Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы

Существительное, прилагательное, глагол

Существительное, при­ла­га­тель­ное, гла­гол — это само­сто­я­тель­ные части речи рус­ско­го язы­ка, име­ю­щие харак­тер­ные мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские признаки.

Предложение и слова разных частей речи

Чтобы сооб­щить что-то или узнать о чём-то, мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми. В сво­ей речи гово­ря­щий под­би­ра­ет сло­ва не бес­по­ря­доч­но, а в соот­вет­ствии с вос­тре­бо­ван­ным зна­че­ни­ем сооб­ще­ния, при­чём ста­вит их в опре­де­лён­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, необ­хо­ди­мую для оформ­ле­ния связ­но­го высказывания.

Из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем и в задан­ной грам­ма­ти­че­ской фор­ме скла­ды­ва­ет­ся такая еди­ни­ца обще­ния, как предложение.

Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы

Какие же сло­ва выра­жа­ют мысль? О ком гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? О котён­ке. Смысловым цен­тром пред­ло­же­ния явля­ет­ся сло­во «котё­нок», к кото­ро­му зада­дим вопрос кто?

Рассмотрим дру­гой пример.

В этом пред­ло­же­нии гово­ря­щий сооб­ща­ет нам о солн­це. К это­му сло­ву поста­вим вопрос что?

Рассмотрим сло­ва, состав­ля­ю­щие эти пред­ло­же­ния, как части речи рус­ско­го язы­ка, выяс­нив их грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и мор­фо­ло­ги­че­ские признаки.

Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы

Имя существительное

Слова «котё­нок» и «солн­це» объ­еди­не­ны общим зна­че­ни­ем. Оба сло­ва назы­ва­ют пред­мет. Это общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти харак­тер­но для мно­гих слов рус­ско­го язы­ка, кото­рые по это­му важ­но­му при­зна­ку объ­еди­ня­ют­ся в один класс — само­сто­я­тель­ную часть речи имя существительное.

Итак, суще­стви­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие живой пред­мет, отве­ча­ют на вопрос кто?

Существительные, кото­рые назы­ва­ют нежи­вые пред­ме­ты, отве­ча­ют на вопрос что?

Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы

Слова этой части речи име­ют свои харак­тер­ные при­зна­ки. Каждое суще­стви­тель­ное обла­да­ет кате­го­ри­ей рода:

Если к име­ни суще­стви­тель­но­му мож­но подо­брать сло­ва «он», «мой», зна­чит оно нахо­дит­ся в фор­ме муж­ско­го рода.

Существительные изме­ня­ют­ся по чис­лам. Слова, обо­зна­ча­ю­щие один пред­мет, име­ют фор­му един­ствен­но­го чис­ла. То же сло­во может обо­зна­чать несколь­ко или мно­го пред­ме­тов, если его поста­вить в фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, изме­нив в нём окончание.

Понаблюдаем:

Существительное изме­ня­ет­ся по паде­жам, при­об­ре­тая необ­хо­ди­мую грам­ма­ти­че­скую фор­му для упо­треб­ле­ния его в предложении.

Лягушки гром­ко ква­ка­ют (к чему?) к дождю (д. п.).

Имя прилагательное

В пред­ло­же­нии имя суще­стви­тель­ное пояс­ня­ет зави­си­мое от него сло­во, кото­рое выра­жа­ет при­знак пред­ме­та. От име­ни суще­стви­тель­но­го поста­вим к нему вопрос:

Слова «пуши­стый», «яркое» име­ют общее зна­че­ние при­зна­ка. В соот­вет­ствии с этим зна­че­ни­ем они при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ной части речи, кото­рая в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся име­нем прилагательным.

Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы

Имя при­ла­га­тель­ное изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам в зави­си­мо­сти от того, суще­стви­тель­ное како­го рода и чис­ла оно определяет:

Слова этой части речи изме­ня­ют­ся по падежам:

Качественные при­ла­га­тель­ные харак­те­ри­зу­ют­ся тем, что име­ют крат­кие фор­мы (тем­ный — тёмен) и сте­пе­ни срав­не­ния, выра­жа­ю­щие интен­сив­ность про­яв­ле­ния признака:

Что такое глагол?

В каж­дом пред­ло­же­нии обя­за­тель­но есть сло­во, кото­рое выра­жа­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, что о нём говорится.

Способность обо­зна­чать дей­ствие отли­ча­ет эти сло­ва от суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных. В рус­ском язы­ке такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глагол име­ет ряд харак­тер­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков: вре­мя, лицо, чис­ло, род.

Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы

Глаголы изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам. Они могут назы­вать дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся в момент речи о нём, то есть сей­час; дей­ствие про­изо­шло до момен­та речи (в про­шлом) или про­изой­дет после сооб­ще­ния о нем (в буду­щем). В свя­зи с пери­о­да­ми про­те­ка­ния дей­ствия у гла­го­лов раз­ли­ча­ют насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее время:

В фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­гол име­ет кате­го­рию лица и числа:

В фор­мах про­шед­ше­го вре­ме­ни у гла­го­лов опре­де­ля­ет­ся род:

Другие кате­го­рии гла­го­ла (вид, воз­врат­ность, спря­же­ние, накло­не­ние) изу­ча­ют­ся в стар­ших классах.

Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»

Источник

Урок по русскому языку на тему: «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Обобщение». 2-й класс

Класс: 2

1. Обобщение знаний учащихся по теме.
2. Обогащение словарного запаса.
3. Развитие устной и письменной речи.
4. Развитие логического мышления и внимания.
5. Развитие интереса к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: картины для коллективной работы; карточки для индивидуальной работы; карточки для словарной работы; таблицы «Виды транспорта»; стихи.

1. Организационный момент:

— приветствие;
— запись числа в тетради.

2. Минутка чистописания.

— В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).

м…ч
р…д
в…з
д…д…
н…н…
м…мл…

— Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

— Определите закономерность данного ряда:

— Продолжите ряд до конца строки в тетради. Сколько звуков обозначает буква «Я» в наших словах? (Один гласный звук [а]). Почему? Прочитайте слова:

ЯБЛОКО, МОРЯК, МАЯК, РЯБИНА, ОБЕЗЬЯНА,

— Что общего? На какие две группы можно разбить эти слова? (Буква «Я» обозначает один звук, буква «Я» обозначает два звука). Запишите эти слова в два столбика, выделите под буквой «Я» соответствующие звуки. Ровные ли у вас получились столбики? (Нет). Допишите нужный столбик.

— Выпишите слово «МАЯК». Выполните звукобуквенный анализ слова.

3. Словарная работа.

— Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно зашифровано сразу в нескольких словах (слова оформлены в виде карточек). Отгадайте слово:

— Какое слово зашифровано? «ТРАМВАЙ»

— Что общего у всех слов? (Сущ.). Прочитайте полученное слово по слогам, с ударением, выделяя каждый звук. Что можете сказать об этом слове? Какие ещё виды транспорта вы знаете?

АВТОБУСТРОЛЛЕЙБУСМАШИНААВТОМОБИЛЬ

— Чтение слов разными способами.

— Какие ещё группы транспорта вы знаете? (Водный, воздушный).

— Составьте предложение с одним из новых словарных слов по схеме:

прил. Сущ. гл. где? или как?

-Найдите и подчеркните главные члены предложения. Назовите свои главные члены предложения. Назовите свои словосочетания. Чем отличается предложение от словосочетания?

4. Обобщение по частям речи.

— Какие части речи вы знаете?

— Наша речь состоит из слов. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. А как же определить, к какой части речи относится слово? (Задать вопрос).

4.1. Повторение имени существительного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Саша?

Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, слона, конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Обозначает предметы). Правильно ребята:

Имя существительное
Очень удивительное,
На вопросы «КТО?» и «ЧТО?»
Отвечать оно должно.

б) коллективная работа по рисунку 5.

— Назовите, что вы видите? Что обозначают все эти слова? Назовите, одним словом. («МЕБЕЛЬ»). Задайте вопрос. Какой частью речи являются слова? Запишите в тетрадь общий вопрос, общее слово, два слова-предмета на выбор:

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 6,7,8).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: напишите по два слова с общим вопросом и общим словом для всех слов. Что обозначают все ваши слова? (Предметы). Какой частью речи являются слова?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К какой части речи относятся все слова? Что вы знаете об имени существительном.

4.2. Повторение имени прилагательного.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Снежана?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Украшает речь). Правильно ребята:

Чудное прилагательное знает весь свет,
Раскрасит как художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
«КАКОЙ?», «КАКАЯ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?».

б) Коллективная работа по схеме.

— Что может описывать имя прилагательное у предмета? (Признак). А какие признаки? (Форму, цвет, вкус, вещество, размер, запах, качество, характер…)

— Опишите предметы по вкусу:

По вкусуселёдка
Мёд
лимон
клюква

— Что получили, описывая предметы? (Словосочетания). Какие части речи использовали? Какая часть речи главная? Запишите одно словосочетание и укажите графическую связь.

Пример: Солёная селёдка.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 9,10,11).

-У каждого ряда есть карточка. Задание: опишите предметы по своему признаку и запишите одно словосочетание в тетрадь, укажите графическую связь. Какой частью речи является главное слово? Какой частью речи является зависимое слово?

г) работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

— Задайте вопросы к парам и столбикам слов. К каким частям речи относятся слова? Слова какой части речи вы вставляли? Что вы знаете об имени прилагательном?

4.3. Повторение глагола.

а) отгадайте, о какой части речи говориться в стихотворении, которое вам расскажет Денис?

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.

— О какой части речи говорилось? Как вы догадались? (Всё в действие придёт).

