Что называют общественным мнением как формируется общественное мнение
Что такое общественное мнение и как им манипулируют?
Исследователи, изучающие тактики поведение социальных общностей и групп, затрагивают вопрос о факторах, которые влияют на модель и направленность действий акторов. В научном дискурсе не решенным остается вопрос, внешние или внутренние параметры влияют на процесс социализации личности. В частности, изучается общественное мнение. Его структура, сущность, механизмы и средства манипулирования.
Что такое общественное мнение?
В научной литературе используется множество определений данного термина. Под массовым мнением понимается как отношение, оценка, состояние мировоззрения относительно происходящих в окружающем мире процессов и явлений. Так и способ проявления внутреннего состояния человека.
Мнение становится коллективным, когда в ходе жизнедеятельности представители социуму открывают и осознают закономерности, принципы, проблемы в процессах, явлениях, предметах. Иначе говоря, общественным называется то мнение, которое у каждого отдельного индивида сформировалось самостоятельно. Но которое отражает видение мира у масс. Взгляд отражает интересы и потребности.
Общественное мнение как средство манипуляции
Мнение общества используют как индикатор. С его помощью определяют настроения, отношение населения, тенденции и модели поведения.
Социальные институты, распространяющие информацию, формируют настроения. Сознание граждан зависит от СМИ.
После определения текущего состояния общества СМИ и др. организации понимают, информацию на какую тему нужно размещать и в какой манере подать. Так можно продвинуть любую идею и даже открыть окно Овертона.
Структура общественного мнения
Подход, рассматривающий элементы категории:
То, относительно чего возникает точка зрения. Это может быть проблема, вопрос, происшествие и т.д.
Объект, т.е. то, что обладает характеристиками и свойствами, вызывающими обсуждаемый вопрос, проблему.
Субъекты – общности, группы людей, которые обладают относительно схожим мнением по вопросу, относительно явления, предмета.
Рассматриваемое понятие многоаспектно. Поэтому в рамках другого подхода структура представляется как совокупность граней.
Рациональный элемент. Подразумевается, что общности имеют относительно объекта восприятия некоторые сведения либо опыт эмпирического взаимодействия. Поэтому их оценка имеет объективную основу.
Эмоциональный компонент – движущая сила коллективных вглядов. Знания относительно обсуждаемого предмета дополняются чувствами и эмоциями. Которые сформированы в результате критического осмысления.
Волевая часть. Отражает стремления общности к действию, к отстаиванию собственных воззрений. Свидетельствует о том, что образ мышления и модель поведения формируется по свободной воле индивидов.
Процесс формирования
Настроения и умозаключения транслируются и перенимаются в результате взаимодействия. В целом общественное мнение формируется в 3 этапа:
Возникновение мыслей и идей у индивидов.
Коммуникация, в результате которой индивиды делятся собственными мыслями, т.е. процесс трансляции.
Комбинирование множества мнений.
Разделение процесса на ступени условно. В реальности акты смешиваются и не подлежат систематизации.
Связь с общественным сознанием
Сознание – понятие более широкое, чем мнение. Под массовым сознанием понимается совокупность чувств, настроений, взглядов, теорий.
Исследователи Б.Грушин и Уледов убеждены, что общественное мнение людей – это средство и канал донесения сознания.
Массовое мнение формируется в результате зарождения личной точки зрения и ее синтеза с другими. Социальное осознание возникает на групповом, а не личностном уровне.
Влияние на человека
Каждый человек от рождения имеет генетически и биологически обусловленные предрасположенности, задатки, темперамент и т.д. Данные параметры можно отнести к внутренней категории факторов, влияющих на социализацию.
Поскольку человек – социальное существо, на процесс его социализации влияют также внешние переменные. К ним можно отнести экономическое положение страны, уровень научно-технического развития, культуру и традиции, идеологию и коллективные взгляды.
Мысли и идеи не всех окружающий индивида лиц отражаются в его сознании. Только тех, кто имеет авторитет и уважение. Поэтому главными агентами социализации являются родители и близкие друзья.
Мышление родителей и друзей формируется посредством коммуникации с другими членами социума.
Как перестать зависеть от общественного мнения?
Живущая в обществе личность не может не находиться под влиянием оценочных суждений масс. Но она может фильтровать информацию, идеи и настроения.
