Что называют информационным ресурсам

Информационный ресурс

Информационный ресурс

Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более, чем одному пользователю.

Также информационным ресурсом можно назвать отдельно взятый сайт, портал или несколько интернет-проектов. Информационный ресурс в Интернете может быть узкой (специализированной) направленности (например онлайновый словарь или сайт биржевых новостей), или общетематический.

Смотреть что такое «Информационный ресурс» в других словарях:

Информационный ресурс — совокупность отдельных документов, массивов документов, обычно структурированных в базы данных и используемых определенной информационной системой. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439 ПП О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ… … Официальная терминология

информационный ресурс — 3.2 информационный ресурс (information resource): Любой объект, который можно идентифицировать (такое же определение в рекомендации Интернет RFC 2396 [1]). Примечание В данном определении подразумеваются объекты, используемые для хранения и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Информационный ресурс адресной программы — 3. Информационный ресурс адресной программы (далее информационный ресурс) представляет собой совокупность сведений об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, подлежащих… … Официальная терминология

внешнее воздействие на информационный ресурс — Фактор опасности, вызываемый стихийными бедствиями, мощными электромагнитными излучениями или диверсионными актами и приводящий к нарушению целостности информации или ее блокированию. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий.… … Справочник технического переводчика

информационный остров — Полезный многим информационный ресурс, хранимый на компьютере, не подсоединенном к Сети. [http://www.morepc.ru/dict/] Тематики информационные технологии в целом EN information island … Справочник технического переводчика

информационный — 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Информационный менеджмент — Информационный менеджмент это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70 х гг. XX века. Содержание 1 Сфера и задачи 1.1 Сфера информационного менеджмента … Википедия

Исаакиевская площадь — Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия

Информационные ресурсы; понятие — Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Ресурсы это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики… … Википедия

Электронные деньги — (Electronic money) Электронные деньги это денежные обязательства эмитента в электронном виде Все, что нужно знать об электронных деньгах история и развитие электронных денег, перевод, обмен и вывод электронных денег в различных платежных системах … Энциклопедия инвестора

Источник

Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном

Что называют информационным ресурсам

Рассматривается сущность информационных ресурсов, дается их классификация, приводятся сведения об источниках и основных поставщиках их конкретных групп. Основная часть содержит только минимально достаточные сведения, а все детали вынесены в приложения.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационные ресурсы: классификация, источники, поставщики. Коротко о главном предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Понятие информационных ресурсов

Современный этап развития человечества характеризуется стремительным ростом социального и экономического значения информации.

1) Время удвоения объема накопленных научных знаний составляет уже 3—4 года;

2) Материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы на энергетику.

Происходит перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства и обслуживания в информационную сферу. В настоящее время в развитых странах в ней работает более 50% занятого населения.

Информационные ресурсы становятся очень важной частью национального богатства, а эффективность их использования все в большей степени определяет экономическую мощь страны в целом.

Сведения — это набор сигналов физических процессов воспринимаемых наблюдающим субъектом.

Если субъектом является человек, то он воспринимает сведения через органы чувств.

Если субъектом является машина, то она воспринимает сигналы с помощью системы датчиков, обеспечивающих их регистрацию.

Зарегистрированные субъектом сведения фиксируются в виде данных.

Данные — это сведения, полученные путём измерения, наблюдения, логических или арифметических операций и представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки.

Передача данных — обмен данными любого характера между различными устройствами по каналам связи.

Обработка данных — последовательность операций, производимых над данными.

Данные различаются по формату и структуре.

Формат данных — это характеристика данных, определяющая структуру и способ их хранения, множество возможных значений и допустимые операции, которые можно выполнять над ними.

Структура данных — это логическая схема, в соответствии с которой данные упорядочены и могут быть интерпретированы при выполнении операций их обработки.

Сведения фиксируются как данные в виде документов, имеющих определенный формат и структуру.

Документ — это материальный объект с зафиксированными на нем данными, предназначенными для хранения, обработки и передачи во времени и пространстве.

Документ в электронной форме — это документ, представленный в форме набора электрических состояний элементов технических средств обработки, хранения и передачи информации, допускающий преобразование в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком.

Структурно, документ является совокупностью нескольких реквизитов.

Реквизиты документа — это обязательные характеристики, которые должен содержать документ для его однозначной идентификации.

Сами по себе данные не являются информацией. Это лишь сведения, тем или иным способом зафиксированные на определенном материальном носителе.

