Что называют характеристикой турбины

Характеристика турбины, способы изменения характеристики

Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины

Что называют характеристикой турбины

Что называют характеристикой турбины

Мощность на валу N = z m n.

Мощность N можно также определить по расходу Q и перепаду давления Dр:

Что называют характеристикой турбиныС изменением подачи и качества бурового раствора, прокачиваемого через турбину, изменяются ее энергетические параметры согласно соотношениям, впервые предложенным П.П.Шумиловым:

Что называют характеристикой турбины; Что называют характеристикой турбины; Что называют характеристикой турбины; Что называют характеристикой турбины; Что называют характеристикой турбины; Что называют характеристикой турбины.

Отношение М/п при роторном бурении значительно больше, чем при турбинном. Особенно четко это видно для турбобуров малых диаметров, поскольку

Что называют характеристикой турбины,

Зная энергетические параметры при одном режиме промывки из стендовых исследований и пользуясь этими соотношениями, можно определить параметры турбины при различных значениях расхода и разном качестве бурового раствора.

Применение маховых масс приводит к смещению и расширению рабочей области турбобура.

С изменением осевой нагрузки и трения в опорах турбобура изменяются и передаваемые на долото мощность и момент.

Что называют характеристикой турбиныОбласть устойчивой работы пр – пу для турбобуров с шаровой опорой шире, чем турбобуров с резино-металлической опорой. Частота вращения пу соответствует предельно допустимому крутящему моменту (осевой нагрузке), при превышении которого вал турбобура перестает вращаться, и определяет устойчивую область работы турбобура слева, т.е. минимальную частоту вращения вала турбобура.

Кроме секционирования, улучшить моментную характеристику турбобура можно применением механических редукторов, которые снижают частоту вращения в 2-3 раза. Например, редукторный турбобур ТР2Ш-195 с многорядным планетарно-фрикционным редуктором имеет частоту вращения около 200 об/мин при КПД = 0,55.

Источник

Характеристики турбины

Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины

Что называют характеристикой турбины

Что называют характеристикой турбины

Классификация решеток прямоточных турбин.

Что называют характеристикой турбиныКаждому сочетанию трёх коэффициентов Что называют характеристикой турбины, mа и σ соответствует определённый тип решеток, и наоборот, каждый тип решеток характеризуется тремя безразмерными параметрами. На рис. 3.2. приведена классификация решеток по двум коэффициентам mа и σ, там же изображен полигон безразмерных скоростей и форма решетки.

Рис. 3.2. Классификация турбинных решеток.

Под характеристикой турбины турбобура принято понимать зависимость момента, мощности, перепада давления и коэффициента полезного действия от числа оборотов вала турбины при фиксированном расходе промывочной жидкости.

По способу получения характеристики турбин делятся на теоретические и экспериментальные.

Теоретические характеристики получают на основе формул, описывающих поведение указанных параметров турбины в функции числа оборотов вала при фиксированном расходе жидкости.

Экспериментальные характеристики получают на специальных стендах посредством испытаний 5 – 8 ступеней турбины с последующим пересчетом полученных результатов либо на одну ступень, либо на турбину в целом.

Остановимся на теоретических характеристиках турбин. Для этого обратимся к уравнению Л. Эйлера, представленному формулами (12) и (13) и к планам скоростей для входа и выхода из ротора (рис. 3.3.).

Что называют характеристикой турбины

Рис. 3.3. Планы скоростей: а) – для входа в ротор; б) – для выхода из ротора.

Используя планы скоростей, (рис. 3.3.) выразим окружные составляющие абсолютных скоростей c1u и c2u:

Подставив полученные выражения для окружных составляющих согласно (27) в уравнение момента (12) получим:

где cz(ctg α1+ ctg β2)= umax т. к. при полностью разгруженной турбине Mi=0, но ρ, Q и rср не равны нулю, следовательно должна быть равна нулю разность, стоящая в квадратных скобках, а последнее возможно при u= umax.

Mi= ρ·Q(nmaxn) Что называют характеристикой турбины= ρ·Q·aм(nmaxn), (28а)

где aм=Что называют характеристикой турбины— коэффициент момента.

Следовательно, зависимость момента от числа оборотов линейная, но из-за наличия дискового трения эта зависимость имеет некоторое отклонение от линейной.

Величина дискового трения может быть найдена по формуле:

Mд=ρ·g·λ·n 2 ·DЧто называют характеристикой турбины·l,

где λ – коэффициент трения (при работе на воде λ=0,52 – 0,54).

