Что называют местом возникновения и носителем затрат
Понятие и определение мест возникновения затрат
С целью управления себестоимостью производят группировку затрат по объектам учета. В управленческом учете объектами учета затраты выступают:
— места возникновения затрат;
Учет затрат по видам— первое необходимое условие для итогового контроля издержек. Такая классификация затрат по существу определена главой 25 НК РФ [4] и ПБУ 10/99. Группировка затрат по видам основывается на классификации затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции.
Производственные затраты лучше всего контролировать при производственном потреблении ресурсов, т.е. там, где происходит производственный процесс или его обслуживание. В связи с этим для аналитической детализации и группировки затрат решающее значение приобретают такие объекты их учета, как места возникновения затрат(МВЗ).
Места возникновения затрат (МВЗ) – это структурные единицы предприятия, по которым организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления затратами производственных ресурсов. На предприятии к местам возникновения затрат относятся производства, цехи, участки, отделы, бригады, рабочие места, другие подразделения.
Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов определяется главным образом:
1) необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и планирования будущей деятельности структурных единиц предприятия;
2) необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат можно отнести на продукты по прямому признаку. Остальные затраты необходимо сначала собрать по местам их возникновения.
Принято различать следующие принципы выделения МВЗ:
По отношению к производству МВЗ делятся на первичные, вторичные и общие.
1) первичные МВЗ (основные подразделения: цеха, участки, бригады), которые напрямую связаны с производством готовой продукции, работ, услуг или полуфабрикатов (их затраты непосредственно переносятся на носители затрат пропорционально объему деятельности в МВЗ по изготовлению каждого продукта);
2) вторичные МВЗ (вспомогательные подразделения: цеха, участки, бригады, в том числе в составе основных производственных цехов, не вошедших в состав первичных МВЗ), которые предоставляют услуги основным МВЗ (их затраты переносятся на другие МВЗ напрямую, через внутренние заказы или произведенную продукцию).
К общим (накладным) МВЗ относятся подразделения, не участвующие непосредственно в производстве. Их затраты нельзя разнести на носители затрат или на счета других центров затрат прямым способом. Они включают:
— сбытовые МВЗ, которые отвечают за реализацию продукции (их затраты относятся на период с возможным разделением по видам продукции);
— материальные МВЗ (склады, кладовые), которые отвечают за приобретение и хранение материалов (их затраты могут относиться на МВЗ — потребителей материалов или на период);
— общецеховые и административные МВЗ (администрация цеха, лаборатория, административные службы предприятия), которые ответственны за управление, администрирование производственным процессом, а также его поддержку (их затраты разносятся на производимую продукцию как накладные — пропорционально фонду оплаты труда или другой подобной базе, либо относятся на период).
МЕСТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И НОСИТЕЛИ ЗАТРАТ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Производственная деятельность любой коммерческой организации направлена на выполнение главной цели – выпуск продукции для реализации и получения прибыли. Эффективность функционирования организации как хозяйствующего субъекта зависит от степени управляемости затратами. Управление затратами предусматривает их экономически обоснованную классификацию, которая позволяет выявить объективно существующие группы затрат, процессы их формирования и взаимоотношения между отдельными частями, а также целенаправленно осуществлять эффективное управление производственным процессом.
По видам затраты на производство группируют по экономически однородным элементам и статьям калькуляции. Группировка затрат по видам позволяет выявить однородные по экономическому содержанию затраты и необходима для определения стоимости всех видов использованных ресурсов, для увязки затрат с платежами, для определения оптимальных размеров закупок и запасов.
Классификация затрат по экономически однородным элементам в отечественной практике несколько отличается от классификации, принятой в зарубежной практике. В отечественной практике выделяют пять элементов затрат: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления от оплаты труда; амортизация; прочие затраты. В международной практике выделяют три элемента затрат: прямые материальные затраты; прямые трудовые затраты; общепроизводственные расходы.
Классификация затрат по статьям калькуляции применяется только в отечественной практике и включает в себя двенадцать статей согласно типовой номенклатуре, но в различных отраслях количество статей может варьироваться.
Затраты также могут быть сгруппированы по носителям затрат, месту возникновения, центрам ответственности, бизнес-процессам и стадиям жизненного цикла продукта.
Группировка затрат по носителям затрат (видам продукции) позволяет определять плановую и фактическую себестоимость изготовленной продукции, производить анализ рентабельности и проводить взвешенную политику ценообразования.