Информация — это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний.

В широком смысле информация — это общенаучное понятие, определяющее процессы обмена сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Таким образом, информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, увеличивающие знания об их параметрах, свойствах и состояниях у наблюдающего субъекта.

Термин «информация» имеет множество определений, которые сводятся к 4 подходам к пониманию информации.

1) Количественный (синтаксический) подход: информация — это любое сообщение, любая (в том числе произвольная) последовательность символов. При таком подходе практически отождествляются понятия «данные» и «информация».

2) Семантический (смысловой) подход: информация — смысл сообщения, полученный в результате его интерпретации.

3) Прагматический подход: информация — сообщение, которое имеет ценность, значимость для субъекта. Информация, не обладающая ценностью, называется тривиальной.

4) Статистический подход: информация — сообщение о состоянии системы, уменьшающее неопределенность знаний о ней.

На основе статистического подхода была введена единица измерения информации — бит (от англ, binary digit) — количество информации, необходимое для полного описания состояния системы с двумя равновероятными исходами.

Информация неотделима от процесса получения сведений и их фиксации в виде данных. В этом смысле данные являются ресурсом для получения информации.

Ресурсы — запасы, источники чего-либо.

Информационные ресурсы — это совокупность данных, организованных для получения достоверной информации в самых разных областях знаний и практической деятельности.

Законодательство Российской Федерации под информационными ресурсами подразумевает отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах.

Информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов и информационной инфраструктуры.

Примеры информационных систем в данном понимании: библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.

Существуют и другие определения информационной системы.

Информационная инфраструктура — это совокупность информационных технологий, управляемых и поддерживаемых в рабочем состоянии с помощью определенных организационно-технических мероприятий.

В массивах документов в разных формах представлены знания, которыми обладали создававшие их люди. Поэтому информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для тех или иных целей применения в обществе и зафиксированные на материальном носителе. В этом смысле информационные ресурсы общества — это знания, материализованные в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

В течение большей части истории развития цивилизации основным предметом труда являлись материальные объекты, а деятельность вне материального производства и обслуживания обычно относилась к категории непроизводственных затрат. Соответственно и экономическая мощь государства оценивалась по имеющимся у него материальным ресурсам. К 70—80м годам ситуация стала меняться и в развитых странах развитие экономики и общества в целом стало все в большей степени зависеть от эффективности формирования и использования информационных ресурсов — информационного потенциала общества.

Информационный потенциал общества включает индустриально технологический комплекс средств накопления, передачи и обработки данных той или иной страны, а также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организационных и социальных институтов, деятельность которых содействует эффективному использованию информационных ресурсов, а также подготовки для этих целей необходимого количества специалистов соответствующего профиля. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема повышения информационной культуры общества, то есть степени его подготовки к эффективному использованию информационных ресурсов и продуцированию новых знаний.

Информационный потенциал определяет способность решать задачи информационного обслуживания всех заинтересованных пользователей на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием информационных технологий.

Высокий информационный потенциал страны приводит к возникновению в ней информационного общества.

Информационное общество — это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

В информационном обществе главным ресурсом является информация. На основе владения информацией о различных процессах и явлениях можно оптимально строить любую деятельность. За счет эффективного использования информационных ресурсов в информационном обществе повышаются качество потребления и качество производства. Люди, эффективно использующие информационные технологии, имеют лучшие условия труда.

Основными критериями развитости информационного общества считаются:

— уровень распространения компьютерной техники;

— уровень развития компьютерных сетей;

— доля населения, занятого в информационной сфере;

— эффективность использования информационных и коммуникационных технологий на производстве, в быту и государственном управлении.

Информационные ресурсы являются непосредственным продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Вклад в формирование национальных информационных ресурсов вносят представители практически всех основных профессиональных групп.

Информационная индустрия — это все виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием и обслуживанием средств связи, обработки и копирования информации.

В настоящее время относительная ценность информационных ресурсов по отношению ко всем остальным национальным ресурсам имеет отчетливо выраженную тенденцию к возрастанию.

Растущая зависимость промышленно развитых стран от источников технической, экономической, политической, военной и другой информации, а также от уровня развития и эффективности использования средств ее передачи и переработки привела к формированию на рубеже 1980-х гг. принципиально нового понятия — национальные информационные ресурсы.

Национальные информационные ресурсы — это информационные ресурсы, созданные и широко используемые в конкретном государстве.