Способность не зависеть от чужой точки зрения присуща зрелой, самодостаточной личности. Чтобы ею стать человек должен иметь собственный взгляд на мир, критическое мышление. Осознавать, что общепринятых законов и принципов существования быть не может. Каждый человек индивидуален, поэтому имеет право на собственный взгляд.
Парадоксально, но умение критиковать формируется только в результате сначала приобщения к массовым взглядам, а затем отторжения от них.
Общественное мнение с позиции социологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общественное мнение: сущность понятия и этапы формирования
Общественное мнение – тип состояния общества. Общественное мнение может содержать в себе как явное, так и скрытое отношение индивида и широких социальных групп к процессам и явлениям, которые происходят в обществе и отражают действительность.
Субъект общественного мнения – это социальные общности и группы. Объектом общественного мнения могут быть события или явления, факты и социальные проявления, которые имеют негативную и позитивную окраску и вызывают определенную реакцию со стороны общества.
Общественное мнение формируется поэтапно:
Социологами выделяется несколько основных условий, которые затем определяют развитие общественного мнения, функционирование общественного мнения. Соблюдение этих условий обеспечивает устойчивость общественного мнения.
Первое условие – это значимость общественного мнения, поскольку оно должно быть злободневным, актуальным, должно отражать те темы и события, которые действительно интересны человеку и могут вызывать у него различные реакции.
Второе условие – общественное мнение должны иметь дискуссионный характер. Должны существовать дополнительные вопросы, которые будут обсуждаться в ходе формирования общественного мнения. Это могут быть вопросы, которые ранее уже были подняты, но по ним так и не пришли к общему выводу. Также это могут быть вопросы, которые вызывают у людей более острую реакцию, из-за которых они порой вступают в противоречия и даже конфликты. Но в этом и есть особенность общественного мнения – различные оценочные суждения, которые сосуществуют. Однако единство общественного мнения означает, что реакция действительно единая, она действительно вызвана как негативными, так и позитивными оценками, а значит в этой реакции отражается в мнении большинства.
Готовые работы на аналогичную тему
Третье условие – требуемый уровень компетентности. Он важен для формирования общественного мнения и его дальнейшего развития и функционирования. Важно, чтобы обсуждаемые проблемы были знакомы тем, кто их обсуждает, чтобы человек мог высказать не только свое субъективное, обывательское, но и экспертное мнение. Осведомленность в общественных вопросах позволяет грамотно разобрать их, предложить свои варианты по разрешению сложившейся ситуации и противоречия. Также общественность может сама принимать участие в принятии значимых решений.
Влияние общественного мнения на личность человека
Общественное мнение – это далеко не любое мнение. Им может стать только то мнение, которое будет соответствовать полному спектру критериев социальной значимости, критериям социальной компетентности. Это то мнение, которое может вызывать дискуссии и споры, а также способствует формированию новых социальных практик на основании уже имеющихся нескольких мнений.
Общественное мнение может характеризоваться некоторыми чертами, такими как масштабность, распространенность среди определенных социальных категорий. В основном общественное мнение распространяется среди тех, кому эта тема может быть полезна и интересна, кто имеет личную вовлеченность в обсуждаемые процессы. На основание высказываний общественное мнение может выражаться в конструктивных суждениях, в позитивных и негативных оценках, а по своей структуре общественное мнение может быть плюралистическим или монистическим. Общественное мнение способно манипулировать человеческим сознанием, и в этом выражается его основная роль в жизни человека. Это – один из способов повлиять на человека с целью изменить его поведение полностью или внести в его поведение некоторые изменения, которые в дальнейшем приведут к тому, что он будет воспринимать социальную реальность так, как это выгодно тем, кто занимается манипуляциями.
Общественное мнение задается непосредственно манипулятором. Оно влияет на подсознание человека, и делается это для того, чтобы удовлетворить потребности манипулятора. Важно уделить внимание тому, в какой форме выражается информация, а не тому, в чем состоит ее содержание. Например, СМИ принимают активное участие в формировании общественного мнения. Они наряду с социальными сетями быстро принимают новую информацию, обрабатывают ее, переносят данные из одного региона или даже участка планеты в другой, и требуется на это всего несколько секунд. В этом состоит сила информационных технологий, которой пользуются не всегда с благими намерениями. Общественное мнение может формироваться не только на основании какого-либо положительного события – те, кто хочет спровоцировать аудиторию на негативные эмоции и негативные оценки, всегда будут пользоваться этим и сеять сомнения. Особенно это касается периодов дестабилизации – смены власти, экономического кризиса в определенной стране или на международном уровне.
Общественное мнение
Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.
В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.
Явление существовало во все исторические эпохи, начиная с глубокой Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в. Его возникновение связывают с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Солсбери, который использовал его в книге «Поликратик» для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял собой буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Двойной стандарт или двойная мораль — широко распространённое, но официально отрицаемое применение на практике дискриминационных подходов к оценке действий и прав групп населения, стран, рас. Двойные стандарты характеризуются различным применением принципов, законов, правил, оценок к однотипным действиям различных субъектов (одним из которых может выступать сам оценивающий) в зависимости от степени лояльности этих субъектов или иных соображений выгоды для оценивающего. Термин широко используется.
Под проте́стом обычно понимают относительно открытую реакцию (или нет) на общественную ситуацию: иногда в поддержку, но обычно против неё. В зависимости от отношения к нему со стороны власти и политического режима протесты бывают санкционированные и несанкционированные. Крайняя форма социального протеста может перерасти в революцию.
Grassroots (рус. корни травы) — термин современной американской политологии, так в США называют спонтанные движения «снизу». Под grassroots понимаются условно говоря «истинные» движения, организованные гражданами для борьбы за свои права.
Урок 2
Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология
Раздел. Социальные технологии.
Тема урока. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией работы с общественным мнением.
Социальные технологии
§35. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология
Общественное мнение
Общественное мнение — это оценочное суждение (скрытое или явное) различных групп людей о событиях и процессах действительной жизни, затрагивающих их интересы и потребности. Люди публично выражают общественное мнение, что оказывает влияние на функционирование человеческого общества. Понятие «общественное мнение» впервые появилось во Франции в конце XIX в.
Общественное мнение складывается из широко распространённой информации в виде мнений, суждений, убеждений, идеологий, а также слухов, сплетен, заблуждений. Формируется общественное мнение с помощью социальных технологий и в значительной степени средствами массовой информации и сетью Интернет.
Формами выражения общественного мнения являются выборы органов власти, участие населения в законодательной и исполнительной деятельности, собрания, митинги, манифестации, пикеты и др. (рис. 116).
Руководство любой страны должно постоянно прислушиваться к общественному мнению.
Для работы с общественным мнением применяют следующие технологии: проведение референдумов, массовые обсуждения важных для общества проблем, выборочные опросы населения и др. Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура.
Социальные сети как технология
Понятие «социальная сеть» существовало задолго до появления средств телекоммуникации (телефона, Интернета, интерактивного телевидения и т. д.). Под социальной сетью понимались связи отдельных групп людей, имеющих одинаковые интересы, предпочтения, взгляды, идеи. Сети формировались также по потребностям, ресурсам и сферам влияния, социальным статусам и позициям. Участники такой социальной сети на основе доверия, взаимной поддержки, симпатий, участия в общих делах могли эффективно взаимодействовать для достижения общих целей.
C появлением Интернета понятие социальной сети приобрело иное значение. Социальная сеть — компьютерная среда, содержащая различные веб-службы и сайты, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. Веб-сайт (от англ, website — место в сети) — компьютерная программа частного лица или организации в сети, имеющая определённый адрес. Все сайты, входящие в Интернет, формируют Всемирную паутину, которая объединяет информацию мирового сообщества в единое целое — базу данных и коммуникации планетарного масштаба. Наличие большого числа пользователей сети и создаёт предпосылки для использования социальной сети как мощной всеохватывающей социальной технологии, формирующей мировоззрение людей.
Информация о событиях в мире, международном положении, социально-экономическом развитии страны и отраслей экономики, достижениях пауки и техники и другое создаёт в сознании людей образ окружающей действительности.
Рекламодатели, изучая добровольно опубликованную пользователями информацию о себе, своих взглядах, интересах, предпочтениях и т. д., применяют технологию рассылки целевой рекламы, ориентированной на конкретного человека.
К сожалению, в социальной сети часто появляется непроверенная или заведомо ложная информация, которая вводит в заблуждение пользователя или формирует в его сознании негативное отношение к какому-либо событию. В связи с этим пользователь должен тщательно анализировать получаемую информацию и сравнивать её с информацией, содержащейся в других источниках.
Некоторые руководители организаций запрещают своим работникам пользоваться социальными сетями, чтобы воспрепятствовать утечке информации.
Запоминаем опорные понятия
Общественное мнение, социальная сеть.
Практическая работа № 24
Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского, адаптированный для учащихся)
1. Ответьте однозначно на представленные ниже вопросы: «да», «нет», «иногда». Оценка ответов: «да» — 2 балла, «нет» — 0 баллов, «иногда» — 1 балл. Запишите сумму баллов в рабочую тетрадь.
Вопросы
1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи её ожидание?
2. Вызывает ли у вас чувство смятения и неудовольствия поручение выступить с докладом, сообщением, информацией?
3. Не откладываете ли вы уборку своей комнаты до последнего момента?
4. Вам родители предлагают поехать на дачу прополоть и полить грядки. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой поездки?
5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Будете ли вы недовольны, если старушка на улице обратится к вам с просьбой перевести её через дорогу?
7. Верите ли вы в то, что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Вы оказались в лифте один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в конец очереди и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации в школе?
13. У вас есть собственные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счёт вы не приемлете. Так ли это?
14. Услышав где-либо высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтёте ли вы промолчать и не вступать в разговор?
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?
2. Оцените уровень вашей коммуникабельности в зависимости от полученной суммы баллов (коммуникабельность — склонность к общению с другими людьми, общительность) по следующим критериям:
25—31 балл — вы не очень общительный человек;
9—24 балла — у вас нормальная коммуникабельность;
1 — 8 баллов — вы слишком общительны и вам следует воспитывать в себе терпеливость и сдержанность.
3. Сделайте выводы по результатам проведённых исследований.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Выясните, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, какие социальные сети, поисковые системы, сервисы мгновенного обмена сообщениями в настоящее время являются самыми посещаемыми в России. Сохраните информацию в форме описания и др.
Что такое общественное мнение: кратко и простыми словами
Общественное мнение – это убеждения тех, кого не спрашивали. Такую шутку можно часто услышать, особенно в кругах молодежи. Об этом говорят в контексте обсуждения проблемы зависимости от чужого мнения. Давайте и мы изучим понятие общественного мнения, дадим определение, проанализируем структуру, функции, механизм формирования, найдем связь между ним и убеждениями отдельной личности.
Что такое общественное мнение
Начать стоит с определения понятия «общественность». Это группа лиц, оказавшихся в общей трудной ситуации. Ее участники осознают сложность, неопределенность ситуации, выражают общее отношение к ней. Оно отражается в поведении, поступках, реакциях каждого из участников группы.
До сих пор понятие «общественное мнение» не получило единого определения. Скажем так: это набор убеждений, суждений по какому-то вопросу, которые пропагандирует, принимает группа, большая часть общества. Это состояние массового сознания.
Для изучения общественного мнения социологи и психологи пользуются следующими методами исследования:
Сам феномен известен давно, но пристальному изучению подвергся в XX веке. Сначала изучением феномена занялась социология, а затем психология. Рассмотрим каждую из теорий подробнее.
В социологии
В социологии под этим понимают отношение большинства к событиям, которые происходят в обществе. Оно отражает общую позиции людей по какому-то вопросу, выражает их интересы. Общество состоит из групп, у каждой из них есть свое мнение. Оно и внутренне и общественное одновременно.
В психологии
В психологии его рассматривают как зеркало, отражающее состояния общества. Оно отражает реальность, показывает усредненное мнение людей по какому-то вопросу, усредненную систему ценностей, убеждений. Оно отражает среднестатистическую оценку действительности, диктует нормы поведения в конкретной ситуации.
Как средство манипуляции
Манипулируя убеждениями общества, можно управлять городами, странами. Подчинять себе людей и управлять их поведением.
Популярные методы манипулирования общественным мнением:
Признаки
Какое мнение можно считать общественным:
Свойства
К свойствам относится:
Если анализировать феномен как социальный институт, то можно назвать следующие свойства:
Сознание большинства содержит негативные или позитивные убеждения (по полярности), а также оценочные, аналитические, конструктивные суждения (по содержанию).
Структура
В структуру входит объект и субъект. Объект – какое-либо событие (процесс, факт, явление). При изучении объекта важно обращать внимание на то, правильно ли субъекты понимают проблему, и на то, что именно в объекте привлекло их внимание. Субъект – люди, которые выражают оценочные суждения относительно объекта. Субъект имеет свою структуру: классы, общности, слои, группы. Включаются те группы, для которых проблема имеет наибольшее значение.
Что еще входит в структуру:
Таким образом, в структуру общественного мнения входит эмоциональный, волевой и рациональный аспект.
Сущность и функции
Итак, в чем же суть общественного мнения:
Групповое убеждение может быть ложным, если субъекты руководствуются слухами и домыслами, а не реальными фактами.
Функции общественного мнения:
Как формируется общественное мнение
Формирование может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим подробнее механизм, этапы, факторы формирования.
Механизм формирования
Для того чтобы сформировалось общественное мнение, должны быть соблюдены конкретные условия:
Таким образом, общественным может быть только то мнение, которое соответствует всем трем критериям: значимость, дискуссионность, компетентность.
Этапы формирования
Общественное мнение формируется в три этапа:
Социологи выделяют еще четвертый этап – спад (интерес к проблеме снижается). Почему это происходит: проблема решена или ее нельзя решить, возникла более серьезная проблема.
Факторы, которые влияют
На формирование группового отношения влияют:
То есть общее отношение по какому-либо вопросу формируют СМИ, социальные институты и отдельные личности. Обычно психологи и социологи сводят источники к двум позициям: личное наблюдение за другими членами социума и СМИ. Уделим особое внимание влиянию СМИ на общественное мнение.
Общественное мнение и СМИ взаимосвязаны. Основное средство влияния СМИ – стереотипизация. При помощи определенных стереотипов поведения, мифов иллюзий они вызывают те эмоции, которые нужны, например, страх, радость, восторг. СМИ показывают людям такую картину мира, которая вызовет у них реакции, нужные правительству. Но в то же время каждый участник общества может влиять на СМИ, например, через интернет.
Общественное мнение и общественное сознание
Социум диктует, что осуждать, а что хвалить, что скрывать, а что поддерживать, как себя вести можно, а как лучше не стоит. Общественное мнение – это состояние общественного сознания. Отражает скрытое или явное отношение людей к каким-либо явлениям действительности. Если убеждения какого-то человека не совпадают с убеждениями большинства, то он предпочитает отмалчиваться. Эта закономерность наблюдается во всех сферах жизни. Таким образом, групповое отношение и сознание регулируют поведение отдельных людей.
Влияние общественного мнения на человека
Социум диктует человеку, как он должен себя вести, каких норм придерживаться. Общество учит человека нести ответственность за свои слова и поступки. Социум воспитывает и перевоспитывает, он формирует традиции, привычки, обычаи. Массовое сознание диктует общие для всех нормы жизни, ограничивая свободу и покушаясь на индивидуальность. Найти баланс между общественным и индивидуальным – одна из главных задач жизни любого человека.
Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.
Зависимость от общественного мнения
Как быть собой и не думать, что скажут люди, но при этом поддерживать хорошие отношения с социумом? Зависимость от взглядов других связана со страхом критики и осуждения, которому общество может подвергнуть человека. Далеко не каждый может выступить против большинства. Однако это важно делать, потому что зависимость препятствует развитию, самореализации. Страх делает человека пассивным, лишает мечтаний и устремлений. Проблема в том, что человек не может жить вне социума, но и подчиняться ему во всем не лучший вариант. Что же остается?
Как перестать зависеть от общественного мнения
Прежде всего, нужно принять тот факт, что все люди зависят от других. Кто-то в меньшей степени (волевые, уверенные в себе люди), а кто-то в большей степени (неуверенные индивиды с комплексами и страхами), но исключений нет. Так что совсем избавиться от зависимости не получится. Так устроен человек, что нам нужно учитывать убеждения большинства, оглядываться на других людей, если мы хотим чего-то добиться в жизни.
Разнообразие взглядов обусловлено разным жизненным опытом людей, разными интересами, спецификой восприятия. Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию. Помните о том, что отношение большинства переменчиво. Мы уже сказали, от чего это зависит. При определенной доли уверенности в себе, арсенале фактов и аргументов вы сами можете сделать свои убеждения всенародными. Каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.