Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы
Существительное, прилагательное, глагол
Существительное, прилагательное, глагол — это самостоятельные части речи русского языка, имеющие характерные морфологические и синтаксические признаки.
Предложение и слова разных частей речи
Чтобы сообщить что-то или узнать о чём-то, мы пользуемся словами. В своей речи говорящий подбирает слова не беспорядочно, а в соответствии с востребованным значением сообщения, причём ставит их в определённую грамматическую форму, необходимую для оформления связного высказывания.
Из слов с определённым значением и в заданной грамматической форме складывается такая единица общения, как предложение.
Какие же слова выражают мысль? О ком говорится в предложении? О котёнке. Смысловым центром предложения является слово «котёнок», к которому зададим вопрос кто?
Рассмотрим другой пример.
В этом предложении говорящий сообщает нам о солнце. К этому слову поставим вопрос что?
Рассмотрим слова, составляющие эти предложения, как части речи русского языка, выяснив их грамматическое значение и морфологические признаки.
Имя существительное
Слова «котёнок» и «солнце» объединены общим значением. Оба слова называют предмет. Это общее грамматическое значение предметности характерно для многих слов русского языка, которые по этому важному признаку объединяются в один класс — самостоятельную часть речи имя существительное.
Итак, существительные, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос кто?
Существительные, которые называют неживые предметы, отвечают на вопрос что?
Слова этой части речи имеют свои характерные признаки. Каждое существительное обладает категорией рода:
Если к имени существительному можно подобрать слова «он», «мой», значит оно находится в форме мужского рода.
Существительные изменяются по числам. Слова, обозначающие один предмет, имеют форму единственного числа. То же слово может обозначать несколько или много предметов, если его поставить в форму множественного числа, изменив в нём окончание.
Понаблюдаем:
Существительное изменяется по падежам, приобретая необходимую грамматическую форму для употребления его в предложении.
Лягушки громко квакают (к чему?) к дождю (д. п.).
Имя прилагательное
В предложении имя существительное поясняет зависимое от него слово, которое выражает признак предмета. От имени существительного поставим к нему вопрос:
Слова «пушистый», «яркое» имеют общее значение признака. В соответствии с этим значением они принадлежат к самостоятельной части речи, которая в грамматике русского языка называется именем прилагательным.
Имя прилагательное изменяется по родам и числам в зависимости от того, существительное какого рода и числа оно определяет:
Слова этой части речи изменяются по падежам:
Качественные прилагательные характеризуются тем, что имеют краткие формы (темный — тёмен) и степени сравнения, выражающие интенсивность проявления признака:
Что такое глагол?
В каждом предложении обязательно есть слово, которое выражает, что происходит с предметом, что о нём говорится.
Способность обозначать действие отличает эти слова от существительных и прилагательных. В русском языке такие слова называют глаголами.
Глагол имеет ряд характерных грамматических признаков: время, лицо, число, род.
Глаголы изменяются по временам. Они могут называть действие, которое совершается в момент речи о нём, то есть сейчас; действие произошло до момента речи (в прошлом) или произойдет после сообщения о нем (в будущем). В связи с периодами протекания действия у глаголов различают настоящее, прошедшее и будущее время:
В формах настоящего и будущего времени глагол имеет категорию лица и числа:
В формах прошедшего времени у глаголов определяется род:
Другие категории глагола (вид, возвратность, спряжение, наклонение) изучаются в старших классах.
Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»
Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс
Класс: 2
1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.
1. Организационный момент:
— приветствие;
— запись числа в тетради.
2. Минутка чистописания.
— В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).
м…ч р…д в…з | д…д… н…н… м…мл… |
— Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.
— Определите закономерность данного ряда:
— Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:
ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА, |
— Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.
— Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.
3. Словарная работа.
— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:
— Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»
— Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?
АВТОБУС | ТРОЛЛЕЙБУС | МАШИНА | АВТОМОБИЛЬ |
— Чтение слов разными способами.
— Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).
— Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:
прил. Сущ. гл. где? или как? |
-Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?
4. Обобщение по частям речи.
— Какие части речи вы знаете?
— Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).
4.1. Повторение имени существительного.
а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?
Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.
— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:
Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.
б) коллективная работа по рисунку 5.
— Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:
в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).
-У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?
г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.
— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.
4.2. Повторение имени прилагательного.
а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:
Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».
б) Коллективная работа по схеме.
— Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)
— Опишите предметы по вкусу:
По вкусу | селёдка |
Мёд | |
лимон | |
клюква |
— Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.
Пример: Солёная селёдка.
в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).
-У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?
г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.
— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?
4.3. Повторение глагола.
а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).
— Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?
…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)
— Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).
б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).
— Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?
— Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.
Пример: Ветер надувает паруса.
в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).
-У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.
г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.
— Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).
В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
— С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?
д) творческое задание в работе с глаголом.
-Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:
лягушки (что делают?) …
е) логическое задание в работе с глаголом.
-Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.
-С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?
ж) инсценировка стихотворения.
-Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.
-О какой части речи говорилось в стихотворении?
5. Закрепление по изученным частям речи.
-С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:
Существительное + прилагательное | Существительное + глагол |
Словосочетание | предложение |
— Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?
5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.
— Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).
5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.
— Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).
— Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.
-Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!
— На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
—Фотоальбом
—Стена
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ЧАСТИ РЕЧИ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ
Что же такое имя существительное?
Существуют слова, отвечающие
на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?)
и обозначающие людей и животных.
Также существуют слова, отвечающие на вопрос
что? (чего? чему? чем? о чем?) и обозначающие предметы.
Все эти слова являются самостоятельными частями речи и
называются именами существительными.
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных являются одушевленными.
Остальные имена существительные, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.
Слова, которые обозначают черты характера, различные чувства и настроения – тоже имена существительные. Они отвечают на вопрос что?
Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
– имена, отчества и фамилии людей;
– клички животных;
– географические (реки, города, моря, населенные пункты и т.д.);
– астрономические названия (планеты, звезды, галактики)…
Например: Иванов Иван Иванович, река Ока, город Москва, планета Земля и т.д.
Имена существительные могут быть в единственном или множественном числе. Это выражается в окончании.
Г лагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы:
что делать? что сделать?
что делает? что сделает?
что делают? что сделают?
что делал? что сделал?
что делали? что сделали?
что будут делать?
Примеры:
( что делать? ) – ходить ;
( что сделать? ) – убежать ;
( что делает? ) – радуется ;
( что делают? ) – снуют ;
( что делал? ) – смеялся ;
Действия, которое обозначают глаголы, может происходить в разное время:
Имя прилагательное – это часть речи,
обозначающая признак, и отвечающая на вопросы:
Например:
Высокий дом – дом какой? – высокий – прилагательное.
Маленький ребенок – ребенок какой? – маленький – прилагательное.
Имена прилагательные могут употребляться в разных формах:
Например:
Уродитесь, бобы ,
При необычном порядке слов – существительное + прилагательное – имена прилагательные берут на себя основную смысловую нагрузку:
Некоторые имена прилагательные называются синонимами, т.к. они близки по смыслу. Например: смелый – храбрый, длинный – долгий.
Рубрики: | ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ/ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ |
Метки: русский язык учимся
Процитировано 13 раз
Понравилось: 1 пользователю