Эффективность использования национальных информационных ресурсов характеризуется отношением объема реально используемых ресурсов к их накопленным объемам.

— национальные информационные ресурсы являются экономическими категориями;

— эффективность использования информационных ресурсов — важнейший показатель информационной культуры общества;

— национальные информационные ресурсы общества — часть экономической мощи государства.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

— превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

— сформировать мировой и государственные рынки информационных услуг;

— образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен бесплатный или сравнительно недорогой доступ;

— повысить обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений за счёт своевременного использования необходимой информации.

Вследствие высокой востребованности информационных ресурсов их различными потенциальными пользователями, а также высоких затрат на их создание и поддержание в актуальном состоянии, значительная часть информационных ресурсов становится информационным продуктом.

Информационный продукт — это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.

Основные особенности информационного продукта как товара.

1) Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

2) Информационный продукт со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий.

3) Разным потребителям дается возможность различных способов потребления информационного продукта. (Монитор, распечатка и т.д.)

4) Производство информации требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. (Большие начальные инвестиции — малые операционные затраты при продаже).

Рынок информационных продуктов и услуг — это совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле между поставщиками и потребителями, определяющих условия, механизмы предоставления и ценообразование на информационные продукты и услуги.

Основными секторами информационного рынка являются секторы: деловой, социально-политической, научно-профессиональной, массовой и потребительской информации, электронных сделок.

Сектор деловой информации включает:

— биржевую и финансовую информацию (котировки ценных бумаг, информацию о рынке капиталов, товаров, инвестиций, курсы валют, цены, учетные ставки и т.п.);

— экономическую и статистическую информацию (числовые, экономические, социальные, демографические и другие показатели);

— коммерческую информацию (данные о фирмах, компаниях, корпорациях, товарах и т.п.);

— деловые новости в области экономики, бизнеса и менеджмента.

Сектор социально-политической информации ориентирован на обслуживание органов власти и управления информацией статистического, демографического, социального характера и др.

Сектор научно-профессиональной информации охватывает все виды информации в сфере науки, производства и общественных (социальных) отношений.

Сектор массовой и потребительской информации включает сведения массового характера (развлекательная информация, информация о погоде, расписаниях движения транспорта, справочники-путеводители, и пр.), а также справочники, энциклопедии, условия размещения вкладов в различных банках, данные о ценах на товары и услуги, телетекст, видеотекст и др.

Сектор электронных сделок включает системы электронных банковских операций (базирующихся на уже проверенных практикой стандартах и отработанных технических решениях), электронные биржи, системы заказа и резервирования продукции и услуг.

Основными участниками рынка информационных услуг являются:

— продавцы информации (вендоры);

К производителям информации относят, как организации, добывающие и публикующие информацию (информационные агентства, СМИ, патентные ведомства), так и организации, профессионально занимающиеся ее обработкой (отбором информации, ее индексацией, загрузкой в БД).

Не все производители информационных ресурсов могут параллельно с их созданием заниматься распространением.

Например, писатель пишет книгу (создает информационный ресурс), но, как правило, сам ее не тиражирует и не продает. Издательство издает книгу (создает информационный продукт), но отнюдь не всегда продает ее самостоятельно, а размещает в магазины. Поэтому будущие читатели взаимодействуют не с автором и издательством, а с конкретными магазинами.

То же касается и электронных информационных ресурсов. Например, биржа генерирует данные, но отнюдь не всегда участники электронных торгов получают их напрямую. Данные с нескольких бирж могут быть собраны некоторым посредником, который предоставляет их пользователям. Как правило, на платной основе.

Таким образом, вендор является посредником между пользователями информационных ресурсов и их производителями.

Обычно производитель информационного продукта подписывает лицензионное соглашение с вендором, по которому последний имеет право его продавать. С другой стороны — покупатель информации, то есть пользователь также должен заключить контракт с вендором на поставку информационных ресурсов.

Пользователи информации могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее часто используемой является следующая классификация:

— специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;

— специалисты маркетинговых и консалтинговых информационных агентств;

— работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

— работники государственных учреждений;

— работники общественных организаций;

На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных информационных ресурсов представлены тремя основными видами экспорта:

— экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

— экспортом результатов НИОКР — патентов, лицензий и т. д.;

— экспортом менеджмента — продажей технологий управления.