— Правильно, ребята. Знаете ли вы «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»? От чего умерла царевна? Кто искал её повсюду? К кому за помощью обращался королевич Елисей? Отгадайте, к кому обращается Елисей в строчках, которые вам расскажет Даниил?

…, …! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного. (Ветер)

— Правильно. А что же такое ветер? (Это движение воздуха).

б) Коллективная работа по схеме (рисунки 12,13,14,15).

— Назовите, какие действия выполняет ветер по рисункам?

Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы

— Составьте предложение, используя схему. Запишите одно предложение на выбор. Подчеркните главные члены предложения.

Пример: Ветер надувает паруса.

в) индивидуальная работа по рядам (рисунки 16,17,18).

-У каждого ряда есть карточки. Задание: составьте предложения, запишите одно на выбор, подчеркните главные члены предложения.

г) самостоятельная работа по нахождению глаголов в тексте.

— Приготовьте ладошки. Услышав глагол, хлопните в ладоши. Итак, внимательно слушайте стихотворение, которое вам расскажет Ксюша. (Глаголы ребёнок выделяет голосом).

В понедельник я стирала
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

— С какой частью речи вы сейчас работали? Что же обозначают глаголы?

д) творческое задание в работе с глаголом.

-Назовите животных по схеме. Что скажите о них? Изобрази звуки животных, запиши действия предметов в схеме:

лягушки (что делают?) …

е) логическое задание в работе с глаголом.

-Замени каждый фразеологический оборот одним глаголом.

-С какой частью речи вы сейчас работали? Что вы знаете о глаголе?

ж) инсценировка стихотворения.

-Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажут Влад и Давид о том, как нельзя учить глаголы.

-О какой части речи говорилось в стихотворении?

5. Закрепление по изученным частям речи.

-С какими частями речи мы сегодня работали? С какой частью речи связано имя прилагательное? А глагол? Что образуется при данных связях?:

Существительное + прилагательноеСуществительное + глагол
Словосочетаниепредложение

— Приведите примеры. Чем отличаются схемы? А что такое словосочетание? А что такое предложение?

5.1. Работа по нахождению смысловой и логической связи слов.

— Что обозначают буквы второго столбика? (Части речи).

5.2. Самостоятельная работа по образованию от корня трёх изученных частей речи.

— Образуйте от корня сущ., прил., гл. (работа по вариантам).

— Что за слова у вас получатся? (Однокоренные). Какие условия необходимы для однокоренных слов? Итак, пробуйте свои силы.

-Сегодня наши первые уроки по частям речи закончились, но эти части речи имеют ещё множество секретов, которые нам предстоит открыть в следующих классах. А в заключение, Максим и Лиза расскажут вам стихи о весёлой и занимательной грамматике.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!

— На этом наш урок закончен, всем спасибо. Выставление оценок.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

Фотоальбом

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ЧАСТИ РЕЧИ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ

Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы

Что же такое имя существительное?

Существуют слова, отвечающие

на вопрос кто? (кого? кому? кем? о ком?)

и обозначающие людей и животных.

Также существуют слова, отвечающие на вопрос

что? (чего? чему? чем? о чем?) и обозначающие предметы.

Все эти слова являются самостоятельными частями речи и

называются именами существительными.

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и обозначающие людей и животных являются одушевленными.

Остальные имена существительные, отвечающие на вопрос что? являются неодушевленными.

Слова, которые обозначают черты характера, различные чувства и настроения – тоже имена существительные. Они отвечают на вопрос что?

Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?

– имена, отчества и фамилии людей;

– клички животных;

– географические (реки, города, моря, населенные пункты и т.д.);

– астрономические названия (планеты, звезды, галактики)…

Например: Иванов Иван Иванович, река Ока, город Москва, планета Земля и т.д.

Имена существительные могут быть в единственном или множественном числе. Это выражается в окончании.

Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы Г лагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы:

что делать? что сделать?

что делает? что сделает?

что делают? что сделают?

что делал? что сделал?

что делали? что сделали?

что будут делать?

Примеры:

( что делать? ) – ходить ;

( что сделать? ) – убежать ;

( что делает? ) – радуется ;

( что делают? ) – снуют ;

( что делал? ) – смеялся ;

Действия, которое обозначают глаголы, может происходить в разное время:

Что называют имена существительные имена прилагательные глаголы

Имя прилагательное – это часть речи,

обозначающая признак, и отвечающая на вопросы:

Например:

Высокий дом – дом какой? – высокий – прилагательное.

Маленький ребенок – ребенок какой? – маленький – прилагательное.

Имена прилагательные могут употребляться в разных формах:

Например:

Уродитесь, бобы ,

При необычном порядке слов – существительное + прилагательное – имена прилагательные берут на себя основную смысловую нагрузку:

Некоторые имена прилагательные называются синонимами, т.к. они близки по смыслу. Например: смелый – храбрый, длинный – долгий.

Рубрики:ВОСПИТАНИЕ,ОБУЧЕНИЕ/ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Метки: русский язык учимся

Процитировано 13 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *