предания, связанные со значимыми историческими периодами и повествующие о важных, судьбоносных событиях и лицах в национальной жизни.
В репертуаре исторических преданий выделяют следующие основные циклы: – древнейшие предания; – предания о «справедливом царе»; – предания о предводителях народных движений.
Циклы преданий древнейшие предания второй половины IX–XV веков предания XVI–XVII веков предания XVIII–XIX веков
Топонимические предания — рассказы о происхождении географических объектов (деревень, рек, озёр, гор) и населённых пунктов, объяснение их названий.
Подведём итоги 1. Что такое предания? 2.О чём рассказывают предания? 3.Всё ли в преданиях правда? Что такое этиологические предания? Назовите близкие к преданиям жанры. *
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-068436
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Предания – поэтическая автобиография народа»
Дидактические характеристики урока
создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД): личностных, метапредметных, предметных;
развитие логического и критического мышления, умения отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;
удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников;
формирование предметных знаний и умений.
знакомство с новым для учащихся фольклорным жанром и его особенностями;
обучение написанию сочинения-рассуждения;
работа над средствами выразительности;
ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.
ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;
ученик может осуществить выбор оснований и критериев для сравнения;
ученик может построить логическую цепь рассуждений;
ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;
ученик способен формулировать проблемы.
ученик может планировать свою деятельность;
ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.
ученик может осуществлять целеполагание;
ученик может осуществлять коррекцию действий.
ученик может проводить анализ преданий;
ученик способен находить и систематизировать информацию в научном тексте;
ученик может написать сочинение-рассуждение по литературоведческому высказыванию.
Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.
метод проблемного изложения;
словари литературоведческих терминов (на парту);
Сообщение темы и целей урока
Организация побуждающего к гипотезам диалога
Записывают тему в тетрадь.
Формулируют цели и задачи урока, планируют работу.
Предания – поэтическая автобиография народа
Организация проблемного диалога, в ходе которого ученики анализируют предания, знакомятся с новыми терминами.
Выдвигают и доказывают гипотезы о происхождении, значении термина «предания», особенностях данного жанра фольклора, тематике произведений.
Выразительно читают предания.
Читают, анализируют статью учебника, систематизируют полученную информацию.
Узнают новый термин – «лиризм»
Организация самостоятельной работы по написанию сочинения-рассуждения
Работают самостоятельно: пишут сочинение-рассуждение.
Организация подведения итогов
Формулируют учебную проблему.
Формулируют новое знание.
Вспоминают, какая работа помогла совершить «открытие».
Сообщение темы и целей урока
Знать историю и культуру своей страны — обязанность всех, населяющих территорию государства, ибо древние мудрецы говорили: «Кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего».
Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Тема нашего урока – предания.
Как вы думаете, в каком разделе находится данная тема?
Как по-другому называется УНТ?
Кто автор фольклора?
Назовите жанры фольклора.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока. Что мы должны узнать, чему научиться, что сделать?
Узнать, что такое предание.
Познакомиться с особенностями данного жанра фольклора.
Познакомиться с произведениями, написанными в этом жанре.
Познакомиться со своеобразием языка преданий.
Предания – поэтическая автобиография народа
Предание как жанр фольклорной прозы
Попробуйте сами дать определение этому слову. Что такое предание?
Предание — это то, что нам передали из уст в уста, из поколения в поколение, стремясь сохранить что-то важное для потомков (поэтому и значение приставки пре— равно значению приставки пере-).
О чём или о ком народ мог складывать предания?
Предания говорят о достоверных памятных событиях истории, о деяниях реально живших людей, содержат объяснение какого-то явления, названия, обычая.
К преданиям можно отнести устный рассказ о расселении славян, отраженный впоследствии в летописях русского народа, а также повествования «Призвание варяжских князей», «Смерть Олега». В преданиях часто говорится об известных событиях прошлого:
о завоевании Сибири казачьим атаманом Ермаком;
об основании Петром Первым Санкт-Петербурга;
о переходе Суворова через Альпы;
о походе Наполеона в Россию 1812г. и другие.
Предание «Воцарение Ивана Грозного».
О ком/чём это предание? (о воцарении Ивана IV, за жестокость прозванного Грозным.)
Соответствует ли исторической действительности это предание? Что хотел объяснить нам автор предания?
Каким предстает перед нами Иван IV?
С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)
Что хотел объяснить нам автор предания?
Всё ли является правдой в преданиях?
В преданиях далеко не всегда сообщаются достоверные сведения. В них много домысла. Так, рассказывались предания о том, что в древности жили не обыкновенные люди, а исполины, великаны. Поэтому на местах сражений русских с врагами будто бы можно было найти кости огромной величины.
Почему мы не можем назвать предания сказкой? Сказом? Легендой?
Почему же в преданиях появляется вымысел?
Предание «Петр и плотник»
На что в первую очередь обращает внимание сказитель?
Есть ли в этом предании вымысел?
Царь—плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году. Скульптор Л. А. Бернштам. «Царь-плотник» является копией памятника Петру I, установленного в 1911 году в Нидерландах
Памятник Петру I — бронзовая скульптура на гранитном постаменте, находящаяся в Петровском сквере Воронежа. Памятник был торжественно открыт 30 августа 1860 года. До его появления были только такие известные памятники, как Медный всадник, памятник перед Михайловским замком и скульптура в Кронштадте. На пьедестале из накладных бронзовых букв выполнены надписи: «Императору Петру Великому. 1860» (на лицевой стороне) и «Воронежские дворяне и граждане» (на задней стороне).
Работа по учебнику
Откройте учебник «Литература. 7 класс» на с. 7—8, статья «Предания».
— Расскажите, что нового вы узнали о преданиях из статьи учебника.
— Дома прочитайте статью из учебника еще раз самостоятельно. В своих тетрадях запишите, какие большие циклы преданий выделяются в русском фольклоре. Будет замечательно, если вы сможете включить в свою работу не только информацию, прочитанную в учебнике, но и те сведения, которые узнали на уроке.
Обратимся к первому предложению статьи учебника: «Предания – поэтическая автобиография народа». Как вы его понимаете?
Что такое биография? Автобиография? Кто её пишет?
Почему предания названы автобиографией? (Народ сам создаёт свою историю, свою биографию, рассказывая об исторических событиях и лицах.)
Какой эпитет у слова «биография» в данном высказывании? (поэтическая)
Чем поэзия отличается от прозы помимо внешней формы? (лиризмом)
Лиризм – прямое, открытое выражение эмоций, чувств, настроений персонажей и автора в художественном произведении. Лиризм может быть свойством произведения любого рода литературы.
Поэтическая автобиография – это биография, наполненная лиризмом.
Давайте ещё раз повторим, какими чувствами и настроениями проникнуты прочитанные нами предания.
А теперь напишем сочинение-рассуждение по данному высказыванию.
Я согласна с высказыванием Н Криничной: «Предания – поэтическая автобиография народа». Попробую его доказать на основе прочитанных преданий.
Во-первых, автобиография – это художественное описание автором собственной жизни. Различные циклы преданий позволяют увидеть историю жизни народа, их создавшего: расселение славян, призвание варяжских князей, цикл сказаний об Иване Грозном, Петре Первом и многие другие. Во-вторых, предания проникнуты лиризмом: мы чувствуем восхищение сказителя справедливостью Петра Первого в предании «Пётр и плотник».
Таким образом, я доказала, что предания как фольклорный жанр поэтически передают историю народа, им же и созданную.
Какие цели мы поставили в начале урока?
Все ли их выполнили? Что нам помогло в этом?