Рынок информационных услуг имеет многолетнюю историю. Качественные изменения произошли в середине 1960-х годов с распространением вычислительной техники и ее использованием для обработки и передачи информации. В этот период основными источниками информации являлись государственные информационные службы, учебные заведения, библиотеки, общественные организации, занимающиеся сбором информации в определенной области. Пользователям предоставлялась библиография, реферативная и аналитическая информация.

С развитием средств вычислительной техники и средств коммуникаций появились первые автоматизированные информационно-поисковые системы (ИПС). В связи с крайне ограниченными возможностями ЭВМ в ИПС хранились, преимущественно, вторичные документы (поисковые образцы документов), а первичные документы по-прежнему хранились в библиотеках и архивах.

Первые ИПС работали в двух режимах:

— избирательного распространения информации;

При избирательном распространении информации обеспечивались периодические поиски в массиве в соответствии с постоянно действующими запросами и производились оповещения пользователя о найденных документах.

При ретроспективном поиске осуществлялся просмотр всего массива по разовому запросу.

В связи с развитием вычислительной техники появились фактографические ИПС. Они содержали формализованную информацию в виде значений свойств различных объектов (лиц, организаций, событий и т.д.).

С расширением рынка электронной информации наблюдается уменьшение доли государственных служб на информационном рынке. Однако существенная доля государственных информационных служб сохранится и в дальнейшем, так как они обеспечивают органы власти информацией, необходимой для принятия государственных решений в области экономики, политики, социальных процессов, образования, обороны, здравоохранения и т. д.

Становление рынка электронной информации сопровождалось разделением труда организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировались три группы информационных служб:

— центры-генераторы (производители информации) — специализируются на добыче информации, формировании баз данных и поддержании их в актуальном состоянии;

— центры распределения (поставщики информации, вендоры) — занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных (БД), поставляемых им центрами-генераторами на коммерческой основе;

— информационные агентства, которые помимо функций сбора информации, формирования и ведения баз данных осуществляют функции обслуживания пользователей.

Большое влияние на развитие рынка информационных услуг оказало создание национальных и мировых сетей передачи данных, а также рост возможностей вычислительной техники, что породило появление принципиально новых информационных технологий. Одно из главных достижений в этой сфере — широкое распространение возможностей диалогового доступа пользователей к удаленным базам данных в режиме on-line. Однако первопричиной быстрого роста информационного рынка явился резкий рост информационных потребностей пользователей. Данное обстоятельство определило выгодность инвестиций в эту отрасль и создание множества крупных информационных корпораций.

Классификация информационных ресурсов

Общая классификация информационных ресурсов

Существуют классификации информационных ресурсов (ИР) по множеству различных признаков.

По целевому предназначению ИР делятся на:

Источник

Сайт, информационный ресурс, информационная система, онлайн-платформа – что это такое и как они взаимосвязаны между собой?

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Сайт, информационный ресурс, информационная система, онлайн-платформа – что это такое и как они взаимосвязаны между собой? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2021. 19 апреля. URL: https://zakon.ru/blog/2021/4/19/sajt_informacionnyj_resurs_informacionnaya_sistema_onlajn-platforma__chto_eto_takoe_i_kak_oni_vzaimo

Как показывает практика, ошибки в выборе подлежащей применению правовой нормы нередко связаны с тем, что правоприменители, сталкиваясь в законе с определением неюридического понятия, не всегда могут уяснить, что же имел в виду законодатель, давая такую дефиницию. Это обосновывает тезис о том, что в законе целесообразно формулировать критерии, которые позволяли бы распространить законоположения на ту или иную ситуацию, но не давать определения понятий, не относящихся к числу юридических (а юридических – с большой осторожностью[1]).

Изложенную позицию хорошо иллюстрирует наша с О.В. Исаевой статья «Понятие сайта (веб-сайта) для целей права»[2], в которой дан анализ понятия «сайт» и сделан вывод о том, что содержащаяся в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации) легальная дефиниция является неверной. В рамках настоящей работы в развитие указанной статьи хотелось бы рассмотреть ряд взаимоувязанных понятий, которые не всегда понимаются соответственно их содержанию, что способствует возникновению правоприменительных проблем.

1. Сайт

В п. 13 ст. 2 Закона об информации дана следующая дефиниция: «сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»».

Это определение нельзя назвать ни ясным, ни верным хотя бы потому, что программа для ЭВМ никак не может быть отнесена к разновидностям информации. Кроме того, с технической точкой зрения все, что сопряжено с Интернетом, бесспорно, можно рассматривать в ключе компьютерных программ, но для целей правильной квалификации правоотношений, возникающих по поводу того или иного объекта, необходимо четко устанавливать, в чем состоит практическое предназначение того или иного технологического явления, его прикладное значение.

