Что называют омбудсменом рф
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Статус и полномочия
Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.
Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.
В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:
Омбудсмен
Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом Швеции в 1809 году, согласно принятой в этом году конституции (Форме правления).
Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы — в 1919 году (после получения независимости от РСФСР) в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим — Польша (1987 [1] ). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены занимают свои должности.
Содержание
Омбудсмены
Австралия
В настоящее время — профессор Джон Макмиллан.
Азербайджан
2 июля 2002 года — настоящее время — Эльмира Сулейманова, Комиссар по правам человека, избрана парламентом.
Албания
16 февраля 2000 года — настоящее время — Эмир Добъяни (алб. Emir Dobjani ), Народный защитник (алб. Avokati i Popullit ), переизбран 17 февраля 2005 года.
Армения
Грузия
Казахстан
Кыргызстан
Латвия
Российская Федерация
Украина
Узбекистан
Таджикистан
С 2008 года — Зариф Ализода. Первый Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан. На момент избрания возглавлял пост председателя Конституционного суда Республики Таджикистан.
Финляндия
С 2010 года — Петри Яаскеляйнен.
Эстония
Другие государства
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Омбудсмен» в других словарях:
омбудсмен — омбудсмен, омбудсм ен м. Должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц; уполномоченный по правам человека, назначаемый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ОМБУДСМЕН — (от швед. ombudsman) в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В Российской Федерации эти… … Большой Энциклопедический словарь
омбудсмен — сущ., кол во синонимов: 1 • уполномоченный (20) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Омбудсмен — (от швед. ombudsman) в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В Российской Федерации эти… … Политология. Словарь.
Омбудсмен — (от швед, ombudsman представитель чьих либо интересов; англ. ombudsman) в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий гос ных органов и соблюдением прав и свобод … Энциклопедия права
Омбудсмен — правозащитник, независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав и свобод граждан и осуществляющее в этом направлении контроль за всеми должностными лицами и государственными органами. Институт омбудсмена был создан в Швеции в 1809 г.… … Теория государства и права в схемах и определениях
омбудсмен — (от швед. ombudsman), в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В Российской Федерации эти… … Энциклопедический словарь
омбудсмен — (швед, ombudsman представитель чьих л. интересов) в ряде буржуазных стран спец. должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка
Омбудсмен — (от швед. ombudsman представитель чьих либо интересов) в буржуазных государствах должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств.… … Большая советская энциклопедия
омбудсмен — (швед. ombudsman представитель чьих либо интересов) специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах также частными лицами и… … Большой юридический словарь
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
История
Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.
Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.
Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах.
Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.
Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.
Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.
Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Дополнительным стимулом к правовому оформлению статуса уполномоченного стало Заключение Страсбурга по заявке России на вступление в Совет Европы, сделанное в январе 1996 года. Его п. V, в частности, гласил: «ожидается, что будет принят соответствующий стандартам Совета Европы новый закон о роли, деятельности и организации Бюро уполномоченного по правам человека».
Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.
После всех процедур согласования, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года.
Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.
В целом, институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов, выравнивает «баланс сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. В то же время, уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и механизмы контроля. Основа его работы – критическое сотрудничество с органами власти различных уровней. Уполномоченный противостоит попыткам подорвать или исказить правовой характер государства.
Другая важная задача уполномоченного – правовое просвещение. Зачастую, права человека в России нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.
В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.
Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.
18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова.
Памфилова – известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016 года.
22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Значение слова «омбудсмен»
Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом Швеции в 1809 году согласно принятой в этом году конституции (Форме правления).
Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы — в 1919 году в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим — Польша (1987). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены занимают свои должности.
о́мбудсмен и омбудсме́н
1. полит. в ряде государств — должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств; лицо, разбирающее жалобы частных лиц на различные организации ◆ Понятие «омбудсмен» ввели когда-то шведы — так называли посредника между властью и гражданами, защищающего права последних. «Омбудсвумен» // «Югорский Бизнес-журнал», Октябрь, № 10, 2013 г. (цитата из библиотеки Google Книги)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мирочувствование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кто такой омбудсмен
Содержание статьи
Современные омбудсмены контролируют министерства и ведомства, а также иные правительственные органы с целью недопущения попирания ими прав человека. Действовать омбудсмен может как самостоятельно, так и по обращению граждан. Причем, в первую очередь, он должен руководствоваться справедливостью. Так, например, в сфере его интересов злоупотребление должностными лицами своими полномочиями и многое другое.
Как становятся омбудсменами
Омбудсмена выбирают муниципальные власти или Государственная Дума, если речь идет об общероссийском уполномоченном по правам человека. Кандидаты на эту роль должны представить законодателям свои программы и предложения, после изучения которых проводится голосование. Формально дать свое согласие на утверждение того или иного кандидата (естественно, крупного масштаба) может и президент страны.
К омбудсмену может обратиться любой житель страны, в случае если его права были нарушены грубым образом. Задача уполномоченного – обратиться к соответствующему лицу или органу власти с предложением устранить конфликт. Если на свое законное требование он получит отказ, то может обратиться дальше по инстанциям, например, в суд.
Омбудсмены в России
В России первые уполномоченные по правам человека появились в 1994 году. Тогда им стал назначенный Госдумой Сергей Ковалев. Должность омбудсмена в РФ законодательно прописана в ст.103 Конституции страны. Кроме уполномоченного по правам человека есть и другой вид омбудсменов – те, которые занимаются защитой несовершеннолетних детей. В 2014 г. таким омбудсменом в России является известный адвокат Павел Астахов.
Основными задачами уполномоченного по правам человека являются:
— восстановление нарушенных прав;
— работа в сфере законодательства над улучшением и доработкой законов относительно прав человека (необходимо позаботиться и о том, чтобы все было еще и в соответствии с международными нормами);
— работа над международным сотрудничеством в области защиты прав человека;
— правовое просвещение граждан страны.
В списке основных обязанностей уполномоченного по правам человека ряд важных пунктов. Так, он должен обеспечивать защиту прав человека и требовать соблюдения и уважения конституционных прав общества от государственных органов и других ответственных лиц. В случае массового нарушения как прав, так и свобод людей уполномоченный может выступать их посредником перед Государственной Думой. Также он должен ходатайствовать о создании специальной комиссии, которая будет детально разбираться в вопросе с целью восстановления справедливости. Омбудсмен может обращаться в суд от лица пострадавшего и требовать защиты прав и свобод потерпевшего. Это в равной степени касается как административного, так и уголовного делопроизводства. Однако уполномоченный по правам человека не может принимать никаких решений, которые относятся к компетенции других госорганов и органов местного самоуправления.