Из уравнения (28) легко получить уравнение мощности ступени турбины:

где an=Что называют характеристикой турбины— коэффициент мощности.

Определим экстремальное число оборотов. Для этого возьмём производную от уравнения (29) и приравняем её к нулю:

Что называют характеристикой турбиныρ·Q·an(nmax-2nэ)=0.

Поскольку ρ, Q и an не равны нулю, то от сюда следует, что нулю может быть равна только разность, стоящая в скобках и, следовательно, nэ=Что называют характеристикой турбины.

Тогда максимальная величина мощности будет равна:

Nmax= ρ·Q·anЧто называют характеристикой турбины. (30)

Известно, что коэффициент циркуляции определяют по формуле:

σ= Что называют характеристикой турбины=Что называют характеристикой турбины; откуда Что называют характеристикой турбины=Что называют характеристикой турбины.

Следовательно, безударный режим у низкоциркулятивных турбин расположен справа от экстремального, т.к. σ 1, то безударный режим находится слева от экстремального; при σ=1 безударный и экстремальный режимы совпадают.

Рассмотрим поведение линии перепада давления.

Что называют характеристикой турбиныρ·g· Hipi=Что называют характеристикой турбины· ρ·g= ρ Что называют характеристикой турбины·u = ρ ·aн(nmaxn)·n, (31)

где aН – коэффициент напора, aН =Что называют характеристикой турбины.

Левая часть выражения (31) представляет перепад давления. Не трудно видеть, что максимальная величина перепада давления будет аналогично мощности при nэ=Что называют характеристикой турбины, а его максимальная величина будет равна:

Что называют характеристикой турбины

Δpi max= ρ·aНЧто называют характеристикой турбины, (32)

Таким образом, общие потери давления в ступени составят:

Разделив почленно правую и левую части уравнения (33) на максимальный перепад давления, описываемый уравнением (32), получим перепад давления в турбине в безразмерной форме:

Что называют характеристикой турбиныЧто называют характеристикой турбины, (34)

где Что называют характеристикой турбины, Что называют характеристикой турбины=Что называют характеристикой турбины— безразмерные параметры.

Что называют характеристикой турбины

Что называют характеристикой турбиныn

Что называют характеристикой турбиныУравнение (34) есть уравнение линии перепада давления в безразмерной форме.

Рис. 3.4. Зависимость перепада

давления от частоты вращения

Что называют характеристикой турбиныротора турбины.

Рассмотрим поведение коэффициента полезного действия турбины.

Известно, что коэффициент полезного действия η есть отношение полезной мощности Nп к затраченной Nз:

η =Что называют характеристикой турбины. (35)

Значение полезной мощности нами было уже получено ранее в виде уравнения (29).

Величину затраченной мощности получим, умножив правую и левую часть уравнения (33) на расход жидкости Q:

Подставив в уравнение (35) значения числителя и знаменателя соответственно по уравнениям (29) и (36), получим:

η =Что называют характеристикой турбины=

=Что называют характеристикой турбины. (37)

Разделив числитель и знаменатель уравнения (37) на максимальный перепад давления, описываемый выражением (32), получим:

η =Что называют характеристикой турбины. (38)

Что называют характеристикой турбины

Что называют характеристикой турбиныЧто называют характеристикой турбины

3.9. Характеристика «турбобур-долото-забой» (ТДЗ).

Действительная характеристика существенно отличается от характеристики турбины, поскольку турбобур содержит радиальные опоры и узел осевой опоры. Кроме того, в процессе бурения на вал турбобура действует сила реакции забоя, обусловленная осевой нагрузкой на долото и момент сил сопротивления вращению долота. Указанная сила и момент на вращение долота суммируются с внутренними силами и моментами, образующимися в турбине в процессе преобразования гидравлической энергии в механическую и, таким образом, формируют внешнюю характеристику гидравлического забойного двигателя.

Рассмотрим более подробно силы, действующие на вал ГЗД. Основные силы направлены вдоль оси вала. К ним относится сила, обусловленная весом всей вращающейся системы (с учетом Архимедовых сил) и направленная вниз, гидравлическая сила, обусловленная перепадом давления на роторах и статорах ступеней турбины и по направлению совпадающая с силой тяжести.