Как показали проведенные исследования, для разрешения вопросов правовой охраны сайта в качестве объекта интеллектуальных прав не годится предлагаемое Законом об информации понимание сайта как «совокупности компьютерных программ и иной информации»: сайт (веб-сайт) представляет собой особым образом структурированную информацию – в виде совокупности связанных между собой веб-страниц и электронных файлов, объединенных одним доменным именем.

При этом надо отметить, что в контексте интеллектуальной собственности правовая охрана предназначается вовсе не сайту в целом, а (1) творческой компоновке контента сайта (авторско-правовая охрана составного произведения), (2) внешнему виду сайта (авторско-правовая охрана произведения дизайна), (3) дизайнерскому решению интерфейса сайта или его визуальных элементов (патентно-правовая охрана промышленного образца). В развитие сказанного следует заметить, что и для отнесения сайта к числу сложных объектов интеллектуальных прав нет оснований. Причем признанию сайта сложным объектом препятствует не только то, что перечень таких объектов, содержащийся в ст. 1240 ГК РФ, является закрытым, но и то, что сложная («многослойная») структура присуща программному обеспечению для управления контентом сайтаCMS (англ. Content Management Software или Content Management System), которое не входит в состав сайт (подробнее см. об этом упомянутую выше статью).

2. Информационный ресурс

Сегодня в отечественных публикациях и правовых актах довольно часто встречается термин «информационный ресурс», который обычно употребляется в качестве синонима понятия «сайт».

Примечательно, что в ранее действовавшем законодательстве об информации[3] термин «информационный ресурс» означал «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)»[4]. В комментариях к законодательству того периода подчеркивалось, что информационные ресурсы – это не сведения в чистом виде, а именно документированная информация, которая допускает фиксацию на разных видах носителей (бумага, машиночитаемые носители, память ЭВМ и проч.) и различную организацию хранения и использования (архив, фонд, банк данных, база данных и проч.). При этом наибольшее распространение получил подход, согласно которому информационные ресурсы и есть сами материальные носители информации [5].

В ныне действующем Законе об информации используется и понятие «документированная информация», и понятие «информационный ресурс».

Понятие «документированная информация» определено как «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» (п. 11 ст. 2 Закона об информации). В ст. 11 Закона об информации сформулированы положения, касающиеся порядка документирования информации, и здесь же обозначена допустимость возникновения права собственности на материальные носители, содержащие документированную информацию. Изложенное дает повод заключить, что законодатель прямо отграничил документированную документацию от материальных носителей.

Понятие «информационный ресурс» употребляется в действующем Законе об информации более 170 раз. И хотя его легального определения нет в ст. 2 Закона об информации, закрепляющей понятийный аппарат, в ч. 1 ст. 15.8 Закона указывается, что под термином «информационный ресурс» понимаются «сайт в сети «Интернет» и (или) страница сайта в сети «Интернет», информационная система, программа для электронных вычислительных машин». Это дает основания для вывода о том, что законодатель однозначно отказался от уравнивания информационного ресурса с документированной информацией[6].

Содержащийся в ст. 15.8 Закона об информации перечень объектов, относящихся к информационным ресурсам, сформулирован, казалось бы, как закрытый. Причем надо заметить, явно инородным объектом в нем смотрятся компьютерные программы, включение которых в этот список, по всей видимости, обусловлено легальным толкованием сайта в качестве «программы для ЭВМ и иной информации», на что указывалось выше.

Вместе с тем нельзя не замечать, что этот перечень дан в названной статье для целей именно этой статьи. В литературе же к сетевым информационным ресурсам (информационным ресурсам в сети Интернет) стабильно относят не только веб-сайты или отдельные страницы веб-сайтов, но и разнообразные электронные файлы, веб-чаты, ресурсы с графикой, аудио- и видеофайлами, автоматизированные базы данных, размещенные на одном или нескольких электронном носителе информации (смартфоне, компьютере, ноутбуке, планшете, видеорегистраторе, GPS-навигаторы, внешние накопители информации, сетевые устройства и проч.)[7]; более того, отмечается, что в перечне информационных ресурсов прямо не упоминается, в частности, портал[8] и проч.

Таким образом, следует признать, что понятие «информационный ресурс» сегодня толкуется довольно широко и охватывает всевозможные разновидности структурированной информации. К числу информационных ресурсов относят как самые простые виды сайтов (например, сайты-визитки, персональные (домашние) страницы), так и значительно более сложные (например, промо-сайты, сайты интернет-изданий (сетевых изданий СМИ), разнообразные информационные порталы (в частности, библиотеки, коллекции аудиокниг и видеокурсов), корпоративные сайты, а также сайты интернет-магазинов, онлайн-сервисов, социальных сетей и проч. Это находит подтверждение и в самом Законе об информации: так, в п. 1 ч. 4 Закона в качестве информационного ресурса упоминается новостной агрегатор, в ч. 11 ст. 10.4 Закона – сетевые издания, в п. 1 ч. 3 ст. 10.5 Закона – аудиовизуальный сервис, в п. 1 ч. 12 ст. 10.5 Закона – социальная сеть и т.д.

Вместе с тем, как было показано выше, наметилась тенденция охватить понятием «информационный ресурс» не только сайты в классическом их понимании, но и другие объекты, доступ к которым осуществляется посредством сети Интернет. И здесь возникает опасность слишком широкого толкования понятия «информационный ресурс», что уже произошло в отношении термина «интернет-ресурс».

Изначально под понятием «интернет-ресурс» понимались веб-страницы и электронные файлы (электронные документы), но затем это понятие было признано крайне удобным для обозначения всего того, что может быть идентифицировано (тогда как термин «документ» перестал рассматриваться как универсальный)[9]. В результате сегодня понятие «интернет-ресурс» нередко используется для обозначения практически всего, что встречается в Интернете – не только веб-сайтов, электронных файлов и документов, но и доменных имен, электронных адресов, метаданных, мобильных приложений, баз данных и т.д.

3. Информационная система

В п. 3 ст. 2 Закона об информации понятие «информационная система» определено как «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

В публикации Е.В. Войниканис и В.О. Калятина было высказано мнение, что термин «информационная система», включающий в качестве составной части понятие базы данных, по сути, используется законодателем вместо понятия «база данных», закрепленного в законодательстве об интеллектуальной собственности[10]. Иного мнения придерживается А.И. Савельев: он рассматривает базы данных в качестве неотъемлемой составляющей информационной системы, отмечая, что «различного рода IT-системы, информация в которых не структурирована (организована) в базах данных, не могут быть квалифицированы в качестве информационной системы»[11], и подчеркивает, что при буквальном толковании из легального понятия «следует неразрывная функциональная взаимосвязь самой информационной системы в целом и обеспечивающих обработку данных информационных технологий и технических средств, т.е. необходимого для существования самой информационной системы программного и аппаратного обеспечения» [12]. Аналогичную позицию о том, что «в основе любой информационной системы лежит база данных с содержащейся в ней информацией и такая база данных выступает основным компонентом любой информационной системы», высказывает Н.В. Бузова[13].

В рассматриваемом ключе информационная система вполне допускает ее признание разновидностью информационного ресурса (как указывалось выше, это прямо закреплено в ч. 1 ст. 15.8 Закона об информации). Однако наличие базы данных и неотделимость обеспечивающих программных и аппаратных средств принципиально отграничивает информационные системы от рядовых веб-сайтов – последние обычно представляют собой некоторую совокупность информации, размещенной на нескольких взаимосвязанных веб-страницах, и не включают в свой состав программное обеспечение. Таким образом, информационная система, подпадающая под широкое понятие «информационный ресурс», является значительно более сложным объектом, нежели сайт. Это позволяет говорить о том, что все сайты относятся к числу информационных ресурсов, но нередко сайт – это только составляющая информационной системы.

Важно заметить, что в актуальных зарубежных исследованиях, посвященных различным аспектам информационных систем, отмечается, что эта система представляет собой набор компонентов, предназначенных для сбора, обработки, хранения и распространения информации (в том числе для целей принятия решений). При этом к компонентам информационной системы относят: (1) аппаратное обеспечение (оборудование); (2) программное обеспечение (операционная система и прикладные программы); (3) данные (структурированные в базах данных или собранные в хранилищах данных); (4) телекоммуникации; (5) людей (программистов, операторов и пользователей информационной системы); (6) процесс (серия шагов для достижения желаемого результата или цели)[14].

Такое понимание стало результатом эволюции самой информационной системы, которая изначально, действительно, была близка к автоматизированному банку данных (и классическим примером здесь, вероятно, будут различного рода справочно-правовые системы). Однако уже к началу 2000 гг. информационные системы начали усложняться, что дало повод говорить о том, что они представляют собой совокупность технического, программного и организационного обеспечения вкупе с персоналом, предназначение которой состоит в обеспечении пользователей информацией[15]. К числу информационных систем стали относить поисковые системы, размещенные в открытом доступе государственные реестры, интернет-магазины и проч.

Сегодня информационные системы применяются практически повсюду: «Каждый раз, когда вы идете за покупками, вы взаимодействуете с информационной системой, которая управляет запасами и продажами. Даже поездка в школу или на работу приводит к взаимодействию с транспортной информационной системой, влияющей на светофоры, камеры и т.д. Торговые автоматы подключаются и обмениваются данными с помощью Интернета вещей (IoT). Компьютерная система вашего автомобиля не просто управляет двигателем – данные об ускорении, переключении передач и торможении всегда записываются. И, конечно же, каждый смартфон постоянно подключается к доступным сетям через Wi-Fi, записывая ваше местоположение и другие данные»[16]. Подобное многообразие приводит к тому, что ученые испытывают трудности при формулировке общего определения разбираемого понятия.

Вместе с тем для целей настоящей работы можно говорить об информационной системе как совокупности технологического, информационного, коммуникационного компонентов и человеческих ресурсов, которые позволяют собирать, обрабатывать, хранить и распространять данные для достижения конкретных целей, включая принятие решений.

4. Онлайн-платформа (интернет-платформа / цифровая платформа )

Информационные системы рассматриваются разными авторами не только в техническом смысле – напротив, довольно часто они изучаются в русле инструментария ведения коммерческой деятельности, так как позволяют создавать разнообразные бизнес-площадки: «Многие крупные компании полностью построены на информационных системах. К ним относятся eBay, в основном торговый маркетплейс; Amazon, расширяющийся электронный торговый центр и поставщик услуг облачных вычислений; Alibaba, электронная торговая площадка для бизнеса; и Google, поисковая компания, которая получает большую часть своего дохода от рекламы по ключевым словам при интернет-поиске»[17]. Именно в этом контексте термин «информационная система» может быть свободно заменен термином «онлайн-платформа» (интернет-платформа или цифровая платформа (англ. digital platform)).

Разбирая вопросы онлайн-платформы, надо предварительно подчеркнуть, что слово «платформа» используется во многих значениях. Так, говоря о платформе, под ней могут подразумевать, например, упоминаемое ранее CMS – программное обеспечение для управления содержимым сайта (цель использования которого состоит в обеспечении работоспособности сайта и актуализации контента сайта) или операционную систему, или аппаратную платформу компьютера (аппаратные средства, операционная система, программное обеспечение и проч.).

Рассматривая онлайн-платформу не в техническом ключе, а исходя из ее реального предназначения в качестве инструмента бизнеса, крайне удачной следует признать дефиницию, сформулированную Организацией экономического сотрудничества и развития, которая определила понятие «онлайн-платформа» как «цифровой сервис, который облегчает взаимодействие между двумя или более отдельными, но взаимозависимыми группами пользователей (будь то фирмы или отдельные лица), которые взаимодействуют через сервис посредством Интернета»[18]. В этом понятии внимание не акцентируется на технической стороне онлайн-платформы, но отражено предназначение цифровой платформы – оно состоит в создании благоприятных условий для обмена товарами и услугами на соответствующем рынке, вследствие чего онлайн-платформа может рассматривать как организатор торгового оборота (в широком смысле), что, безусловно, позволяет поддержать мнение о том, что здесь есть основания говорить о появлении нового субъекта права[19].

Изложенное позволило мне сделать вывод о том, что онлайн-платформы сегодня не могут рассматриваться в качестве обычного посредника между сторонами. Это скорее посредник sui generis – у него особые задачи, особый функционал, особые возможности, и точно особая роль в торговом обороте[20]. И поэтому можно говорить о том, что онлайн-платформа в совокупности с оператором этой платформы должны пониматься как новый, самостоятельный субъект торгового права, который является организатором торгового оборота.

P.S. лента новостей IP CLUB в сфере права интеллектуальной собственности и цифрового права (IP & Digital Law) в:

[1] Здесь нельзя не вспомнить слова Франца Бернхефта, отметившего: «Определения часто бывают неверными вследствие трудности найти выражение, способное охватить данное явление во всех его направлениях. В старом торговом уложении, которое принадлежит к лучшим образцам законодательства, даже определение слова «купец» (следовательно, основного понятия), было совершенно неточно с точки зрения установления круга лиц, охватываемых этим понятием. В таких случаях определения, конечно, не обязывают, но раз они внесены в закон, их, естественно, гораздо труднее устранить при практическом применении права, чем тогда, когда они были установлены каким-либо ученым. Юридические конструкции тоже должны были по возможности отсутствовать в законе. И они могут быть неправильными, так как законодатель может иногда ошибаться, и эти конструкции, разумеется, не имеют силы, но при их наличности большей частью бывает сомнительно, не скрывается ли под неверной идеей приказание, которое, естественно, само по себе обязывает» (Бернхефт Ф. Гражданское уложение Германской империи в процессе его образования // Гражданское право Германии: Хрестоматия избранных произведений Франца Бернхефта и Йозефа Колера. / сост. Р.С. Куракин, Е.В. Семенова / пер. с нем. В.М. Нечаева. М., 2014. С. 22)

[3] Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу).

[4] Интересно, что прежде действовавшим законодательством об информации допускалась возможность объявления отдельных объектов федеральных информационных ресурсов общероссийским национальным достоянием – на это обращает внимание, в частности, Л.К. Терещенко (Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства (монография). М.: Инфра-М, ИЗИСП, 2013).

[5] В связи с чем подчеркивалось, что «объектами вещных прав в данном случае выступают не сами сведения, а содержащие их материальные носители» (Погуляев В.В., Моргунова Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2004 (автор комментария – В.В. Погуляев). Надо отметить, что и В.А. Дозорцев понимал информационные ресурсы как материальные носители, что нашло отражение в следующих его заключениях: «Действующее законодательство (речь здесь идет об утратившем силу Законе об информации. – прим. М.Р.) различает права на сами сведения и права на их материальные носители. Закон об информации говорит о праве собственности на информационные ресурсы (см., например, ст. 6), под которыми он понимает «отдельные документы и массивы документов» (ст. 2, см. также ст. 4 и др.), т.е. конкретные материальные носители информации, а не саму информацию. Такие носители действительно могут быть объектами права собственности. О необходимости различать право на информацию и право на информационные ресурсы говорит и ст. 18, устанавливающая, что «право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам». Правда, терминология и формулировки, использованные в этой статье и во всем Законе, оставляют желать лучшего (видимо, их недостатки объясняются тем, что опыт регламентации информационных отношений еще не накопился)» (Дозорцев В.А. Опубликование материалов, не охраняемых авторским правом // Юридический мир. 2000. № 12, 2001. №№ 1, 2 (СПС «КонсультантПлюс»)).

[6] Но отечественные работы по информатике продолжают раскрывать понятие информационного ресурса как «отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов» или совокупности данных.

[7] Першин А.Н. Осмотр сетевых информационных ресурсов – новый вид следственного действия // Российский следователь. 2020. № 1. С. 14.

[8] См.: Леднева Ю.В. Правовое обеспечение внедрения в бюджетные отношения информационно-телекоммуникационных технологий // Финансовое право. 2017. № 11. С. 9-14 (СПС «КонсультантПлюс»).

[9] См. об этом: Tim Berners-Lee A Short History of «Resource» in web architecture // URL: https://www.w3.org/DesignIssues/TermResource.html

[10] Войниканис Е.А., Калятин В.О. База данных как объект правового регулирования. Учебн.пособие. М.: Статут, 2011.

[11] Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (постатейный). М.: Статут, 2015. С. 19.

[12] Савельев А.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». С. 20.

[13] Бузова Н.В. Государственные реестры – базы данных, охраняемые как объекты смежных прав? // Журнал российского права. 2019. № 10. С. 72.

[14] David Bourgeois Information Systems for Business and Beyond (2019) // URL: https://opentextbook.site/informationsystems2019/

[15] Такая позиция была отражена в ряде работ (см., например, William S. Davis, David C. Yen. The Information System Consultant’s Handbook. Systems Analysis and Design. CRC Press, 1998; Когаловский М. Р. Перспективные технологии информационных систем. М., 2003).

[16] David Bourgeois Information Systems for Business and Beyond.

[17] Zwass, Vladimir. Information system // Encyclopedia Britannica, 2 Nov. 2020, // URL: https://www.britannica.com/topic/information-system

[18] OECD, “The Digital Transformation of SMEs”, OECD Studies on SMEs and Entrepreneurship (Paris, 2021), pp. 111-151.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *