Что называют динамическим стереотипом
Динамический стереотип
Динамический стереотип — выработанная и зафиксированная в коре большого мозга человека или животного устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов.
Для того чтобы образовался динамический стереотип, на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени (внешний стереотип). Так, например, у собаки вырабатывают условный слюноотделительный рефлекс на комплекс, состоящий из трех раздражителей: звонок, свет и механическое раздражение кожи. Если изменить порядок действия раздражителей или интервал между ними, даже на 15 с, происходит нарушение работы клеток коры большого мозга: условный рефлекс угасает или полностью исчезает, тормозится.
При выработке динамического стереотипа в центральной нервной системе происходит соответствующее распределение процессов возбуждения и торможения. В результате этого у человека или животного возникает связанная цепь условных и безусловных рефлексов (внутренний динамический стереотип). Динамическим стереотип называется потому, что он может быть разрушен и вновь образован при изменении условий существования. Его перестройка иногда происходит с большим трудом и может вызвать развитие невроза (нарушений функций высшей нервной деятельности). С большим трудом ломка динамического стереотипа и образование нового происходит у пожилых людей, у которых нервные процессы малоподвижны и ослаблены.
Перестройка динамического стереотипа наблюдается в жизни каждого человека в различные возрастные периоды в связи с изменениями условий жизни: поступление ребенка в школу, смена школы на специальное учебное заведение, переход на самостоятельную работу и т. д. Большая роль в облегчении перестройки динамического стереотипа у человека принадлежит общественному укладу жизни, а также своевременной помощи родителей, воспитателей, учителей.
При наличии динамического стереотипа условные рефлексы протекают легче и автоматичнее. Динамический стереотип лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в трудовой деятельности. Вследствие этого опытный рабочий выполняет привычную для него работу быстрее и с меньшим утомлением, чем начинающий. Динамический стереотип определяет характер поведения животных и человека в окружающей среде.
Память
Память— способность живых существ воспринимать, отбирать, хранить и использовать информацию для формирования поведенческих реакций. Память является составной частью психической деятельности. Она помогает животному и человеку использовать свой прошлый опыт (видовой и индивидуальный) и приспосабливаться к условиям существования. Одним из механизмов памяти являются условные рефлексы, главным образом, следовые.
По современным представлениям различают кратковременную и долговременную память. Кратковременное запечатление в коре большого мозга следов раздражений осуществляется за счет циркуляции нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям. Это может длиться от нескольких секунд до 10—20 мин. Длительное удержание временных связей (долговременная память) основывается на молекулярных и пластических изменениях, происходящих в синапсахи, возможно, в самих нервных клетках головного мозга. За счет долговременной памяти могут длительно, иногда всюжизнь, сохраняться следы прежних раздражений. Определенная роль в формировании памяти принадлежит эмоциям. При эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов.
В формировании памяти участвуют нейроны КГМ, ретикулярной формации ствола мозга, гипоталамической области, лимбической системы, особенно, гиппокампа.
Типы ВНД по Павлову
Под типом высшей нервной деятельности следует понимать совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни.
Под силой нервных процессов понимают способность клеток коры большого мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.
Под уравновешенностью следует понимать одинаковую выраженность по силе процессов возбуждения и торможения.Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.
На основании изучения особенностей нервных процессов И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип. Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.
Сильный неуравновешенный тип. Характеризуется сильными неуравновешенными и подвижными нервными процессами. У таких животных процесс возбуждения преобладает над торможением, их поведение агрессивное (безудержный тип).
Слабый тормозной тип. Характеризуется слабыми неуравновешенными нервными процессами. У этих животных преобладает процесс торможения, они трусливы, попадая в незнакомую обстановку; поджимают хвост, забиваются в угол.
Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: сильный уравновешенный подвижный и сильный уравновешенный инертный типы.
Сильный уравновешенный подвижный тип.Нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные и подвижные. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Это ласковые, любознательные, всем интересующиеся животные (живой тип).
Сильный уравновешенный инертный тип.Этот тип животных отличается сильными уравновешенными, но малоподвижными нервными процессами (спокойный тип). Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно. Это инертные, малоподвижные животные. Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы.
Основные свойства нервных процессов наследуются. Совокупность всех генов, присущих данной особи, получили название генотипа. В процессе индивидуальной жизни под влиянием окружающей среды генотип претерпевает определенные изменения, в результате которого формируется фенотип — совокупность всех свойств и признаков особи на определенной стадии развития. Следовательно, поведение животных и человека в окружающей среде определяется не только наследуемыми свойствами нервной системы, но и влияниями внешней среды (воспитание, обучение и т. д.). При определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа, использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.
Холерик — сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.
Меланхолик — слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.
Сангвиник — сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.
Флегматик — сильный и уравновешенный инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.
Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа.
Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.
Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.
Средний тип. Характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.
Динамический стереотип
Двигательный стереотип (динамический стереотип) — устойчивый индивидуальный комплекс безусловно рефлекторных двигательных реакций, реализуемых в определенной последовательности в обеспечении позно-тонических функций (походку, почерк, осанку).
Содержание
Теория организации движений
Следуя современной теории физиологии, все действия осуществляются на уровне простой рефлекторной дуги: раздражение — рецептор — чувствительный нейрон — сегмент спинного мозга — двигательный нейрон — исполнительный орган — это путь прохождения нервного импульса. Рефлекторную дугу контролируют вышележащие отделы центральной нервной системы (ЦНС). Различают безусловные, врожденные рефлексы, которые «вшиты» в структуру центральной нервной системы. И условные, вновь созданные, которые основаны на «проторении» нервных связей по Павлову. Дигательный стереотип это набор взаимосвязанных безусловных и условных рефлексов, это определенная программа, которая работает, следуя четкому алгоритму. Например: перемещение центра тяжести приводит к сокращению икроножной мышцы — результат — восстановление положения тела.
Центральная нервная система устроена иерархично, каждый вышележащий уровень подчиняет себе нижележащий: кора головного мозга, подкорковые — экстрапирамидные структуры, продолговатый мозг, спинной мозг, уровень сегмента спинного мозга и уровень простой рефлекторной дуги.
Уровни организации движений
Деятельность уровня «В» реализуется через уровень «А», подчиняясь вышележащему уровню С. Уровни A, B и C являются врожденными, безусловными. Однако, в результате сложного взаимодействия, граница между физиологическим и психологическим стирается. Эта граница подвижна. Таким образом,
сознательное действие, автоматизируясь, переходит в уровень бессознательного, рефлекторного, и наоборот, рефлекторное может приобрести самостоятельное значение, войти в сферу сознания.
Это важный закон построения движения, он используется при коррекции ходьбы и осанки.
Индивидуально двигательный стереотип формируется под влиянием разнообразных факторов, имеющих отношение к становлению моторики. Эти факторы могут быть закономерными и случайными: вспомним школьника, склонившегося над низким столом и проводящего многие часы учебы в этой позе, лишенного своевременной педагогической поправки. В последующем накопившиеся двигательные ошибки суммируются с неизменно наступающими возрастными изменениями в осанке подростка, что в итоге способствует фиксации патологической цепи ошибок в формировании осанки, пластики, ловкости. Подобных ситуаций достаточно в профессиональной деятельности, когда люди с правильно сформированной моторикой в нерациональной рабочей позе подвергают ДС проверке на устойчивость с нередкими потерями. Здесь ДС выступает как индивидуальное приобретение моторики.
Связанные понятия
Двигательный навык
Двигательный навык — это выработанное вследствие тренировки движение, компоненты которого в значительной степени автоматизированы. Двигательный навык — основа формирования двигательного стереотипа. Двигательный навык характеризуется словесными «рабочими формулами», которые произносятся мысленно про себя или в виде команд. Эти команды предполагают выполнение определенного движения или физического упражнения. Эти движения многократно повторяются и заучиваются. Так формируется двигательный навык.
Тренировка
Тренировка — многократное повторение определенных движений, которое приводит к их автоматизации, благодаря чему они становятся более точными, в необходимой степени быстрыми, размеренными по силе и амплитуде, в соответствии с задачей, которая решается при выполнении данного двигательного акта (упражнения). Лишние движения в процессе тренировок устраняются. Автоматизированными двигательными актами у человека являются ходьба, бег и многие трудовые движения (процессы, акты).
Моторика
Моторикой принято называть совокупность двигательных возможностей. Существует концепция физических качеств как качественно особых базовых сторон моторики, каждое из них измеряется свойственной ему единицей измерения. Таких параметров определено 5: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Нередко физические качества отождествляют с двигательными. Термином «двигательные качества» обозначают структурно особые максимальные базовые проявления моторности. Имеются в виду максимальные проявления прыгучести отталкиванием одной и двумя ногами, с места и с темпа, различные по структуре удары, сохранение устойчивости своего тела на одной и на двух ногах, на месте и после быстрого перемещения тела, на подвижной и неподвижной опоре и т. д. Необходимо отметить, что и в физическом воспитании, и в спорте непосредственное значение имеют именно двигательные качества, а физические либо моторные функциональные качества развивают только для того, чтобы повысить двигательные качества.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Динамический стереотип» в других словарях:
динамический стереотип — (от греч. dynamikos сильный, подвижный, stereos твердый, typos отпечаток) интегральная система привычных условно рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда (см. стимул). Понятие… … Большая психологическая энциклопедия
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — см. Стереотип динамический … Большой Энциклопедический словарь
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — см. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Динамический Стереотип — понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами… … Психологический словарь
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Д. с. образуется при достаточно длительном… … Философская энциклопедия
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — (от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток). Устойчивая система условно рефлекторных действий, которая вырабатывается как реакция на повторяющиеся предъявляемые стимулы. В методической литературе 50–60 х гг. XX в. этот термин употреблялся… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
динамический стереотип — см. Стереотип динамический. * * * ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП, см. Стереотип динамический (см. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ) … Энциклопедический словарь
динамический стереотип — dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Galvos smegenų žievėje susidariusi nuolatinė ir darni sąlyginių refleksų sistema, lemianti išmoktų veiksmų pastovumą, ekonomiškumą, įgūdžius, įpročius, mąstymo ir elgesio… … Sporto terminų žodynas
динамический стереотип — dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Santykiškai pastovi refleksinių veiksmų, fiziologinių vyksmų grandinė. Reiškiasi sportininko gebėjimu racionaliai (pagal aplinkybes) įveikti fizinius krūvius, siekti… … Sporto terminų žodynas
динамический стереотип — dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Įprastinės sąlyginio reflekso reakcijos, susijusios su stimulų signaliniais požymiais, stimulų eilės tvarka ir laiku. Dinaminio stereotipo sąvoką sukūrė rusų fiziologas I … Sporto terminų žodynas
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП
Полезное
Смотреть что такое «ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП» в других словарях:
динамический стереотип — (от греч. dynamikos сильный, подвижный, stereos твердый, typos отпечаток) интегральная система привычных условно рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной, порядковой и временной характеристике стимульного ряда (см. стимул). Понятие… … Большая психологическая энциклопедия
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — см. Стереотип динамический … Большой Энциклопедический словарь
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — см. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Динамический Стереотип — понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами… … Психологический словарь
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — (от греч. stereos – твердый + typos – отпечаток). Устойчивая система условно рефлекторных действий, которая вырабатывается как реакция на повторяющиеся предъявляемые стимулы. В методической литературе 50–60 х гг. XX в. этот термин употреблялся… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
динамический стереотип — см. Стереотип динамический. * * * ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП, см. Стереотип динамический (см. СТЕРЕОТИП ДИНАМИЧЕСКИЙ) … Энциклопедический словарь
Динамический стереотип — Двигательный стереотип (динамический стереотип) устойчивый индивидуальный комплекс безусловно рефлекторных двигательных реакций, реализуемых в определенной последовательности в обеспечении позно тонических функций (походку, почерк, осанку). Как… … Википедия
динамический стереотип — dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Galvos smegenų žievėje susidariusi nuolatinė ir darni sąlyginių refleksų sistema, lemianti išmoktų veiksmų pastovumą, ekonomiškumą, įgūdžius, įpročius, mąstymo ir elgesio… … Sporto terminų žodynas
динамический стереотип — dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Santykiškai pastovi refleksinių veiksmų, fiziologinių vyksmų grandinė. Reiškiasi sportininko gebėjimu racionaliai (pagal aplinkybes) įveikti fizinius krūvius, siekti… … Sporto terminų žodynas
динамический стереотип — dinaminis stereotipas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Įprastinės sąlyginio reflekso reakcijos, susijusios su stimulų signaliniais požymiais, stimulų eilės tvarka ir laiku. Dinaminio stereotipo sąvoką sukūrė rusų fiziologas I … Sporto terminų žodynas
Динамический стереотип, его роль в процессе обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность динамического стереотипа, его особенности у человека
В ответ на стереотипно повторяющиеся внешние воздействия в организме происходит формирование системы реакций.
Динамический стереотип является физиологической основой многих явлений человеческой психической деятельности, например, привычек, навыков, приобретенных потребностей и пр. Совокупность динамических стереотипов является физиологической основой, объясняющей устойчивые особенности поведения отдельной личности.
Понятие динамического стереотипа было введено И. П. Павловым, употребившим данный термин для обозначения системы условных рефлексов, которые образуются в ответ на действие стабильно повторяющихся условных раздражителей.
Павлов в ходе своих всемирно известных опытов установил, что если у собаки выработается ряд рефлексов в ответ на разного рода раздражители, регулярно повторяющиеся в определенной последовательности, то с течением времени животное будет воспроизводить всю выработанную систему ответных реакций в ответ на воздействие только одного первоначального раздражителя. Такая устойчивая совокупность определенных последовательностей реакций и стала называться динамическим стереотипом.
При выработке динамического стереотипа у человека существует несколько особенностей:
Готовые работы на аналогичную тему
Внешним стереотипом является определенная последовательность внешних воздействий и явлений, совокупность реакций на которые становится внутренним нервно-динамическим стереотипом. Внешними стереотипами могут служить любые целостные явления и предметы, всегда представляющие определенную совокупность признаков, например, уклад жизни, последовательность событий, привычная обстановка и т.д.
Для организма ломка привычного стереотипа всегда становится тяжелым испытанием, сопровождающимся нервным напряжением, что субъективно проявляется как тоска, уныние, нервозность, раздражительность и т.п.
Но, как ни была бы сложна ломка старого стереотипа, в новых стабильных условиях всегда формируется новый стереотип, именно поэтому он и был назван динамическим.
Значение динамического стереотипа для процесса обучения
Динамические стереотипы имеют место при любых многократно повторяющихся действиях и процессах, в том числе и при обучении новым навыкам и их закреплении и при получении новой информации.
Динамические стереотипы в результате длительного функционирования закрепляются все больше и больше и становятся все более трудноизменяемыми. Особенной устойчивостью характеризуются динамические стереотипы у пожилых людей, а также у лиц, обладающих слабым типом нервной деятельности и по разным причинам имеющих пониженную подвижность нервных процессов. Этим объясняется постепенное снижение с возрастом способности к обучению и получению новых навыков.
Привычная система действий значительно облегчает работу нервной системы при выполнении знакомого вида деятельности, что субъективно ощущается как появление положительных эмоций. В то время как по мере установки стереотипа, довершения установки, а также при нарушениях стереотипа зачастую возникают отрицательные чувства.
Для первоначального формирования динамического стереотипа требуются существенные энергозатраты, но, в конечном счете, они окупаются вследствие объединения нервных процессов, лежащих в основе его формирования. Объединяются они таким образом, что текущий рефлекторный ответ не только становится сигналом для следующего звена ответа, но также и сам подкрепляется им.
Для осуществления такого отлаженного процесса, то есть для поддержки стереотипа, уже не требуется так много энергии, за счет чего значительно повышается эффективность работы нервной системы, так как подготовка к последующей реакции происходит автоматически после осуществления реакции. Этим объясняется все большая легкость и точность воспроизведения при заучивании стихотворений и текстов, отработке новых навыков.
При упроченном стереотипе последовательность нервных процессов закрепляется настолько, что все ответы могут воспроизводиться даже при возникновении только одного из стимулов. Могут также последовательно друг за другом очень быстро активироваться несколько стереотипов. Так, например, если человеку предложить задание на воспроизведение строчки стихотворения или песни с заданным словом или распространенным словосочетанием практически всегда у эрудированных людей на ум одновременно приходит несколько вариантов решения этой задачи.
Физиологическая суть любой работы по воспитанию детей и обучению людей заключается в создании нового динамического стереотипа, прочное формирование которого определит появление новых привычек, которые обогащают и совершенствуют деятельность коры головного мозга. При этом ломка старых стереотипов и выработка новых последовательностей нервных реакций будет протекать тем легче, чем естественнее будут использоваться методики и приемы, а также чем меньше грубости и насилия будет допускаться в отношении к обучаемому или воспитываемому человеку. Это объясняется естественной реакцией сопротивления организма получению неприятных эмоций и ощущений.
На выработку нового стереотипа при обучении значительное влияние также оказывают и особенности личности ученика. Так, если человек сам по себе аккуратный и дисциплинированный, активный и сознательный, формирование стереотипа будет проходить более успешно.