При бурении возникает третья сила, обусловленная реакцией забоя и направленная в противоположную сторону по отношению к первым двум силам. Результирующая сила, равная алгебраической сумме перечисленных трёх сил, передаётся осевой опоре, а от неё – бурильной колонне.

Составим уравнение равновесия осевых сил, приложенных к валу ГЗД в процессе бурения.

К валу ГЗД приложены следующие моменты: момент, вырабатываемый турбиной Мк, момент сил трения в радиальных опорах Мр.о., момент сил трения в элементах осевой опоры Мо.о. и момент сил сопротивления вращению долота Мд.

Следовательно, уравнение моментов будет иметь вид:

Представив момент на долоте в виде Мд=Му· R и отбросив момент в радиальных опорах Мр.о. в виду его малости (в сравнении с другими моментами), уравнение (40) примет вид:

Момент в осевой опоре представим в виде:

где μ – коэффициент трения; rпр – приведенный радиус трения, rпр=Что называют характеристикой турбины.

Подставим в уравнение (41) значение момента сил трения в осевой опоре в соответствии с уравнением (42):

Проведем преобразования в уравнении (43), записав его в виде:

Уравнение (44) запишем в виде:

R= Что называют характеристикой турбины(45)

Умножив правую и левую части уравнения (45) на Му, а так же принимая во внимание линейную зависимость момента турбины Мк от числа оборотов, получим:

R· Му= Мд= Что называют характеристикой турбины(46)

Обозначив отношение Что называют характеристикой турбины=φ и разделив обе части уравнения (46) на Что называют характеристикой турбины, получим:

Что называют характеристикой турбины, (47)

где S= [Что называют характеристикой турбины]Что называют характеристикой турбины.

Уравнение (47) представляет зависимость момента на долоте от числа оборотов долота, представленное в безразмерной форме.

Что называют характеристикой турбины

Рис. 3. Внешняя характеристика турбобура

а) – зависимость момента Что называют характеристикой турбинына долоте от числа оборотов долота Что называют характеристикой турбины;

Источник

Тема 3.6 Характеристики газовых турбин

Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины

Что называют характеристикой турбины

Что называют характеристикой турбины

знать: зависимости температуры, давления, расхода газа и частоты вращения ротора от изменения внешней нагрузки;

уметь: строить характеристики газовых турбин при изменении режима работы турбины.

Зависимость температуры, давления и расхода газа, а такие частоты вращения ротора от изменения нагрузки. Построение характеристики турбины с использованием приведенного расхода и частоты вращения.

Литература: [2], стр. 63-65; [3], стр. 184-187, [4], стр. 148-155; [5], стр. 73-76

Методические указания

Регулирование режимов работы ГТУ можно проследить на основе совмещения характе­ристик осевого компрессора, турбины и нагнетателя, прежде всего ГТУ простейших схем открытого цикла.

При изменении режима работы турбины изменяются температура, давление и расход га­за. Связь между этими величинами при изменении нагрузки называют характеристикой тур­бины.

Для построения характеристики турбины удобно пользоваться не абсолютными, а отно­сительными приведенными расходом и частотой вращения.

Приведенный расход газа через турбину не зависит от частоты вращения турбины к практически зависит от соотношения давлений расширения, что позволяет построить совме­щенные характеристики и турбины в одних и тех же координатах.В общем виде характеристиками турбины являются зависимости степени расширения икпд от относительного приведенного расхода и относительной приведенной частоты враще­ния.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют характеристикой турбины?

2. Какими величинами пользуются для характеристики турбины?

3. Что называют универсальной характеристикой турбины?

4. Как изменяется кпд турбины при увеличении или уменьшении расхода газа?

5. Какие параметры газовых турбин можно определить по их характеристикам?

Раздел 4. ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК ПРИ РАБОТЕ НА

ГАЗОПРОВОДАХ, ИХ КОНСТРУКЦИИ

Тема 4.1 Газовые турбины, их конструкции и

Характеристики

знать: основные элементы газовой турбины

Основные элементы газовой турбины, их назначение и конструкция. Активная и реактив­ная турбинная ступень, их характеристики.

Литература: [2], стр. 6-22; [4], стр. 102-114; [3J, стр. 96-116

Источник

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по учебной дисциплине «Газотурбинные установки»

Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины Что называют характеристикой турбины
Что называют характеристикой турбины

вернуться в начало

скачать
Тема 3.6 Характеристики газовых турбин

знать: зависимости температуры, давления, расхода газа и частоты вращения ротора от изменения внешней нагрузки;

уметь: строить характеристики газовых турбин при изменении режима работы турбины.

