Что называют европейским чудом 18 века
Урок 2. «Европейское чудо»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема I. Рождение нового мира Урок 2. «Европейское чудо» (§ 1)
Особенности и значение темы. Урок насыщен фактическим материалом, обобщение которого формирует представление учащихся о процессе модернизации. Желательно при этом соблюсти определённый баланс: жизнь европейцев в XV III в. не была лёгкой и безоблачной, демографические сдвиги не затмевают данных о высокой детской смертности; показатели роста уровня жизни — проблемы бедности;
информация о научной революции и росте грамотного населения — в целом низкого уровня образования. В этом плане актуален также материал о работорговле. Использование гистограмм и графиков позволяет облегчить усвоение теоретических знаний и создаёт основу для развития умения анализировать статистические данные.
Планируемые результаты изучения материала
понимать значение открытий и инноваций, новых знаний в формировании картины мира, осознавать взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер жизни общества и видов деятельности людей и их роль в модернизации общества.
устанавливать временные и причинно-следственные связи между событиями и процессами;
решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;
искать и отбирать аргументы, подтверждающие приведённые суждения, в различных источниках информации (текст, статистические данные, историческая карта);
представлять текстовую информацию в форме таблицы;
организовывать учебное сотрудничество при работе в группах.
определять значение понятий и терминов и уметь применять термины при выполнении познавательных заданий: «европейское чудо», демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство;
рассказывать о технических усовершенствованиях и изобретениях;
анализировать статистический материал и делать выводы;
сравнивать исторические процессы, находить их сходство и различие;
извлекать информацию из письменных и визуальных источников;
оценивать деятельность исторических личностей эпохи Великих географических открытий.
Межпредметные связи. Обществознание (экономическая сфера, товарно-денежные отношения). География (географическое положение ведущих стран Европы и Азии, географическое разделение труда, специализация).
Внутрикурсовые связи. История раннего Нового времени (Великие географические открытия, Реформация).
Варианты проблемных и познавательных заданий. Почему Европа XVIII в. становится мировым лидером? В чём проявлялось европейское лидерство?
Проектные и исследовательские задания: «Транспортная
революция» в XV III в. Разделение труда в Европе в XV III в.: предпосылки и последствия.
Основные понятия и термины: «европейское чудо»,
демографическая революция, модернизация, промышленная революция, научная революция, транспортная революция, меркантилизм, разделение труда, биржи, «треугольная торговля», мальтузианство.
Дополнительные источники информации:
Литература: Алъдебер Ж., Бендер Й. и др. История Европы. — М.: Просвещение, 1996. — С. 264—266.
Энциклопедия для детей: Общество. — М.: Аванта +, 2005. — Т. 21. — Ч. 1. — С. 478—488.
Европа становится лидером мира.
Торговля преображает мир.
ХОД УРОКА Первый вариант изучения нового материала
Первый пункт плана изучается с опорой на учебник. Восьмиклассники начинают работу над понятием «модернизация» (переход от традиционного к индустриальному обществу, в процессе которого структура общества, государства, экономики, культуры преобразуется в соответствии с требованиями времени). В параграфе раскрыты факторы европейского взлёта. Учитель может использовать приём комментированного чтения п. 1 и составления плана: перечисление факторов модернизации, создавших
условия превращения Европы в мирового лидера. Рекомендуется уточнить также термин «фактор» (от лат. «делающий», «производящий») — движущая сила, причина процесса или явления. В сильном классе можно использовать иной приём: предложить учащимся таблицу «Факторы лидерства Европы» (используется компьютерная доска или раздаточный материал) и дать задание раскрыть каждый из факторов с опорой на текст учебника. Перечень факторов приводится в таблице (первая строка), их конкретизация в устной или письменной форме выполняется учащимися.
Факторы лидерства Европы в XVIII в.
Для изучения 2—5 вопросов организуется самостоятельная работа по вариантам или в группах с текстом учебника и раздаточным материалом. Предварительно учитель выписывает на доске и объясняет термины «капитализм», «разделение труда», «меркантилизм». Время выполнения заданий — 5—7 мин. Отчёт о выполнении задания группой или ответ одного из учащихся не должны затягиваться и превышать 4—5 мин. Используются 3—4 задания по выбору учителя, при выборе всех вариантов не будет возможности организовать коллективное обсуждение результатов. Остальные задания могут быть даны на дом.
1 вариант. Проанализируйте статистические данные и сделайте выводы о демографической ситуации в Европе XVIII в. Найдите информацию в учебнике и объясните, почему складывается именно такая демографическая ситуация (с чем связаны рост рождаемости и снижение смертности).
вариант. Прочитайте фрагмент из трактата Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении» (1798 г.) и ответьте на вопросы: какую закономерность пытался обосновать Т. Мальтус? В чём Мальтус увидел стоящую перед человечеством опасность в XV III в.? Сбылись ли прогнозы автора? Объясните, почему.
вариант. Найдите в параграфе данные об изменении уровня жизни в ведущих европейских государствах. В каком государстве уровень жизни был наиболее высоким? Какие факторы сделали это возможным?
вариант. Найдите в параграфе информацию и заполните таблицу «Изменения в организации промышленного и сельскохозяйственного производства в условиях капитализма (Англия, XVIII в.)».
вариант. Найдите информацию в параграфе и заполните схему «Транспортная революция в Европе». Объясните причины происходящих перемен.
вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Европейская торговля». Отразите в ней: а) разделение труда в Европе; б) новые формы торговых сделок, которые появились в XVIII в.
вариант. Найдите информацию в параграфе и составьте аналитическую справку «Заморская торговля Европы». Отразите в ней: а) импорт (ввоз) и экспорт (вывоз); б) «треугольную торговлю».
вариант. Прочитайте фрагмент из книги судового врача А. Фальконбриджа «Отчёт о работорговле на побережье Африки» (1788 г.) и ответьте на вопросы: каковы были цели работорговцев? В каких условиях содержались африканские рабы? Дайте оценку работорговле.
Второй вариант изучения нового материала
Школьная лекция по плану параграфа. Для активизации деятельности учащихся в начале лекции ставятся проблемные познавательные задания; пункты плана и основные понятия учитель записывает на доске в процессе объяснения. В конце урока организуется обсуждение проблемных заданий.
Домашнее задание. § 1, выполнить задания, не использованные на уроке (первый вариант планирования) или ответить на вопросы к параграфу по выбору учителя (второй вариант планирования).
Опережающее задание к уроку «Век Просвещения»: подготовить биографические справки о философах: И. Кант (1724—1804), Т. Гоббс (1578—1679), Д. Локк (1632—1704), Монтескье (1689—1755), Вольтер (1694—1778). Если учитель планирует организацию выставки репродукций портретов философов, учащимся рекомендуется единая форма оформления подготовленных материалов.
Что называют европейским чудом 18 века
«Европейским чудом» принято называть удивительное изменение темпов развития европейской цивилизации в XVI–XVIII вв.
Европа становится лидером мира
Примерно до XVI в. экономика Европы отнюдь не была самой развитой. Ряд регионов Востока (и особенно Китай) опережал её и по стоимости произведённых товаров и услуг, и по темпам роста городов, и по уровню грамотности населения, не говоря уже о его численности.
Только к XVIII в. европейское общество накопило тот потенциал, который обеспечил ему начало стремительного экономического роста. Темпы развития наиболее динамичных европейских стран — Нидерландов, Англии, Франции — настолько увеличились, что это позволило Европе превзойти страны Востока. Появление к концу века машин и фабрик заложило фундамент бурного развития европейской промышленности в XIX в. Основой этого взлёта стало совпадение во времени и пространстве нескольких совершенно разных факторов. Часть из них от европейцев не зависела.
Европейский континент оказался очень удачно расположен географически. На значительной его части не было иссушающей жары или сильной стужи, плодородные почвы позволяли получать достаточно большие урожаи, чтобы прокормить население. Избежала Европа и разрушительных набегов кочевников: арабы в VIII в., завоевав Испанию, дошли только до юга Франции, монголы, пройдя через Восточную Европу, повернули назад, а османы угрожали лишь балканским и средиземноморским странам.
Ни одно государство не смогло объединить Европу под своей властью. Ни империя Карла Великого, ни Священная Римская империя не преобладали на континенте настолько, чтобы победить раздробленность. Европа оказалась разделена на множество государств различного размера, которые находились в постоянном взаимодействии и соперничали друг с другом. Это соперничество не позволило власти ни в одном из них надолго укрепиться до такой степени, чтобы полностью — политически или экономически — подчинить себе общество, которое на протяжении раннего Нового времени становилось всё более значимым и заставляло с собой считаться.
В Европе процветала конкуренция; различные сословия и социальные группы, города и даже ремесленные или университетские корпорации обладали своими правами и вольностями. Государство же стремилось, насколько это было возможно, гарантировать закон и порядок, которые становились залогом быстрого и успешного экономического развития.
Великие географические открытия позволили Европе не только получить доступ к заморским ресурсам. Купцы богатели посредством торговли, население осваивало новые продукты питания, американское золото и серебро способствовали оживлению денежной экономики.
Значительный импульс развитию континента дала Реформация — европеец получил возможность сам выбирать себе веру, со временем протестанты оказались больше, чем католики, нацелены на личное преуспевание, новые формы заработка, стремились занять более высокое положение в обществе. Стала процветать конкуренция и религий, и политических элит: прежняя «единая» Европа, миссия которой заключалась в том, чтобы нести христианскую веру остальному миру, ушла в прошлое.
Европа активно ввозила не только товары, но и технологии, научные трактаты, банковские практики. Важнейший вклад в «европейское чудо» внесла научная революция и сопровождавшие её открытия в астрономии, математике, механике, химии, физике, медицине. Человек начал активно познавать законы, которые лежали в основе окружающего его мира. Соединение науки с практикой породило череду открытий — телескоп, микроскоп, барометр, термометр, паровой двигатель, новые виды вооружений. Военная революция, аграрная революция, демографическая революция — все эти процессы всего за несколько веков изменили европейский континент.
Реформация, сопровождавшие её изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма расшатывали традиционный миропорядок. С XVI в. Европа начинает постепенно порывать с традициями, закладывается фундамент начинающегося с XVIII в. процесса модернизации — перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствие с требованиями времени. Таким образом, в то время как большая часть мира жила в рамках традиционного общества, с его темпами развития и приоритетами, Европа всё больше претендовала на то, чтобы стать лидером мира, и постепенно училась диктовать ему свою волю.
Рост населения Европы
Для Средних веков была характерна ситуация, когда высокая рождаемость сопровождалась высокой смертностью — из-за эпидемий и войн, превратностей климата, плохой гигиены и низкого уровня развития медицины. В благоприятные годы население росло; болезни, голод, войны, недостаток продовольствия приводили к его уменьшению.
И XVIII в. во многих европейских странах положение меняется: рождаемость по-прежнему была высокой вне зависимости от того, богатым был человек или бедным (у императрицы Марии-Терезии было 16 детей), но смертность начала снижаться, общая численность населения Европы постепенно росла, и этот рост уже не сменялся падением.
Точные цифры назвать невозможно, поскольку масштабных достоверных переписей тогда ещё не было, но население Европы за век увеличилось примерно с 110—120 млн чел. до 187 млн. Основной период этого роста приходится на вторую половину столетия. К концу века каждый пятый житель Земли был европейцем — это было больше, чем раньше, но всё ещё не так много в масштабах мира, где две трети людей жили в странах Азии.
Население Франции за это время возросло с 21—22 до 29 млн, германских государств — с 15 до 25 млн чел. В Англии к 1750 г. население достигло 5,74 млн чел. — как считается, таким же оно было в XIV в. до эпидемии чумы, — а первая всеобщая перепись 1801 г. показала уже 8,3 млн (10,5 млн с Уэльсом и Шотландией). В тех странах, которые в XVII в. испытали значительное падение численности населения, рост был ещё более существенным: в Ирландии за век оно выросло более чем в 2 раза, в Венгрии — в 5 раз.
Снижение смертности в то время объясняется многими причинами. Явно улучшился европейский климат, стало теплее, таких холодных зим, как в XVII в., уже не было. Распространялись новые методы и технологии в сельском хозяйстве, увеличивались посевы завезённых из Нового Света картофеля и кукурузы, позволявших прокормить с меньшей площади земли большее количество людей, что было существенным преимуществом перед зерновыми культурами. Уходили в прошлое крупные эпидемии европейского масштаба, истреблявшие целые города; в принципе, в Европе научились лучше устанавливать и соблюдать карантин. Улучшалась санитария, крупные кладбища стали выносить за городскую черту, европейцы постепенно привыкали следить за чистотой тела.
Рост населения оказался столь большим и впечатляющим) что начал пугать современников. В 1798 г. появляется знаменитый трактат англичанина Томаса Мальтуса «Опыт закона о народонаселении». Он писал: «Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Эта теория получила название мальтузианство. Проанализировав рост населения Северной Америки, Мальтус пришёл к выводу, что за 20 лет оно удваивается. Сравнивая эти данные с данными, касающимися Европы, он утверждал, что там удвоение происходит в среднем за 25 лет, тогда как средства к существованию растут значительно медленнее. И если не принять мер, скоро населению Европы просто будет нечем питаться.
В реальности этого не произошло, да и данные, которыми пользовался Мальтус, во многом были неверны. И всё же этот рост населения запустил многие экономические процессы, характерные для Европы XVIII в. У европейцев пользовались всё большим спросом продукты питания и промышленные товары, производить их становилось всё более выгодно. Одновременно рос рынок рабочей силы.
Наступление капитализма
В XVIII в. ускоряются те процессы. которые начались ещё в раннее Новое время. Увеличивается количество денег в экономике, число покупателей товаров и потребителей услуг. Достаточно посмотреть, как изменилась, к примеру, английская деревня, и мы увидим, что разбогатевшие сельские жители начали строить свои дома из кирпича, гораздо чаще питаться мясом, активнее покупать промышленные товары и пользоваться углём для обогрева своих жилищ.
При наличии широких рынков сбыта предприниматели всё чаще прибегали к капиталистическим методам — использовали наёмный труд, вкладывали прибыль обратно в производство, стремились обустроить хозяйство рационально, искали способы развития производства в кредит. Страны, в которых активно развивался капитализм, богатели, уровень развития различный регионов Европы становился всё более неравномерным. Средний доход на душу населения в Англии 1780-х гг. был на 30–40% выше, чем во Франции, а во Франции — вдвое выше, чем в Центральной Польше.
Англия не случайно богатела быстрее других: там капитализм внедрялся наиболее активно. Это позволило завершить в XVIII в. аграрную революцию — перестройку сельского хозяйства ради увеличения его доходности. Её успехи были настолько впечатляющими, что вместо средневековой нормы — один кормит троих — английский крестьянин кормил 12—13 человек. А последовавшая за аграрной промышленная революция, начавшаяся с изобретения первых машин в хлопчатобумажном производстве, вывела Англию в безоговорочные европейские лидеры, заставила другие страны на протяжении всего XIX столетия догонять её по темпам и уровню развития.
Капитализм навсегда изменил структуру европейской промышленности. Если ещё в XVII в. в городах преобладали цехи и гильдии, контролировавшие производство многих промышленных товаров и зачастую мешавшие нововведениям, значительная доля товаров производилась на селе, а крупная промышленность была сосредоточена на мануфактурах, то в XVIII в. в Англии, Нидерландах и частично во Франции мануфактуры начинают преобладать над цеховым ремеслом, а промышленная революция порождает фабрику.
Транспортная революция
К началу XVIII в. для перевозки и людей, и товаров использовались традиционные пути сообщения, зачастую не менявшиеся на протяжении столетий. В центре Европы скорость перевозки благодаря лучшим дорогам увеличивалась, на периферии — уменьшалась. Быстрее всего перевозилась почта: в середине века в Венецию из Москвы она доходила за 6 недель, из Лиссабона — за 5, но из Нидерландов или Парижа она могла добраться и за неделю с небольшим. Для всадника 100 километров в день было пределом, почти рекордом. Товары до появления железных дорог перемещались более неспешно, обычно со скоростью запряжённой в повозку лошади. Кроме того, что перевозка грузов по суше не только была медленной и затратной, дороги не справлялись с возросшим потоком тяжёлых грузов (таких, как уголь и металлы), многие из них в распутицу становились непроезжими. Там, где это была возможно, как в Нидерландах, тяжёлые грузы старались перевозить по рекам и каналам — это зачастую оказывалось и дешевле, и быстрее.
Многие путешественники по-прежнему передвигались пешком, на собственных лошадях или в собственных повозках, хотя по дорогам уже ходили дилижансы — многоместные кареты, перевозившие пассажиров между городами. Но и такое путешествие трудно было назвать комфортным. Как писал один из со временников, эти повозки столь узкие, что, «готовясь к выходу, каждому приходится просить соседа вернуть его ногу или руку. Если же, на беду, окажется путешественник с большим пузом или широкими плечами, он измучит всех и придётся либо страдать, либо выходить».
Ситуация стала меняться благодаря транспортной революции — долгому процессу, начавшемуся в XVIII в. с улучшение имеющихся средств сообщения и закончившемуся в XIX в с развитием железных дорог. Первой из всех европейских стран решать транспортные проблемы стала Англия.
Новые виды дорожного покрытия предохраняли дороги от разрушения при перевозке тяжестей. Новые виды повозок обладали большей грузоподъёмностью. Активно строились платные дороги: к 1800 г. примерно на пятой части английских дорог взималась плата за проезд, но эти деньги позволяли поддерживать их в хорошем состоянии. Когда четвёрка лошадей гинула повозку с тонной груза по обычной дороге, за день удавалось преодолеть около 20 км, по платной дороге она могла гинуть полторы тонны и пройти уже около 30 км в день.
Большие деньги вкладывались и в строительство каналов, и в то, чтобы сделать реки более пригодными для перевозки грузов: всего за половину века протяжённость пригодных для навигации рек увеличилась в Англии вдвое. Возможность перевозить по рекам и каналам тяжёлые грузы позволила увеличить производство угля и понизить его стоимость, сделав его более доступным для предпринимателей.
Торговля преображает мир
Транспортная революция внесла немалый вклад в оживление европейской торговли: довезти грузы до моря или до соседних стран стало проще и дешевле. И всё же до XIX в. настоящий выход в мир европейским государствам по-прежнему давали порты: нередко быстрее было доплыть до другого государства, чем добраться по бездорожью до отдалённых уголков своей собственной страны. Это давало возможность расширять производство, находить новые рынки сбыта. Так возникает европейское разделение труда: страны уже не стремились обеспечить себя всем необходимым самостоятельно.
Из Восточной Европы на кораблях везли зерно, древесину, лён, пеньку, Северная Европа экспортировала металлы, Нидерланды делали состояния на посреднической торговле и продавали продукцию своей промышленности, Англия вывозила ткани, а впоследствии широкий спектр промышленных товаров, Франция удовлетворяла стремление других стран следовать за модой. Покупки иностранных товаров стали привычными. Известно, что даже в России состоятельные люди не только приобретали одежду из тонкого голландского полотна, но и иногда отправляли её в Голландию на стирку.
Торговля всё больше становилась международной, начали активно покупать и продавать не только товары, но и ценные бумаги — акции, векселя (долговые расписки) и др. Если раньше купцы предпочитали везти товары на известные на всю Европу ярмарки, то теперь ярмарки остаются лишь в наименее развитых регионах, а в развитых странах распространяются биржи — места, где обменивались как товарами, так и ценными бумагами, причём товары зачастую на биржу не доставлялись, там лишь заключались сделки. Крупными центрами, кроме Амстердама, становятся Лондон, Женева, Генуя, Париж.
Амстердам превращается в центр международных займов. Биржи позволяли деньгам и товарам всё более свободно перемещаться по Европе, помогали государствам и частным лицам получать кредиты.
XVIII век стал также временем расцвета европейской заморской торговли. Были налажены прочные контакты с другими регионами Европы и Азии, Северной и Южной Америкой, побережьем Африки. Если в 1700–1770 гг. объём торговли Англии со странами Европы вырос на 6 %, то объём торговли с Америкой — на 687 %. Из-за океана ввозили так называемые колониальные товары — чай, кофе, сахар, пряности, хлопок, табак. Дешёвые индийские хлопчатобумажные ткани везли и Европу, Америку и даже в Африку.
Этот подъём был бы едва ли возможен силами одних только купцов, без участия государств. С XVII в. европейские страны начинают вести между собой торговые войны. По-прежнему процветала политика меркантилизма — убеждённости в том, что страна должна продавать как можно больше, а покупать как можно меньше, чтобы золото не уходило за рубеж.
Торговая и колониальная экспансия Европы в XVIII в. потрясает воображение. За столетие территории, контролируемые европейцами, выросли в несколько раз, к 1780-м гг. на них проживало уже 30 % населения земного шара (из них в Европе около 20 %). «Европейское чудо» стало реальностью. Отныне на протяжении двух веков мир в значительной степени будет зависеть от Европы.
С XVIII в. Европа становится лидером всего мира: её население и экономика растут, развивается капитализм, аграрная революция преображает сельское хозяйство, устанавливаются прочные торговые связи с Азией, Африкой и Америкой.
Это конспект по теме «Европейское чудо» в XVI–XVIII вв. В учебных целях использованы цитаты из учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс / [А. Я. Юдовская и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020». Выберите дальнейшие действия:
Конспект урока по всеобщей истории 8 класс «Европейское чудо»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по всеобщей истории 8 класс «Европейское чудо»»
Урок 1. «Европейское чудо»
Факторы лидерства Европы в XVIII в.
Соперничество множества европейских государств
Выгоды заморской торговли
Веротерпимость и конкуренция религий
Научные открытия влияют на появление и внедрение технических новшеств
Защита от завоевателей
Государство не подавляет общество, а поддерживает его.
Протестантизм нацеливает на личное преуспевание
До XVI в. экономика Европы уступала ряду регионов Востока и Китаю.
Только к началу XVIII в. Европа накопила потенциал, который обеспечил начало экономического роста.
Основы «взлета» государств:
Европа удачно расположена географически
Избежала разрушительных набегов кочевников
В Европе процветала конкуренция
Великие географические открытия позволили получить доступ к заморским ресурсам
Импульс к развитию дала Реформация – возможность выбрать веру.
Модернизация – изменения в соответствии с требованиями современности; придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям.
Европейцев становится больше. До XVIII в. высокая рождаемость сопровождалась высокой смертностью: Эпидемии и войны, Превратности климата, Плохая гигиена и низкий уровень медицины. За XVIII в. население Европы увеличилось примерно с 110-120 млн. чел. до 187 млн.
Снижение смертности:
— Улучшился климат,
— Распространялись новые методы ведения сельского хозяйства («пищевая революция»),
— Исчезали крупные эпидемии.
Развитие капитализма
— Увеличивается количество денег в экономике,
— Становится больше число покупателей и потребителей услуг,
— Предприниматели прибегали к капиталистическим методам – каким стр. 18.
В XVII в. в городах преобладали:
Значительная часть товаров производилась на селе,
Крупная промышленность была сосредоточена на мануфактурах
Начало транспортной революции
Путешественники по прежнему передвигались пешком, на собственных лошадях или повозках. Появились дилижансы – многоместные кареты, перевозившие пассажиров между городами. Процесс, начавшийся в XVIII в. с улучшения имеющихся средств сообщения и закончившийся в XIX в. с развитием железных дорог. Первой стала решать эти проблемы – Англия.
Более прочное дорожное покрытие
Новые виды повозок
Строились платные дороги
Торговля преображает мир
До XIX в. выход в мир европейским государствам давали порты.
Из Восточной Европы на кораблях везли зерно, древесину, лен, пеньку.
Северная Европа экспортировала металлы.
«Треугольная торговля» Из Великобритании корабли отправлялись к западному побережью Африки, там закупались рабы, продавались в Вест-Индии или Северной Америке, загружались колониальными товарами и плыли обратно.
За столетие территории, контролируемые европейцами, выросли в несколько раз.
На протяжении двух веков мир будет зависеть от Европы.
Домашние задание пар. 1, письменно стр. 20 вопросы 1,4.