Группировка затрат по местам возникновения производится с целью правильного формирования себестоимости отдельных видов продукции, учета внутризаводского оборота, определения потребности подразделений в ресурсах, определения маржинального дохода подразделений. Места возникновения затрат (МВЗ) можно условно поделать на МВЗ с традиционной организационной структурой (цеха, участки, вспомогательные и обслуживающие производства, административные подразделения) и ориентированные на управленческий учет (центры ответственности, бизнес-процессы).
Группировка затрат по бизнес-процессам предназначена для формирования плановой и фактической себестоимости конкретного бизнес-процесса, его конечной продукции, а также продуманной политики ценообразования.
Группировка по стадиям жизненного цикла продукта дает возможность определить поведенческую мотивацию, т.е. идентифицировать эти затраты и соотнести их с периодами, в которых они обеспечивают выгоды определенному продукту.
Для целей управленческого учета классификация затрат весьма разнообразна и зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить:
o принятие управленческих решений;
o осуществление процесса планирования и контроля.
Решению каждой из задач соответствует своя классификация затрат, отраженная в табл. 2.1.
Таблица 2.1. Классификация затрат для целей управленческого учета
Дадим краткую характеристику каждому виду затрат в приведенной классификации.
Для принятия решений и планирования нужна информация о затратах и их поведении.
Деление затрат на постоянные и переменные важно при выборе системы учета и калькулирования, анализа и прогнозирования. Такое деление лежит в основе расчета критической точки объема производства, анализа порога рентабельности и в конечном счете выбора экономической политики предприятия.
Переменные затраты неоднородны. В зависимости от соотношения изменения затрат и объема производства их можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные и регрессивные. О пропорциональных говорят тогда, когда относительное изменение затрат равно относительному изменению объема или загрузки (например, основная заработная плата производственных рабочих при прямой сдельной оплате труда). Прогрессивные растут быстрее, чем увеличивается объем проиэводства (например, оплата труда производственных рабочих при сдельно-прогрессивной системе); дегрессивные растут медленнее, чем объем производства (например, затраты на технологическую энергию и топливо, смазочные и обтирочные материалы); регрессивные сокращаются в абсолютном выражении, несмотря на рост объема производства.
Данная группировка относится к прошлым затратам (расходы уже произведены и с их помощью выпущена продукция).
Затраты и доходы, имеющие отношение к будущему, рассматриваются с точки зрения принятия их в расчет. Принимая решение, руководитель должен четко представлять себе все его последствия. Чтобы принять правильное решение, руководителю важно знать, какие затраты и выгоды оно за собой повлечет.
Вышеприведенную классификацию нельзя применить для осуществления функции контроля за уровнем затрат. Как правило, продукция в процессе своего изготовления проходит ряд последовательных стадий в различных подразделениях предприятий. Располагая сведениями только о совокупной производственной себестоимости продукции, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными производственными участками.
Для целей налогового учета применяется классификация затрат на прямые и косвенные. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). В связи с внесением изменений в главе 25 НК РФ с 1 января 2005 г. организациям предоставляется право самим определять перечень прямых расходов, закрепив свое решение в учетной политике для целей налогообложения.
Налоговым кодексом предусмотрены следующие прямые расходы:
o материальные затраты в части затрат:
— на приобретение сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг),
— приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке;
o расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование, страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
o суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров (работ, услуг).
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст.265 «Внереализационные расходы» НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
В соответствии с п.2 ст.318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налоговою) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ.
Одним из принципов планирования, учета и анализа затрат, образующих себестоимость продукции, является необходимость их группировки по месту возникновения. В условиях перехода к рыночной социально ориентированной экономике значение организованного учета затрат по местам возникновения значительно повышается. Ранее предлагалось планировать и учитывать затраты по характеру производства (основное, вспомогательное и др.) и по цехам. Объединение того и другого понятия в «место возникновения затрат» наиболее точно выражает их содержание и назначение.
Места возникновения затрат представляют собой структурные единицы предприятия, являющиеся причиной возникновения затрат, включая протекающие внутри них хозяйственные процессы.
Выбор мест возникновения затрат в качестве объектов учета вызван необходимостью оценки прошлой, контроля настоящей и планирования будущей деятельности структурных единиц предприятия, а также необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов, поскольку только часть возникающих затрат можно отнести на продукты по прямому признаку. Остальные затраты необходимо сначала собрать по местам их возникновения.
Принято различать следующие принципы выделения мест возникновения затрат:
На практике перечисленные принципы могут встречаться в комбинированном виде.
В зарубежной литературе по учету также выделяются конкретные и абстрактные, общие и единичные, постоянные и временные места расходов.
Критерии обособления центра затрат специфичны для любого производства, в качестве центра затрат могут выступать передел, группа машин, рабочее место. Основой выделения центров затрат является единство используемого оборудования, выполняемых операций или функций.
В некоторых зарубежных фирмах к центру затрат приравнивается центр ответственности, хотя понятие центра ответственности гораздо шире.
Центры ответственности как объекты учета затрат могут совпадать с местом возникновения затрат или объединить несколько таких мест. Главной целью выделения центров ответственности является оперативное управление и контроль за затратами и объемами выпуска продукции.
Концепцию учета по центрам ответственности впервые выдвинул американский ученый Джон Хиггинс. Основой методологии управления через центры ответственности является представление о том, что организация деятельности предприятия опирается на балансирование доходов и расходов, места, возникновения которых могут быть четко определены с соответствующим закреплением ответственности руководителей.
Таблица 2.2. Классификация центров ответственности, приводимая различными авторами
Автор | Признак классификации | Тип центра ответственности |
М. Вахрушина | Информационный | Определяются особенностями хозяйствующего субъекта |
Организационный | Цент затрат, центр прибыли, центр доходов, центр инвестиций | |
По месту в сегментарной отчетности | Внутренние, внешние | |
В. Ивашкевич | Объем полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров | Центр затрат, центр прибыли, центр доходов, центр инвестиций |
Функции подразделения | Основные и обслуживающие | |
А. Миславский | Функциональный | Центр доходов, центр затрат, центр закупок, центр управленческих расходов, центр прибыли, центр инвестиций, центр маржинального дохода |
Н. Адамов, А. Тилов | Организационная структура | Центр затрат, центр прибыли, центр продаж, центр инвестиций Профи-центр, центр затрат, венчур-центр |
К. Щиборщ | Уровень полномочий руководителей подразделений | Центр управленческих затрат, центр нормативных затрат, центр доходов, центр прибыли, центр инвестиций |
Подносителем затрат понимают продукт (часть продукта, группу продуктов) разной степени готовности (полностью готовый или прошедший только часть технологических операций, переделов, фаз), который в процессе своего производства и сбыта является причиной возникновения затрат и на который данные затраты можно отнести по прямому признаку.
Выбор носителей затрат в качестве объектов учета объясняется:
o необходимостью калькулирования себестоимости производимых продуктов.
К общим для всех объектов учета принципам группировки в отношении носителей затрат следует добавить еще один специфический: поскольку выделение носителей затрат в качестве объектов учета связано также с необходимостью калькулирования себестоимости, следует согласовать группировку носителей затрат с объектами калькулирования.
Носители затрат могут соответствовать объектам калькулирования, быть уже (т.е. с несколькими другими носителями входить в состав объекта калькулирования) или шире (включать в себя несколько объектов калькулирования). Если носитель затрат включает в себя несколько объектов калькулирования, это неизбежно ведет к косвенному распределению затрат, результаты которого всегда спорны. Поэтому в группировке носителей затрат следует стремиться к тому, чтобы они соответствовали объектам калькулирования.
Среди основных признаков классификации носителей затрат можно выделить:
o продуктов, вариант исполнения, сорт, типоразмер;
При формировании центров ответственности за каждым центром закрепляются соответствующие места возникновения затрат. Учет и распределение затрат по местам их формирования с помощью регистров матричной формы основаны на сочетании группировок затрат по видам и местам их возникновения. Для этого составляют специальную шахматную ведомость, по строкам и столбцам которой отражаются виды (статьи, элементы) затрат и места (центры) их формирования, а на пересечении соответствующих строк и столбцов указываются затраты мест.
Контрольные вопросы:
1. Какие имеются отличия в концепции учета затрат в бухгалтерском и налоговом учете?
2. Какие расходы в бухгалтерском учете относятся к прочим расходам?
3. Назовите состав расходов по элементам в налоговом учете.
4. По каким элементам классифицируются затраты в международной практике учета?
5. Какова классификация затрат для принятия управленческих решений и планирования?
6. Какие затраты являются контролируемыми (неконтролируемыми)?
7. Чем отличаются места возникновения затрат от центров затрат?
8. Дайте определение центра, ответственности.
9. Какие подходы к выделению центров ответственности вы знаете?
10. Каковы преимущества выделения центров ответственности?
11. Что понимают под носителем затрат?
12. По каким признакам классифицируются носители затрат?
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Управление затратами и принятие оперативных управленческих решений.
Классификация затрат.
Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная классификация затрат. Затраты на производство группируются по месту их возникновения, центрам ответственности, носителям затрат и видам расходов.
Носителями затрат называют виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные к реализации. Эта группировка необходима для определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
По видам затраты группируются по экономически однородным элементам и по статьям калькуляции в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
В целях управленческого учета затраты делятся на категории в зависимости от того, какую управленческую задачу надо решать.
Классификация затрат в зависимости от целей управленческого учета
Задачи | Классификация затрат |
Расчет себестоимости произведенной продукции, оценка стоимости запасов и полученной прибыли | Входящие и истекшие Прямые и косвенные Основные и накладные Входящие в себестоимость (производственные) и затраты отчетного периода (периодические) Одноэлементные и комплексные Текущие и единовременные |
Принятие управленческих решений и планирование | Постоянные и переменные Принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках Безвозвратные и возвратные Вмененные (упущенная выгода) Предельные и приростные Планируемые и непланируемые |
Контроль и регулирование | Регулируемые и нерегулируемые |
Постоянные и переменные затраты.
Используются при проведении анализа безубыточности и связанных с ним показателей, а также при оптимизации выпускаемой продукции.
По отношению к объему производства или продаж (уровню деловой активности) затраты разделяют на «постоянные» и «переменные».
Переменные затраты изменяются пропорционально объёму производства или продаж, а рассчитанные на единицу продукции представляют собой постоянную величину. Примером переменных затрата для торгового предприятия является стоимость закупленных товаров, комиссионные вознаграждения и другие расходы, связанные со сбытом, которые изменяются пропорционально изменению объёма продаж.
Производственные переменные затраты | Непроизводственные переменные затраты |
Прямые материальные затраты | Расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю |
Прямые затраты на оплату труда | Транспортные расходы |
Затраты на вспомогательные материалы | Комиссионные посреднику за продажу товара |
Покупные полуфабрикаты |
Постоянные затраты в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности, но рассчитанные на единицу уменьшаются при увеличении объёма производства или продаж. Примерами постоянных затрат служат расходы на аренду помещений, заработная плата административного персонала, профессиональные услуги. Общая сумма данных расходов относительна не зависит от объёма продаж.
Подразделяя расходы на переменные и постоянные, нужно использовать понятие «область релевантности«, в котором сохраняется особая взаимосвязь запланированных взаимоотношений выручки и затрат. Так постоянные расходы постоянны относительно конкретного периода, например одного года, но со временем из-за воздействия внешних факторов могут увеличиться или уменьшиться (изменение ставки налога на имущество и прочее).
При классификации затрат переменные и постоянные составляющие выделяются в самостоятельные статьи расходов, поэтому условно-переменные или условно-постоянные расходы не выделяются в отдельную группу.
Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценке.
Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Целесообразно сравнивать между собой только показатели второй группы. Эти затраты, отличающие одну альтернативу от другой, называют релевантными. Только они учитываются при принятии решений.
Пример. Предприятием, реализующим продукцию на внешнем рынке, были закуплены впрок основные материалы на сумму 500 руб. Впоследствии в связи с изменением технологии выяснилось, что для собственного производства эти материалы малопригодны. Произведенная из них продукция окажется неконкурентоспособной на внешнем рынке. Однако российский партнер готов купить у данного предприятия продукцию, изготовленную из этих материалов, за 800 руб. При этом дополнительные затраты предприятия по изготовлению продукции составят 600 руб. Целесообразно ли принимать подобный заказ?
Истекшие затраты по приобретению материалов в сумме 500 руб. уже состоялись. Они не влияют на выбор решения, не являются релевантными. Сравним альтернативы по релевантным показателям (табл.).
Показатели | Альтернатива 1 (не принимать заказ) | Альтернатива 2 ( принять заказ) |
Выручка от реализации | _ | 800 |
Дополнительные затраты | _ | 600 |
Прибыль | _ | 200 |
Выбрав альтернативу 2, предприятие уменьшит свой убыток от покупки ненужных ему материалов на 200 руб., сократив его с 500 до 300 руб.
Подходы к анализу снижения затрат.
Анализ тенденции по диаграмме затрат | Подход с применением носителей затрат | Разработка сравнительных показателей |
Составить диаграмму затрат и изучить тренд Отобрать важные и контролируемые затраты, изучить их более подробно Определить возможное снижение затрат | Выявить применимые носители затрат Определить возможное снижение затрат по каждому носителю | Выявить сферы возможной регистрации показателей Определить источники данных для сравнения Определить возможное снижение затрат |
Анализ структуры затрат
Построение системы управления затратами.
Метод калькуляции себестоимости по переменным затратам («direct-costing»).
Сущность его заключается в принципиально новом подходе к включению затрат в себестоимость. Затраты разделяются на постоянные и переменные. Только переменные затраты включают в себестоимость. Для ее определения сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции и предоставленных услуг. Постоянные затраты вообще не включают в расчет себестоимости, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. Иначе говоря, до расчета операционной прибыли формируется показатель маржинальной прибыли компании, и лишь затем уменьшая маржинальную прибыль компании на сумму постоянных затрат, формируется финансовый результат.
Существует множество мнений о правомерности такого неполного включения затрат в себестоимость. Международные стандарты бухгалтерского учета запрещают использовать этот подход для составления финансовой отчетности компании в финансовом учете. Основным аргументом против этого выдвигается тезис о том, что постоянные затраты тоже участвуют в процессе создания продукции. Но с другой стороны получается, что постоянные затраты по-разному участвуют в создании себестоимости разного объема одной и той же продукции, а рассчитать действительное участие постоянных затрат в создании себестоимости практически невозможно, поэтому их стоимость просто списывают из полученной компанией прибыли.
Ниже приведены краткие итоговые характеристики методов калькулирования себестоимости «direct-costing» и «absorption-costing».
«Direct-costing» | «Absorption-costing» |
Основывается на учете конкретных производственных затрат. Постоянные расходы относятся всей суммой на финансовый результат и не разносятся по видам продукции. | Основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции (расчет полной себестоимости продукции). |
Предполагает разбиение затрат на постоянные и переменные. | Предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. |
Применяется для более гибкого ценообразования, вследствие чего увеличивается конкурентоспособность продукции. Дает возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, и, соответственно, возможность планировать цены и скидки на определенный объём продаж. | Применяется наиболее часто в российских предприятиях. В основном используется для внешней отчетности. |
Запасы готовой продукции оцениваются только по прямым затратам. | Запасы продукции на складе оцениваются по полной себестоимости, с включением компонент постоянных производственных затрат. |
Поэтому метод маржинальной прибыли основывается на следующей формуле:
Отчет о прибылях и убытках (Маржинальный подход).
Выручка от реализации $539,000
Переменная часть себестоимости реализованной продукции
- Переменная часть себестоимости товаров для продажи $179,872
Минус Конечные остатки готовой продукции $19,272
Переменная часть себестоимости реализованной продукции $160,600
Маржинальная прибыль $272,800
Минус Постоянные расходы
- Постоянные общепроизводственные расходы $36,960
Постоянные коммерческие расходы $48,210
Операционная прибыль (до налогообложения) $105,200
Период 1 | Период 2 | Период 3 | Период 4 | Период 5 | Период 6 | |
Объем продаж (шт.) | 150 | 120 | 180 | 150 | 140 | 160 |
Объем производства (шт.) | 150 | 150 | 150 | 150 | 170 | 140 |
Метод калькулирования себестоимости по полным затратам.
(тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | |
Период 1 | Период 2 | Период 3 | Период 4 | Период 5 | Период 6 | |
Запасы готовой продукции на складе на начало периода | ||||||
Произв. затраты | ||||||
Запасы готовой продукции на складе на конец периода | ||||||
Себестоимость реализованной продукции | ||||||
Объем продаж | ||||||
Валовая прибыль | ||||||
Общехозяйствен. расходы | ||||||
Операционная прибыль |
(тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | (тыс.руб.) | |
Период 1 | Период 2 | Период 3 | Период 4 | Период 5 | Период 6 | |
Запасы готовой продукции на складе на начало периода | ||||||
Произв. перем. затраты | ||||||
Запасы готовой продукции на складе на конец периода | ||||||
Себестоимость реализованной продукции по переменным затратам | ||||||
Постоянные общепроизводственные расходы | ||||||
Суммарные производств. затраты | ||||||
Объем продаж | ||||||
Валовая прибыль | ||||||
Общехозяйствен. расходы | ||||||
Операционная прибыль |
Операционный рычаг.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к более сильному изменению прибыли.
Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации.
Пример 1. Варианты сочетания постоянных и переменных затрат (при росте выручки от реализации и неизменных постоянных затратах)
Показатель | Период 1 | Период 2 | Период 3 | Период 4 | Период 5 |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 11000 | 12000 | 13092 | 14283,4 | 15583,2 |
Переменные затраты, тыс. руб. | 9300 | 10146,3 | 11069,6 | 12076,9 | 13175,9 |
Маржинальная прибыль, тыс. руб. | |||||
Постоянные затраты, тыс. руб. | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 |
Прибыль, тыс. руб. | |||||
Прирост прибыли, тыс. руб. | |||||
Сила воздействия операционного рычага | |||||
Точка безубыточности, тыс. руб. | |||||
Запас финансовой прочности, тыс. руб. |
Пример 2. Варианты сочетания постоянных и переменных затрат (при данной выручке от реализации и переменных затратах)
© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021