Зависимость температуры, давления и расхода газа, а такие частоты вращения ротора от изменения нагрузки. Построение характеристики турбины с использованием приведенного расхода и частоты вращения.

^ Литература: [2], стр. 63-65; [3], стр. 184-187, [4], стр. 148-155; [5], стр. 73-76

Регулирование режимов работы ГТУ можно проследить на основе совмещения характе­ристик осевого компрессора, турбины и нагнетателя, прежде всего ГТУ простейших схем открытого цикла.

При изменении режима работы турбины изменяются температура, давление и расход га­за. Связь между этими величинами при изменении нагрузки называют характеристикой тур­бины.

Для построения характеристики турбины удобно пользоваться не абсолютными, а отно­сительными приведенными расходом и частотой вращения.

Приведенный расход газа через турбину не зависит от частоты вращения турбины к практически зависит от соотношения давлений расширения, что позволяет построить совме­щенные характеристики и турбины в одних и тех же координатах. В общем виде характеристиками турбины являются зависимости степени расширения и кпд от относительного приведенного расхода и относительной приведенной частоты враще­ния.

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют характеристикой турбины?

2. Какими величинами пользуются для характеристики турбины?

3. Что называют универсальной характеристикой турбины?

4. Как изменяется кпд турбины при увеличении или уменьшении расхода газа?

5. Какие параметры газовых турбин можно определить по их характеристикам?

Раздел 4. ЭКСПЛУТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК ПРИ РАБОТЕ НА

^ ГАЗОПРОВОДАХ, ИХ КОНСТРУКЦИИ

Тема 4.1 Газовые турбины, их конструкции и

знать: основные элементы газовой турбины

Основные элементы газовой турбины, их назначение и конструкция. Активная и реактив­ная турбинная ступень, их характеристики.

^ Литература: [2], стр. 6-22; [4], стр. 102-114; [3 J, стр. 96-116

Газовая турбина представляет собой тепловой двигатель, в котором потенциальная энер­гия преобразуется в механическую энергию на валу агрегата.

Сопловый аппарат первой ступени турбины в современных ГТУ выполняют с двухопорными соплами, так как именно он воспринимает наибольший перепад давления и наиболь­шее термическое напряжение.

Под турбинной ступенью понимается совокупность направляющего аппарата и располо­женного за ним рабочего колеса.

Основными потерями в ступени являются потери в направляющем аппарате, в рабочем колесе.

При изменении режима работы турбины изменяются температура, давление и расход га­за. Связь между этими величинами при изменении нагрузки называют характеристикой тур­бины.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение газовых турбин?

2. Перечислите основные элементы газовой турбины

3. Каково назначение диффузоров?

4. Что понимают под турбинной ступенью?

5. В результате чего возникают усилия на рабочих лопатках газовой турбины?

6. Почему кпд многоступенчатой турбины больше кпд ступени?

7. Какие параметры газовых турбин можно определить по их характеристикам?

Тема 4.2 Характеристики газотурбинного двигателя на частичных нагрузках

знать: изменение мощности и кпд газотурбинного двигателя в процессе изменения внешней на­грузки ГТУ.

Основные пути регулирования мощности и экономичности газотурбинных установок на частичных нагрузках. Диаграмма совмещения характеристик осевого компрессора и газовой турбины. Важнейшие характеристики переменного режима работы газотурбинных двигате­лей на частичных нагрузках.

^ Литература: [2], стр. 104-109; [4], стр. 148-158; [5], стр. 73-79

Изменение мощности и кпд газотурбинного двигателя в процессе изменения нагрузки ГТУ является следствием сложного взаимодействия осевого компрессора, газовой турбины, камера сгорания и центробежного нагнетателя природного газа.

Регулирование режимов работы ГТУ можно проследить на основе совмещения характе­ристик осевого компрессора, турбины и нагнетателя для простейших схем ГТУ (одновальные и двухвальные) открытого цикла.

При сравнении характеристик изменения мощности ГТУ в зависимости от частоты вращения нагнетателя оказывается, что одновальная ГТУ при снижении частоты вращения бывает теряет мощность, чем снижается мощность, потребляемая нагнетателем.

Важнейшими характеристиками переменного режима работы газотурбинных двигателей является их эффективно-термодинамический кпд и расход топлива относительной мощности носит линейный характер.

Как для одновальных, так и для двувальных ГТУ при регулировании двигателей изменения частоты вращения турбины зависимость относительного расхода топлива от относительной мощности носит линейный характер.

В этих условиях расход топлива на холостом ходу является основным показателем положения кпд ГТУ на частичных нагрузках.

В зксплутационных условиях характеристики агрегата могут заметно изменяться по ус­ловиям режима его работы и из-за ухудшения его технического состояния (снижение кпд компрессора, турбины и т.д.), что вызывает перерасход топлива на установке.

Даже рассчитав возможные режимы работы турбин и компрессоров, необходимо для оп­ределения зоны возможных режимов работы ГТУ ввести дополнительные ограничения.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких ГТУ можно осуществлять только смешанное регулирование?

2. От чего зависит характер изменения расхода кпд ГТУ?

3. Чем отличаются количественный и качественный способы регулирования ГТУ?

4. Почему нельзя уменьшить расход воздуха через компрессор до нуля?

5. Как изменяются расходы рабочего тела при режимах частичных нагрузок ГТУ, предназначенных для привода нагнетателей природного газа?

^ Тема 4.3 Опоры компрессоров и турбин

знать: назначение и расположение опор компрессоров и турбин.

Назначение и расположение опор компрессоров и тубин.

^ Литература : [2], стр. 15-20; [5], стр. 111-114

Роторы турбин и компрессоров опираются на опорные подшипники, которые восприни­мают их вес. Кроме этого на ротор действуют силы, возникающие при работе турбины или компрессора. Это силы стремятся сдвинуть ротор в осевом направлении в сторону меньшего давления. Перемещению ротора в осевом направлении препятствует упорный подшипник.

При больших нагрузках длительно работают подшипники скольжения, которые в мощ­ных ГТУ используются в качестве опорных и упорных. Для смазывания подшипников при­меняют турбинное масло.

В опорном подшипнике между шейкой ротора и нижним вкладышем подшипника созда­ется тонкая пленка масла (масляный клин). Давление масла в масляном клине резко повыша­ется. В результате создается усилие, равное вес)’ той части ротора, которая приходится на. данный подшипник, и ротор как бы «плавает» на масляной пленке.

При работе ГТУ ротор «всплывает» на масляной пленке так, что расстояние между цен­тром подшипника и осью шейки ротора составляет 0,5-0,7 мм. Коэффициент трения при нормальной работе подшипника составляет 0,002-0,005. Но даже при таком малом коэффи­циенте трения выделяется большое количество теплоты и масло нагревается на 20-25 С. Чтобы уменьшить трение при пуске и остановке ГТУ, поверхность вкладышей заливают баббитом.

Чтобы уменьшить перекосы шейки ротора относительно подшипника, применяют под­шипники со сферическими вкладышами.

В настоящее время в опорных подшипниках почти не применяют круговую расточку, так как при этом велики расходы масла, возникает низкочастотная вибрация ротора и заметное смещение вала в работающем подшипнике по отношению к неработающему.

Поэтому применяют другие формы расточки опорных подшипников (круговая расточка со смещением верхнего вкладыша относительно нижнего, овальная и трехклиновая), кото­рые позволяют избавится от тех или иных недостатков.

Используются также подшипники с качающимися сегментами, на которые опираются шейки роторов, сегменты в свою очередь опираются на поверхность внутренней расточки верхнего и нижнего вкладышей. При вращении ротора они самоустанавливаются так, что давление в масляном клине компенсирует ту часть ротора, которую воспринимает данный сегмент.

Осевой разбег (перемещение) ротора при работе не должен превышать 0,3-0,5 мм. При сборке, когда в сегментном упорном подшипнике нет масла, разбег ротора заметно больше, так как упорный диск упирается непосредственно в упорные колодки без масляного клина. Чтобы добиться равномерного расширения усилий по упорным колодкам без точной подгон­ки, применяют различные способы опирания упорных колодок на корпус подшипника, на­пример через плоские пружины и рычажную систему. Оба способа позволяют автоматически перераспределить нагрузки на колодки до полного выравнивания.

Упорные поверхности упорных колодок заливают баббитом.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение масляного клина в опорном подшипнике между щеткой ротора и нижним вкладышем подшипника?

2. Как уменьшить трение при пуске и остановке ГТУ?

3. Как уменьшить перекосы шейки ротора относительно подшипника?

4. Какие применяют формы расточек опорных подшипников?

5. С помощью чего добиваются равномерного распределения усилий в упорных подшипниках?

6. Каково назначение упорных и опорных подшипников?

Тема 4.4. Охлаждение газовых турбин

знать: основные системы охлаждения деталей газовых турбин;

уметь: читать схемы воздушного охлаждения.

Способы воздушного охлаждения: внешние конвективное, заградительное (пленочное и пористое). Требования, предъявляемые к системе охлаждения. Различные системы открыто­го воздушного охлаждения деталей газовых турбин.

Система внутреннего воздушного охлаждения открытого типа. Охлаждением воздухом рабочих лопаток канального типа, гильзового типа, с петлевым движением воздуха, рабочих лопаток с одноконтурной замкнутой системой жидкостного охлаждения и циркуляцией (принудительной и естественной). Схемы систем охлаждения газовых турбин.

^ Литература: [2], стр. 88-98; [3], стр. 140-158

Турбины приводных ГТУ содержат большое количество сильно нагруженных узлов я де­талей: диски, роторы в целом, рабочие лопаты и др.

Назначением систем охлаждения газовых турбин является снижение температуры узлов к деталей до такого уровня, при котором молено обеспечить их надежную работу и применить менее дорогие и дефицитные материалы.

В приводных ГТУ компрессорных станций в настоящее время применяю исключительно охлаждение воздухом, отбираемым из промежуточной или за последней ступенью компрессора и поступающим после выполнения охлаждающей функции в проточную часть турбины или в выходной тракт, частично в масляные полости.

Наиболее распространены следующие типы систем охлаждения: внешнее конвективное охлаждение элементов роторов, корпусов; внутреннее конвективное; пленочное (заградительное).

При внешнем конвективном охлаждении детали обдувают струями или распределенным потоком охлаждающего воздуха. Применяют его чаще всего для дисков роторов и наружных корпусов турбины. При внутреннем конвективном охлаждении, которое наиболее распространено в сопловых и рабочих лопатках, воздух отводит от внутренней поверхности стенок» обогреваемых снаружи рабочим телом. Пленочное (заградительное) охлаждение, широко применяемое также для стенок жаровых труб камер сгорания, защищает охлаждаемую поверхность за счет выдува вдоль нее тонкой пленки охладителя.

Наиболее распространены следующие системы охлаждения дисков и роторов:

— обдув обода диска с обеих сторон или одной стороны воздушными струями в зоне хво­стовых соединений рабочих лопаток;

— продувка воздуха под полками рабочих лопаток или через зазоры в хвостовых соединениях;

— обдув боковой поверхности диска (радиальный обдув);

— комбинирование струйного обдува обода с радиальным;

— заградительное пленочное охлаждение на внешней поверхности ротора.

Выбор того или иного способа охлаждения ротора тесно связан с его конструкцией.

В системах охлаждения статора стационарных ГТУ значительное место занимают внут­ренние подшипники, расположенные в труднодоступных горячих местах. Они защищают от теплоподвода кожухом, тепловой изоляцией, охлаждаются маслом и воздухом, поступаю­щим через лабиринтовые уплотнения подшипника.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение систем охлаждения?

2. Перечислите типы систем охлаждения

3. Требования, предъявляемые к системе охлаждения

4. Перечислите системы охлаждения дисков и роторов

5. Как охлаждается корпус газовой турбины?

6. Как подается воздух для охлаждения ротора газовой турбины?

Тема 4.5 Масляная система ГТУ

знать: назначение и схему маслоснабжения ГТУ;

уметь: читать схемы маслоснабжения.

Назначение масляной системы. Схема маслоснабжения.

^ Литература: [2], стр. 120-121; [5], стр. 152-156

Газотурбинные газоперекачивающие агрегаты со стационарными ГТУ имеют, как правило, общую масляную систему для ГТУ и нагнетателя, использующую один тип масла.

Применяемые схемы маслоснабжения отличаются большим разнообразием, но всегда ставится вопрос о надежности маслоснабжения. Кроме того устройство масляной системы значительно влияет на пожароопасность агрегата.

В общем случае масляная система ГГПА состоит из масляного бака или рамы – маслоблока, насосов, инжекторов, охладителей масла, подогревателя масла (перед запуском), органов гидравлического регулирования и защиты, маслопроводов, различной арматуры (запорной, предохранительной, регулирующей).

При работе агрегата маслоснабжение ГПА осуществляется от главного масляного насоса., приводимого от одного из его валов.

Пусковой насос должен быть погружен в бак или находится под заливом, то есть ниже уровня масла в баке, чтобы в любой момент могла проводиться подача масла.

Резервный (аварийный) насос обеспечивает смазку подшипников без электроснабжения переменным током. Питается он цеховой аккумуляторной батареи.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение системы маслоснабжения ГТУ?

2. Какое применяют масло в системе маслоснабжения?

3. Из каких элементов состоит система маслоснабжения ГТУ?

4. Какие требования предъявляются к маслу маслосистемы?

5. От чего зависит расход масла в маслосистеме?

6. Чем осуществляется маслоснабжение ГПА при работе агрегата?

7. Чем производится охлаждение масла?

8. Назначение и расположение пускового насоса в системе маслоснабжения

9. Назначение резервного (аварийного) насоса

10.Что используют для борьбы со старением масла?

Тема 4.6 Общие сведения о камерах сгорания ГТУ. Классификация камер сгорания. Конструктивное выполнение

знать: классификации и конструкции камер сгорания

Факторы, влияющие на процесс устойчивого горения. Основные элементы камеры сгора­ния ГТУ, их назначение. Классификация камер сгорания по назначению, по компоновке в схеме газотурбинной установки, по конструкции корпуса и пламенной трубы, по направле­нию потоков воздуха и продуктов сгорания, по количеству горелок в одной пламенной тру­бе, по роду сжигаемого топлива.

Типы воздухо-направляющих устройств. Типовые конструкции пламенной трубы камер сгорания по способу их охлаждения. Конструкция смешивающего устройства.

^ Литература: [2], стр. 22-30; [4], стр. 93-102; [3, стр. 65-70; стр. 76-80; [5], стр. 108-110.

Камеры сгорания ГТУ предназначены для полного сжигания топлива в потоке воздуха, поступающего из осевого компрессора или регенератора, с целью получения продуктов сго­рания с температурой, обусловленной жаростойкостью лопаток и дисков газовой турбины.

Камера сгорания должна удовлетворять следующим требованиям: обеспечение высокой полноты сгорания топлива, надежность и плавность запуска в работу, устойчивость горения в широком диапазоне изменений давления, скорости потока воздуха, малые потери давления по тракту камеры сгорания, низкая стоимость конструкции.

Направление движения воздуха во встроенных камерах сгорания может быть различным: прямоточным, противоточным по отношению к направлению потока воздуха в компрессоре или угловым.

Основными элементами камеры сгорания являются: корпус, жаровая труба, горелочные устройство и смеситель.

К камерам сгорания ГТУ предъявляются высокие требования по конструктивному ис­полнению и особенно по организации рабочего процесса.

Под кпд камеры сгорания принято понимать отношение теплоты, переданной воздуху при сжигании топлива, к общему количеству теплоты, выделяемой при полном сжигании то­го же количества топлива.

Кпд современных камер сгорания, работающих на газообразном топливе, достигает 0,97-0,98.

Минимальные потери от химического недожога топлива достигаются двумя путями: в результате высокой турбулизации потока в зоне горения и разделением поступающего в ка­меру сгорания воздуха на два потока.

Тема 4.7 Теплообменные аппараты ГТУ

знать: назначение и конструкцию теплообменных аппаратов ГТУ.

Классификация теплообменных аппаратов (ТОА) по характерным признакам, по назна­чению, по схеме течения рабочего тела. Конструкции воздухонагревателей и воздухоохлади­телей отечественного производства и зарубежных фирм. Подогреватели сетевой воды.

^ Практическая работа №5.

Литература: [2]; стр. 30-35; [3], стр. 81-96; [4], стр. 1141-23

Теплообменные аппараты классифицируют следующим образом: по принципу действия (поверхностные и смешивающие); по способу выполнения теплообменной поверхности (трубчатые и пластичные); по взаимному направлению движения теплоносителей (прямо­точные, противоточные, с перекрестным током); по числу ходов, совершаемых теплоносите­лями в ТА (одно- и многоходовые).

В стационарных газотурбинных установках используют в основном два типа регенерато­ров (воздухонагревателей): трубчатые и пластинчатые. Регенераторы обоих типов предна­значаются для частичного подогрева воздуха после осевого компрессора перед поступлени­ем его в камеру сгорания, что приводит к снижению расхода топлива по ГТУ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *